Цель проекта на тему экология. Инновационный проект экологического воспитания школьников. Внедрение системы раздельного сбора мусора

Рассмотрено Утверждаю

На заседании Директор СС(К)ОШ VIII вида

Координационного совета

2015 г. 2015 г.

«Юные экологи»

Разработчик проекта:

г. Сургут 2015 – 1016 год.

Экологический практико-ориентированный проект

«Юные экологи»

Проект: долгосрочный, групповой, практико-ориентированный (1 год).

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему.

Конец XX века характеризуется мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды.

Поистине наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим перегрузкам, какие она испытывает на рубеже XX - XXI веков. Человек никогда ранее не взимал с природы столько дани и не оказывался столь уязвимым перед мощью, которую сам же создал.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

Столкновение в последнее время человечества с экологическими проблемами требует немедленных действий по оптимизации отношений человеческого общества и природной среды. В свете перехода к осуществлению концепции устойчивого развития возникает задача не только обеспечения высокого уровня экологического знания населения, но и коренного изменения способа мышления от потребительского к экологическому. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. По нашему мнению, экологическое воспитание - самое важное в наше время. Конечно же, формирование экологической личности без освоения ребенком материала естественнонаучных дисциплин невозможно.

Проанализировав Типовую Программу образования коррекционных школ VIII вида под редакцией В.Воронковой (2000 г.) мы пришли к выводу, что недостаточно, по нашему мнению, обширно охвачен вопрос организации системы экологического образования.

Экологоориентрованное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое направлений воспитательной работы, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья.

Мы считаем, что у младших школьников коррекционных школ необходимо формировать экологическую культуру, однако, этому аспекту воспитания уделяется недостаточно внимания. В результате наблюдений, экскурсий, прогулок, а так же наблюдения показывают, что экологическое самосознание детей в младшем школьном возрасте сформировано недостаточно, в большей степени превалирует потребительское отношение к природе; дети с трудом выделяют себя из окружающей среды, преодолевая в своём мироощущении расстояние от "Я - природа" до " Я и природа". В то время, как данный возраст сензитивен в отношении направленности и интереса детей к природе, мы считаем, что проблема экологического воспитания учащихся актуальна, органична. Решение этой проблемы нами видится во внеурочной деятельности.

Ведутся поиски способов, форм, достижения поставленной цели и задач: комплексность, привлечение средств, поэтому представляется решение задач привлечением новых технологий: компьютерные технологии, повышающими эффективность воспитательного процесса. Отмечается что, наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования и повышение эффективности воспитательного процесса является организация проектной деятельности, личная включенность детей и родителей в событийную жизнь, использование информационных, компьютерных технологий, что особенно важно в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. Участие в экологических акциях, субботниках, работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, повысить свою экологическую культуру, принести пользу окружающей природе.

Поэтому, исходя из вышеперечисленных проблем, мы сформировали цель данного проекта и его задачи.

Цель проекта: создание условий, которые дают возможность детям осуществить процесс познания мира посредством деятельностного подхода.

Задачи проекта:

    изучить литературу;

    разработать систему мероприятий по экологическому воспитанию;

    осуществить серию мероприятий экологического цикла «Юные экологи» и оценить ее эффективность;

    формировать знания обучающихся о необходимости защиты окружающей среды через чтение познавательной литературы, просмотр фильмов, наблюдения, беседы, экскурсии;

    развивать информационно-практические умения детей при подготовке рефератов, оформлении стенгазет, подборе пословиц, поговорок, стихов на экологическую тематику совместно с родителями;

    развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями через совместную деятельность.

    воспитывать у детей внимательное, осознанное, бережное отношение к окружающей природе

Ожидаемые результаты проекта для педагога:

    Систематизирован материал на экологическую тематику;

    Оформлены методические разработки мероприятий по экологическому воспитанию;

    Разработан мониторинг эффективности реализации проекта;

Ожидаемые результаты проекта для детей:

    У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

    Сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

    Сформированы основы экологической культуры детей;

    Развиваются взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, родителями, педагогами;

    Дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Мониторинг эффективности реализации проекта

Цель: определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.

Инструкция к проведению: педагог предлагает ответить на следующие вопросы

    Что означает слово «экология»?

    Почему вам нравится бывать в лесу, парке, сквере?

    Какую пользу приносит лес?

    Можно ли сорить в лесу?

    Почему возникают пожары в лесу?

    Какую пользу приносят птицы?

    Назовите правила поведения в природе.

    Для чего нужно оберегать цветы?

    Как можно помочь нашей природе?

    Хотите ли вы принять участие в экологической акции?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень:

    Отвечает на поставленный вопрос полными предложениями;

    Усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

    Без труда выражает свое отношение к проблеме;

Средний уровень:

    Отвечает на поставленный вопрос;

    Понимает необходимость бережного и заботливого отношения к природе;

    В основном усвоил и соблюдает нормы поведения в природном окружении, в практической деятельности и быту;

    Может выразить свое отношение к проблеме;

Низкий уровень:

    Ребенок затрудняется ответить на поставленный вопрос;

    Не понимает необходимости бережного и заботливого отношения к природе;

    Не усвоил и не соблюдает нормы поведения в природном окружении;

    Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

Участники проекта:

    Воспитатели ГПД

    Дети, посещающие ГПД

    Родители

    Педагог организатор

Проект направлен на учащихся начального звена коррекционных школ VIII вида.

Экологическое воспитание это – формирование экологической культуры населения. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в стране.

Проект начинается с постановки проблемы. Большое внимание уделяется поисковому и проблемному методам.

Проводятся познавательные занятия. Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом и др.) а затем реализуются в самостоятельной деятельности и в повседневной жизни за пределами школы. Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая включает в себя подвижные, дидактические, игры-путешествия.

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие учащихся с родителями. Дети совместно с родителями, используя информационные технологии, подбирают нужную информацию, проводят опыты, занимаются совместной деятельностью, после чего все результаты оформляются в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Для достижения поставленных задач, в ходе проекта, используются информационно- компьютерные технологии, деятельностный подход, сотрудничество между детьми, педагогами, родителями через практическую совместную деятельность, формирование жизненных компетенций: коммуникативная, трудовая, социальная. Подобраны

формы работы:

    наблюдения и экскурсии

    создание рефератов;

    просмотр познавательных видеофильмов;

    познавательное чтение;

    конкурсы и викторины, КВН;

    продуктивная деятельность, защита плакатов;

    лаборатория (опыты и эксперименты);

    выпуск экологический газеты,

    неделя “Волшебная экология души”;

    экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

    эколого-познавательные праздники и развлечения.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результатов в виде детского праздника с посвящением в юных экологов с вручением почетного значка (эмблемы «Юный эколог»).

    Экологическая тревога

    Экологические знаки

    Экологическая газета

    Итоговое мероприятие

План

работы творческой группы по разработке

экологического проекта

«Юные защитники природы».

Задачи

Формы работы

Сроки

Ответственный

Предполагаемый результат

Выявление потребности педагогов в обращении к данной проблеме.

Обоснование значимости и актуальности проблемы

Беседа по проблеме.

сентябрь

Выявлены проблемы.

Формирование положительных мотивов и желания заниматься проблемой.

Определение целей и задач деятельности.

Утверждение плана работы творческой группы.

Собрание творческой группы.

октябрь

План работы творческой группы.

Теоретическая подготовка творческой группы.

Изучение и анализ литературы по данной проблеме. Изучение и анализ опыта работы ДОУ различных городов.

Круглый стол.

октябрь

Изучен опыт работы.

Практическая работа членов творческой группы.

1. Разработка актуальности, целей и задач проекта.

2. Разработка примерного перечня мероприятий с обучающимися и родителями.

Подбор и систематизация материала по экологии

Реализация проекта.

Оформление паспорта проекта.

Обсуждение.

Мозговой штурм.

Индивидуальная работа педагогов.

Работа по плану.

Работа с документами.

октябрь

октябрь

октябрь – ноябрь

ноябрь – апрель

март

Описана актуальность проекта, определены цели и задачи, участники проекта, предполагаемый результат.

Сформулированное название проекта. Разработан план подготовки проведения мероприятий, определены сроки реализации, назначены ответственные.

Оформлен сборник методических и дидактических материалов на экологическую тему.

Проведены мероприятия: экскурсии, игры, наблюдения, выпуск газеты, труд.

Оформлен паспорт с методическими приложениями.

Анализ работы

Подготовка мультимедийных презентаций, статьи.

Собрание творческой группы.

апрель

Презентации по реализации проекта, рефераты.

План-карта действий по реализации проекта для детей 1 – 2 класса.

Акция: « Интересно, что у нас под ногами?» (ноябрь)

Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в школе, на природе.

Дата проведения

Мероприятия

Предполагаемый результат

Загрязненный участок

Познавательное занятие «По страницам Красной книги»

Наблюдения за экологической обстановкой на пришкольном участке. Беседа. Обсуждение.

Изготовление знака «Не сорите»

Дети владеют информацией об неблагоприятной экологической обстановке. Изготовлен знак «Не сорите»

Игра – путешествие. Экскурсия в парк.

Наблюдения за экологической обстановкой в парке. Распределение знаков «Не сорите» на пришкольном участке.

Изготовление фотографий «А у нас во дворе».

Установленные предупреждающие знаки. Фотографии для оформления экологической газеты.

Трудовой десант.

Уборка на пришкольной территории мусора (банки, стекло, бумага).

Чистый пришкольный участок.

Газета «А у нас во дворе»

Оформление фото - газеты «А у нас во дворе»

Защита Фото – газеты «А у нас во дворе».

Познавательный фильм.

Просмотр познавательного фильма. Обсуждение.

Дети владеют информацией.

Акция:

« Ёлочка-краса» (декабрь).

Цель: обучение общению с природой, бережному отношению к елям.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Вырубка елей к новогоднему празднику.

Познавательное занятие «Путешествие по лесной тропе»

Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок.

Изготовление таблички «Не рубите ель».

Дети владеют информацией. Изготовлена табличка «Не рубите ель».

Рисование «Украсим елочку к празднику»

Подбор материала для оформления стенгазеты «Спасем елочку».

Выставка готовых рисунковНаличие матери ала для оформления стенгазеты.

14.12

Экскурсия в парк Энергетиков.

Наблюдения за елью. Укрыть елочку снегом. Установка знака «Не рубите ель».

Установленные предупреждающие знаки.

15.12

Выпуск стенгазеты.

Оформление стенгазеты «Спасем елочку» (пословицы, поговорки, загадки, рисунки).

Защита стенгазеты.

16.12

Дидактическая игра «Подбери плоды к дереву».

Дети владеют информацией.

Акция:

«Птичье меню» (январь).

Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помочь им зимой.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Птицам нет еды.

Познавательное занятие «Наши пернатые друзья».

Загадки, конкурсы, игры.

Подготовить реферат «Зимующие птицы».

Дети владеют информацией. Реферат на тему «Зимующие птицы».

Раскрашивание «Зимующие птицы»»

Изготовить кормушку для птиц.

Кормушки.

Экскурсиянаблюдения за птицами.

Развешивание кормушек на пришкольном участке. Подвижные игры «Воробей», «Гуси лебеди».

Подобрать стихи, кроссворды, загадки о зимующих птицах.

Дети владеют информацией. Развешенные кормушки на пришкольном участке.

Выпуск газеты экологической направленности.

Раскладывание корма в кормушки. Оформление газеты «Покормите птиц зимой».

Защита газеты экологической направленности.

Дидактическая игра «Птичья мозаика».

Дети владеют информацией.

Акция:

«Капелька воды» (февраль-март).

Цель: Формирование представлений о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней.

Постановка проблемы («Экологическая тревога»)

Дата проведения

Мероприятия

Совместная деятельность педагога с детьми

Совместная деятельность детей с родителями

Предполагаемый результат

Вода в опасности.

Познавательное занятие «Путешествие капельки воды»

Опыт по изучению свойств воды.

Подбор материала о воде (стихи, рассказы, пословицы, загадки).

Дети владеют информацией.

Рисование «Мир в капельке воды».

Оформление выставки рисунков.

Изготовление эмблемы «Юный эколог».

Выставка рисунков.

Просмотр познавательного фильма.

Обсуждение просмотренного (беседа о загрязненных природных ресурсах)

Дети владеют информацией.

Экскурсия – беседа «Кому нужна вода»

Наблюдения. Обсуждение.

Составление книжки – раскладушки «Вода и жизнь»

Итоговый результат проекта для детей 1 – 2класса и родителей – развлечение (апрель).

Посвящение в юных защитников природы с вручением почётного значка (эмблемы «Юный эколог).

Литература

    Степанова Т. Проектная деятельность в системе работы начальных классов. Учитель, 2004.

    Организация проектной деятельности в школе: система работы. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2009

    Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.

    Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.

    Бианки В. Лесные происшествия. «Стрекоза» 2000.

    Бианки В. Синичкин календарь. «Стрекоза» 2000.

    Сахарнов С. Рассказы о животных. Москва 2005.

8. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование, 2000, №7.

«Круговорот спроса и выброса» все в большей степени сказывается на состоянии окружающей среды. Предотвратить истощение ресурсов, защитить экосистемы Севера от необратимой деградации, найти безопасные источники энергии - основные задачи Ямала в 21 веке.

В связи с этим регулирование экологических отношений является одной из приоритетных проблем, в решении которых участвуют большое количество международных, национальных и локальных организаций.
Проблема загрязнения среды обитания считается более серьезной, чем экономические проблемы. Она угрожает существованию биологических видов северных ландшафтов.

При отсутствии эффективных мер для ее решения жизнь на Земле стать просто возможной. Загрязнение носит как локальный, так и глобальный характер. Ему подвержены все природные оболочки: литосферы, гидросферы и атмосферы. Поступая в состав литосферы, твердые промышленные и сельскохозяйственные отходы могут содержать разнообразные токсичные вещества. Это может происходить при добыче полезных ископаемых, когда на поверхность земли поднимаются огромные массы вещества.

При утилизации твердых бытовых отходов неизбежно возникают экологические проблемы землепользования:

1. Смещение приоритетов в сторону экстенсивной эксплуатации природных ресурсов и решения текущих экономических задач в ущерб долгосрочным;
2. Отсутствие научно-обоснованной нормативно-правовой базы экологической или природоохранной регламентации антропогенных нагрузок на земельные ресурсы;
3. Недостаточная правовая защищенность природных комплексов;
4. Отсутствие правового механизма закрепления ответственности за загрязнение, нарушение и деградацию земель.
5. Практическое отсутствие государственного учета природно-хозяйственного качества и экологических функций земель при кадастровой оценке, определения стоимости земельного фонда.

Цель проекта - создать условия для развития у детей чувства причастности к решению экологических проблем через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе, по привлечению внимания общественности к местным экологическим проблемам.

Наиболее важной и новой задачей проекта на сегодняшний день является попытка превращения школ в экологические центры своих микрорайонов и формирование вокруг школ "островков" устойчивости.
В отдаленной перспективе данный проект должен способствовать превращению Ямало-Ненецкого автономного округа в устойчивый район.

Объект исследования

Твердые отходы - это и обычный бытовой мусор. Ежегодно только из больших городов вывозится более 12 млрд. т всевозможных бытовых отходов. Такие массы вещества позволяют приравнять процесс «производства» мусора к геологическим процессам, так как они сопоставимы с объемами выбросов во время вулканических извержений. Большую часть бытовых отходов составляют разнообразные упаковочные материалы: бумага, стекло, пластик и др. Их количество зависит от объема потребления населением всевозможных товаров. Поэтому львиную долю всего бытового мусора «производят» развитые страны, отличающиеся высоким уровнем жизни. Пока основным способом борьбы с этим видом загрязнения природной среды является вывоз мусора за пределы городов на организованные свалки.

Но это только видимость борьбы. Свалка уродует пейзаж. С ее поверхности в воздух поступают в виде испарений летучие соединения , которые ветром могут разноситься на десятки километров. Часть веществ растворяются дождевыми водами, которые затем поступают в подземные воды и разносятся на десятки километров. Окруженные свалками крупные города оказываются в зоне влияния этих свалок. Появилась даже невеселая шутка: «Был каменный век, был бронзовый, был железный… А сейчас идет век мусорный». Существующие заводы по переработке мусора кажутся отличными средством для решения проблемы.

Еще одно серьезнейшее изменение природного состояния земной поверхности связано с открытой разработкой полезных ископаемых . Открытая добыча минерального сырья происходит в карьерах. Современные карьеры могут иметь глубину сотни метров и диаметр десятки километров. На площади в сотни квадратных километров полностью уничтожена природа нашего округа. Не случайно, что заброшенные карьеры иногда называют «лунным ландшафтом». Другое, часто применяющееся, название - бедленды , то есть «дурные земли».

Бедленды довольно часто используются при съемке фантастических фильмов в качестве готовых декораций, изображающих чужие миры или Землю после ядерной катастрофы. Здесь полностью уничтожена растительность, почва, а часто и весь слой осадочных отложений до скального основания. Фактически это «дыра» в природном ландшафте. Но это еще не все. Заброшенные карьеры расширяются, так как потоки дождевых вод размывают их склоны, не защищенные растительностью. В результате карьеры увеличивают свою площадь в несколько раз.

Система расселения для тиражирования проекта

В настоящее время на территории округа действуют две системы расселения: 1.традиционная, сформировавшаяся исторически;
2. нефтегазовая, возникшая в результате освоения месторождений углеводородного сырья.

Обе системы со временем все более взаимодействуют и интегрируют в единую. Локальные системы расселения Нижнего Приобья продолжают ориентироваться на Салехард как важнейший торговый и транспортно-распределительный узел западной части округа. В него входят Лабытнанги, являющийся крупным речным портом и железнодорожной станцией. Восточная же периферия (Тазовский и Красноселькупский районы) в своих связях начинает опираться на центры нефтегазового комплекса- Новый Уренгой, Коротчаево, Ноябрьск.В самом Надым-Пуровском районе, наиболее затронутом промышленном освоением, сформировались собственные локальные системы расселения.

В Надымскую локальную систему расселения с центром в Надыме входят поселок Пангоды, Старый Надым, населенные пункты при газоперекачивающих станциях магистральных газопроводов. К Надыму сейчас тяготеют и национальные поселки Ныда, Нори.
Новоуренгойская локальная система расселения с центром в Новом Уренгое включает перспективные поселки Коротчаево, Лимбияха,Ямбург.
Ноябрьская система расселения включает г. Муравленко, поселки Вынгапуровский и Холмы. В Губкинскую систему входят поселки Пурпе и Тарко-Сале.

Дальнейшее развитие системы расселения округа идет по пути интеграции локальных систем в единую. Реально этот процесс может быть осуществлен через создание надежных наземных путей.

Этапы реализации экологического проекта

1этап
Создание отрядов по очистке территории муниципальных образований и прилегающих территории, уделяя особое внимание водоохранным зонам.
Благодаря инициативе Губернатора округа Кобылкина Д. и Главы муниципального образования города Новый Уренгой Костогриза И. такие отряды создаются и действуют на территории города. К сожалению, они немногочисленны и не могут решить проблему замусоривания территории.

2. Вторым этапом решения экологических проблем округа может быть решена на районном уровне посредством экологического образования детей, просвещения всех слоев населения с привлечением администрации района, улучшения работы хозяйственных служб. Создатели проекта хотели попробовать практически на своем локальном уровне реализовать идеи природоохранной деятельности.

Появлению проекта способствовал как многолетний опыт по работе с детьми, так и хорошее знание экологических проблем района, видение путей их решения. В первую очередь, в экологическом просвещении и повышении экологической культуры населения. Организаторы пришли к пониманию того, что детский экологический проект должен отвечать интересам детей. Этот путь более эффективен, чем, например, традиционное привлечение учащихся взрослыми (например, учителями в школе) к экологической деятельности.

Перспективы
За первый учебный год более 1000 детей получат пакеты информации и станут участниками проекта без активного вмешательства учителей.
В настоящее время проект достаточно большой и организаторы хотят локализовать его. Основная идея - создать устойчивые школы. То есть, школа должна стать центром и экологического образования, в школе должен осуществляться экологический подход во всем.

Описание проекта

Проект находится в стадии начальной реализации и устойчиво функционирует. Вместе с тем, более чем за два года работы накоплен опыт, который можно использовать для тиражирования проекта, разработана система оценки результатов деятельности. Проект имеет достаточно проработанную и четкую структуру, он постоянно развивается, в его рамках появляются новые инициативы, способствующие развитию и углублению проекта.

Проект состоит из нескольких программ, по которым могут работать его участники:
"Вода в городе" - развитие ответственного отношения к городским водоемам через изучение состояния водных экосистем в районе. Например, дети изучали озеро Безымянное и обнаружили, что на берегах плохо растут деревья.

"Биоразнообразие" - развитие ответственного отношения к живой природе города через изучение видового разнообразия флоры и фауны района. Например, в результате исследований было выявлено большее видовое разнообразие птиц, чем известно из литературы, описывающей центральные районы города. У этой программы есть подпрограммы "Птицы", "Мое дерево".

"Дыхание города" - привлечение внимания детей к состоянию воздушного бассейна района, зависимости качества воздуха от деятельности людей, выявление путей по решению проблем загрязнения воздуха. Например, учащиеся МБОУ СОШ№5 изучали распределение воздушных потоков внутри кварталов многоэтажных новостроек, количество автотранспорта в районах школ и детских садов, способы утилизации бытового полиэтилена, ландшафтный дизайн города Новый Уренгой.

"Общественное мнение" - способствует развитию социальной активности детей и дает детям возможность повысить значимость своей деятельности.

В рамках проекта на всех его этапах и по всем программам разработана четкая система организации работы. Она включает в себя подготовительный этап, когда пробуждается интерес участников к изучению и улучшению ближайшего природного окружения. Второй этап - привлечение широкого круга участников после создания инициативной группы. Основной этап подразумевает самостоятельную работу участников по программам проекта. Заключительный этап - подведение итогов, награждение наиболее активных участников.

Партнеры:
Школы, работающие по проекту и детская экологическая станция.

Финансирование:
Для стартового финансирования проекта планируется получение небольшого гранта от Фонда Сороса, средства от которого пойдут на размножение раздаточного материала и на покупку некоторого оборудования. Дальше предполагается перейти на самоокупаемость, как сейчас и происходит.
Источник дохода - сдача макулатуры, пластиковые бутылки, алюминиевые банки.

Основные ожидаемые результаты проекта:
Для ребенка - удовлетворение базовых психологических потребностей в причастности, признании; получение нового социального и практического опыта и умений; повышение уровня знаний об окружающей среде; полезное и интересное проведение времени.
Для школы - решение задач организации творческого досуга учащихся; развитие системы экологического образования в школе.
Для УДО - привлечение новых, заинтересованных учащихся к работе в коллективах; дополнительное распространение информации о деятельности учреждения.
Для окружающей среды - реальное улучшение экологической обстановки путем практических действий участников; снижение давления на местную окружающую среду со стороны части населения, вовлеченной в проект, благодаря повышению их экологической компетентности и экологической культуры. Для местных органов власти - получение дополнительной информации об экологической обстановке в районе; получение обратной связи от общественности района; экономия части средств, затрачиваемых на оплату работ, связанных с зелеными насаждениями, общественным мнением; экологический мониторинг; подробная экологическая карта района, составленная участниками проекта; содействие в решении вопросов экологического просвещения населения.

3 этап
Создание новой системы утилизации твердых бытовых отходов.

В ближайшее время мусорные контейнеры необходимо заменить на подземные хранилища отходов и пластиковые баки. Также построить перерабатывающий завод, который не только утилизируют, но и вырабатывают электроэнергию.

Внедрение новых пластиковых банок, которыми также необходимо заменить металлические контейнеры, находящиеся в живом секторе. Использовать пластиковые банки в подземных хранилищах для мусора, отказаться от использования выкаток - огромных тяжелых и неудобных тележек для мусорных контейнеров. Возможно использование и пластиковых контейнеров с колесами.

Новые системы хранения отходов, которые в ряде случаев являются герметичными, решают проблему плохого запаха и не позволяют ветру и животным разбрасывать мусор по дворовой территории. Новая система сборов и утилизации твердых бытовых отходов позволяет также убрать мусорные баки с территории дошкольных заведений и школ.
Мусоропроводный завод, оснащённый биореакторами, которые перерабатывают бытовые отходы и производят при этом биогаз и электроэнергию.

Уникальный технопарк - единственное предприятие, перерабатывающий в своих биореакторах иловый остаток - бактерии, которые используются на очистных сооружениях для очистки воды. Завод перерабатывает до 20 тонн биомассы илового остатка в сутки, утилизирует древесину, автопокрышки, ртутьсодержащие лампы дневного света и различные виды пластика.

4 этап
Правительство Ямало-Ненецкого Автономного округа, необходимо разработать окружную целевую программу утилизации твердых бытовых отходов. В проект окружной компании включить мероприятия по обустройству заводов по переработке и утилизации отходов. Используя экологический проект «Чистый город» на базе Салехарда, приобрести контейнеры для складирования и хранения люминесцентных ламп, создать и оборудовать участки раздельных сборов отходов. Разместить с учетом сложившейся системы расселения, заводы по утилизации отходов мощностью 20 тыс. тонн. Заводы будут заниматься реализацией лома цветного и черного металла. Необходимы прессы для более компактного хранения пластмасс, полиэтилена, бумаги, резины и др. сложная транспортная система затрудняет вывоз отходов и вторичного сырья за пределы регионов. До сих пор существует практика несанкционированного размещение отходов. Повсеместно размещаются мусорные свалки в лестных массивах, на берегах водоемах общего пользования, на прилегающих к населенным пунктам территориям. Экономически выгодней перерабатывать твердые бытовые отходы на местах.

Вовлечение малого и среднего бизнеса в решении проблем экологии позволит не только улучшить ситуацию в округе, но и создать дополнительные рабочие места для подростков, молодежи, не работающих пенсионеров. Возможно привлечение инвестиционных средств.

Выводы
Охрана окружающей природной среды от загрязнений. Экологическая обстановка в большинстве северных районов характеризуется целым «букетом» негативных факторов - загрязнение воздушного и водного бассейнов, почвенно-растительного покровов. Не предотвращенный ущерб только в 1961-1990гг. водной Тюменской области достиг 3,5 млрд. руб. (в ценах 1984 года), причем 80%этого ущерба связано с залповым выбросами. Велик сброс сточных вод на рельеф
- более 70 млн. куб. м в год. Только при сжигании попутных газов ежегодно в атмосферу выбрасывается до 40 млн. т оксидов углерода, азота и серы и изымается до 25 млн. т кислорода. Меры по ликвидации загрязнений широко известны - совершенствование технологий, герметизация производственных процессов, очистка сточных вод и выбросов в атмосферу. Но жизнь показала что все эти меры, даже при удовлетворительном их поведении, не приводят к технологическим и гигиеническим мероприятиям по охране окружающей природной среды целесообразно ввести в практику управления природопользования методы экономического стимулирования и регулирования финансово-кредитной базы «экологического» хозяйствования. Суть этих методов заключается в следующем: платежи за расход и потребление природных ресурсов и за право пользования природными объектами (земельными, минерально-сырьевыми, рекреационными, водными, лесными, топливно-энергические); платежи за загрязнение окружающей природной среды, косвенные экологические налоги;
Льготы по налогам прибыли в зависимости от затрат и результата природоохранной деятельности;
Экономические санкции за нарушение норм рационального природопользования;
Льготы условия амортизации природоохранных объектов;
создание экологических фондов (предприятий региона) с последующей трансформацией в экологические банки;
организация резервного фонда для аккумулирования платы за используемые в настоящем в настоящем невоспроизводимые ресурсы;
Формирования рынка экологических услуг для финансирования (разведка полезных ископаемых, лесовосстановление, мелиорация), страхование сумм в компенсацию ущерба от аварий;
Активация методов прямого регулирования природопользования на региональном уровне и соответствующих ему региональных структур.
Использование экстерриториальных факторов. Устойчивое развитие динамичных ресурсных регионов невозможно без сохранения в них динамического экологического равновесия, т.е. состояния длительного равновесия между природной средой и человеческим обществом, при котором бы первая сохраняла шансы самовоспроизводства и самосохранения, а второе могло нормально и динамично развиваться, удовлетворяя свои текущие потребности и имея резерв развития в будущем. Развитие должно быть сбалансировано разумными потребностями общества. В природных ресурсах и возможностями природной среды удовлетворять эти потребности без ощутимого ущерба, наносимого человеческой деятельностью экосистемам региона. Речь, по существу, идет о коэволюции природы и общества на территории того или иного региона. В соответствии с этим принципом и градостроительство понимается как деятельность по планомерному и целеустремленному формированию материально-пространственной среды обитания людей, обеспечивающая условия развития биосферы в целом.

Состояние природной среды во многих северных регионах далеко не соответствует рассмотренному принципу. Экологическое равновесие во многих регионах нарушено. Помимо отмеченных выше масштабов загрязнения окружающей природной среды - воздуха, воды, почвенно-растительного покрова во многих районах получили распространение негативные явления деградации целостных экосистем (включая все их компоненты - растительность, животный мир, абиотические составляющие), уничтожения обширных таежных и тундровых ландшафтов, что приводит к серьезному дисбалансу между природной и антропогенной средой.

В северной тайге распространены сплошные рубки, что приводит к вторичному заболеванию и является главной причиной продвижения границы тундры на юг.

Загрязнение почвы нефтью и нарушение почвенного покрова транспортными средствами достигло очень больших масштабов (с начала освоения нефтяных и газовых месторождений загрязнено не менее 50-100 тыс. га и много больше разрушено транспортными средствами). Их хозяйственного оборота изъяты десятки тысяч га оленьих пастбищ, что ведет к снижению их поголовья и помимо подрыва продовольственной базы коренных малочисленных народов существенно ослабляет северных экосистемы, уменьшая наиболее активную часть их биомассы.

Интенсивное изъятие природных ресурсов и одноцелевое их использование значительно сокращает сырьевую базу региона, ведет к расточительному потреблению ресурсов и еще большему загрязнению природной среды. Одновременно усиливается процесс разрушения ландшафта, растут площади «бросовых» земель, ухудшается соотношение нарушенных территорий.

Экологическая политика в северных районах носит, как правило, ограничительный и запретительный характер. Критерии эффективности имеют формально-технократическую ориентацию (разные виды нормативов, ПДК, ПДВ и т.д.). В то же время сочетание ингредиентов, попадающих в природную среду, не учитываются. Не учитываются и параметры экологической емкости территорий, а также резервы ее самовосстановления.

В арсенале средств поддержания динамического экологического равновесия важную роль играют территориальные методы, значение которых до сих пор по достоинству, особенно в практике, не оценено. Задачей территориальных методов поддерживания динамического экологического равновесия является создание в условиях интенсивной эксплуатаций части территории экологического буфера в виде экстенсивно эксплуатируемых участков, частично охраняемых и абсолютно заповедных площадей, где может сохраняться видовой состав, необходимый для подержания надежности работы экологических систем и динамического оптимума средообразующих компонентов во всей иерархии природных комплексов до биосферы включительно. Проще говоря, в регионе должен быть соблюден баланс интенсивно и экстенсивно используемых земель.

Подобный баланс зависит от многих факторов, но главным образом от способности природной среды той или иной географической зоны к самовосстановлению - чем севернее зона, тем эта способность ниже:
в районе южной тайги - преобразованные и сравнительно нетронутые участки должны соотноситься как 1:1;
в районах северной тайги - интенсивно используемые участки должны занимать не более 20%, а экстенсивно используемые не менее - 80%;
в районах тундры: преобразованные участки - 2%, естественные экосистемы (в том числе оленьи пастбища) - 98%;
в районах арктической зоны - преобразованные участки должны занимать в ней 1-2% всей территории зоны.

Необходимо также обеспечить целостность, связанность и сбалансированность этих структур. А это возможно лишь при целенаправленном формировании «взаимопереплетающихся» социально-экономического и экологического каркасов территории ее функционального и урбоэкологического зонирования, то есть проведения масштабных исследовательских и проектных работ в рамках градостроительной политики в каждом из активно осваиваемых северных регионов.

Список литературы
1. Акимова Т.В. Экология. Человек-Экономика-Биота-Среда: Учебник для студентов вузов/ Т.А.Акимова, В.В.Хаскин; 2-е изд., перераб. и дополн.- М.:ЮНИТИ, 2006.- 556 с
2. Акимова Т.В. Экология. Природа-Человек-Техника.: Учебник для студентов техн. направл. и специал. вузов/ Т.А.Акимова, А.П.Кузьмин, В.В.Хаскин - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 343 с
3. Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2006. - 256 с.
4. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. Учебник для студентов вузов. М.: Агар, 2006. - 424 с.
5. Коробкин В.И. Экология: Учебник для студентов вузов/ В.И. Коробкин, Л.В.Передельский. -6-е изд., доп. И перераб.- Ростон н/Д: Феникс, 2007.- 575с.
6. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экорлогия. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2007. - 624 с.
7. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология: Уч. пособие для стут. химико-технол. и техн. сп. вузов./ Под ред. В.А.Соловьева, Ю.А.Кротова.- 4-е изд., испр. - СПб.: Химия, 2006. -238с.
8. Одум Ю. Экология. - М.: Наука,2006.
9. Чернова Н.М. Общая экология: Учебник для студентов педагогических вузов/ Н.М.Чернова, А.М.Былова. - М.: Дрофа, 2008.-416 с.
10. Экология: Учебник для студентов высш. и сред. учеб. заведений, обуч. по техн. спец. и направлениям/Л.И.Цветкова, М.И.Алексеев, Ф.В.Карамзинов и др.; под общ. ред. Л.И.Цветковой. М.: АСБВ; СПб.: Химиздат, 2007.- 550 с.
11. Экология. Под ред. проф.В.В.Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2006. - 768 с.
12. Интернет-ресурсы

МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Социальный проект

«Экодесант»

учащиеся 8 класса

Фотина Елена,

Кобелева Дарья,

Окулова Алена

Руководитель:

Кобелева С.А.

2013-2014 учебный год

    Введение…………………………….2

    Обоснование проекта………………3

    Цель и задачи………………………..5

    Сроки реализации и участники …...6

    Ожидаемые результаты…………….8

    Смета ………………………………..8

    Методы реализации………………...9

    Результаты проекта………………..10

    Приложение………………………..11

Введение.

Название проекта: "Экодесант"

География проекта: Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.

Сроки реализации проекта: сентябрь – ноябрь 2013 года

Юридический адрес организации: МОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

618173 Пермский край, Еловский район, с.Дуброво.улица Юбилейная 1-а

Аннотация проекта.

Проект будет реализован жителями Школьной Республики и представителями Совета дела Дубровской школы под руководством Кобелевой С.А и направлен на улучшение экологической ситуации в селе Дуброво, состоит из исследовательской и практической части. Исследовательская часть связана с социологическим опросами жителей села, интервьюированием отдельных представителей местного социума, обобщением полученных материалов.

Практическая часть связана с компанией по привлечению жителей села для решения экологических проблем, с привлечением благотворительных средств на реализацию проекта.

Обоснование проекта

Человек, посмотри по сторонам: это твоя страна, твой город, твое село, твои поля, реки, озера. И, к сожалению, мусор тоже твой! Мы думаем, у каждого человека возникает внутреннее недовольство, вызванное окружающим мусором, так привычно вписанным в ландшафт лесов, скверов, парков, да и просто жилых дворов.

Малая Родина – место, где родился, где вырос и живешь. Место, о котором скучают, находясь вдали от дома и куда вновь хочется вернуться, с которым связаны добрые моменты жизни. Это тот уголок, который так дорог сердцу. И очень хочется, чтобы наша малая Родина была чистая и уютная, чтобы каждый житель мог гордиться своим селом.

В данное время в селе Дуброво в центре - серо и скучно, не хватает цветов и ярких красок. Автобусная остановка – то, что первым видит гость села, – требует косметического ремонта. Местное население не совсем бережно относится к окружающей среде, бросают мусор себе под ноги и устраивают свалки на улице.

Может, не стоит ждать какого-то доброго волшебника, который придет и наведет чистоту в нашем селе, а попробовать хоть что-нибудь самим сделать для этого?

Но только говорить о данной проблеме мало, от этого не становится вокруг чище. Эту проблему нужно решать практическими действиями. Настало время придать этому процессу чёткую форму и организацию.

И пришла нам такая идея – привлечь местные власти и население села к решению этой проблемы. Мы сделаем это сами. А для того, чтобы воплотить эту идею в жизнь, мы решили подойти к делу по-взрослому. Мы разработаем самый настоящий проект.

Нам предстоит проанализировать ситуацию загрязнения в селе, вести пропаганду среди учеников нашей школы, привлечь внимание всех жителей задуматься над проблемой мусора в село Дуброво. Мы считаем, что общими усилиями можно если не решить всю проблему, то хотя бы сдвинуть ее с мертвой точки.

Проблемы:

1. Загрязнение бытовыми отходами центра села.

2. Отсутствие экологической культуры у населения

У нас возникла идея организовать жителей Школьной Республики и жителей села на решение части экологических проблем. Свою работу мы решили вести в трех направлениях:

1) Просветительская деятельность среди учащихся, жителей села, направленная на осознание ими проблемы бытового загрязнения;

2) Активизация действий Администрации села;

3) Практическая деятельность по охране природы.

Цель: Очистить улицы и центральную площадь села Дуброво от бытовых отходов и покрасить остановку.

Задачи:

    Проведение ряда мероприятий, направленных на очистку, и приведение в порядок территории центра села:

    Опрос жителей села,

    Выпуск листовок и агитплакатов,

    Покраска остановки,

    Уборка мусора около остановки

    Привлечение общественности (родителей, жителей села, учащихся школы)

    Выступление на общешкольной линейке о результатах работы

Сроки реализации проекта.

Т.к данная идея была предложена на первом заседании Совета дела, посвященном Году Экологии, было принято решение не откладывать доброе дело и назначить сроки: Сентябрь – ноябрь 2013 года

План реализации проекта

Мероприятие

ответственные

Имеющиеся ресурсы

Недостающие ресурсы

Составить анкету для жителей села с целью выяснить отношение к экологическим проблемам села

Кобелева Дарья

Компьютер

Опросить жителей села и получить результат

Кобелева С.А..

Уч-ся 7 кл

Организовать учащихся школы, родителей и жителей села на экологическую акцию «Чистое село»

Еловикова С.Б.- учитель биологии

Кобелева С.А.- организатор

Лозинская Л.В.- глава поселения

Мусорные мешки

Ватман для объявления

транспорт

Сфотографировать проблемные территории села с точки зрения экологии /центр села, свалки, мусор около домов, автобусную остановку/

02.09. по 27.10.13

Окулова Алена

цифровой фотоаппарат

Подготовить презентацию

о реализации проекта

18.10. по 19.11.13

Фотина Елена

Подготовить выступление агитбригады «Экодесант» и выступить перед учащимися школы

Окулова Яна

Пастухов Д.А.

Провести в школе конкурс рисунков плакатов «Природа села в опасности»

Кобелева С.А-учитель ИЗО

Ватманы, альбомные листы

Разработка эскизов для покраски остановки и тематические листовки

Татаркина Диана

Покраска автобусной остановки

Инициативная группа 7 класса

Краска, кисти, кювета, валик, емкости для смешивания краски

краски, колер

Распространение листовок и агитационной информации на досках объявлений

Уч-ся 7 кл

Файлы, кнопки

Участники проекта:

1. Учащиеся МОУ «Дубровская СОШ».

2. Педагогический коллектив МОУ «Дубровская СОШ».

3. Администрация Дубровского сельского поселения.

4. Жители села Дуброво.

Ожидаемые результаты

Осознание значимости проблемы и улучшение эстетического и экологического состояния села.

Осознанное повышение экологической культуры школьников и жителей села.

Выступление агитбригады смогут посмотреть не менее 120 учащихся и жителей села.

Смета проекта.

1. Для печати листовок - Бумага (белая и цветная) для принтера – 1 пачка (150-00 руб.)

3. Ватман - 5 шт. по 15 руб. (75 руб.)

    Канцелярские принадлежности (кнопки, файлы, маркеры, простые карандаши) – 100-00 руб.

    Водоэмульсионная краска 7 литров (460 руб.)

    Колер 2 шт. по 30 руб. (60 руб.)

Итого: 1095 рублей за счет родительских средств

2. Методы реализации

С целью привлечения внимания учащихся, их родителей, жителей села к проблеме бытового загрязнения и активизации их действий на исправление данной ситуации мы выбрали следующие методы:

    Акция «Чистое село»/уборка территории центра села и остановки /приложение 4/

    Беседы с учащимися о проблеме загрязнения села

    Метод наблюдения

    Размещение в общественных местах села плакатов, призывающих жителей к наведению порядка на своих улицах, возле своих домов; /приложение 4/

    Творчества (покраска остановки, конкурс рисунков «Природа села в опасности», агитвыступление на общешкольной линейке

/ приложение 2)

    Анкетирование жителей села «Родному селу чистоту и порядок» /приложение 1/

    Сотрудничество с администрацией села

    Использование ИКТ- технологий /создание презентации о реализации проекта/

Результаты проекта:

Красивая, ухоженная остановка села Дуброво.

Чистая от бытовых отходов территория центра села

Выступление агитбригады посмотрели не менее 120 учащихся

В школьном конкурсе рисунков приняли участие 70% учащихся ребят начальной школы

Распространили 45 тематических листовок среди населения

Провели акцию «Чистое село»

Передали предложения и пожелания от жителей села Совету депутатов

Подготовили презентацию о реализации проекта

Привлекли общественность к участию

Перспективность проекта.

Для дальнейшего развития проекта «Экодесант» планируется следовать по следующим направлениям:

1. Обновлять информационные плакаты, побуждающие односельчан к поддержанию чистоты в селе.

2. Ежегодно проводить субботники, акции и беседы с учащимися о чистоте родного села.

В этом учебном году работа по данному направлению продолжается/приложение 5/.

В сентябре жители Школьной Республики поучаствовали в общероссийской акции «Зеленая Россия – 2014», ребятами – старшеклассниками были привезены в школу саженцы, которые затем были посажены около Дома Досуга в центре села Дуброво. Всего было посажено 20 кленов, 10 рябинок и 10 елей. Ребята начальных и средних классов поучаствовали в акции «Чистое село», собрали мусор в центре села, на стадионе, на обочине дорог вдоль улиц.

Надеемся, что наше село будет красивым, зеленым, а самое главное – чистым! Встретим весну 2015 года и Великую Победу в чистом селе!

Приложение 1

Анкета «Родному селу – чистоту и порядок!»

    Кто больше сорит на улицах?

    «Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни?».

Ваши пожелания, предложения или просьба.

Результаты анкетирования из 29 респондентов

      Считаете ли Вы село Дуброво чистым?

      Кто больше сорит на улицах?

Дети, жители, все, молодежь, алкоголики, взрослые

    Что является причиной загрязнения села?

Горелые дома, невоспитанность, несвоевременность уборки мусора, безответственность, бесконтрольность, бескультурость людей, бытовой мусор, нескошенная трава

    Что нужно предпринять, чтобы сделать село чистым?

Развивать чистолюбие, своевременно вывозить отходы и мусор, вести пропаганду и перевоспитывать жителей, не мусорить

    Считаете ли Вы экологическую безопасность (чистота воздуха, воды, почвы) главным в жизни? Да-27, нет- 1, незнаю-1

Ваши пожелания, предложения или просьба:

      Убираться возле домов

      Работать всем по совести /обращение к депутатам/

      Вести нормальный образ жизни

      Любить свое село, украшать его

      Прибирать за собой

      Организовать вывоз отходов и мусора по заявкам жителей

      Установить больше урн и контейнеров в центре села

      Не выбрасывать мусор из машин

      Посадить деревья, разбить парк

Все пожелания и предложения были переданы Еловиковой С.Б.- учителю биологии и химии, члену Совета депутатов Дубровского сельского поселения.

Приложение 2

Итоги проекта учащиеся представили на общешкольной линейке творческим выступлением, автор слов которого стал учитель математики Пастухов Д.А.

Что такое «экос»? Это дом,
Что такое «логос»? Это знание.
Значит экология – знание о том,
как не уничтожить Жизни здание.

Нашей «жизни здание» - тоже дом.
Дом, где мы растем, взрослеем, любим.
Значит, позаботиться надо нам о нем!
Как заботиться? Мы с вами здесь обсудим.

Важно все – опрятность, чистота;
часто «по-одежке» нас встречают.
Как магнит нас манит красота,
в мире все прекрасно это знают.

Думаем, что каждое село
видят, начиная с остановки.
Значит, время действовать пришло;
красим остановку, вместе, ловко.

Нужно и дубровцев расспросить,
как улучшить жизнь в родном селе?
Что по силам нам? И в чем просить
компетентной помощи властей?

Нам по силам мусор не бросать;
в центре, в школе, дома, у дорог…
Если насорили, то – прибрать!
Чистота – здоровия залог.

Власти могут многое решить:
больше урн в общественных местах,
мусор нужно чаще вывозить,

нужно, чтоб порядок нормой стал.

Самых чистоплотных – награждать.
И грязнуль пусть тоже знают люди…
Можно «чистоты десант» создать,
и тогда, жизнь лучше точно будет!

И еще, пусть наши малыши
поступают так, как в школе учат.
В этом есть начало дел больших.
Лучших граждан так страна получит.

Нужно, чтоб велением Души
стало устремленье к чистоте;
так мы шаг огромный совершим
к Истине, Добру и Красоте!

Приложение 3

Листовки для агитации населения


«Наше село не мусорная свалка»,

«Мы хотим жить в чистом селе»

Приложение 4 Приложение 5





Приложение 3

МОУ « Дубровская средняя общеобразовательная школа»

ЧИСТОЕ СЕЛО, ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА, ЧИСТАЯ СОВЕСТЬ

В Тихом океане находится большое .

"пластиковое пятно" глубиной 45 метров,

по площади равное территории США.

Точных данных о "пятне" нет, никто его

не исследовал . Потому что океан - ничей…

А такие свалки рядом с нами.

И они НАШИ !!!

Мусор-это серьёзно.

Для естественной переработки отбросов требуются долгие годы и даже столетия;

Стеклянные бутылки - 1 миллион лет;

Консервные банки -50-80 лет (закопаете под сливой- 2-3 года);

Резиновые подошвы ботинок -50-40 лет;

Кожи -50 лет;

Изделия из нейлона -30-40 лет;

Пластмасса - 700 – 800 лет;

Полиэтиленового пакета -10-20 лет;

Окурка -1-5 лет;

Шерстяного носка -1-5 лет;

Апельсиновой или банановой кожуры -2-5 недель.

ДО… И ПОСЛЕ…


В нашем районе свалки занимают огромные площади вокруг и в самих населённых пунктах.

Вред свалок ОГРОМЕН!

Разлагающиеся отходы проникают в подземные воды, развеиваются ветрами и тем самым наносят ущерб окружающей среде и здоровью человека.

Мы, учащиеся Дубровской школы, знаем и понимаем опасность, которую приносят свалки и не бездействуем!

Возможно, увидев, как ребята убирают свалки (в селе), может и у вас появится желание навести порядок в своем дворе, на своей улице и вокруг своего села!

НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА ПРИХОДИТСЯ

ОТ 150 ДО 600 КГ МУСОРА В ГОД!

ЕСЛИ КОЛИЧЕСТВО МУСОРА

БУДЕТ ТАК ЖЕ РАСТИ,

ЧТО БУДЕТ С ПЛАНЕТОЙ???

ВСЁ В НАШИХ РУКАХ!!!

Друзья! Односельчане! Дубровцы!

Много экзотики в мире:

Египет, Канары, Мальдивы,

Но дом наш в деревне родимой.

Чистой, уютной, красивой!

Пожалуйста,

не сорите на улицах!

Учащиеся 7 класса

0 Экологический проект

«МОЙ МИР БЕЗ МУСОРА»

1.​ Введение. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

2.​ Основная часть.

2.1 Мониторинг

2.2 Исследование и развитие идей.

2.4 Этапы реализации

3.​ Оценка проделанной работы. Самоконтроль.

4.​ Презентация.

5.​ Приложения:

Фотографии.

6.​ Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ.

На протяжении всей истории человеческой цивилизации социальный уровень жизни общества определялся производством предметов потребления – от необходимых продуктов питания, посуды, мебели, жилищ и до разнообразных транспортных средств и современной бытовой техники. Рост предметов потребления сопровождается увеличением количества бытовых отходов. Проблема накопления и необходимости удаления твердых бытовых отходов (ТБО) вследствие загрязнения территории особенно остро стоит в крупных городах и в том числе и в г Караганде. Сказанное определило тему проекта: «Мой мир - без мусора!»

Актуальность исследования связана с необходимостью уменьшить количество мусора в городе и его окрестностях, так как большая загрязненность приводит к нарушению экологического равновесия.

Проблема: увеличение количества мусора в городе и его окрестностях может привести к ухудшению здоровья карагандинцев вследствие отрицательного влияния отходов на окружающую среду (загрязнение воздуха, почвы, воды в реке Нура, Фёдоровское водохранилище).

Объект исследования: состояние санкционированны х и несанкционирован ных мест скопления мусора в микрорайоне школы, а также близлежащей территории.

Предмет исследования: создание условий для обеспечения чистоты на улицах города и оптимальной утилизации мусора.

Цель: исследование влияния отходов на жизнь человека и окружающую среду.

Гипотеза: решение проблемы загрязненности будет осуществляться более эффективно, в сравнении с имеющейся практикой, если

обеспечить большее количество санкционированны х мусорок, убирать территорию вокруг них, осуществлять своевременный вывоз мусора;

сортировать мусор для его утилизации или вторичного использования;

целенаправленно проводить просветительскую работу среди учащихся о необходимости поддержания чистоты на улицах города, местах отдыха за его пределами, пляжах и т.д.

Задачи:

1. Показать разнообразие бытового, строительного и промышленного мусора, встречающегося на городских свалках, его пагубное влияние на окружающую среду.

2. Рассмотреть проблему утилизации мусора.

3. Способствовать решению проблемы загрязненности улиц города Караганды.

Количество накапливающегося мусора постоянно растет.

Анализ показывает, что основная масса приходится на долю органических компонентов (75–80%), за последние годы существенно возросла доля упаковочных материалов из бумаги, картона и полиэтилена, что связано с заполнением рынка импортными изделиями.

Из истории борьбы с мусором.

1810год - в Англии изобретена жестяная банка.

1874 год- первое организованное сжигание мусора в Англии.

1897год-в Нью-Йорке открыт 1-й центр по сортировке и переработке мусора.

1912 год - изобретён целлофан.

1932 год - в США изобретены машины, прессующие мусор.

1992 год - международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли.

Экскурс в историю:

200 тыс. лет до н.э- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий.

400 лет до н.э.- первая в истории организованная свалка в Афинах.

1775 г. – первые мусорные баки в Лондоне.

1880 г.- свиньи на улицах Нью -Йорка для борьбы с мусором.

Наблюдая за вывозкой мусора, мы определили его состав:


одноразовая посуда (в большом количестве)

полиэтиленовые пакеты

пластмассовые бутылки

игрушки пластмассовые

игрушки мягкие (тряпочные)

консервные банки

бутылки, банки (стеклянные)

верхняя одежда

кирпичи, строительный мусор

книги, журналы

чугунные плиты

сломанные стулья, табуретки, другая мебель

карандаши, ручки

батарейки, аккумулятор.


Мусор не сортируется, место его расположения не огорожены, свалки нередко горят, на них отсутствует система сбора, очистки и фильтрации. На полигонах разместились токсичные отходы. А места захоронения бытового мусора стали питательной средой для грызунов и насекомых.

Говоря об утилизации мусора, интересно отметить, что сжигание позволяет уменьшить объем отходов в 2–10 раз; использовать тепло от сжигания для отопительных целей (по расчетам специалистов, сжигание 5 т ТБО эквивалентно сжиганию 1 т условного топлива); снизить заражение отходами воды и почвы. Однако при этом уничтожаются ценные компоненты, содержащиеся в отходах; образуется достаточно много золошлаковых отходов (до 25%), которые подлежат захоронению на полигонах; загрязняется атмосфера. Масштабы выбросов вредных веществ в атмосферу с дымом мусоросжигательн ых заводов мира превосходят вулканическую деятельность.

Самой серьезной проблемой, возникающей при сжигании не рассортированных ТБО, является выделение токсичных веществ при горении пластмассы, полиэтилена и других полимерных материалов, особенно поливинилхлорида (эти материалы присутствуют в таких красивых и безобидных на первый взгляд вещах, как глянцевые обложки тетрадей, журналов и книг, упаковки промышленных товаров, игрушки). Наиболее опасны из образующихся при этом веществ диоксины (хлорорганически е соединения, не подвергающееся разложению в течение 10–15 лет, сильный мутаген и канцероген, один из сильнейших синтетических ядов, доза которого в 10–6 г смертельна для человека). Собственно бумага и натуральные ткани, в основе которых естественный природный материал, в частности целлюлоза, безвредны, но нанесенная на них краска дает при сжигании вредные вещества, поступающие в атмосферу.

На территории нашего города находится множество практически не оборудованных свалок мусора. Число несанкционирован ных свалок неизвестно.

На свалках мусор часто поджигают, чтобы уменьшить его объем и продлить срок работы свалки. Горение идет плохо, сопровождается дымом и зловонием, к тому же оно способствует образованию опасных химических веществ (в том числе диоксинов) из-за присутствия полимеров, всевозможных химикатов и других материалов. В результате загрязняется воздух, вредные вещества проникают в подземные водоносные горизонты, нередко происходит и поверхностный смыв загрязняющих веществ. Захороненный мусор подвергается анаэробному разложению, что ведет к образованию биогаза, на 2/3 состоящего из метана, который, распространяясь в почве, пагубно действует на корни растений.

Строительство и эксплуатация мусоросжигательн ых заводов (МСЗ) – очень дорогостоящие мероприятия.

Сроки разложения мусора.

Сколько времени мусор хранится?

Очень часто, гуляя по парку или лесу, мы с горечью видим мусор. Встречаем, огорчаемся и оставляем лежать на том же месте, зачастую из-за того, что приходит мысль: «Ничего, дождиком, мол, размоет, сгниет, в общем, куда-то денется». Для ясности в этом вопросе и большей решимости для тех, кто хочет внести свою посильную лепту в борьбе с мусором, предлагаем изучить эту таблицу:

Виды мусора

Сроки разложения

Пищевые отходы

От 10 дней до 1 месяца

Газетная бумага

От 1 месяца до 1 года

Картонные коробки

Доски деревянные

Железная арматура

Железные банки

Старая обувь

Обломки кирпича, бетона

Автоаккумуляторы

Жестяная банка

Электрические батарейки

Резиновые покрышки

Более 100 лет

Пластиковые бутылки

Более 100 лет

Полиэтиленовая пленка

Алюминиевые банки

Более 1000 лет

2 . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 МОНИТОРИНГ.

Мы решили узнать мнение по данной проблеме у учащихся нашей школы.

Разработана АНКЕТА для учащихся (см. приложение).

«ОТХОДЫ-В ДОХОДЫ! »

2.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

В реализации проекта нам помогали одноклассники.

1.Учащиеся класса ответили на вопросы анкеты.

2.Мы обошли микрорайон школы, где отмечали места свалок и санкционированны е мусорки.

Оказалось рядом со школой 3 официальных, оборудованных мусорок, конечно, были места сваленного мусора.

Около д\с «Куаныш» 3 официальных, оборудованных мусорок,

Делаем вывод, что мусорных баков явно не хватает.

3.Учащиеся во время дежурства отмечали количества мусора в кабинетах за один учебный день.

4. Мы работали с научной литературой и материалами из Интернета для поиска решения данной проблемы в других регионах, странах.

Исследование и развитие идей.

Полигоны захоронения ТБО, называемые на Западе санитарными свалками, представляют собой сложные инженерные сооружения и оборудуются по специальной технологии. Дно свалки, имеющее небольшой уклон, выстилают прочной полиэтиленовой пленкой. Ежедневно насыпанный слой отходов разравнивают и уплотняют специальными катками, затем засыпают слоем песка или глины, выравнивают и уплотняют, вновь и застилают слоем пленки. И так каждый день. Внизу свалки имеется сборник фильтрующихся жидкостей, которые регулярно вывозят на переработку. После заполнения свалки под нулевой уровень проводят рекультивацию – засыпку слоем песка и грунта, посадку травы и растений и другие необходимые работы.

Отходы сортируют и направляют в зависимости от их содержания на различные полигоны. В последние годы после сортировки отходов стали применять их прессование в брикеты со значительным уменьшением объема (в 5–10 раз). На таких полигонах просадки грунта практически не происходит; в США, Англии и других странах на некультивированн ых поверхностях свалок принято устраивать площадки для распространенной национальной игры – гольфа.

Это баки для сортировки мусора, уже существующие за рубежом.

А такими они могли бы быть, например, у нас в стране, городе.

Биотехнологии утилизации ТБО применяют повсеместно в небольших масштабах (исключение составляют Франция, Швеция, Нидерланды). Компостирование представляет собой биохимический процесс разложения органической части ТБО микроорганизмами. Естественно, что компостированию должна предшествовать тщательная сортировка ТБО. Компост содержит не очень большое количество питательных веществ по сравнению с другими видами удобрений, однако он способствует улучшению почвенной структуры. Основной его недостаток – присутствие таких элементов, как свинец, цинк, медь и др., загрязняющих почву.

Способ решения проблемы:

Рециклизация (вторичное использование) ТБО

Еще в прошлом веке-Д. И. Менделеев писал: «Главной целью прогрессивной технологии является нахождение способа производства полезного из отбросов».

Экологическая безопасность утилизации ТБО требует их предварительной сортировки, которая определяет эффективность переработки ТБО и окупаемость затрат на строительство объектов переработки. Именно сортировка ТБО позволяет вторично их использовать.

В первом случае речь идет о многоразовой таре, прежде всего стеклянной. Практика показывает, что помимо снижения расхода исходного сырья мы имеем значительную экономию электроэнергии, а значит, и топлива для ее производства. На мытье бутылки затрачивается меньше энергии, чем на то, чтобы ее расплавить и сделать из полученного материала новую бутылку (заметим, что энергозатраты на производство бутылки из вторичного сырья меньше, чем из первичного).

О необходимости повторного использования бытовых отходов заговорили еще до всеобщего интереса к экологии планеты. Вторичная переработка использованных изделий и многоразовое использование стеклянной тары достигли пика в развитых странах Европы в начале 1990-х гг.

2.3 Методы исследовательско й работы

В ходе выполнения данного проекта нами были использованы

методы: визуальные наблюдения;

фотосъёмка;

статистический;

графический;

3. Оценка проделанной работы.

Самоконтроль

Положительные оценки.

Мы стали жить по правилу: «Чисто там, где не мусорят!», начали осознанно следить за чистотой и порядком.

Мы развивали свои художественные способности, наблюдательность,

умение работать с дополнительной литературой, компьютером.

Наши выступления заставили задуматься о данной проблеме, вырабатывали активную жизненную позицию. Мы помогали поддерживать чистоту в классе, масштабах всей школы.

Мы стали более сплочённой группой.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Наша презентация позволяет красочно, наглядно осветить важную экологическую проблему загрязнения окружающей среды.

Может быть использована на уроках экологии, а также классными руководителями для проведения классных часов (см. приложение).

Заключение.

Пока что человечество придумало три принципиально разных пути утилизации мусора: организация свалок, вторичное использование отходов и сжигание их. Однако ни один из них нельзя признать абсолютно приемлемым.

Вторичное использование отходов - наиболее ресурсосберегающ ий путь, но он не всегда рентабелен как в экономическом, так и в экологическом плане. Вывоз мусора на свалку - самый дешевый, но при этом самый недальновидный способ его утилизации. Недальновидный он в первую очередь потому, что мусор остается мусором.

Свалки (особенно вокруг крупных городов) занимают огромные площади. Ядовитые вещества, оказывающиеся на свалках (в отработанных батарейках, аккумуляторах, термометрах и т. д., а также в гниющих пищевых отходах и разлагающихся пластмассах), проникают в подземные воды, которые часто используются в качестве источников питьевой воды, развеиваются ветрами по окрестностям и тем самым наносят ущерб окружающей среде. Кроме того, в результате процессов гниения без доступа воздуха образуются различные газы (метан, этилен, сероводород, фосфид), которые также не освежают атмосферу вокруг свалки. Некоторые продукты гниения (в первую очередь дифосфин Р2H4) способны самовоспламенять ся, поэтому па свалках регулярно возникают пожары, при которых в атмосферу выбрасывается сажа, фенол, бензопирен (содержится в каменно-угольной смоле, табачном дыме, воздухе больших городов, почве; канцерогенен) и прочие ядовитые вещества.

Мы видим следующие пути решения проблем г. Караганды с мусором.

1. Проводить разъяснительную работу с населением под лозунгом «Чисто там, где не сорят!»

2. Ликвидация мусора на несанкционирован ных свалках в пределах города и пригорода.

3. Контроль со стороны администрации города за процессом вывоза мусора в установленное место. Установка штрафов за нарушения.

4. Ускорить сроки постройки и запуска мусороперерабаты вающих заводов, внедрять сортировку мусора для его вторичного использования (макулатуру, стеклотару, металлолом и т.д.)

5. Увеличить количество мусорных контейнеров или частоту приезда мусоровозов.

Уменьшив объем мусора – уменьшим проблему!

Решение проблемы мусора – гарантированное здоровье каждого!

Город без МУСОРА – чистая совесть – крепкое здоровье!

Мы хотим видеть наш родной город только таким: http://www.bankr eferatov.ru/refb ank.nsf/M/2FD2BE 1F7E78ED46C32568 2E00261D0C -Экологические проблемы

Вверх