Речевая разминка с буквой г. Речевые разминки на уроках в начальной школе. Что такое речевая разминка

Школьникам, особенно самым младшим, зачастую трудно высидеть спокойно целых сорок пять минут урока. Если старшеклассники худо-бедно справляются с этим, то малышам приходится совсем тяжко - они устают, внимание ослабевает. Поэтому учителя вынуждены прибегать к различным хитростям во время урока, чтобы ребенок был активным и заинтересованным в течение всего занятия. Одной из таких хитростей являются речевые разминки в начальной школе. Что же это такое и какими они бывают?

Что такое речевая разминка

Другое название этого процесса - речевая зарядка. Словосочетание восходит к английскому warm up (дословный перевод - «разогрев»). Это один из этапов урока в начальной школе (более старшие дети в подобном уже не нуждаются), который проводится в игровой форме. Он направлен на активизацию речевого общения, организацию речевой деятельности и подготавливает детей к последующему изучению основного материала.

В этап речевой разминки входят, как правило, ответы на вопросы и разнообразные игровые задания. С помощью данного процесса создается непринужденная, естественная обстановка, в которой дети могут немного расслабиться.

Зачем нужна речевая разминка

Как уже упоминалось выше, целью проведения данного этапа урока является поддержание интереса младших школьников к ходу занятия. Более старшие ребята способны сами управлять своим вниманием, младшим же (особенно первоклассникам, только пришедшим из детского садика) трудно концентрироваться на материале в течение довольно продолжительного времени (а сорок пять минут для малышей, несомненно, очень продолжительное время). Именно поэтому необходимо не просто объяснять им материал на протяжении всего занятия и не заставлять их записывать, а делать разнообразные «включения».

Довольно популярны еще и так называемые физминутки - все, наверное, помнят «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» - но они нацелены просто на непродолжительный отдых от занятия; речевая разминка же удачно сочетает в себе и игру, и усвоение необходимой информации. Она помогает выработать четкое произношение слов, выразительность, улучшает память и обогащает речь школьников.

Какие виды разминок бывают

В зависимости от того, на каком уроке проводятся разминки, они встречаются разных видов. Разминки-скороговорки хорошо тренируют дикцию на уроках английского языка и чтения. Разминки-стихи направлены на укрепление памяти младших школьников. На русском языке, например, хороши упражнения для развития дыхания и артикуляции речевого аппарата.

Основные правила по проведению речевых разминок для детей

Вне зависимости от того, на каком уроке включать в процесс занятия разминку, нужно помнить о некоторых важных вещах.

  1. Необходимо помнить о том, что все дети разные и возможности у них тоже разные. Это следует учитывать при подготовке к занятию. Наилучшим вариантом является применение как индивидуального, так и коллективного подходов к школьникам.
  2. Начинать речевые разминки желательно с первого класса, в тот период, когда малыши изучают гласные звуки. Здесь самое важное - научить их правильно артикулировать.
  3. С каждым последующим уроком необходимо увеличивать объем материала для речевой разминки.
  4. Можно применять для работы специальные слоговые таблицы - они помогают детям.
  5. При включении в занятие скороговорок нужно сначала читать их в медленном темпе, тщательно проговаривая каждое слово. Слишком сложные слова следует произносить по слогам, главное - без остановок и ошибок. Постепенно темп нужно наращивать. Также можно сначала проговаривать их про себя, затем - шепотом и только потом - вслух. В первую очередь нужно заниматься с самыми простыми скороговорками. Впоследствии их можно (и нужно) усложнять.
  6. Чтобы отработать правильную интонацию, можно предлагать детям задания: прочитать текст с удивлением, огорчением, радостью и так далее.
  7. Речевая разминка не должна быть долгой (минут пяти-семи более чем достаточно).

Разминка по русскому языку

Почему важно заниматься речевым развитием на русском языке? Или на уроках письма, или грамоты - в разных начальных школах названия разные, но суть от этого не меняется.

Дело в том, что наша речь, наш язык - существенный компонент в формировании нашей личности и характера. Если речь у ребенка развита достаточно хорошо, у него не возникнет проблем в коммуникации как с детьми, так и со взрослыми - он спокойно сформулирует свои мысли, выскажет желания, договорится о чем-либо и так далее. Ребенок, которому вовремя не сумели привить верные навыки владения речью, у которого речь путаная, «жеваная», ничего из вышеперечисленного сделать не в состоянии, что приводит к развитию травм детской психики.

Особенно это болезненно в школе: дети - достаточно жестокие существа, и если сверстники не в состоянии понять ребенка, они начинают дразнить его, доводить до слез, провоцировать. Поэтому так важно, чтобы к поступлению в школу (или хотя бы в первом классе!) малыш научился правильно владеть своим речевым аппаратом.

Для этого на уроках русского языка применяются речевые разминки в виде таких упражнений, как чисто- и скороговорки, фонетические распевки, игры на развитие слуха, голоса и правильного звукопроизношения и так далее.

Примеры разминок на уроках русского языка

В качестве легких скороговорок можно использовать следующие:

  1. Пять утят, пять котят, у Мити утята, у Вити котята.
  2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Чистоговорки для начального уровня отработки звуков подойдут подобные:

  1. Ба-ба-ба - так гудит труба.
  2. Бу-бу-бу - дую я в трубу.
  3. Ха-ха-ха - на дворе три петуха.
  4. Шу-шу-шу - красиво я пишу.
  5. Му-му-му - прибрался я в дому.

Таких чистоговорок можно много найти в детских книжках либо придумать самостоятельно. Главное - отработать слоги и звуки, добиться чистого и правильного их произнесения всеми детьми.

Очень хорошей игрой, направленной на развитие слуха у ребенка, является следующая. Педагог загадывает какой-либо звук, например, «п». Он по очереди спрашивает детей (или кидает им мячик), а те должны придумать слово, где встречается этот звук. Тот, кто повторяет уже сказанное ранее или ничего не может назвать, выбывает из игры (в качестве разнообразия можно отдавать какой-нибудь фант за проигрыш).

Чтобы отработать правильное произношение звуков, также существует много разных игр. Например, такая. Один из ребят (или учитель) - водящий. Он встает в одном конце кабинета, все остальные - в другом. На цыпочках, не издавая ни малейшего шума, дети должны добраться до водящего. Если же кто-то совершил неосторожное движение, раздался звук, то водящий должен громко сказать: «Ш-ш-ш-ш-ш!» - и тот, кто «провинился», замирает. Тот, кто первым сможет дойти до водящего, заменяет его.

Из игр на развитие голоса также богатый выбор. Есть, например, такое упражнение: ребята соревнуются в парах друг против друга. По команде учителя они начинают тянуть гласные - сначала шепотом, а потом все громче. Кто тянет дольше, тот побеждает.

Разминка по чтению

Чтение в каком-то смысле является еще более важным предметом, чем русский язык - не научившись читать, нельзя научиться вообще ничему более. Именно благодаря чтению формируется лексикон человека, расширяется его кругозор. Не зря говорят, что мозг тех людей, которые читают мало или не читают вовсе, практически не развит. Чтение улучшает мозговую деятельность, дает пищу для ума. Поэтому так важно проводить речевую разминку на уроках литературного чтения в начальной школе. Если не заложить любовь к литературе в этом возрасте, на этом уровне жизни - впоследствии привить ее будет невозможно. Для правильного, осознанного чтения очень важна верная интонация, умение различать смысл, выразительность. Все это тренируется и оттачивается с помощью речевой разминки на уроке чтения.

Примеры разминок по чтению

  1. Задания, направленные на выразительность и артикуляцию (учат внимательно, не торопясь, прочитывать написанное): следы-слезы, луг-лук, лыжи-лежа, капля-цапля, шапка-щепка, встретил-встретился, делал-сделал, траве-траву и так далее.
  2. Считалки (нацелены на обучение ясной дикции и выразительности).
  3. Скороговорки (более сложные, нежели вышеприведенные, например, всем известная про Карла и Клару; еще лучше использовать скороговорки в виде четверостиший).
  4. Задания на восстановление текста, как правило, стихотворного, также являются хорошими примерами речевой разминки по чтению. Здесь задача ребенка - подобрать такое слово, чтобы, во-первых, оно подходило по смыслу, во-вторых, рифмовалось со следующей строкой. Например: люди по морю …, люди веслами …

Разминка по английскому

Ученикам младшей школы (конечно, не всем) зачастую тяжело дается изучение чужого языка. Они с трудом запоминают сложные звуки и правила, да и вообще не очень понимают, зачем им учить иностранный язык. Именно поэтому так важно, чтобы на уроке была доброжелательная, непринужденная атмосфера, разбавленная игровыми заданиями: это поможет малышам немного отвлечься, одновременно повторяя лексику, грамматику и учась импровизировать - то есть живому, свободному общению, но на английском. Речевая разминка именно на все вышесказанное и направлена.

Чаще всего учителя-"англичане" проводят подобную разминку в самом начале урока. Это подготавливает малышей к основному процессу занятия, постепенно вводит их в материал. Также целью речевой разминки на уроке английского языка можно считать стремление вызвать у детей интерес к языку и желание говорить на нем.

Педагогу, выбирая вид разминки для того или иного урока, очень важно (как уже говорилось выше) помнить о разных возможностях детей - ведь кто-то знает язык чуть лучше, кто-то - чуть хуже. Необходимо, чтобы в занятии были задействованы все школьники. Кроме того, речевая разминка обязательно тем или иным образом должна быть связана с основным материалом урока.

Примеры разминок по английскому языку


Вариантов речевых разминок существует бесчисленное количество. Можно взять как готовые, так и придумать на их основе свои. Здесь для педагога - бескрайнее поле деятельности, простор для фантазии. Главное - вложить в занятие душу, и тогда использование речевых разминок непременно даст свой положительный результат.

Упражнения по формированию полноценного чтения (материал для речевых разминок)

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 42»

Аетова Надежда Васильевна


  • Как можно быстрее назови все числа (буквы), указывая их карандашом.
  • Старайся запомнить сразу расположение двух-трёх чисел (букв) следующих друг за другом.
  • Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят её целиком.

  • Плотно сожми губы и зубы.
  • Читай только глазами.
  • Читай как можно быстрее, читая «про себя» слова текста.
  • Ответь на вопросы текста.

Упражнения, направленные на развитие дикции .

Чтение шепотом и медленно:

Да-да-да - из трубы бежит вода. Ша-ша-ша - мама моет малыша. Ют-ют-ют - очень любим мы уют. Аш-аш-аш - у Ирины карандаш. Ща-ща-ща - мы несем домой леща.


Чтение тихо и умеренно:

Арка – арца арла – арча Арта – арда арча – аржа

Чтение громко и уверенно: гарь – парь – жарь дверь – зверь – червь


Читай слова четко и быстро. гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь вол – вой – волк ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР вес – весь – весть – вещь

Отчетливо произноси слоги: громко – тихо, тихо – громко . ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ фи – фэ – фа – фо – фу – фы ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА


  • Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
  • Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?

Чистоговорки

Ва-ва-ва- в лесу выросла трава,

Ве-ве-ве- сидит Вова на траве.

Са-са-са- у меня лиса,

Су-су-су- даю Саше я лису.

Са-са-са- у кого лиса?

Са-са-са- прилетела оса.

Су-су-су- мы прогоним осу.


Чистоговорки

Ра-ра-ра- начинается игра.

Ро-ро-ро- у мальчика ведро.

Ру-ру-ру- продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры- подарили нам шары.

Ре-ре-ре- стоит дом на горе.

Ри-ри-ри- на ветках снегири.


Чистоговорки

Ар-ар-ар- кипит наш самовар.

Арь-арь-арь- на стене висит фонарь.

Ра-ра-ра- у мышонка есть нора.

Ре-ре-ре- носили воду мы в ведре.

Зу-зу-зу- мы поймали стрекозу.

Со-со-со- нам сменили колесо.

Цо-цо-цо- снесла курица яйцо.


Чистоговорки

Ча-ча-ча- была Таня у врача.

Ща-ща-ща- поймал Вова леща.

Ша-ша-ша- мы любим малыша.

Ша-ша-ша- я сижу у шалаша.


Чистоговорки

За-за-за- приближается гроза.

Жа-жа-жа- заблестели два чижа.

Ся-ся-ся- Костя ловит карася.


Чистоговорки

Ща-ща-ща- Саша ходит без плаща.

Чу-чу-чу- стоять не хочу, стоять не хочу.

Ач-ач-ач- испекли калач.

Оч-оч-оч- наступила ночь.

Чок-чок-чок- каблучок.


Работа со скороговорками

1. Прочитай скороговорку «про себя».

2.Прочитай медленно и чётко вслух.

3. Читай скороговорку чётко и быстро.


Нерифмованные:

От топота копыт пыль по полю летит.

Бык, бык-тупогуб, тупогубенький бычок.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Дробью по перепелам да по тетеревам.

Ткач ткёт ткани на платье Тане.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.


Нерифмованные:

Сшит колпак не по-колпаковски.

Вылит колокол не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать-переколпаковать.

Надо колокол переколоколовать.


Нерифмованные:

Мамаша Ромаше дала сыворотку

из-под простокваши.

У нас на дворе- подворье.

Погода размокропогодилась.


Сюжетные:

Свинья тупорыла

Весь двор перерыла,

Вырыла полрыла,

До норы не дорыла.

Возле леса на пригорке стоят тридцать три Егорки.

Из-за леса, из-за гор едет к ним ещё Егор.


С повторами:

Шли три попа,

Три Прокопья попа,

Три Прокопьевича,

Говорили про попа,

Про Прокопья попа,

Про Прокопьевича.


На одном звуке:

Брат Аркадий зарезал буру корову

на горах Араратских.


«Р» и «Л»

Карл у Клары

Украл кораллы,

А Клара у Карла

Украла кларнет.


"Не дразни гориллу!"

Корили гориллу:

"Не дразни Кирилла!"

То ли Боря приобрёл

Рулон толя,

То ли Толя приобрёл

Рулон толя.


Звук «Р»

Георгий Георгиевич говорит

Григорию Григорьевичу

О Григории Георгиевиче,

А Григорий Григорьевич говорит

Георгию Георгиевичу

О Георгии Григорьевиче.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Веня и Иван не виноваты.

Видите: на диване у Вани два удава.

Внимание: в водоёме водяной.

Воинов у воеводы видимо-невидимо.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Диван не виден.

На подводе воевода.

У Вики пуховик.

У Вовы овод.

У водопада водопой.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

У воды удавы.

У Якова под Киевом внуки.

Увидим Вадима и удивим.

В вагоне - Вова и Матвей,

Викентий, Витя и Авдей.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

В дневнике у Авдея - две двойки,

В дневнике у Вадика - девять двоек.

Вадик, не подведи, -

Подведи Давыдова к подводе.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Вова водит,

А Ваня Вову доводит.

Медведь не медведка,

Медведка не медведь.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

Поведём Вениамина

к медведям и пингвинам.

У Вити и Вениамина -

Витамины.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "В"

У водопада девять Авдеев

И два Матвея.

У новенького -

Новенький дневник.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

На фото - фата.

У Федота фагот.

У феи эфа.

У Фени фен.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

У Фимы мифы.

У финна фен и финики.

Конфеты - фее,

Конфетти - Тимофею.


АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА "Ф"

У Фаины дельфины.

Филимон на футболе в футболке.

Кафель не кефаль,

а кефаль не кафель.

У Фили филе,

у Фени фен.


Чтение слов и предложений разно великим шрифтом.

СГребали

взДУРилась

ТетеРЕвоЧЕК

ВыУчИлся


Чтение слов и предложений разновеликим шрифтом.

ВыУчИлся

а ВыУЧился петь да ПляСАть.

Не ДавшИ СлоВа-КРЕпись,

а ДАвшИ-ДеРЖисЬ.


Упражнения на развитие выразительного чтения

Братцы, я медведя поймал!

Так веди его сюда!

Да он не идёт.

Ну, так сам иди.

Да он держит меня. Ай!


Диалоги

Тит, иди молотить!

Живот болит.

Тит, иди щи хлебать!

А где моя большая ложка?


Федул, что губы надул?

Кафтан прожёг.

Можно зашить!

Да иглы нет.

А велика ли дыра-то?

Один ворот остался.


Упражнения на развитие речевого слуха.

1 логическое ударение.

Дети завтра пойдут в цирк?


Родина – мать, умей за неё постоять.

Родина – мать, а за мать не жалей и жизнь отдать.

Нет ничего на свете краше , чем Родина наша

Жить – Родине служить.


Прочитай выразительно примеры.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Труд - дело чести ; будь всегда на первом месте.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту - потеряешь часы.


Речевая пауза- это остановка, членящая звуковой поток на отдельные части.

Как удивили / его слова/ брата!

Как удивили его слова/ брата!

Как обрадовали/ его успехи /отца!

Как обрадовали его/ успехи отца!


Аллегория – иносказание, изображение какой - нибудь, отвлеченной идеи в конкретном, отчетливом представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» стрекоза – это аллегория легкомыслия, а муравей – предусмотрительности.

Антитеза – художественное противопоставление характера образов понятий и прочее, создающее эффект резкого контраста.


Литературные термины

Архаизм – слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких-либо предметов, явлений или понятий, но вытесненные другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афиша – перечень действующих лиц в пьесе.

Баллада – небольшое стихотворение с историческим или фантастическим сюжетом.

Басня – краткий аллегорический рассказ сатирического содержания с моралью.


Литературные термины

Белый стих – стихотворное произведение без рифм.

Былина – жанр русского фольклора; песнь, которая рассказывает о подвигах богатырей и отражает жизнь средневековой Руси

Гипербола – художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Диалог- разговор двух или боле лиц.

Завязка – начальный момент развития событий, изображенных в художественном произведении.


Литературные термины

Идея - основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Кульминация – высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика- род литературных произведений, изображающий духовный мир человека, его чувства, настроение, переживания.


Литературные термины

Метафора – скрытое сравнение, в котором отсутствуют слова: как, словно, будто (например, «изумрудная трава»)

Миф – предание, возникшее в глубокой древности в котором объяснялись явления природы, происхождение мира и человека с помощью художественной фантазии.

Монолог – развернутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.


Литературные термины

Мораль – поучительный вывод в художественном произведении обычно в басне.

Олицетворение – наделение явлений или предметов неживой природы качествами человека,(речью, смехом, мыслями, переживаниями.

Повтор – повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжение некоторого отрезка текста, Используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей чувств, образов.


Литературные термины

Пролог – элемент композиции, которая предшествует развязки.

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение - сопоставление людей, предметов, явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам, например, ачар – как грозный часовой

Сюжет – цепь событий, которая развивается в произведении.


Литературные термины

Тема – круг проблем жизненных явлений, на которых сосредоточил свое внимание автор литературного произведения.

Фрагмент – отрывок, часть произведения.

Эпиграф – краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпитет – художественное определение, например «Белеет пару одинокий.»

МБОУ « СОШ № 42» Почетная грамота

Учени класса

________________________________________________

За отличную работу и большой вклад в развитие навыка полноценного чтения

Выдана: ……….201 .г.

Материалы для речевых разминок

I. Упражнения на дыхание

Необходимо решить следующие задачи:

1) научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха), а также разные типы выдоха (непрерывный и прерывистый);

2) выработать умение делать правильный вдох (носом);

3) увеличивать объем легких;

4) развивать умение правильно выдыхать;

5) научить делать правильно добор воздуха и т.д.

1. Сделайте глубокий вдох на счет «раз». Следите, чтобы воздух не останавливался в грудной клетке, а проходил до диафрагмы, до средней части туловища. Задержите дыхание на «раз-два-три», затем медленно выдохните, считая про себя. Запомните, на каком счете вы израсходуете весь воздух. Повторяя упражнение, старайтесь продлить дыхание.

2. Представьте, что рядом с вами кружится, падая, пушинка. А вам захотелось поиграть с ней, не давая ей упасть с помощью энергично выдыхаемого воздуха, который «подбрасывает» пушинку снова вверх.

3. Измените работу на выдохе: вместо счета произносите вслух поочередно звуки «с» - «з».

4. «Посчитаем Егорок». Проговорите скороговорку: «Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки», после этого выдохните остаток воздуха, сделайте новый глубокий вдох и считайте Егорок, не склоняя это имя. Например, «Раз Егорка, два Егорка…» Как только воздух закончится, упражнение прекращается. При повторении упражнения старайтесь улучшить свой результат.

5. «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ ». Представьте себе, как поезд набирает ход. Постарайтесь произнести скороговорку «Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ; ж, ч, ш, щ;», постепенно наращивая темп при повторении перечисленных звуков.

6. «Поехали на лифте». Сделайте вдох и начинайте объявлять этажи громко, ясно:

Первый этаж!

Второй этаж!

Третий этаж!

Перечислите этажи с первого до пятого, а затем начните считать в обратном порядке без добора воздуха. Попробуйте подняться на лифте двенадцатиэтажного дома. Можно выполнять упражнение, повышая и понижая тембр голоса.

7. Счет на внимание. Ведущий разминку начинает считать вслух, время от времени плавно или резко менять громкость от шепота до почти крика или наоборот. Задача остальных - повторять за ведущим, следить за изменением громкости.

8. «Выдох через соломинку». Представьте, что у вас в руках тоненькая соломинка. Поднесите ее ко рту и, вдохнув, постарайтесь весь запас воздуха из ваших легких выдохнуть через маленькое отверстие в этой воображаемой соломинке. Постарайтесь выдыхать как можно дольше.

9. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным увеличением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

10. Посчитайте от 1 до 10 с постепенным замедлением темпа. Примерно так:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10.

11. «Горка». Посчитайте до 10, постепенно увеличивая громкость, а после 5 уменьшая ее.

12. Постарайтесь перечислить буквы алфавита на одном дыхании.

13. Упражнение на распределение дыхания. Прочитайте текст из сказки А. Милна «Вини пух и все-все-все» правильно распределяя паузы, интонируя предложения. Повторять текст, пока не удастся добирать воздух всего два раза.

«Представьте себе, как обрадовался Пятачок, когда наконец увидел корабль. Потом долгие годы спустя он любил думать о том, что был в очень большой опасности во время этого ужасного потопа, но единственная опасность ему угрожала только в последние полчаса его заключения, когда Сова уселась на ветку и, чтобы его морально поддержать, стала рассказывать ему длиннейшую историю про свою Тетку, которая однажды по ошибке снесла гусиное яйцо; и история эта тянулась и тянулась, совсем как эта фраза, пока Пятачок, который слушал Сову, высунувшись в окно, потеряв надежду на спасение, начал засыпать и, естественно, стал помаленьку вываливаться из окна; но, к счастью, в этот момент, когда он держался только одними копытцами задних ног, Сова громко вскрикнула, изображая ужас своей Тетки и ее голос, когда она (Тетка) обнаружила, что яйцо действительно гусиное, Пятачок проснулся и как раз успел юркнуть обратно и сказать: «Ах, как это интересно!» - словом, вы можете себе представить его радость, когда он увидел славный корабль, который плыл ему на выручку… Ну, эта история здесь по сути дела кончается, а я так устал от этой последней фразы, что тоже не прочь бы кончить…»

II Артикуляционные упражнения

Необходимы для «разогревания» мышц языка, губ и щек, чтобы обеспечить им наибольшую подвижность при говорении; помогают снять психологический «барьер молчания».

Для языка.

1. «Колечко». Загните кончик языка так, чтобы он «заглянул» вам в гортань. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

2. «Язык змеи». Высуньте язык и сделайте его кончиком 2 - 3 движения вверх - вниз. При повторении этого упражнения помните, что язык нужно высовывать очень быстро, и еще быстрее его убирать.

3. «Завиток». Загните кончик языка так, чтобы он прикоснулся к уздечке языка. Подержите в таком положении язык 2 - 3 сек., а затем расслабьте.

4. «Самый длинный язык». Высуньте язык и попробуйте достать им кончика носа. А теперь кончика подбородка. Далее левого уха, потом правого. Повторите упражнение.

5. «Трубочка». Покажите, что язык вас слушается: приподнимите его с боков так, чтобы он «свернулся в трубочку» по всей длине. Расслабьте, повторите упражнение, увеличивая темп.

6. «Распорка». Упражнение получается далеко не у всех. Нужно поставить язык перпендикулярно зубам «на ребро» как распорку во рту, а потом перевернуть на другое «ребро».

7. «Проколи щеку». Напрягите кончик языка и упритесь им в щеку изнутри. Повторяйте, попеременно «прокалывая» то правую, то левую щеку. (для языка и щек)

8. «Хоботок». Изо всех сил сожмите губы в кружок так, чтобы между ними оставалось небольшое пространство, и выпятите их вперед. Подвигайте «хоботком» влево, вправо, вверх, вниз, по кругу по часовой и против часовой стрелки.

9. «У кого губы краснее?» Покусайте осторожно губы, чтобы они покраснели. Не переусердствуйте.

10. «Покажи зубки». Оттопырьте губы так, чтобы обнажились десны. Поочередно то верхнюю губу оттопыривать, то нижнюю.

11. «Грустно - весело». Сначала представьте себе, что вам грустно и обидно; плотно сожмите губы (сложите губы бантиком). Вдруг вас кто-то рассмешил, и у вас рот растянулся в улыбке. Продолжайте сжимать и растягивать губы 3 - 4 раза, постепенно увеличивая темп. (для губ и щек)

12. «Ёжик». Попыхтите, как это делает спешащий ёжик: «Пых-пых-пых…» Делайте это упражнение столько, насколько хватит запаса воздуха. (Для губ и дыхания)

Упражнения на зевание (выполняются с зеркальцем).

1. Откройте рот, рассмотрите полость зева и зевните.

2. Рот закрыт, ноздри расширены, зевните с закрытым ртом.

3. Произнесите несколько раз звуки [к], [г], [к-г], [г-к]. Они укрепляют мышцы глотки.

4. произнесите [а-о-у], стараясь шире раскрыть не рот, а полость зева.

III Дикционные упражнения

Нужно: 1) продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования

2) научить слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи;

3) добиться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов.

1. «Зевота».

Отводим прямые руки вниз-назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» - фиксируем и держим 1 секунду.

Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» - фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.

2. «Штопор».

Язык во рту поворачиваем вертикально - ставим его «на ребро» левое-правое поочередно. Челюсть чуть опущена, рот можно не открывать. 6 раз в каждую сторону.

3. «Складка».

Складывая язык пополам, кладем его кончик на середину языка поближе к основанию и, сильно прижимая, «протираем» кончиком середину, двигая его вперед к зубам. 5-6 раз.

4. «Круги».

Кончик языка помещаем между верхними зубами и верхней губой. Напряженным языком делаем под напряженными губами широкие энергичные круги по часовой стрелке 6 раз, затем в обратную сторону 6 раз

5. «Укол зонтиком».

Челюсть чуть опущена, напряженным языком давим изнутри на напряженную щеку - держать 1 сек. Затем на другую. По 6 раз в каждую сторону.

6. «Массаж».

Мягко, осторожно разминаем-покусываем зубами язык.

7. «Нажимы».

Сильно давим кончиком языка на передние сомкнутые зубы, словно пытаясь вытолкнуть их вперед - держать 1 сек. Расслабить - 1 сек. 5-6 раз.

8. «Кошечка».

С силой прижимаем язык всей плоскостью к нёбу - держать 1 сек. Затем с силой прижимаем вниз - держать 1 сек. - по 6 раз в каждом направлении.

9. «Кисточка».

Расширенным кончиком языка, с силой придавливая, словно кистью, «раскрашиваем» нёбо плавными медленными движениями от зубов к гортани и обратно. По 6 раз в каждом направлении.

10. «Трубочка».

Поднимем края языка, получившуюся трубочку высовываем вперед и с силой выдуваем через нее воздух. 5-6 раз.

11. «Поза Льва» - йоги знают)).

Вытаскиваем язык вперед-вниз и достаем кончиком языка подбородок. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка. 5-6 раз.

Очень полезное упражнение при начале простуды и всяких охриплостей в горле - лучше всяких аптечных леденцов и шипучек. Также настоятельно рекомендуется использовать его вместо традиционных «прочисток горла» («кхм-кхм»), которые дерут горло, словно наждаком, и потому весьма вредны.

12. «Поза Тигра» - это я уже от себя добавил, в йоге не ищите))

Вытаскиваем язык вперед-вверх и достаем кончиком языка кончик носа. При затруднении можно помогать рукой)). 5-6 раз.

13. «Лошадка».

Здесь все очень просто - не открывая рот, с силой выдыхаем воздух, чтобы расслабленные губы фыркали, как у лошади. Упражнение расслабляет уставшие мышцы, можно его использовать в качестве отдыха в промежутках между другими упражнениями.

Количество упражнений регулируйте по самочувствию, можете выбрать для начала пять-шесть самых полюбившихся. Уже через семь-десять дней Вы легко одолеете весь комплекс - да еще с десятью-двенадцатью повторами вместо пяти-шести.

Как Вы заметили, друзья, упражнения 2-12 направлены, в основном, на разминку языка. Вторая часть этой замечательной гимнастики помогает хорошо подготовить к работе губы - мы разучим ее в следующий раз. А сейчас - пора практиковаться!

1. Речевая разминка

Цель речевой разминки заключается в том, чтобы настроить детей на работу, чтобы дети осознали диапазон своего голоса, чтобы привить определенную культуру пользования речевым аппаратом, чтобы воспитать у учеников чувство ответственности и за то, что они говорят, и за то, как они произносят речь, чтобы дети научились фиксировать внимание на исполнительской стороне своей и чужой речи. Упражнения по технике речи необходимы практически всем ученикам: одним они помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

Речевая разминка направлена на решение нескольких задач: совершенствование четкости произношения, развитие дикции, правильного дыхания; кроме того, она способствует формированию выразительности речи, развитию основных приемов выразительного чтения.

Речевая разминка включает в себя несколько этапов:

Первый этап речевой разминки дыхательные упражнения, так как правильное речевое дыхание – основа речи. Этот этап разминки решает следующие задачи: научить различать элементы речевого дыхания (вдох, выдох, задержка дыхания, добор воздуха); выработать умение делать правильный вдох (носом); научить «увеличивать объем легких» за счет правильно распределенного воздуха; развивать умение правильно выдыхать.

Второй этап речевой разминки – это артикуляционные упражнения, цель которых «разогреть» мышцы языка, щек, губ, что обеспечит им наибольшую подвижность при говорении («вкусное варенье», «почистим зубки», «лошадка» и т.д.)

На третьем этапе речевой разминки, его мы называем «Не запутайся в звуках!», нужно продемонстрировать смыслоразличительную функцию четкого артикулирования звуков, добиваться отчетливого произнесения похожих по звуковому составу слов или групп слов, уметь слышать артикуляционные недочеты в своей и чужой речи.

На четвертом этапе , мы его называем «Не сломай язык», работаем над произнесением разных сочетаний звуков; демонстрируем образцы четкого проговаривания скороговорок в любом темпе. Начинаем работу с коротких легких текстов. Главная задача: научить отчетливо, произносить каждый звук, обращать внимание на работу губ, положение языка, правильное дыхание.

2. Дыхательная разминка

Дыхательная разминка – действенный метод кинезотерапии, она увеличивает объём выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей локализацией выхода, тренирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

2.1. Упражнения на дыхание

«Снег»

Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

«Волшебные пузырьки»

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

«Дудочка»

Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Цветочный магазин»

Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

«Косари»

Это упражнение можно выполнять под звуки марша: на слабую долю мелодии делается вдох и «отведение косы» в сторону, на сильную – выдох и «взмах косой».

«Снег и ветер»

Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики – «снег» – и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.

«Кто спрятался?»

На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.

«Фокус»

Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

«Свеча»

Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку.

«Деревья»

Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.

«Греем руки»

Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Ветер и листья»

Вдох на выдохе, раскачиваясь с поднятыми руками, продолжительно произносят «Ф», затем на одном выдохе – ступенчато произносят звук «П» и постепенно опускают руки вниз (листья падают).

«Пузырь»

Надувайся пузырь, надувайся большой, да смотри не лопни…Лопнул: ш-шш-ш (руки разводят в стороны, хлопок)

«Математик»

Счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; добрать воздух – счет до 5; добрать воздух от 5 до 1.

«Шарик»

Надувала кошка шар, а котенок ей мешал: Подошел и лапкой – топ! А у кошки шарик – лоп! Ш- Ш- Ш…

«Пчелки»

Глубокий вдох – на выдохе громко считаем до тех пор, пока не кончится воздух

Как-то раз пчела мед
В улей принесла (глубокий вдох) раз пчела, два пчела…

«Медвежата»

Представить, что дети маленькие медвежата и просят у мамы медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося звук «М».

Мам, меду б нам.
Мам, молока бы нам.
Мам, малины б нам и т.д.

«Футбол»

Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

«Обрызгайте бельё водой» (в один приём, три, пять)

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё.

«Листопад»

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

«Бабочка»

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

2.2. Упражнения по методике А.Н. Стрельниковой

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике

1. Думайте о вдохе носом, тренируйте его. Вдох резкий, короткий (как хлопок в ладоши).
2. Выдох уходит после вдоха самостоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивайте выдох. Вдох – предельно активный (носом), выдох абсолютно пассивный (через рот).
3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.
4. Все вдохи делаются в темпоритме строевого (все видели, как маршируют солдаты).
5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение – «Ладошки». И. п.: прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «по ладони зрителю» – «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательные движения)
Следите за тем, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались. Сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите, отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте 4 коротких и вдоха, снова – пауза. Помните! Активный вдох носом пассивный выдох через рот. Норма: «пошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение – «Погончики». И. п.: прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки прямые тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаблены – дох ушел. Выше пояса кисти рук не поднимайте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений Норма: «про­вожайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение – «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем ши­рина плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине на­клона. Вдох должен кончится вместе с наклоном. Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с коротким шумным вдохом. Возьмите в руки свёрнутую газету (палочку), имитируйте накачивание шины автомобиля.
Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кланяйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.
Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движений, а 16. Затем отдых 3–4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самостоятельно (пассивно) через рот.

Четвертое упражнение – «Кошка» (приседание с поворотом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не должны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием – поворот туловища вправо – резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа – вдох слева.
Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд не 16 вдохов-движений, а 32. Затем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения. Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 + 32 + 32 = 96 – 1 стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение – «Обними плечи» (вдох при сжатии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте! их (все равно, какая рука сверху – правая или левая)! широко в стороны не разводите, и не напрягайте.
Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка). Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) – 3 – 4 секунды.

Шестое упражнение – «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед – руки тянутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка! прогнувшись в пояснице), наклон назад – руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед – откидывайтесь назад, вдох с пола – вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

3. Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они для органов артикуляции.

Подвижность и точность работы органов артикуляции: языка, губ, маленького язычка (небной занавески) является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. Наиболее подвижным органом артикуляции, от которого зависит качество произношения звуков, является язык. Большая часть упражнений артикуляционной гимнастики относится именно к языку как наиболее рабочему органу.

Кончик языка может опускаться за нижние зубы (как при звуках [с, з, ц]), может подниматься за верхние зубы (звуки [т, д, н]), может прижиматься к альвеолам (звук [л]), может вибрировать под напором выдыхаемой струи воздуха (звук [р]).

Передняя часть спинки языка без участия кончика языка может подниматься к альвеолам, образуя с ними щель (звуки [с, з, ц]), может подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать с ним щель (звуки [ш, ж, щ]).

Средняя часть языка не так подвижна. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу, это движение необходимо при произнесении звука [й] и всех мягких звуков.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки [к, г]), или образовывать с ним щель, при образовании звука [х].

Боковые края языка могут приподниматься, прижимаясь к внутренней поверхности коренных зубов, и не пропускать в бок выходящую струю воздуха (звуки [с, з, ц, ш, ж, щ, ч, р]), могут опускаться и пропускать воздушную струю (звук [л]).

Подвижность губ также играет значительную роль в образовании звуков. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук [у]), могут округляться (звук [о]), растягиваться в улыбку (звуки [и, ы]). При произнесении звуков [с, з, ц, л] и др. губы должны слегка обнажать верхние и нижние зубы, выдвигаться чуть вперед при произнесении звуков [ш, ж]. Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа, она активна, когда мы произносим звуки [п, б, м, в, ф].

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, это важно для отчетливого звучания гласных звуков.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Занимаясь с детьми, нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.
  • Требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • Дети, выполняя упражнения в быстром темпе, умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса.

3.2. Упражнения на артикуляцию

«Окошко»

Широко открыть рот – "жарко".
Закрыть рот – "холодно".

«Месим тесто»

Улыбнуться, пошлепать языком между губами – "пя-пя-пя-пя-пя...".
Покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения).

«Чашечка»

Улыбнуться.
Широко открыть рот.
Высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка).

«Дудочка»

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

«Заборчик»

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

«Маляр»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

«Киска»

Губы в улыбке, рот открыт.
Кончик языка упирается в нижние зубы.
Выгнуть язык, горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы.

«Поймаем мышку»

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Произнести "а-а" и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик).

«Лошадка»

Вытянуть губы.
Приоткрыть рот.
Процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

«Пароход гудит»

Губы в улыбке, открыть рот.
С напряжением произнести долгое "ы-ы-ы...".

«Слоник пьёт»

Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника".
"Набирать водичку", слегка при этом причмокивая.

«Индюки болтают»

Языком быстро двигать по верхней губе – "ба-ба-ба-ба...".

«Орешки»

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики – "орешки".

«Качели»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхние зубы.
Кончик языка за нижние зубы.

«Часики»

Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

«Блинчик»

Улыбнуться.
Приоткрыть рот.
Положить широкий язык на нижнюю губу.

«Гармошка»

Улыбнуться.
Сделать "грибочек" (т.е. присосать широкий язык к нёбу).
Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Барабанщик»

Улыбнуться.
Открыть рот.
Кончик языка за верхними зубами – "дэ-дэ-дэ...".

«Парашютик»

На кончик носа положить ватку.
Широким языком, в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Загнать мяч в ворота»

"Вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота).
Дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать).

4. Чтение блоков

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребенка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. Материал для упражнений – это наиболее часто встречающиеся в русском языке парные буквосочетания и слова с такими буквосочетаниями. Он распределен по группам таким образом, чтобы строго последовательно соблюсти основной принцип обучения от простого к сложному. Объём материала к уроку составляет 20-25 буквосочетаний и увеличивается соответственно возрастанию размера самих буквосочетаний (2, 3, 4, 5 и т.д.). Буквосочетания или блоки записываются на доске в столбик или ряд. Различные варианты расположения на доске способствуют тренировке глазных мышц и развитию произвольного внимания.

Первая группа блоков

Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.

При прочтении этих блоков полезно начать обучать понятию ударения, ударного слога. Например, предложить детям прочитать буквосочетание га-га-га! Сначала с ударением на первый слог, затем на второй и на третий. Аналогичную работу можно проводить со словосочетанием ха-ха-ха! Да-да-да!

Эти задания формируют умение произносить слово с ударением на любом заданном слоге, а также навык определения на слух, который слог ударный.

Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею
Еу ад аж ай ам ап ах! Ей ел ем
Ед еж ек иж из ик ил им иф их ой!
Ом он ос от ох ош ужум ус ух! Эй!
Эх! Юг юз юм юн яд як ял Ян яр.

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да же за
Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на
Не ни но ну по ра ре си су та те
То ту ты тю! Фа фу! За! Хе! Че, чу ша!
Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…

Ай-ай ей-ей ёк-ёк ой-ой! Во-во!
Га-га-га да-да-да! Эй-эй!

Вторая группа блоков.

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.

Слова этой группы подлежат обязательному прочтению. В процессе чтения блоков не только вырабатываются и закрепляются навыки чтения, но и обеспечивается тренировка соответствующих участков речевого аппарата.

Ага, бай сам шар пах
Аут баз бык бер вон
Выя дар дом бей ели
Ему зея сею уже зал
Ива тик хил зим лиф
Тих бия кар лих люк
Ляп миф мул мыс мер
Нас нет нищ нот гну
Бой лом сон ост лот
Оси суп эта тел тот

Эту тыл тюз ума муж
Кум рус дух уфа уфу
Уха ухе чек чуб шаг
Щит эхо юга тюз юму

Третья группа блоков

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.

Бокс борт борщ верх волк
Гонг диск Ейск зюйд иезд
Лувр люфт лязг матч мозг
Непр порт корт пунш рижт
Факт финт фунт шурф щедр

Фразы для чтения

Морж мёрз, но полз.
Майкл ел борщ и торт.
На борт жал болт.

Четвёртая группа блоков

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.

Блок блях барк взор вгик вжик
Влип враз врач вред втуз

Где глуп граф грач гриф
Джаз дни дней дроф друг ждал
Жрец звон злой знак зной клёв

Фразы для чтения

Её плащ был плох.
Класс встал у парт.
Мой друг щедр.

Пятая группа блоков

Чтение наиболее трудных однослоговых слов.

Вверх взмах взнос взмыл вклад
Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд
Монстр перст пёстр пункт склад

Смысл спорт столб стаж треск
Хвост Холмс штамп штурм

Шестая группа блоков

Чтение двуслоговых слов.

При чтении материала данной группы упражнений остаются в силе рекомендации при прочтении каждого слога: строго ориентироваться на слогообразующую гласную, стоящую после согласных, но уже с учетом того факта, что объём зрительного восприятия должен быть доведен до предельно возможного, то есть охватывать 3-4 и даже 5 букв одновременно. Особое значение имеет также навык определения ударного слога в любом слове по слуховому восприятию. Поэтому в словах, значение которых ещё не выяснено, указывать ударение и делить на слоги, вертикальной линией, например: аб/сурд.

Аббат бедных браво велю
Абсурд без фар брикет венки
Аган белый бронза верни

Фразы для чтения.

Я вверх вёз хлеб.
Жнец ждал.
Плох дом.
На наш дом грач сел.

Седьмая группа блоков

Чтение слов с твердыми и мягкими согласными.

При чтении слов данной группы необходимо ещё раз напомнить функциональное значение твердого знака. Полезно отметить, что два слова сели и съели читаются одинаково, но обозначают разные действия. Для окончательного разъяснения смысла слов и уточнения прочтения можно предложить следующее стихотворение.

Мы взгрустнули, видя с ели,
Как внизу другие сели
И запасы наши съели.

Сели – съели приём – объём
Сёмка – съёмка веду – въеду
Приезд – съезд взял – изъял

Фразы для чтения.

Он вёл коня, потом въехал во дворец.
Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце.

Быт – быть ест – есть вонь – вон
Гость – ГОСТ мел – мель даль – дал
Ел – ель пусть – пуст кровь – кров
Плот – плоть тронь – трон рис – рысь

Фразы для чтения.

Не лезь в глубь – там грязь.
Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

Бабе – бабьё семя – семья
Коля – колья чего – чьего
Дарю – Дарья браня – враньё

Восьмая группа блоков

Чтение слов и словосочетаний до трёх слогов.

Никаких особенностей отработка этой группы слов не имеет. Навык слитного чтения слов из двух слогов к этому времени уже имеется. Учителю лишь необходимо быть очень внимательным к дозированию и отбору учебного материала.

Адская датская домашний
Акция деньжата артистка
Амплуа дибазол ассорти
Знание водная вольница
Горячка заморозь епископ
Изморозь качели лошади

Фразы для чтения.

Хвощ лесной, хвощ ценный.
На небе ни тучи – быть жаре.

Девятая группа блоков

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей.

Апрельская Ломоносов полширины
Базальтовый обыкновенная эссенция
Зеркальный падчерица фамилия
Диапозитивы революция энтузиазм

Литература:

  1. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  6. Начальная школа. № 6 2001.
  7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева . – Ростов-н-Д: Феникс, 2006. – 349 С.
  8. Павлова Н.Н. «Просто учимся читать»/ Ил. В Зацеляпина, Н. Мельниковой. – М.: Изд-во Библиотека Ильи Резника; Изд-во Эксмо, 2006. – 64с., ил.
  9. Уроки чтения в 3 классе. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва . М. «Просвещение», 2007. – 140 С.
  10. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева . – М.: Ось – 89, 1999.

Никитина Елена Андреевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: ГКОУ "Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа - интернат"
Населённый пункт: посёлок Лебяжье, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методический приём - речевая разминка"
Дата публикации: 13.02.2018
Раздел: среднее профессиональное

ГКОУ «Лебяжьевская специальная (коррекционная) школа – интернат

ТЕМА:

Выполнила: Никитина Елена Андреевна

учитель - логопед

Речевые разминки на уроках.

Урок в современной начальной школе для детей с нарушениями речи должен быть

направлен на коррекцию устной и письменной речи. Особенно большое внимание

должно быть направлено на детей, у которых нарушения речи носят системный

характер, затрагивающие фонетико-фонематическую и лексико-грамматическую

стороны речи. Уровень речевого развития умственно отсталых детей гораздо ниже,

расстройства речи проявляется на фоне грубого нарушения познавательной

деятельности, аномального психического развития в целом. Расстройства речи у

таких детей характеризуются стойкостью, с большим трудом устраняются.

Поэтому, так важна работа по коррекции устной и письменной речи не только на

логопедических занятиях. Большую помощь в работе оказывают речевые разминки,

которые можно проводить на любом уроке, будь то математика, русский язык,

развитие речи или технология.

« Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все

стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на

поведение в целом».

Этапы урока, на которых уместно использование методического приёма:

«Речевая разминка» - начало урока (в целях мобилизации внимания, включения в

учебное занятие);

«Речевая пауза» - середина урока (в целях переключения внимания, смены вида

деятельности). Речевые минутки можно совмещать с темой урока, если не

получается, результат все равно будет. Форма проведения разнообразная: можно

устно проводить или включить в презентацию, можно использовать наглядные,

дидактические материалы.

Ниже приводятся примеры речевых разминок.

РЕЧЕВАЯ ГИМНАСТИКА

эффективных

выработке

учащихся

правильного

является

гимнастика.

правильности

необходимо развивать подвижность артикуляционного аппарата. Темп зрительного

восприятия текста во многом зависит от возможности речедвигательного канала. У

учащихся с отклонением в развитии нарушена подвижность и координация органов

артикуляции.

гимнастики

необходимо

проводить

артикуляционных

упражнения.

разминки

включать

упражнения на правильное произнесение звуков, на отработку дикции, на развитие

аппарата

(произносим

медленно,

умеренно,

учащихся к правильному прочтению слов, их коррекции.

Речевая гимнастика проводится в течение 3-5 минут. В зависимости от целевой

направленности и характера упражнения. Кроме того, некоторые упражнения могут

стать частью физкультминуток. Речевую гимнастику можно проводить сидя или

Речевая гимнастика включает:

Упражнения для дыхания;

Упражнения по отработке интонации, темпа речи;

Упражнения по совершенствованию выразительности речи;

Упражнения по совершенствованию произношения (звукопроизношения и дикции)

Примеры речевой гимнастики:

Упражнение на регулирование дыхания.

Упражнение выполняется стоя. Учитель объясняет детям, что стоять нужно прямо,

спокойно,

непринужденно,

качаться.

медленно

выдыхать. На счет «раз» задержать дыхание, потом хором на одном выдохе считать

до трех, затем до четырех и пяти. Вместо счета при выдохе тихо произносить либо

предложение, либо слова. Учитель обращает внимание на то, чтобы конец слова

(предложения) звучал четко и с такой же силой, как начало.

Вместо слов или предложения можно произносить звуки.

Например:

1) Вдохнуть и произнести все гласные звуки на одном выдохе. Сначала произносят

хором, затем индивидуально. –

Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО

ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ

ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) На одном выдохе усилить или ослабить звук.

Гудок парохода - приближается или удаляется: Н-Н-Н, М-М-М-М…

Жужжание пчёлки: Ж-Ж-Ж-Ж…

Шум ветра: Ш-Ш-Ш-Ш…..

Звук должен произноситься без усилий, свободно.

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

3) Протянут звук следующим образом:

Первые 5 сек. тихо, затем ещё 5 сек. увеличивая громкость, последние 5 сек.

максимально громко. Следить, чтобы грудная клетка не сжималась.

В дальнейшем этот навык закрепляется при чтении. Учитель демонстрирует детям,

как надо переводить дыхание во время чтения:

Дышать ровно и незаметно для слушателей;

Перед чтением длинных предложений (без пауз) необходимо набирать достаточно

воздуха, экономно его расходовать для того, чтобы прочитать предложение от начала

до конца, не прерываясь.

Для того чтобы научить детей говорить ясно и чисто, можно порекомендовать

выполнять

упражнения, направленные на уточнение произношения отдельных

звуков, использование звуков в словах, в словосочетаниях и предложениях.

Здесь можно активно использовать: чистоговорки, потешки, четверостишья

стихотворные тексты. Например: «Шорох слышен, мыши вышли», «Жутко жуку

упражнений

подобного

характера

сочетать

программным материалом. Например: раздел «Звуки и буквы» по русскому языку.

При изучении дифференциации звуков [с] - [з] после уточнения произношения

указанных звуков и упражнений на сравнение можно использовать чистоговорку:

Укусила пса.

В самый нос оса.

Захотелось псу

Съесть осу.

А оса спаслась -

Унеслась!

А задания могут быть разнообразные:

интонацией:

вопросительной,

восклицательной,

сомнением,

сожалением.

Как диалог, как информация-сообщение …

От лица любого сказочного героя, от представителя профессии….

помогает

отрабатывать

дикционную

помогает

правильно реагировать на то, что говорит собеседник.

Учим говорить выразительно .

Выразительно это то, что выделяется на общем фоне, что вызывает интерес.

Правильный выбор тона, помогает собеседнику прислушаться, понять, оценить.

1. Прочитай, следуя инструкции:

, - незначительная пауза

: - длительная пауза перед пояснением

Достаточно длительная пауза при сравнении

; - длительная пауза в конце смыслового отрывка.

Это же упражнение можно выполнять устно и во время произношения по ходу

показывать карточку со знаком.

Тексты, чистоговорки, пословицы на выбор. Например:

«Кто хочет много знать – тому надо мало спать!»

«У Валюши день рожденья!

Всех, Валюша, угощай.

Вот ватрушки,

Вот варенье,

Вот горячий, крепкий….»

указанным «сигнальным знаком». «Сигнальные знаки»:

Спрашивайте, удивляясь;

! – радуетесь;

…. – огорчение;

Спрашиваете, чтобы уточнить;

Заявляете на правах старшего.

Выбор типа речевой разминки зависит от:

Возрастных особенностей учащихся;

Этапа обучения;

Тематики урока;

Языкового опыта учащихся;

Это может быть:

Чтение слоговых таблиц различных модификаций;

Чтение трудных по слоговому и морфемному составу слов

Чтения по догадке.

Для формирования навыка правильного чтения можно использовать упражнения,

направленные на развитие памяти, внимания:

1. Игра: «Бегущая строка».

телевизора,

предложения

словарные

чистоговорка, пословица … Быстро лента протягивается. Дети читают либо «про

себя», либо вслух. Затем по памяти воспроизводят увиденное. Либо записывают

третье по счёту слово, предлог…

2. «Редактор»

За одну минуту найти в тексте слова на заданную букву.

Самый

внимательный!»

запомнить

АВЭУИЫЮЕЯ…

4. Найди лишний слог : во, до, жо, но, кы, хо («кы», так как остальные с буквой «о»)

5. «Назови правило »:

Здесь спрятано очень важное правило правописания числительных. Прочитайте

его: 5ь – 20ь, 30ь, 5ь0 – 8ь0, 5ь00 – 9ь00

6. Прочитай слова справа налево:

НОШЮПАКАЛИПУКУКНОШУКУКАКШУКУК .

Упражнения для развития навыка осознанного чтения

1. Что общего в словах и чем они различаются?

Ель - ел, Юра - ура, мыл – мил.

2. Какая буква, слог, слово лишнее?

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

Игры со словами.

1. Игра «Найди слово в слове».

Например, смородинка (родинка, род...) .

2. Чтение двухсложных слов с двумя пропущенными буквами.

3. Кроссворды.

Как зовут мальчика?

4. Расставь правильно буквы.

При работе с деформированными текстами, неоконченными рассказами активно

использую приём наглядного моделирования. Использование модели, включающие

опорные стилизованные картинки, соответствующие частям рассказа, активизируют

внимание, вызывают интерес. Использование показа с включением действий самого

ребёнка удовлетворяет его естественную потребность – воспринимать и действовать

одновременно. Это важно для накопления сенсорного опыта ребёнка.

Задания типа: Составь предложения к теме урока.

Школа, класс, парта, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

Вывод:

Для детей имеющих речевые нарушения речевые разминки имеют важнейшее

значение. Они способствуют развитию высших психических функций: восприятия,

внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, способствуют

коррекции устной и письменной речи через составление предложений,

вырабатывается умение выражать свои мысли логично, устной через высказывание

своих мыслей, приведение доказательств, способствует развитию нравственных

качеств: взаимопомощи, взаимовыручки, положительного отношения к мнению

других людей, уважению собственного мнения, развиваются умение работать в

группе, в паре это очень важно, так как младшие школьники еще не умеют работать

в коллективе. Повышает интерес учащихся к урокам.

Вверх