Умственные тесты Дж. Кеттелла. Джеймс Маккин Кеттел: биография Смотреть что такое "Кеттел, Джеймс Маккин" в других словарях

(1860–1944)

История психологии как науки о душевном мире человека, его мироощущении и поведении уходит корнями в глубокую древность. В известном смысле психологами можно назвать Эзопа и Диогена, Конфуция и Мэн-Цзы, Спинозу и Монтеня. Само слово «психология» впервые прозвучало из уст немецкого теолога Р.Гоклениуса в 1590 г. Однако возникновение той или иной науки принято исчислять, опираясь на некие формальные вехи, которые в психологии обозначились лишь в конце ХIХ века. И одной из таких вех можно считать официальное вступление в должность первого в мире профессора психологии, которое состоялось в Пенсильванском университете 11о лет назад. Этим профессором был Джеймс Маккин Кеттелл.

Сегодня это имя вспоминают нечасто, и даже многие профессионалы иной раз путают Дж. Кеттелла с его известным однофамильцем, англичанином Раймондом Кеттелом, создателем теории личностных черт и популярного опросника. Но не будет преувеличением нахвать Дж. Кеттелла не просто первым в длиннейшем списке профессоров, а поистине выдающимся психологом (список которых гораздо короче). Сегодня небесполезно будет еще раз обозреть его вклад в мировую науку. Ибо пример настоящих психологов (в отличие от банальных проповедей титулярных профессоров) весьма поучителен.

Фактически Кеттелл был не первым преподавателем психологии, который вышел к студенческой аудитории. Он сам был еще студентом университета Дж. Хопкинса, когда его интерес к психологии пробудился под влиянием лекций Г. С. Холла. Однако получить основательную психологическую подготовку в конце прошлого века в Америке было невозможно, и Кеттелл отправился в Германию, к В.Вундту.

Рассказывают, что, едва появившись в Лейпцигском университете, честолюбивый американец с порога заявил Вундту: «Господин профессор, вам нужен помощник, и этим помощником буду я». Достоверность этой истории спорна, но так или иначе Кеттелл стал первым американцем, приобщившимся к психологии в стенах первого и единственного в те годы психологического научного центра. Он и сам кое-чему научил Вундта, а именно – пользованию пишущей машинкой (благодаря чему, по ироническому наблюдению коллег, авторская продуктивность Вундта удвоилась).

Однако научная атмосфера, царившая в Лейпциге, не устраивала Кеттелла. Он сосредоточился на изучении индивидуальных различий во времени реакции вопреки неприятию Вундтом такого типа исследований. В 1886 г. Кеттелл покинул Лейпциг и вскоре оказался там, куда влекли его научные интересы, – в лаборатории Ф.Гальтона в Лондоне.

Здесь все его внимание поглотила проблема индивидуально-психологических различий. Гальтон полагал, что интеллектуальные функции можно объективно измерять с помощью испытаний сенсорного различения и времени реакции. Кеттелл с энтузиазмом воспринял эту идею и начал соответствующие испытания.


Тут снова следует отметить, что слово «испытание» (проверка, проба) по-английски звучит как «тест». Благодаря Кеттеллу оно обрело тот психологический смысл, который мы вкладываем в него сегодня.

В 1890 г. в журнале «Mind» увидела свет статья Кеттелла «Умственные тесты и измерения» с послесловием Гальтона, где впервые было научно обосновано практическое использование психометрических методов. «Психология, – писал Кеттелл, – не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения умственных тестов к большому числу индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».

Таким образом, статистический подход – применение серии тестов к большому числу индивидов – выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. Наряду с чисто научной ценностью такого подхода Кеттелл подчеркивал и его возможное практическое значение.

Кеттелл создал серию тестов для оценки интеллекта студентов колледжей. Предложенные испытания содержали измерения мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти и даже объема легких, что тоже почему-то увязывалось с умственными способностями. Выбор Кеттелом этих параметров для измерения объяснялся, с одной стороны, приверженностью идеям Гальтона, с другой – тем простым соображением, что элементарные функции можно измерить с большой точностью, а разработка объективных методов измерения более сложных функций казалась в то время совершенно безнадежной задачей.

Предпринятые вскоре попытки оценить эффективность подобных испытаний принесли неутешительные результаты. Индивидуальная проверка показала слабую согласованность между собой результатов отдельных тестов, а также несоответствие полученных данных независимым оценкам интеллектуального уровня, основанным на мнении преподавателей или академической успеваемости.

Этот момент принципиально важен для методологии психодиагностики. Ведь и по сей день, как и во времена гальтона и Кеттелла, любой тест фактически представляет собой компактное испытание, по результатам которого дается расширенное толкование.

Сегодня уже никто не берется оценить интеллект по объему легких (хотя, например, между умственными способностями и временем реакции обнаруживается определенная связь). Но любая тестовая задача представляет собой модель некоей гораздо более сложной ситуации. Вопрос об адекватности такой модели продолжает оставаться крайне важным для любого теста. Мы же, безоглядно доверяя стандартизированным методикам, а то и изобретая собственные, порою не отдаем себе отчета, что воспроизводим заблуждения столетней давности.

Впрочем, старинные заблуждения удивительно живучи. Так, идеи Гальтона об улучшении человеческого рода методом искусственного отбора по сей день находят приверженцев. В свое время им отдал дань и Кеттелл. Он призывал материально поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и не останавливаться перед стерилизацией «недоразвитых». Семерым своим детям он предложил по тысяче долларов каждому (огромные деньги по тем временам), если они найдут себе пару среди сыновей или дочерей преподавателей колледжа. (Разумеется, евгенические идеи, особенно будучи заострены до абсурда их рьяными проповедниками, представляются более чем спорными. Однако не вызывает сомнения, что в психологическом отношении супружеские союзы между представителями одного социального, интеллектуального и культурного круга являются оптимальными хотя бы с точки зрения здравого смысла).

Еще одним важным вкладом Кеттелла в психологическую науку послужили результаты его опытов по изучению объема внимания и навыка чтения.

С помощью тахистоскопа Кеттелл определял время, необходимое для восприятия и называния различных объектов – формы, буквы, слова и т. п. Установленный объем внимания колебался в пределах пяти объектов. Он оставался таким же и тогда, когда испытуемому предъявлялись не разрозненные буквы, а целые слова и даже предложения, то есть речевые или смысловые единицы, состоящие из значительно большего числа букв или знаков.

При экспериментам с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кеттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

Полученные результаты повышали статус не только экспериментальной психологии, но и общей психологической теории, ибо оба направления всегда неразрывно связаны.

Научная общественность высоко оценила заслуги Кеттелла. В 1895 г. он был избран президентом Американской Психологической Ассоциации. В 1929 г. председательствовал на IХ Международном психологическом конгрессе (впервые проводившемся в США).

В истории психологии Кеттелл сыграл огромную роль и как организатор, и как популяризатор науки. С 1895 г. он издавал журнал «Наука», а в 1894 г. совместно с Дж. М. Болдуином основал журнал «Психологическое обозрение», в 1915 г. – журнал «Школа и общество».

Исследования и воззрения Кеттелла оказали значительное влияние на многих ученых. В 1904 г., выступая на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе, он произнес знаменательные слова: «…Не вижу причин, почему применение систематизированного знания к изучению человеческой природы не может в нынешнем веке привести к результатам, которые сравнятся с достижениями физики девятнадцатого века и их значением для изучения материального мира. На этом выступлении присутствовал Джон Уотсон, прославившийся впоследствии как родоначальник поведенческой психологии – бихевиоризма. Идею Кеттелла он воспринял с необычным энтузиазмом. Некоторым историкам это даже дало повод предложить именовать Кеттелла «дедушкой» бихевиоризма (хотя такая проекция, откровенно говоря, очень косвенна).

Учеником Кеттелла был и Э.Торндайк, однажды появившийся у его дверей с корзиной в руках. В ней ворочались дрессированные цыплята, из опытов над которыми впоследствии возникли знаменитые законы упражнения, эффекта и другие постулаты бихевиоризма. Среди учеников Кеттелла – блестящий экспериментатор Р.Вудвортс и основоположник американской клинической психологии Л.Уитмер.

Неуживчивый характер Кеттелла изрядно осложнял его научную карьеру и в 1917 г. привел к увольнению. Формальным основанием для этого послужили откровенно пацифистские высказывания ученого, которые университетская администрация сочла неуместными в годы мировой войны. Кеттелл судился с чиновниками, выиграл дело и получил астрономическую по тем временам компенсацию – 40 тысяч долларов. На эти деньги он основал Американскую психологическую корпорацию – первую издательскую фирму, специализировавшуюся на выпуске тестов. К экспериментальным исследованиям и преподаванию ученый больше не вернулся, но продолжал активную издательскую и общественную деятельность вплоть до своей смерти в 1944 г.

Таким был первый профессор психологии, который в годы господства лабораторных штудий призывал коллег «заниматься практическими проблемами и развивать специальность «прикладная психология». Сам он не очень преуспел на этой ниве, но история психологии свидетельствует: его призыв подхвачен и успешно реализуется.

Психология в лицах Степанов Сергей Сергеевич

Дж. М. Кэттелл (1860–1944)

Дж. М. Кэттелл (1860–1944)

История психологии как науки о душевном мире человека, его мироощущении и поведении уходит корнями в глубокую древность. В известном смысле психологами можно назвать Эзопа и Диогена, Конфуция и Мэн-Цзы, Спинозу и Монтеня. Само слово «психология» впервые прозвучало из уст немецкого теолога Р. Гоклениуса в 1590 г.

Однако возникновение той или иной науки принято исчислять, опираясь на некие формальные вехи, которые в психологии обозначились лишь в конце XIX в. И одной из таких вех можно считать официальное вступление в должность первого в мире профессора психологии, которое состоялось в Пенсильванском университете. Этим профессором был Джеймс Маккин Кэттелл.

Сегодня это имя вспоминают нечасто, и даже многие профессионалы иной раз путают Джеймса Кэттелла с его известным однофамильцем, англичанином Раймондом Кэттелом, создателем теории личностных черт и популярного опросника. Но не будет преувеличением назвать Дж. Кэттелла не просто первым в длиннейшем списке профессоров, а поистине выдающимся психологом (список которых гораздо короче). Сегодня небесполезно будет еще раз обозреть его вклад в мировую науку. Ибо пример настоящих психологов (в отличие от банальных проповедей титулярных профессоров) весьма поучителен.

Фактически Кэттелл был не первым преподавателем психологии, который вышел к студенческой аудитории. Он сам был еще студентом университета Дж. Хопкинса, когда его интерес к психологии пробудился под влиянием лекций Г. Стэнли Холла. Однако получить основательную психологическую подготовку в конце прошлого века в Америке было невозможно, и Кэттелл отправился в Германию, к В. Вундту.

Рассказывают, что, едва появившись в Лейпцигском университете, честолюбивый американец с порога заявил Вундту: «Господин профессор, вам нужен помощник, и этим помощником буду я». Достоверность этой истории спорна, но так или иначе Кэттелл стал первым американцем, приобщившимся к психологии в стенах первого и единственного в те годы психологического научного центра. Он и сам кое-чему научил Вундта, а именно - пользованию пишущей машинкой (благодаря чему, по ироническому наблюдению коллег, авторская продуктивность Вундта удвоилась).

Однако научная атмосфера, царившая в Лейпциге, не устраивала Кэттелла. Он сосредоточился на изучении индивидуальных различий во времени реакции вопреки неприятию Вундтом такого типа исследований. В 1886 г. Кэттелл покинул Лейпциг и вскоре оказался там, куда влекли его научные интересы, - в лаборатории Ф. Гальтона в Лондоне.

Здесь все его внимание поглотила проблема индивидуально-психологических различий. Гальтон полагал, что интеллектуальные функции можно объективно измерять с помощью испытаний сенсорного различения и времени реакции. Кэттелл с энтузиазмом воспринял эту идею и начал соответствующие испытания.

Тут снова следует отметить, что слово «испытание» (проверка, проба) по-английски звучит как «тест». Благодаря Кэттеллу оно обрело тот психологический смысл, который мы вкладываем в него сегодня.

В 1890 г. в журнале «Mind» увидела свет статья Кэттелла «Умственные тесты и измерения» с послесловием Гальтона, где впервые было научно обосновано практическое использование психометрических методов. «Психология, - писал Кэттелл, - не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Шаг в этом направлении может быть сделан путем применения умственных тестов к большому числу индивидов. Результаты могут иметь значительную научную ценность в открытии постоянства психических процессов, их взаимозависимости и изменений в различных обстоятельствах».

Таким образом, статистический подход - применение серии тестов к большому числу индивидов - выдвигался как средство преобразования психологии в точную науку. Наряду с чисто научной ценностью такого подхода Кэттелл подчеркивал и его возможное практическое значение.

Кэттелл создал серию тестов для оценки интеллекта студентов колледжей. Предложенные испытания содержали измерения мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, памяти и даже объема легких, что тоже почему-то увязывалось с умственными способностями. Выбор Кэттеллом этих параметров для измерения объяснялся, с одной стороны, приверженностью идеям Гальтона, с другой - тем простым соображением, что элементарные функции можно измерить с большой точностью, а разработка объективных методов измерения более сложных функций казалась в то время совершенно безнадежной задачей.

Предпринятые вскоре попытки оценить эффективность подобных испытаний принесли неутешительные результаты. Индивидуальная проверка показала слабую согласованность между собой результатов отдельных тестов, а также несоответствие полученных данных независимым оценкам интеллектуального уровня, основанным на мнении преподавателей или академической успеваемости.

Этот момент принципиально важен для методологии психодиагностики. Ведь и по сей день, как и во времена Гальтона и Кэттелла, любой тест фактически представляет собой компактное испытание, по результатам которого дается расширенное толкование.

Сегодня уже никто не берется оценить интеллект по объему легких (хотя, например, между умственными способностями и временем реакции обнаруживается определенная связь). Но любая тестовая задача представляет собой модель некоей гораздо более сложной ситуации. Вопрос об адекватности такой модели продолжает оставаться крайне важным для любого теста. Мы же, безоглядно доверяя стандартизированным методикам, а то и изобретая собственные, порою не отдаем себе отчета, что воспроизводим заблуждения столетней давности.

Впрочем, старинные заблуждения удивительно живучи. Так, идеи Гальтона об улучшении человеческого рода методом искусственного отбора по сей день находят приверженцев. В свое время им отдал дань и Кэттелл. Он призывал материально поощрять браки между здоровыми и интеллектуально полноценными людьми и не останавливаться перед стерилизацией «недоразвитых». Семерым своим детям он предложил по тысяче долларов каждому (огромные деньги по тем временам), если они найдут себе пару среди сыновей или дочерей преподавателей колледжа. (Разумеется, евгенические идеи, особенно будучи заострены до абсурда их рьяными проповедниками, представляются более чем спорными. Однако не вызывает сомнения, что в психологическом отношении супружеские союзы между представителями одного социального, интеллектуального и культурного круга являются оптимальными хотя бы с точки зрения здравого смысла.)

Еще одним важным вкладом Кэттелла в психологическую науку послужили результаты его опытов по изучению объема внимания и навыка чтения.

С помощью тахистоскопа Кэттелл определял время, необходимое для восприятия и называния различных объектов - формы, буквы, слова и т. п. Установленный объем внимания колебался в пределах пяти объектов. Он оставался таким же и тогда, когда испытуемому предъявлялись не разрозненные буквы, а целые слова и даже предложения, то есть речевые или смысловые единицы, состоящие из значительно большего числа букв или знаков.

При экспериментах с чтением букв и слов на вращающемся барабане Кэттелл зафиксировал феномен антиципации («забегания» восприятия вперед).

Полученные результаты повышали статус не только экспериментальной психологии, но и общей психологической теории, ибо оба направления всегда неразрывно связаны.

Научная общественность высоко оценила заслуги Кэттелла. В 1895 г. он был избран президентом Американской психологической ассоциации. В 1929 г. председательствовал на IX Международном психологическом конгрессе (впервые проводившемся в США).

В истории психологии Кэттелл сыграл огромную роль и как организатор, и как популяризатор науки. С 1895 г. он издавал журнал «Наука», а в 1894 г. совместно с Дж. М. Болдуином основал журнал «Психологическое обозрение», в 1915 г. - журнал «Школа и общество».

Исследования и воззрения Кэттелла оказали значительное влияние на многих ученых. В 1904 г., выступая на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе, он произнес знаменательные слова: «…не вижу причин, почему применение систематизированного знания к изучению человеческой природы не может в нынешнем веке привести к результатам, которые сравнятся с достижениями физики девятнадцатого века и их значением для изучения материального мира». На этом выступлении присутствовал Джон Уотсон, прославившийся впоследствии как родоначальник поведенческой психологии - бихевиоризма. Идею Кэттелла он воспринял с необычным энтузиазмом. Некоторым историкам это даже дало повод предложить именовать Кэттелла «дедушкой» бихевиоризма (хотя такая проекция, откровенно говоря, очень косвенна).

Учеником Кэттелла был и Э. Торндайк, однажды появившийся у его дверей с корзиной в руках. В ней ворочались дрессированные цыплята, из опытов над которыми впоследствии возникли знаменитые законы упражнения, эффекта и другие постулаты бихевиоризма. Среди учеников Кэттелла - блестящий экспериментатор Р. Вудвортс и основоположник американской клинической психологии Л. Уитмер.

Неуживчивый характер Кэттелла изрядно осложнял его научную карьеру и в 1917 г. привел к увольнению. Формальным основанием для этого послужили откровенно пацифистские высказывания ученого, которые университетская администрация сочла неуместными в годы мировой войны. Кэттелл судился с чиновниками, выиграл дело и получил астрономическую по тем временам компенсацию - 40 тысяч долларов. На эти деньги он основал Американскую психологическую корпорацию - первую издательскую фирму, специализировавшуюся на выпуске тестов. К экспериментальным исследованиям и преподаванию ученый больше не вернулся, но продолжал активную издательскую и общественную деятельность вплоть до своей смерти в 1944 г.

Таким был первый профессор психологии, который в годы господства лабораторных штудий призывал коллег «заниматься практическими проблемами и развивать специальность „прикладная психология“». Сам он не очень преуспел на этой ниве, но история психологии свидетельствует: его призыв подхвачен и успешно реализуется.

Джонс Эрнест

Глава 1 Первые годы жизни (1856–1860) Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в 6.30 вечера на Шлоссергассе, 117, во Фрайберге, в Моравии, и умер 23 сентября 1939 года на Мэрсфилд-Гарденс, 20, в Лондоне. С тех пор Шлоссергассе была переименована в его честь в улицу Фрейда.В краткой

Из книги Жизнь и творения Зигмунда Фрейда автора Джонс Эрнест

Глава 2 Детство и юность (1860–1873) Об этом периоде жизни Фрейда мы знаем еще меньше, чем о его первых годах. У него не было сильного побудительного мотива для изучения или описания данного периода. То немногое, что нам известно о Фрейде данного периода, было взято в основном

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги Бронзовый век России. Взгляд из Тарусы автора Щипков Александр Владимирович

Кеттел Д. М.

Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 - 20.01.1944) - американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии.

В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии . Возможно, Кеттел более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».

Ранние годы

По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттела было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.

Кеттел нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию , где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта , считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джона Хопкинса , однако уже через год вернулся в Лейпциг , для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттел под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation ).

Академическая карьера

После возвращения из Германии, карьера Кеттела развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пеннсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета , а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации .

С самого начала своей карьеры Кеттел посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном .

Пацифизм

1 октября 1917 Кеттел был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны . Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40000$, которые легли в основу созданной Кеттелом в 1921 Psychological Corporation , одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.

Журналы

Кеттел оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году он основал Psychological Review , одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание

Избранные работы

  • Cattell, James McKeen. 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373-81
  • Cattell, James McKeen. 1885. Ueber die Zeit der Erkennung und Benennung von Schriftzeichen, Bildern und Farben. Philosophische Studien 2: 635-650
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Erste Abtheilung. Philosophische Studien 3: 305-335
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Zweite Abtheilung. Philosophische Studien 3: 452-492
  • Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63-68
  • Drevdahl J.E., Cattell R.B. Personality and Creativity in Artists and Writers. - Journ. of Clinical Psychology; April, 1958, vol. XIV, N 2.

Ссылки

  • James McKeen Cattell

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кеттел Д. М." в других словарях:

    Кеттел, Джеймс Маккин Кеттел, Джеймс Маккин Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса… … Википедия

    Джеймс Маккин Кеттел (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. В начале карьеры Джеймса Кеттела психология рассматривалась учёными как… … Википедия

    КЕТТЕЛ - (Cattell) Джеймс Маккин (25.5. 1860, Истон, шт. Пенсильвания, 20.1. 1944, Ланкастер, там же), амер. психолог, первый в мире профессор психологии (1888). В лаборатории В. Вундта в Лейпциге (1883 86) прошёл школу эксперим. психологии, в лаборатории … Российская педагогическая энциклопедия

    Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и кристаллизированного… … Википедия

    Кеттел, Рэймонд Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и… … Википедия

    Кеттел, Рэймонд Рэймонд Бернард Кеттел (англ. Raymond Bernard Cattell; 20 марта 1905 2 февраля 1998) британский и американский психолог, автор 16 факторного личностного опросника, сторонник теории черт личности, автор теории гибкого и… … Википедия

    Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард - (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англо американский психолог. Биография. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. директор… … Большая психологическая энциклопедия

    - (род. 1905, Стаффордшир, Англия) англо американский психолог. Получил естественнонаучное образование в Королевском колледже Лондонского университета. В 1929 г. защитил докторскую диссертацию по философии. С 1932 г. по 1937 г. директор… … Психологический словарь

    - (25.05.1860 20.01.1944) американский психолог, один из основателей психологического тестирования. Ученик Г. Лотце и В. Вундта. Один из первых специалистов по экспериментальной психологии в Америке. Разработал психофизический метод парных… … Психологический словарь

Книги

  • Теории личности. Основные положения, исследования и применение , Хьелл Ларри А., Зиглер Дэниел Дж.. Бестселлер видных американских исследователей Л. Хьелла и Д. Зиглера адресован всем, для кого знание и практическое применение психологии необходимы в профессиональной деятельности. Прочесть…
(1860-05-25 )

Дже́ймс Макки́н Ке́ттелл (англ. James McKeen Cattell , 25 мая , Истон (Пенсильвания) - 20 января , Ланкастер (Пенсильвания)) - американский психолог , один из первых специалистов по экспериментальной психологии в США, первый профессор психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов , один из первых специалистов по психометрии и психодиагностике .

В начале карьеры Джеймса Кеттелла психология рассматривалась учёными как незначительная область исследований или даже лженаука наподобие френологии . Возможно, Кеттелл более чем кто-либо из его современников способствовал становлению психологии как уважаемой науки. После его смерти Нью-Йорк Таймс назвала его «старейшиной американской науки».

Ранние годы

По всем имеющимся сведениям, детство Джеймса Кеттелла было вполне счастливым, он в 16 лет поступил в Лафайет Колледж, где получил свой первый диплом с отличием через четыре года. В 1883 там же он получил диплом магистра. Основное внимание его научной работы того времени было сосредоточено на английской литературе, хотя и математике он также уделял внимание.

Кеттелл нашёл своё призвание только после поездки на учёбу в Германию , где он встретил своего наставника, Вильгельма Вундта , считающегося основателем современной психологии. Он покинул Германию в 1882 для обучения в Университете Джонса Хопкинса , однако уже через год вернулся в Лейпциг , для работы в должности ассистента Вундта. С собой он привёз четыре пишущих машинки марки «Ремингтон». Вундт был настолько восхищен машинками, что стал обладателем одной из них и значительно увеличил количество своих работ. Совместный труд был весьма продуктивен, вдвоём они заложили основы для научного исследования интеллекта, а Кеттелл под руководством своего наставника стал первым американцем, защитившим докторскую диссертацию по психологии («Психометрическое исследование», Psychometric Investigation ).

Академическая карьера

После возвращения из Германии, карьера Кеттелла развивалась бурными темпами. В 1888 году он стал первым в США профессором психологии в Пенсильванском университете, затем деканом факультета психологии, антропологии и философии Колумбийского университета , а в 1895 был избран президентом Американской психологической ассоциации .

С самого начала своей карьеры Кеттелл посвятил свой труд превращению психологии в уважаемую область научных исследований, подобную традиционным естественным наукам, химии и физике. Полагая, что дальнейшая работа может сделать интеллект набором стандартных единиц для измерения, он применял к этой задаче методы, разработанные Фрэнсисом Гальтоном .

Пацифизм

1 октября 1917 Кеттелл был уволен из Колумбийского университета за его выступления против Первой мировой войны . Однако, по итогам судебного разбирательства, университет был вынужден выплатить 40 000 $, которые легли в основу созданной Кеттеллом в 1921 Psychological Corporation , одной из крупнейших психодиагностических фирм в США.

Журналы

Кеттелл оказался более известен своей организаторской деятельностью, нежели научными исследованиями, так как работа по редактированию и изданию научных журналов отнимала много времени. В 1894 году совместно с Болдуином Д.М. он основал Psychological Review , одного из наиболее влиятельных журналов, издаваемых сейчас АПА. В 1895 он выкупил издание Science у Александра Грэма Белла , которое вскоре стало официальным изданием Американской ассоциации развития науки.

Избранные работы

  • Cattell, James McKeen. 1890. Mental tests and measurements. Mind 15: 373-81
  • Cattell, James McKeen. 1885. Ueber die Zeit der Erkennung und Benennung von Schriftzeichen, Bildern und Farben. Philosophische Studien 2: 635-650
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Erste Abtheilung. Philosophische Studien 3: 305-335
  • Cattell, James McKeen. 1886. Psychometrische Untersuchungen, Zweite Abtheilung. Philosophische Studien 3: 452-492
  • Cattell, James McKeen. 1902. The time of perception as a measure of differences in intensity. Philosophische Studien 19: 63-68

(1860-1944) - известный американский психолог, внедривший в психологию количественные методы и изменивший тем самым облик этой науки. Образование получил в Лафайеттском колледже (бакалавр, 1880) и Лейпцигском ун-те (д-р философии, 1886). Профессиональная деятельность К.началась в Пенсильванском ун-те, где он стал профессором и первым в мире заведующим кафедрой психологии (1887-1891). В 1985 г. К. -Президент АРА; с 1894 по 1903 г. - ред. Psychological Review и ряда др. журналов. К. был основателем и президентом Психологической корпорации (1917), президентом 9-го Международного конгресса по психологии (1929). После окончания колледжа К. поехал в Европу изучать философию и встретился там с выдающимися психологами. Большое влияние на него оказал В. Вундт (в Лейпциге), Лотзе (в Гет-тингене). Написав (совместно с Дж. Дьюи и Джестроу) статью о Лотзе, К. получил стипендию по философии в ун-те Джона Хопкинса (1882-1883). В это время в этом ун-те Ч.С. Пирс проводил эксперименты по психофизике, а Стенли Холл создавал главную психологическую лабораторию. Завершив в этой лаборатории несколько работ по синхронности различных психологических процессов, К. вернулся к работе с В. Вундтом (1883- L886) в качестве его ассистента. Здесь он провел классические исследования объема внимания, обнаружив феномен антиципации при тахи-стоскопическом предъявлении объекта. Исследуя в соответствии с программой работ время реакции, К. обнаружил, что его основанные на опыте теоретические взгляды отличаются от убеждений Вунд-та. Исследования Вундта включали интроспекцию как метод контроля, а К. убедился, что использовать необходимый субъективный контроль (метод интроспекции по Вундту) ему очень трудно и потому он усомнился и в способности других сделать это. Немного позднее он занялся психофизическими исследованиями. В основе его подхода лежало убеждение в том, что психофизика должна заниматься проверкой точности наблюдений при различных условиях. Он высказал предположение, что ошибка наблюдения возрастает как корень квадратный из наблюдаемой величины, а не прямо пропорционально этой величине(как утверждает закон Вебера). Покинув Лейпциг (1886), К. встретился с Фрэнсисом Гальтоном, под влиянием идей которого выполнил серию исследований по индивидуальным различиям. В свою очередь это породило интерес к измерительным методикам, которые К. назвал психологическими тестами (впервые это выражение он ввел в.своей статье Mental tests and measurements. Mind, 15, 1890). Изучение психофизики и индивидуальных различий натолкнуло К. на метод ранжирования, который широко использовался в психофизике, эстетике и для оценки значимости. Он применил этот метод для оценки относительной известности ученых, положив в основу своего справочника Directory of American Men of Science (1906, 6 изданий до 1938 г.). Имя К. не отождествляется с какой-либо определенной школой или теорией в психологии,однако именно он внедрил в рамках функци-оналистского подхода количественные методы в психологию, изменив таким образом облик этой науки. Наряду с Э.Б. Титчене-ром, Д.М. Болдуином, Г. Мюнстербергом и др. К. считают выдающейся фигурой второго поколения американских психологов. Он не писал больших книг и его исследования изложены, преимущественно в статьях ведущих американских журналов (American Journal of Psychology, 1893, 5; Psychological Review, 1894, 1: 1896, 3; Philos. Stud., 1902, 19; Science Press, 1906, 32; и др.). Л.А. Карпенко

Вверх