Понятие о зависимой и независимой переменной. Переменная в психологическом исследовании. Виды зависимых переменных

Первое, с чем необходимо определиться при планировании эксперимента, - это сколько будет уровней независимой переменной и каковы они будут. Уровни независимой переменной - это ее конкретные значения. Они могут быть заданы в любой измерительной шкале, т.e. могут быть как количественными, так и качественными.

Независимая переменная обязательно имеет как минимум два уровня, которые отражают особенности се воздействия на зависимую переменную. Иначе она просто перестает быть переменной. В примере с решением задач у независимой переменной два качественных уровня, заданных в шкале наименований: 1 - душное помещение; 2 - проветренное помещение. Если исследователь желает проследить более топкие, количественные соотношения между тем, насколько воздух в помещении насыщен кислородом, и уровнем интеллектуальной активности испытуемых, он может выразить свою независимую переменную в более сильной шкале, определяя, например, различные значения содержания кислорода на 1 м 3 воздуха.

Если исследователь обнаруживает разницу в успешности решения задач в душном и проветриваемом помещении, то у него есть некоторые основания полагать, что духота влияет на качество решения задач. Во всяком случае выполняются первые два условия каузального вывода. Иначе говоря, изменение зависимой переменной в соответствии с изменением независимой переменной позволяет говорить о влиянии независимой переменной на зависимую.

Экспериментальные планы с независимой переменной, имеющей два уровня, называют одноуровневыми - вероятно, потому, что один из уровней независимой переменной отражает нормальное, обычное состояние дел, которое характеризуется отсутствием воздействия (в нашем примере этому состоянию соответствует проветриваемое помещение). Воздействие на испытуемых, приводящее к ухудшению решения задач, оказывает другой уровень независимой переменной, отражающий ненормальное состояние дел (в нашем примере - душное помещение).

У независимой переменной может быть больше двух уровней. Экспериментальные планы, в которых у независимой переменной больше двух уровней, называют многоуровневыми. Например, если нас интересует, влияет ли то, с кем ребенок гуляет на детской площадке, на то, в какие игры предпочитает играть ребенок, то в этом случае исследователь управляет одной независимой переменной с четырьмя уровнями: 1 - гуляет один, 2-е няней, 3 - с родителями, 4-е друзьями. И если, к примеру, ребенок, гуляющий с няней, гораздо дольше предпочитает играть в догонялки (а не в другие игры), то исследователь имеет основания считать, что этот фактор определяет интересы ребенка в предпочтении данной игры.

Отметим, что, если задача экспериментатора состоит в том, чтобы не просто отметить влияние одной переменной на другую, а выяснить еще и характер такой связи, он обязан использовать именно многоуровневые независимые переменные. В противном случае характер связи не будет установлен. Так, например, исследователь, изучающий психофизические зависимости между различными концентрациями пахучего вещества и соответствующими ощущениями, должен взять несколько таких концентраций, чтобы понять, описывается ли искомая зависимость логарифмическим или степенным законом. Одноуровневый план не предоставит ему такой возможности.

При планировании эксперимента исследователь должен четко определиться с тем, сколько уровней имеет независимая переменная и как именно, согласно его гипотезе, они влияют на зависимую переменную. После этого перед ним встанет вопрос о том, как наиболее надежно отличить разные уровни переменной друг от друга. Чем лучше разные уровни независимой переменной разведены, т.е. чем яснее зафиксированы их различия, тем нагляднее будет их влияние на зависимую переменную. Если же уровни независимой переменной с трудом можно отличить друг от друга, то и их влияние на зависимую переменную будет менее заметным. В этом случае исследователь рискует пропустить результат, важный для подтверждения гипотезы, пройти мимо своего открытия.

Кроме того, исследователь должен определиться с тем, сколько независимых переменных он задействует в своем исследовании. Если независимая переменная одна, говорят об однофакторных экспериментальных планах. В зависимости от количества уровней независимой переменной однофакторные планы могут быть либо одноуровневыми, либо многоуровневыми.

Если исследователь задействует две и более независимых переменных, которые все вместе влияют на одну и ту же зависимую переменную, такие планы называют многофакторными. Многофакторные планы могут включать в себя либо одноуровневые, либо многоуровневые независимые переменные. Например, исследователь проверяет гипотезу о том, что примерно одинаковая успешность мальчиков и девочек в выполнении теста интеллекта сопряжена с тем, что мальчики существенно лучше решают арифметические задания, а девочки - анаграммы. Это будет пример многофакторного плана, в котором первая переменная (пол) имеет два уровня (мальчики и девочки), а вторая переменная (тин задачи) гоже имеет два уровня (арифметические задания и анаграммы).

Если же исследователя интересует, как меняется качество решения задач у людей с разным режимом дня ("совы" и "жаворонки"), то он будет строить эксперимент с одной одноуровневой и одной многоуровневой переменными: первая переменная (режим дня) имеет два уровня ("совы" и "жаворонки"), вторая переменная (время дня) имеет четыре уровня (утро, день, вечер и ночь). При этом зависимой переменной в обоих случаях будет качество решения задач.

Таким образом, независимая переменная играет ключевую роль в планировании экспериментального исследования, и еще до того, как приступать к практическим действиям, исследователь должен четко представлять, сколько в его исследовании будет независимых переменных, какие именно, сколько уровней будет у каждой и как эти уровни он будет фиксировать в исследовании.

Очень важной группой переменных в любом научном исследовании является та, которую выбирает экспериментатор для того, чтобы зафиксировать эффект экспериментального воздействия, то есть воздействия независимой переменной на зависимую. Поскольку изменения в поведении, состоянии организма, отношении человека к определенным ситуациям зависят от экспериментальных манипуляций или ситуационных и организменных факторов, эти


переменные получили название зависимых переменных. Измерение их в эксперименте может осуществляться различными способами, например, путем регистрации особенностей поведения и физиологических реакций организма; оценки частотных характеристик определенных поведенческих реакций, анализа особенностей принятия решений исследуемым в различных ситуациях и т. д.

Наиболее важными в подборе зависимых переменных есть проблемы надежности, сенситивности и валидности переменных. Исследователи должны всегда ставить себе такие вопросы: демонстрирует выбрана переменная достаточную надежность в плане того, что одна и та же ее величина может быть получена при повторении идентичных процедур? является ли эта переменная адекватной (валидных), то есть измеряет она то, что должна измерять, и как легко можно получить желаемый эффект при ее измерении?

Часто используется более одной характеристики зависимой переменной и характер их измерения в одном эксперименте может отличаться и потребовать различных средств.

Итак, зависимыми переменными в психологическом эксперименте могут быть: вербальные и невербальные параметры поведения испытуемого, которые являются опосредованными показателями определенных психических качеств; формально-динамические характеристики выполнения деятельности - пространственные, временные характеристики, точность действий, количество ошибок, латентный период, то есть время между предъявлением стимула и ответом; продолжительность выполнения действия - время между началом и окончанием задачи; темп или частота действий; эффективность выполнения задания и тому подобное. Зависимыми переменными могут, конечно, быть и такие содержанию переменные, которые предусматривают качественное описание поведения и соответствующее выделение ее категорий, скажем, когда изучаются такие явления, как агрессивность, активность, альтруизм и тому подобное. Качественные особенности поведения, как правило, фиксируются в экспертной оценке, которую предоставляют подготовленные наблюдатели с помощью специальных карточек наблюдения.

С учетом критерия комплексности измеряемых параметров выделяют три типа зависимых переменных: одномерные, когда регистрируется только один параметр поведения или состояния субъекта, который считается проявлением зависимой переменной (например, скорость реакций) многомерные, когда зависимая переменная проявляется через несколько параметров, которые могут фиксироваться независимо (например, уровень интеллектуальной эффективности проявляется и через правильность решения задачи и через время, затраченное на его решение, и через оригинальность подхода к решению задачи); фундаментальные зависимые переменные, когда между несколькими параметрами, определяющими зависимую переменную, можно установить функциональную связь. Такие переменные применяются при изучении агрессии, эмоциональной напряженности.

Важным свойством зависимой переменной является чувствительность к уровню независимой переменной. При этом возможно возникновение так называемого "эффекта потолка", когда различные независимые переменные не влияют на зависимую за чрезмерной легкость экспериментальных задач, и "эффекта пола", когда экспериментальное задание является таким сложным, что уровень его выполнения намного ниже все возможные уровни переменной.

Важными аспектами при подборе как независимого, так и зависимой переменных является оценка ее валидности, то есть степени соответствия переменной содержания того процесса, который исследуется, а также адекватное моделирование условий для выявления в эксперименте исследуемого феномена.

В качестве примера в учебнике Т. Корниловой приводится исследование, проведенное французским последователем взглядов Ж. Пиаже на природу интеллекта и когнитивное развитие человека . Он поставил задачу сравнить схемы решения задач как показатели интеллектуального развития, которые используются в юношеском возрасте (15-18 лет) и в раннем взрослом (19-22 года). План сравнения эмпирических данных был достаточно простым. Исследуемым предлагалось решить две химические задачи, которые не нуждались специальных знаний. Исследуемыми были 15-летние десятиклассники и 20-летние студенты. Независимая переменная была представлена двумя уровнями «взрослости». Задача требовала от исследуемого применения элементов обычной комбинаторики. Анализ протоколов решения задач проводился с учетом тех стратегий решения, которые использовали испытуемые, а именно: стратегии обратной связи, алгоритмической стратегии, стратегии выделения образца методом гипотетико-дедуктивного систематического оценивания.

Таким образом, тот базовый процесс, который изучался, а именно использование человеком различных типов интеллектуальных операций при решении задач реконструировался путем множественных качественных и количественных сравнений. Эта многомерная зависимая переменная отражает и умение исследователя ее смоделировать и адекватно подобрать тот аспект исследования, который соответствует критерию валидности выбранной зависимой переменной, то есть тому базовом психологическом изучаемого в эксперименте.

В качестве образца фундаментальной переменной можно привести зависимую переменную в проведенном А. Носенко исследовании состояния эмоциональной


напряженности, условия для моделирования которого предусматривали выбор ситуаций реального экзамена и обычного лабораторного занятия студентов . Чтобы изучить наличие эмоционального процесса и интенсивность переживания состояния эмоциональной напряженности, автор обратилась в логике представлений о системности эмоциональной напряженности как состояния к анализу по крайней мере трех аспектов выявления этого состояния: отношение исследуемых к ситуации, то есть характеристики образа ситуации (восприятие ситуации как угрозы или как вызова в активизации усилий на ее успешное преодоление). В зависимости от того, как студенты воспринимали ситуацию экзамена (как угрозу или как вызов), их поведение проявлялась по-разному. В первом случае наблюдались или ступорозного состояние (инактивности), или хаотические поиски выхода из ситуации методом "проб и ошибок". Во втором случае прослеживался состояние эмоциональной активации, оказывался в выборе производительных подходов к решению экзаменационных задач, в своеобразном "укрупнении единиц обработки информации". Для оценки состояния эмоционального напряжения использовались также характеристики вещания испытуемых и особенности их кинесики. В частности, регистрировалась появление аутистических жестов как показателей состояния напряжения (то есть жестов типа "самоадапторы" и "манипуляторов", появление которых не контролируется субъектом).

Итак, благодаря реконструкции психологического состояния эмоциональной напряженности и выявлению его операционных показателей в исследовании была использована фундаментальная зависимая переменная.

При измерении зависимой переменной необходимо обеспечить:

а) надежность измерения, то есть достаточный уровень постоянства результатов;

б) чувствительность измеряемого показателя как индикатора того психологического процесса или состояния, выбран в качестве зависимой переменной;

в) способность зависимой переменной дать представление именно о том явление (процесс), для измерения которого она выбрана.

Как выбрать начинающему в области психологических исследований достаточно чувствителен средство измерения зависимой переменной? Первый шаг на этом пути - проведение соответствующего поиска литературы и оценка различных средств измерения, из которых можно отобрать наиболее чувствительны и надежны. Замеры зависимой переменной целесообразно апробировать до начала экспериментальной серии, чтобы скорректировать, если необходимо, процедуру измерения.

Чтобы обеспечить надежность измерения зависимой переменной, необходимо применять или автоматизированные процедуры, или разрабатывать соответствующие инструкции и правила измерения. Эти правила должны быть понятными, чтобы пользуясь ими, соответствующим образом подготовленный исследователь мог получить такие же результаты, которые в подобных условиях были получены другими исследователями. Конечно, они должны базироваться на достаточно глубоком теоретическом осознании сущности явлений, которые изучаются. Можно привести в качестве примера таких правил схему Бейлза для исследования характера взаимодействия участников групповой дискуссии, которая построена на адекватном учете различных аспектов: социальных ролей, которые они выбирают; активности в процессе дискуссии; отношение друг к другу и т.

Автоматизация процесса измерения зависимой переменной предполагает использование различных электронных и механических устройств, фотореле для регистрации движений испытуемых; электронных языковых анализаторов, с помощью которых можно объективно оценивать изменения параметров акустического сигнала, информативных для распознавания как эмоционального состояния человека, так и уровня ознакомления исследуемого с предметом речи, подсознательного предотвращения обсуждения тех или иных тем и тому подобное. Понятно, что применение специальных тренажеров и диагностических приборов значительно повышает объективность результатов измерения зависимой переменной по сравнению с субъективной оценкой исследователя. Однако если без нее невозможно обойтись, например, при осуществлении контент анализа речи, привлечение группы тренированных экспертов повышает надежность результатов. Причем перед началом эксперимента необходимо проверить уровень согласованности субъективных оценок экспертов, который должен составлять не менее 90%.

При применении опросников, шкал для ранжирования результатов оценки различных аспектов поведения желательно также проверить, скажем, в пилотажном исследовании данные о надежности оценок, полученных одним и тем же исследователями при повторном проведении опроса или при выполнении подобного опроса.

Когда объем и разнообразие показателей, используемых как зависимые переменные в эксперименте, является достаточно большим, каждая зависимая переменная может быть охарактеризована по крайней мере по четырем параметрам: латентностью реакции испытуемого, продолжительностью реакции; интенсивностью реакции или - частотностью.

Эти атрибуты могут оцениваться относительно различных типов реакций испытуемых: нажатие рычагов управления на тренажере или другом устройстве; движений глаз, характеристик речевых реакций, реакции типа "да" и "нет"; возможных комментариев исследуемых во время экспериментальной ситуации. Все это можно измерить в терминах временных параметров, указанных выше, а именно: промежутка времени, через который фиксируется та или иная реакция испытуемого, его продолжительность, интенсивность, частота. Как известно, эти характеристики можно измерять с помощью таймеров, регистрирующей аппаратуры или в процессе наблюдения путем оценки человеком-наблюдателем.

Обеспечение валидности зависимой зминнои- наиболее сложное исследовательское задание, успешное решение которой обусловлено уровнем профессиональной квалификации психолога. Его сложность связана не только с необходимостью глубокого теоретического осознания психологом тех феноменов, которые он исследует, но и с необходимостью обеспечения адекватной операционализации этих феноменов в конкретных исследовательских условиях.

Скажем, при операционализации агрессивных проявлений со стороны исследуемых как последствий фрустрации различные исследователи каузальной связи этих явлений использовали в качестве зависимых переменных количество и продолжительность электрошока, которому подвергали исследуемые помощников экспериментатора, которые оскорбляли их и мешали успешно выполнять экспериментальные задания; количество нападений на улице; количество детей в школах, которые ведут себя оскорбительно по отношению к учителям и сверстникам; количество ударов раздраженной ребенком резиновой куклы и множество других. Эти измерения свидетельствуют о разнообразии ситуаций, которые избирались исследователями по согласованию или на основании «здравого смысла» для изучения связи фрустрации с агрессией.

Как убедиться в том, что такие реакции являются валидными как зависимые переменные при исследовании агрессии? Продемонстрировать, что они коррелируют с другими измерениями, которые ранее исследовались в подобных экспериментах, а главное объяснить их с точки зрения конкретных психологических законов, описывающих исследуемые явления.

С целью выяснить ее влияние на зависимую переменную.

Зависимая переменная - в научном эксперименте измеряемая переменная, изменения которой связывают с изменениями независимой переменной.

Независимой переменной, например, в психологическом эксперименте может считаться интенсивность стимула , а зависимой - способность испытуемого ощущать этот стимул.

Виды связи между переменными

  1. Зависимая переменная не чувствительна к изменениям независимой.
  2. Монотонно возрастающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует изменение зависимой переменной.
  3. Монотонно убывающая зависимость: увеличению значений независимой переменной соответствует уменьшение уровня независимой переменной.
  4. Нелинейная зависимость U-образного типа - обнаруживается в большинстве экспериментов, в которых выделяются особенности психической регуляции поведения
  5. Инвертированная U-образная зависимость - получается в многочисленных экспериментах и корреляционных исследованиях.
  6. Сложная квазипериодическая зависимость уровня зависимой переменной от уровня независимой.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Независимая переменная" в других словарях:

    Независимая переменная - Некий аспект экспериментальной ситуации, который находится под прямым контролем экспериментатора, наблюдающего за его возможным влиянием на поведение участников (см. Зависимая переменная). К примеру, разделение участников на группы, которым дают… … Большая психологическая энциклопедия

    НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ, см. ПЕРЕМЕННАЯ … Научно-технический энциклопедический словарь

    Независимая переменная - — см. Аргумент функции … Экономико-математический словарь

    независимая переменная - — [Я.Н.Лугинский, М.С.Фези Жилинская, Ю.С.Кабиров. Англо русский словарь по электротехнике и электроэнергетике, Москва, 1999] Тематики электротехника, основные понятия EN independent variable … Справочник технического переводчика

    Независимая переменная - (independent variabile) – переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения за её воздействием на другие, зависимые переменные. Например, ограничение скорости движения на дорогах есть независимая переменная, а число… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    НЕЗАВИСИМАЯ ПЕРЕМЕННАЯ - (independent variable) переменная, которая управляется экспериментально или с целью наблюдения ее воздействия. Например, на некоторых дорогах может систематически ограничиваться скорость движения, а эффект измеряться с точки зрения статистики… … Большой толковый социологический словарь

    независимая переменная - nepriklausomasis kintamasis statusas T sritis automatika atitikmenys: angl. independent variable vok. unabhängige variable, f rus. независимая переменная, f pranc. grandeur indépendante, f … Automatikos terminų žodynas

    независимая переменная - nepriklausomasis kintamasis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. independent variable vok. unabhängige Veränderliche, f rus. независимая переменная, f pranc. variable indépendante, f … Fizikos terminų žodynas

    независимая переменная - Переменная, используемая для предсказания значений, объяснения, зависимой переменной. Синонимы: предиктор, объясняющая переменная. См. тж. зависимая переменная … Словарь социологической статистики

    Независимая переменная - – переменная, которая вызывает изменение другой (зависимой) переменной … Словарь-справочник по социальной работе

Независимые переменные – это те средства, которые имеются в распоряжении экспериментатора для воздействия на испытуемых.

Зависимая переменная – это те изменения, которые происходят в состоянии, поведении, общении и деятельности испытуемых под воздействием экспериментатора.

Внешние переменные (помехи) – то факторы (условия), которые также воздействуют на испытуемых помимо воли экспериментатора (усталость, шум за окном).

Экспериментатор должен стремиться уменьшить воздействие внешних переменных на испытуемых.

Независимые переменные

                Качествненные – выражаются в том, что какое-либо воздействие либо присутствует в эксперименте, либо отсутствует.

(Например: подсказка экспериментатора (может быть, может не быть)).

                Количественные – выражается в различных степенях (более двух) воздействия экспериментатора на испытуемых.

Независимые переменные могут иметь следующие формы:

    Проявляться в:

    В элементах задания;

    В элементах экспериментальной ситуации;

    В особенностях состояния испытуемого.

В задании экспериментатор варьирует:

1. Характеристиками воздействия (сильное, слабое воздействие).

2. Материалом задания (письменное, в компьютере).

3. Типом ответа испытуемого (словесный и несловесный).

4. Шкалой оценивания (деньгами).

5. Инструкция (может меняться, но не должна).

6. Цель и действие испытуемого.

7. Средства, которые имеет испытуемый.

8. Препятствия, которые ему ставятся.

9. Система поощрений и наказаний для испытуемых.

В ситуации вкарьируются:

1. Физические параметры:

    Расположение аппаратуры;

    Внешний вид помещения;

    Освещенность;

    Звуками и шумами;

    Температурой;

    Размещение мебели;

    Временем поведения эксперимента

    • Как долго;

      Время суток.

2. Социально-психологические параметры:

        Работа в присутствии экспериментатора;

        Либо работа в изоляции;

        В группе;

        Либо при общении с экспериментатором.

3. Особенности состояния испытуемого:

    Психическое напряжение;

    Уровнем переживаемого стресса, страха, фрустрации: уровнем конформности;

    Соперничество и т.д.

Виды зависимых переменных

(чем манипулирует экспериментатор)

    Одномерные – регистрируется лишь один параметр. Именно он считается проявлением зависимой переменной. (Время реакции)

    Многомерные – выделяется ряд параметров, которые фиксируются. (Например: время решения задачи, качество решения, оригинальность и т.д.).

    Фундаментальные .

Зависимая переменная рассматривается в качестве функции отдельных параметров ее проявления. (Например: уровень агрессивности – рассматривается как функция взаимодействия следующих параметров:

    Словесной агрессии;

    Несловесной агрессии;

    Косвенной агрессии (громко хлопнул дверью);

    Проявление раздражительности и т.д.

, где а – параметр.

По этому принципу определяется уровень агрессии. Опросник по определению агрессивности.

Изменение зависимой переменной определяется по изменению в параметрах поведения испытуемого. Их условно делят на формально-динамические и содержательные .

К формально-динамическим относят:

    Точность выполнения задания

    Латентность (т.е. скрытое время от момента предъявления сигнала до выбора ответа).

    Длительность выполнения

    Темп или частота действия

    Продуктивность – т.е. отношение полученного результата ко времени выполнения.

Экстрапунитивность – внешнее обвинительное поведение (С.Розенцвейг)

Интропунитивность – самообвинение.

Импунитивность – никого не обвиняет, а пытается разобраться в ситуации.

Зависимая переменная должна быть валидной (степень соответствия), надежной и чувствительной.

Валидность – степень соответствия зависимой переменной гипотезе.

Надежность зависимой переменной – означает, что уровень проявления зависимой переменной устойчиво фиксируется в процессе эксперимента.

Чувствительность – говорит о том, на сколько изменяется зависимая переменная при изменении независимой.

Выделяют 2 варианта проявления вида нечувствительности зависимой переменной:

    Эффект потолка – проявляется в том, что задача настолько проста, что уровень ее выполнения испытуемым выше всех уровней независимой переменной. (Например: таблица умножения).

    Эффект пола – наоборот, возникает тогда, когда самый простой уровень независимой переменной настолько сложен для испытуемого, что он не способен его выполнять.

Изменения зависимой переменной проявляются в изменении состояния человека, общения, поведения, деятельности, выражения лица, позы, активности, эмоциональности и т.д.

Фактор, изменение которого является следствием изменения независимой переменной, называется зависимой переменной (ЗП. Зависимая переменная -- это компонент в составе ответа испытуемого, который непосредственно интересует исследователя. В качестве ЗП могут выступать физиологические, эмоциональные, поведенческие реакции и другие психологические характеристики, которые можно зарегистрировать входе психологических экспериментов.

В зависимости от способа, с помощью которого можно зарегистрировать изменения, выделяют ЗП:

  • · наблюдаемые непосредственно;
  • · требующие физической аппаратуры для измерения;
  • · требующие психологического измерения.

К ЗП, наблюдаемым непосредственно, относятся вербальные и невербальные поведенческие проявления, которые четко и однозначно могут быть оценены внешним наблюдателем, например отказ от деятельности, плач, определенное высказывание испытуемого и т.п. К ЗП, требующим физической аппаратуры для регистрации, относятся физиологические (пульс, величина артериального давления и т.д.) и психофизиологические реакции (время реакции, латентное время, длительность, скорость выполнения действий и т.п.). К ЗП, требующим психологического измерения, относятся такие характеристики, как уровень притязаний, уровень развития или сформированности тех или иных качеств, форм поведения и т.п. для психологического измерения показателей могут быть использованы стандартизированные процедуры -- тесты, опросники и т.п. Некоторые поведенческие параметры могут быть измерены, т.е. однозначно распознаны и интерпретированы только специально обученными наблюдателями или экспертами.

В зависимости от количества параметров, входящих в зависимую переменную, различают одномерные, многомерные и фундаментальные ЗП. Одномерная ЗП представлена единственным параметром, изменения которого и изучаются в эксперименте. Примером одномерной ЗП может служить скорость сенсомоторной реакции. Многомерная ЗП представлена совокупностью параметров. Например, внимательность может оцениваться объемом просмотренного материала, количеством отвлечений, числом правильных и ошибочных ответов и т.д. Каждый параметр может фиксироваться независимо. Фундаментальная ЗП представляет собой переменную комплексного характера, параметры которой имеют некоторые известные отношения между собой. В этом случае одни параметры выступают как аргументы, а собственно зависимая переменная -- как функция. Например, фундаментальное измерение уровня агрессии может рассматриваться как функция ее отдельных проявлений (мимических, вербальных, физических и др.).

Зависимая переменная должна обладать такой базовой характеристикой, как сензитивность. Сензитивность ЗП - это ее чувствительность к изменению уровня независимой переменной. Если при изменении независимой переменной зависимая переменная не изменяется, то последняя несензитивна и проводить эксперимент в таком случае не имеет смысла. Известны два варианта проявления несензитивности ЗП: «эффект потолка» и «эффект пола». «Эффект потолка» наблюдается, например, в том случае, когда предъявляемая задача настолько проста, что ее выполняют все испытуемые независимо от возраста. «Эффект пола», напротив, возникает в том случае, когда задание настолько сложно, что с ним не может справиться ни один из испытуемых.

Существуют два основных способа фиксации изменений ЗП в психологическом эксперименте: непосредственный и отсроченный. Непосредственный способ применяется, например, в экспериментах по кратковременному запоминанию.

Экспериментатор непосредственно после повторения ряда стимулов фиксирует их количество, воспроизведенное испытуемым. Отсроченный способ используется в том случае, когда между воздействием и эффектом проходит определенный промежуток времени (например, при определении влияния количества заученных иностранных слов на успешность перевода текста).

Экспликация (от лат. explicatio - разъяснение) - уточнение понятий и утверждений естественного и научного языка с помощью средств символической логики. Содержание понятий естественного, а порой и научного языка обычно не вполне ясно и определенно. Как правило, это не мешает нам общаться и рассуждать, контекст показывает, что мы имеем в виду, когда говорим: "молодой человек" или "высокое дерево". Однако в некоторых сложных и тонких случаях неясность и неточность понятий способны приводить к ошибочным или даже парадоксальным заключениям. Замена неясных, неточных понятий точными не только предохраняет нас от ошибок в рассуждениях, но и служит средством более глубокого проникновения в содержание эксплицируемых понятий, позволяет отделить существенное от второстепенного, лучше понять собственные утверждения. Напр., в повседневной речи и в науке часто используются понятия "теория", "аксиома", "доказательство", "объяснение" и т.п. Но только благодаря экспликации этих понятий мы осознаем, что в теорию должна включаться явно фиксированная логика, что факты или практика ничего "доказать" не могут, что объяснение обязательно опирается на закон и т.д. Следует, правда, иметь в виду, что вводимое в процессе Э. более точное понятие обладает, как правило, гораздо более бедным содержанием, чем уточняемое интуитивное понятие, поэтому стремление полностью заменить интуитивные понятия их формальными экспликатами может стать препятствием для развития познания. Э. содействует более глубокому пониманию и стимулирует новые исследования. Но более глубокое понимание или изменение содержания в результате исследований может потребовать новой Э.

Значительное воздействие на развитие современной философской антропологии, в том числе философско-религиозной, оказала теория Гельмута Плеснера.

Его теория призвана выявить “базисную структуру” человеческого бытия, способную объяснить все его специфические свойства и характеристики. Философская антропология должна быть “принципиальным осмыслением человеческого существа”. Экспликация базисной структуры должна ответить на вопрос, “каковы условия возможности человеческого бытия”, и указать место человека в целом бытия. “Поскольку философия формулирует проблему антропологии, - отмечает Плеснер, - постольку она ставит проблему способа существования человека и его положения в целом природы”.

Средством выявления базисной структуры является трансцендентальный вопрос об условиях возможности феноменологически описываемых явлений человеческого существования. Именно в этой связи Плеснер указывал на Канта, как на важнейшего предшественника современной философской антропологии. В методологическом аспекте можно утверждать, что философско-антропологическая мысль Плеснера движется от феноменов к базисной структуре как условию их возможности, а затем - от базисной структуры к феноменам с целью их объяснения. Соответственно эта структура должна обладать не “завершающе-теоретической”, а “открывающе-экспонирующей” ценностью. В психологических исследованиях с выделением ЗП связано описание базисного процесса, на который действует НП и который проявляется в параметрах ЗП. На примере обсуждения Дж. Гибсоном эксперимента Метцгера можно видеть и другой аспект проблемы - переинтерпретации характеристик управляемой НП. В этих и других экспериментах из области психологии восприятия испытуемый является «внутренним наблюдателем» (наблюдателем своего собственного перцептивного опыта), который отчитывается тем или иным образом о феноменально представленных данных. Экспериментатор имеет дело уже с описаниями субъективного опыта, т.е. с зафиксированными данными, по отношению к которым он занимает позицию внешнего наблюдателя.

При переходе от метода «психологическое наблюдение» к методу «психологический эксперимент» позиция внешнего наблюдателя становится позицией экспериментатора, управляющего организацией экспериментальных воздействий (и в этом смысле активного исследователя). Тот факт, что он сам может быть и испытуемым, и экспериментатором (примером служат опыты Эббингауза, Сперлинга и т.д.), не меняет принципа построения опытов, где в качестве испытуемого-наблюдателя испытуемый-экспериментатор дает отчет самому себе о данных феноменального порядка. Как исследователь он занимает позицию внешнего наблюдателя, для которого данные субъективного опыта (пусть и собственного) есть не непосредственное психологическое знание, а предмет изучения и понимания.

Вверх