Анализ стихотворения пророк некрасова. «Пророк», анализ стихотворения Некрасова Пророк некрасов жанр

Некрасов в своём произведении "Пророк" воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина, которые стремятся к заступничеству и отдаванию себя в жертву ради поставленной цели. Тоска и незамаскированная печаль прослеживается в строках стихотворения, автор выражает скорбь перед теми, кто был "распят". Сострадая вместе с "пророками" Некрасов доказывает всю неизбежность для поэтов, которые борются за идеалы страны, этой самой участи. Стать распятым, подобно Иисусу, ради мечт, идей и устремлений - вот идея настоящего революционера.

Поэт наполняет строки своего стихотворения духом революции направленным на уничтожение сил зла, попытками придать вдохновения и бодрости народу. Поэт повествует о тех борцах за лучшее, которые готовы отдать свою жизнь.

Поэт отводит центральное место в стихотворении думам и переживаниям о судьбе народа. Эта черта проявляет себя засчет того, что Некрасов ко всем страданиям народа относится как к сугубо личным. У поэта было сильно развито чувство совести, ответственности и восприимчивости к людским трагедиям.

Произведение "Пророк" пронизано пафосом реализма и является примером гражданской лирики, а его элементы философских дум ведут его по направлению к элегии.

Автор облекает свое стихотворение в форму диалогической реплики, которая обращена к воображаемому собеседнику. Которому хватает смелости упрекать революционно настроенного гражданина в некой неосторожности.

Основная идея произведения в том, что революционер не пожалевший жизни за родной народ, достоин сравнения с Христом. Гибель героя не становится чем-то напрасным, о нем будут помнить те, которые получили свободу. Жизнь принесенная в жертву за правду способна воплотить её на земле.

Образ пророка у Некрасова приобретает большую близость к библейскому сюжету, нежели у Пушкина. Некрасов пишет о пророке, который в любой момент готов принять смерть ради жизни других.

Противопоставление жить для себя - умереть для других подчеркивает настоящий подвиг пророка.

Употребляемые старославянизмы и словосочетания высокого стиля выражают возвышенность истинных идеалов, к которым призывает стремится Некрасов.

Анализ 2

Тема «Пророка» не нова, для литературы «Золотова века». К ней обращались и Пушкин и Лермонтов и Достоевский, Толстой и многие другие.

Стихотворение «Пророк» было впервые напечатано в 1877 году так же под псевдонимом. Первоначально последняя строка стиха где говорится о «Рабам земли напомнить…», должна была звучать по другому, «царям земли напомнить о Христе», из-за цензуры строку пришлось изменить. Не смотря на то что правление императора Александра Второго было более либеральное чем его отца Николая Первого.

Нужно заметить, что Некрасов не первый кто обратился к теме пророка, как уже было написано. За несколько десятилетий до этого в эпоху Николая Первого к этой теме обратился другой великий русский писатель Лермонтов. В его стихотворении поднималась проблема не понимания человека который возвышается интеллектуально над остальными. И эти остальные начинают его травлю, в результате чего он ушёл от людей в пустыню. Когда он иногда он идёт через город, люди показывают на него пальцами. Восклицая про себя, «Как он вообще посмел, выделятся!?», прохожие говорят детям, что бы те не выделялись, а то будут такими же худыми и чахлыми как этот пророк. «Как презирают все его!», - так заканчивает своё стихотворение Лермонтов. Он писал это стихотворение в пору когда уже не пользовался расположением петербургского общества.

«Пророк» есть такое стихотворение Пушкина А. С., серафим вкладывает в уста и душу героя мудрость, но сначала калечит его, затем к нему обращается Бог с призывам идти и проповедовать истину «глаголом жечь сердца людей!».

В своём стихотворении Некрасов пишет, что пророк забыл осторожность и ему следует беречься. Потому как люди не любят пророков. Он подчёркивает, что в борьбе за добро пророк может погибнуть. Сам пророк готов к смерти ради других. Некрасов пишет что такого человека который будет говорить правду людям, ждёт не завидная участь, могут распять как Христа.

Некрасов Н. А. великий русский писатель середины девятнадцатого столетия. Помимо сочинения произведений в прозе, Некрасов был ещё и поэт, руководил в Петербурге литературным кружком молодых писателей. Он оказал большое влияние на развитие русской литературы девятнадцатого столетия.

В своих произведениях и стихах Некрасов касался острых и неприятных социальных тем русской действительности тех лет. Среди острых проблем: русская женщина её несвобода (в то время), русское крестьянство (бесправное до реформы 1861 года), счастье «на Руси», о телесных наказаниях и т. д.

На молодого Некрасова обратил внимание великий русский писатель и литературовед В. А. Жуковский (друг Пушкина). Сначала Некрасов печатал свои произведение (особенно стихи) под псевдонимом «Н. Н.». Не только он один из русских писателей прибегал к псевдониму.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

  • Анализ стихотворения Одним толчком согнать ладью живую Фета

    Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни

  • Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    (1874г.) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «пророк» Не говори: "Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!.." Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. "Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Но час придет - он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе. 30.01.2013

    Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

    В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их. В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания: «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней »; « не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.

    Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как в ремена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин "), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка:" Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других ". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

    Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами « Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», « божьей пищей ». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

    Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

    Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»

    Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Вывод


    Не говори: «Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..»
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    «Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!»

    Так мыслит он — и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна…

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет — он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Анализ стихотворения «Пророк» Некрасова

    В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

    Только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей. Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе. Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

    Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

    Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

    В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же. Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

    Читать стих «Пророк» Некрасова Николая Алексеевича обычно предлагают ученикам на уроке литературы в 10 классе. Тема произведения - предназначение поэта, его отношения в обществе. Иногда его задают учить на дом полностью наизусть. При желании вы можете читать произведение онлайн на нашем сайте или же бесплатно скачать его.

    Текст стихотворения Некрасова «Пророк» был написан в 1874 году. Посвящен он Н.Г. Чернышевскому. Николай Алексеевич вслед за своими предшественниками А. Пушкиным, М. Лермонтовым решил порассуждать над следующими вопросами: для чего живет поэт, как он должен жить, что он должен делать. По мнению Пушкина, человек искусства должен нести истину людям. Некрасов же придерживается другой точки зрения. Он считает, что истинный творец - это человек, который должен жертвовать собой ради великих целей. Поэт для Николая Алексеевича – это, прежде всего, революционер, борющийся за общественную жизнь простого народа. Именно поэтому пророка в своем стихе он сравнивает с Христом, который погиб во спасение людей. Стих «Пророк» написан в форме диалога, во время которого два лица рассуждают о поведении третьего. Они, также как и он, понимают, что его скоро ждет смерть из-за его поступков. Однако же героя это ничуть не пугает. Он готов умереть за правое дело.

    Не говори: “Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..”
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    “Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!”

    Так мыслит он – и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна…

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет – он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Не говори: «Забыл он осторожность!
    Он будет сам судьбы своей виной!..»
    Не хуже нас он видит невозможность
    Служить добру, не жертвуя собой.

    Но любит он возвышенней и шире,
    В его душе нет помыслов мирских.
    «Жить для себя возможно только в мире,
    Но умереть возможно для других!»

    Так мыслит он - и смерть ему любезна.
    Не скажет он, что жизнь его нужна,
    Не скажет он, что гибель бесполезна:
    Его судьба давно ему ясна…

    Его еще покамест не распяли,
    Но час придет - он будет на кресте;
    Его послал бог Гнева и Печали
    Рабам земли напомнить о Христе.

    Анализ стихотворения Некрасова «Пророк»

    С Чернышевским, которому посвящено произведение 1874 г., автора связывали восемь лет совместной публицистической работы, определившей передовой, остроактуальный облик журнала «Современник». Поэт, возводивший гражданственность в ранг обязательного качества творческой личности, представляет литературного адресата как истинного сына родной страны.

    Для характеристики положительного образа Некрасов избирает знаковое заглавие «Пророк», отсылающее читателя к пушкинскому и лермонтовскому наследию. Показательны различия в тематике художественных текстов. В центре внимания произведений, на которые без сомнения ориентировался Некрасов, - высокая природа поэтического дара, взаимоотношения его обладателя с обществом. В собственной версии автор осознанно смещает угол зрения лирического героя, позиционируя социальную задачу «служить добру» как наиважнейшую.

    Стихотворение отличается диалогичностью: зачин представляет фрагмент спора, начало которого осталось за текстом. Предметом эмоциональной беседы являются неосмотрительные, чреватые неприятностями поступки третьего лица: называя последнее, автор ограничивается местоимением «он». Лирический субъект, возражающий собеседнику, хорошо знаком с «ним» и может подробно объяснить причины, побудившие неординарного человека к рискованным действиям.

    Суть натуры земного пророка составляет любовь к человечеству - возвышенная, бескорыстная, жертвенная. Пытаясь передать логику подвижника, герой моделирует его прямую речь. В двустишии-цитате, разбавляющей развернутый ответ, противопоставляются два варианта земного пути: эгоистический и альтруистический. Они выражены лаконичной формулой «жить для себя» - «умереть для других». Избраннику, который видит свою миссию в служении обществу, суждено пройти трудной и опасной дорогой.

    Подвижник предвидит трагическое окончание земной судьбы: бесцельному существованию он предпочтет гибель для дела, «любезную» смерть.

    В финальном эпизоде лирическое «я» представляет собственный прогноз окончания жизни пророка. Он связан с евангельским сюжетом распятия Христа. Стремление принести благо человечеству, любовь и готовность к самопожертвованию сближают земного пророка с образом Спасителя и предопределяют трагическую развязку. Завершающее двустишие укрепляет связь подвижника с горним миром: посланник небес, он призван напомнить заблудшим душам о Сыне Божием.

    Вверх