Презентация к уроку на тему «Начало правления Ивана IV. Презентация на тему "начало царствования ивана грозного" М. Горелик. Смерть Василия III


Василий III - отец Ивана Грозного

Елена Глинская - мать Ивана Грозного


Умирая, он благословил на великое княжение трехлетнего сына Ивана при регентше-матери Елене Васильевне Глинской.

М. Горелик. Смерть Василия III


Елена Глинская

  • П равительство Елены Глинской проводит мероприятия по укреплению армии, строительству новых и реорганизации старых крепостей.
  • Подобно княгине Ольге, основавшей в Х в. немало новых поселений, Елена Васильевна отдала приказ о построении городов на литовских границах, о восстановлении Устюга и Ярославля, а в Москве в 1535 г. строителем Петром Малым Фрязиным был заложен Китай-город.
  • В богатую Московию потянулись эмигранты из других стран; только из Литвы выехало 300 семей. Однако наиболее крупным мероприятием внутренней политики Елены Васильевны была монетная реформа 1535 г., приведшая к унификации денежного обращения в стране и преодолению последствий раздробленности.

Елена Глинская

  • В 1535-1538 гг., во времена правления Елены Глинской, была проведена реформа русской денежной системы.
  • Из обращения были изъяты все низкопробные, обрезанные монеты, а также монеты старой чеканки.
  • Она фактически ввела единую валюту на территории Руси. По всей России стали печатать деньги с изображением всадника с копьем, отчего и монеты назвали «копейками» (серебряная копейка весом 0,68 г; одна четвёртая часть копейки - полушка).
  • Это был весомый шаг для стабилизации экономики Руси.

Детство Ивана IV

«Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или нищих. Какой только нужды не натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чём нам воли не было; ни в чём не поступали с нами, как следует поступать с детьми. (…) Как исчислить подобные тяжёлые страдания, перенесённые мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом».

  • Иван рос беспризорным, но зорким сиротой в обстановке придворных интриг, борьбы и насилия, проникавших в его детскую опочивальню даже ночью.
  • Детство осталось в памяти Ивана как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Как детские впечатления отразились на характере будущего царя?


Боярское правление (1538-1548)

Боярский род Шуйских

Боярский род Бельских

Расправы с политическими противниками, казни, убийства

Расхищение государственной казны

Раздача своим сторонникам земли и привилегий

Увеличение поборов с населения


Венчание на царство. 1547 год

В январе 1547 года Иван объявил боярам и митрополиту Макарию, что хочет жениться и принять новый титул – царя.

16 января 1547 года состоялась торжественная коронация Ивана в Успенском соборе Московского Кремля.

К. Лебедев. Венчание и принятие царского титула Иоанном IV.


3 февраля Иван женился на юной боярышне Анастасии Романовне, принадлежавшей к древнему роду Захарьиных-Юрьевых.


Историческое значение провозглашения Ивана IV царем

  • Уравнивало Ивана IV с восточными соседями – астраханским и казанским ханами – наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси и с европейскими правителями.
  • Возвышало Ивана IV над другими князьями. Он почитался как великий государь
  • Имело значение для церкви: с этого момента царская власть брала на себя заботу о сохранении прав и привилегий церкви. Царь считался «помазанником божьим.

Венчание на царство. 1547 год

В июне 1547 г. на долю Ивана выпали новые испытания. Во время летней жары и сильного ветра в Москве вспыхнул страшный пожар, продолжавшийся десять часов. Город почти полностью выгорел, около 4 тыс. москвичей погибли от огня и дыма.

Доведенные до отчаяния люди во всем обвинили князей Глинских, с которыми связывали беды боярского правления.

С большим трудом Ивану удалось утихомирить народ, хотя сам он позже признавался: «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».

П. Плешанов. Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время


Избранная рада

Избранная рада круг близких молодому царю людей. (фактически – Ближняя государева дума, неофициальное правительство)

Наиболее видными деятелями Избранной рады стали:

священник Сильвестр , служивший в «домовой» церкви государя – Благовещенском соборе Кремля, дворянин Алексей Фёдорович Адашев , князь Андрей Михайлович Курбский


Состав Избранной рады (1547-1560)

  • Наставник царя митрополит Макарий
  • Костромской дворянин Алексей Адашев
  • Царский духовник Сильвестр
  • Представитель знати Андрей Курбский
  • Глава посольского приказа дьяк Иван Висковатый
  • Бояре Шереметевы
  • Князь Серебряный
  • Задачи реформ:
  • Ограничение привилегий крупной аристократии
  • Укрепление военно-полицейской опоры монархии
  • Упрочнение материальной и финансовой базы монархии
  • Совершенствование аппарата управления страной

1549 – 1560 годы

Причины возникновения Избранной рады

  • последовательные неудачи «боярских группировок» утвердиться у верховной власти;
  • недовольство народа засилием временщиков;
  • слабые способности юного царя к правлению государством;
  • необходимость проведения преобразований.

1. Реформа управления

1549 год созыв первого Земского собора

Земский собор высший сословно-представительный орган власти

Собирались нерегулярно и занимались решением

внешней политики и финансов


2. Реформа местного управления

До реформы сбор налогов на местах поручался боярам-кормленщикам.

Они были фактическими правителями отдельных земель.

При Иване Грозном кормления были отменены.

На местах управление (сыск и суд по особо важным делам) было передано в руки губных старост ( губа – округ), избиравшихся из местных дворян в сельской местности и излюбленных голов в городах.


В середине XVI века в России сложился аппарат государственной власти в форме

сословно-представительной монархии

Сословно-представительная монархия – это форма государственного устройства, при которой с самодержавной властью сосуществовали сословно-представительное собрание – Земский собор и постоянный совещательный орган при верховной власти – Боярская дума.

На Земском соборе были представлены основные сословия государства – дворяне, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди) черносошное крестьянство.


ЦАРЬ

Митрополит

Боярская дума

Земский собор

приказы

Местное управление


3. Судебная реформа

1550 год - принят Судебник Ивана IV

новый свод законов России

Когда и кем был принят свод законов, по которому жила России в первой половине XVI века?

  • регламентация наказаний;
  • право высшего суда принадлежит царю;
  • предусматривались наказания для дьяков и бояр за должностные преступления;
  • дворяне подсудны только царю;
  • при разборе дел обязательно присутствие выборных от населения (целовальники, старосты);
  • за разбой – смертная казнь;
  • судебный иммунитет вотчинников ликвидирован.
  • ограничение власти наместников за счет сокращения судебных функций и усиления контроля со стороны центральной администрации;
  • запрещение превращать в холопов детей боярских;
  • увеличение «пожилого» во время перехода крестьян в Юрьев день;
  • введение единой меры поземельного налога – большой сохи (до 1679 г.)
  • население страны обязано было нести тягло – комплекс натуральных и денежных повиннойстей;

4. Военная реформа

Формируется стрелецкое войско

(3 тыс. человек подконтрольны лично царю, расквартированы в Москве, содержались казной;

к 1600 г. – 25 тыс. человек)

В мирное время стрельцам разрешено заниматься ремеслом и торговлей

Основа войска – дворянское ополчение (служба начиналась с 15 лет, земельный надел за службу – 150 – 450 десятин земли)

1556 г. – «Уложение о службе»

Что такое местничество?

«Государев родословец» – упорядочивание местнических споров (на время войны местничество запрещалось)


5. Церковная реформа

1551 год – Стоглавый собор

(Собор русской церкви)

До реформ:

относительная самостоятельность священников.

Нет единообразия в церковных обрядах

  • ограничен рост церковного землевладения (было решено оставить в руках церкви все земли, приобретенные ею до 1551 г., но в дальнейшем они могли получать земли только с царского разрешения);
  • запрещено церкви заниматься ростовщичеством;
  • организованы школы для подготовки священников.
  • подчинение священников митрополиту, создание церковной иерархии;
  • создан церковный суд;
  • регламентированы обряды;
  • из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список;
  • новые произведения искусства надо было создавать, следуя утвержденным образцам;

Реформы Избранной рады

Каково значение реформ, которые были проведены Избранной радой и Иваном IV в середине XVI века?

  • ограничены права родовитого боярства во всех сферах государственного управления;
  • социальной базой самодержавия становится дворянство, экономически зависящее от царя;
  • новая система управления ликвидировала исторически сформировавшиеся местные особенности управления;
  • все звенья системы управления в значительной степени подчинены царю;
  • Земские соборы играют роль противовеса боярству, формируется сословно-представительная монархия;
  • в России формируется централизованное государство и укрепляется самодержавная власть царя;
  • укрепилась военная мощь страны.

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Цели:

  • Обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, сути и характере реформ второй половины XV в.
  • Развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.
  • Воспитательная: формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей

Предполагаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

  • суть и характер реформ Ивана IV
  • органы управления государством во второй половине XV в.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  • централизованное государство
  • Земский собор
  • Избранная Рада
  • стрелецкое войско
  • Судебник

Учащиеся должны уметь:

  • умения передавать содержание текста в сжатом виде
  • проводить информационно-смысловый анализ текста
  • формулировать выводы

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами практической работы.

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.» Авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина; раздаточный дидактический материал (отрывки из «Курса русской истории» В.Ключевского), презентация (приложение), иллюстрация худ. Иванова «Земский собор». CD-диск «Уроки отечественной истории до XIX в».

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

Ход урока

I . Изучение нового материала:

План

  1. Боярское правление в начале XVI в.
  2. Личность Ивана IV.
  3. Укрепление центральной власти
  4. Стоглавый собор. Реформы государственной власти сер. XVI века.
  5. Военная реформа

Введение в тему: На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный.

Запишите тему, план урока.

Постановка учебной задачи: В ходе урока необходимо будет оценить начало правления Ивана IV.

1. Боярское правление.

Рассказ учителя: Иван родился в 1530 г.

Посмотрите на форзац учебника, назовите указанные годы правления Ивана (1533 по 1584 г.)

Вопрос: Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно? Конечно, нет. Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть. Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. Но волею судеб оказалась в Великом княжестве Литовском и стала литовской княжной. В 1526 году вышла замуж за Великого князя московского. После смерти мужа фактически стала правительницей при трехлетнем сыне. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ.

Работа с текстом учебника: Задание: Прочитать 3 абзац п. 1 и дописать название реформ.

Работая с текстом учебника, выясним, какие реформы были проведены и к каким результатам привели?

Реформы Елены Глинской:

  • введение … (единой денежной единицы (московский рубль)
  • создание … (денежной система: рубль – полтина, полуполтина, гривна, алтын.)
  • основание … (Монетного двора)
  • введение … (единых единиц длины и веса.)

Вопрос: чему способствовало проведения данных реформ?

Рассказ учителя: После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана., в эпоху так называемого «боярского правления». Детство осталось в памяти Иоанна как время обид и унижений, конкретную картину которых он лет через 20 дал в своих письмах к князю Курбскому.

Работа учащихся с документом «О боярском правлении» стр. 200 учебника.

2. Личность Ивана IV .

Проверка понимания значения понятия «личность» (опора на знание обществоведческих терминов)

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом

Задание: используя отрывки из документы В.О. Ключевского, русского историка, написавшего знаменитый труд «Курс русской истории», составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1 группа. «От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

2 группа . «Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.

3 группа. «Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.

4 группа. «По природе и воспитанию он был лишен нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотно склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки; он не умел сладить с малейшим неприятным случаем. В 1577 году на улице в завоеванном ливонском городе Кокенгаузене он благодушно беседовал с пастором о любимых своих богословских предметах, но едва не приказал его казнить, когда тот неосторожно сравнил Лютера с апостолом Павлом, ударил пастора хлыстом по голове и ускакал со словами: »Поди ты к черту со своим Лютером». В другое время он велел изрубить присланного ему из Персии слона, не хотевшего стать перед ним на колена».

Проверка выполнения работы: высказывания учащихся о личности Ивана IV .

Учитель. Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. (слайд) Это было новшество. До Ивана 4 венчали на великое княжение. В чем же разница?

Работа с текстом учебника : стр. 194, 2 абзац, запись даты – январь 1547 г.

Учащиеся в результате высказываний приходят к выводу: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

Просмотр фрагмента « C имволы власти» (С D -диск)

3. Укрепление центральной власти

Давайте вспомним, как управлялось государство в начале 15 века.

Так назывался правитель в России в 15 веке (Великий князь).

Так назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе (Боярская дума).

Так назывались центральные органы управления (приказы).

Так назывались люди, правившие отдельными уездами страны (наместники).

На доске постепенно появляется схема органов управления в XV в.

Рассказ учителя. Перед Иваном IV стояли большие задачи: Необходимо было создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами.Первое, что сделал царь – это укрепил и расширил органы управления. Царь создал совет, в который вошли близкие царю люди (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, князь Курбский, Макарий) Этот совет стал называться Избранная рада. Царь и избранная Рада задумали провести в стране реформы. С ними мы сейчас и познакомимся.

1549 – первый Земский собор – это орган при царе из представителей различных слоев населения для решения важных государственных дел.

1550 – принятие нового Судебника. Вспомните, когда и кем был введен первый Судебник? Что значит выражение «Юрьев день».

Появляются новые приказы. Их 80. Каждый ведал определенными государственными делами.

Задание: Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию. (Слайд)

Выслушивание ответов, уточнение, корректировка, заполнение таблицы.

1551 г . - состоялся церковный собор, получивший название Стоглавый.

Работа с текстом учебника: найдите объяснение данного названия.

Задание: Из пункта «Стоглавый собор» выберите решения собора:

1556 г – реформа местного самоуправления. Учреждены должности губных старост (губа – территориальный округ: уезд, волость) и земские старосты там, где большинство населения составляли черносошные крестьяне

Работа по учебнику: стр. 198 , функции выборных органов.

Запись: выборные органы:

  • вершили суд;
  • следили за соблюдением законов и порядка:
  • собирали подати

Вывод: В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения

4. Военная реформа

Рассказ учителя : Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Введение даты: в 1556 г. было принято «Уложение по службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске от всех землевладельцев.

Иллюстрация стр. 199, «конный воин – дворянин».

Подведение итога работы на уроке: оценка учащимися начала правления царя.

Вывод: Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти.

Выставление оценок за активную работу на уроке.

II. Домашнее задание:

  1. Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана
  2. Сильным учащимся карточки: работа с документом: Фрагмент из Уложения о службе (1556) Ивана Грозного. В «Уложении» идет речь о создании дворянского ополчения.

Задание: Перевести старославянский текст на современный, используя предложенный словарь

Ото четвертей (четей) - около 50 га

Со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном, а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли (выполнит полностью норму поставки людей, коней и оружия) и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди (ратники, выставляемые феодалом) дает денежное жалование: а хто землю держит, а службы с нее не платит на тех на самех имати денги за люди; а хто дает в службу люди лишние перед землею (выставленные в поход сверх установленной нормы) , через уложеные люди, и тем от государя болшее жалование самим…

Слайд 2

Василий III и Елена Глинская

Слайд 3

«Воспитывали его великие, гордые бояре на свою и своих детей беду; они соперничали друг с другом, лаская всякой его страсти, угождая ему во всяком наслаждении. Когда же он стал приходить в возраст, лет около двенадцати, то прежде всего начал проливать кровь бессловесных животных, бросая их с крыльца на пагубу. На пятнадцатом же году стал он и над людьми тешиться. Поистине творил он самые разбойнические дела и много всякого другого зла…»(по воспоминаниям А.Курбского)

Слайд 4

“Бывало мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем на постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит”

Грановитая палата в Московском Кремле. (Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари.)

Слайд 5

1547 год

Иван Васильевич стал именоваться “царем и великим князем всея Руси”. Его власть, как подчеркивалось, имеет божественное происхождение. Утверждалось, что его род восходит к Августу, преемнику Юлия Цезаря. От имени последнего идет и титул “царь”. Ивана IV венчали на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Слайд 6

Молодой царь женился на Анастасии Романовне Юрьевой, дочери окольничьего Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева.

Выборцарскойневесты (художник Илья Репин)

Слайд 7

Летом 1547 г. в Москве вспыхнуло восстание.

Проползли слухи:“Москву-де подожгли Глинские, а бабка царя Анна Глинская колдовала: вынимала сердца человеческие и клала их в воду да тою водою, ездя по Москве, кропила, и оттого Москва выгорала”. 21 июня огромный пожар почти дотла спалил деревянную столицу - сгорело 25 тысяч дворов, остались без крова 80 тысяч москвичей, почти все ее население, 1700 человек погибли.

Слайд 8

Реформы Избранной Рады.

Адашев А.Ф. Священник Сильвестр Князь А. Курбский

Слайд 9

Реформы Избранной рады.

Это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов “большой” Боярской думы. На созванном в 1549 году Земском Соборе, Иван Васильевич призвал всех к совместной работе, объявив о необходимости и начале реформ.

Слайд 10

Зе́мскийсобо́р на Руси с середины XVI до конца XVII века - собрание представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) Московского государства для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Слайд 11

Правительство в 1550 г. приняло новый Судебник.

ограничение власти наместников и контроль над их деятельностью со стороны центральной власти и представителей местного населения - «лучших людей». (старосты и целовальники - выборные от посадских людей и черносошных крестьян); в середине 50-х гг. правительство упразднило систему кормлений вместе с наместниками; установлены единые и общеизвестные размеры судебных пошлин и наместнических «кормов»; Запрещено холопить или принимать в холопство дворян; Право на крестьянский переход в Юрьев день было оставлено. Выход был затруднен увеличением размера пожилого.

Слайд 12

Судебник 1550 года.

дворян в наиболее важных для них делах мог судить только Царский суд, а не Боярский, как раньше; Первый Судебник и уставные грамоты предписывали, чтобы на суде у областных кормленщиков присутствовали сотские, старосты и добрые и лучшие люди, а судебник 1550 года прибавляет еще дворского, выборного управителя.

Слайд 13

Реформа государственного управления:

было решено испоместить «избранную тысячу»-1070 дворян. В «тысячу» были записаны дворяне, которые не имели собственной земли рядом с Москвой, что затрудняло их службу при дворе; подворное налогообложение заменялось поземельным. Вводилась новая единица обложения - "большая соха". Ее размеры колебались: на соху черносошного крестьянина приходилось меньше земли, но больше налогов, чем на соху помещика; Создается система приказов – центральных органов управления.

Слайд 14

Приказы:

Посольский – внешняя политика Ямской – почтовая служба Разрядный приказ, заведовал распределением и назначением служилых людей "по отечеству" и Поместный приказ, наделявший дворян поместьями; Стрелецкий, Пушкарский, Казачий – военные дела; Челобитный – рассматривал жалобы; приказ Большой казны ведал торговлей и финансами; Приказ Большого прихода ведал сборами ведал сбором налогов.

Слайд 15

Земская реформа:

Губные и земские старосты и целовальники заменили кормленщиков; некоторые государственные функции передавались земским старостам, выбранным местным населением. губные учреждения превратились в главные органы уездного управления. В их ведение перешли составление кабальных книг, уголовные дела, надзор за общественным порядком в уездах (губах), сбор налогов.

Слайд 16

Военная реформа:

Единоначалие укреплялось путем установления старшинства первого (большого) воеводы большого полка; Укреплению дисциплины и запрещение местничества на “службе” с воеводами; формируется постоянное (стрелецкое) войско. Для обеспечения стрелецкого войска вводился новый подворный налог - “пищальные деньги”.

Слайд 17

Стоглавый собор 1551 года:

провозгласил неприкосновенность церковных имуществ и исключительную подсудность духовных лиц церковному суду; запрещение монастырям основывать новые слободы в городах; проведена регламентация норм церковной жизни с целью повышения образовательного и нравственного уровня духовенства.

Слайд 18

http://www.persons-info.com/index.php?id=167&v_nav=Г&sort=ll&sord=a http://www.club-vozrojdenie.ru/forum/29-370-5 http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=19137 http://wforum.heroes35.net/printthread.php?tid=2218 http://ruskline.ru/analitika/2012/03/02/moj_germogen/ http://city.live174.ru/images/images.php?type=event&itemid=2528&header=Царская+невеста&image=0 http://olga74ru.dreamwidth.org/30460.html http://inspir52.ya.ru/replies.xml?item_no=3047 http://ou.tsu.ru/school2/poln/det/hist/state/ivan4/st_b2.html http://stepanov01.narod.ru/history/lect06_6.htm http://rusk.ru/st.php?idar=20751

Посмотреть все слайды

Вверх