Демонстрационные варианты огэ по биологии. Демонстрационные варианты огэ по биологии Егэ по биологии демоверсия

Известно, что условия проведения ЕГЭ на протяжении последних 6-7-ми лет не подвергались существенным изменениям. И вдруг летом 2016 года «как гром среди ясного неба» прошла информация, что мол всё — тестов больше не будет!

Слухи оказались сильно преувеличенными. Кроме Части 2 экзаменационной работы, сохранена и тестовая Часть 1 ().

Что же ждет абитуриентов в 2018 году?

В этом году уже в августе сотрудники ФИПИ опубликовали проекты Кодификатора, Спецификации и Демоверсию самой экзаменационной работы .

Стало понятно,что в этом году к счастью «сюрприза не будет».

Кто начал готовиться к сдаче экзамена по биологии с прошлого года может ничего не менять в своей стратегии подготовки. А кто приступит к подготовке с сентября этого года может быть уверенным, судя по опубликованной Демоверсии 2018 года , что экзаменационная работа и условия проведения экзамена будут полностью такими же .

Как и прежде, я советую всем абитуриентям не пренебрегать информацией, изложенной в Кодификаторе и Спецификации, чтобы стратегия подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии была наиболее оптимальной. Для этого у меня на блоге есть целая серия видеоуроков « «.

Многие вопросы Демоверсии экзаменационной работы 2018 года уже .

В этой статье, как и всегда, хотел разобрать какие-то «щекотливые», не очень хорошо составленные вопросы Демоверсии.

И вы знаете, претензий к Демоверсии 2018 года у меня просто нет !

Всё же прокомментирую некоторые задания.

12. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение уха. Запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
Даже совсем мелкие стрелочки на рисунке, позволяют дать четкие ответы .

27. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦТ ТЦЦ АЦТ ГТТ АЦА. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода

.

Сейчас, когда этот тест повторяется уже , становится даже смешным. Как много «копий было сломано» в комментариях на моем блоге, когда мне пытались доказать от лица «экспертов», что мол нечего «изобретать велосипед» и раз дана цепочка ДНК будем строить по ней и-РНК . И на сайте Решу ЕГЭ целый год провисело неверное решение.
1. Участок центральной петли тРНК будет иметь следующую последовательность нуклеотидов: ЦГА АГГ УГА ЦАА УГУ.
2. Центральный триплет этого участка УГА является антикодоном к комплементарному ему кодону и-РНК. Следует найти этот кодон и-РНК, так как таблица генетического кода построена на соответствии кодонов (триплетов) и-РНК определенным аминокислотам, что и необходимо знать для установления трансляции молекулы белка. Этот кодон и-РНК будет АЦУ .
3. По таблице генетического кода находим, что этому кодону и-РНК соответствует аминокислота треонин .

Что же, абитуриенты, успешной вам подготовки к сдаче экзаменов. Трудиться придется много, но и отдыхать успевайте, чтобы «мозги не закипели».

**************************************************************************

Если у кого-то из учащихся или репетиторов по биологии будут вопросы по статье, пожалуйста, обращайтесь в комментарии.

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .

Выпускные экзамены не за горами. Пора приступать к интенсивной подготовке. В том числе, тем, кто определился с ЕГЭ по выбору. Довольно многие в нынешнем году, как и в прошлые, выберут для этой роди биологию. Вот мы сейчас и поговорим о том, что ждет выпускников в ЕГЭ по биологии в 2018 году.

Актуальность дисциплины

Кто, скорее всего, предпочтет ЕГЭ по биологии в 2018 году? В первую очередь, те ученики, для которых желанными являются такие специальности как биолог или биотехнолог, эколог, биофизик, зоолог, палеонтолог, ветеринар.

Обязательной дисциплина считается и для тех, кто мечтает о профессии врача, собирается штурмовать медицинские вузы. Необходимо крепкое знание биологии и высокий экзаменационный балл по предмету также для будущих психологов, психоаналитиков, психотерапевтов, дефектологов. Еще одно профильное направление: вузы и факультеты спортивной направленности.

Даты проведения ЕГЭ по биологии в 2018 году

Как и обычно, выпускникам 2017-2018 учебного года предстоит сдавать Единый госэкзамен по биологии, в котором запрограммированы три этапа.

На предварительный, что ожидается 4 апреля 2018, могут прийти выпускники предыдущих лет или нынешние школьники, документально подтвердившие, что не смогут уложиться в основные даты ЕГЭ. Предусмотрен и резерв - 11 апреля.

Для тех, у кого случится форс-мажор, что помешает прийти на экзамен в обычное время, оставлен вариант дополнительного шанса. На этот ЕГЭ смогут в сентябре прийти ученики, которые докажут, что пропустили основной этап по уважительной причине.

Как справились с предметом выпускники прошлых лет?

Выбирают данный предмет для ЕГЭ порядка 7% от всех выпускников . К тому же, за прошлые несколько лет их число сократилось: с 129 тысяч в 2016 году до 112 тысяч в 2017-м.

Есть и другая тревожная цифра: последний экзамен по биологии, в 2017 году, не сдали 18% школьников. Примерно столько же их было годом ранее, даже чуть больше: на 0,3%.

Основная группа выпускников сдала этот экзамен на «троечку, набрав в среднем 53,2-53,8 итоговых балла.

Ожидаются ли нововведения в ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Ждать ли выпускникам нынешнего года и будущим абитуриентам значительных изменений в ЕГЭ по биологии в 2018 году? Вряд ли. Если и будут корректировки, то минимальные и несущественные. Поскольку в 2017 году КИМы по данному предмету были серьезно доработаны.

Из них исчезли вопросы тестового формата, где достаточно было выбрать, даже наугад, один вариант ответа из тех, что предусмотрены в КИМах.

Количество вопросов уменьшилось, и намного: стало 28 против прежних 40 . Освоить эти задания надо за 210 минут. Приблизительная «раскадровка» такова: оптимально затратить ориентировочно по 5 минут на каждый из вопросов первого раздела и по 10-20 минут на каждое задание блока 2.

Новые требования появились к заданиям первого блока, тут включены новые типы заданий, для выполнения которых нужны специфические умения: навыки работы с таблицами и различными графическими схемами, в том числе, с диаграммами и графиками. Также приветствуется способность производить как анализ, так и синтез имеющейся информации.

Содержание экзаменационных КИМов

На этом испытании от выпускника требуется показать, как усвоен материал по развитию и строению растений, грибов, лишайников, животных. Основы строения и жизнедеятельности человека также будут представлены вопросами билетов. От учащихся ждут также знания основ теории эволюции, понимания общебиологических закономерностей, глубоко представления о строении и функциях клеток и пр. Важным разделом знаний по предмету являются темы, связанные с биосферой, экологией планеты.

Блок №1. Максимум баллов, которые в силах набрать 11-классник, - 39. Здесь 21 задание на выбор ответов и умение производить сравнительный анализ, решение задачек по генетике и основам цитологии, тут же будет и аналитическая работа с таблицами и рисунками. Действовать требуется оперативно, а ответы нужны предельно краткие.

Во втором блоке выполнение заданий требует ответы объемные, полные. Зато за эти 7 заданий можно получить 20 баллов. Итого получаем 59 первичных баллов, в переводе на окончательный результат они составят 100 баллов. А для удовлетворительного результата нужен минимум в 36 баллов.

Оптимальная подготовка к ЕГЭ по биологии в 2018 году

Наука это непростая, требует внимательности и понимания, а не просто механического заучивания. Поэтому подготовка нужна методичная, постоянная, а не от раза к разу, и не аврально накануне экзамена.

В базовую подготовку входит изучение терминологии, без ее знания сложно ориентироваться в биологии именно как науке. Чтобы облегчить запоминание, применяйте прием визуализации, то есть, подкрепляйте теорию иллюстративным материалом, ищите снимки, графики, схемы, что станут основой для ассоциативной работы памяти.

Задавайте вопросы педагогу и одноклассникам, которые хорошо разбираются в теме. Прорабатывайте тесты прошлых лет, а также новые демо-версии экзамена. Настраивайтесь на положительный результат!

Баллы и оценки ЕГЭ по биологии в 2018 году

В привычную школьную систему баллы ЕГЭ переводятся следующим образом:

  • «двойка», неудовлетворительный результат, соответствует 0-35 баллам;
  • «тройку» заработали экзаменуемые, набравшие 36-54 балла;
  • «четверка» – так можно перевести сумму баллов в диапазоне от 55 до 71;
  • «отлично», пятерочный итог становится достоянием школьников при экзаменационном результате в 72 и более баллов.

Минимум, что требуется для успешной, хоть и удовлетворительной, сдачи экзамена, - 36 баллов . При этом для поступления далеко не на престижные профессии, и не на бюджет, нужно хотя бы иметь сертификат с 50 баллами. Высококлассные вузы предъявляют куда более высокие требования: на бюджетную форму обучения примут лишь тех, чей багаж ЕГЭ по биологии составляет 84 балла и более.

Как будет организован ЕГЭ по биологии в 2018 году?

Все подсобные материалы, которые потребуются для работы с КИМами, будут предоставлены организаторами экзамена, с собой ничего из справочной или иллюстративной литературы приносить нельзя.

Вне закона также телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Если кто-то надеется на шпаргалки или подсказки мудрого соседа, то не забывайте: и комиссия экзаменаторов весьма бдительна, да все 100% аудиторий, в которых будет проходить ЕГЭ по биологии в 2018 году, обещают оснастить системами онлайн наблюдения.

К тому же, продолжается работа по предотвращению утечек информации. В том числе, все больше школ выбирают формат, когда билеты экзамена распечатывается на месте, и исключаются случайности и преднамеренные махинацуии при доставке, перевозке КИМов. Считается, что уже в 2019 году на новый алгоритм распечатывания билетов переведут все школы, экзаменационные классы будут оснащены соответствующим оборудованием.

После каждого экзамена ФИПИ анализирует результаты и проводит с экспертами обсуждение структуры и содержания заданий следующего года. Обновленные документы вместе с демоверсиями публикуются на сайте ФИПИ www.fipi.ru в начале учебного года.

Демоверсия ЕГЭ по биологии 2019 год с ответами от ФИПИ

Вариант заданий + ответы Скачать демоверсию
Спецификация demo variant bio ege
Кодификатор kodifikator

Изменения в КИМ 2019 года по сравнению с КИМ 2018 года

Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.

Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.

Рособрнадзор опубликовал список предметов, с которыми у школьников возникло больше всего проблем во время последней сдачи ЕГЭ. Первое место удостоилась биология, экзамен по ней в 2018 году не сдали 17,01% одиннадцатиклассников. Чтобы сдать ЕГЭ по биологию необходимо было преодолеть достаточно высокий порог – 37 баллов (18 первых заданий). Для сравнения, проходной балл по русскому и математике, 24 и 27 баллов, соответственно.

Структура КИМ ЕГЭ 2019 по биологии

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1 содержит 21 задание:

6 – с множественным выбором с рисунком или без него;

6 – на установление соответствия с рисунком или без него;

3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;

2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;

1 – на дополнение недостающей информации в схеме;

2 – на дополнение недостающей информации в таблице;

1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1–21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической

Продолжительность ЕГЭ 2019 по биологии

На выполнение экзаменационной работы отводится 3,5 часа (210 минут). Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий: − для каждого задания части 1 – до 5 минут; − для каждого задания части 2 – 10–20 минут.

СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2018 года по БИОЛОГИИ

1. Назначение КИМ ЕГЭ

Единый государственный экзамен (далее - ЕГЭ) представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования, с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).

ЕГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, базовый и профильный уровень.

Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего
профессионального образования как результаты вступительных испытаний по биологии.

2. Документы, определяющие содержание КИМ ЕГЭ

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ

Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в Федеральном компоненте государственного стандарта среднего (полного) общего образования, различных примерных программах и учебниках, рекомендуемых Минобрнауки России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования по биологии.
КИМ ЕГЭ проверяют освоение выпускниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить содержательную валидность КИМ. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в конкретной образовательной организации.

В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.

Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у выпускников научного мировоззрения и биологическую компетентность.

4. Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 задании и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание:

7 - с множественным выбором с рисунком или без него;
6 - на установление соответствия с рисунком или без него;
3 - на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 - на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 - на дополнение недостающей информации в схеме;
1 - на дополнение недостающей информации в таблице;
1 - на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде слова (словосочетания), числа или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

В части 1 задания 1-21 группируются по содержательным блокам, представленным в кодификаторе, что обеспечивает более доступное
восприятие информации. В части 2 задания группируются в зависимости от проверяемых видов учебной деятельности и в соответствии с тематической принадлежностью.

Ответы и решение – Демоверсия ЕГЭ 2018 БИОЛОГИЯ проект

Часть 1

Задание 1. Наследственная изменчивость бывает мутационной и комбинативной. Ответ: Комбинативная

Задание 2. Цитогенетический метод исследования – анализ, с помощью которого можно установить имеющиеся изменения в хромосомном аппарате. Проще говоря, это то, что мы сможем увидеть под микроскопом. 1, 2, 5 мы не сможем определить этим методом. Остаются только 3 и 4. Ответ: 3 и 4

Задание 3. В соматической клетке – 2n, в половой – n. 56/2=28 Ответ: 28

ИЛИ 50–18=32 Ответ: 32%

Задание 4. Перед нами явно растительная клетка (большая вакуоль, платиды и клеточная стенка). Нам нужно выписать 2 “выпадающих”, значит 1 не подходит, потому что они показаны на картинке, 3 не подходит так, как это растительнаяклетка, она способна к фотосинтезу, 5 тоже не подходит, потому что это присуще всем клеткам. 2 нам подходит, так, как это присуще только животной клетке и 4 также подходит, так, как из-за толстой клеточной стенке фагоцитоз быть не может. Ответ: 24

ИЛИ 1,4 и 5 относятся к молекуле ДНК. 2 – информационная РНК, 3 – рибосомальная РНК. Ответ: 2,3

Задание 5. Бескислородное расщепление, протекает в цитоплазме клетки. Он называется также анаэробным дыханием (гликолиз) или брожением. Термин «брожение» обычно применяют к процессам, протекающим в клетках растений или микроорганизмов. На этом этапе продолжается дальнейшее расщепление веществ при участии ферментов. Например, в мышцах в результате анаэробного дыхания молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты. В реакциях расщепления глюкозы участвуют фосфорная кислота и АДФ и за счет энергии, выделившейся в результате их расщепления, образуются молекулы АТФ.

У дрожжевых грибов молекула глюкозы в бескислородных условиях расщепляется на этиловый спирт и диоксид углерода. Этот процесс называется спиртовым брожением.

У других микроорганизмов процесс гликолиза завершается образованием ацетона, уксусной кислоты и др. Во всех случаях распад одной молекулы глюкозы сопровождается образованием двух молекул АТФ. При бескислородном расщеплении глюкозы до образования молочной кислоты 40% выделяемой энергии сохраняется в молекуле АТФ, а остальная энергия рассеивается в виде теплоты.

Третий этап энергетического обмена называется аэробным дыханием, или кислородным расщеплением. Этот этап энергетического обмена также ускоряется с помощью ферментов. Вещества, образовавшиеся в клетке на предыдущих этапах, при участии кислорода распадаются на конечные продукты СО2 и Н2О. В процессе кислородного дыхания выделяется большое количество энергии, которая накапливается в молекулах АТФ. При расщеплении двух молекул молочной кислоты при доступе кислорода образуются 36 молекул АТФ. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет аэробное дыхание. Все живые организмы по способу получения энергии делятся на две большие группы: автотрофные и гетеротрофные.

Ответ: 12121

Задание 6.

А а
А АА Аа
а Аа аа

Расщепление по фенотипу 3:1. Ответ: 31

Задание 7.

Гонада — орган, в котором образуются или (как у высших позвоночных и человека) только размножаются, растут и созревают половые клетки.

Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток, в результате которого образуется одна клетка, являющаяся началом нового организма.

Овогенез — развитие женской половой клетки - яйцеклетки (яйца).

1, 3, 4 относятся к половому размоноожению. 2,5 относятся к бесполому. Ответ: 25

Задание 8.

Наследственная изменчивость Насле́дственная изме́нчивость (генотипи́ческая изменчивость) обусловлена возникновением разных типов мутаций и их комбинаций, которые передаются по наследству и впоследствии проявляются у потомства.

Модификацио́нная (фенотипи́ческая) изме́нчивость - изменения в организме, связанные с изменением фенотипа вследствие влияния окружающей среды и носящие в большинстве случаев адаптивный характер. Генотип при этом не изменяется.

Ответ: 11212

1 – эктодерма — наружный зародышевый листок эмбриона на ранних стадиях развития.

Эктодерма формирует нервную систему (у позвоночных: спинной мозг, периферические нервы и головной мозг), зубную эмаль и эпидермис (кожный эпителий). Также он образует органы чувств, эпителий переднего и заднего отделов пищеварительной системы.

2 – мезодерма — или мезобласт средний зародышевый листок у многоклеточных животных (кроме губок и кишечнополостных). Располагается между эктодермой и энтодермой.

Из мезодермы впоследствии формируются хорда, хрящевой и костный скелет, мышцы, почки, кровеносные сосуды.

Ответ: 12221

Задание 9.

1 – млекопитающие

3 – пресмыкающие

4 – млекопитающие

5 – пресмыкающие

6 – млекопитающие

1 – микроскопический

4 – аэробный

5 – болезнетворный организм

Задание 10.

Корни подавляющего большинства растений выполняют шесть основных функций:

  1. Корни удерживают растение в определённом положении. Эта функция очевидна для наземных растений, особенно значима она для крупных деревьев с большой массой ветвей и листьев. У многих водных растений закрепление на дне позволяет выгодно распределить в пространстве листья. У плавающих растений, например у ряски, корни не позволяют растению переворачиваться.
  2. Корни осуществляют почвенное питание растения, поглощая из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами, и проведение веществ к побегу (рис. 1).
  3. У некоторых растений в главном корне осуществляется хранение запасных питательных веществ, таких как крахмал и другие углеводы.
  4. В корнях происходит образование определённых веществ, нужных организму растения. Так, в корнях осуществляется восстановление нитратов до нитритов, синтез некоторых аминокислот и алкалоидов.
  5. Корни могут осуществлять симбиоз с грибами и микроорганизмами, обитающими в почве (микориза, клубеньки представителей семейства Бобовые).
  6. С помощью корней может осуществляться вегетативное размножение (например, корневыми отпрысками). Корневыми отпрысками размножаются такие растения, как одуванчик, слива, малина, сирень.

Основные функции листа:

  • фотосинтез;
  • дыхание;
  • транспирация.

Ответ: 112212

Задание 11.

Царство Растения

Отдел Покрытосеменные

Класс Однодольные

Семейство Злаковые

Род Мятлик

Вид Мятлик луговой

Ответ: 534621

Задание 12.

Симпатическая нервная система осуществляет иннервацию всех органов и тканей (стимулирует работу сердца, увеличивает просвет дыхательных путей, тормозит секреторную, моторную и всасывательную активность желудочно-кишечного тракта и т. д.).

Симпатическая система отвечает за работу организма во время стресса.

1 и 2 на рисунке совпадают, 3 на рисунке вообще не показан, 4 указывает на молоточек, 5 показывает наковальню, 6 тоже совпадает.

Задание 13.

Эпителиальная – образует наружный покров кожи, состоит из тесно прилегающих клеток.

Соединительная – выполняет функцию опоры и питания, вырабатывает антитела.

Нервная – обладает проводимостью, образует серое вещество спинного мозга.

Ответ: 321213

Задание 14.

По­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи: на­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла (ротовая полость) → на­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков (желудок) → рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров (двенадцатиперстная кишка) → вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь (тонкий кишечник) → ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды (толстый кишечник).

Ответ: 32541

Задание 15.

Критерии вида - это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический - внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический - как работают органы и клетки - 6 предложение.

Поведенческий - поведение, особенно в момент размножения.

Экологический - совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) - 1 и 3 предложение.

Географический - ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетический - одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки.(4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки.

Задание 16.

Методы изучения эволюции - это доказательства эволюции живой природы. Па­ле­он­то­ло­ги­че­ский метод: остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров; фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди. Срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ский метод: ко­люч­ки как­ту­са и ко­люч­ки бар­ба­ри­са; мно­го­сос­ко­вость у че­ло­ве­ка; ап­пен­дикс у че­ло­ве­ка.

Ответ: 21122

Задание 17.

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса (может быть указан любой биогеоценоз) опре­де­ля­ет­ся: боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем; раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми; за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.

Задание 18.

Абио­ти­че­ский (факторы неживой природы): по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха; из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем. Био­ти­че­ский (факторы живой природы): из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии; вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае; кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу.

Ответ: 11222

Задание 19.

Эво­лю­ци­он­ные про­цес­сы на Земле в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке:

об­ра­зо­ва­ние ко­ацер­ва­тов в воде → по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни → воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за → фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на → выход ор­га­низ­мов на сушу.

Ответ: 4, 5, 2, 3, 1

Задание 20.

Изображен «промышленный меланизм бабочек»

тип при­спо­соб­ле­ния: 6) мас­ки­ров­ка;

форма есте­ствен­но­го от­бо­ра: 4) дви­жу­щая

на­прав­ле­ние эво­лю­ции: 1) идио­адап­та­ция

А – митохондрия

В – биосинтез белка

Задание 21.

1) Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке, поз­во­ля­ю­щее со­хра­нить чис­лен­ность сквор­цов, – 5. (необходимо высчитать количество выживших птенцов в каждой кладке, и убедиться, что в кладке из 5 яиц — 80% это 4 птенца)

3) Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем эф­фек­тив­нее за­бо­та о потом­стве.

Остальные выводы НЕЛЬЗЯ сделать на основе этой таблицы.

4) в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °С по­вы­ша­ет­ся.

5) умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °С в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

5 предложение не совсем корректно, т.к. на основе графика нельзя выяснить причину снижения скорости размножения бактерий

Данное животное: 2) кон­су­мен­т II по­ряд­ка (т.к. в рационе только животные); 4) по­лу­вод­ное жи­вот­ное (т.к в рационе есть и рыбы с амфибиями; и рептилии)

Не верные предложения: 1) все­яд­ное жи­вот­ное (нет растений в рационе); 3) про­из­во­ди­те­лям ор­га­ни­че­ских ве­ществ; 5) оби­та­те­ль тунд­ры (в тундре не водятся амфибии и рептилии).

Задание 22.

Перед нами два рисунка – А и Б. На рисунке А изображен эритроцит в изотоническом растворе (концентрация соли в эритроците и в плазме одинакова). На рисунке Б изображен эритроцит в гипертоническом растворе (концентрация соли в растворе выше, чем в эритроците). Эритроцит на рисунке Б сморщился, так, как концентрация соли в растворе более 0,9% и вода перешла из эритроцита в раствор.

  1. Метод хроматографии (метод разделения и анализа смесей веществ, а также изучения физико-химических свойств веществ. Основан на распределении веществ между двумя фазами - неподвижной (твёрдая фаза или жидкость, связанная на инертном носителе) и подвижной (газовая или жидкая фаза, элюент)).
  2. Вещества будут по разному оседать проходят через слой сорбента и так мы сможем разделить хлорофилл а и хлорофилл b.

А_______________В___________________С

Между А и В 5%

Между В и С 6%

Между А и С 11%

Процент кроссинговера называется морганида.

Задание 23

1) А – фагоцитоз (захват клеткой твёрдых частиц); Б – пиноцитоз (захват капель жидкости);

2) в этих процессах участвует плазматическая мембрана клетки;

3) фагоцитозный пузырёк сольётся с лизосомой, его содержимое подвергнется расщеплению (лизису); образовавшиеся мономеры поступят в цитоплазму

  1. Мезозойская, Юрский
  2. Переходила от пресмыкающихся к птицам
  3. Крылья, перьевой покров, наличие цевки – птицы; челюсти с зубами, наличие лап с когтями, длинный хвост из позвонков – пресмыкающиеся.

Задание 24.

1) 2 – секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают не только на поверхность тела, но и в полости тела;

2) 3 – секреты желёз внутренней секреции поступают непосредственно в кровь, так как железы внутренней секреции протоков не имеют;

3) 7 – гормон щитовидной железы – тироксин, а адреналин – это гормон надпочечников

Задание 25.

1) уровень воды изменился в соответствии с количеством листьев на ветке: чем больше листьев на ветке, тем меньше воды оставалось в сосуде;

2) измерение уровня воды позволяет получать данные о процессе поглощения и испарения воды растением;

3) С. Хейлз установил закономерность: количество поглощаемой растением воды прямо пропорционально общей площади поверхности листьев.

Задание 26.

1) при фотосинтезе регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: выделяется кислород и поглощается углекислый газ;

2) при дыхании и брожении регулируется концентрация кислорода и углекислого газа: поглощается кислород и выделяется углекислый газ;

3) в результате азото-фиксации бактериями поглощается молекулярный азот из атмосферы, при денитрификации азот выделяется.

Задание 27.

1) нуклеотидная последовательность участка тРНК: ЦГААГГУГАЦААУГУ;

2) нуклеотидная последовательность антикодона УГА (третий триплет) соответствует кодону на иРНК АЦУ;

3) по таблице генетического кода этому кодону соответствует аминокислота ТРЕ, которую будет переносить данная тРНК

Задание 28.

1) ге­но­ти­пы родителей: отец - Х а Y, мать - Х А Х А (или Х А Х а); при­знак рецессивный, сцеп­лен с полом (Х-хромосомой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у мужчин, и не в каж­дом поколении;

2) дочь (1) - Х А Х а – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от отца; её сын (7) - Х а Y, при­знак проявился, так как на­сле­ду­ет Х а -хромосому от матери; дочь (6) - Х А Х а или Х А Х А;

3) ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6: если её ге­но­тип Х А Х а, то 25% (только мальчики); если её ге­но­тип Х А Х А, то 0%.

Вверх