Кто был против лечения по методу бадмаева. Врач Тибетской медицины при дворе Николая II - Петр Бадмаев. Как тибетские медики очутились в России

Предисловие

Тибетское схематическое изображение двух деревьев; первое символизирует собой состояние здорового человека (по-тибетски «намбар ма-журба»), а второе – человека, у которого произошло расстройство питания (по-тибетски «намбар журба»).


Индия, Тибет, Кукунор, северо-западная часть Китая, Монголия, юго-восточная часть Туркестана, бурятские и калмыцкие степи являются колыбелью и ареной деятельности представителей врачебной науки Тибета. Народы этих стран, хотя тысячелетиями пользуются ее услугами при своих недугах и относятся к ней с полным доверием и уважением, еще не сознают великого значения этой науки для человечества вследствие многочисленных условий, препятствовавших их общему развитию и послуживших причиной их отсталости от других культурных народов.

Отсталость эта, конечно, зависит от руководителей народов, населяющих перечисленные страны. Руководителями буддийско-ламаистского Востока являются ламы (духовные лица – монахи). Многие из лам принимают на себя роль врачей, так как врачебная наука входит в число отраслей знания, изучаемых ламами в своих монастырях или у отдельных лиц, считающихся знатоками этой науки. Лам, изучающих врачебную науку в полном ее составе, весьма немного на всем ламаистском Востоке. Зато чрезвычайно много лам, не знакомых с основами врачебной науки, а врачующих по установленной рецептуре и по «тарни».

«Тарни» – это целый обширный отдел буддийско-ламаистской литературы, заключающий в себе учение о явлениях спиритизма, гипноза, ясновидении, о заклинаниях с известными формулами и т. п. Многочисленные врачующие ламы не знакомы серьезно также и с этим учением, а пользуются только его заклинательными формулами и обрядовой стороной для достижения своих целей. Обрядовая сторона «тарни» нередко чрезвычайно груба и легко может показаться фокусничеством и грубой формой обмана.

В соответствии с духом буддийско-ламаистского учения ламы-гелунги, т. е. ламы, давшие обет целомудрия – в самом широком смысле этого слова, – не имеют права изучать врачебную науку, так как они дают обет даже не находиться под одной кровлей с женщиной. Если лама-гелунг желает заниматься врачебной наукой, которая требует от него исследования и лечения не только мужчины, но и женщины, то он должен передать другому лицу на все то время, пока будет врачом, данный им при посвящении в гелунги обет целомудрия.

На буддийско-ламаистском Востоке народ считает своих лучших лам преемниками Будды и ставит их выше лам-врачей, так как первые свято охраняют дух буддийско-ламаистского учения; потому-то и в кругу лам-гелунгов весьма немногие посвящают себя изучению врачебной науки. Остальные же ламы, как сказано выше, относятся к ней лишь поверхностно.

Что же касается тех лам, услугами которых пользуется народная масса, то они занимаются врачеванием только по установленной рецептуре и по «тарни». Эти ламы не знакомы ни с буддизмом, ни с врачебной наукой, ни с «тарни» и по своему развитию близко подходят к народной массе, знают ее нужды и потребности и умеют эксплуатировать ее невежество. Лица, интересующиеся буддийско-ламаистским Востоком и желающие изучать этот мир, всегда наталкиваются на лам последней категории, которые, конечно, не станут признаваться в своем невежестве. С ламой же первой категории встретиться практически невозможно, во-первых, из-за их малочисленности, во-вторых, из-за их скромности и, в-третьих, из-за обременительности их занятий.

Первый выпуск книги «Чжуд-ши» убедил меня, что этой наукой интересуются только лица, пользовавшиеся ее услугами. Многие из интеллигенции, имевшие соприкосновение с тибетской медициной, и несколько врачей прочитали эту книгу, усвоили ее смысл и обращались ко мне с различными вопросами. Поэтому я и решил в печатаемом здесь введении к новому переработанному переводу «Чжуд-ши» ознакомить всех, кто желает отнестись более сознательно к врачебной науке Тибета, с основными ее воззрениями и с различными ее отраслями. Эти сведения изложены в «Чжуд-ши» в сжатой форме и могут пригодиться как врачу в его практической деятельности, так и лицам, привыкшим осмысленно относиться к своему здоровью и своим недугам.

Мне пришлось изучать врачебную науку Тибета под руководством своего брата, известного знатока этой науки, который учился у бурятских, монгольских и тибетских лам. После смерти моего брата я продолжал это изучение под руководством первых врачей в бурятских степях и пополнял свои знания сведениями, сообщавшимися мне лучшими знатоками этой науки. Последние почти ежегодно, в продолжение более чем двадцати лет, приезжали в Петербург и каждый раз жили у меня не менее полугода, давая мне свои указания и советы.

Занятия в С.-Петербургском университете на факультете восточных языков и, главным образом, в Медико-хирургической академии дали мне возможность достигнуть некоторых результатов при переводе сочинения «Чжуд-ши», которое послужило материалом для настоящего труда. При этом нельзя не упомянуть, что весьма трудно установить терминологию, которая соответствовала бы смыслу подлинника и была бы понятна лицам, привыкшим к европейским медицинским терминам.

Нужно знать, что тибетская медицинская литература чрезвычайно обширна и касается различных вопросов жизни отдельного человека, семьи, общества и государства. Многие сочинения недоступны из-за своей редкости и невозможности попасть в отдаленный Западный Тибет не только частным лицам, но даже и богатым монголо-бурятским буддийским монастырям. Но, благодаря знакомствам на Востоке, мне удается получать редкостные книги, лекарства и другие предметы, необходимые для полного изучения тибетской медицины, хотя мне их приходилось ждать десятки лет. Подлинные сочинения по медицине, анатомии, физиологии, эмбриологии, зоологии, ботанике и минералогии, хирургические инструменты и различные лекарства, а также и рисунки могут быть приобретены только при помощи людей знающих, которые не часто встречаются в Тибете и сопредельных с ним областях.

Обстоятельства эти являются помехой для ознакомления европейских читателей с результатами трудов целых поколений врачей, работавших в глубине Азии в течение многих веков на поприще врачебной науки с целью облегчить физические и умственные недуги человечества.

Выработанная двадцать столетий тому назад система скромных тружеников врачебной науки может быть названа и в настоящее время terra incognita для европейского мира. Поэтому позволительно надеяться, что изложение системы «Чжуд-ши» будет встречено с весьма понятным интересом. Тем более что лица, уже ознакомившиеся с этим сочинением, хотя и отдаленные друг от друга временем и расстоянием, единогласно утверждают, что «Чжуд-ши» считается главным руководством по тибетской врачебной науке. Это, как подробно разъяснено ниже, утверждали: Реман в 1811 году, Чома Де-Кёрез в 1820 году, архиепископ Нил в I860 году, Уайз в 1867 году и А.А. Бадмаев тоже в шестидесятых годах XX столетия – и все внимание этих лиц останавливалось именно на «Чжуд-ши», несмотря на то, что одни из упомянутых ученых изучали тибетскую врачебную науку в бурятских степях Забайкалья, другие – в Индии и в Кашмире.

Необходимо добавить, что обширнейшая область медицины – ее история – нуждается в пополнении, так как система, изложенная в «Чжуд-ши», до сих пор была еще неизвестна в Европе, а Высочайшее повеление о переводе «Чжуд-ши» на русский язык и об издании этого сочинения за счет резервных сумм военного министерства состоялось 1 июня 1860 г.

П. Бадмаев


Тибетское схематическое изображение двух деревьев: первое символизирует собой пищевые вещества (по-тибетски «сай»), а второе – образ жизни (по-тибетски «жод»).

Основы врачебной науки Тибета
Введение

Система врачебной науки Тибета изложена в руководстве по практической медицине и хирургии «Чжуд-ши». Эта наука выработала более тысячи лет назад определенные взгляды на здоровый и больной организм человека, на способы распознавания недугов (осмотр, ощупывание и правильные расспросы), на пищу и питье, на образ жизни, на способы лечения и лекарства, на обстановку, на различные приспособления, необходимые для здорового и больного человека, и на оперативные способы лечения со специально приспособленными для этого инструментами. Эти определенные взгляды явились следствием всестороннего изучения жизни человека – с момента зачатия до последнего мгновения его земного существования.

Изучая жизнь человека и сравнивая ее с жизнью органического мира, врачебная наука Тибета пришла к выводу, что жизнью должно называть целесообразную самостоятельную деятельность в органическом мире вообще и в организме человека в частности, направленную на самосохранение и вызванную проявлением особой силы.

Эта целесообразная самостоятельная деятельность в организмах, направленная на их самосохранение, в период всего существования нуждается в непрерывном приходе и расходе. Первый по своему значению в органическом мире должен считаться причиной жизни, а второй – ее следствием. Приход и расход вызывают следующие явления в живой единице: восприятие, уподобление, всасывание, усвоение, выделение и отделение, деятельность шести чувств и умственную и физическую деятельность. Эти явления могут существовать только при известных условиях и материалах, как-то: при теплоте-свете, пространстве, воздухе, воде и твердых веществах из почвы.

Все эти условия и материалы необходимы для поддержания жизненности живой единицы, в которой одним из важных жизненных процессов является теплопроизводство. Своего собственного теплопроизводства, очевидно, недостаточно для жизненности организма, ибо организм, поставленный вне влияний земной и солнечной теплоты, погибает от замерзания так погибает и от влияния чрезмерно высокой температуры. Как без особого рода движения нет теплоты-света, так и движение невозможно без определенного пространства, которое во врачебной науке Тибета принято называть жизненным пространством, ибо вне пространства жизнь невозможна; она невозможна и без воздуха, который одновременно играет роль как в теплопроизводстве, так и в задержке производства теплоты выше пределов жизненной нормы под влиянием воды и твердых веществ из почвы. Следовательно, организм, лишенный света, пространства, воздуха, воды, твердых веществ из почвы, равно как и теплоты, погибает; точно так же организм погибает и от накопления в нем этих веществ выше определенных пределов.

Очевидно, проявление жизни возможно только при особом сочетании и воздействии друг на друга теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

А при каких обстоятельствах, пропорциях, условиях и содействиях возникает жизнь – это составляет ту тайну, которую стараются постичь пытливые умы мыслителей и медиков всего мира.

Представители врачебной науки Тибета склонны думать, что эти пять необходимостей органического мира могли дать жизнь при особого рода своих сочетаниях, но в организме они в отдельности являются оживленными и имеющими определенное количество и предельный возраст жизненности. Такое понятие они вынесли из того обстоятельства, что непрерывный приход и расход безусловно связан с проявлением жизни. В приходе воздух, вода и твердые вещества из почвы только пополняют расход при этом подчиняясь вполне жизненным процессам организма: например, воздух, воспринятый отверстиями носа и рта, начинает в них изменяться физически и жизненно, как бы перерабатывается – переваривается в путях вдыхания, всасывается и, уподобленный, усваивается тем оживленным воздухом, который составляет часть организма, и таким образом пополняет расход оживленного воздуха в организме, произведенный последним.

Такую же роль в приходе и расходе живой единицы играют вода, твердые вещества из почвы, теплота-свет и пространство.

По понятиям врачебной науки Тибета эти пять необходимостей организма, составляя структуру органического вещества, в то же время сами являются живыми участниками в целесообразной самостоятельной деятельности организма: одни из них подвергаются особым изменениям для того, чтобы служить материалом для поддержания жизненности живых участников организма, другие являются необходимыми ее условиями.

Европейские ученые, располагая усовершенствованными пособиями и методами изучения органического мира, пришли к такому выводу: самый простейший организм, доступный изучению, – это слизеподобное вещество с темным пятном внутри и пятнышком внутри пятна – протоплазма с ядром и ядрышком, т. е. простейшая клеточка.

Это простейшее вещество, изученное представителями европейской науки, яснее всего подтверждает мысли представителей врачебной науки Тибета о том, что в нем для самосохранения должны обнаружиться жизненные процессы, упомянутые выше относительно теплоты-света, пространства, воздуха, воды и твердых веществ из почвы.

О теплоте-свете, о пространстве, о воздухе, о воде и о твердых веществах из почвы говорится в «Чжуд-ши» следующее: теплота и свет служат источниками, поддерживающими прирожденную энергию жизненной живой теплоты в организме, необходимой для его роста, и, кроме того, благодаря свету части организма приобретают свойственную им окраску; под влиянием света развивается, главным образом, зрительный аппарат со всеми свойственными ему жизненными функциями.

Уже давно известно, что глаза животных, обитающих в темноте, атрофируются, и что орган зрения человека и животных совершенствуется только после их рождения на свет.

Расщепление и деление частиц тканей и органов, образование полостей, щелей, отверстий и каналов в организме, развитие слухового и голосового органов со всеми свойственными им жизненными функциями возможно только при существовании пространства.

Воздух служит источником дыхания; под его непосредственным влиянием развивается кожа со всеми свойственными ей жизненными функциями и, в особенности, чувства осязания и ощущения.

Вода служит источником всех жидкостей в организме, особенно богата ею кровяная ткань; при участии воды развивается, главным образом, орган вкуса со всеми свойственными ему жизненными функциями.

По Фостеру, для получения вкусового ощущения необходимо, чтобы вкусовое вещество имелось в растворенном виде.

Зародыш получает свою основу из почвы (из земли), так как костная ткань и мышцы чрезвычайно богаты веществами, содержащимися в почве.

По сведениям европейских ученых, в организме встречаются вещества, входящие в составь почвы, как то: фосфор, хлор, сера, фтор, калий, натрий, кальций, магний, кремний, марганец, железо; в костях имеется фосфорнокислая известь, в мышцах – калийные соли. По «Чжуд-ши», под влиянием веществ, содержащихся в почве, развивается, главным образом, обонятельный орган со всеми свойственными ему жизненными функциями, так как почва преимущественно богата различного рода пахучими веществами (т. е. развитие и функционирование органа обоняния возможны только благодаря присутствию пахучих веществ, без которых и быть не может обонятельных ощущений).

Пахучие частички, говорит Фостер, взвешенные во вдыхаемом воздухе, проходя через нижние носовые полости, распространяются в верхние носовые камеры и, падая на обонятельный эпителий, вызывают импульсы, которые, восходя к головному мозгу, обусловливают образование обонятельных ощущений.

Воспроизведение нового индивидуума, говорится в «Чжуд-ши», возможно тогда, когда жизненные функции сфер обоего пола, от которых зависит продолжение рода, достигли полного развития. Только при этом условии возможно появление и дальнейшее развитие зародыша в предназначенном ему природой вместилище.

«Чжуд-ши» учит, что sperma должна быть белой, тяжелой, приятной на вкус и выделяться в обильном количестве; menstrua здорового индивида похожа на кровь кролика и должна легко отмываться простой водой, не оставляя после себя пятен. Оплодотворение возможно только тогда, когда здоровая sperma отца удерживается в полости uteri при удовлетворении естественного чувства, после которого организм ощущает приятное спокойствие. Sperma отца передает наследственно зародышу костную и нервную системы, головной и спинной мозг; кровь матери – всю остальную часть организма, главным образом мускулатуру, кровь, сердце, легкие, печень, селезенку, почки, пищеварительный канал, мочеполовую систему и прочее.

По мере развития зародыша совершенствуются все шесть чувств.

Цо-жед-шонну (Гиппократ тибетской медицины) и его последователи не были знакомы с семенными нитями-живчиками (spermatozoa) и с яйцами (ovula). Spermatozoa стали известны в Европе в конце XVII столетия благодаря Левенгуку, a ovula открыл Бэр только в начале прошлого столетия. Зато тибетские врачи тщательно изучили семенную жидкость и menstrua, от состояния которых, несомненно, зависит жизнеспособность семенных нитей и ovula.

Хотя тибетским врачам не были известны spermatozoa, однако они знали, что оплодотворение может произойти только в том случае, если здоровое семя удерживается в полости uteri в определенном только периоде.

По исследованиям европейских ученых, оплодотворение возможно при проникновении живого семенного тельца в живое яйцо.

Последователи Цо-жед-шонну описывают, какая часть организма передается зародышу наследственно от отца и какая – от матери. Хотя нам неизвестно, имеются ли в европейской литературе указания на это, но надо полагать, что в структуре развивающегося зародыша должны принимать участие материя отца (через spermatozoa) и материя матери (через ovula).

Если обратить внимание на органы и ткани, которые, по описанию тибетских врачей, передаются наследственно от отца, то можно заметить, что они соответствуют тканям и органам, развивающимся из наружного, т. е. нервно-рогового, и из части среднего зародышевых листков, а органы и ткани, передаваемые наследственно матерью, соответствуют тканям и органам, развивающимся из внутреннего, т. е. кишечно-железистого, и из части среднего листков.

Появление естественного чувства у человека и у животных, по «Чжуд-ши», совпадает с началом их полного физического развития. У женщин этот период начинается с появлением menstrua. Кровь, выделяемая в этот период, по «Чжуд-ши», бывает темного цвета и совершенно жидкой; она просачивается в полость матки из ветвей заложенных в ней двух больших кровеносных сосудов (arteriae uterinae и spermaticae internae). Тибетские врачи полагают, что выделение menstrua находится в зависимости от нормального состояния восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме, так как нервно-мышечная система uteri и вообще вся нервно-мышечная система функционируют только при правильном восприятии, уподоблении, всасывании, усвоении, удалении-очищении-расходовании воздуха. Menstrua показывается из uteri в продолжение трех дней, и это происходит раз в лунный месяц. Появление menstrua, по «Чжуд-ши», выражает собой здоровое состояние организма и начинается около 12 лет и оканчивается около 50. В период menstrua субъекты слабеют, имеют утомленный вид, теряют свежесть лица; груди, поясница, шея и бока полнеют, а веки отекают. По окончании menstrua появляются сладострастные позывы и желание ad coitum. Рыльце матки остается ослабленным в течение 12 дней.

От плодотворного coitus"a, имевшего место в первые три дня или на 11 день после начала менструации, нельзя ожидать потомства мужского пола; от coitus"a в 4, б, 8,10 и 12 дни следует, наоборот, ожидать потомство исключительно мужского пола, и при coitus"e в 5, 7 и 9 дни – исключительно женского пола. Как цветок бадма, говорится в «Чжуд-ши», закрывается с заходом солнца, так и orificium uteri сокращается спустя 12 дней после начала менструации, и семя уже не попадает в полость матки, а потому и само оплодотворение становится невозможным, если исключить всякие случайности. От плодотворного coitus"a, сопровождавшегося обильным извержением семени, следует ожидать потомство мужского пола, а при обильной менструальной крови – женского; одинаковое количество spermae и menstruae способствует безразличному развитию половой сферы плода ни женского, ни мужского пола, т. е. гермафродита. Если же при оплодотворении произойдет разделение материи, из которой создается зародыш, то следует ожидать близнецов. От плодотворного coitus"a между уродами следует ожидать таких же уродов.

По «Чжуд-ши», при расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, sperma и menstrua приобретают темный цвет и вяжущие свойства, при этом в них появляются сгустки. При расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов желчи, они принимают желтоватый цвет и приобретают дурной запах и кислотные свойства; при расстройстве питания, зависящего от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, они становятся бледными, клейкими и сладкими на вкус, при этом энергия жизненно-живой теплоты ослабляется; при расстройствах питания крови они разлагаются; при совместном расстройстве, зависящем от расстройства жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы и желчи, они становятся тягучими и выделяются в форме нитей; при совместном расстройстве питания, зависящего от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи, sperma и menstrua отсутствуют; при расстройстве питания, зависящем от расстройства восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и жизненных процессов желчи и слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы, sperma и menstrua приобретают запах, свойственный экскрементам. При всех этих расстройствах питания оплодотворение произойти не может.

По мнению европейских ученых, с наступлением menstrua связан целый ряд общих симптомов, которые частью являются последствиями раздражения сосудов, частью – рефлекторными сопутствующими явлениями. К этим последним принадлежат так часто наблюдаемые в этот период временное припухание и повышение чувствительности грудей, а также обычно усиленное половое влечение.

Приблизительно в возрасте 15 лет формы тела у девушек принимают более округлые очертания, начинают припухать груди и на лонном возвышении появляются волосы. В это время обычно наступает зрелость полового аппарата, начинает проявляться половое влечение и появляются месячные выделения.

По исследованиям европейских ученых, менструальная кровь вытекает из обнаженных мелких кровеносных сосудов матки вследствие глубокого перерождения ее слизистой оболочки.

Менструации повторяются ежемесячно, в среднем на 26-й, 28-й день (чаще всего), иногда – на 27-й, 30-й. Продолжительность кровотечения равняется в большинстве случаев 4–5 дням, но и в этом отношении много отклонений.

Каждый раз, когда появляются месячные, они продолжаются от 1-го до 8-ми, чаще же от 3-х до 5-ти дней. Промежуток от одних месячных до других обычно 25–28 дней.

По европейским данным, у большинства женщин в жарком климате месячные начинаются в 11–14 лет, в умеренном – в 13–16 лет, а в холодном – в 15–18.

Месячные наступают в период между 13–17 годами жизни и оканчиваются в 40–50 лет.

Половая зрелость выражается появлением menstrua, которые наступают в период зрелости (между 13–15 годами), продолжаются, по Л. Майеру и Тильту, 30–32 года, т. е. до 43–47 лет.

11-й и 18-й годы жизни составляют, по-видимому, крайние пределы для раннего появления месячных, зависящего от влияния климата в различных частях света. Обычно в возрасте 45 лет месячные прекращаются.

Европейский ученый говорит: мы выбрали показания, на которые можно было вполне положиться, у женщин, способных с точностью определить как день наступления менструации, так и день coitus"a. Вычисляя промежуток времени между этими двумя моментами, Шредер заметил, что в 26-ти случаях, когда родились мальчики, плодотворный coitus имел место, в среднем, через 8,10 дней после наступления месячных, и в 29-ти случаях, когда родились девочки, он имел место через б, 7, 9 дней.

Исследования европейских ученых еще не разъяснили нам тайны рождения детей того или другого пола. Ученые-европейцы говорят, что пол плода, весьма вероятно, зависит более от матери, чем от отца, и что он определяется в момент зачатия.

По «Чжуд-ши», зародыш развивается в полости матки, питаясь при помощи кровеносных проводников пуповины, связанной с детским местом. Детское место соединено с сосудами матки и яичников, благодаря чему совершается беспрерывный рост плода при том условии, что мать получает достаточное количество питательных материалов.

Европейские врачи говорят: питание плода происходит посредством эндосмоса обмена веществ, который совершается в последе сближением крови плода с кровью матери.

По «Чжуд-ши», в продолжение 38 недель, или 9 лунных месяцев, зародыш изменяется и развивается.

Следовательно, по исследованиям тибетских врачей, продолжительность беременности равняется 38 неделям, 9 лунным месяцам, т. е. 266–277 дням.

По исследованиям европейских ученых, средняя продолжительность беременности колеблется между 265 и 280 днями, и большая часть родов падает на 39-ю и на 40-ю недели.

Беременность продолжается от 250 до 260 дней.

Тибетские врачи относительно развития зародыша держались теории generationis. По их понятиям, в зародыше, воспроизведенном при участии почвы, воды, воздуха, теплоты, света и пространства, вследствие соединения материй отца и матери происходит брожение. Это брожение способствует постепенному развитию частиц тканей и органов зародыша.

Между тем в Европе до Вольфа предполагали, что зародышевый зачаток предначертан, что человеческий зародыш заключает в себе громадное количество поколений зародышей, вложенных друг в друга в теле прародителей с сотворения мира. Поэтому прежде существовало мнение, что человеческие зародыши суть уже готовые организмы, но в малом виде, которые должны расти и постепенно усложняться. Между учеными долгое время шел спор относительно значения семенных телец и женского яйца. Школа сперматиков, или анималькулистов, принимала семенные нити за зародыши, а школа овистов утверждала, что зародыши в малом виде находятся в яйце и что семя, входящее в яйцо при оплодотворении, составляет только питательный материал для зародыша. До половины XVIII столетия эти две школы theoriae evolutionis вели бесплодный спор. Только Гаспар Фридрих Вольф (академик, род. в 1733 г. в Берлине, умер в 1794 г. в Петербурге) восстал против теории evolutionis в двух своих, главных работах: Theoria generationis (1759) и De formatione intestinorum (1768–1769), и доказал фактически, наблюдениями, что зародыш постепенно возникает и формируется в яйце.

Таким образом, то, что было известно врачам Востока еще в IV веке до н. э., европейцы узнали лишь в конце XVIII столетия.

* * *

Анатомия столь важная отрасль врачебной науки Тибета, что без знания ее невозможно было появление стройной системы этой науки. Отдельной литературы по анатомии не существует, и анатомические сведения разбросаны по разным отделам врачебной науки. Здесь мы знакомим читателя с анатомическими сведениями, заключающимися только в сочинении «Чжуд-ши» и в объяснениях к нему.

Анатомические сведения изложены в следующем порядке: 1) область головы (caput), 2) область шеи (collum), 3) область туловища (truncus), 4) верхние конечности (extremitates superiores) и 5) нижние конечности (extremitates inferiores)

Все эти области связаны между собой: 1) костной системой, 2) системой мышц, 3) системой нервов и кровеносной системой, 4) системой плотных и полость имеющих органов, 5) однотипностью жизненных процессов, происходящих во всех этих областях.

Костная система (ossa).

Кости черепа (ossa cranii): 1) лобная кость (os frontis), 2) глазные кости (ossa orbitae), 3) носовые кости (ossa nasalia), 4) нёбные и скуловые кости (ossa palatina s. zigomatica), 5) верхняя и нижняя челюсти с 32 зубами и столькими же ложами для зубов (ossa maxilaria, mandibularia), 6) две теменные кости (ossa parietalia s. bregmatis), 7) две височные кости (ossa temporum), 8) затылочная кость (os occipitis) и 9) кость основания черепа, к которой относятся два позвонка: атлант и эпистрофей.

Таких 9 костных областей головы, 5 шейных позвонков и 1 подъязычная кость, 50 костей верхней конечности, 8 костей ладони принимаются за одну кость, 12 грудных позвонков для 24 ребер, грудная кость, 5 поясничных, 5 крестцовых и 3 хвостовых позвонка, 50 костей нижней конечности, кость запястья считается за одну кость, 2 тазовые кости.

Одни врачи считают, что в организме человека 360, другие – 365 костей. Автор книги «Мей-бо шаллун» только одних костей черепа насчитывает 100.

360 костей человеческого организма исчисляются в следующем порядке: 4 кости свода черепа, 2 кости нижней и верхней челюсти, 32 зуба и 32 ложа к ним, 20 костей, начиная с височной кости и включая подъязычную кость, 4 глазничные кости, 50 костей верхней конечности, считая 8 костей ладони за одну, 2 лопатки и 2 ключицы, 8 костей в области затылочной кости, 32 позвонка, 64 поперечных отростка, 32 остистых отростка, 26 ребер, считая хрящевое удлинение поперечных отростков 1-го поясничного позвонка за ребро, и 50 костей нижней конечности – итого 360.

Последователи «Чжуд-ши» описывают семь различных форм черепа: 1) свод черепа (fornix cranii) продолговато-овальный, 2) свод черепа такой же, но с особенной выпуклостью сзади, ниже макушки, 3) свод черепа ровный и плоский, 4) свод черепа четырехугольной формы, 5) свод черепа шарообразный, 6) свод черепа сплюснутый сзади и спереди и 7) свод сверху плоский, а спереди, сзади и с боков – сплюснутый.

Первая форма черепа содержит мозг, имеющий такую же плотность как мышцы, т. е. мозг содержит столько же жидкости, сколько мышцы, мозг второй формы содержит столько жидкости, сколько масло, третьей – сколько соты, четвертой – сколько творог, пятой – сколько простокваша, шестой – сколько молоко и седьмой – имеет массу жидкости.

Первая форма черепа указывает на изменение восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха в организме. Вторая – на изменение жизненных процессов желчи. Третья – на изменение жизненных процессов слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Четвертая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха и желчи. Пятая – на изменение совместных жизненных процессов желчи, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Шестая – на изменение совместных жизненных процессов восприятия, уподобления, всасывания, усвоения, удаления-очищения-расходования воздуха, слизисто-серозной и млечно-лимфатической системы. Наконец, седьмая – на изменение всех трех жизненных процессов в организме.

. Зуркхарба Лодой Чжалбо – автор трактата XVI в. «Мейбо шал-лун» («Наставления предков»), в котором дан комментарий двух томов «Чжуд-ши» и первых двух глав четвертого тома.

Борис КАМОВ

СТО СОРОК ЛЕТ НАЗАД ПОД ЧИТОЙ ВСПЫХНУЛА ЭПИДЕМИЯ БРЮШНОГО ТИФА. Медицинских средств дл я борьбы с нею не существовало. Смерть косила и население, и самих медиков. Эпидемия угрожала всей России. Началась паника. Кто-то посоветовал губернатору, графу Муравьеву-Амурскому, обратиться за помощью к буряту-знахарю по имени Петр Бадмаев : мол, он с детства учился врачебной науке Тибета, лечил и людей, и скот и пользовался «огромной известностью в Забайкалье».

Разыскали Бадмаева. Тот согласился помочь и за двадцать дней ликвидировал эпидемию, раздавая пакетики с какими-то порошками.

Знахаря вызвали в столицу, представили Александру II. Крестили, назвав Александром Александровичем. Царь сказал: «Награжу всем, что пожелаешь». Думал, Бадмаев попросит орден или денег. А тот попросил... госпиталь – чтобы лечить по своей методе, и погоны военного врача – чтобы не унижали коллеги-медики. Придворных изумила и даже возмутила просьба. А Александр II велел: «Пусть покажет, что может».

Бадмаеву отвели палату в Николаевском госпитале. Поместили в нее страдающих сифилисом, туберкулезом и раком – всех в последней стадии. За лечением с пристрастием наблюдали врачи. Все пациенты выздоровели. «Столичное чудо» потрясло больше читинского. За этот беспримерный врачебный подвиг правительство «испросило у Государя Императора небывалую награду для человека, который плохо говорил по-русски... сравняв его с военными врачами, получившими высшее медицинское образование»: Бадмаеву было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств.

A лександр Александрович еще не знал, что в день своего небывалого триумфа был проклят столичными коллегами вместе со всей тибетской медициной. И проклятие это не утратило разрушительной силы до сих пор...

Врачебная наука Тибета вобрала в себя лучшие достижения мировой восточной медицины. Ее главное руководство Жуд –Ши , содержит разделы по эмбриологии, анатомии, физиологии, патологии, диагностике, гигиене, фармакогнозии, фармакологии, хирургии и многое другое.

В ее основе – энергетическая теория, открытая йогами: все живое на Земле зависит от универсальной жизненной силы, получаемой от Солнца. В организм человека энергия поступает по системе каналов (схему сегодня можно найти в любом пособии по иглоукалыванию) и накапливается в особых центрах – чакрах . Если энергия поступает в организм без перебоев, человек здоров. Если возникает ее дефицит или переизбыток – человек заболевает.

Работа лекаря восточной школы в связи с этим укладывалась в два действия: выяснить, в какой части тела (органе, системе) произошел энергетический сбой, и подобрать способ или средства для ликвидации дефицита или переизбытка.

Индусы-йоготерапевты диагностировали с помощью «третьего глаза». Это рудиментарный орган, так называемая шишковидная железа. Расположена она в лобной части мозга, выше переносицы. По размеру чуть больше пшеничного зерна. Железа эта имеется у каждого, и развить ее можно с помощью дыхательных упражнений.

Диагностирование с помощью «третьего глаза» базировалось на простейших механизмах. Больная зона или больной орган темнее, чем здоровые, имеют иной электрический заряд, нежели здоровые ткани. Эту разницу и улавливает шишковидная железа. Она работает как чуткий электронный датчик.

А тибетские лекари ставили диагноз, слушая пульс больного. Здесь роль шишковидной железы выполняли нервные окончания в подушечках пальцев. Они считывали сведения о состоянии организма по тому, как кровь движется по сосудам. Успеть получить сведения нужно было в паузе между сердечными сокращениями.

Обученные ремеслу с четырех лет, лекари легко улавливали оттенки кровопотока . Он мог быть горячим, теплым, холодным; сильным, средним, слабым; круглым, квадратным, плоским или винтообразным; ритмичным, беспорядочным, с нарушенным ритмом, имеющим повторяющуюся мелодику. Поток мог быть спокойным, колющим или режущим – несколько сот оттенков. Совокупность оттенков давала законченную картину состояния организма.

Медики прошлого открыли способность крови быть надежным банком и передатчиком информации. Она сохранялась на жидком движущемся носителе и охватывала все эпизоды жизни пациента, начиная с момента рождения. Современные ученые только недавно обнаружили гораздо более слабые информационные свойства чистой, неподвижной воды.

В пульсовой диагностике, как и в применении «третьего глаза», не было никакой мистики. Это была нормальная физиология – использование скрытых возможностей рук и мозга врача.

Александр II

По способности к сверхчувственному восприятию к целителям восточной школы ближе всего пианисты и живописцы. Известно, к примеру, что художники способны различать до сорока оттенков одного только черного цвета.

Попытки некоторых европейских ученых использовать лечебные средства восточной медицины, отбросив энергетическую теорию, по бесплодности были равноценны усилиям овладеть высшей математикой без знания четырех правил арифметики.

Существуют свидетельства, что тибетские медики, находившиеся в войске Чингисхана, прямо в поле спасали от смерти воинов с проникающим ранением в сердце . Это было за четыреста с лишним лет до открытия европейцем Уильямом Гарвеем кровеносной системы и за 750 лет до начала нашумевших операций на открытом сердце... Нынешним хирургам будет интересно узнать, что в буддистских монастырях сохранились старинные инструменты для удаления опухоли спинного мозга без повреждения позвонков .

Тибетская медицина еще в глубокой древности постигла много тайн эмбриологии, что позволило на протяжении тысячелетий получать здоровое потомство. Тибетские ламы знали о существовании микробов за тысячу с лишним лет до великого Пастера и владели надежными средствами борьбы с восемнадцатью возбудителями заразных болезней. Среди них чума, холера, оспа, туберкулез, дифтерия, малярия, сифилис, бешенство, корь, брюшной тиф и другие.

Средства из аптеки времен Чингисхана могли бы найти применение и сегодня, ведь набор инфекционных болезней, включая чуму, холеру и давно известный СПИД, угрожает нам и теперь.

Как тибетские медики очутились в России?

В начале Х VIII века ламы, занимаясь миссионерской деятельностью, обосновались на окраине России – в Бурятии, где местное население в большинстве своем исповедовало буддизм. При буддистских храмах открылись школы. Из самых способных мальчиков готовили лам-врачевателей.

Россия в ту пору не имела собственных дипломированных медиков. Царей лечили иноземцы. В лучшем случае это были третьесортные специалисты. В 1703 году Петр I распорядился открыть госпитальную школу. Она готовила младший медперсонал. И только в 1764 году при Московском университете был открыт медицинский факультет. А бурятские ламы к этому моменту выпестовали уже не одну сотню медиков в шафранных одеждах. Лучшие из них уезжали на стажировку в Индию и Тибет. Возвращались увенчанные титулом «глава медицины», что соответствовало рангу академика.

Миссионерские школы тибетских лам в Бурятии просуществовали до начала ХХ века. Но не случись в 1861 году «читинского чуда», мы могли бы вообще не знать об их существовании.

Однако вернемся к Бадмаеву. Получив разрешение лечить больных, он вызвал к себе на подмогу младшего брата. Крестным отцом Петра Александровича стал император Александр III.

Имея диплом ламы-врача, Петр Бадмаев , не прерывая частной практики, окончил факультет восточных языков в Санкт-Петербургском университете и на правах вольнослушателя – Императорскую медико-хирургическую академию. Как позднее писал Петр Александрович, они с братом в течение полувека исцеляли «тех больных, недуги которых не поддавались лечению средствами европейской медицины».

О возможностях врача тибетской школы свидетельствуют такие цифры. После смерти старшего брата Петр с 1873 по 1910 год работал один. За 37 лет принял в своем кабинете 573 856 больных, что подтверждалось регистрационными книгами. Это 16 тысяч с лишним пациентов в год. Около пятидесяти человек в день. По свидетельству Бориса Гусева, родного внука великого врача, рабочий день деда длился 16 часов. До самой смерти трудился он без выходных, праздников и отпусков.

По сохранившимся документам, из полумиллиона с лишним больных, излеченных Петром Бадмаевым, более ста тысяч относились к категории инкурабельных , то есть безнадежных. Диагноз Бадмаев ставил по пульсу. Эта процедура длилась не более минуты. Больной получал билетик с номерами порошков, которые приобретал в аптеке, расположенной в том же здании. Пациентам Бадмаева было выдано бесплатно и продано в аптеке 8 140 276 порошков. Рабочий платил за визит 1 рубль, господа – до 25 рублей золотом.

Петр Бадмаев имел генеральский чин и высшие ордена российской империи, состоял в доверительной переписке с Николаем II, с которым дружил еще в юности. Его приглашали на консультации в Зимний дворец. Вся знать лечилась у него – но заниматься он мог только частной практикой.

В 1910 году Бадмаев обратился в Министерство внутренних дел, которое ведало также здравоохранением, с просьбой разрешить:

1. Организовать в Санкт-Петербурге общество, способствующее скорейшему исследованию врачебной науки Тибета.

2. Именовать врачами тибетской медицины выпускников медицинских учебных заведений, овладевших врачебной наукой Тибета, и предоставить им право лечить по этой системе.

3. Открыть общедоступную аптеку средств тибетской медицины, где каждый препарат будет продаваться по цене 10 копеек порция при стоимости лечения 1 руб. 40 коп. в неделю.

4. Открыть Клинику тибетской медицины (Бадмаев сам обязался ее содержать, выделяя ежегодно по 50 000 рублей золотом).

5. Подготовить специалистов тибетской медицины из числа молодых дипломированных врачей.

В обмен на это Бадмаев обещал раскрыть секреты тибетских рецептур, хранимые веками.

Медицинский совет при МВД отказал ему по всем пунктам. Профессура, не имевшая ни малейшего понятия о рассматриваемом предмете, вынесла заключение, что «тибетская медицина... представляет собой не что иное, как сплетение зачаточной архаичной науки с невежеством и суеверием». На бланке Министерства внутренних дел проставлены дата и номер, но нет ни одной подписи членов Совета. Это был первый организованный выпад российской медицинской «мафии». «Лучше пусть больные мрут , – посчитали члены Совета, – нежели их будут лечить по тибетской методике».

В 1915 году резко ухудшилось состояние здоровья наследника престола цесаревича Алексея . Он страдал гемофилией. Профессор Федоров и хирург Деревянко , личные врачи Алексея, остановить очередное кровотечение не смогли. Они предупредили царя, что мальчик в ближайшее время умрет.

Узнав об этом, Петр Александрович примчался во дворец, но его... не пустили. Бадмаева звали на помощь, как только заболевали дочери царя. Но к Алексею дворцовые медики не подпустили его ни разу. Тогда он потребовал передать императрице лекарства для Алексея. Их не передали. Врачи объяснили Александре Федоровне, что состав лекарств, привезенных Бадмаевым, настоящей медицинской науке неизвестен и они опасаются, что лекарь может мальчика отравить.

«Ужас обуял меня, когда прочитал сегодня вечером бюллетень о состоянии здоровья государя-наследника, – писал Бадмаев Александре Федоровне. – Со слезами умоляю вас давать эти лекарства государю-наследнику в продолжение трех дней. Я убежден, что после трех чашек отвара, принятых внутрь, и одной чашки отвара для компресса снаружи улучшится состояние государя-наследника...»

Зная о клевете, которую распространяли о нем врачи, Бадмаев продолжал: «Что в этих лекарствах никаких ядов нет, вы можете убедиться, выпив подряд три чашки отвара». И пояснял, намекая на придворных эскулапов: «А Европа не имеет никаких средств пр отив ушиба наружного и внутреннего, кроме льда, йода, массажа, особенно в острых случаях с высокой температурой».

Порошков, посланных Бадмаевым, придворные врачи не дали и после письма. Не приготовили они на основе тибетских порошков и примочки. Цеховые интересы для этих медиков оказались выше интересов больного. Федоров и Деревянко лишь меняли Алексею, который истекал кровью, тампоны и повязки. Смерть должна была наступить от кровопотери. Переливание крови тогда еще было неизвестно. Но из письма Петра Александровича императрица поняла, что шанс спасти ребенка существует, и тайком послала за Распутиным.

В той борьбе, которая шла вокруг наследника, власть врачебной мафии оказалась сильнее власти царя.

В начале ХХ века европейским специалистам был известен единственный способ борьбы со злокачественной опухолью – нож. А у Бадмаева больной с любой стадией этого недуга принимал два порошка в день. Стоил каждый порошок 10 копеек. Лечение (амбулаторное!) продолжалось от 2 до 8 месяцев. Человек выздоравливал, заплатив от 12 до 48 рублей. Месячная зарплата рабочего средней квалификации составляла тогда около 30 рублей.

Препарат Мугбо-юлжал № 115, которым пользовался Бадмаев, не истреблял злокачественные клетки, а активизировал защитные силы организма . Происходило рассасывание опухоли. При этом больного не тошнило, у него не пропадал аппетит, не возникали запоры и задержка мочи, не ухудшался состав крови, не требовались многоразовые ее вливания. Не выпадали волосы. Не возникало физического и нервного истощения. Не сужалась эмоциональная сфера. Не подавлялась сексуальность. Не было болей. Порошки исключали возникновение метастазов .

Решение членов Медицинского совета (которые даже не назвали своих имен) отказаться от применения средств тибетской медицины обрекло на бессмысленные страдания, инвалидность, смерть миллионы людей в России и за рубежом. Сколько было таких бессмысленных трагедий за минувшие десятилетия, подсчитать невозможно.

Предлагая узаконить в России тибетскую медицину, Петр Бадмаев писал: «Настанет счастливое время – и все выработанное врачебной наукой Тибета сделается достоянием каждого. Только тогда врачи займут то высокое положение, которое им принадлежит по праву в культурном мире... И больные не будут обременять Государство...» Пока – все наоборот.

А каков был уровень тогдашней общей терапии? В 1922 году заболел Владимир Ленин. Лечили его самые знаменитые медики России и зарубежья (ныне их имена ничего нам не говорят). Я насчитал семнадцать профессоров, пользовавших главу государства. Красная Армия ходила тогда в лаптях. А зарубежным светилам платили советскими червонцами, которые обменивались на золото и котировались выше тогдашнего доллара.

Передо мной книга академика РАМН Ю.М. Лопухина «Ленин: правда и мифы о болезни, смерти и бальзамировании». Монография базируется на секретных документах. Она дает представление о том, каким образом богатырского здоровья человек, способный участвовать в сорока (!) заседаниях в день и принимать по сложнейшим вопросам до семидесяти (!) человек в сутки, с помощью профессуры переселился за короткий срок из Кремля в мавзолей.

Синклит из семнадцати гениев евромедицины за два с половиной года поставил вождю три взаимоисключающих диагноза: неврастения (переутомление); хроническое отравление свинцом (в его теле остались две крошечные пульки из пистолета Ф. Каплан); скандальный, всемирно известный «сифилис мозга». Попутно, когда у Ленина начались мозговые явления, а заодно и лекарственное отравление, природу которых тоже никто не распознал, ему поставили четвертый диагноз – гастрит.

По поводу «отравления свинцом» полуживой Ленин перенес тяжелую операцию, которую не рискнули провести в 1918 году, когда глава государства был значительно здоровей. Для ликвидации «сифилиса мозга» он прошел массированный курс лечения «препаратами мышьяка и йодистых соединений». И еще, «принимая во внимание тяжесть симптомов... ртутное лечение в форме втираний», Ленин получал чудовищные дозы ртути, которые привели к отравлению мозга, печени и почек. Из-за резкого ухудшения здоровья втирания пришлось отменить.

А при вскрытии выяснилось: все четыре диагноза – «врачебная ошибка». Реальный же диагноз был студенчески простым: «распространенный атеросклероз сосудов на почве преждевременного их изнашивания».

Для тибетского медика даже среднего уровня такой промах был невозможен. Как невозможно нормальному человеку выпить керосин вместо воды. Я не говорю о том, что у тибетской врачебной науки, в отличие от европейской, имелись лекарственные средства против склероза.

Как же цвет европейской медицины мог так опростоволоситься? Академик Лопухин объясняет: «В медицине бывают ситуации, когда лечение проводят наугад, вслепую, при непонятной или неразгаданной причине болезни... В случае с Лениным... это так и было».

История любит парадоксы. Один из них заключается в том, что российский «престол» унаследовал не Алеша Романов, а большевик Владимир Ульянов. Однако и он, заболев, очутился в положении Алеши, потому что врачебные нравы и при советском строе остались прежними.

Расскажу эпизод, который, к сожалению, не попал в отличную книгу академика Лопухина.

Как и в случае с Алексеем, существовал реальный шанс спасти Ленина. Восемнадцатым известным мне консультантом у одра Ильича оказался российский врач Залманов. На основе опыта народных целителей Залманов разработал метод лечения, названный капилляротерапией . Это были горячие скипидарные ванны. Они расширяли и очищали кровеносные сосуды. Во время процедуры и после нее в теле больного происходила мощнейшая прокачка крови.

В ситуации с Лениным это было единственное средство, способное реально помочь. Есть основание думать: ему от скипидарных ванн даже стало легче, потому что Залманова... прогнали. Не в глушь, не в Саратов, а в Париж – чтобы не смог вернуться и долечить «дорогого Ильича». В Париже изгнанник открыл клинику, стал невероятно знаменит и богат. На берегу Сены Залманов написал и свой бестселлер «Тайная мудрость организма».

Ненависть врачей к нетрадиционным методам лечения дорого обошлась России и Европе. Если бы Ленин получил квалифицированную медицинскую помощь, когда его болезнь только начиналась (а развивалась она постепенно, и «профессиональный интеллект», по свидетельству Лопухина, сохранялся у него «до последней финальной стадии»), Ленин мог бы продержаться в активной политике еще несколько лет.

Снова вернемся к Петру Бадмаеву. Жизнь его после залпа «Авроры» протекала в трех точках: дом, врачебный кабинет в Петрограде и подвалы ПетроЧК . Время от времени Бадмаева из подвалов выпускали, чтобы вскоре заточить опять. Обвинение одно: «Зачем лечил царскую семью?» Он отвечал: «Я по своей профессии интернационалист. Я лечил лиц всех наций, всех классов и... партий». От унижений и тягот великий врач умер в 1920 году. За несколько месяцев до смерти в письме из камеры к председателю ПетроЧК Медведю Бадмаев писал, что ему 109 лет. На самом деле, вероятно, было меньше.

На этой трагедии несчастья семьи Бадмаевых не закончились.

В начале 1970-х годов в Ленинграде я познакомился с доктором медицинских наук Кириллом Николаевичем Бадмаевым, сыном Николая Николаевича, племянника Петра Александровича Бадмаева.

Николай Николаевич с детства обучался тибетской врачебной науке. В Петербурге окончил, по семейной традиции, Военно-медицинскую академию. В гражданскую войну был хирургом в Красной Армии. Жил в Ленинграде. Был консультантом «кремлевки », лечил Бухарина, Ворошилова, Куйбышева, Горького, Алексея Толстого. Как и его дядя, мечтал открыть клинику тибетской медицины.

В 1937 году такое решение было принято. Руководителем клиники назначили Николая Бадмаева. А через сутки после публикации сообщения об этом событии Бадмаева арестовали. Больше никто и никогда его не видел. Но и в этой трагической истории торчат «уши в белом халате».

Аресту Николая Николаевича сопутствовали интересные подробности. Семья осталась жить в прежней квартире. Сыновей не исключили из комсомола и из медицинского института. Не было обыска, остался нетронутым архив с бесценными рецептами и методиками.

Вероятно, существовал донос, но не политический, а как бы профессиональный. Бадмаева обвиняли не в измене Родине, а в нарушениях правил, скажем, в применении лекарств, не включенных в официальный госреестр . Допускаю даже, что доносчики не желали смерти Николая Бадмаева, а хотели только помешать открытию новой клиники.

Сыновья Николая Николаевича стали врачами. Двое – докторами наук. Тибетской медицине посвятил себя лишь один, Андрей Николаевич, с которым мне тоже довелось познакомиться. Но отец не успел обучить его искусству диагностики по пульсу.

В 1972 году я познакомился и подружился с Галданом Ленхобоевичем Ленхобоевым . Он был действительным членом Географического общества СССР – за помощь академику А.П. Окладникову в открытии знаменитых наскальных рисунков; членом Союза художников СССР – за уникальные скульптуры из камня, которые выставлялись на международных выставках. Ленхобоев был заслуженным изобретателем РСФСР – за четыреста с лишним изобретений и усовершенствований и при этом более сорока лет проработал формовщиком в литейном цехе.

Живя в Бурятии, Ленхобоев в четыре года был взят в монастырь. Там по 16 часов в сутки он обучался искусству лекаря. Его руки художника идеально подходили для пульсовой диагностики. Когда после революции началась война с богами, были взорваны все буддистские храмы Бурятии. Лам-лекарей расстреливали из пулеметов. Мальчишку Галдана спрятали, а затем тайком устроили формовщиком на завод. Лишь выйдя на пенсию, Ленхобоев позволил себе заняться главным делом своей жизни – лечением средствами тибетской медицины. Он помнил все уроки, полученные в детстве.

Из дальних углов Бурятии к нему потянулись люди. Случались дни, когда он принимал до четырехсот человек. Это было возможно, потому что диагностика занимала у него 10 – 15 секунд и всегда была очень точной: я часами наблюдал его работу и опрашивал десятки людей. Ошибок в диагнозах не было. А потом ассистенты лекаря выдавали больным пронумерованные порошки.

Бурятский обком эту индивидуальную трудовую деятельность вскоре прикрыл. Однако сами обкомовцы продолжали лечиться у Ленхобоева (я тому свидетель). От них о тибетском медике узнали в Москве. Ленхобоева стали вызывать в «кремлевку ». Я видел у него визитные карточки маршалов Г.К. Жукова и Р.Я. Малиновского, генконструктора А.С. Яковлева и других. Лечилась у него и литературно-художественная Москва.

Когда в Бурятии Ленхобоева стали особенно сильно прижимать, я вызвался поехать от «Литературной газеты» в Улан-Удэ, хотел подготовить очерк о возможностях тибетской медицины и тем самым защитить лекаря. Очерк отказались завизировать в обкоме, а следом и в ЦК – в том самом отделе, который регулярно вызывал Ленхобоева на консультации.

Как и Петр Бадмаев , Ленхобоев хотел открыть на свои средства клинику, мечтал об учениках с медицинскими дипломами. По всем пунктам следовал решительный отказ. Умер Галдан Ленхобоевич в возрасте 82 лет от травмы позвоночника...

Однажды я спросил его, почему же он не спас Жукова и Малиновского.

– Меня очень поздно вызывали, – ответил он. – Врачи тянули до последней минуты. Когда меня пригласили к Жукову первый раз, я ему помог. Он подарил мне визитную карточку со всеми телефонами: звони, сказал, если будет нужно. А второй раз я прилетел, когда уже ничего нельзя было сделать. То же с Малиновским.

Расскажу еще одну историю. Она приключилась в Улан-Удэ у меня на глазах. Из обкома на квартиру Ленхобоева приехал заведующий отделом науки.

– Галдан , дорогой! Из Москвы, из Союза композиторов, пришла телеграмма к нашим композиторам. Тяжело болеет... сейчас скажу кто: Шос-та-ко-вич . Герой труда. Они просят, чтобы ты его полечил.

– Хорошо. Пусть едет.

– Как едет? Мы уже ответили, что ты не можешь его принять: ты очень занят...

Я вмешался:

– Почему вы не разрешаете Шостаковичу приехать? Он же очень болен.

Завотделом, не стесняясь, поманил меня рукой и громко прошептал: «А вдруг он здесь умрет от порошков Галдана ? Кто будет отвечать? Ведь Герой труда».

А Шостакович вскоре умер.

Бадмаев Петр Александрович (1851 - 1919) - бурят; врач тибетской медицины.

Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893 - 1897 гг. в Забайкалье.

В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии.

Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер.

Книги (3)

Доктор Бадмаев. Тибетская медицина, царский двор, советская власть

Жамсаран (Петр Александрович) Бадмаев был единственным в России врачом и теоретиком тибетской медицины; его деятельность развернулась в Петербурге при Александре III, ставшем крестным отцом молодого бурята, получила всеобщую известность при последнем царе Николае II и закончилась при советской власти в 1920 году - после арестов, тюрем и смерти.

Автор первой части книги - внук Бадмаева писатель Борис Гусев, - располагая документами и семейным архивом, рассказывает о жизни и работе деда. Во второй части сам Петр Александрович раскрывает секреты тибетской медицины.

Основы врачебной науки Тибета. Жуд-Ши

"Жуд-Ши" — основной канонический источник тибетской медицины и главное ее руководство. Удивительная книга "Жуд-Ши" пришла к нам из тысячелетней давности и оказалась современной.

Во многом это объясняется тем, как она изложена на русский язык известным знатоком тибетской медицины П.А. Бадмаевым. Книга эта о том, как жить, чтобы быть здоровым и сохранить свежесть тела и ясность ума до глубокой старости.

И хотя на титульном листе оригинала П.А. Бадмаев поставил себя как переводчика, на самом деле он автор книги, поскольку две книги "Жуд-Ши" даны в его интерпретации, а остальной материал написан им лично. В книгу включен также полемический трактат П.А. Бадмаева "Ответ на неосновательные нападки членов Медицинского совета на врачебную науку Тибета".

Рассчитана на широкий круг читателей, а также всех интересующихся историей науки и культуры Востока, врачей и фармацевтов.

"Забочусь о тех несчастных страждущих, которые благодаря только тибетской медицине получают и должны получать в будущем красоту жизни — здоровье. Мне лично — представителю этой науки — ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, работая не покладая рук всю жизнь на благо больных, я вполне удовлетворен."

П. А. Бадмаев

О Петре Александровиче Бадмаеве известно немного. В первые годы советской власти труды, да и само имя этого человека были запрещены, последователи его, врачи и ученые-востоковеды были репрессированы. Потому сегодня многие помнят П. Бадмаева лишь по фильму режиссера Элема Климова «Агония», где образ его выведен очень искаженно. Знаменитый врач и выдающийся диагност показан в киноленте как коварный монгол, плетущий дворцовые интриги.

М.Жуковский, Портрет доктора П. А. Бадмаева, 1880 Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Петр Александрович, в детстве его звали Жамсаран, родился в Забайкалье примерно в 1851 году. Однако дата эта требует уточнения. Он был седьмым и самым младшим сыном Засогола Батмы, зажиточного монгольского скотовода, который вел свой род от Добо Мергэна, отца Чингисхана. Семья жила в шестистенной юрте и кочевала по сухой Агинской степи. Мальчиком Жамсаран пас овец и был очень горд, что занимался почетным и нужным делом.

Но семья Батмы была известна в Забайкалье благодаря не только далекому знатному предку, но и заслугам старшего сына Батмы. Сультим (Александр Александрович Бадмаев ) был эмчи-ламой , то есть лекарем тибетской медицины.

В те годы под Читой вспыхнула эпидемия брюшного тифа. Никаких официальных медицинских средств борьбы против этого страшного недуга не существовало. «Костлявая с косой» ежедневно забирала сотни людей в свою обитель. Эпидемия могла стать реальной угрозой всей России. Среди населения началась паника.

И вот тут кто-то порекомендовал графу Н. Г. Муравьеву-Амурскому разыскать знахаря Сультима Бадмаева и обратиться к нему за помощью. Он с детства обучался врачебной науке Тибета, успешно излечивал от всех болезней людей и скот, поэтому пользовался в Забайкалье большим уважением и известностью.

Сультима скоро нашли. Он согласился помочь и за 20 дней ликвидировал страшную болезнь, раздавая людям пакетики с какими-то порошками.

По рекомендации графа Н. Н. Муравьева-Амурского знахаря пригласили в Петербург, где представили Александру II. Здесь его кресгили и нарекли Александром Александровичем. Монарх повелел: «Награжу всем, что пожелаешь». Он думал, что бурят запросит денег или орден. Но Сультим захотел иметь госпиталь, где мог бы пользовать больных по своей методе, и мундир военного врача.

Просьба была столь неординарна, что изумила многих приближенных царя. Но государь отступать от своего слова не стал и повелел: «Пусть покажет, что может».

В Николаевском госпитале Сультиму отвели палату. В нее поместили тяжело больных сифилисом (все в последней стадии), туберкулезом и раком. За проводимым лечением скрупулезно наблюдали дипломированные эскулапы. И вновь произошло настоящее чудо — все страждущие поправились!

Тибетские лекарства

Медицинским департаментом военного министерства Бадмаев был награжден чином с правом носить военный мундир и в служебном отношении пользоваться правами, присвоенными военным врачам. Кроме того, ему было разрешено принимать больных на дому и открыть аптеку восточных лекарственных средств.

Но Александру Бадмаеву как воздух стал необходим помощник, и он просит родителей отпустить своего младшего брата в Петербург. К тому времени Жамсаран уже окончил с золотой медалью Иркутскую русскую классическую гимназию. Родители проводили юношу в столицу.

Оказавшись в граде Петра, молодой человек сразу же поступил на факультет восточных языков Санкт-Петербургского университета и на правах вольнослушателя с правом сдачи экзаменов начал посещать лекции в Императорской медико-хирургической академии.

Завершив обучение, Петр Бадмаев поступает на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел. К тому времени он уже принял православие, взяв имя Петр в честь Петра Великого, а отчество — по имени наследника-цесаревича, будущего царя Александра III.

Но довольно скоро Александр Бадмаев умирает, и все его хозяйство — аптека и практика — переходит к младшему брату, Жамсарану.

В 1870-е годы Петр Александрович по роду деятельности неоднократно бывал в Китае, Монголии, Тибете, где выполнял различные поручения, связанные с усилением сферы влияния России в этом регионе. Кроме того, в Тибете он также усовершенствовал свои знания тибетской медицины, полученные от брата.

Лечением Петр Бадмаев занимался с 1875 года и до конца жизни.

В 1893 году он получил генеральский чин действительного статского советника, а спустя год после смерти Александра III ушел в отставку и полностью посвятил себя тибетской медицине.

С 1837 по 1910 год Петр Бадмаев работал один. За 37 лет он принял в своем кабинете 573 856 пациентов, что подтверждено документами. Цифра сама по себе невероятна — это более 16 тысяч больных в год. Вплоть до самой смерти тибетский врач работал без выходных, праздников и отпусков. Его рабочий день длился 16 часов, но строился очень разумно. Врач выработал привычку через 3—4 часа работы засыпать на 7—10 минут. Возможно, в этом и кроется его исключительная работоспособность.

К слову, из более чем полумиллиона больных, излеченных П. Бадмаевым, более ста тысяч (по свидетельству документов) признавались другими медиками безнадежными.

Диагноз тибетский врач ставил по пульсу. Процедура обычно длилась около минуты. Затем пациент получал талончик с номером порошков, которые он покупал в аптеке в том же здании. Всего больным, приходящим к Бадмаеву, было выдано и продано в аптеке 8 140 276 порошков. За визит рабочий платил один рубль, обеспеченные господа — до 25 рублей золотом.

Среди эзотериков распространена сложнопроверяемая информация, что Бадмаев якобы был членом тибетского мистического общества «Зелёный дракон». Ввиду отсутствия в тайных организациях какой-либо официальной документации любые аргументы «за» или «против» утверждения этого безосновательны.

Методика пульсовой диагностики

Целитель получал информацию о состоянии пациента, накладывая подушечки пальцев руки на лучевую артерию пациента. Нужно заметить, что освоить пульсовую диагностику — архисложная задача.

Этому ремеслу начинали обучать с 4 лет, но лишь в зрелом возрасте целитель приобретал необходимые навыки и был способен улавливать многие оттенки вибрации кровотока, который мог быть холодным, теплым, горячим; слабым, средним, сильным; плоским, круглым, квадратным или винтообразным; ритмичным, беспорядочным, с нарушенным ритмом, имеющим повторяющуюся мелодику; спокойным, режущим или колющим — всего несколько сотен оттенков.

Кроме того, «говорящими» были и паузы между сердечными сокращениями, то есть между ударами пульса. Законченную картину состояния организма человека и давала вся гамма наблюдений.

Таким образом, целители далекого прошлого установили, что кровь является банком и передатчиком информации, которая надежно сохранялась на движущемся жидком носителе. Никакой мистики в пульсовой диагностике нет. Это всего лишь союз суперчувственного восприятия пальцев и головного мозга врача. К слову, современный эскулап, работающий в поликлинике, исследует пульс только по пяти показателям: частоте, ритму, наполнению, напряжению, скорости.

Существовали и другие диагностические приемы, используемые тибетскими целителями вместе с пульсовой диагностикой. Результаты их кажутся просто невероятными.

Если классический врачеватель способен лишь после более или менее продолжительного обследования констатировать, например, опухоль предстательной железы, то тибетский доктор может предсказать ее появление за 1—2 года. Так он предотвращает болезнь своими лекарствами и рекомендациями.

Кстати, в книге «Петр Бадмаев, крестник императора, целитель, дипломат» родной внук великого врача Борис Гусев описывает, как дедушка поставил Николаю II диагноз по пульсу:

« — Говорят, ваша наука полна таинственности, это верно? — спросил император.

— Ее окружили таинственностью те, кто хотел скрыть ее от людей...

— Вы верите в предсказания?

— Болезнь можно предсказать. Существует предположение...

— А судьбу?

— Я не умею, Ваше Величество.

— Тогда предскажите, чем я заболею и когда, — снова улыбаясь, сказал император.

— Я попрошу руку Вашего Величества... Нет, не ладонь, мне нужен пульс.

Нащупав пульс на руке Николая, дед долго, минуты две, слушал его биение. Потом сказал:

— Пока что я не вижу никаких симптомов заболевания или признаков, предшествующих ему. У вас пульс здорового человека. Вероятно, вы много работаете физически на воздухе?

— Верно! Пилю дрова. Не менее двух часов в день. Люблю!»

Писатель Борис Гусев (справа) - внук знаменитого врача, основателя Тибетской медицины в России Петра Бадмаева

Кроме основной своей работы врача-практика П.Бадмаев много времени и сил отдал переводу на русский язык книги «Жуд-Ши» (основы врачебной науки Тибета). Сразу после публикации она вызвала всеобщий интерес. Однако было немало и критических замечаний со стороны официальной медицины, а Бадмаева подвергли настоящей травле, обвиняя в шаманстве, знахарстве и других грехах. Но наиболее страшные испытания ждали доктора впереди.

В 1917 году он был выслан из России Временным правительством, однако задержан в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) и после месячного заключения возвращен в Петроград. Он вновь стал заниматься медицинской практикой, но еще несколько раз был арестован ЧК.

В 1919 году, пребывая в заключении в Чесменском лагере (в Петрограде, в 5 км от Нарвских ворот), П. Бадмаев дал пощечину коменданту за то, что тот обратился к нему грубо, на «ты». Начальник, естественно, тут же на двое суток определил врача в карцер, где тот стоял по щиколотку в ледяной воде.

И тут случилось несчастье: тибетский целитель, обладавший отличным здоровьем, заболел тифом. Его поместили в тюремный лазарет, где за ним ухаживала жена Е. Ф. Юзбашева. Эта женщина долгие годы была верным помощником и даже заведовала аптекой в имении П. Бадмаева на Поклонной горе. Но, несмотря на тяжелый недуг, требовавший ухода, верный своему врачебному долгу врач уговорил супругу находиться в часы приема на Литейном, 16, где размещалась приемная П. Бадмаева.

Бадмаев с учениками

Вообще Петр Бадмаев мог легко избежать всех напастей, происшедших с ним, если бы принял японское подданство. О том, что он может это сделать, врач получил официальное уведомление властей — за него ходатайствовал японский посол. Он мог беспрепятственно выехать с семьей в Японию. Но Петр Александрович не захотел покинуть Россию в тяжелый час испытаний и категорически отверг заманчивое предложение.

Умер знаменитый тибетский врач 29 июля 1920 года в своей постели. Хоронили его в жаркий день 1 августа на Шуваловском кладбище. Сейчас на его могиле стоит белый металлический крест с надписью: «Врач — основатель тибетской медицины в России Петр Александрович Бадмаев. Скончался 29. VII. 1920».

Даты рождения нет. Могила, судя по ее состоянию, давно никем не посещается. Ни администрация кладбища, ни прихожане о ней ничего не знают. Вот такая грустная судьба знаменитого человека.

После революции труд П. А. Бадмаева «Жуд-Ши» не издавался и был вновь опубликован только в 1991 году.

Из книги "Феномены, тайны, гипотезы"

Объяснение свойств лекарственных ингредиентов

Из современного тибетского травника автора Карма Чойпэлэ («Красивое ожерелье из драгоценностей или Объяснение свойств лекарственных ингредиентов»), - в обиходе более известном как «Сборник лекарственных растений в Тибетской медицине», мы приводим два примера того, как современные тибетские врачи описывают лекарственное сырье для своих многокомпонентных препаратов.

Мы выбрали гвоздику и имбирь. Книга, конечно, представляет огромный интерес и в будущем она будет переведена вся. Здесь стоит обратить внимание на то, что тибетский автор врач не приводит химического анализа состава растений, что характерно для европейской научной медицины, хотя и приводит латинские названия по классификации, принятой К.Линнеем.

Считается также, что лечебным образом действует все растение в целом, а не только извлеченные из него химические агенты (флавоноиды, кумарины, дубильные вещества и т.д.)

ГВОЗДИКА


Другие названия: Ла-бам-ка; блестящая (обладающая именем блеска); дэва кусума; божественный цветок и т.д.

Китайское название: Тинг-шанг

Латинское название: Eugenia Caryophyllata

Принадлежность к виду: Семейство гвоздичных.

Внешний вид: Из сочинения «Разъяснение трудных [для понимания мест]»: Бывает двух видов: гвоздика и дикая груша [по тибетски гвоздика - «лиши», а дикая груша - «личжи» (кит.)]. Сказано, что по происхождению похожа на мускат. Суть же различий в том, что бывают гвоздика и дикая груша. [Гвоздика] зёрна имеет большие и грубые (толстые). Привезённые из других [мест] по сравнению с ними [более] тонкие».

Из сочинения «Толкование слов»: «Между «лиши» и «лаши» разницы нет. Маслянистые [плоды], без оболочки, беловатого цвета и мягкие, похожие на уже изученные, такие называют «лаши».

В сочинении «Голубой Сапфир» говорится, что родом она [гвоздика] из-за моря, из страны не-людей (ми-ма йин). Способ же, которым она попала к нам (в Тибет), неизвестен. О происхождении самого растения тоже ничего не сказано. В сущности же, [гвоздика] бывает двух видов: похожая по форме на кувшинчик, крупная, и другая, похожая на медный гвоздик...маленькая. Таким образом, это многолетнее (со множеством листьев) дерево является лекарственным.

В древние времена в Индию из других стран было ввезено большое количество лекарств, но не все они были классифицированы по происхождению, не было ясной методики для этого, и отслежена была лишь малая часть Что касается гвоздики, то известно, что это дерево с тёмно-коричневым стволом средних размеров, с большим количеством отдельных ветвей и веток, растущих прямо. Листья густые, синевато-зелёные, маслянистые и мягкие, напоминающие по форме листья растения «балу» (рододендрон), но по сравнению с ними крупнее, имеют ровные края и более короткий черенок. Растут непарно. Цветы желтоватые, с пятью лепестками и жёлтыми тычинками, образуют соцветия между листьями (растут кучками). Крупные плоды по форме напоминают кувшинчик, маленькие - короткий гвоздик, и те и другие имеют приятный запах.

Место рождения (происхождения): Лхо-браг Марпа-лоцзава (1012-1999, переводчик), во время своего пребывания в Индии, в Ваджрасане, повстречал [известную реликвию] Зуб Победоносного [Будды], который был завёрнут в пальмовый лист и красный шёлк. На листе киноварью была написана буква. Никто из учёных не мог прочесть её, и только один, знающий сингальский язык, сказал, что эта буква южносингальская или из Города Ракшасов на острове
Ланка. С большими трудностями, опасным морским путём попала она сюда. А все горы на том острове покрыты зарослями гвоздичных деревьев, стада слонов водятся там в изобилии, а женщины подобны цветам лотоса. Страна та совершенна и счастлива, земли полны разными драгоценностями, а воды - жемчугом.

Так написано в «Истории освобождения (намтар или жизнеописание)» [великого] лоцзавы и столь же правдоподобной истории, подобной этой, нет. Говорят, что когда сиддха Оржанпа был в стране Уддияна [современная территория Афганистана], там гвоздику называли «гвоздика из города Ракшасов с острова Ланка».

Среди «шести хороших» не имеет себе пары (равных).

Вкус после переваривания: Вкус имеет жгуче-вяжущий, горький. После переваривания - горький.

Действие: Маслянисто-укрепляющее и тепло-смягчающее.

Польза: Полезна при болезнях центрального канала (срог-дзин); болезнях печени у мужчин; нарушениях внутреннего огня; потере аппетита; холодном Ветре и одышке (астма).

«Гвоздика - 6»: гвоздика; табашир; солодка; горечавка; костус; миробалан. Если к этому добавить виноград; шафран; сыть круглую; корицу и гранат, то будет «Гвоздика - 11». Из сочинения «Прекрасный сосуд с амритой»: «Если этот порошок запивать отваром «Девясил^», то излечатся трудноизлечимые болезни, связанные с затруднениями дыхания [одышка, астма, бронхит и т.д.]».



Другие названия: коричневый имбирь

Китайское название: кан-чанг

Латинское название: Zingiber officinale

Принадлежность к виду: Семейство имбирных.

Внешний вид: Из сочинения «Хрустальные чётки (Шэл-прэнг)»: [Имбирь] из Китая и других мест имеет стебель, похожий на соломину, корень в виде клубней, как у адиантума (рерал), примыкающих один к другому по 5-6 клубней как у купены (ра-мне), с волосинками, приятно пахнет. Когда высыхает становится твёрдым и очень приятным на вид.

Это многолетнее [растение] является ценным лекарством. Корень пепельного цвета, по форме похожий на купену, поделен на части, похож на а-ра, не толстый, растёт в разные стороны. Внутри слегка желтоватого цвета, с волосинками, многосегментный. В сухом виде беловатого цвета.

Стебель тонкий и изогнутый, без ответвлений.

Листья жёлто-зелёные, плоские, слегка удлиннённые, остроконечные, жёсткие. Во время роста нижние листья обёрнуты вокруг ствола.

Цветы светло-коричневые, клювообразные, по краям оранжевые, на конце стебля собираются ярусами.

Существуют пять разновидностей имбиря: имбирь (серый имбирь); коричневый имбирь; жёлтый имбирь; красный имбирь и дикий имбирь.

Место рождения (произрастания): Растение растёт на умеренно глинистых почвах (кхонгс рдза юл), на возвышенностях (спо юл), произрастает во внутренних районах страны (Тибета), а также хорошо культивируется в других местах. Дикий имбирь растёт в лесах.

Используемая часть, время сбора и обработка: Используется корень, копают его осенью. Корень очищают от земли, моют, затем разминают, нарезают на части и высушивают.

Вкус после переваривания и действие: Вкус жгучий и вяжущий, после переваривания - горький.

Действие : Согревающее и острое.

Польза: Полезен при болезнях Слизи и Ветра; нарушениях огненной теплоты; возмущениях Крови; сильном белокровии (лейкемии); при плохой циркуляции крови в сосудах.

Составы (в которых употребляется) «Имбирь - 7»; кальцит, укрощённый в молоке хайныка; рододендрон Адамса; костус; змееголовник; девясил; цветы астры; имбирь. Всё это, после соответствующей обработки измельчают в порошок или скатывают в пилюли. Принимают, запивая кипяченой водой при несварении, вспучивании живота и растягивании (вздутии, опущении) желудка, при жаре (изжоге) в груди, кислой отрыжке (или рвоте). Короче говоря, при всех явных заболеваниях Холода.

Вверх