Металл художественный. Металл, как произведение искусства Какие металлы используют в искусстве

Металлы в искусстве.

Широко применяются с глубокой древности в различных видах художественного творчества. Металлы используются либо для изготовления отдельной украшающей предмет детали, либо для создания самостоятельного произведения искусства. Разработана техника изготовления и отделки художественных предметов из металла. Их форма создастся литьем, ковкой, штамповкой, чеканкой, резьбой, гальванопластикой (замечательное русское изобретение в области обработки металла электричеством), сваркой, спайкой или склепкой деталей. Отделка поверхности металлов производится расчеканкой, полировкой, золочением или серебрением, патинировкой и т.д.; узоры наносятся гравировкой, травлением, насечкой или наводкой, инкрустацией (татушировкой), черныо или эмалью и т.д. Железо и сталь подвергаются воронению (особенно при украшении оружия). Поверхность изделий из серебра, меди и других металлов обрабатывается путем оксидирования. Появление художественных изделий из металлов восходит к IV - III тысячелетиям до н.э. Со II-I тысячелетия до н.э. они распространяются на территории Евразии. С железного века развивается ювелирное искусство, в котором используются драгоценные металлы. В странах Древнего Востока и античного мира оружие, утварь и другие изделия из металлов украшались высокохудожественной отделкой; с древности металлы начали применяться также для создания монументальной и камерной скульптуры. Особенно большую роль в скульптуре играет бронза. Высокого совершенства литая скульптура из бронзы достигает в Италии в эпоху Возрождения, в России в XVIII - XIX вв.
В архитектуре металлы используются в конструктивно-технических целях и издавна служат материалом для декоративной отделки: решётки дверные и оконные, ворота, двери, дверные приборы, осветительная арматура, балконы, перила и пр. Высоким художественным качеством отличаются железные кованые русские решётки (ограда Летнего сада, церкви Спаса-на-крови), бронзовые литые двери (Исаакиевского и Казанского соборов). Используются железные и медные фигурные кровли, шпили, флюгеры, подзоры. Особую отрасль применения металлов в архитектуре Петербурга составляют ограды, перила мостов, главным образом, из копаного железа или литого чугуна, вытесняющего ковку с начала XIX в. Из бронзы и чугуна выполняются фонарные столбы, фонтаны, декоративные вазы, различные парковые павильоны, садовая мебель.

Метопа (гр. metopon)

Первоначально в Др. Греции название промежутка между торцами потолочных балок, выходивших на фасад здания. В дальнейшем в каменной архитектуре метопой стали называть прямоугольные плиты (обычно почти квадратные), которые, чередуясь с ТРИГЛИФАМИ, образуют фриз дорического ордера. Иногда метопы украшались рельефами, реже - росписью. Метопы имели размер обыкновенно 1,5 модуля на 1,5.


Сварщик сварщику рознь, и если для одних это тяжелый труд, которым они зарабатывают на жизнь, то для Давида Мадеро сварка - бесконечное поле творчества. Впрочем, чтобы не умереть с голоду, творчество нужно еще уметь продать, так что Давид старается изо всех сил не повторяться, сохранять свою самобытность и работать, не жалея себя.






Трудно описать, насколько впечатляющими на самом деле являются работы Давида Мадеро (David Madero) - ни одна фотография неспособна передать величия или изящности его статуй. Но, рассказывая о себе, Давид говорит, что не считает себя кем-то выдающимся. "Я не считаю себя хорошим сварщиком в техническом плане. Вообще-то, я никогда не учился этому ремеслу, я просто вырос в окружении всех этих инструментов - мой отец был сварщиком. Так что это получилось как-то само собой, интуитивно. Но я стараюсь заполнить свои пробелы."






"До сегодняшнего дня я еще не встречал более талантливого скульптора из металла, чем мой отец. Он начал работать в этой сфере еще в 1950-е, он был настоящим талантом." На своем сайте Давид часто выкладывает процесс создания своих скульптур. "Я делаю это намерено. Клиенты редко когда задумываются, сколько сил и труда вложено в создание скульптуры. Им не видно, весь этот шум, обрезки металла, жар от сварочного аппарата, ожоги, им трудно представить всю эту атмосферу, в которой создаются работы. Клиентам кажется, что скульптуры сразу создаются сияющими, с идеальными формами и на пьедестале. Вот поэтому я и добавляю на сайт видео о процессе создания."







Подготовьте сообщение на тему «Использование металлов в искусстве».

Ответ

На протяжении длительного времени, несмотря на обилие альтернатив, металл остается одним из наиболее широко употребляемых материалов во всех сферах деятельности человека. Металл используют как в быту (посуда, инструмент и пр.) так и в производстве высокотехнологичных изделий (от автомобиля до космического оборудования) .

Почему же человечество с древних времен остается верным металлу? Ответ прост: металлы обладают уникальными свойствами, делающими возможным их применение в любой сфере производства и быта.

Металлы с глубокой древности широко применяются и в искусстве. Их использовали для изготовления отдельной детали, украшающей предмет и для отдельного, самостоятельного произведения.

Для изготовления и отделки предметов из металла разработана целая техника. Их формы создаются при помощи таких техник: ковки, литья, штамповки, резьбы, чеканки, гальванопластики, спайки, сварки или склепки деталей. Поверхности деталей отделываются золочением, полировкой, расчеканкой, патинировкой или серебрением. Узоры наносятся травлением, гравировкой, насечкой, инкрустацией, наводкой, эмалью и тому подобное.

Художественные изделия из металлов впервые появились в IV - III тысячелетии до н.э. Начиная с II-I тысячелетия до н.э. такие изделия распространились в Евразии. В период железного века развилось ювелирное искусство, в котором для изготовления предметов использовались драгоценные металлы.

В Древнем Востоке и античном мире утварь, оружие и остальные изделия из металлов были украшены высокохудожественной отделкой. Еще с древности металлы применялись для создания камерной и монументальной скульптуры.

Особая роль в развитии скульптурного искусства принадлежит бронзе. Высокого совершенства литье из бронзы достигло в эпоху Возрождения в Италии, а в России в XVIII – XIX столетиях.

В архитектуре металлы использовали в конструктивных и технических целях, а в древние времена металлы стали использовать для декоративной отделки дверных и оконных решеток, дверных приборов, балконов, перил, освежительной арматуры и так далее.

Семь наиболее известных шедевров древних культур названы чудесами света. Два из них являются отливками. Это Колосс Родосский работы Хареса из Линдоса (бронза, 292-280 гг. до н. э.) и статуя Зевса Олимпийского в храме Зевса в Олимпии работы Фидия (золото, 430 г. до н. э.).

На сегодняшний день из металлов изготовляют драгоценности, искусные фонтаны, фонарные столбы, декоративные вазы, садовую мебель и парковые павильоны: они являются настоящим произведением искусства.

Художественная ковка — это изготовление изделий, выполняющих не только практические, но и эстетические функции, способом горячей или холодной ковки. Главное отличие художественной ковки от обычной в том, что создаваемые поковки обретают художественную значимость, превращаясь в произведение искусства.



С помощью художественной ковки делают предметы интерьера, элементы декора, каминные и садовые решетки, мебель, скамейки, самые разнообразные бытовые изделия.

Владение изделиями художественной ковки во все времена являлось признаком высокого статуса и богатства. Мастер-кузнец, или, как их сейчас называют, художник по металлу, долго приобретал свои знания и навыки, развивал художественный вкус. Трудиться ему приходилось в очень тяжелых условиях, работа требовала больших затрат на материалы и была сопряжена с риском увечий и пожаров.

Античная мифология даже приравнивала кузнецов к богам — кузнецами были греческий Гефест и римский Вулкан, скандинавский Тор и японский Амацумара. Поэтому художественная ковка и в прошлом, и сегодня стоит дорого.

История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.

Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.


Кованое кресло-качалка

Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность

Инструменты для ковки

Набор инструментов античного кузнеца был нехитрым, но стоил по тем весьма дорого. В него входили:

  • Кузнечный горн — приспособление для разогрева заготовки до высокой температуры.
  • Ручные меха для раздувания углей.
  • Наковальня — массивная металлическая отливка или поковка, на которой заготовке придают желаемую форму.
  • Кузнечный молоток и молот.
  • Клещи.
  • Оправки, зубила и т.п.
  • Емкость с жидкостью для охлаждения поковок.

С этим минимальным набором кузнец мог ковать несложные изделия хоть под кустом. Походные горны и наборы инструментов возили с собой кочевники и любая армия древности. Технологических возможностей походных кузниц хватало на то, чтобы выковать наконечник для стрел, подкову и другие детали конского снаряжения, починить металлические детали повозок, выправить поврежденный клинок или доспех.

Но для того, чтобы выковать корабельный якорь или тележную ось, требовалась уже стационарная кузница. В ней устанавливали тяжелую большую наковальню, большой горн и закрепленные рядом с ним меха с ручным или ножным приводом. Ставился также прочный верстак и большие тиски. В состав инструмента добавлялись также большое количество оснасток, подкладок, пробойников, струбцин, а также измерительные инструменты сообразно эпохе. Кузнец работал не один — обладающий большой физической силой и выносливостью подмастерье сначала раздувал меха, чтобы болванка в горне раскалилась докрасна, а потом с размаху бил большим кузнечным молотом в то место, которое намечал маленьким молоточком — ручником мастер — кузнец.

В современной мастерской художественной ковки принципиальных изменений в составе инструмента не произошло, разве что измерительный инструмент стал точнее, а вместо установки громоздкого горна и мехов появилась возможность нагревать заготовки в муфельных печах или индукционным способом.

Особняком стоит группа оборудования для холодной ковки — изменения формы металлических прутков, проката или труб в холодном состоянии путем приложения механической силы. В нее входят различные станки для холодной формовки прутковых и профильных заготовок

Технология холодной ковки получила большое распространение, поскольку позволяет без длительного обучения и сложного оборудования получать недорогие художественные изделия начального уровня.

Виды кузнечных работ

Кузнечные работы подразделяются на несколько подвидов:

  • Свободная ковка — нагретая до температуры пластичности болванка одной стороной лежит на наковальне, а по другой наносятся формующие удары молотом или специальными инструментами
  • Штамповка — нагретая или холодная заготовка помещается в специальную форму — штамп, ограничивающую ее со всех сторон, и уже эта форма подвергается ударам молота или статическому давлению.
  • Холодная ковка — холодная прутковая заготовка изменяет форму на специальных станках.

Свободная ковка подразделяется в свою очередь на подвиды:

  • Обыкновенная ковка — происходит придание болванке формы готового изделия за один или несколько последовательных циклов ковки
  • Сварка – соединение двух или более нагретых деталей в одно изделие
  • Обжимка криц — подготовительная операция, в ходе которой проходит уплотнение и сваривание пастообразной железной массы в единый слиток.

Виды современного кузнечного оборудования

Современное кузнечное оборудование для художественной ковки по форме и назначению практически не отличается от античного или средневекового. Изменились материалы — молоты и наковальни, молотки и пробойники, тиски и струбцины делают из современных высокопрочных сплавов, что существенно поднимает их долговечность и эффективность.

Другое важное изменение — это способ нагрева. Традиционный горн с ручными или ножными мехами уступает свое место муфельным печам для мелких заготовок и системам индукционного нагрева. Это существенно снижает трудоемкость, вредность и опасность для здоровья и имущества

Кузнечные станки

Кузнечные станки применяются для холодной ковки – изменение формы прутковой или профильной заготовки под механическим воздействием. К ним относятся:





  • Гнутики — общее название станков для изгиба заготовки в одном или нескольких направлениях по заданному радиусу.
  • Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки, с заданным шагом и радиусом волны
  • Твистеры, или торсионы — для скручивания заготовки (или группы заготовок) по продольной оси
  • Улитки — для формирования спиралевидных завитков на конце прутка.



Холодная ковка прекрасно подходит для изготовления элементов оград и решеток, балясин, завитков, предметов декора помещений и ландшафтного дизайна. Станок для холодной художественной ковки несложно сделать своими руками, если мастер владеет навыками слесарных и сварочных работ.

Индукционные нагреватели

Индукционный нагреватель предназначен для разогрева болванки до температуры пластичности. Нагрев происходит вследствие того, сто в поверхностном слое металла, помещенного в сильное переменное магнитное поле, наводятся вихревые токи, или токи Фуко. С их помощью можно разогреть болванку намного равномернее, быстрее и безопаснее, чем с помощью традиционного кузнечного горна.

Индукционный нагреватель промышленного производства даже небольшой мощности стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Поэтому в Сети публикуется много схем типа «Как сделать индукционный нагреватель своими руками». Важно понимать, что в конструкции устройства применяется высокое напряжение и большие мощности. Для самостоятельного изготовления потребуются инженерные знания в области токов высокой частоты и навыки электромонтажника.

Технологические особенности художественной ковки

Процесс ручной художественной ковки металла разбивается на несколько отдельных операций. Начинается он с разогрева болванки в горне или другом типе нагревателя. В зависимости от качества угля, подачи воздуха в горн и массы заготовки разогрев может занять от нескольких минут до нескольких часов. При изготовлении изделий, имеющих сложную форму, большое количество деталей или отверстий, изделие может остыть. Тогда его возвращают в горн и повторяют нагрев.

Собственно ковочные операции бывают следующие:

  • Осадка. Удары молотом наносятся сверху вниз, исходная высота уменьшается, а ширина увеличивается. Это подготовка заготовки для вытяжки.
  • Вытяжка. Удары по заготовке наносятся вдоль продольной оси вдоль, и заготовка плющится в направлении ударов, и длина ее таким образом увеличивается.
  • Раздача — подвид вытяжки, применяется для увеличения диаметра пустотелых заготовок.
  • Прошивка – получение отверстий, углублений или пазов.
  • Закручивание – многократный поворот одной части заготовки относительно другой. При этом используются тиски, клещи, а при значительном сечении заготовки — и специальные вороты.
  • Рубка — процесс разрубания изделия на две или более части. Применяется также для коррекции формы и размеров изделия. Иногда из заготовки вырубают готовое изделие, пользуясь для этого фигурными штампами.
  • Гибка – проводится для изменения формы изделия при изготовлении деталей кольцевой или гнутой формы.
  • Сварка — соединение в единую деталь двух или нескольких частей.

При ковке металла своими руками следует соблюдать общую последовательность операций, при этом при изготовлении каждой конкретного изделия в части из них необходимость может и не возникнуть.

По окончании ковки изделие окунают в емкость с жидкостью для охлаждения и закалки. Традиционно используют воду, однако при ковке специальных сортов стали, таких например, как булат, применяют различные кислоты и масла. Легенда гласит, что некоторые мастера после коски меча охлаждали его, втыкая в тело раба.

Разновидности художественной ковки металла

Наиболее сложные и изысканные изделия получают способом традиционной, горячей ковки. Этим способом можно выковать как обычные прутья решетки, таки элементы ажурной ковки, такие, как листья и цветы, стилизованные фигурки животных и замысловатые орнаменты.

Холодная ковка не позволяет достичь таких же высот художественной выразительности, но имеет свои явные достоинства: низкую себестоимость и высокую повторяемость изделий в серии.

К холодной ковке иногда относят и технику чеканки. В этом случае на тонкий лист металла с помощью набора остроконечных инструментов и молотка наносят узор, состоящий из множества вмятинок и черточек, складывающихся в высокохудожественное изображение.

Изделия холодной ковки можно отнести к одному из типовых элементов:

  • Завиток.Спиралевидный завиток может быть однонаправленный и двунаправленный- то есть с изменением направления закручивания спирали. На практике при использовании прутка 10-12 мм можно получить до 5 витков спирали
  • Двойной завиток, или китайский фонарик. Это пространственная конструкция из двух или более элементов, каждый из которых является обычной двухрядной спиралью. Изготовляется на твистере
  • Волюта.Завиток односторонний или двухсторонний, используется для отделки решеток, балюстрад, мебели.
  • Крутень.Скрученный вдоль продольной оси пруток (или несколько прутков). Используется для балясин, элементов декора, рукояток каминных инструментов
  • Навершие. Используется как конечный элемент на прутьях решеток, Это пика, к которой прикрепляется ряд завитков.

Все эти элементы можно получить и методами горячей ковки, однако трудоемкость работ и потребная квалификация кузнеца, а, следовательно, и стоимость, возрастет при этом многократно.

Последовательность окончательной сборки отдельных кованых элементов

Для соединения объемных деталей изделий художественной ковки в окончательную конструкцию, применяют несколько способов:

  • Сварка. Горячая сварка требует нагрева места соединения, что не всегда возможно. Для соединения элементов, полученных способом холодной ковки, применяют электросварку или газосварку
  • Клепка. Для этого в месте соединения в каждой детали необходимо проделать отверстие, в которое будет вставлена заклепка и расклепана.
  • Кольцом. Два пересекающихся прутка, например, в решетке, часто соединяются разогретым кольцом, концы которого свариваются. Так же соединяются и куски кованых цепей.

Плоские детали соединяются своими способами:

  • Фальцовка — смежные кромки скручиваются вместе.
  • Чеканка – смежные кромки изделий счеканиваются, путем вытеснения части одной детали в объем другой.
  • Сварка.

На практике могут применять и различные комбинации перечисленных методов.

Для творческого человека вопрос «из чего творить?» возникает редко. Чаще мучают вопросы «где творить?» и «как найти для этого время?».

Изобразительное искусство знавало много материалов, из которых в последствии получались шедевры мирового значения, произведения высшей степени достоинства. Но, пожалуй, самым удивительным из всех является металл. Мы не будем говорить и вдаваться в подробности того, сколько пользы принес металл в век своего изобретения и какой прорыв в техническом прогрессе он помог совершить, о том, что ни одно производство не может сегодня обойтись без станков, изготовленных из этого материала и о том, что без него наша жизнь была бы сущим кошмаром.

Мы лучше поговорим о его удивительных свойствах, о том что далеко не каждый материал может позволить человеку производить предметы величиной и с кунжутное семечко и с Эйфелеву башню. Конечно, вы можете сказать, что камень тоже может являться как сырьем для ювелирных украшений, так и для огромных монументов. Но согласитесь, что как только появилась возможность каркасного строительства памятников и скульптур - оно вытеснило камень, как строительный материал. Камень стал носить только декоративно-прикладной характер.

Металл действительно дает большой простор для фантазии художника ввиду своих широких пластических возможностей. Разновидности металлов имеют свои характерные особенности, но большим количеством способов обработки, чем у металла, может похвастаться ни один материал.

Раньше мастера применяли способность металла превращаться в жидкость и свойство застывать при понижении температуры в определенной форме, созданной под конкретное изделие. В последствии форму можно было корректировать при помощи молотка, напильников и прочих инструментов. Знали такие процессы как чеканка, ковка, литье. Технический прогресс увеличил этот перечень. Постепенно осваивалась холодная и горячая обработка металлов давлением, электрофизические и электрохимические методы, сварка, гибка металла при помощи различных прессов. В настоящее время металл раскраивают посредством высокоточного оборудования, широко применяется лазерная резка металла , закалка при помощи токов высокой частоты. Все эти новаторства применимы и для художественной обработки металла, превращения его в произведения искусства.

Успех конечного результата обуславливается не только талантом художника, но и знанием материала, пониманием его свойств. Какое огромное количество выразительных линий и изгибов может найти мастер филиграни. Как ажурно и легковесно будет выглядеть ювелирное украшение из сквозной перегородчатой эмали. В противовес можно взять садово-парковую скульптуру, или бронзовые памятники, способные собираться в сложные композиции, поражающие своими размерами. А литье колоколов? Это тоже прикладное монументальное искусство, только здесь прибавляется музыкальная составляющая металла, о чем можно говорить бесконечно долго.

Но, не упуская главного, можем с уверенностью сказать, что металл является универсальным и податливым материалом, способности которого продолжают изучаться и в эту минуту. С каждым днем на свет рождаются все новые произведения миниатюрного, декоративно-прикладного, монументального искусства, архитектурные и арт-объекты, инженерные конструкции и промышленные сооружения. Все это составляет неотъемлемую часть повседневной жизни человека.

Вверх