Научные достижения древней индии. Древняя Индия — космические корни религии Научные знания о строении вселенной в индии

Мудрость Вед

Слово «veda» переводится с санскрита как «знание», «мудрость» (сравните с русским «ведать» - знать). Веды считаются одним из самых древних текстов в мире, самым ранним памятником культуры на нашей планете.

Индийские исследователи полагают, что они созданы примерно за 6000 до нашей эры, европейская наука относит их к более поздним временам.

В индуизме же считается, что Веды вечны и появились сразу после создания Вселенной и надиктованы непосредственно богами.

Веды описывают множество отраслей научных знаний, например, медицину - «Аюверда», оружие - «Астра-шастра», архитектуру - «Стхапатья-веда» и т.д.

Существуют еще так называемые веданги – вспомогательные дисциплины, в которые включены фонетика, метрика, грамматика, этимология и астрономия.

Веды подробно рассказывают об очень многих вещах, и исследователи всего мира до сих пор находят в них различные неожиданные для древнейших времен сведения об устройстве мира и человека.

Великие математики

Известный индолог, академик Григорий Максимович Бонгард-Левин в соавторстве с Григорием Федоровичем Ильиным в 1985 году издал книгу «Индия в древности», в которой исследовал немало замечательных фактов о науке в Ведах, например, о алгебре и астрономии.

В частности, в «Веданга-джьотише» высоко оценивается роль математики в ряду других наук: «Как гребешок на голове павлина, как драгоценный камень, увенчивающий змею, так и ганита находится на вершине наук, известных в Веданге».

В Ведах известна и алгебра - «авьякта-ганита» («искусство вычисления при неизвестных величинах») и геометрический метод преобразования квадрата в прямоугольник с данной стороной.

Описаны в Ведах и арифметические и геометрические прогрессии, например, о них говорится в «Панчавимша-брахмане» и «Шатапатха-брахмане».

Любопытно, что знаменитая теорема Пифагора тоже была известна в самых ранних Ведах.

А современные исследователи утверждают, что в Ведах есть информация и о бесконечности и о бинарной системе исчисления и технологии кеширования данных, которая применяется в поисковых алгоритмах.

Астрономы с берегов Ганга

Об уровне астрономических знаний древних индийцев можно тоже судить по многочисленным упоминаниям в Ведах. Например, религиозные обряды были привязаны к фазам Луны и ее положением на эклиптике.

Ведийские индийцы помимо Солнца и Луны знали все пять видимых невооруженным глазом планет, они умели ориентироваться в звездном небе, соединяли звезды в созвездия (накшатры).

Полные списки их приведены в «Черной Яджурведе» и «Атхарваведе», а названия оставались практически неизменными на протяжении многих веков. Древнеиндийская система накшатр соответствует тем, что приводятся во всех современных звездных каталогах.

Кроме того, в «Ригведе» вычислялась скорость света с максимальной точностью. Вот текст из «Ригведы»: «С глубоким почтением поклоняюсь солнцу, которое преодолевает расстояние в 2002 йоджины за половину нимеши».

Йоджана - это мера длины, нимеша - единица измерения времени. Если перевести йоджины и нимеши в современную систему исчислений, то получится скорость света в 300 000 км/c.

Космические Веды

Более того, в Ведах идет речь о космических путешествиях и о различных летательных аппаратах (виманах), которые успешно преодолевают земную гравитацию.

Например, в «Ригведе» рассказывается о чудесной колеснице:

«Рожденная без коней, без поводьев, достойная хвалы

Трехколесная колесница объезжает пространство».

«Быстрее мысли двигалась колесница, как птица в небе,

поднимаясь к Солнцу и Луне и опускаясь на Землю с громким ревом…"

Если верить древним текстам, колесницей управляли три пилота, и она могла садиться и на землю, и на воду.

В Ведах даже указываются технические характеристики колесницы – она была изготовлена из нескольких видов металла и работала на жидкостях, называемых мадху, раса и анна.

Индийский ученый-санскритолог Кумар Канджилал, автор книги «Виманы древней Индии», утверждает, что раса - это ртуть, мадху - спирт, изготовленный из меда или сока фруктов, анна - спирт из риса или растительное масло.

Тут уместно вспомнить о древнеиндийской рукописи «Самарангана Сутрадахра», в которой тоже идет речь о загадочной колеснице, летающей на ртути:

«Сильным и прочным должно быть его тело, сделанное из легкого материала, подобно большой летящей птице. Внутри следует поместить устройство с ртутью и железным подогревающим устройством под ним. Посредством силы, которая таится в ртути, которая приводит в движение несущий вихрь, человек, находящийся внутри этой колесницы, может пролетать большие расстояния по небу самым удивительным образом... Колесница развивает силу грома благодаря ртути. И она сразу превращается в жемчужину в небе».

Если верить Ведам, колесницы у богов были разного размера, в том числе и огромные. Вот как описывается полет огромной колесницы:

«Дома и деревья дрожали, а небольшие растения вырывались с корнем ужасающим ветром, пещеры в горах наполнялись грохотом, а небо, казалось, расколется на куски или упадет от огромной скорости и могучего грохота воздушного экипажа…».

Медицина на высшем уровне

Но не только о космосе идет речь в Ведах, много в них говорится и о человеке, его здоровье и биологии в целом. Например, «Грабха-Упанишада» вот так рассказывает о внутриутробной жизни ребенка:

«Эмбрион, пролежавший в утробе день и ночь, представляет из себя некую смесь (как бы кашу) элементов; после семи дней он становится похож на пузырь; после двух недель он становится сгустком, а через месяц он твердеет. Через два месяца начинает развиваться область головы; через три месяца ноги; через четыре – живот и ягодицы; через пять – спинной хребет; через шесть – нос, глаза и уши; через семь эмбрион начинает ускоренно развивать свои жизненные функции, а через восемь – он почти готовый маленький человек».

Тут стоит заметить, что европейская наука дошла до таких знаний в эмбриологии лишь спустя века – например, голландский врач Ренье де Грааф обнаружил фолликулы яичника человека только в 1672 году.

Там же, в «Грабхе-Упанищаде» говорится о строении сердца:

«В сердце сто один кровяной сосуд, каждому из них принадлежит еще сто сосудов, имеющих каждый из них семьдесят две тысячи разветвлений».

И это не единственное удивительное знание в древних книгах. Соединение мужских и женских хромосом в зиготе было открыто в XX веке, но о них говорится в Ведах, в частности в «Бхагавата-пуране».

В «Шримад Бхагаватам» рассказывается о структуре и строении клетки, а так же о об микроорганизмах, существование которых современной наукой было открыто лишь в XVIII веке.

В «Ригведе» есть такой текст, обращенный к ашвинам - в нем идет речь о протезировании и вообще успехах медицины в древности:

«А еще вы сделали, о многополезные, так,

Что горюющий певец стал снова хорошо видеть.

Так как нога была отрезана, словно крыло у птицы,

Вы тут же приделали Вишпале

Железную ногу, чтоб она мчалась к назначенной награде».

А здесь говорится о до сих пор недоступном нашей медицине процессе – полном омоложении организма:

«… состарившийся покров тела

Вы сняли с Чьяваны, как одежду.

Вы продлили срок жизни покинутому всеми, о удивительные.

И даже сделали его мужем юных жен».

Интересен еще один момент. Веды переводились в прошлые века, на уровне представлений о науке и технике того времени. Не исключено, что новые переводы древних текстов откроют нам совсем новые знания, которых еще не достигла современная наука.

На территории Древней Индии, а точнее на северо-западе полуострова Индостан, в третьем тысячелетии до нашей эры были два центра цивилизации: Хараппы и Мохенджо-Даро. Науке очень мало что известно о культуре этих цивилизаций, так как письменность народов, населявших эту территорию, до сих пор остается загадкой. Невозможно назвать имена и проследить конкретные маршруты путешественников. Но археологические раскопки по косвенным признакам доказывают, что цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро вела интенсивную торговлю с Месопотамией и Индокитаем. Недалеко от Бомбея найдены остатки древней верфи, датируемые временами Индской цивилизации. Поражают размеры верфи: 218х36 м. По протяженности она почти в два раза превосходит финикийские. В начале нашей эры индийцы стали торговать уже с Суматрой, Явой и другими островами Малайского архипелага. В этом направлении стала распространяться и индийская колонизация. Индийцы раньше китайцев проникли и в центральные районы Индокитая.

11. Путешествия и географические знания в Древнем Китае.

Цивилизация Древнего Китая зарождается в середине II тысячелетия до н. э. в бассейне реки Хуане. К концу II тысячелетия до н.э. китайцы расселились по Восточной Азии, достигнув берегов Амура на севере и южной оконечности Индокитайского полуострова. В Древнем Китае пространственные представления об окружающем мире также не ограничивались пределами своей страны. Китайским путешественникам была хорошо известна география Китая. Древние китайцы плавали не только по своим рекам, но и выходили на своих судах в Тихий океан. Уже в период династии Шань-Инь (XVII – XII веков до н.э.) китайское государство имело заморские колонии. Об этом можно узнать из «Шанских од», в одной из частей Книги песен. В XI веке до н.э. при восхождении на престол одного из императоров династии Чжоу, ему в качестве дара был преподнесен корабль. О том, что морские путешествия были составной частью жизни Древнего Китая, свидетельствует тот факт, что правитель царства Ци в VI веке до н.э. в течение шести месяцев плавал на корабле по морю в исследовательских целях. Китайский философ Конфуций более 13 лет провел как странствующий учитель. Кроме торговых и прогулочных судов в Древнем Китае существовали и мощные военные корабли. Летописец сообщает о крупном морском сражении между царствами У и Ци в 485 г. до н.э. Известно, что в этих царствах существовали специальные верфи, где возводились военные, гражданские суда, а также суда для правительственных чиновников и послов. Для активизации торговли в Древнем Китае с VII в. до н.э. создавались подробные географические обзоры, которые можно рассматривать как прообраз путеводителя. В них описывались не только природные условия, но и хозяйство, транспорт и т.п. В эпоху Чжаньго в Китае зарождается паломничество и научный туризм. Жрецы отправлялись в залив Бохайвань (Желтое море) на острова Пенлай и Инчжоу, на которых проживали старцы, владевшие секретом бессмертия. Другим примером глубоких познаний китайцев в географии может служить строительство Великой китайской стены. Ее строительство, начавшееся в IV в. до н.э., доказывает прекрасные знания китайцев в области физической географии. Стена проходила четко по границе, отделяющей степные районы, где проживали кочевники, от земледельческих. Интенсивность путешествий в Древнем Китае возросла в III в. до н.э. в правление династии Хань. Этому способствовало два фактора: а) наличие хорошо развитых путей сообщения в стране, б) либерализация политической жизни. Наиболее знаменитым путешественником Древнего Китая был Сыма Цянь. Известны три больших путешествия Сыма Цяня, которые совершались в период 125 – 120 г. до нашей эры. Первое – на юго-запад и северо-запад Китая. По нижнему течению Хуанхэ Сыма Цянь прошел долинами рек Хуайхэ и Янцзы до озера Тайху. Далее, южнее Янцзы и через Чжеэцзян прибыл в последнее владение Китая на юге провинцию Хунань. Обратный путь проходил по реке Сянцзян, озеро Дун-тинху, нижнему течению Янцзы и далее на север. Второе – вновь завоеванные Китаем области на юго-западе. Через Сычу-ань и провинцию Юньнань Сыма Цянь достиг границы Китая с Бирмой. Третье – на северо-запад вдоль Великой китайской стены в провинцию Ганьсу. Сыма Цянь не только путешествовал, но и подробно описывал свои путешествия. Его называют «отцом китайской историографии», в европейской литературе «китайским Геродотом». Его «Исторические записки» явились для последующих историков своего рода эталоном. Наиболее подробно Сы-ма Цянем описаны северные соседи Китая – гунны, которые в III в. до н.э. создали военно-племенной союз. В его трудах также приводятся сведения географического характера о юго-западных соседях Китая, например о Корее.

Фа Сянь был буддийским монахом и путешественником - с 399 по 414 год объехал большую часть внутренней Азии и Индии. Полагают, что с его путешествия началось постоянное культурное сотрудничество между Китаем и Индией. Оставил о своем походе записки. Биографические сведения о Фа Сяне скудны. Известно, что он родился в провинции Шэньси, а детство провел в буддийском монастыре. Став монахом и обнаружив пробелы в законах буддийского учения, известных тогда в Китае, Фа Сянь решил совершить паломничество в Индию за полными копиями законов. Начиная с IV века н. э. в Китае отмечался расцвет буддизма, который проникал из Индии и распространялся в стране с I столетия. Буддизм оказал огромное влияние на развитие китайской культуры. Из Китая в Индию направлялись паломники - буддийские монахи, прокладывавшие пути через пустыни и высокогорные перевалы Центральной Азии. Одним из них и был Фа Сянь, оставивший глубокий след в исторической и географической литературе. В 399 году с группой паломников он отправился из родного города Сиань (Чанъань) на северо-запад через Лёссовое плато и далее вдоль южного края песчаных пустынь северо-западного Китая. О сложности этого отрезка пути Фа Сянь пишет в своем дневнике: "В песчаном потоке есть злые гении, и ветры настолько жгучи, что когда с ними встречаешься, - умираешь, и никто не может этого избегнуть. Не видишь ни птицы в небе, ни четвероногих на земле". Паломникам приходилось отыскивать себе дорогу по костям тех, кто до них пускался в путешествие. Пройдя по "шелковой" дороге до горы Босянцзы, паломники свернули на запад и после семнадцатидневного путешествия достигли блуждающего озера Лобнор. У этого озера, в районе ныне мало обитаемом, во времена Фа Сяня существовало самостоятельное государство Шеншен, и путешественник встретил здесь население, знакомое с индийской культурой. В конце XIX века Н. М. Пржевальский при посещении Лобнора наблюдал сохранившиеся развалины Шеншена, подтвердившие существование здесь в прошлом крупного культурного центра. Пробыв у Лобнора месяц, путешественники направились на северо-запад и, перевалив через Тянь-Шань, достигли долины реки Или, затем они повернули на юго-запад, снова перешли через Тянь-Шань, пересекли с севера на юг пустыню Такла-Макан и у города Хотан достигли подножий хребта Куньлунь. Спустя тридцать пять дней маленький караван прибыл в Хотанское царство, в котором насчитывалось "несколько десятков тысяч монахов". Фа Сянь и его спутники были допущены в монастыри. Им посчастливилось присутствовать на торжественном празднестве буддистов и браминов, во время которого по городам Хотанского царства провозили роскошно убранные колесницы с изображениями богов. После праздника Фа Сянь и его спутники направились на юг и прибыли в холодную гористую страну Балистан, в которой, кроме хлебных злаков, не было почти никаких культурных растений. Из Балистана Фа Сянь взял путь в восточный Афганистан и целый месяц блуждал в горах, покрытых вечными снегами. Здесь, по его словам, встречались "ядовитые драконы". Преодолев горы, путешественники взяли путь в Северную Индию. Исследовав истоки реки Инд, они прибыли в Фолуша (вероятно, теперешний город Пешавар), расположенный между Кабулом и Индом. После многих затруднений каравану удалось добраться до города Бану, который существует и поныне; затем, снова перейдя Инд в средней части его течения, Фа Сянь пришел в Пенджаб. Отсюда, спускаясь к юго-востоку, он пересек северную часть Индийского полуострова и, перебравшись через большую солончаковую пустыню, лежащую на восток от Инда, достиг страны, которую он называет "Центральным царством". По словам Фа Сяня, "здешние жители честны и благочестивы, они не имеют чиновников, не знают законов, не признают смертной казни, не употребляют в пищу никаких живых существ, и в их царстве нет ни скотобоен, ни винных лавок". В Индии Фа Сянь посетил много городов и местностей, где собирал легенды и сказания о Будде. "В этих местах, - отмечает путешественник, описывая Каракорум, - горы круты подобно стене". По отвесным склонам этих гор древние обитатели их высекли изображения будд и многочисленные ступени. Фа Сянь в долине Ганга отыскал буддийский монастырь, где изучал и переписывал священные книги буддизма. Пробыв в Индии продолжительное время, путешественник в 411 году отправляется в обратный путь на родину морским путем. От устья Ганга он отплыл на Цейлон, где прожил два года, и затем в 413 году на торговом судне отправился на Яву. После пятимесячного пребывания на Яве Фа Сянь возвратился в свой родной город Сиань-фу (Кантон).

1. Начало. Наиболее древние сохранившиеся документальные источники сведений об астрономических представлениях и знаниях обитателей Древней Индии - это печати с изображениями на мифологические космологические и космогонические сюжеты. Краткие надписи на них до сих пор не расшифрованы. Эти документы относятся к индской цивилизации, существовавшей в 3 тыс. до н. э. в долине реки Инд, на территории нынешних Индии (Западный Пенджаб) и Пакистана (район Мултана). Главными культурными центрами ее были города Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган, обнаруженные в начале 20-х гг. нашего столетия (археологи дали им и современные названия). Всего было обнаружено свыше 500 памятников, в том числе селений, крепостей, морских портов, свидетельствующих о высокоразвитой экономической и культурной жизни их обитателей, имевших сухопутные и морские связи с городами Месопотамии и Древнего Египта. К XVII-XVI вв. центры индской культуры были ослаблены как стихийными бедствиями (землетрясениями и наводнениями), так и внутренними противоречиями, экологическими неурядицами и войнами, и были окончательно разрушены нашествием ариев, индо-ираноязычных племен, пришедших с северо-запада и давших начало основному современному индоевропейскому населению Индии.

Сведений об астрономических знаниях периода индской культуры очень мало. Письменная история древнеиндийской астрономии начинается для нас лишь со времен утверждения арийской цивилизации. В древнем собрании религиозных гимнов «Ригведа», создание которых относится к периоду с конца 2 до первой половины 1 тыс. до н. э., нашли отражение и некоторые астрономические познания древних индийцев. Из этих фрагментов вырисовываются их общие представления о Вселенной, т. е. астрономическая картина мира. Вопрос о том, не отразились ли в этих представлениях еще более ранние, доарийские знания и представления, пока остается дискуссионным.

2. Фрагменты наблюдательной и математической астрономии. Первыми объектами исследования на небе для древних индийцев стали Солнце и Луна. Как и в других регионах Древнего Мира, их наблюдением регулярно занимались жрецы, а первым практическим применением астрономии стало составление календаря. Особый интерес проявился к созвездиям, по которым совершала видимое движение Луна. Эта область неба, выделенная сначала также ближе к небесному экватору, разделялась на 28 (иногда упоминается 27) «лунных стоянок» - накшатр. Каждая накшатра, согласно «Ригведе», соответствовала либо яркой звезде (например, Арктуру), либо группе звезд (Плеяды, Орион, Пегас).

Сведений о каких-либо систематических наблюдениях древними индийцами планет не сохранилось. Но если присмотреться к старинному рисунку, отражающему картину Вселенной в соответствии с «Ригведой» (рис. 8, а ), то можно убедиться, что по меньшей мере три планеты были отмечены как постоянный элемент неба. И так как они изображены далеко от Солнца, то можно заключить, что наблюдались (во всяком случае изображены на рисунке) Марс, Юпитер и Сатурн.

Из других астрономических явлений в «Ригведе» упоминается некое парное явление «Раху» и «Кету». Некоторые исследователи расшифровывали это как наблюдение комет либо падающих звезд, либо затмений, т. е. явлений кратковременных, неожиданных. Но не исключено, что парность Раху и Кету отражала наблюдение утренней и вечерней видимости Венеры, которая, быть может, еще воспринималась как два разных объекта, но все же парных, как-то связанных с Солнцем.

Не сохранилось указаний и на систематическое наблюдение звезд в этот период в Древней Индии. Впрочем, религиозно-философский характер единственного дошедшего до нашего времени письменного памятника ведической эпохи - «Вед» исключает отражение в них таких результатов.

Из математических достижений древних индийцев наиболее широко известно изобретение ими десятичной системы счета с позиционной записью чисел. К VI в. до н. э. им были известны уже арифметические действия с целыми числами и дробями, решение неопределенных и квадратных уравнений, приближенное нахождение значений иррациональных величин. За несколько столетий до греков здесь также была известна теорема, названная позднее именем Пифагора (есть версия, что Пифагор побывал в Индии).

Сведений о каких-либо астрономических инструментах у древних индийцев, как и остатков наблюдательных площадок, пока не обнаружено.

3. Календарь. О том, что астрономические наблюдения по меньшей мере Луны и Солнца все же велись индийцами уже в глубокой древности, свидетельствует существование у них в эпоху «Нигведы» уже в VI в. до н. э. нескольких календарных систем. Основой их были и лунный год в 354 дня, и близкий к тропическому солнечному год в гражданском календаре (360 дней + 5 дней «для жертвоприношений»), и сидерический месяц в 27 дней (год состоял либо из 12, либо из 13 таких месяцев) .

Прямых упоминаний о планетах в ведических гимнах не обнаружено. В «Ригведе», однако, упоминается среди божеств «семь адитьев» (семь солнц), и некоторые историки не без основания истолковывают это как «семь светил» - пять планет, Луна и Солнце.

В индийских календарях с VI в. до н. э. в названиях дней семидневной недели стали использоваться имена семи подвижных светил, в том же порядке, что и, например, в Египте: первый день Луны, второй - Марса, третий - Меркурия, четвертый - Юпитера, пятый - Венеры, шестой - Сатурна, седьмой - Солнца.

Некоторое сходство с египетским календарем проявилось и в разделении месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая половина, до полнолуния (шукла) и темная (кришна).

4. Натурфилософия Древней Индии и космолого-космогоническая картина мира. В философском осмыслении Вселенной, космофизической картине мира древнеиндийские натурфилософы опередили древнегреческих мыслителей. Сквозь традиционную для той эпохи мифологическую и религиозную форму изложения пробиваются порой идеи такой глубины, к каким человечество в своем развитии вновь подошло лишь в наши дни.

Древние индийцы времен «Ригведы» делили Вселенную на три сферы: Земля, небо и разделяющее их (или связующее!) воздушное пространство. Для древней космологии (да и только ли для древней?) было характерным преувеличение роли и масштабов ощутимого окружающего мира, в данном случае «воздушного пространства». Оно представлялось как существенная часть всей Вселенной и простиралось от Земли до неба с его светилами. В этой промежуточной области действовали боги ветра (Ваю), грозы и бури (Рудра), бог молнии, грома и вообще разрушительных стихий (Индра). Последний считался царем среди богов, который поражал темные силы с помощью «космической молнии» - ваджры (наподобие Зевса-громовержца). Но у индийцев было и особое, оригинальное представление об Индре как о символе «Солнца в зените» - палящей неизменной силы, воплощении абстрактной сущности центрального явления природы. Ночью его заменял брат-близнец - бог Агни, иначе жертвенный огонь. В свою очередь Сурья означало «Солнце в движении» - с востока к западу. Причем считалось, что не поведение Солнца вызывает явление дня и ночи, а, напротив, само оно зависит от смены дня и ночи и к ночи должно скрываться! В этом проявилось одно из самых ранних «зеркальных» отображений действительности.

У древних индийских философов выработалось представление о существовании во Вселенной универсального организующего начала, или принципа упорядоченности мира. Такой принцип они называли «рита», в противоположность «анрите» - хаосу, тьме. Под мировым порядком разумелось циклическое движение Солнца, смена сезонов года, возвращение Луны к одной и той же накшатре. Все это говорит о существовании наблюдательной основы появления идеи «риты».

Существование Вселенной состояло в борьбе риты и анриты. Вначале носители упорядочивающих и разрушительных сил имели мифологический зоо- или антропоморфный характер. Покровительницей матери-Земли была богиня Притхиви. Земля представлялась бесконечным плоским «обширным пространством» (это и означало «притхиви», см. рис. 8). Промежуточной воздушной зоной управлял бог неба Варуна, «творец и хранитель природы», защитник мирового порядка. В одном из гимнов «Ригведы» говорилось: «Высоко протолкнул он небосвод, двояко [создал] светило и разостлал Землю».

Для древнеиндийской космологии, также начавшей свое формирование с мифологического описания Вселенной, характерен был, однако, ранний переход к абстрактным натурфилософским идеям тех или иных сил природы. «Боги природы», как правило, не имели конкретных черт в отличие, например, от богов древних греков (последние перешли к абстрактным представлениям позднее) .

Существенным элементом древнеиндийской натурфилософии (как и вообще натурфилософии всех древних цивилизаций) было представление о тесной связи каждого живого существа со всем мировым порядком, с «ритмом бытия». Так учили составители «Ригведы» три тысячи лет тому назад. Это же пронизывало и учение их последователей - авторов концепции «упанишад» (букв. - «сидящих вокруг учителя»), а затем буддизма.

Другой особенностью древней натурфилософии было представление, что связь Вселенной и человека обоюдная, активная и со стороны человека. Считалось, что человек может и обязан своим поведением, нормами жизни поддерживать не только свое благополучие, но и весь мировой (!) порядок.

Для индийской натурфилософии характерной была также идея «единой вселенской безличной силы», которой подчиняются не только люди, но и (!) боги-небожители. В связи с этим и древнеиндийская философия пронизана весьма глубокими догадками.

Уже в некоторых древних ведических гимнах провозглашалось, что самих богов создало «бесформенное, не имеющее зримого облика первоначало всех вещей», которое называли «Брахманаспати» («Властитель молитвы»). Иногда это абстрактное божество отождествляли с Солнцем, иногда - с идеей знания, мудрости. В «Ригведе» этому «созданию всего» предшествовало появление «первого зародыша» (пратхама гарбха) или «золотого яйца» (брахманды), которое появляется в первозданном океане . Идея зародыша мира небезынтересна: ведь в нем заключались даже все будущие боги, как и все вещи и существа. Этот космический зародыш, как гласил один из гимнов «Ригведы», был тем, «что есть по ту сторону неба, по ту сторону этой Земли, по ту сторону богов и асуров [демонов]». Зародыш мира считался либо «нерожденным», «вечным», либо возникшим в водах. Согласно мифу 1 тыс. до н. э. Земля плавала в мировом океане в виде цветка лотоса, и одним из лепестков была Индия. Вся Вселенная опиралась на спины слонов. Солнце ходило по небу вокруг Меру - горы в центре плоской Земли.

Существенной в древнеиндийской натурфилософской космогонии была идея первоначального космического жара («тапас»). Иногда он отождествлялся с понятием «напряжения», «желания». В «Ригведе» говорится:

Закон [рита] и истина родились
Из воспламенившегося жара.
Отсюда родилась Ночь,
Отсюда - волнующийся Океан.

Из Океана появляется год, «распределяющий дни и ночи, Солнце, Луна и все существа».

Вселенная, по представлениям древних индийцев, бесконечно повторяла некий многоступенчатый цикл «развития» - от зарождения до гибели и снова к возрождению.

В качестве главной черты древнеиндийской космогонии исследователи культуры Древней Индии отмечают особый «дух искания», отсутствие аксиом атичности суждений. Отсюда возникал и дух сомнения, самокритичности. Древние космогонисты задавали вопросы, не претендуя на получение однозначного ответа, а размышляя и давая другим «информацию для размышления». В «Ригведе» есть «Гимн о сотворении мира», который начинается так:

Не было не-сущего, и не было сущего тогда,
Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.
Что́ двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?
Что́ за вода - глубокая бездна?

Кроме уже упоминавшейся идеи в учении упанишад, что бытие родилось из небытия, допускалось еще и существование чего-то третьего, несводимого ни к тому, ни к другому. Гимн о сотворения мира заканчивается размышлениями, полными сомнений, свидетельствующих прежде всего о понимании степени глубины и неохватности поднятой проблемы - происхождения Вселенной:

Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит?
Откуда родилось, откуда это творение?
Далее боги появились посредством сотворения этого
[мира, - а не перед его сотворением!]
Так кто же знает, откуда он появился?
Откуда это творение появилось:
Может, само создало себя, может, нет -
Тот, кто надзирает над этим [миром] на высшем небе,
Только он знает или же не знает [!]

5. Зарождение материалистической натурфилософии в Древней Индии. В философии природы, изложенной в Ведах, первоначалом всего мыслилось нечто нематериальное: «небытие», моральный принцип порядка «рита», «властитель молитвы», знание, мудрость...

В противоположность этому мировоззрению жреческих кругов уже во II в. до н. э. сформировались первые материалистические философские учения в Древней Индии - «санкхья» и «локаята». Наиболее близкой к диалектическому и материалистическому мировоззрению была философская школа санкхья (что означает «рациональное», «анализирующее», «количественное», «численное»). Сформировавшееся ранее II в. до н. э., это учение дошло до нас лишь по пересказу в более поздних сочинениях IV-V вв. Согласно учению санкхья Вселенная материальна, а все вещи в ней, все существа возникают из саморазвивающейся материи. Причем вначале материя находилась в нерасчлененном состоянии, в «непроявленной» форме (авьякта). Благодаря существованию трех качеств - «гун», она превращается в «проявленную» форму (вьякта) - наблюдаемую Вселенную, в мир предметов и существ. Качества эти - «тамас» (тьма, инерция), «раджас» (страсть, огонь, энергия, активность, красный) и «саттва» (сущность, истина, равновесие, успокоение, белое).

Учение локаята (букв, распространенное в народе, идущее путем земного мира, материалистическое, поскольку «лока» и означает материальный мир) утверждало, что единственной сущностью всего живого является тело, душа же - чистая иллюзия. В этом учении, быть может, возрождались более древние идеи, уходящие корнями в доарийскую цивилизацию. Труды локаятиков беспощадно уничтожались. Идеи их дошли до наших дней только через критику этих идей их противниками.

Была также предпринята попытка материалистического описания «первостихии» Вселенной в форме «дыхания» (праны) как признака самого существования. Такая идея высказывалась более поздними последователями Вед.

Примечания

Иногда это поясняется как создание дневного и «ночного» пути Солнца, под Землей . Но возможно и другое толкование: не «создал», а «двинул» Солнце годовым и суточным движениями.

В одной из версий мифа о возникновении мира бытие (Сат) родилось из небытия (Асат), и бытие состояло из твердого Неба и Земли (т. е. было материальным).

В одном гимне описано создание Вселенной из частей тела великана. Но здесь уже звучит четкий социальный заказ - оправдать существование неравноправных каст: высшие - брахманы - вышли из его уст, а низшие - пирии - создавались из... ступней.

Легенды, дошедшие из далекой древности, наводят на мысль о том, что предыдущие цивилизации могли быть уничтожены своими же собственными учеными, неосмотрительно вызвавшими титанические силы, сместившие земную ось. Возникшие в результате этого катаклизмы изменили климат и обрушили гордые страны в море. Родовая память о гибели Лемурии и Атлантиды побудила посвященных старой Индии тщательно оберегать известную им мудрость. Они передавали опасное знание из поколения в поколение только немногим ученикам. Иногда устные предания сохранялись как краткие, не привлекавшие внимания письмена в форме символов, которые во избежание злоупотреблений могли быть прочтены только адептами.

Знания о свершениях древних мудрецов являются некими проблесками культуры, полученной от погибших цивилизаций Древней Индии. Конечно, они вовсе не были возрождены в результате раскопок в Мохенджо-Даро. Но они наверняка известны священнослужителям индуистских храмов. Предшественники индусов сформулировали мировые религии и положили начало Ведантической школы философии. Они дали миру чудесную систему йоги: Жнани-йогу мудрости, Раджа-йогу разума, Хатха-йогу тела, Бхакти-йогу любви, Карма-йогу труда и Мантра-йогу звука.

Все они, соединяя мистицизм с повседневной жизнью, развивают осознание отношения человека ко Вселенной. Каушитаки Брахмана доказывает, что в 3100 году до н. э. посвященные имели передовые представления об астрономии. Индийский ученый VII века Брахмагупта утверждал, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Он также сообщил о законе всемирного тяготения, факте, неслыханном и в новые времена до Коперника и Ньютона. Так называемые арабские цифры, появившиеся в Европе в IX столетии, на самом деле происходят из Индии, математики которой изобрели десятичную систему счета) алгебру, дифференциальные и интегральные исчисления.

Древние посвященные знали закон гравитации и предугадывали скорость света. Задолго до Демокрита и наших ядерных физиков индиец Кананда сформулировал атомистическое учение. Предполагается, что древние жители Индии использовали электрические силы, секреты которых сегодня утрачены, и возможно, что их посвященные, владевшие тайными знаниями, производили ядерные бомбы по гораздо более простой технологии, чем современная. Вполне вероятно, что они овладели принципами полета и построили летательные аппараты на ядерном топливе, как это следует из индийской эпики. Философы школы Вайсезаки свели время к блестящей математической концепции, определяя наименьшую единицу времени — kala — как период, необходимый атому для прохождения своей собственной единицы пространства, а наибольшую — как период жизни всей Вселенной, определенный древними провидцами.

В Древней Индии индусы были великими алхимиками; еще до 1000 года до н. э. они вели поиски эликсира жизни, знали состав воды и оккультные свойства металлов, составляющие неведомую нам сегодня тайную науку. Удивительными были их познания в области медицины и фармакологии — древние хирурги проводили тончайшие операции по удалению катаракты. Что касается музыки, то их менестрели изобрели тонику соль-фа задолго до средневекового Ги д’Арсццо. Величайшим достижением Древней Индии стал санскрит — самый удивительный язык, более совершенный, чем греческий, более богатый, чем латинский, и более утонченно-изысканный, чем и тот и другой.

Вверх