Что такое суффикс прошедшего времени. Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени

Русский язык 4 класс.

Тема: правописание суффикса в глаголах прошедшего времени.

Цель: познакомить с написанием суффикса перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени; развивать речь, мышление, умение осознанно применять изученные правила.

Оборудование: орфографический словарь; таблица с опорными словами; таблица со словарными словами; таблица к загадке; «линейки» с гласными буквами.

Ход урока.

    Орг.момент. Упражнение «Улыбка».

Когда мы улыбаемся,

Мы жизнью наслаждаемся

И силой наполняемся,

Дарующей успех.

    Разминка для кистей рук.

    Упражнение для чистописания.

Завершите

Какой звук обозначает буква «с»?

Какая часть слова начинается на эту букву?

О правописании этой части слова пойдет речь на уроке.

    Словарная работа. Покажи пропущенную гласную:

т.перь, .днажды, с.йчас, п.том, .ккуратно, вч.ра, н.зад, св.ркать, слев., справ.

Где встречались эти слова? Что их следует сделать?

Проверить их правописание можно по словарю (показ словаря).

Какое слово лишнее? Почему? Докажите.

Работа по таблице:

называет

отвечает на вопросы

изменяется

в предложении является

    Сообщение темы и цели.

Нам предстоит узнать новое правило о правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.

    Работа по теме урока.

а) прочитай вопрос Почемучки с. 214.

Почему важно знать какой суффикс пишется перед суффиксом л в глаголах прошедшего времени? (что писать без ошибок).

б) наблюдения над правописанием суффиксов прошедшего времени перед суффиксом л.

Работа с загадкой:

Белый камешек раста.л,

На доске свой след остав.л.

Что помогло отгадать загадку? (белый камешек, след оставил).

Почему не можем определить какой суффикс перед суффиксом л? (он безударный, неясно слышим).

Какая форма глагола нам помогала в проверке безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени? (неопределенная форма).

Она поможет нам и сейчас. Поставьте данные глаголы в н.ф., выделите суффикс перед –ть (дети - в тетради, учитель - на доске).

растаять – растаял

оставить – оставил

Вывод: у глагола п.в. перед суффиксом л пишется тот же суффикс, что и перед –ть в н.ф.

в) работа над правилом с. 214 самостоятельно, в парах.

Физкультминутка

г) упражнения:

№ 500 прочитай задание, выполни по образцу:

1 ряд – первые три глагола;

2 ряд – вторые три глагола;

3 ряд – третьи три глагола.

(проверить устно).

Каким правилом руководствовались, чтобы правильно написать суффикс у глаголов п.в.?

Добрый совет.

В трудных случаях обращайтесь к орфографическому словарю, глаголы даны в нем в н.ф., достаточно применить правило и напишете верно.

Прочить про себя, объяснить значение любых двух пословиц по вашему выбору.

Можно ли сказать, что эти пословицы на одну тему? Какая лишняя?

Запишите две из них, ставя выделенные глаголы в п.в., помня о правописании суффиксов перед суффиксом л.

(Проверка – назвать только глаголы)

утащил – утащить

видел – видеть

слышал – слышать

Какая форма глагола помогла правильно написать суффикс у глаголов п.в. перед суффиксом л?

е) разбор слова по составу: объявил.

Рассказать об этом слове все, что сможете. (значение слова, часть речи, отвечает на вопрос, изменяется и т.д.)

    Домашнее задание.

Правило с. 214 выучить, из упражнения № 502 выписать глаголы п.в., доказать написание безударных суффиксов с помощью глаголов н.ф.

Как проверяется написание суффикса у глаголов п.в. перед суффиксом л?

Ответили ли мы на вопрос Почемучки?

  1. Правописание глаголов прошедшего времени

    Урок

    Раздел: Глагол . Тема урока: Правописание глаголов прошедшего времени . Повторение. Цель урока: актуализировать знания учащихся о правописании глаголов прошедшего времени . Задачи урока...

  2. Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных образованных от глаголов Цели

    Документ

    Тема : Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов . Цели... какие страдательными? - Назовите формообразующие суффиксы причастий. - Расскажите о правописании гласных перед -н- и -нн...

  3. Тема причастие (6 класс) учитель семиряжко татьяна викторовна тема 1 причастие как особая форма глагола человеческого слова заключая

    Документ

    Семиряжко Татьяна Викторовна Тема 1. Причастие как особая форма глагола Они (причастия) служат... Помните! Правописание суффиксов причастий в прошедшем времени не зависит от спряжения глаголов . 1.Суффиксы действительных причастий настоящего времени : - ...

  4. Урок русского языка

    Тема: «Прошедшее время глагола. Образование глаголов прошедшего времени. Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени. »

    Цель:

    Создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации средствами ИКТ.

    Задачи урока:

    познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

    развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

    формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

    работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

    воспитывать интерес к предмету.

    Дидактические средства:

    учителя – презентация;

    учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

    Оборудование:

    «Русский язык» Т.Г.Рамзаева – 4 класс

    компьютер + проектор

    Карточки для рефлексии

    Формируемые УУД:

    Личностные: - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

    Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

    Коммуникативные: постановка вопросов, сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

    Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона,

    Ход урока:

      Организация класса.

    1. (Слайд 1) Что без меня предметы?

    Лишь названья.

    А я приду –

    Всё в действие придет.

    Летит ракета.

    Люди строят зданья.

    Цветут сады.

    И хлеб в полях растёт.

    2. Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

    (Слайд 2) Проверим свою догадку, разгадав ребус

    Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём что –то новое.

    В чём смысл этого стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать и писать глаголы?

    Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

    3. Соберём уже известную информацию о глаголе.

    Игра «Блиц – опрос» 2 ученика - кластер

    1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

    2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

    3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

    4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

    5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

    7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. (-ть-, -ти-, -чь-)

    8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)

    9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

    Прочитайте вопросы, записанные на доске.

    1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

    2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

    Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения?

    Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

    Минутка чистописания.

    На доске: л лл ллл

    (Слайд 3) ал ол ел ил

    Прошедшее время глагола

      Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

    1. Словарная работа:

    увидеть Салют, проехать по Улице, услышать Фамилию, покрасил Фиолетовым,

    (Слайд 4, 5)

    Определение спряжения глаголов

    Найти «лишнее» словосочетание

    ПОКРАС?Л ФИОЛЕТОВЫМ (объяснить выбор)

    Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно тему урока.

    (Слайд 6.) Тема урока

    (Слайд 7) Цели урока

    (Слайд 8) Задачи урока

    Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени.

      «Открытие» нового знания.

    1. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)

    Угадать - 1рад -угадал, угадала, угадало, угадали

    Потерять - 2 ряд

    Подумать - 3 ряд

    Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)

    Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде? (Окончанием)

    Как же образовать эти глаголы? (Ученики высказывают версии) Проверим.

    Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

    (Формулировка правила учащимися.)

    (Слайд10

    )Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от глагола неопределенной формы при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе.

    ТАБЛИЦА.

    Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

    (Слайд 9)

    ход и ть – ть + л = ход и л

    Мыслит-…

    заклеить …

    увидеть…

    Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.

    Обратим внимание на основы этих глаголов.

    (Слайд13)

    В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме (посе я ть – посе я л)

    Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)

    Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

    (Слайд 11)

    Почему они вызывают при написании сомнение? (Безударные гласные)

    Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

    (Слайд14) ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

    1. Поставь глагол в неопределённую форму.

    2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

    ТАБЛИЦА. МЫСЛ? Л - МЫСЛИ ТЬ - МЫСЛИ Л

      Первичное закрепление изученного.

    Работа по группам (группы по 7 – 8 человек)

    Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

    Задание на маркерных досках.

    1 группа. 2 группа. 3 группа.

    пола_ла - … увид_л - …. брос_ли - …

    выдерж_л - … высуш_ла - … вытерп_ла - …

    выглад_ли - … замяук_ли - … советов_л - …

    плак_ло - … сып_ло - … готов_ло - …

    Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.

    Оценивание работы учащимися

    V . Физминутка. Изобрази глагол. (летает, пишет, спит, читает, рисует, бежит, кушает, ловит, хлопает, топает, танцует, ходит, улыбается.).

    VI . Самостоятельная работа.

    Упр. 500 с взаимопроверкой или по группам

    VII . Итог урока. Заполнение таблицы- матрицы по вопросам по теме «Глагол».

    (слайд 15, 16)

    Мы сегодня хорошо поработали. Определите время глагола и закрасьте соответствующий квадратик.

    Дети думают о прошедшем уроке. Определите число и лицо глагола.

    На уроке нужно было получать новые знания. В какой форме стоит глагол?

    На уроке я внимательно слушал . Какой суффикс указывает на прошедшее время глагола?

    Каждый ученик любит хорошие отметки. Определите спряжение глагола

    Но отметки вы получаете разные. Определите лицо глагола.

    Сегодня на уроке вам пришлось слышать, видеть, терпеть , надеюсь, никому не пришлось никого обидеть . Что это за глаголы вы услышали?

    - Подведем итог. Определите время глагола.

    Глагол в предложении чаще всего -…Сказуемое .

    А спряжение глагола –это….Изменение по …лицам и числам

    Сейчас многие из вас уже мечтают об отдыхе, завтраке и любимом для многих уроке физкультуры. (Определите спряжение глагола)

    Посмотрит, какую отметку вы заслужили.

    Кто попробует проанализировать свою работу на уроке?

    Домашнее задание : выучить правила, упр. 504 , упр. 511 или мини- сочинение «Как я делал…» по выбору

    ПРАВИЛО‑1. У глаголов прошедшего времени перед суффиксом – л‑ пишется та же гласная, которая имеется в неопределенной форме перед – ть.

    ПРИМЕРЫ: таять – таял, зависеть – зависел.

    УПРАЖНЕНИЕ‑1. Перепишите, вставляя пропущенную букву перед л в глаголах прошедшего времени. Попробуйте письменно изложить афоризм Стивенсона своими словами.

    Боги, говорят жрецы, скоро раска…лись, что сотворили человека; мы равномерно им ответствуем: человек раска…лся, что сотворил богов (Пифагор). С тех пор, как за теорию относительности прин…лись математики, я ее уже сам больше не понимаю (А. Эйнштейн). Суди о прожитом дне не по урожаю, который ты собрал, а по тем семенам, что ты посе…л в этот день (Р. Стивенсон). Каждая женщина – Снегурочка: немного ласки, немного тепла и – она раста…ла (А. Е. Васильев). Если человека ужал…ла змея, значит он кого‑то обид…л (Индейская посл.). Пуританин ненавид…л травлю медведей не потому, что медведю было больно, а потому, что публике было весело (Т. Б. Маколей).

    ПРАВИЛО‑2. Переходные глаголы с приставкой обес– (обез‑) имеют в инфинитиве и в прошедшем времени суффикс – и‑ , а непереходные – суффикс – е‑ .

    ПРИМЕРЫ: обессилить (кого‑либо) – обессилеть (самому) .

    УПРАЖНЕНИЕ‑2. Вставьте в глаголы пропущенные буквы. Перепишите выделенные слова и объясните причину, почему пишется буква е или и. Попробуйте устно изложить эти афоризмы своими словами.

    Один стремится к бессмертию путем продолжения своего рода, другой делает большие земные дела, чтобы обессмерт…ть свое имя, и только третий ведет праведную и святую жизнь, чтобы достигнуть бессмертия, как жизнь вечную (Д. Хармс). Чтобы сомнительно обеспеч…ть нашу сомнительную жизнь в сомнительном будущем, мы наверно губим нашу верную жизнь в верном настоящем (Л. Н. Толстой). Идеи можно обезвред…ть только идеями (Бальзак).

    ПРАВИЛО‑3. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы – ова‑ , ‑ева‑ , если в 1‑м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на – ую, – юю. Если же он оканчивается на – ываю, – иваю, то в неопределенной форме и прошедшем времени сохраняется тот же суффикс.

    ПРИМЕРЫ. Проповедую – проповедовать – проповедовал. Усваиваю – усваивать – усваивал.

    УПРАЖНЕНИЕ‑3. Вставьте пропущенные буквы. Запишите выделенные слова и их проверку согласно правилу‑3.

    Если вы хотите заво…вать человека, позвольте ему победить себя в споре (Дизраэли). Всю жизнь мой материальный достаток завид…вал моему духовному богатству (М. Генин). Музыка – это искусство печалить и рад…вать без причины (Т. Котарбиньский). Самые полезные советы – те, которым легко след…вать (Вовенарг). “Команд…вать умеет лишь тот, кто умеет подчиняться”. Это все равно что сказать: “Плавать умеет лишь тот, кто умеет тонуть” (Лоренс Питер).

    Говорить о музыке – все равно что танц…вать об архитектуре (Стив Мартин). Чаша жизни прекрасна! Какая глупость негод…вать на нее только потому, что видишь ее дно! (Э. Ренан). Ребенок – это ангел, у которого крылышки все уменьшаются, а размер обуви все увелич…вается (Неизв.). Пока одни докапыв…ются до корней, другие успевают дотянуться до плодов (Теодор Бер). Любовь – теорема, которую каждый день надо доказ…вать! (Архимед). Сколько человека ни воспит…вай, он все равно хочет жить хорошо (Борис Замятнин). Отчего столоначальников не вытес…вают вместе со столами? Теперь уже начинают, но все же ножки приходится делать отдельно (Ф. Е. Топорищев). Образование создало огромное множество людей, которые умеют читать, но не способны определить, что заслуж…вает прочтения (Г. М. Тревелян). Добродетель есть сила; через упражнение увелич…вают ее во сто раз, как и все прочие силы (Ламартин).

    ПРАВИЛО‑4. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые – вать, – ваю, имеют перед суффиксом – ва‑ ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса.

    ПРИМЕРЫ: залить – заливать – заливаю, преодолеть – преодолевать – преодолеваю.

    ИСКЛЮЧЕНИЯ: затмить – затмевать – затмеваю, продлить – продлевать – продлеваю, застрять – застревать – застреваю.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: различается написание глаголов увещевать – увещеваю (с ударяемым – ва‑) и усовещивать – усовещиваю (с безударным – ва‑ , по образцу усовестить – усовещивать).

    УПРАЖНЕНИЕ‑4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

    Американцы переплывут океан, чтобы сражаться за демократию, но не перейдут через улицу, чтобы проголос…вать (Билл Вон). Господь не ожидает от тебя решения всех мировых проблем; он лишь надеется, что ты не будешь их созд…вать (Неизв.). Государственные финансы – это искусство перед…вать деньги из рук в руки до тех пор, пока они не исчезнут (Р. Сарнофф). Вечный двигатель легче изобрести, чем запатент…вать (Крайнов‑Рытов). Печально видеть, как богатые швыряют деньгами, и созн…вать, что не можешь им помочь (Пьер Данинос). Переб…вать шефа можно только аплодисментами (А. Давидович). Мне не нужны люди, которые хотят танц…вать, мне нужны люди, которые не могут не танц…вать (Джордж Баланчин). При демократии дураки имеют право голос…вать, при диктатуре – править (Б. Рассел). Теории подобны мышам: они проходят через девять дыр и застр…вают в десятой (Вольтер).

Вверх