Жилище монголов название. Монгольские юрты. Когда появилась юрта

Юрта - наверное наиболее известное русскому человеку жилище кочевников. Еще со школы мы все помним, что именно в таких жилищах обитали татаро-монголы, которые не давали спокойно спать русским князьям.

Юрта - национальное жилище у тюркских и монгольских народов, имеющее каркасную основу и покрытое войлоком.

Слово "jurt" имеет общее значение у тюрков - "народ" и пастбище. На киргизском и казахском языках "Ата-Журт" переводится как "Отечество". Актуальным синонимом юрты у монгол можно считать слово "дом". С тувинского языка, где слово юрта звучит как "ег", при добавлении к нему окончания "-буле" юрта будет означать "семья".

Юрты - древний вид жилища, который появился еще в период так называемой эпохи поздней бронзы (13-9 века до н. э).Как считают некоторые историки - прародителями современных юрт стали дома андроновцев. Но этот факт можно поставить под сомнение, так как эти жилища напоминали хижины из бревен. Возможно, что юрты начали строить позже - в 8-5 веке до н. э. Увидеть первые древние юрты можно настатуэтках Северного Китая, датированных серединой 1 тысячелетия до н.э. История развития этого вида жилища прослеживаетсяс 13 века в миниатюрах китайцев, среднеазиатов, иранцев и турок.


Турецкие и монгольские юрты имеют некоторые различия. У казахских и туркменских юрт двустворчатые двери из дерева, акиргизы чаще используют занавеску из войлока в качестве двери.Юрты казахов ниже, чем у киргизов, потому как казахи устанавливают их в степи, где бывают сильные ветра. Узнать устройство древних юрт дают наскальные рисунки. Их них следует, что древнее жилье кочевников представляет собой шатер, поделенный на левую и правую стороны. В наши дни юрты широко применяют в туристическом отдыхе. Подобные жилища имеют шикарное убранство.


Для кочевника юрта удобное и практичное жилье. За час семья может спокойно собрать или разобрать жилье. Юрту легко транспортировать вне зависимости от вида транспорта. Покрытие из волока защищает от дождей, ветров, холода. Дневной свет попадает в жилище через просвет в верху купола, кроме того это отверстие дает возможность использовать очаг. В своем устройстве жилище достаточно просто - оно состоит из решетчатых складных стенок, жердей, которые составляют купол, круга, с помощью которого жерди крепятся на вершине и кошмы, которой покрывают всю конструкцию. Юрта до сих пор пользуется популярностью у казахстанских, кыргызских и монгольских животноводов. Это, пожалуй, единственное жилище, в котором можно регулировать освещение и вентиляцию. Дым от очага не остается в помещении, он уходит в тундюк - отверстие купола. Днем отверстие является окном, через которое в жилище поступает солнечный свет, а на ночь его легко закрыть. В жару боковую часть кошмы можно поднять. В этом случае юрта будет хорошо проветриваться, а люди будут находиться в прохладе и в тени.


У монголов вход в юрту всегда находится на юге. Северная сторона считается особенной и важной - там находится алтарь. В северной стороне принимают и почетных гостей. Центр юрты занят очагом.

Внутри юрта поделена на две стороны. У монгол восточная сторона является женской, а западная - мужской. Постель хозяев располагается в мужской стороне, ближе к выходу.Эта часть юрты украшена оружием мужчины, талисманами. В восточной стороне жилища находится постель хозяйской дочери. Ближе к двери обычно ставят шкаф с посудой и ступу для взбивания кумыса, которая считается символом достатка. Эта часть юрты считается гостевой. Здесь также проводят ритуал похорон хозяинажилища.


На сегодня широкое распространение получил юрточный туризм. Поклонники центральной Азии могут позволить себе не только увидеть юрты, нопожить какое-то время в шатрах. Такой вид отдыха получил название Джайлоо-туризм. Во многих ресторанах и туристических объектах можно увидеть как стилизованные, так и самые настоящие жилища кочевников.

Например, в Тыве у национального музея расположены две юрты. А этнотуристический центр "Алдын-Булак" предлагает своим посетителям пожить в юртах и чумах в комфортных условиях.


В названиях некоторых населенных пунктов Северного Кавказа используется слово "юрт" - Кизилюрт, Хасавюрт, Бабаюрт. Быстрее всего, что такие названия имеют тюркские корни. Вероятно, что их дали кумыки или ногайцы.

Железнодорожную станцию и поселок под названием Юрты можно найти в Иркутской области.Подобное название поселков и деревень можно найти там, где жили казахи и тюркские народности.


Что касается применения юрт в архитектурном деле, то сооружения такой формы можно найти в Алма-Ате.

Еще в начале двадцатого века путешественники называли Монголию «страной войлочных юрт». В то время на ее территории из капитальных строений встречались только культовые сооружения – храмы и монастыри. Все население страны вело кочевой образ жизни, перемещаясь по просторам степей и склонам гор. Стоит признать, что подавляющее большинство сельского населения и в наши дни каменным домам предпочитает проверенные временем монгольские юрты.

Строение кочевого жилья

Юрты идеально приспособлены для кочевого образа жизни. Легкая конструкция быстро устанавливается и легко сворачивается. На новом месте дом вырастает примерно за час. Для этого необходимо собрать воедино основные элементы конструкции:

  1. деревянный каркас . Его решетчатая конструкция идеально приспособлена для быстрого монтажа и демонтажа. Складные секции принято называть «ханы». Их количество определяет размеры временного жилья. Стандартная юрта собирается из 4-6 ханов;
  2. уни – деревянные жерди, из которых собирается наклонная кровля. Один конец деревянного элемента заострен и упирается в тоно (центральный круг кровли). К другому окончанию привязана небольшая петелька, которая упрощает крепление жерди к основанию. Так обеспечивается надежное сцепление отдельных элементов и равномерное распределение веса войлока;
  3. центральные опоры. Их может быть несколько. Устанавливаются очень редко в качестве подпорки под тоно с целью повышения прочности конструкции;
  4. вход закрывался стеганым войлоком. Дополнительно он, как и отверстие в вершине юрты, служил для вентиляции помещения и доступа света.

Внутреннее убранство полностью зависело от достатка семьи и назначения самой юрты. Стоит отметить, что у монголов кроме чисто кочевых вариантов жилья есть гостевые юрты. Естественно, что последние выглядят намного богаче и убраны наилучшими коврами.

Разделение монгольской юрты

Левая от входа половина считалась мужской. Она также использовалась для содержания новорожденного молодняка. Это объясняется тем, что уход за приплодом всегда возлагался на главу семьи. Считалось, что мужчины наилучше готовят кумыс. Это еще одна причина, по которой молодняк размещался на мужской половине.
Традиционно здесь хранилась сбруя, оружие, ящик с инструментами. Сундук с походными принадлежностями находился в изголовье кровати, которая устанавливается вдоль стены юрты. Музыкальные инструменты и борцовские трофеи висели над кроватью на фоне вышитого ковра. Огнестрельное оружие, порох и патроны закрывались в сундуке, который устанавливался под кроватью или использовался в качестве подставки под другие предметы интерьера.
Правая от входа часть юрты используется под женскую половину. Центральное место в ней отводится сундуку, в котором хранятся украшения, шелка, праздничные одежды и принадлежности для рукоделия. Он устанавливается возле кровати у изголовья, что подчеркивает его важность.

«Часовой механизм» юрты

Юрта всегда устанавливается входом на юг. Строгое расположение помогает кочевым народам ориентироваться во времени. Внутрь жилья солнечный лучик попадал через отверстие на вершине конструкции. Проходя по стенкам жилища, он пересекает вертикальные жерди, которые служат временными ориентирами.


Независимо от количества ханов функция солнечных часов выполняется только четырьмя боковыми стенками. Каждая из них имеет строго 14 точек соединения с жердями наклонной кровли. Если учитывать еще 4 уни, которые отходят от дверного проема, то всего получается 60 точек отсчета (4*14+4). Это число имеет для монголов особое, сакральное значение.
День принято разделять на восемь периодов по два часа. Каждый промежуток имеет свое имя и назначение. Разделение можно описать так:

  1. 4-6 часов утра. Время тигра. Посвящается утренней дойке;
  2. 6-8. Час зайца. Домашний скот выгоняется на пастбище;
  3. 8-10. Час дракона. Кипятится молоко и убирается дом;
  4. 10-12. Час змеи. В это время готовится домашний сыр, и сушатся пенки;
  5. 12-14. Час лошади. Обеденная дойка овец;
  6. 14-16. Час овцы. Посвящается этот период разным делам по дому;
  7. 16-18. Час обезьяны. Домашний скот пригоняется с пастбища в стойло;
  8. 18-20. Час курицы. Вечерняя дойка скота.

Начало отсчета времени стартует с мужской половины и заканчивается в женской.

Табу для посетителей

В самом центре монгольской юрты под отверстием для выхода дыма разводится очаг. Мебель устанавливается полукругом под стенками юрты. Основной сундук занимает место напротив входа в северной части жилища. На нем устанавливают статуэтки святых, жертовные чашечки, молитовники и другие религиозные принадлежности.


Северная половина является почетным местом и используются для приема уважаемых гостей. Нельзя туда заходить без приглашения хозяина. До сегодняшних дней сохранились древние правила хорошего тона посетителей. Согласно им не рекомендуется:

  1. входить в юрту без приглашения. Принято считать, что тихо вошедший гость имеет дурные намерения по отношению к семье владельца юрты или его имущества;
  2. обмениваться приветствиями через порог. Считается, что так можно лишить жилище благосостояния;
  3. наступать на порог. Это неуважение к членам семьи. Был период, когда в такой способ члены разных кланов объявляли друг другу войну;
  4. вносить внутрь жилья оружие и поклажу. В знак добрых намерений их нужно оставить снаружи. Категорически неприемлемо вносить в юрту пустую посуду или землеройное орудие. В первом случае считается, что дом лишится счастья, а второй предвещает покойника;
  5. в жилище запрещено свистеть. Этот сигнал, по мнению монголов, привлекает злых духов;
  6. из юрты запрещается выносить и дарить молоко, огонь костра или острые предметы. Каждый путник или гость должен это учитывать, обращаясь с просьбой к хозяину.

Монголы недоверчиво относятся к посторонним людям, однако всегда соблюдают правила гостеприимства и никак не выражают своих эмоций, чтобы не обидеть человека. А если прохожий выражает уважение к хозяевам и соблюдает правила этикета этого народа, то он станет желанным гостем в монгольской юрте.

Что мы, жители мегаполисов, знаем о кочевниках? Только то, что это народ, который все время перемещается по степи или пустыне с одного места на другое и ведет почти дикий образ жизни. А некоторые думают, что кочевники – это какие-то персонажи древних веков из исторических книжек.

«Вперед за звездой кочевой»

На самом деле кочевники есть и в наши дни, причем их не так уж и мало. Они кочуют по степям Азии и Монголии, высокогорьям Тибета, по тундрам Америки и России, пасут скот в пустынях Ближнего Востока и Африки. Кочевничество – это целый пласт человеческой культуры, который и сейчас существует на нашей планете, но люди мало знают о нем.

Одна из крупнейших сохранившихся кочевых культур в мире – монгольские животноводы. На протяжении многих столетий монголы жили в степях и выпасали скот на сочных лугах. Поскольку животные постоянно нуждались в новых пастбищах, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое.

Кочевники гордятся своей культурой. Для них характерна особая ментальность, особое восприятие времени и пространства, обычаи гостеприимства, неприхотливость, выносливость, культовое отношение к скоту - главному источнику существования. И считается престижным кочевать и в сегодняшнем мире – каждый мальчишка мечтает стать скотоводом-кочевником, чтобы почувствовать себя повелителем степи.

В то же время современные кочевники давно приобщились к благам цивилизации. В Монголии почти у каждой юрты стоит спутниковая тарелка, а внутри есть DVD, телевизор и генератор, который все это поддерживает.

В этом и состоит кажущаяся парадоксальность кочевого существования: соблюдать заветы предков и их традиции, совершать жертвоприношения, разводить животных, жить в юртах, кочевать по маршрутам, установленным для каждого рода – но при этом использовать современные достижения технического прогресса.

Традиционное жилище кочевника - легкая разборная юрта, которая легко перевозится с места на место и быстро собирается. Войлочная юрта (гэр) с давних пор служила жилищем кочевых народов. Ее остов состоит из деревянных решеток и жердей, которые покрываются войлоком, сваленным из шерсти, – из аналогичного материала делают всем известные валенки. А поверх войлока наматывается ткань, защищающая его от дождя и снега.

Раньше ткань юрты богато украшалась вышивками и аппликациями. Особо ярким и отчетливым узором украшалась войлочная занавеска входа. Орнамент символизирует счастье, долголетие.

Круглая форма и мобильность юрты отражают в себе как защиту от непогоды, так и хозяйственный уклад жизни кочевника. Кочевая юрта летом спасает от зноя, зимой – от холода. Ведь в некоторых районах Азии температура воздуха летом достигает +40°С, а зимой – 30°С.

Кочевники – степной народ, в степях часты сильные ветры и настоящие ураганы. А внутри юрты сохраняется постоянный тепловой режим: деревянный каркас и войлок играют роль терморегулятора. Юрте не страшны практически никакие природные катаклизмы – ее структура без особых проблем выдерживает сильнейшие ураганы и землетрясения.

Дверь юрты всегда должна быть обращена к югу. Эта особенность установки юрты позволяла кочевникам точно определять время. Солнечный луч, попадая в юрту через верхнее отверстие и скользя по решеткам стены, в течение светового дня проходил 29 временных периодов, соответствующих вертикальным жердям каркаса юрты. Для простоты фиксации времени использовались выражения: «когда солнце показалось на кровати», «когда солнце осветило пол юрты»…

Правила поведения

До сегодняшнего дня сохранились определенные обычаи и правила при посещении монгольских юрт. Например, у монголов не принято сразу, без спроса хозяев, входить в юрту. Не рекомендуется близко подъезжать к юрте и на автомобиле: следует остановиться поодаль и громко попросить убрать собак – тем самым гость сообщает о своем желании приблизиться к юрте.

Порог юрты считается символом благосостояния и спокойствия семьи. Разговаривать через порог не принято, а при входе на порог нельзя наступать или садиться – в старые времена гость, умышленно наступивший на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. За нарушение этих правил в XIII веке гостя могли даже казнить! Так что обычно монголы сначала просовывают голову в дверь – и только затем переступают порог.

Северная половина юрты считается своего рода гостиной, но на северной почетной стороне нельзя садиться самовольно, без приглашения. Гостю заранее указывают его место – он не должен садиться, где попало. Восточная половина (как правило, справа от двери) предназначается для женщин, левая - для мужчин. Это деление легко заметить невооруженным взглядом: в одной части хранится хозяйственная утварь, в другой – скотоводческий и охотничий инвентарь. А в центре – печь и очаг, символ дома и семьи.

«Рай с милым» в юрте

Юрта – как, мы надеемся, уже стало понятно из вышесказанного, – отнюдь не шалаш и не палатка. Для кочевников она была и домом, и храмом, и дворцом – по большому счету, юрты богатых ханов и князей не так уж сильно отличались от юрт «простых смертных», по крайней мере по уровню комфорта.

Так что если хочется, с одной стороны, отрешиться от внешнего мира и насладиться общением с «дикой природой» , а с другой – не отказываться от привычных удобств, то – одно из самых романтических и экзотических приключений, которые можно придумать. Ночь в жилище кочевников обещает стать незабываемой и по-настоящему «райской» – особенно, если перед этим как следует погрузиться в древнюю культуру.

Именно это предлагает сделать P.S.BOX. Приобретя подарочный сертификат, вы проведете выходные на территории вдали от шумного города, на территории этнографического музея. Посетите ознакомительную экскурсию с обычаями монгольского народа, включающую традиционное чаепитие. Совершите прогулку на лошадях – и ощутите свою силу и власть над их диким естеством. И наконец, останетесь в юрте вдвоем, наедине с силами природы, которые только усилят чувства друг к другу. Такой необычный уикенд – идеальный и способ его удивить. В Монголии говорят, что женщина украшает дом так же, как седло – коня: так предстаньте перед своим мужчиной во всей красе!

Не похожа на другие посткоммунистические государства этого региона. В отличие от политически нестабильных, управляемых диктаторами или исламскими фундаменталистами стран Азии, Монголия является демократическим государством, а её экономика развивается всё более динамично. Это оживление является результатом систематических глубинных реформ народного хозяйства, а также иностранных инвестиций. Наиболее заметен прогресс в столице страны – . В рельефе Монголии преобладают горы и высокие равнины – 80% территории страны располагается на высоте более 1000 метров над уровнем моря.

Общая информация

Государство Монголия располагается на территории площадью 1,5 млн. кв. км, с численностью населения 2,8 млн. человек. Государственный язык – монгольский. Денежной единицей является монгольский тугрик (MNT). 100 MNT = $MNT:USD:100:2. Время в Монголии опережает московское на 5 часов, часовой пояс UTC+8. Сетевое напряжение 230 В при частоте 50 Гц, C, E. Телефонный код страны +976. Интернет-домен.mn.

Краткий экскурс в историю

Записанная история древней Монголии восходит к третьему веку до нашей эры, когда народ хунну пришел к власти среди многих других кочевых племен. О них впервые появляются записи, когда те пришли в Китай, как «варвары», и против них выла возведены стены, позднее известные, как Великая Китайская Стена. Самый известный правитель Монголии был Чингисхан, который объединил враждующие племена под Великой Монгольской империей в 1206 году и был провозглашен правителем всех монгольских племен. Монгольская империя была расширена вплоть до Восточной Европы под властью Чингисхана. Его внук Хубилай впоследствии завоевал большую часть Китая, где основал династию Юань. Марко Поло путешествовал по большей части Монгольской империи во времена Хубилай-хана. Однако монголы были отброшены к степям китайской династией Мин при императоре Хонгву. Позднее они были завоеваны манчжуро-китайскими императорами Канси и Цяньлун. В 1924 году при поддержке Советского Союза, была провозглашена Монгольская Народная Республика, которую Китай не признал, но был вынужден признать независимость Внешней Монголии. Таким образом, государство было разделено на две части, и Внутренняя Монголия все еще оставалась «китайской провинцией». Сейчас Монголия является парламентской республикой с конституцией.

Экономика

Главной отраслью экономики является животноводство. Здесь разводят коней, крупный рогатый скот, коз, овец и верблюдов, естественными пастбищами для них являются степи, занимающие немалую часть территории Монголии. В долинах рек выращивают пшеницу, ячмень, просо и картофель. На территории страны имеются месторождения флюоритов, медной и молибденовой руды, бурого угля, вольфрама, никеля, олова, серебра и золота. Последнее добывается не только промышленным способом, но и массой старателей. Неподалёку от Улан-Батора разрабатывается месторождение бурого угля, а из солёных озер добывают каменную соль. Экономика Монголии заметно оживилась, главным образом благодаря иностранному капиталу. Быстрыми темпами развивается и строительство.

Климат

Зимы длительны и морозны, а в высоких горах снег не сходит круглый год. Средняя температура в январе составляет -35 градусов на севере и -10 на юге, а в июле - соответственно +18 и +26 градусов. С июня по август над страной проходят ливневые дожди, часто с градом; средняя годовая норма осадков составляет 50 мм на территории Гоби, 200-300 мм на севере страны, и 500 мм в горах. На юге Монголии сильные ветры часто вызывают пылевые бури. Склоны гор северной части Монголии покрывают леса из лиственницы и кедра, а в межгорных котловинах и на возвышенностях преобладают сухие полынные степи. Фауна Монголии богата. Здесь есть, например, рыси, олени, антилопы, газели; водятся также гималайский медведь, монгольский сурок-тарбаган, волк, лиса и другие. В заповедниках обитают охраняемые законом лошади, верблюды, ибисы и дикие азиатские ослы.

География

На западе возвышаются старые Алтайские горы , разделенные на два расположенных параллельно хребта. Центральную часть Монголии занимают сложенные гранитом горы, а северо-восток – нагорье. Горные цепи разделены глубокими котловинами, изобилующими озерами и реками; в течение полугода вода в них находится в замёрзшем состоянии. Самой глубокой впадиной Монголии является Долина Озёр . На востоке страны расположена возвышенная Восточно-Монгольская равнина, а на юге – пустыня Гоби. Большая часть территории Монголии находится в зоне сейсмической активности. Географические и климатические условия страны суровы. Умеренно континентальный климат юга и востока Монголии отличается довольно высокими температурами и очень малой влажностью, а на северо-западе – низкими температурами.

Население

Наиболее многочисленной группой населения страны являются монголы ; кроме того, в стране проживают казахи, русские и китайцы. Монголия относится к странам с наименьшей плотностью населения, причем четвертая часть населения сосредоточена в столице. Более половины жителей Монголии не достигли 14-летнего возраста. Традиционным жилищем монголов является юрта – этот переносной шатер активно используется ими и в наше время. Юрта среднего размера может быть разбита в течение нескольких часов. Обтянутую войлоком конструкцию из деревянных элементов, устанавливаемую на круглой основе, венчает крыша в форме полусферы или конуса. Деревянная дверь юрты нередко богато украшена, а под сводом крыши находится закрываемое отверстие, служащее для вентиляции и освещения шатра, а также дымоходом. Интерьер жилища часто украшают произведения народного искусства – богатые ковры, украшенные рисунками и резьбой предметы быта и посуда.

Виза и таможенные правила

Гражданам России требуется оформление визы для посещения Монголии, ее можно оформить в консульстве Монголии в . Для граждан Украины виза не требуется. Таможенные правила соответствуют общепринятым мировым нормам.

Как добраться

В Монголии есть 3 аэропорта, в 20 км от расположен международный аэропорт «Чингис-Хан». Из России до Монголии можно добраться прямым рейсом по маршруту Москва – Улан-Батор, или с пересадкой в , . Из Москвы до Улан-Батора дважды в неделю отправляется поезд, время в пути составит около 4,5 суток.

Транспорт

На большие расстояния по стране лучше передвигаться с помощью авиасообщения, внутренние рейсы осуществляет «АэроМонголия». На более короткие расстояния и более экономичный способ путешествия – джипы или минивэны с водителем. Для поездки в труднодоступные места используют лошадей, яков. Для поездки по городу можно брать такси или арендовать автомобиль.

Города и курорты

Информация

Суровая девственная природа этой почти необитаемой страны производит огромное впечатление на посещающих Монголию туристов. Впрочем, и путешественники, предпочитающие знакомится с культурой и обычаями новых стран, найдут здесь много интересного для себя.

Посетив развивающийся быстрыми темпами , туристы смогут увидеть на обычных прохожих традиционные монгольские костюмы, носимые как мужчинами, так и женщинами. Длинный халат застегивается мелкими пуговицами на правом плече, а на талии обертывается в несколько раз широким шёлковым поясом, зачастую богато украшенным различными геометрическими узорами. В Улан-Баторе можно также попробовать оригинальные местные напитки – кумыс или необычный на вкус зеленый чай, завариваемый на воде или молоке с добавлением соли и жира. Угощение таким чаем традиционно символизирует уважение к гостю.

Размещение

В Улан-Баторе есть несколько отелей, соответствующих западному уровню. В стране имеются отели от 1 до 5*, соответствующие международным стандартам. В сельской местности большинство гостиниц – остатки советской эпохи, поэтому лучшим вариантом будет традиционная юрта, созданная специально для туристов со всеми удобствами и питанием. Можно остановиться в юрточном кемпинге, чтобы прочувствовать национальный колорит.

Человечество привыкло оценивать уровень развития цивилизации народов, населяющих нашу планету, по величию их дворцов и строений. Однако не менее искусными архитекторами с высокоразвитой культурой являются и народы, ведущие кочевой образ жизни.

Их жилища: юрты, яранги, вигвамы, шатры, иглу, чумы - даже разбалованного удобствами современного человека завораживают своей красотой, простотой, функциональностью и гармоничностью. Может быть, поэтому с недавних пор стало возрождаться искусство возведения жилья кочевников - юрт.

Из чего сделана юрта

Строительным материалом для нее в основном служили кожа, войлок и дерево.

Стены древних жилищ кочевников представляли собой деревянные шесты, собранные в виде решетчатых секций. Из жердей, соединенных с дымовым отверстием, делали и крышу. Снаружи «стены» и «крышу» юрты покрывали слоем войлока.

В центре каждой юрты был каменный очаг. Камни для него кочевали вместе с людьми, и при сборке юрты на новом месте прежде всего выкладывался очаг. На зиму жилище утепляли, обматывая дополнительным слоем войлока и влагостойкой тканью.

Даже зная, из чего сделана юрта, не перестаешь удивляться смекалке и мастерству людей, сумевших без единого гвоздя или шурупа, из подручных материалов, соорудить жилище, выдерживающее сильные ветра и многодневные снегопады.

Юрты монголов

Монгольские юрты мобильные, легкие, разборные, они являются идеальным жилищем для кочевников. В основе юрты - деревянный остов, поверх которого накладывается войлочная кошма в один или несколько слоев. Для защиты от снега или дождя кошма дополнительно оборачивается тканью.

Двери монгольской юрты всегда обращены на юг - эта особенность установки позволяла монголам-кочевникам ориентироваться во времени суток.

Внутри юрта разделена на несколько частей:

  • женскую - справа от двери;
  • мужскую - от двери слева;
  • гостевую - с северной стороны, напротив входа, в гостевой части обязательно располагали алтарь.

Все части юрты воедино соединял очаг, служащий для обогрева и приготовления пищи.

Сами монголы называют свое жилье не юртой, а словом «гэр».

Неписаные правила при посещении монгольской юрты

Со времен Чингисхана и до нынешнего времени монголы придерживаются ряда традиций и общепринятых правил при посещении юрт. Не помешает их знать и европейцам:

  • Входя в юрту, нельзя наступать, а тем паче садиться на порог. Человек, умышленно наступивший на порог, извещал тем самым хозяина о своих злых намерениях, а коснувшийся правой рукой притолоки двери нес в дом мир и благодать.
  • Оружие или поклажу в юрту заносить нельзя. Они оставляются у входа снаружи - это служит подтверждением чистых намерений гостя.
  • Войдя на северную, гостевую половину юрты, принято дождаться от хозяина приглашения присесть. Самовольно садиться считается невежливым.
  • В юрте не принято свистеть. Считается, что тем самым в жилище призываются злые духи. Также пределы юрты не должен покидать огонь из очага, ибо с ним от хозяина уходит счастье.

Юрты казахов

Казахские юрты конструктивно мало чем отличаются от монгольских. По сравнению с монгольскими они ниже, что обусловлено сильными ветрами в этой местности. А их купол увенчан шаныраком (деревянный круг, венчающий макушку юрты) из черного тальника или березы. Монголы предпочитали делать шанырак из сосны.

Шанырак для казахов - не только крестовина, удерживающая купол и предназначенная для прохождения в юрту солнечных лучей и удаления дыма от очага. передаваемая из поколения в поколение, символ продолжения рода и отчего дома. С ним связано множество обрядов и поверий в жизни казахского народа. О значимости шанырака свидетельствует тот факт, что его изображение применяется в геральдике Казахстана.

Отличие жилищ обоих народов состоит и в том, из чего сделана юрта: казахи покрывали ее войлочным покровом, состоящим из 4 прямоугольных частей, в соответствии с частями каркаса. Верхнюю часть юрты, кроме шанырака, накрывали 2 кусками войлока трапециевидной формы. На шанырак крепился откидной прямоугольный кусок войлока, который с помощью шеста и веревки, пришитой к одному из краев, можно было откинуть или закрыть на случай дождя. Двери казахской юрты также сшивались из кошмы, закрепленной на циновке.

У более зажиточных казахов богаче были и юрты. Конструкция жилищ богачей украшалась узорчатыми циновками и скреплялась ткаными из шерсти орнаментированными лентами. Юрта состоятельных людей оборачивалась войлоком белого цвета и в народе называлась «белым домом».

Интерьер юрты

Юрта является символом солнца и космоса, единства человека и окружающей среды. Почти все предметы ее интерьера располагаются вдоль стен, по кругу. Понятно, что в столь ограниченном объеме каждый предмет должен иметь свое предназначение и занимать строго определенное место, чтобы как можно меньше загромождать собой и без того тесное пространство. Тем не менее убранство юрты поражает именно тем, что вызывает ощущение гармонии и простора, комфорта и уюта.

В интерьере, кроме деревянных полок, присутствуют и предметы деревянной мебели, инкрустированные костями животных: сундуки, этажерки, лари для продуктов.

Но особый колорит жилищу кочевников придают Они вносят в интерьер изюминку и поражают разнообразием расцветок и орнаментальных узоров. По коврам сразу же можно было судить и о достатке хозяина.

Современная юрта

Из чего сделана юрта нынешнего века? Конечно же, из современных материалов. Войлок заменен на холлофайбер, деревянный остов сделан из клееного бруса, ткань внешнего полога пропитана силиконом, очагом служит

Юрта стала намного комфортнее, хотя и несколько жаль, что больше не встретишь того, пропитанного дымком и стариной, настоящего жилья кочевников.

Вверх