Новый год и рождество в российской империи. Традиции празднования нового года в россии

Отмечать Новый год 1 января в России начали по указу Петра I ещё в 1700 году. Вплоть до революции праздник считался исключительно светским и второстепенным по отношению к Рождеству. Но на пышность проводимых мероприятий подобные рамки совсем не влияли. В Москве на Соборной площади появлялась традиционная ёлка, в Манеже играли самодеятельные концерты, на Воробьёвых горах организовывали фейерверк, а городская знать бронировала места в популярных ресторанах. АиФ.ru вспомнил, чем на Новый год занимались москвичи сто лет назад и кто им в этом помогал.

В центре столицы

Первыми места кончались в ресторане при гостинице «Метрополь» в Театральном проезде, куда торопились крупные мануфактурщики и так называемая «спортивная Москва», обеспеченные владельцы лошадей и завсегдатаи ипподромов. Начиная с открытия в 1905 году здесь ежегодно устраивали тематические вечеринки. Например, 1911 год встречали авиационным карнавалом. «В углах почти в натуральную величину парят эффектные аэропланы. В центре плавно покачивается спускающийся со стеклянной крыши колоссальный нескольких сажен «Цеппелин», в его гондоле - транспоранты „С Новым годом 1911-м“», - описывали событие в издании «Русское слово».

Ресторан в пятизвёздочном отеле «Метрополь», расположенном в Москве. 1991 г. Фото: РИА Новости

В более простом ресторане «Прага», второй дом на Арбате, в ту же ночь накрыли столы на 500 человек. Здесь собирается спокойная семейная публика, в основном - военные. Все дамы при входе получали подарки - цветок и веер, надушенный французскими духами парфюмера Коти.


Ресторан «Прага» сегодня. Фото: www.russianlook.com

Торговцы и промышленники выбирали Большую московскую гостиницу, располагавшуюся на месте современного отеля «Москва». Московские немцы стремились в ресторан при отеле «Alpenrose» («Альпийская роза»), находившийся в доме 4 по Пушечной улице, тогда ещё прозванной Софийкой. Обстановка резко контрастировала с шумным кутежом в «Метрополе». «Небольшой зал «Альпийской Розы» переполнен. Весело искрятся бокалы. 12 часов. Наступает Новый год. Никто не кричит «ура». Для публики, собравшейся в ресторане, наступил «Neu Iahr». Со спокойным счастьем, добродетельной радостью. Позднее в весёлом разгуле публика кричит могучее „Hoch!“», - писали в газетах. Отличалось и оформление: очевидцы вспоминали огромную залитую огнями ель и столы, оформленные живыми цветами.

Остальные заезжие иностранцы стремились попасть в ресторан «Эрмитаж» в доме 29/14 на Неглинной улице, здание теперь занимает театр «Школа современной пьесы». В конце XIX века кабак открыл основоположник одной из главных отечественных новогодних традиций, француз Люсьен Оливье, создатель одноимённого салата. Артисты собирались в ресторане «Бар», который располагался напротив Малого театра на Неглинной улице, до сегодняшнего дня здание не сохранилось.


Театр «Школа современной пьесы», ранее в этом здании располагался ресторан «Эрмитаж». Фото: Commons.wikimedia.org

Попасть «без записи» удавалось в ресторан «Славянский базар», располагавшийся в 17 доме на Никольской улице. Никакой новогодней программы здесь не было, публика собиралась случайная: заезжие коммерсанты, командировочные и путешественники. Половина столиков оставались пустыми, за остальными публика откровенно скучала.


Гостиница «Славянский базар», XIX век. Фото: Commons.wikimedia.org

Совсем неподалёку, в подвалах здания ГУМа в трактире «У Мартьяныча», собирались скуповатые купцы и разгулявшиеся студенты. Зал скудно украшали ёлками, но о местном веселье ходили легенды. Судя по всему, столы здесь не бронировались, просто по мере наполнения в ресторан переставали пускать публику.

В версте от города

Традицию новогодних фейерверков на Воробьёвых горах ещё в 1891 году завёл московский ресторатор Степан Крынкин . Его кабак с незамысловатым названием «У Крынкина» располагался на улице Косыгина, метров на 150 левее смотровой площадки. После реконструкции в 1904 году по всему периметру здания вытянулась длинная терраса со столиками, гости которой могли видеть всю Москву. Именно для увеселения посетителей владелец решился проводить новогодние пиротехнические шоу, которые благодаря расположению кабака было видно и из центра города. Местная публика в новогоднюю ночь сплошь состояла из богатых замоскворецких семей.


Ресторан Крынкина. Открытка рубежа XIX–XX веков. Фото: Из личного архива

На другом конце Москвы в это же время публика веселилась в ресторане «Яръ», дом 30 на Ленинградском проспекте, ставший знаменитым в качестве отеля «Советский». Стены завешивали цветочными гирляндами, под потолком закрепляли купол из роз. Среди главных посетителей заведения было много представителей творческой интеллигенции - Владимир Немирович-Данченко, Антон Чехов, Фёдор Шаляпин и другие.


Здание гостиницы «Советская» и ресторана «Яръ». 1909–1913 года. Фото: Commons.wikimedia.org

Утром 1 января

Пока обеспеченные люди собиралась в ресторанах, городские низы как могли развлекались в собственных домах. Первую централизованную культурную программу под названием «Сорочинская ярмарка» для простых людей организовали в столичном Манеже в ночь на 1 января 1911 года.


Манеж сегодня. Фото: Commons.wikimedia.org

Гулянья заканчивались к утру. А днём 1 января москвичей ждало новое испытание - новогодние визиты. Но, в отличие от рождественских, подобные встречи носили куда более официальный характер. С поздравлениями предстояло объехать всё начальство и людей, общение с которыми может пригодиться в работе. Хозяева домов не накрывали больших столов, а подавали только чай. Традиция деловых визитов началась ещё во времена Петра I и уже к 1910-годам находила много противников среди образованной интеллигенции, считавшей ритуал архаичным. Впрочем, светских развлечений тоже хватало сполна - до революции празднование Нового года традиционно выпадало на святки, время самых пышных балов и маскарадов.

Новый Год самый любимый праздник в нашей стране! Выходные, веселье, встречи с друзьями, нарядные елки и запах хвои, звон бакалов с шампанским, мерцание огней...

Нововведения Петра I в празднование нового года

Традицию празднования Нового Года ввел в России Петр I, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать новый год осенью, специальным указом перенеся праздник на 1 января.

В те времена Рождество в России приходилось на 25 декабря (по Юлианскому календарю), и Новый Год праздновался уже после Рождества. Это означало, что 1 января не приходилось на рождественский пост, который в те времена строго соблюдался всеми, а значит, в праздник люди могли не ограничивать себя в еде и питье. Первый Новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.

Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.

После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.



Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами.

Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия.

Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.

Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений.



В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.



В 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье изобрел Салат "Оливье". Он был владельцем трактира "Эрмитаж", который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный парижский ресторан. Главной достопримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат "Оливье".

Способ приготовления салата Люсьен Оливье держал в тайне и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингридиенты были известны и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Вот его состав; 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую.

Для соуса: майонез провансаль должен быть приготовлен на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла, однако, по отзывам знатоков, это было не то. Но, попробуйте приготовить.

С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.



По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.



Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.



Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось.

Новый год при советской власти. Смена календаря.

После революции, в 1918 году по ленинскому указу Россия перешла на Григорианский календарь, который к 20 столетию обогнал Юлианский на 13 дней. 1 февраля 1918 года было сразу объявлено 14-ым. Но Православная церковь этого перехода не приняла и объявила, что будет праздновать Рождество по прежнему Юлианскому календарю. С тех самых пор православное Рождество в России отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю). В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Бывшие праздники превратилось в обычные рабочие дни. Елка была признана «поповским» обычаем. «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов!» - писали детские журналы. Но во многих семьях Новый Год продолжали устраивать, хотя и делали это с большой осторожностью - елку ставили тайно, плотно занавесив окна. Вероятно, именно в те годы Новый год в России стали отмечать не маскарадами и плясками, а застольем. Ведь праздновать приходилось тайно, чтобы не разбудить соседей. Так продолжалось до 1935 года. Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!".

Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, и «высочайшая директива» изменилась.

Выяснилось, что Новый Год - это чудесный праздник, который может к тому же лишний раз свидетельствовать о достижениях страны Советов - в продаже появились елки и елочные украшения . Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников.

С 1936 года в Москве, устанавливается самая главная детская Елка России в Кремле.

А с 1947 года день 1 января снова стал «красным днём календаря», то есть нерабочим.



Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки». Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.











В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.



Однако традиции встречи Рождества в России были уже утеряны. Несколько поколений советских людей, воспитанных в духе атеизма, не понимали ни сути, ни формы этого праздника. Впрочем, дополнительный выходной приняли с удовольствием. Возрождение празднования Православного Рождества в России в каком-то смысле поставило под угрозу многолетнюю «советскую» традицию встречи Нового года. 31-го декабря начинается последняя неделя перед Рождеством: по христианским канонам это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди строгого поста по сложившейся «светской» традиции накрываются самые пышные и самые вкусные столы. О каких «традициях празднования Рождества» может идти речь? Неизвестно как в будущем разрешится этот парадокс, возникший из-за нежелания русской церкви переходить на «новый стиль». Пока противостояние между светской и церковной традиции уверенно выигрывает Новый год, который уже много лет удерживает позицию любимого семейного праздника россиян.







Одной из реформ, введенных российским императором Петром I в 1699 году, стал отсчет нового года с 1 января.

До этого времени старый год заканчивался с приходом осени: 1 сентября. С тех пор новогодние традиции претерпели множество изменений: от обязательного празднования по указу императора, до тихих домашних посиделок за закрытыми дверями. Дни праздника не всегда считались выходными, долгое время 31 декабря, 1 января и все последующие до Рождества дни были рабочими. Однако самый первый праздник по царскому приказу отмечали целых семь дней.


Новогодние праздники ассоциируются, прежде всего, с нарядной елкой. Традиции украшать дерево, чаще хвойное, пришли из Германии, где на них вешали фрукты, сахарные изделия и бумажные открытки. В Российской Империи в обязательном порядке должны были украшаться дворы, ворота и ели перед домами. В честь торжества на центральных площадях стреляли из пушек и зажигали всевозможные свечи, пускали фейверки. Поскольку первые светящиеся электрические гирлянды появились только в 1895 году в США, в нашей стране подсветку елок заменяли свечи. Также традиционно обилие свечных огоньков украшало дворы, дома и питейные заведения. Электрическая гирлянда в Советской России появилось лишь в 1938 году.

Одним из наиболее ярких и радостных событий в новогодние дни в Царской России был канун Рождества - Сочельник. К этому дню завершался четырехнедельный Рождественский пост и «до первой звезды» православные воздерживались от приема пищи. Рождество отмечали 25 декабря по старому стилю и 7 января по-новому. Как правило, Рождество отмечали в кругу семьи, а Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января носил более светский характер, принято было приглашать компании к себе домой или самим ходить в гости.


Праздничный стол обязательно должен был быть обильным, не менее 12 блюд. Не обходилось без мяса (чаще поросенка на вертеле), сладостей и водки (это был наиболее популярный напиток различной крепости, менее крепкую водку на Руси называли вином). Известный литературный труд XVI века под названием «Домострой» содержала в себе следующие рекомендации праздничного стола: «В Великий пост мясоед после Рождества Христова к столу подают: лебедей да потрох лебяжий, жареный гусей, тетеревов, куропаток, рябчиков, поросят на вертеле, баранину заливную, баранину запеченную, поросят заливных, поросячий потрох, бульоны куриные, солонину с чесноком и с пряностями, лосину, кур с вертелов, гусиные потроха, говядину вяленую да свинину, ветчину, колбасы, желудки, гусей вяленых, вяленых кур». Современный салат «оливье», селедка под шубой, мандарины и заливное на фоне барских яств тех времен смотрятся простой закуской.


Среди напитков доступным и популярным считался сбитень, его делали как алкогольным, так и безалкогольным для детей. Сбитень всем нравился своим ярким вкусом и согревающим эффектом.

Стоит отметить, что в светской России во времена правления Петра I, празднование не зацикливалось на кулинарных изысках. Более важным мероприятием у знати были танцы и костюмированные балы. На них гостям, как правило, подавали лишь напитки для утоления жажды. Как такового праздничного стола не было. Наиболее праздничным всегда оставался Рождественский стол и, как правило, он был в семейном кругу. Бальные залы декорировали объемными елями, красиво украшенными и, как правило, в золотисто-красных тонах. Вообще золото и красный бархат в оформлении очень характерны для Царской России, как символ победы, красоты и богатства.

К традициям, схожим с современными, можно отнести стремление людей одеться во все новое, раздать долги (только не в сам праздник, а немного заранее), простить обиды, помириться с теми, с кем в ссоре, выбросить старую и битую посуду и все перемыть всё в доме. Так встречающие праздник могли обеспечить себе достаток и счастье в Новом году.


Что касается шампанского, то оно появилось на наших столах только в начале XIX века. После победы над Наполеоном, русские солдаты высоко оценили великолепие этого напитка, который не пользовался особой популярностью во Франции. Спустя короткое время, шампанское попало в Россию и пришлось по вкусу знати. Чуть позже игристый напиток стал традиционным новогодним. Стоит отметить, что благодаря Императору, которому вкус сухого брюта показался тогда кислым, в нашей стране традиционно используют сладкие и полусладкие сорта шампанского. Самой популярной маркой была Вдова Клико. После полного поражения Наполеона, сама провинция Шампань была занята российской армией. В результате массового потребления игристого напитка, все подвалы Вдовы Клико были быстро опустошены, на что она пророчески заметила: «Сегодня они пьют, завтра они заплатят». И оказалась абсолютно права, последующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская Империя по объему заказов стала вторым в мире потребителем шампанского.


Подарки в дореволюционной России было принято дарить только детям. Праздник в самом ярком и волшебном понимании этого слова был ориентирован в первую очередь юное поколение. Им разрешалось не спать в праздничную ночь (за исключением малышей до 7 лет), всем дарили безделушки и угощали сладостями и чаем, водили вокруг елки хороводы и пели песни. Дети всегда с нетерпением ждали этот зимний праздник. Традиционно красиво украшались улицы и дома (конечно в основном зажиточных крестьян и знати), но и простые провинциальные крестьяне по-своему оформляли дом, в основном подручными средствами и тем, что могли смастерить сами. Елка не всегда присутствовала в доме, часто использовали еловые ветки, а стол был более скромным. Однако подарки детям старались сделать все.

В целом Царская Россия времен Петра I только закладывала традиции празднования Нового года и Рождества, однако праздник настолько вписался в календарь, что спустя 3 столетия, стал одним из самых значимых и ожидаемых в году.

И, напоследок, строки и воспоминания о празднике из дневника цензора Александра Никитенко, историка литературы, профессора Петербургского университета и действительного члена Академии наук:


Новый год. Все как будто вдруг обезумели, какая беготня и суматоха! Что же это такое? В природе ли произошла какая-нибудь радикальная перемена или в людях? Ведь в сущности ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам, вероятно и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом. А впрочем, не худо, что такой обычай существует. За недостатком истинных благ человеку нужен хоть призрак хорошего лучшего. И вся эта беготня -- своего рода занятие, которое разнообразит обыкновенную прозу жизни».

А у наших предков было также или процесс празднования Нового года отличался более «системным» подходом? А еще интересно – какую роль на этом торжестве играли дети, был ли у них Дед Мороз и елочка с подарками?

«Колядую, колядую, я зайду в избу любую, попрошу хозяйку: «Сладостей давай-ка!»

Для древних славян главными вехами в году было обновление природы, связанное с движением солнца. Каждый такой этап был важен и почитаем: например, приход весны отмечали Масленицей, а лета – днем Ивана Купалы. В конце декабря встречали Солнце, вновь рожденное, молодое и сильное. День, на который приходилось зимнее солнцестояние, наши предки отмечали «с огоньком»: они жгли большие костры, призывая Солнце вернуться на землю, да и любимое угощенье этого события – каравай – тоже символизировал небесное светило.

© Сычков Ф.В. «Христославы» 1935
В ночь 24 на 25 декабря наступали Святки и начинались колядки, которые длились 12 дней. Особую роль в этом празднично-магическом действии исполняли дети и подростки. Ребятня наряжалась домашними животными: овцами, козами, коровами и т.д., ходила по улицам, пускаясь в пляс и распевая особые песни – «колядки». В это время дети могли зайти в любой двор, постучаться в любую избу и потребовать угощенья. Им никто не отказывал – еще бы, ведь они изображали Молодой год, да и песни пели не простые, а «волшебные». Колядки были формой магического заклинания для всяческого благополучия и изобилия.
Среди ряженых обычно присутствовал персонаж, изображающий Деда – сильного духа, который способен заморозить злых людей и наградить хороших. Возможно, это и был прообраз Дедушки Мороза. Однако древнеславянский Дед сам с охотой принимал подарки, а не одаривал ими малышей. Равно как и другие зимние духи, которые почему-то считались добрыми: например, Морок, Трескун и Морозко. Они, по народным поверьям, сковывали реки льдом, приносили метель и насылали морозы. Чтобы их задобрить, на окна хозяйки выставляли угощение: кисель, кутью, блины.
31 декабря отмечали еще один праздник – Щедрец. В этот день все от мала до велика должны были навестить родню, украсить свой дом засушенными цветами, калиной, косами чеснока, разрисовать посуду, ворота, накрыть обильный стол и т.д. При этом обязательно нужно было петь веселые песни и составлять планы на будущее. Считалось, что все это служит оберегом от зла. В более поздние времена праздник взяла под свою эгиду церковь, и он стал Васильевым вечером – в честь дня памяти Василия Великого. Но и это еще не все: по одной из версий, именно Щедреца скопировали большевики, когда в 30-х годах XX века вводили «пролетарский» Новый год.


Но это – лишь краткое изложение фактов. В разные века и в разных местностях славяне могли встречать Новый год и в марте, как в древнем Риме, и в сентябре, как в Византии. Относительный порядок был наведен в непростом праздничном вопросе лишь с принятием христианства на Руси.

«От Рождества и до Крещения, приготовив угощенье, пели разные колядки, по дворам ходили в Святки»

Вплоть до XV века на христианской Руси Новый год встречали 1 марта по юлианскому календарю или в день Пасхи. А вот с XV века праздник перенесли на 1 сентября, и назвали по-другому – первым днем в году или «Новолетием». Этому поспособствовал великий князь Иоанн III, который в 1492 году повелел считать именно эту дату началом года. Кстати, реформа придала празднику не самый веселый оттенок: помимо радости от окончания сбора урожая, люди теперь испытывали и другие чувства. Отныне им приходилось к 1 сентября по княжьему велению платить дани, пошлины и оброки. Зато «первый день» был обставлен очень торжественно – устраивались пышные гулянья и праздничные службы в церквах.
Петр I, как все мы знаем, был гениальным оптимизатором, коснулось это и календаря вообще, и Нового года в частности. В конце 1699 года он отменил летоисчисление от сотворения мира, заменив его на летоисчисление от рождества Христова - как во всем цивилизованном мире. Заодно и новогодний праздник распорядился отмечать в первый день января. Был 7208 год от сотворения мира – стал 1700 год от Рождества Христова. Было сентябрьское новолетие – стал Новый год 1 января. Также император очень хотел, чтобы подданные отмечали наступление нового года по европейским традициям – с елками и подарками под ней, но это новшество прижилось поначалу лишь в высших слоях общества.


© Чернышев А. «Рождественская ёлка в Аничковом дворце»
Настоящего размаха новогодние торжества достигли во второй половине XIX века, причем языческие славянские традиции мирно уживались с современными европейскими: так, для детей из состоятельных семей на Святки устраивались балы-маскарады, а дети «рангом попроще» в то же самое время могли бойко колядовать на улицах. И никто не считал это вопиющим диссонансом. Кстати, для детей именно эти времена стали самыми любимыми, самыми радостными по части новогодних праздников, ведь и развлечение и угощение находилось для всех.

«Кто в чудесный праздник верит - открывайте шире двери!»

В конце декабря мир волшебным образом преображался: в витринах магазинов и лавок появлялись картонные фигурки волхвов, младенца Христа, рождественские звезды, создавались целые композиции на библейскую тематику. Разумеется, дети любовались этими чудесами, подолгу прилипая носами к той или иной витрине.


© Досекин С.В. «Подготовка к рождеству»
В домах ставили елку и наряжали ее. Люди попроще обходились деревцем из леса, а состоятельные граждане покупали елки, которые начали выпускать… кондитерские заведения. Они были щедро украшены сладостями и свечами. Но и те дети, у которых елки не было, могли полюбоваться на зеленую красавицу: в городах повсеместно стали устанавливать публичные ели. Первая из них появилась в 1852 году на Екатерингофском вокзале (Санкт-Петербург).
Повсюду, как грибы после дождя, вырастали дощатые балаганы и ярмарки. Одним из самых любимых развлечений детей всех сословий были именно они. «Балаганами назывались специально в короткий срок построенные большие и маленькие сараи, в которых давались всякие представления. Эти балаганы служили главным аттракционом рождественского гулянья. Здесь можно было увидеть и арлекинады, и зверинцы, и цирковые представления», – пишет историк. Одним из самых запоминающихся героев был Петрушка – кукла-шут с крючковатым носом, иногда – с горбом. В Италии этого персонажа знают как Пульчинеллу, во Франции зовут Полишинелем, в Англии - Панчем. В Российской Империи был Петрушка, Петр Петрович Уксусов, Самоваров или Ванька Рататуй.



© Манизер Г.М. «Ёлочный торг»
В праздничные гулянья дети угощались разными сладостями, которые продавались в лавочках, покупали «пищалки», «дуделки» и другие игрушки, и, конечно же, посещали аттракционы. Самыми востребованными были качели, большие карусели и ледяные горки. Во всем мире их называют русскими – и не зря: первые горки появились в XVII веке, высотой 25 м и с углом наклона 50º. Очень важным сегментом зимних развлечений был каток, который устраивали практически в каждом населенном пункте. На коньках катались и гимназистки и крестьянские девушки, и студенты элитных учебных заведений, и мальчишки-подмастерья. Была еще популярная командная игра в «Крепость», дошедшая до наших дней, и «Катанье по шестам» (похоже на катанье с горки, но вместо нее были два гладких шеста).
Как и в языческие времена, делом престижа каждой хозяйки было приготовить побольше вкусной еды, чтобы наступающий год был сытным и изобильным. В домах побогаче главным блюдом на Васильев вечер был жареный поросенок, а при более скромном достатке – куски свинины. Детей непременно баловали – покупали им конфеты , фрукты, дарили небольшие подарки. Даже в откровенно бедных семьях малыши не оставались без праздника – в Империи очень сильны были традиции благотворительности, и для бедноты устраивались Елки со спектаклями, угощением, подарками.
А когда все-таки появился Дед Мороз в его современном виде? Только на новогоднем празднике в 1910 году, причем он очень напоминал Пэр Ноэля. Снегурочка же появилась в России в самом конце XIX века – тогда была издана одноименная сказка Александра Николаевича Островского. Но оба этих персонажа были известны лишь образованной публике. Широко вошли они в моду лишь в 1937 году, когда впервые появились вместе на новогодней Елке в Доме Союзов в Москве. Впрочем, это история уже другой страны и другого Нового года.

… итак, давайте попробуем разобраться с нашими традициями любимого праздника и узнать, как же предки встречали Новый, провожали Старый год. И осталось ли сейчас хоть что-то от старинных обычаев.

Петровская эпоха. Новый год по новому календарю

Начнем с того, что Россия стала отмечать приход Нового года зимой значительно позже, чем европейские государства. Ввел этот праздник Петр Первый своим Указом, перенеся дату прихода Нового года с 1 сентября на 1 января.

Поскольку царь Петр сохранил юлианский календарь, Рождество в России приходилось в ту пору на 25 декабря, строгий пост соблюдался, а новогодние торжества после поста стали проходить с небывалым размахом. Первая встреча Нового года состоялась в России в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 г. в Москве, на Красной площади. С 1704 новогодние торжественные встречи были перенесены в новую столицу, Петербург. Празднования первоначально отличались от нынешних, поскольку главным действом было не застолье, а маскарады, массовые гулянья, фейерверки.

Царь Петр лично принимал участия во всех мероприятиях и обязал всех вельмож быть там же. Некоторые бояре пытались отказаться под предлогом мнимой болезни. Тогда царь присылал болящим своего медика. Если вельможа симулировал, на него налагали штраф: он на глазах почтеннейшей публики должен был выпить огромных размеров чару с водкой. Видимо, с той поры и появилась горькая традиция провожать старый год водкой, а не прикидываться больным, чтобы не пропустить самый веселый и долгожданный праздник.

Новогоднее пиршенство

Петр Первый был неутомимым затейником. После гуляний он приглашал во дворец сотню особо приближенных, двери запирались, никто не смел покинуть помещение раньше, чем через трое суток неудержимого застолья. Такое новогоднее пиршество могли выдержать лишь самые крепкие и закаленные бойцы.

Шумные гулянья, маскарады, пальба, фейерверки, шутихи, медведи-скоморохи, катания на санях прижились в России быстро. А вот елки народ не воспринял сразу. До петровского Указа празднование Нового года проводилось весной и осенью, поэтому традиционными деревьями для украшения были березки и вишни. Сначала наряженные елки устанавливались возле домов богачей в Петербурге и Москве, да возле царского дворца.

Зимний Новый год

Зимняя встреча Нового года тоже долго не приживалась в России. Но Петр безжалостно наказывал тех, кто противился Указу и продолжал отмечать Новый год 1 сентября. Царь повелел строго следить за тем, чтобы все дома к 1 января украшались еловыми, сосновыми либо можжевеловыми ветвями, наряженными орехами, яблоками, фруктами, яйцами, овощами.

Со временем к празднику привыкли, даже полюбили его. С тех же пор появилось поверье, что обильный новогодний стол может обеспечить благополучие в предстоящем году, стать залогом богатства всего семейства. На столы выставлялись мясные, мучные, крупяные блюда, кисели, взвары, пиво и брага.

По центру стола ставили мясо молодого поросенка, жареного на вертеле. На новогодний стол категорически запрещалось подавать мясо зайца, птицы и дичи: по существующему поверью счастье могло ускакать или улететь из дома.

Новый год в девятнадцатом веке

Только к середине 19 века с приобщением народа к елкам решили проблему немцы, коих немало проживало в Петербурге. Самые знаменитые кондитерские заведения столицы начали массово продавать елки, украшенные сладостями и свечами. Народ стал их раскупать и постепенно привык к новогоднему дереву, воспринимая его как обязательный и естественный атрибут рождественских и новогодних праздников. В 1852 году появилась первая в России публичная ель, установленная в Екатерингофском вокзале.

… c возникновением шампанского на новогодних столах связана интересная история.

Прибытие шампанского в Россию

Русский народ в облике офицеров гусарских да казачьих полков познакомился с шампанским после разгрома Наполеона. Существует легенда, что офицеры устроили грандиозную попойку в винных погребах мадам Клико, опустошая их полностью.

Когда мадам доложили об этом, она сказала: «Пусть пьют. Русские всегда крайне щедро расплачиваются за выпивку. Даже если это произойдет не сейчас, Россия за них заплатит». Так вскоре и случилось. Слава о качестве вина молниеносно разнеслась по стране. Российская империя заказывала у «Дома Клико» шампанское, количество которого кратно превышало все заказы мадам. Так Россия стала пить шампанское дальновидной мадам Клико. Но особенно ценился напиток на новогодних столах.

Полностью привычным всему населению России новогодний праздник стал только к концу ХIХ века. Новогоднее застолье стало дополняться блюдами из семги, икры, корюшки, сыров. Жареного поросенка начала вытеснять дичь, гусь в яблоках.

На столах стали выставлять вина, коньяк, мороженое. Нашлась и замена французскому шампанскому. Вместо него начали пить донские игристые вина. В начале ХХ века новогодние столы стали заполняться анчоусами, омарами, сардинами. К мясным блюдам добавили индейку и рябчиков.

Новый год после революции

В 1918 Россия переходит на григорианский календарь, которому удалось обогнать юлианский на целых 13 дней. Однако православная церковь отказалась принимать подобный переход. С этого момента и произошла та путаница, о которой я рассказывал в начале. Новый год стал приходить до Рождества. Жители России так и не разобрались, по какому стилю - новому или старому, следует отмечать встречу Нового года. Одни стали праздновать 1 января, по новому стилю, другие - по старому, 13 января. Так появился Старый Новый год.

Первая новогодняя елка после революции была установлена в 1918 году, а уже в следующем новая власть отменила празднование Рождества и Нового года. И хотя их объявили поповскими праздниками, люди продолжали тайно устанавливать елки. Именно в ту пору произошел отказ от массовых гуляний, Новый год встречали тайно, в кругу семьи.

В 1935 году советскому народу объявили о том, что новогодний праздник - один из самых прекрасных дней, поэтому страна вернулась к пышным и торжественным празднествам, с Дедом Морозом, Снегурочкой, массовыми гуляниями и обильными застольями.


… интересно, что моду чокаться хрустальными фужерами с шампанским ввел Александр II. А в 1945 году вернул эту традицию И. Сталин, решив отмечать День Победы и Новый год под бой курантов звоном бокалов с шампанским.

Традиции проводов Старого года

В российских традициях издавна закрепились проводы Старого года, которые отмечают накануне прихода Нового, за пару часов до боя курантов. Принято было не только весело и радостно встречать Новый год, но и достойно попрощаться со Старым. Старинная истина гласила: нельзя начать новую страницу жизни, не дописав предыдущую. Ведь залогом успеха в наступающем году становится умение сделать правильные выводы о жизни в году прошлом.

В настоящее время традиции прощания со Старым годом порядком позабыты. В старину было принято попросить прощения у тех, кого обидели в прошлом году. Мы уже не помним старинный обычай, гласящий, что в Новый год нельзя входить со старыми долгами - что поделать, нас захлестнуло время долгосрочных кредитов. Считали старики, что в Новый год нельзя входить и с пустым карманом. Запрещалось в прежнюю пору выносить мусор непосредственно перед наступлением Нового года, предки говорили, что вместе с ненужным хламом выносится из дому благополучие. И главное, что требовалось сделать - несколько минут подумать о негативе, присутствовавшем в прошлом году и мысленно зачеркнуть его, не перенося в год наступающий.

Счастливого Нового года!

Вверх