Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы. Минеральное питание Почвы самые лучшие

Елена Кумейко
Урок по биологие «Минеральное питание растений из почвы»

Конспект урока по биологии (6 класс) :

Минеральное питание растений из грунта .

Цели и задачи урока :

-сформировать понятия : органическое и минеральное удобрение , питание растений ,корневые волоски, сосуды,проводящая ткань, определить роль корня и корневой системы в питании растений ;

Закрепить знания о строении корня и стебля, умение узнавать органы растений , устанавливать причинно-следственные связи между процессами и функциями органов растений ;

Формировать навыки ухода за растениями и бережного отношения

к природе;

Воспитывать самоорганизацию, умение работать в команде,воспитывать интерес к предмету и природе, бережное отношение к почве , как природному ресурсу.

Оборудование : комнатные растения , таблицы “Корень и его зоны”, макет корня, учебник, компьютер.

Тип урока : урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.

Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, индивидуальная, элементы лабораторно- исследовательской деятельности.

Основные методы : проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала, иллюстративно- демонстративный.

Основные биологические понятия урока : минеральное (почвенное ) питание , корень, стебель, лист, корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, органическое и минеральное удобрение .

ПЛАН УРОКА :

I. Организационный этап.

II. Актуализация изученного материала.

Беседа. В растениеводческих хозяйствах никогда не станут много лет подряд сеять на одном участке земли одно и тоже растение . Надо обязательно менять культуру. Почему?Есть ли еще какой выход?

Обсуждение с учащимися проблемы. Почва , которая используется человеком для выращивания культурных растений , требует восстановления состава, т. к. питательные вещества уносятся растениями . Поэтому человек вносит удобрения.

Какая вегетативная часть ?

Корень, стебель и лист связаны непрерывной системой проводящих пучков, в которых есть сосуды. По сосудам, как по трубам, вода и растворенные в ней минеральные соли поднимаются из корня в лист, где вместе с углекислым газом они участвуют в образовании органических веществ.

Какая вегетативная часть растения отвечает за питание растений ?

Работа с таблицей «ЗОНЫ КОРНЯ»

Слайд №1. Зоны корня.

Как минеральные вещества поступают в растение ?

Какие органические вещества вы знаете?

Как они поступают в растение ?

Чем питание растений отличается от питания других организмов ?

Какие функции выполняет корень?

Что такое корневой волосок? Каково его значение?

III. Изучение нового материала.

Учитель :Наша задача определить из чего состоит почва ?

Кто и что участвует в почвообразовании ?

Слайд 2. Мы безмерно богаты :

Ведь в станицах и селах

Почвы самые лучшие

Их зовут черноземы!

Посмотрите фильм и узнаете состав почвы .

ПРОСМОТР ФИЛЬМА «ПОЧВА »

Учитель :

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года.

Кроме того, почва быстро истощается , теряет питательные вещества .

Чтобы восполнить недостаток элементов питания , в почву вносят удобрения .

Минеральные – искусственно созданные соединения. В зависимости от содержания минеральных веществ различают : азотные, фосфорные, калийные. Кроме того, используют микроудобрения, которые содержат микроэлементы : бор, медь, железо и др. Минеральные удобрения . выпускаются в виде порошка соли или гранул.

Слайд№3. Таблица минеральных удобрений .

Органические –это отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет) или отмершие части организмов животных или растений (перегной,торф) .

Слайд№5. Схема «Автотрофы и гетеротрофы»

(Сообщения учащихся об организмах, участвующих в почвообразовании ).

IV.Закрепление изученного материала.

1. Давайте поиграем в игру :Верю,-не верю!

«Верю» говорят учащиеся «да» , «не верю» хлопок руками.

1. Почва – верхний плодородный слой земли.

2. Почва возникла вместе с живыми организмами.

организмами.

3. В состав почвы входят : глина, песок,

4. Состав воздуха в почве и в атмосфере не одинаковый.

одинаковый.

5. Гумус необходим для питания растений .

6. В почве обитают только мелкие животные.

7. Почвенные животные слепые .

8. Дождевые черви улучшают плодородие.

2. Работа учащихся с карточками-тестами. (6 учащихся) .

Вопросы тесты.

1. Калийное удобрение-это :

А) минеральное удобрение ;

Б) органическое удобрение.

2. В почвообразовании принимает участие :

А) воздух;

В) камень;

Г) дождевой червь.

3. Навоз-это :

А) неорганическое удобрение;

Б) слой почвы ;

В) органическое удобрение.

4. Азотные удобрения лучше вносить :

А) осенью;

Б) весной.

5. Питание растений зависит от поверхности корневых волосков :

3. Остальные учащиеся работают с учебником.

Используя параграф 25 необходимо найти ответы на вопросы :

1. Как отразится на растении недостаток минеральных веществ ?

2. Какая существует связь между обменом веществ и обменом энергии?

V.Подведение итогов урока .

VI.Домашнее задание.

Технологическая карта урока «Минеральное питание растений»

УМК «Биология 5-9 классы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Швецов Г.Г»


Выполнил: учитель биологии МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 г.Дмитриева» Тишина О.Ю.

2014 г.

Тема урока: «Минеральное питание растений»

Тип урока : урок открытия нового знания.

Деятельностная цель : формирование способности учащихся делать логические выводы об особенностях минерального питания на основе имеющихся знаний об обмене веществ и органах растения;

Образовательная цель : раскрыть сущность понятия «минеральное питание» путем выявления особенностей строения и функций корня, познакомить учащихся с классификацией удобрений; раскрыть значение удобрений для роста и развития растений; изучить корневое питание как основной процесс жизнедеятельности растений

Планируемые образовательные результаты :

Предметные

1. Научиться выделять признаки минерального питания, объяснять роль минеральных и органических веществ в жизни растений.

2. Учиться понимать биологические термины: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические удобрения, минеральные удобрения.

Метапредметные

1 . Познавательные :

а. учиться строить высказывания;

б. учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2 . Коммуникативные :

а. учиться слушать и понимать речь другого человека;

б. учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в. учиться ставить вопросы, выражать свои мысли;

г.учиться находить в тексте информацию, необходимую для решения учебной задачи; составлять монологические высказывания.

3. Регулятивные :

а. учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности, оценивать результаты своей деятельности;

б. учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

    формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов и демонстрации опыта.

    развивать познавательный интерес к предмету;

    воспитывать бережное отношение к природе.

Основные понятия, изучаемые на уроке : минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения.

Учащийся должен знать: значение минерального питания для жизни растений, правила внесения удобрений, влияние азота, калия, фосфора на рост и развитие растений; определения: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения; классификацию удобрений.

Учащийся должен уметь: характеризовать процесс поглощения растениями раствора минеральных веществ, анализировать и обобщать теоретический материал, давать определения понятиям: минеральное питание, корневое давление, почва, плодородие, органические и минеральные удобрения

Обеспечение урока : учебники, печатные тетради, компьютер, мультимедийный проектор, ноутбуки, таблица «Внутренне строение корня», коллекция минеральных удобрений.

Вид используемых на уроке ИКТ средств : технология презентаций

Методы обучения : проблемно-поисковый, метод аналогий, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом и объектами изучения, исследовательский, практический, работы в группах.

Образовательные технологии: технология проблемного обучения,личностно-ориентированная технология, мастерская построения знаний, исследовательская, критического мышления.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Обеспечение мотивации учащихся, формирование и принятие целей урока (постановка учебной проблемы).Актуализация субъектного опыта учащихся.

Живые организмы разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни. Однако есть признаки, свойственные всем живым организмам, которые отличают их от тел неживой природы. Какие свойства живых организмов вам известны?

Каких понятий не достаёт в этой схеме?

Что объединяет данные понятия? (работа со схемой)

К числу основных свойств организма относится и тот процесс, который вы легко сможете определить, просмотрев анимацию и постарайтесь назвать тему нашего урока. (демонстрация ЭОР№1)

Учитель добавляет, что речь пойдет также о питании растений, а именно, минеральном питании.

Запишите тему нашего урока « Минеральное питание растений». (запись темы урока в тетрадь)

    Сформулируйте проблемный вопрос к данной теме.

Каким же образом растение, у которого нет системы пищеварения, получает необходимые неорганические соединения?

На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня на уроке.

    Подумай, с чем нам нужно будет познакомиться на уроке.

Что для этого нам нужно будет знать?

Что такое питание? Его значение.

Питание - слово у каждого из вас на слуху, по несколько раз в день мы его слышим.

С чем ассоциируется у вас это слово?

Питание – это процесс поглощения и усвоения растениями из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни. (запись термина в тетрадь)

Вспоминают ранее изученный материал. Отвечают на вопросы. Перечисляют известные им признаки жизни; работают в парах; посматривают анимацию. Называют, что к числу основных свойств живого относится процесс питания; озвучивают тему урока «Минеральное питание растений»; записывают тему урока в тетрадь; формулируют проблемный вопрос, составляют план действий:

1.Определить

Особенности минерального питания растения

2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3.Определить условия для лучшего функционирования корня

Отвечают на вопрос учителя.

Называют ассоциативные

слова, связанные с понятием «питание».

Познавательные: формулирование цели и проблемы; самостоятельное создание способов решения проблемы; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: учатся культуре общения, формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах Л ичностные: смыслообразование и личностное самоопределение.

Регулятивные: формирование умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися изучаемого материала.

Содействие усвоению учащимися способов, средств, которые приведут к определенному выводу.

Растения не имеют специальной пищеварительной системы: питательные вещества образуются в клетках или проникают в них через клеточные мембраны.

Проанализируйте рисунок. (Демонстрация ЭОР №2)

С помощью, каких органов осуществляются питания растения? Какие виды питания характерны для растений?

Ответ запишите в рабочую тетрадь в виде схемы

Если самостоятельно не можете ответить, обратитесь к странице 82.

Каким образом соли, а с ними и необходимые вещества попадают в растение?

Откуда поступает вода в растения?

Какой орган растения отвечает за всасывание воды из почвы?

Обратимся к компьютерной модели растения и проверим, верны ли наши предположения, что вода из почвы через корень поступает в растения. Эта модель демонстрирует поступление растворенных веществ в растение или минеральное питание растений.

Выполните задание №55 в печатной тетради, стр.31

Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растению? Чтобы выяснить это, обратимся к опыту, изображенному в учебнике на стр.83 (рис.65)

Объясните понятие «корневое давление».

Запишите в рабочую тетрадь определение корневого давления, пользуясь текстом на странице 93

Предположите, как экспериментально можно доказать наличие корневого давления.

Для подтверждения ваших действий посетим виртуальную лабораторию в электронном приложении, где выполним лабораторную работу по инструкции в электронном приложении «Корневое давление у растений».

Сделайте выводы (запись выводов в рабочую тетрадь)

Физминутка

Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Подумайте, что измениться, если почву поливать холодной водой?

Мы убедились, что вода и растворенные в ней минеральные соли поступают в растение. Откуда же они поступают в растение?

Как вы думаете, почему с давних времен человек с трепетом и заботой относится к почве?

Как вы понимаете термин «плодородие»? (запись термина в тетрадь)

Почва – уникальное природное богатство, но нужно помнить, что один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет, а исчезает сейчас со скоростью 1 см за 3 года. Почва быстро истощается, теряет питательные вещества.

Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы восполнить недостаток элементов питания?

Что такое удобрения?

На какие группы делятся удобрения? Для работы по данному вопросу обратитесь к тексту учебника стр.84. Представленный материал отразите в виде схемы.

Вступая в диалог с учителем (выполняя задание) выявляют проблему – проговаривают и осознают её

Изучают рисунок ЭОР

Работают с текстом учебника, находят ответ на поставленный вопрос, пишут его

Изучают модель растения, выполняют задания в тетради; высказывают свои предположения, находят термины в учебнике

Высказывают свои предположения;

выполняют виртуальную лабораторную работу

письменно делают выводы в тетрадь по результатам работы

высказывают свои предположения

Записывают определение термина в тетрадь

Работают с текстом учебника, составление схемы

Предметные :учатся понимать смысл биологических терминов, давать характеристику биологическим процессам.

Личностные: личностное самоопределение. Коммуникативные: учатся культуре общения, умению самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные: учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока)

Познавательные : учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений

учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием; учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Установление правильности и осознанности изученного материала.

Проведение коррекции выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала.

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?........... Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!(В. Жак)

Тестовое задание «Волна»

Начертите линию и отметьте на ней 10 отрезков.

Решите, правильны или неправильны суждения. Если суждение, верно, то волна идет сверху линии, если нет то снизу.

1.Растения являются автотрофами (+)

2. Питание растений бывает только почвенное (-)

3.Корневые волоски находятся на всём протяжении корня. (-)

4. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня.(-)

5. Клетки корневого чехлика недолговечны.

6. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.(+)

7.В пустыне встречаются растения с наиболее длинными корнями.(+)

8.Подействием корневого давления водные растворы опускаются вниз (-)

9. Удобрения делятся на органические и минеральные(+).

10. К органическим удобрениям относятся фосфорные удобрения (-)

Учитель показывает получившуюся волну

Учитель организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке

Ребята. Мне очень интересно узнать, что больше всего вам запомнилось при изучении. Прошу ответить каждого, по цепочке, используя, по возможности, для ответа всего одно слово или словосочетание и не повторяться. (Экологическая цепочка).

Учащиеся после обсуждения всего, что происходило на уроке, выполняют рефлексивный тест, который не подписывают. В случае согласия с утверждением ставят напротив него знак «+».

Рефлексивный тест.

    Я узнал(а) много нового.

    Мне это пригодится в жизни.

    На уроке было над, чем подумать.

    На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.

    На уроке я поработал(а) добросовестно.

Я, прошу, чтобы подняли руки те учащиеся, кто поставил пять плюсов, затем те, у кого четыре и три плюса. Это именно те оценки, которые вы поставили мне за урок.

Закончить урок мне хочется русской пословицей: “Человек без родины, что дерево без корней”

Литература

Литература для учителя и для учащихся:

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В.В.Пасечник. – 2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2014. - 207

    Электронное пособие к учебнику Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс М.: Дрофа

    Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В.Пасечника «Биология». Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс/ В.В.Пасечник. М.: Дрофа, 2013

    Рохлов В, Теремов А, Петросова Р. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М. АСТ-ПРЕСС, 1999. – 432с.: ил. (серия «Занимательные уроки»)

    Биология: тестовые задания: 6 класс: дидактические материалы /Е.А. Солодова. – М.: Вентана-Граф, 160 с.

Электронные ресурсы:

(коллекция ЦОРов федерального центра информационно образовательных ресурсов)

1. Как происходит поглощение корнем воды и минеральных веществ?

Внутреннее строение корня хорошо при-способлено к выполнению одной из основных его функций — обеспечения минерального пи-тания растения. На поперечном срезе корня, на уровне зоны всасывания, хорошо заметны две части: кора корня и центральный цилиндр. Сверху корень покрыт одним слоем клеток покровной ткани, из которой образуются кор-невые волоски. Корневые волоски всасывают воду и растворённые в ней минеральные ве-щества. От корневых волосков неорганические элементы питания движутся по клеткам коры корня, состоящей из многослойной основной ткани и обеспечивающей передвижение воды и солей от корневых волосков к сосудам цен-трального цилиндра. Центральный цилиндр занимает внутреннюю часть корня. Снаружи в нём располагается слой клеток образова-тельной ткани, которая даёт начало боковым корням. Внутри центрального цилиндра со-держится проводящий пучок из проводящих тканей: флоэмы и ксилемы. Вода передвигается по корню, попав в него через корневые волоски. Вода и минеральные вещества по сосудам ксилемы поднимаются вверх к листьям, где образуются органические вещества. Это перемещение происходит под действием корневого давления, которое называют нижним двигателем. По со-судам корня вода поднимается к сосудам стебля и движется вверх уже под действием испарения воды через устьица, которые называют верхним двигателем. Промежут-ки между клетками пучка заполняют механическая и запасающая ткани. Итак, строение корня приспособлено для осуществления минерального питания и транс-порта веществ в надземные органы.

2. Какое значение почвы для жизни растений?

Почва — одна из сред обитания растений.

Кроме того, почва обеспечивает растения эле-ментами минерального питания, водой, возду-хом, теплом и т. п. Основой плодородия почвы является гумус, который обеспечивает пита-ние растений, удерживает воду, склеивает час-тички почвы и т. п. Гумус, или перегной, — это тёмноокрашенное вещество, образующееся в результате разложения растительных и жи-вотных остатков. Важным для растений признаком почвы является его структура. Это свойство определяется частичками почвы, которые склеиваются в комочки разной фор-мы и размеров. Почва образуется в результате взаимодействия многих факторов, из которых наиболее важными являются климат и живые организмы . Образование элементов минерального питания происходит в почве из органических остатков, которые разлагаются микроорганизмами (бактериями, микроскопическими грибами). Итак , почва — среда обитания и источник минерального питания растений.

3. Для чего в почву вносят удобрения?

Запасы элементов минерального питания растений в почве пополняются за счет микроорганизмов, атмосферных осадков, грунтовых вод и т. п. При выра-щивании культурных растений количество питательных веществ в почве умень-шается. Чтобы этого не происходило, в неё вносят удобрения. При этом необхо-димо учитывать следующие факторы: Материал с сайта

  1. влияние удобрений на рост и развитие растений (фосфатные удобрения ускоряют созревание плодов, нитратные способствуют развитию надземной массы, калийные усили-вают развитие корней и повышают холодо-стойкость растений);
  2. нормы и время внесения удобрений (на-пример, органические i фосфатные удобрения обычно вносят осенью, чтобы к весне они разложились);
  3. растворимость удобрений (например, фосфатные удобрения медленно рас-творяются в воде, а нитратные и калийные — хорошо);
  4. тип почв (например, на обычных чернозёмах высокий эффект дают фос-фатные удобрения).

Растения можно подкармливать и во время роста. Такая подкормка может быть сухой или жидкой. Для сухой подкормки используют минеральные удобрения, для жидкой — органические. Но, чередуя посевы растений, которым нужны разные элементы, можно достичь высоких урожаев даже без внесения удобрений.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И Борзова села Середниково»

Шатурского муниципального района Московской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«МИНЕРАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ.

ОХРАНА ПОЧВЫ»

Учитель биологии:

Дупик В.А.

2017 год

Тема урока: «Минеральное питание растений. Охрана почвы»

Тип урока - урок общеметодологической направленности

Цели урока:

Дать представление о почвенном питании растений;

Формирование представления о круговороте веществ в природе и роли почв в нем;

Воспитание уважения к природным ресурсам.

Задачи урока:

1. Образовательная задача:

Формирование знаний о связи живой и неживой природы, об образовании и разрушении почвы; о значении минеральных и органических удобрений для развития растений, поглощении минеральных веществ корневой системой.

2. Развивающая задача:

Развитие познавательных умений (работа по данным схемам);

- развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать ответы одноклассников;

Сформировать личностное отношение к изучаемому вопросу;

Развитие коммуникативных умений при работе в группах.

3. Воспитательная задача:

Воспитывать любовь и уважительное отношение к природе;

Развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

Воспитание самостоятельности принятия решений.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся должны узнать об особенностях минерального питания как основном процессе жизнедеятельности растений; значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Метапредметные:

Познавательные:

Анализировать результаты наблюдений и делать выводы;

Проводить и описывать эксперименты, оформлять отчет и делать выводы;

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Регулятивные :

умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать и ставить перед собой новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы в этих видах деятельности;

– умение самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

личностные:

Воспитание у учащихся любви к природе, чувства уважения к ученым;

Понимание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Осознание значимости безопасного поведения в условиях загрязнения почвы.

Оборудование: мультимедийная презентация, разные виды почв, оборудование для проведения опытов по определению состава и свойств почвы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Добрый день. Хорошего дня и отличных оценок.

Ребята, обратите внимание, в стакане с водой стоит срезанное цветущее растение. Как вы думаете, на месте цветка образуется плод? Что будет с растением через некоторое время? (Плод не образуется, растение погибнет.)

− Почему? (У растения нет корня, который всасывает воду и минеральные соли из почвы, почвы тоже нет.) –

Рассматривая тему «Строение корня» мы узнали, что корень имеет зону «корневых волосков». Число корневых волосков очень велико, что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски плотно соприкасаются с частицами почвы, что облегчает процесс всасывания воды с минеральными веществами.

Откуда же корень получает минеральные вещества?

Отвечая на данный вопрос, мы определим тему нашего сегодняшнего урока.

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Игра “Узнай меня”

В ней есть живые существа: микроорганизмы, различные животные (дождевые и другие черви, насекомые и мелкие животные), а также останки от растений и животных. (Почва).

Ее называют кормилицей, потому что без нее не было бы на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов. (Почва).

Плодородный верхний рыхлый слой земли, на котором могут расти или растут растения. (Почва).

Определяем тему урока.

Что можно назвать почвой? (Дать определение).

2. Разгадав, кроссворд «Состав почвы» мы ответим на вопрос: Каким особым свойством обладает почва?

Кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы. (Перегной)

2. Вещество, хорошо удерживающее воду. (Глина)

3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений. (Песок)

4. Вещество, помогающее корням растений дышать. (Воздух)

5. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной. (Микроорганизмы)

6. Вещество, необходимое для жизни и развития растений. (Вода)

7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов. (Соли)

Назовите слово в выделенной строчке. (Плодородие)

Что такое плодородие?

3. Рассмотрев раздаточный материал (пакетики с почвой), познакомимся с разными типами почв.

Групповая работа: У каждой группы на партах находятся три образца почв: №1, №2, №3 и таблица “Типы почв”. (Таблица №1).

Посмотрите разные образцы почв. По какому основному признаку различаются почвы? (Почвы разного цвета).

От чего зависит цвет почвы? (От количества перегноя).

Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? (№1)

Одинаковы ли почвы по составу? Используя увеличительное стекло, рассмотрите образцы почв и заполните таблицу “Типы почв”.

Таблица №1 «Разнообразие почв»

Определив типы почв, учащиеся дают краткую характеристику каждой почве (рассказ учащихся с комментариями учителя)

1. Черноземы – одно из богатств нашей страны. В черноземных почвах самое большое количество перегноя. На них выращивают устойчивые высокие урожаи лучших сортов пшеницы, подсолнечника, сахарной свеклы и других ценных культур. (Показывают на карте, в какой природной зоне преобладают черноземные почвы.)

2. В нашей стране больше всего почв серого цвета. Это подзолистые почвы. Как вы уже отмечали, в данной почве перегноя не очень много, однако люди научились получать на этих почвах высокие урожаи.

Как удается людям получать высокие урожаи на подзолистых почвах?

Главными условиями получения высоких урожаев является хорошая обработка почвы и внесение удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.(Показывают на карте зону лесов.)

3.Широко распространены и торфяные почвы, которые образуются на болотах. Вы уже отмечали, что в этой почве много остатков растений, но перегноя меньше, чем в черноземных почвах. Как вы думаете, почему?

На болотах много воды, и растения перегнивают плохо. Чтобы торфяные почвы можно было использовать, их осушают. На осушенное поле вносят удобрение. После такой подготовки на торфяной почве получают высокий урожай растений. На территории Шатурского района преобладают песчаные и супесчаные заболоченные почвы. Как правило это болотно - подзолистые почвы с разной по территории долей участия массивов торфяных болот.. Раньше эти болота осушались с целью получения торфа. На месте бывших торфоразработок выделены выработанные торфяники, малопригодные для сельхозугодий. Это заросшие мелколесьем участки с канавами, заполненными водой.

Наличие большого количества торфяников приводит к торфяным и лесным пожарам в летний период. Особенно сильные торфяные пожары отмечались на территории Шатурского района в , и 2010 годах . После сильных лесных и торфяных пожаров 2010 года, было принято решение территории торфяников затопить водой.

4. Физминутка.

Солнце жаркое печет,
Ветер больно Гору бьет,
И Вода старается –
Трещин прибавляется.
И заплакала Гора:
- Ох, стара я, ох, стара!
Пожалел Лишайник Гору:
Поселился, лезет в гору.
Трещины прикрыла Почва,
Зацвели на ней цветочки.
Загордилась тут Гора:
- Вновь я стала молода!

Благодаря чему Гора почувствовала себя молодой?

III. Мотивация к изучению нового материала. Постановка проблемы (объяснение учителя с элементами беседы).

Учитель: Замечательный русский ученый Василий Васильевич Докучаев создал науку о почвах – почвоведение. Он говорил, что почва для нас дороже нефти, угля, золота. А как вы думаете, почему? (Слайд 1)

Ученики: На почве растут растения, которые являются пищей для человека и животных. Даже если человек употребляет пищу животного происхождения, эти животные сами питаются растениями.

Дороже жемчуга и злата под ногами –

Земля, обычная земля, простая почва,

Людей ведь не накормишь жемчугами,

А хлебом, фруктами и овощами – точно.

Учитель: Представьте себе, что почвы вдруг не стало. Что произойдет? (проблемный вопрос).

Ученики: Исчезнут растения, животные. А значит, не смогут жить на земле и люди. Почва нужна для жизни, а жизнь не измеришь деньгами. Почву можно сравнить с тоненькой пленкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой пленки не было бы на суше, ни растений, ни животных, ни человека.

Учитель : Как вы думаете, а может ли в самом деле случиться такое, что почва вдруг исчезнет? (ответы учащихся).

Учитель: А какие причины могут привести к разрушению почвы? (ответы учащихся).

Основными причинами, ведущими к разрушению почв, являются ветер, вода, вырубка лесов, ядохимикаты и нерациональное использование земель. (Слайд 2)

Разрушение плодородного слоя почвы называется эрозией (в переводе с латинского «эрозия» означает разъедать ).

  1. В ыявление места и причины затруднения:

Ответы на какие вопросы у вас вызвали затруднения?

Это вопросы, связанные с основными причинами и видами разрушения почв.

− Почему возникло затруднение? (Мы не знаем определение понятия «Эрозия почв»)

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Разрушение почвы под влиянием ветра называется ветровой эрозией . (Слайд №3)

Учащиеся готовили дома сообщения с презентацией, Послушаем их сообщения.

1 Учащийся . Ветровая эрозия, или дефляция , сопровождается выдуванием мелких почвенных частиц ветром и переносом их на значительные расстояния. В местах выдувания посевы гибнут из-за обнажения корневой системы растений, и засекания их движущимися с большой скоростью частицами, тогда как в зоне отложения мелкозема посевы оказываются погребенными под толстым слоем пылевидных наносов. В период сильных ветров в воздух на большую высоту поднимается такое громадное количество пыли, что становится темно, как в сумерки.

Такие бури называют пыльными (или черными), они могут возникать в любое время года (Слайд 4) Пыльные бури не только губят посевы, но и сильно снижают плодородие почвы. Нередко на ветробойных участках, где сила ветра бывает максимальной, почвы в течение нескольких дней полностью теряют перегнойный горизонт.

Ветровая эрозия наиболее распространена в степных районах , где мало лесных насаждений.

Разрушение почвы водой называется водной эрозией (Слайд 5).

2 Учащийся . Водная эрозия происходит под воздействием временных потоков атмосферных вод (ливневые дожди, талые воды и т. д.) Везде, где есть хоть слабый уклон, вода смывает с него почти всю почву. После сильных дождей по земле текут мутные ручьи. Муть – не что иное, как частички почвы, смытые водой. На месте смыва, образуются огромные овраги.

3 Учащийся . Эрозия может наступить и при неправильной обработке почвы. (Слайд 6)

Трактор, обрабатывая поле, оставляет на нем борозды. Если они проложены по склону холма, то при дожде вниз устремляются потоки воды и быстро расширяют борозды, образуя промоины, которые являются началом оврага.

Чтобы не происходил размыв почвы, склоны гор распахивают в поперечном направлении. (Слайд 7).

4 Учащийся . Ядохимикаты . Стыдно видеть, когда люди закапывают в почву различные железки, стекло, бумагу, бытовой мусор. Поэтому свалки наносят почве большой вред. (Слайд 8)

Применение на полях удобрений, пестицидов, различных видов отравляющих веществ для борьбы с вредителями сельского хозяйства приводит к накоплению этих веществ в почве. Далее эти вещества поглощаются растениями и попадают в наш организм.

5 Учащийся . Специалисты отмечают, что на пастбищах, где происходят массовые выпасы скота, тоже происходит эрозия почв.

Классический случай гибели земель произошел на острове Святой Елены, куда португальцы завезли коз. Через 300 лет размножившиеся животные буквально «обрили» остров. Почва разрушилась почти полностью, это примерно от 20 до 40 см плодородного слоя. Вам может показаться, что 300 лет это очень много.

В то же время, по подсчетам ученых, на восстановление плодородного слоя толщиной 2,5 см естественной растительностью требуется от 300 до 1000 лет. Почва восстанавливается очень медленно.

  1. Первичное закрепление материала с комментированием

Учитель: Ребята, мы рассмотрели с вами виды и причины эрозии почвы и поняли, что почва может и умирать: ветер, солнце, отсутствие воды, деревьев, ядохимикаты на полях могут сделать почву безжизненной пустыней.

Какой можно сделать из этого вывод?

Учащиеся: Почву нужно охранять!

Учитель: Правильно! Поэтому одной из важных задач человека является ОХРАНА ПОЧВ.

Давайте еще раз вспомним, какие причины разрушения почв мы сегодня узнали (учащиеся вспоминают виды эрозий и предлагают способы охраны).

1. Ветровая эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;(Слайд 10)

б) улучшение структуры почвы. (Слайд 11)

2. Водная эрозия:

а) посадка деревьев и кустарников;

б) правильная обработка почвы.

3. Ядохимикаты:

а) использование органических удобрений;

б) запрет применение на полях пестицидов, гербицидов и искусственных удобрений.

Чем чище почва, тем качественнее продукты, выращенные на ней. Примером получения экологически чистых продуктов является ООО ЭХ «СПАРТАК».

Сообщение ученика об использовании почв и удобрений в ООО ЭХ «СПАРТАК» (сообщение прилагается)

Слайды по почве и удобрениям ООО ЭХ «Спартак»

VII. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Для обобщения и повторения темы посмотрим презентацию исследовательских работ, которые подготовили учащиеся нашего класса.

Включение в систему знаний и повторение.

− Где в дальнейшем вы сможете применять открытые знания?

− Где эти знания могут быть использованы в жизни?

  1. Рефлексия учебной деятельности.

− Итак, с чем вы познакомились? (С понятиями «питание растений», «корневое питание», «почва», ее роль в жизни растений, «удобрения».)

− Какое главное свойство жизни? (Обмен веществ и энергия.)

− В каких средах обитают высшие растения? (В почвенной и воздушной.)

− Какой орган обеспечивает минеральное питание растений? (Корень.)

− Как вы открывали новые знания?

− Вы реализовали поставленную цель?

− Какой вид питания вы сегодня разобрали?

− На следующем уроке вы рассмотрите воздушное питание листа – фотосинтез.

Домашнее задание: §15. Вопросы и задания в конце параграфа.


Все мы знаем, что нам нужно кушать молочные продукты. Прекрасно понимаем, почему это нужно делать. Ведь там же кальций, которые делает наши кости и зубы прочными, сильными и здоровыми. И такие же примеры можно привести с другими минеральными веществами в нашем организме. А что же растения? Они же тоже живые, и тоже нуждаются в этих же элементах. На этом уроке мы предлагаем вам узнать, как же они их кушают и зачем они, все-таки, нужны.

Питание - поглощение организмом химических веществ для получения им энергии и «строительного материала».

Растения для питания используют энергию солнечного света. При помощи фотосинтеза они запасают ее в форме сложных органических соединений. Растения не получают энергию из веществ, входящих в состав почвы.

Фотосинтез - процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием энергии солнечного света.

Минеральное питание растений - это совокупность процессов поглощения из почвы, передвижения по телу и усвоения растениями минеральных веществ.

Опыты Соссюра

В XIX веке французский ученый Соссюр занимался детальным анализом химического состава растений. Состав золы всех растений оказался приблизительно одинаковым. Так ученый обнаружил фосфат кальция в золе всех рассмотренных растений. При выращивании растений на дистиллированной воде ученый обнаружил в них ровно столько минеральных соединений, сколько было в семенах. Таким образом он доказал, что почва является источником только минеральных веществ для растения. А источником углерода для построения органических веществ является атмосфера.

Через корни растения поступает вода и растворенные в ней минеральные соединения (азот, калий, фосфор и т.д. (см. Рис. 1)).

Рис. 1. Периодическая система химических элементов (желтым выделены основные необходимые растениям элементы)

Если растение не получает хотя бы какого-то из необходимых ему химических элементов, то процессы его жизнедеятельности могут резко нарушиться (см. Рис. 2). Другие химические элементы, даже при получении их в избыточном количестве, не способны заменить недостающие.

Рис. 2. Последствия дефицита серы у левого растения

Например, атомы химического элемента азота входят в состав любого белка и еще многих соединений. Соединения азота необходимы растениям в большом количестве при быстром росте. В связи с этим в почву вносят азотные удобрения (см. Рис. 3).

Рис. 3. Азотные удобрения

Соединения фосфора способствуют скорейшему созреванию плодов, а калия - быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к стеблям и корням.

Нитраты

Нитраты - соли азотной кислоты, необходимые для жизни растений. Попадая в организм человека, нитраты превращаются в соли - нитриты, которые пагубно действуют на гемоглобин крови, что приводит к отравлению или смерти.

Растения перерабатывают нитраты. И чтобы сельскохозяйственная продукция их не содержала, нужно не злоупотреблять азотными удобрениями.

Водоросли, а также некоторые мхи усваивают питательные вещества с помощью всей поверхности тела или через корни. Вода и минеральные соли обычно поступают через корневые волоски (см. Рис. 4), что увеличивает всасывающую поверхность корня. Корневые волоски покрыты слизью и тесно соприкасаются с частичками почвы.

Рис. 4. Корневые волоски под микроскопом

Из клетки корневого волоска вода поступает в соседние клетки, а затем и в сосуды корня. И далее в верхние органы растения. Этот процесс обеспечивается корневым давлением.

Влияние условий полива на рост колеуса

Возьмите 2 средних размера растения колеуса (см. Рис. 5). Поставьте их в теплое, светлое место и 3 дня не поливайте. Затем поливайте регулярно. Одно из растений поливайте каждый день утром и вечером, расходуя для каждого полива по 50 мл воды. Второе растений поливайте 3 раза в неделю, расходуя для каждого полива по 200 мл воды. Наблюдайте за ростом и развитием растений.

Рис. 5. Колеус

Опыт: у комнатного растения срезается стебель на высоте 10 см от земли, а на оставшийся пенек надевается резиновая трубочка, которая соединяет его со стеклянной трубкой. Если горшок с растением полить теплой водой, то через верхний конец стеклянной трубочки начнет выделять жидкость. Если полить горшок с растением очень холодной водой, то жидкость через стеклянную трубочку выделяться не будет. Это связано с зависимостью скорости поглощения воды корнем от ее температуры.

Растение будет нормально расти и развиваться только в том случае, если в окружающей его среде имеются все необходимые минеральные вещества.

Почва (см. Рис. 6) - это верхний слой литосферы Земли, образовавшийся в результате разрушения горных пород и жизнедеятельности организмов.

Плодородие - способность почвы обеспечивать растение необходимыми минеральными веществами и влагой, поддерживая их жизнедеятельность. Определяется наличием в почве гумуса (перегноя).

Рис. 6. Почва

Каждый урожай уносит с собой часть органических и минеральных веществ почвы. Это приводит к ее истощению. Поэтому в почву вносят органические и минеральные удобрения.

Удобрения - вещества, предназначенные для улучшения питания растений и повышения плодородия почвы.

Органические удобрения - это или отходы жизнедеятельности животных (навоз, птичий помет), или часть отмерших организмов животных, растений (торф, перегной).

Минеральные удобрения: азотные (аммиачная селитра, аммиачная вода), фосфорные (суперфосфат, преципитат), калийные (зола, сильвинит).

Азотные удобрения способствуют увеличению вегетативной массы растения. Фосфатные - ускоряют развитие растений, улучшают качество урожая. Калийные - увеличивают накопление питательных веществ в клубнях и др. частях растений.

Микроудобрения - это удобрения, содержащие соединения химических элементов, необходимых растениям только в небольших количествах (медь, кобальт, цинк, бор, железо).

В разные периоды жизни растения нуждаются в различных наборах минеральных веществ, и удобрения поэтому вносятся в различные сроки, в зависимости от потребностей и вида растений.

Избыток любого из удобрений может повредить растениям и потребителям сельскохозяйственной продукции.

Методы выращивания растений

В современных теплицах применяются методы гидропоники и аэропоники.

Гидропоника - выращивание растений в питательном растворе, содержащем все необходимые вещества.

Аэропоника - выращивание растений, при котором сосудистая корневая система находится в воздухе, откуда получает все необходимые минеральные вещества.

Список литературы

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил.
  2. Тихонова Е.Т., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  3. Исаева Т.А., Романова Н.И. Биология, 6. - М.: Русское слово.
  1. Sbio.info ().
  2. Plantphys.bio.msu.ru ().
  3. Blueberry.ru ().

Домашнее задание

  1. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. - 14-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. - 304 с.: ил. - с. 160, задания и вопросы 4, 6 ().
  2. Что такое корневое давление?
  3. Что такое минеральное питание растений? Какие вещества необходимы для его осуществления?
  4. * Подготовьте небольшое сообщение об используемых сейчас удобрениях. Поделитесь этой информацией со своей семьей.
Вверх