Какие ученые вснесли огромный вклад в биологию. История развития биологии. Развитие современной биологии Медицинские сведения в «естественной истории» плиния старшего

Плиний Старший. - Под этим именем известен Гай П. Секунд (С. Plinius Secundus), знаменитый своею разнообразною ученостью римский писатель. Старшим он называется в отличие от своего племянника, П. Младшего (см. ниже). Родился в 23 г. по Р. Хр. в Комо (Comum), цветущей римской колонии в Верхней Италии (по-тогдашнему - Цизальпинской Галлии). Образование получил, по-видимому, в Риме; но об этом не сообщают никаких сведений ни краткая его биография, написанная Светонием, ни письма его племянника, составляющие главный источник биографических данных о П. В юности он ревностно служил в коннице, участвуя в разных походах, между прочим, против хавков - германск. народа, жившего у Северного моря между реками Эмсом и Эльбой, и описанного им в начале XVI книги его «Естественной истории». Побывал он и на Дунае (XXXI, 19, 25), и в Бельгии (VII, 17, 76), где тогда был прокуратором римский всадник Корнелий Тацит, отец или дядя знаменитого историка. Продолжительное пребывание в заальпийских странах дало ему возможность собрать о них немало сведений и написать большое сочинение о войнах римлян с германцами («Bellorum Germaniae» lib. XX), послужившее главным источником Тациту для его «Германии». Впоследствии он был прокуратором в Нарбонской Галлии и в Испании. Близость его к Веспасиану, с сыном которого, Титом, он вместе служил в Германии, выдвинула его на один из важнейших постов государственной службы: он был назначен начальником мизенского флота. Во время его пребывания в этой должности произошло в 79 г. по Р. Хр. известное извержение Везувия. Подъехав на судне слишком близко к месту катастрофы, чтобы лучше наблюдать грозное явление природы, он погиб жертвою своей любознательности. Подробности этого события изложены его племянником, П. Младшим, в длинном письме к Тациту (Epist. VI,16). П. был человек необыкновенного трудолюбия. Не было такого места, которое бы он считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, в бане, за обедом, после обеда, причем отнималось время и у сна, насколько это было возможно, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям. Читались всякие книги, даже и плохие, так как, по мнению П., нет столь дурной книги, из которой нельзя было бы извлечь какой-либо пользы. Подробности об этом изумительном трудолюбии сообщает Плиний Младший, в одном из своих писем (Epist. III, 5), в котором перечисляет и ряд сочинений дяди: «De jaculatione equestri» (О кавалерийском метании), «De vita Pomponii Secundi» (Биография Помпония Секунда), три книги риторических сочинений (Studiosi III), восемь книг грамматического содержания («Dubii Sermonis», VIII), тридцать одна книга истории, начинавшейся с того пункта, где кончил свою историю Ауфидий Басс ("A fine Aufidii Bassi XXXI), вышеупомянутое сочинение о Германии и, наконец, тридцать семь книг «Естественной истории» («Naturalis Historiae» XXXVII). Кроме того, после смерти его осталось сто шестьдесят книг мельчайшего письма с выписками или заметками, какие он делал при чтении. Из всех сочинений П. дошла до нас только «Естественная история», представляющая собой энциклопедию всевозможных знаний, накопленных древним миром о природе и ее произведениях. Тут перед нами развертывается все мироздание, как его понимали греческие и римские ученые. Прежде всего идут сведения астрономические и физические (2-я кн.), затем сведения о земле, ее географическом разделении и устройстве ее поверхности с указанием народов, ее населяющих, городов и гаваней (3-6 кн.). Далее следует собственно естественная история, начинающаяся с животного царства и прежде всего с человека (8-11 кн.); в отделе о растительном царстве (12-32 кн.) говорится не только об уходе за деревьями, но и об употреблении растений с лечебною целью, а затем и о лечебных средствах, извлекаемых из царства животных. В остальных книгах (33-37) речь идет о неорганической природе и ее приспособлении к потребностям человека - о камнях и металлах, об извлечении лечебных средств из металлов, о красках для живописи и о самой живописи, о пользовании земляными породами для пластических произведений, кстати о художниках и их произведениях, об употреблении камней в искусстве и медицине и, наконец, о драгоценных камнях и о том, где их находят и как их обделывают. Сочинение это, по словам его автора (Praef., 17), потребовало от него прочтения приблизительно двух тысяч томов, из которых им было извлечено до двадцати тысяч заметок; П. прибавил к ним множество данных или неизвестных его предшественникам, или открытых впоследствии. Сочинение посвящено и передано в 77 г. по Р. Хр. Титу и состояло первоначально из 36 книг, к которым после смерти автора была прибавлена еще книга, заключающая в себе перечень содержания и указание источников для каждой книги. Этою книгой в изданиях и начинается сочинение П. Значение труда П. в римской литературе огромно. Оно долго служило источником, из которого черпались сведения о мире и делались извлечения для составления руководств по разным предметам (географии, медицине и др.). Как много оно читалось не только в древности, но и в средние века, видно из того, что оно дошло до нас почти в двухстах рукописях. Особенная важность его для нашего времени вытекает из того, что огромная масса сочинений, которыми пользовался автор, теперь потеряна. П. делает ссылки на 327 греческих и 146 римских писателей. Поэтому в числе источников изучения древнего мира «Естественная история» П. играет для нас роль, нередко ничем не заменимую. Что в массе сообщаемых П. сведений не все точно и не все складно передано - это при подобном характере труда вполне естественно, и мы не имеем права быть чересчур придирчивыми к автору, вообще очень добросовестному и осторожному. Нельзя не заметить только, что его стиль отличается замечательною неровностью и в разных частях сочинения различен: то риторичен, то сух, то просто неряшлив. Лучше всего слог П. во вступлениях, где у него нередко является и воодушевление, и сжатость, и сила выражения. Везде в его сочинении веет дух человека, не только страстно любящего науку и преклоняющегося перед величием природы, но и вообще проникнутого высоким нравственным миросозерцанием и чувствами доброго гражданина. И по учености, и по нравственному достоинству «Естественная история» может быть названа украшением римской литературы. Какую важность этому труду придавали и придают в новое время, это видно из того, что над примечаниями к переводу его на франц. язык, сделанному Ажассоном де-Грансан (Париж, 1829), работал целый ряд выдающихся натуралистов и филологов, каковы Кювье, Дану, Летрон и др. В 1896 г. в Лондоне вышел перевод глав, относящихся к истории искусства, сделанный К. Jex-Blake, с комментариями Sellers’a и добавочными примечаниями (Urlichs’a. Из новейших, обработанных критически изданий лучшее - Лудвига Яна (Лпц., 1854-1860), в настоящее время переиздаваемое Майгофом (в 1897 г. вышел 4-й т.).

Как во времена римской республики Варрон написал обширное сочинение, излагавшее сведения об истории гражданской и религиозной жизни всех италийских племён , так во времена империи ученый, обладавший всесторонними знаниями Гай Плиний Секунд (Плиний Старший, 23-79 гг. н. э.) с неутомимым трудолюбием составил сборник всех знаний о природе и её отношениях к человеку. Эти знания более соответствовали характеру времен империи, чем те, которыми занимался Варрон. Интересы империи требовали забвения о старине с её политической жизнью.

Гай Плиний Старший родился в Новом Коме (Novum Comum), одном из городов провинции Цизальпинской Галлии. Он занимал важные административные и военные должности: был при императоре Клавдии начальником конницы в Германии, при Нероне – прокуратором в Испании, при Веспасиане и Тите – начальником Мизенского флота. Плиний Старший исполнял свои должностные обязанности очень добросовестно, но при своей неутомимой деятельности находил досуг для ученых занятий и умер мучеником своей любознательности, наблюдая с близкого расстояния то самое извержение Везувия, которое погубило Помпеи и Геркуланум .

Плиний Старший говорит, что собрал материалы для этой работы более чем из двух тысяч писателей. Он занимался чтением и выписками день и ночь, даже за обедом и когда принимал ванну. В поездках постоянно сопровождал его переписчик. Но громадность массы материалов повредила форме изложения, и разработка разных частей предмета неодинаково хороша. Лучше всего изложена ботаника, в которой Плиний Старший следовал трактату Диоскорида . Он посвятил свой труд императору Титу.

В начале «Естественной истории» Плиний говорит, что вселенная – вечное, неизмеримое, не созданное и бессмертное божество. Кончает свою работу он воззванием к природе – матери всех существующих предметов, которой он, по его выражению, служил усерднее всех римлян. Многобожие он считает глупостью, порождением умственной слабости людей.

«Естественная история» Гая Плиния Старшего не во всех своих частях представляет сведения, одинаково хорошо проверенные, и вообще этот громадный труд – работа человека, страстно любящего науку, но не исследователя, не специалиста. Основное воззрение Плиния состоит в том, что природа создала все с разумной целью, и эта цель – благо человека. Слог его неровен, в некоторых местах напыщен, иногда поэтичен и темен, иногда сух; картинных описаний у него нет. Но богатство собранных Плинием Старшим сведений по всем отделам знания дало его труду чрезвычайно большое значение для развития человеческой образованности. По выражению его племянника, «Естественная история» его разнообразна, как сама природа.

Знаменитый естествоиспытатель Александр Гумбольдт говорит о книге Плиния: «Она – произведение непреодолимой склонности к всеобъемлющему собиранию сведений, делаемому иногда поверхностно. Слог её неровен, иногда прост и ограничивается перечислением предметов, иногда богат мыслями, жив, иногда приукрашен риторикой. Она бедна индивидуальными описаниями природы; но во всех тех случаях, когда дело касается величественного взаимодействия сил, создающего благоустроенный космос, – когда Плиний Старший говорит об этом "величии природы" (или, как он его называет, Naturae majestas), он одушевляется энтузиазмом, исходящим из глубины сердца». У Гая Плиния нет строгого научного порядка, и форма изложения у него вообще дурна, но, продолжает Гумбольдт: «привлекательно действуют его стремление понять предмет, его нравственная серьезность, его благородное одушевление мыслью о величии природы. Любовь к ней успокаивает и утешает его в печалях его бедственного времени, в скорби о суетности людей».

Во все продолжение средних веков «Естественная история» Гая Плиния Старшего пользовалась очень большим уважением, которое отчасти переносилось и на труд полигистора Гая Юлия Солина, составившего по Плинию «Землеописание». Солин занимается более всего физической географией. Все у него взято из Плиния, сам он не прибавил ничего.

8.6. МЕДИЦИНСКИЕ СВЕДЕНИЯ В «ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ» ПЛИНИЯ СТАРШЕГО

Известный государственный деятель и писатель, Плиний Старший (23-79 гг.) в 37 книгах своей «Естественной истории» отразил современные ему сведения из самых разных областей знания. Непосредственно медицине посвящены книги XXIII-XXVII, кроме того, в книгах XXVIII-XXXII даны рекомендации по лекарственному применению многочисленных средств животного происхождения. В качестве источников Плиний использовал около двух тысяч книг греческих и римских писателей, в том числе - сочинение Цельса, на которое он неоднократно ссылается.

Плиний Старший был военачальником и крупным государственным чиновником во времена императора Веспасиана. Кроме «Естественной истории», в которой, по его словам, приведено 20 тысяч фактов с целью «дать описание природы во всей ее совокупности», он создал ряд других сочинений, которые погибли или дошли до нас в небольших фрагментах. С 77 г. в качестве главнокомандующего императорским флотом в Западном Средиземноморье он жил в Мизене, на берегу Неаполитанского залива, где располагалась штаб-квартира флота. Здесь и застало его знаменитое извержение Везувия, разрушившее Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Вот как описывает гибель своего дяди Плиний Младший в письме к историку Тациту: «...часов около семи мать моя показывает ему на облако, необычное по величине и по виду. Дядя уже погрелся на солнце, облился холодной водой и лежа занимался; он требует сандалии и поднимается на такое место, откуда лучше всего можно было разглядеть это удивительное явление... то, что предпринял ученый, закончил человек большой души:

он велел вывести квадриремы" и сам поднялся на корабль, собираясь оказать помощь... многим другим... Когда вернулся дневной свет,... тело его нашли в полной сохранности, одетым как он был; походил он скорее на спящего, чем на умершего».

Исторические параллели: Побережье Неаполитанского залива было густо заселено. Извержение Везувия закончилось страшной катастрофой. Упоминание о ней содержится в хрониках разных стран, в том числе, в древнерусских летописях. В Русском музее хранится картина К.Брюллова «Последний день Помпеи». На ней запечатлен один из моментов этого стихийного бедствия.

«Естественная история» Плиния была популярной в течение столетий. В эпоху

раннего средневековья (IV-V вв.), когда создавались многочисленные «Сокраще

числе первых и неоднократно переписывалась. В ней были собраны средства лечения самых разных болезней «от головы до пят»: мигрени, чахотки, подагры и многих других. Плиний пишет о лечении ран, травм и язв, нарывов и обморожений, о средствах против укусов собак и других животных, о повреждениях сухожилий и избавлении от нарывов. Во вступлении к своей книге он обращается к читателю с такими словами: «Во время странствий мне часто приходилось из-за своей болезни или из-за болезни моих близких сталкиваться с разными обманами врачей. Одни врачи продавали самые дешевые лекарства за огромные деньги, другие ради наживы брались лечить то, что не умели. Я узнал, что недомогания, которые можно было бы вылечить за несколько дней или даже часов, некоторые врачи растягивали на Плиний Ставший

длительное время, чтобы дольше иметь доход от больных, считавших свое положение тяжелым. Поэтому мне показалось необходимым собрать отовсюду полезные советы и объединить их в краткий обзор».

Многие рецепты Плиний взял из трудов Гиппократа и других великих врачей древности. Приведены здесь и способы изготовления обычных для медицины того времени лекарственных средств: уксусомеда (смеси меда и уксуса), пепла птиц и животных, собачьей крови, желудка аиста, растирания из костей змеи, мази из каракатицы, крови летучей мыши, желчи ежа и т.д. Наряду с такими экзотическими для современного читателя средствами Плиний рекомендует фрукты и овощи (дыню, персики, айву, свеклу и др.), лекарственные растения (мяту, руту, лук, чеснок, укроп, чабрец, корень чечевицы и др.). Кроме того, в книге приведены народные средства лечения болезней.

Рецепты Плиния содержали множество рецептов греческой медицины, широко использующей морских животных для лечения разнообразных внешних и внутренних болезней. Эти животные были обычными для греков, вся жизнь которых была связана с морем. Приметы и поверья сочетаются у Плиния с рекомендациями, которые представляют интерес и сегодня. Так, следуя Аристотелю, он пишет о лекарственных свойствах икры морских ежей. Ее и в наше время применяют с лечебной целью.

Вот фрагмент подробного рассказа Плиния о благодетельном действии устриц на организм человека: «Пользуясь случаем, я хотел бы подтвердить, что устрицы действительно очень полезны с медицинской точки зрения... Неочищенные и сваренные в собственной скорлупе устрицы превосходно излечивают ревматизм. Скорлупа устриц, прожаренная на огне и смешанная с медом, успокаивает боли при воспалении языка. Эта же смесь успешно применяется при воспалении околоушных желез, появлении нарывов и опухолей..., разведенная с водой, она выводит морщины с лица, делает кожу у женщин значительно мягче и нежнее, помогает излечивать кожу после ожогов и является чудесным средством для чистки зубов. В соединении с уксусом эта смесь прекращает зуд и предотвращает появление сыпи. Сырые устрицы очень полезны при лечении золотухи...»

Плиний упоминает об использовании пепла сожженной губки для лечения внут-,. ренних болезней. Этим пеплом посыпали раны, чтобы они не гноились. Смешивая пепел с молоком, готовили лечебное питье, которое давали больному 3 раза в день. Лекарственные свойства губки получили объяснение много позже: оказалось, что в ней высок процент йода.

Исторические параллели:

Йод впервые был получен в начале XIX в. французским аптекарем и химиком Бернаром Куртуа при сжигании морских водорослей. История науки традиционно представляет некоторые открытия в виде «случайностей». Трудно сказать, насколько правдивы такие истории. Одна из них повествует о Б.Куртуа, который склонился над лабораторным столом с котом на плече. Неожиданно прыгнув на стол, кот опрокинул склянки с настоем морских водорослей, серной кислотой и железом. Когда жидкости смешались, химик увидел сначала густые фиолетовые пары, а потом - осевшие кристаллики йода.

Исследования в области морской фармакологии ведут в наши дни ученые многих стран. Много ценных лекарственных соединений, в том числе - витаминов и антибиотиков, выделено из водорослей. Обнаружены антибиотические свойства планктона. Многочисленные виды морских организмов еще мало изучены с точки зрения содержания в них физиологически активных веществ. Между тем, давно известно, что вещества для нападения и защиты, которые вырабатываются в организмах некоторых рыб и морских животных, весьма перспективны для фармакологии. Они найдены, например, в организме голотурий - морских огурцов, в слюнных железах каракатиц и в рыбе фугу, обитающей в Японском море.

Обратимся к фрагментам «Естественной истории», содержащим медицинские сведения:

Глава 1. При головной боли.

«...Когда болит голова, самое полезное - намазать ее соком цикория с розовым маслом и уксусом, приложить ко лбу базилик с розовым или миртовым маслом или с уксусом... Пшеничную муку самого тонкого помола, смешанную с яичным белком и посыпанную небольшим количеством белой соли, нужно намазать на лоб и привязать сверху завязкой от обуви... на виски кладут вареный чеснок...

К разбитой голове прикладывается паутина с маслом и уксусом и не снимается до тех пор, пока не заживет рана. Излечивает вода, которую пил бык или осел, если ее выпить три раза».

Глава 33. Против ядов.

«Врачи хвалят митридатово противоядие, приводят различные составы его и требуют огромные деньги за передачу ценных, вследствие их редкости, лекарств. В самом деле, они отвешивают по одному фунту этого лекарства за двадцать сестерций и обманывают доверчивость несчастных, убеждая их купить то, что вредно. Ведь одни средства вредят желудку, другие делают тяжелой голову, третьи приносят бледность лицу и худобу телу. Итак, часто случается, что те, кто пользуется их противоядиями, умирают в более тяжелых муках, чем если бы они выпили яд...

Есть электр - золото, в котором находится пятая часть серебра. Тот, кто пользуется для питья сосудом из электра, избежит отравления; ведь в электре разбегаются в разные стороны с огненным треском дуги, похожие на небесные, и, таким образом, яд обнаруживается двойным путем...»

Исторические параллели:

Плиний упоминает о «дугах с огненным треском». Так римляне называли электрические разряды. Их применение для лечения болезней началось еще у греков. Головную боль лечили с помощью электрического ската. Римские врачи прикладывали к голове пациента, страдающего мигренью, ската или торпедо - морскую рыбу, обладающую свойством испускать электрические разряды. Таким способом, например, лечили от мигрени императора Коммода. Иногда пациентов опускали в бочку, где плавал скат.

Однако в представлении римлян не было связи между наблюдаемыми «дугами, похожими на небесные» и такими методами лечения. Они полагали, что рыба просто хлещет человека хвостом столь молниеносно, что рассмотреть это движение невозможно. Именно эти удары, согласно представлениям римлян, исцеляли страдающих подагрой, мигренью и психическими заболеваниями. Врач римского императора Нерона лечил его от ревматизма электрическим массажем и электрическими ваннами следующим образом. Больной садился в деревянную бочку, наполненную водой. После этого в бочку запускали рыбу, способную испускать электрические разряды.

О том, что хвост рыбы при «ударе» не прикасался к телу человека, и природа «удара» была не механической, а электрической, стало известно лишь во второй половине XVIII столетия. Впрочем, уже античные авторы писали о необычных явлениях, объяснения которым не находили. Способен ли медлительный скат наносить молниеносные удары, или ткани его тела содержат какой-то особый яд? Этим вопросом задается римский врач II в. и отвечает на него так: «Гнюс (электрический скат) владеет опасным ядом, от природы он слаб и так медлителен, что кажется, будто он может только ползать. С каждой стороны у него есть ткань, которая всякого, кого она коснется, тотчас лишает силы, замораживает его кровь и парализует конечности». Его коллега упоминает о том, что рука чувствует толчки даже в том случае, если на нее проливают воду из сосуда, в котором находится гнюс. Плиний, подозревая, что речь идет о таком явлении, которое до сих пор не получило объяснения, так пишет в XXXII книге «Естественной истории»: «Гнюс парализует самую сильную руку далее издали, если только до него дотронуться копьем. Из этого ясно видно, что существуют невидимые силы».

Науке понадобилось более полутора тысяч лет для того, чтобы понять: человеческое тело, подобно копью, может быть проводником этих «невидимых сил». Таким образом, современная электротерапия - метод лечения с помощью электрических разрядов, берет начало в античной медицине, хотя и получила объяснение только в Новое время. А природа возникновения электрических сил, как и магнитных, до сих пор не разгадана до конца.

Сведения, приведенные в «Естественной истории», большей частью были основаны не на собственных наблюдениях, а заимствованы из множества трудов античных писателей. В числе этих сведений встречаются и совершенно фантастические, которые Плиний иногда сопровождает замечанием «пусть кто хочет верит» (лат. «si libeat credere»). Упомянем некоторые из них, имеющие отношение к медицине. Плиний утверждает, что кровопусканию люди научились у гиппопотама, который, почувствовав в себе тяжесть, выходит из Нила, открывает себе вену терновником и выпускает кровь, а затем останавливает ее лимоном. В VII книге «Естественной истории» собраны сведения о различных уродах и чудовищах. Упоминаются обитатели дальних стран - человеческие существа без глаз, без рта, люди с собачьими головами, способные не говорить, а только лаять, а также племена одноногих людей или с ногами, вывернутыми пятками вперед. «Природа творит уродов, чтобы поразить нас и развлечь себя», - писал Плиний.

Исторические параллели:

Тератология (от греч. «teras» («teratos») - чудовище, урод) - раздел медицины, изучающий аномалии, пороки развития и уродства человека, берет начало в античности. Ее истоки можно найти в сочинениях Аристотеля. «Путь к рождению уродов, - писал он, - природа подготовляет рождением детей, не схожих с родителями из-за незаконченности развития». При этом нормальное развитие он ставил в зависимость не только от окружающих условий, но и от наследственности и возраста родителей, связав таким образом проблему уродства с эмбриологией.

В сочинениях эпохи средневековья необычный вид часто приписывали жителям Индии, которая считалась наиболее «чудесной» из стран Востока. Именно ее в первую очередь описывали хроники завоевательных походов Александра Великого - самого популярного античного героя эпохи средневековья.

В эпоху Возрождения медицинские и зоологические трактаты в изобилии содержали изображения уродов и чудовищ. Португальские мореплаватели помнили о приказе: «Беречься козней тварей с человеческой головой и рыбьим хвостом. Они плавают с луками и стрелами и едят людей». Великий хирург XVI в. А.Паре был автором «Трактата об уродах и чудовищах».

Серьезное внимание проблеме уродства уделяли врачи и биологи XVIII-XIXв. В России изучению аномалий развития способствовала организация кунсткамеры Петром I. По его указу 1718 г. сюда доставляли из России и стран Западной Европы различных уродов.

Панотии (греч. «болыиеухие») - обитатели Индии. Скульптура на портале церкви. XIII в.

«Естественная история» Плиния до Нового времени была важнейшим источником знакомства с естественнонаучными предметами. Ж.Бюффон (1707-1788) " назвал «Естественной историей» I свой знаменитый труд в 36 томах. Вот как он отзывался о своем великом предшественнике: «Его сочинения охватывают не только животных, растения и минералы, но также географию и астрономию, медицину, историю торговли и искусств, словом - все науки. Поразительна осведомленность Плиния во всех областях. Возвышенность, мысли и красота выражения соединяются у него с глубокой ученостью». Спустя столетие после смерти Плиния были написаны труды Галена, итог развития римской медицины. Если «Естественная история» была популярной энциклопедией, то сочинения Галена относились к совершенно другому жанру. Их значение оценили не столько его современники, сколько потомки, почитавшие Галена наравне с Гиппократом. Соединение философского основания в медицине Галена с развитием опытного метода исследования послужило причиной того, что именно этого врача традиционно называют «последним натурфилософом античного мира».

Он защитил диссертацию, в которой пытался найти «законы зарождения» всех органических тел, и в соответствии с этим он последовательно рассматривал в ней «зарождение растений», «зарождение животных» и, наконец, «общие законы зарождения органических тел». Вольф сделал важное открытие, изучая развитие стеблей, листьев и цветов. Он обнаружил, что у вершин каждого растущего побега есть особая «точка или поверхность роста». До Вольфа процесс «развертывания» (evolutio) почки, цветка и листа был классическим примером преформации. Утверждение Вольфа, что внутри всякой листовой почки не находится сколько-нибудь заметных листьев», а лишь «внутренняя субстанция растений», зарождающая из себя зачатки листьев, явилось исходным пунктом нового принципа развития. Другое важное открытие делает К.Ф. Вольф, проследив развитие цветка. Свое завершение учение о метаморфозе растения получил у него в работе петербургского периода (1767г.), в которой он заявляет: «Во всем растении, части которого на первый взгляд столь необыкновенно разнообразны, я усматриваю по зрелом рассмотрении ничего более как листья и стебель... Все части растения, за исключением стебля, являются, следовательно, лишь измененными листьями». Это учение о метаморфозе растения является бесспорной исторической заслугой К.Ф. Вольфа. Также он наблюдал за развитием насиживаемым куриным яйцом. Он обнаружил образование «кровяных островков», которые затем превращаются в кровь и кровеносные сосуды; он описал образование конечностей, первичных почек и ряда других органов. Таковы вкратце наблюдения Вольфа, позволившие ему отвергнуть теорию преформации и выдвинуть идею о подлинном развитии растений и животных. В 1767 г. Вольф приезжает в Россию, и в сентябре того же года представляет к печати свой новый труд «Об образовании кишечника у цыпленка». Это наиболее зрелый труд К.Ф. Вольфа - строго научный трактат, в которых он воздерживается от поспешных натурфилософских обобщений; он формулирует общий принцип развития органов: «Часть, которая в завершенном виде имеет внутреннюю полость или же представляет трубку или резервуар, в своем первоначальном состоянии была открытой и растянутой в виде известного рода простой пластинки, края которой были понуждены к складыванию друг с другом для образования цельного канала». К.Ф. Вольф неустанно повторял, что обнаруженные им закономерности являются «основным доказательством эпигенеза». Благодаря коллекции Кунсткамеры, он написал многочисленные анатомические работы, публиковавшиеся в течение 25 лет ежегодно в трудах Петербургской Академии и написал не менее 1000 страниц, описания особо интересных, с его точки зрения, уродов, до сих пор неопубликованное.

Плиний Старший (полное имя - Гай Плиний Секунд) - римский государственный деятель, ученый, писатель, обладавший поистине энциклопедическими познаниями. Дядя, приемный отец Плиния Младшего - именно поэтому, во избежание путаницы, к именам этих двух известных людей добавляют «младший» и «старший».

Родился Плиний Старший в г. Комуме примерно в 23 г. Вероятнее всего, образование им было получено в Риме, хотя данные об этом отсутствуют во всех главных источниках сведений о его биографии. Основными считаются письма, написанные племянником, а также краткое жизнеописание Светония.

Молодые годы Плиний Старший провел в разных военных походах, будучи членом императорской конницы. Помимо прочего, он боролся с германским народом - хавками, который затем был описан в его масштабном труде «Естественная история». Довелось ему побывать и в Бельгии. В то время местным прокуратором был отец либо дядя прославленного историка - Корнелий Тацит. Пребывание в этих краях позволило Плинию Старшему собрать богатый фактический материал о них и написать крупную работу, посвященную войне германцев с римлянами. Она стала главным источником, на который впоследствии опирался Тацит в своем произведении «Германия».

Известно, что Плиний Старший занимал должность императорского прокуратора в Нарбонской Галлии - так называлась римская провинция, находившаяся на северном берегу Средиземноморья вдоль границы с Испанией; впоследствии Плиний был прокуратором самой Испании. С сыном императора Веспасиана он познакомился во время воинской службы, походов в Германию. Это обстоятельство сыграло значимую роль при его назначении на один из ключевых государственных постов - начальника мизенского флота.

Занимая эту должность, он скончался 25 августа 79 г., став жертвой извержения вулкана Везувий. Об этом событии повествует пространное письмо Плиния Младшего к Тациту. Его приемный отец был в опасной близости к вулкану, т.к. ему хотелось получше разглядеть эту грандиозную природную катастрофу. Любознательность и стремление оказать помощь другим людям сыграли с ним злую шутку: Плиний отравился серными испарениями.

О Плинии Старшем вспоминают как о человеке чрезвычайно трудолюбивом, он читал практически в любом месте, полагая прожитым бесцельно любое время, которое не сопровождалось умственными занятиями. Он очень много читал, стараясь извлечь какую-либо пользу даже из самых заурядных книг. Благодаря Плинию Младшему мы знаем о существовании таких произведений его дяди, как 31 книга на историческую тематику, 3 книги сочинений по риторике, 8 книг по грамматике; 160 книг содержали его заметки и выписки, сделанные в ходе чтения.

Сохранилось до наших дней единственное сочинение Плиния – это 37 книг «Естественной истории», на написание которой он потратил не более 6 лет, завершив в 77 г. Эту книгу можно смело называть энциклопедией античности в области естественнонаучных знаний. В ней можно найти большое количество данных о политике, экономике, быте, хотя исследователи отмечают, что Плиний Старший не был слишком критичен по отношению к использованным источникам, проявлял легковерность.

Вверх