День когда совершил свой подвиг Иван Сусанин. Как это было. Иван Сусанин — мифы и реальность В деревню Деревеньки

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Вот и прошел праздник. Да, некоторое количество россиян, надо признать, на следующий день с трудом помнят, что это за праздник был. Но мы-то сознательны! Мы празднуем 4 ноября уже более 10 лет (или намного больше, но с перерывами?). Мы уже запомнили, как он называется, мы уже ориентируемся, каким событиям он посвящен. Начинаем, наверное, потихоньку понимать, почему государство установило именно «этот» праздник, и именно вместо «того» праздника.

Православное молодежное движение «Курс-Восток» проводило самодельный незатейливый социологический опрос с 2012 года, задавая простые вопросы о празднике. Во-первых, чтобы узнать примерный уровень знаний о нём среди населения, во-вторых, чтобы послушать, что люди думают о нём, в-третьих, чтобы рассказать его историю, которая у праздника гораздо более, чем десятилетняя.

Уровень знаний можно посмотреть здесь:

Иногда люди рассказывали свое отношение к празднику. Мы их об этом не просили, но они охотно делились своими впечатлениями, потому что тут и политика, и история, и религия, а все люди, как известно, в этих областях самые большие специалисты. Поэтому, были выслушаны все, включая самые крайние, точки зрения:

  • от «не знаю, что за праздник, и знать не хочу, потому что есть 7 ноября…»
  • до «есть праздник Казанской иконы, а всякие государственные дела не знаю, и знать не хочу…»

Примечательно, что есть даже такие два противоположных, но в чем-то единых лагеря:

«вообще не знаю, что за праздник, хорошо, что выходной» и «вообще не знаю, что за праздник, достали уже со своими выходными». В целом, складывалось впечатление, что когда государство сообщало народу, что теперь 4 ноября будем праздновать «День народного единства», народ куда то выходил, или был чем то другим увлечен, или подумал, что эти знания ему не пригодятся, поэтому чего их учить… Некоторые респонденты сокрушались, что народ не спрашивали, какой праздник поставить вместо великореволюционного, поэтому, дескать, и единства нет по поводу Дня народного единства…

Рассказывать историю не всегда получалось, потому что 4 ноября, это не 12 июня, и было холодно, а проводили мы опросы в основном на улицах и площадях. Зато мы вручали вот такие буклеты, в которых вся история подробно написана.

В наших оптимистичных мечтах мы предполагали, что люди их читали и передавали друг другу. Потому что как еще объяснить, что уровень знаний судя по каждому новому соц.опросу немного, но возрастал. От лица государства конечно чувствовалась поддержка в виде исторических художественных и документальных фильмов, нового контекста в школьных уроках, а также в виде пламенных речей на демонстрациях. Поэтому потихоньку народ просвещается и привыкает.

Теперь давайте посмотрим, какими получились ответы на наш виртуальный опрос, который мы провели накануне. Поскольку опрос был размещен на нашем паблике ВКонтакте и на канале Youtube, надо учесть, что аудитория респондентов – это молодежь, так или иначе знакомая с православным молодёжным движением «Курс Восток». Итак, вот вопросы, ответы и комментарии к ним:

  1. Как называется государственный праздник, отмечаемый 4 ноября?

Ответы «День Великой Социалистической Октябрьской революции», «День всех святых» и «День Народного ополчения» не выбрал никто и, слава Богу! Правильный ответ, конечно, День народного единства. Но судя по всему, мы имеем несколько людей застрявших в временном промежутке с 1996 по 2004 год, либо до сих пор еще не согласившимися и примирившимися с названием «День народного единства».

  1. ​Когда начали праздновать День народного единства?

Собственно, они же, наверное, и ответили, что этот праздник начал свою историю в 1991 г. Но это не точно. Как не точно, что праздник «День народного единства» мы начали отмечать с 1649 года. С таким названием его еще не было. А вот в 1649 году случилось событие, которое сильно повлияло на будущее значение этого праздника. В этому году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября (по старому стилю) наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени у Алексея Михайловича начинает складываться пазл: московская святыня Казанская икона Богородицы это и избавительница России от нашествия иноземцев и внутренней смуты, это и его личная Покровительница. В общем, через Казанскую икону явились такие знамения, которые свидетельствовали об особом заступничестве Матери Божией и за царский род, и за весь российский народ. Это отношение к святыне было унаследовано последующими царями из дома Романовых, и царский Казанский образ остается с ними до последнего дня существования их династии. И очень сильно помогает стране и в годы Отечественной войны 1812 года (вспомним М. Кутузова и особо почитаемый список иконы в Санкт-Петербурге), а также в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г

  1. Как был назван этот период в истории России?

Надо отметить, что среди респондентов нашлись люди с чувством юмора, либо читающие только первые 5 букв ответа и выбирают его, если эти 5 букв совпадают с тем, что они хотят ответить.

  1. Официальное название государства, активно вмешивавшегося в дела России в Смутное время?

Правильный ответ «Речь Посполитая». Ответили правильно 3 человека. Тут хочется немного оправдать респондентов, ответивших неправильно. Неофициальное, вернее современное название, тоже зачёт, так как в следующих вопросах говорится, что мы выгнали из Москвы поляков. Логично было бы тогда упоминать потом «речистых посполитаев», сиречь подданых Речи Посполитой. Были заготовки ответов «Соединенные Штаты Америки» и «Узбекистан», но респонденты оказались благоразумными и не стали их выбирать.

  1. ​Кем был Кузьма Минин?

Давайте сначала посмотрим ответы:

Правильный ответ: «Торговал рыбой и скотом», и это, кстати, делает честь людям торговли, которые многие оказались тогда сознательными и ответственными за свою страну, вопреки расхожему мнению. Помимо этого, Кузьма Минин был и земским старостой, поэтому свои версии (их было 2), тоже идут в зачёт.

  1. ​Кого называли «тушинским вором»?

Правильный ответ: Лжедмитрий II. Но кто-то что-то знает про Василия Шуйского…

  1. ​Какие достопримечательности показал Иван Сусанин польским туристам (по официальной версии)?

Разошлись мнения участников опроса. Это, конечно, не существенный факт, но историческая справедливость за костромские болота.

  1. ​Как звали первого русского царя, избранного после освобождения Москвы от поляков?

Правильный ответ: В неделю Православия 21 февраля 1613 года всенародно Земским Собором на Руси был избран Государь Михаил Федорович Романов, сын патриарха Филарета. В воскресный день 11 июля 1613 года митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство в Успенском соборе Московского Кремля юного Михаила. При венчании царским венцом скипетр и яблоко (державу) держали герои ополчения: боярин князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой и князь Димитрий Михайлович Пожарский.

  1. Как звали патриарха Русской Православной Церкви, призывавшего объединиться и дать отпор захватчикам?

Правильный ответ: патриарх Гермоген. Почитайте его житие срочно!

Шутники отвечали «Бенедикт», но надо сказать, что нашим согражданам в 1612 году было бы не смешно, если бы кто-то сказал, что возглавлять нашу русскую Церковь будет человек с латинским звучанием имени…

  1. ​В нашей стране любят снимать художественные фильмы, посвящённые героическим эпизодам нашей истории. А какое кино ещё НЕ сняли по нашей теме?

Правильный ответ: Минин и Пожарский.

Да, к сожалению, именно про них пока еще не снято ни одного художественного фильма, а зря. Такие сюжеты и такие личности! Будем надеяться, что любознательные творческие люди, прочитавшие результаты этого теста, захотят поглубже изучить историю страны, и рассказать о своих открытиях в замечательных произведениях.

За основу виртуального теста был взята замечательная подборка вопросов, составленная пермским интернет-журналом «Звезда».

Предложение проехаться «по маршруту Сусанина» настораживает: ведь из истории известно, что для польского отряда этот маршрут стал дорогой в один конец. Но в Костромской области никуда не деться от героических легенд Смутного времени, и любому, кто интересуется историей, наверняка, захочется отправиться на экскурсию «по сусанинским местам». Тем более что места эти очень живописные!

Историческая справка

Несмотря на обилие легенд о подвиге Сусанина, исторических свидетельств о связанных с ним событиях сохранилось очень мало. Достоверно известно, что Иван Сусанин был старостой в Домнино - родовом имении боярыни Марфы, матери Михаила Романова, а в 1619 году зять крестьянина Богдан Собинин получил царскую грамоту, по которой ему переходила половина деревни Деревеньки, а он сам и все его потомки освобождались от податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». В грамоте говорилось, что литовские люди пытали крестьянина о местонахождении Михаила Романова, но тот, хоть и знал нужную информацию, ее не выдал и был замучен до смерти. О деталях происшествия известно от потомков рода Сусаниных, и рассказы эти со временем обросли массой сомнительных подробностей. Классическая версия предания гласит, что зимой 1613 года Марфа с сыном - уже избранным царем Михаилом Романовым - находилась в Домнино. Поскольку на русский престол претендовал также Сигизмунд III и его сын Владислав, польский отряд был послан в Домнино «убрать конкурента». В селе Деревеньки у дочери находился Иван Сусанин, согласившийся проводить поляков в Домнино. Но вместо этого крестьянин завел врагов в леса и непроходимое болото, где и был убит.

Исследователи справедливо указывают на недочеты этой истории. Во-первых, полякам очень трудно было бы оказаться в Деревеньках, не попав предварительно в Домнино. Во-вторых, зимой непроходимое болото обычно замерзает. В-третьих, непонятно, кто и как узнал о героической гибели Сусанина, если он вместе с польским отрядом сгинул в окрестных лесах.

У историков есть другие версии: вероятно, поляки прибыли сюда не зимой 1613, а поздней осенью 1612 года, до избрания Михаила на царство. В Домнино они нашли старосту и пытались узнать у него о местонахождении Марфы и Михаила, которые в этот момент были на богомолье в Макарьево-Унженском монастыре. Сусанин правды не сказал и, чтобы потянуть время, повел отряд через болото в расположенное на другой стороне село Исупово. Уже там, поняв обман, поляки убили его на глазах односельчан. Кстати, именно в этом селе, на погосте, были в 2003 году найдены предположительные останки Ивана Сусанина (в чем, впрочем, историки тоже сомневаются).

Поселок Сусанино

Чтобы попасть в Сусанинский район, вам нужно покинуть Кострому по центральной улице - проспекту Мира, который постепенно переходит в Костромскую улицу, а потом в шоссе «Кострома - Буй». По этой дороге вам предстоит проехать примерно 60 километров до поселка Сусанино , причем рассчитывайте на долгую поездку - эта дорога имеет недобрую славу из-за своего плохого состояния, обилия заплаток и выбоин, ехать по ней с большой скоростью не получится.

В Сусанино стоит сделать первую остановку. К Ивану Сусанину этот населенный пункт не имеет прямого отношения и в прошлом назывался Молвитино. Зато здесь находится Музей подвига Сусанина , где рассказывается не только о самом герое, но и о других исторических личностях, совершивших в разное время похожие подвиги. Еще в музее можно увидеть саблю XVII века, найденную неподалеку от Исуповского болота, - считается, что она принадлежала кому-то из того самого польского отряда.

Размещается музей в здании церкви Воскресения Христова, изображенной на картине Алексея Саврасова «Грачи прилетели», так что пропустить такой интересный объект, разумеется, нельзя. Только учтите, что у этого музея немного нестандартный режим работы: он открыт в понедельник, зато закрыт в пятницу. А попасть сюда просто - после автостанции нужно свернуть с трассы влево, на улицу Карла Маркса, и проехать по ней до центра поселка.

По следам Сусанина - без машины

По «сусанинским местам» можно путешествовать самостоятельно, если вы готовы проехать на машине по скверным дорогам и не боитесь прогулки через болото. Впрочем, можно приехать сюда и без машины: например, междугородним автобусом «Кострома - Буй» до поворота на Домнино, а далее несколько километров пешком по Сусанинским местам. Если вы сомневаетесь в своей способности ориентироваться не местности, можно присоединиться к экскурсии в Сусанино - такие маршруты регулярно предлагают местные турфирмы. Экскурсии обычно включают театрализованное представление «Тропой И.Сусанина», так что вы наглядно сможете представить, что творилось в этих краях 400 лет назад.

В деревню Деревеньки

Как мы помним, согласно официальной версии событий, Ивана Сусанина поляки перехватили в деревне с тавтологическим называнием Деревеньки неподалеку от Домнино. Возможно, там находился родовой дом Сусаниных, где жила с семьей дочь Ивана Антонида. Во всяком случае, в этом селе в 1913 году появилась памятная часовня , освященная в честь Иоанна Предтечи.

Села теперь уже нет - оно обезлюдело, заброшено и заросло лесами. Но часовня сохранилась и до нее можно добраться. Для этого выезжайте из Сусанина и двигайтесь дальше по трассе примерно 5 километров, мимо поворота на Шипилово и Домнино. Вам нужен следующий поворот (в сторону Сумароково). До часовни около 2-х километров, по дороге будет указатель.

Часовенка из красного кирпича с одной главкой высится посреди леса. Она обычно заперта, но можно увидеть роспись на ее внешней стене и мемориальную табличку «Часовня сооружена в 1913 г. на средства местных крестьян в память 300-летия подвига Ивана Сусанина. По преданию в этом месте в д.Деревеньки стоял дом И.О. Сусанина».

Кстати, не думайте, что часовня - совсем уж незначительный объект! В 2006 году вышла серия марок «Россия. Регионы», где марку Костромской области украшали памятник Сусанину, вид Волги и эта самая часовенка.

Как правильно выбрать время для поездки

Посетить сусанинские места можно в разное время года, но идеальное время: сухая осень, когда на болотах уже нет комаров, а леса в желто-красной листве смотрятся особенно живописно. Но если вы хотите осмотреть все достопримечательности, включая и легендарную тропу через топи, захватите с собой резиновые сапоги: вам предстоит идти по подгнившим и затопленным в болотной грязи доскам, так что любая обувь вымокнет и испачкается.

Домнино и Исуповское болото

Постояв у часовни, нужно вернуться на трассу и по ней до предыдущего поворота - теперь вас ждет деревня Домнино , родовая вотчина бояр Шестовых (именно к этому семейству принадлежала боярыня Марфа, в миру Ксения, пока не вышла замуж Федора Романова). Повернув налево, проезжайте еще 4 километра до Домнино. Эта деревня, в отличие от Деревеньки, вполне себе обитаема и может похвастаться весьма живописными деревянными домами с резными наличниками, а также монастырем во имя святых Царственных страстотерпцев - Николая II и его семьи. Монастырь этот основан недавно - в 2004 году. А вот монастырский храм Успения был построен значительно раньше - в 1809-1817 годах на месте, где когда-то стоял дом бояр Шестовых (об этом сообщает табличка на стене храма). Считается, что рядом находилась и деревянная Воскресенская церковь, разрушенная со временем - есть даже версия, что именно в подклете этой старой церкви был похоронен Иван Сусанин.

Найти монастырь легко: нужно ехать по главной улице села, церковь за оградой вы увидите по правой стороне. Попасть на территорию бывает сложнее: порой она закрыта, да и о разрешении на фотосъемку следует спросить у монахинь.

Рядом с храмом можно увидеть белокаменное двухэтажное здание церковно-приходской школы , построенное в конце XIX века на средства Александровского православного братства - опять-таки в память о спасении Михаила Федоровича.

Из Домнино дорога идет дальше, мимо деревни Перевоз - к знаменитому Исуповскому болоту . Второе его название - Чистое болото (что вряд ли сильно вас утешит, если вы в него провалитесь). Болото - не только историческое место, но и памятник природы федерального значения. На краю болота, слева от трассы (ориентируйтесь на указатель «Место подвига И.Сусанина») лежит большой валун с именем крестьянина-героя . Этот внушительный монумент весом под 60 тонн установлен здесь еще в 1988 году. От камня открывается живописный вид на лежащее ниже болото и леса. Отсюда можно разглядеть и одинокую сосну посреди болота - именно она почему-то считается местом гибели Ивана Сусанина.

Чтобы добраться до сосны, нужно от валуна спуститься к болоту и двинуться в путь по дощатому настилу. Гать тянется на 2,5 километра, доски довольно скользкие, местами прогнившие и полузатопленные в жиже, но пройти по ним можно, только осторожно. Сперва тропа ведет через лесок, потом выводит на открытую местность с редкими березками. Через несколько метров от начала тропы будет развилка с ответвлением в сторону колодца.

Возле сосны находится объект, который часто именуют часовней, хотя на самом деле это всего лишь небольшой ящичек-подсвечник с иконами. Здесь можно зажечь свечу в память об Иване Сусанине, где бы он ни погиб на самом деле.

«Смутные» монастыри

Сусанино, Домнино и тропа по болоту - классический сусанинский маршрут, после которого большинству туристов хочется уже вернуться домой или в гостиницу. Но если вы не слишком устали и полны желания продолжать путешествие по местам, связанным с историей Смутного времени, у вас масса вариантов! Например, можете проехать еще 24 километра по дороге в сторону Буя - до деревни Борок . Здесь, в центре деревни, на улице Колхозной, находится Предтеченский Иаково-Железноборовский монастырь , где был пострижен в монахи Григорий Отрепьев, тот самый будущий Лжедмитрий I, с которого вся Смута и началась.

Можно, впрочем, вернуться в Кострому и посетить Ипатьевский монастырь , где после событий, погубивших Ивана Сусанина, скрывались Марфа и Михаил Романовы. В Костроме стоит зайти и в Романовский музей , где вам расскажут об истории древних боярских родов, связанных с этой местностью.

Но есть в Костромской области и третий монастырь, без упоминания которого история об истоках династии Романовых будет неполной. Речь о том самом Макарьево-Унженском монастыре , куда в весьма опасное время отправился на богомолье будущий русский царь с матерью. Место для паломничества было выбрано не случайно: в монастыре хранились мощи его основателя, святого Макария Унженского, который побывал в плену у казанских татар. Ему Михаил и Марфа молились об освобождении своего отца и мужа Филарета (в миру - боярина Федора Романова), который в тот момент находился в плену у поляков. Вероятно, будущий царь молился и об освобождении Руси от иноземцев - и, как известно из истории, обе просьбы по молитвам к Макарию были исполнены. Позже, уже став царем, Михаил Федорович вновь по обету совершил паломничество в этот монастырь. Именно во время второй поездки он узнал о подвиге Ивана Сусанина и даровал его потомкам землю и освобождение от податей.

Дорога в Макарьев неблизкая - ехать нужно через Судиславль , вернее, через Кострому и Судиславль, поскольку дорога между трассой «Кострома - Буй» и Судиславлем почти непреодолима. От Костромы до Макарьева более 180 километров, так что не стоит совмещать это путешествие с поездкой в Сусанино. Но если у вас есть еще свободные дни в Костроме, можно расширить «географию Смутного времени», посетив этот старинный монастырь.

- Куда ты завел нас, не видно ни зги!?
- Идите вы на фиг! Я сам заблудился, хотел завести вас, да с тропочки сбился!

народый Йумор

30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой знаменитый подвиг.
Сусанин был воспет историками, поэтами и стал центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки - оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… но не Сусанина))) потому что подвиг его на слуху и оброс легендами и мифами, анекдотами и "фактами" в которых разобраться очень сложно, но мы попытаемся...

Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы - начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (и либо пленить его, либо убить, что представляется более вероятным для того исторического момента).

Нельзя забывать о том тяжёлом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги Крымских татар…

Вот в таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнину вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать - инокиню Марфу.

Поляки долго шли вдоль берега. Сусанин надеялся, что ему удастся бежать, но, привязанный веревками к двум лошадям, никак не мог выбрать момент. Пока продвигались вдоль речки, лошади провалились в трясину и утонули. Началась вьюга. Отряд вошел в лес. Сусанин двигался впереди, за- ним шляхтич, державший веревку. Вдруг, старик ловким ударом посоха выбил из рук шляхтича веревку и прыгнул в кусты. Враг выстрелил, но промахнулся. На Сусанина набросились собаки, за ними подоспело несколько поляков. Первых двух врагов старик повалил дубинкой, но остальные настигли его.

— Ты обманул нас! — кричали они, окружив проводника.
— Да, из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы погибнете,— сказал Сусанин.

Выбившиеся из сил, окоченевшие враги просили крестьянина вывести их из леса на дорогу, обещая ему за это не только жизнь, но и все имевшееся у них награбленное золото. Но старик был непоколебим. Шляхтичи набросились на него и изрубили саблями.

К утру следующего дня метель стихла. Долго крестьяне искали Сусанина. Через некоторое время Богдан Сабинин с соседями набрел на двух убитых дубиной захватчиков, а затем обнаружили и изрубленное тело Сусанина. Других поляков видно не было, отряд не вернулся - значит утонули.

Сам же царь Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.

Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит»...

«Злодей!», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!

«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

Это строчки из поэмы Кондратия Рылеева "Иван Сусанин".

Первый - это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда - мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил - претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнине на момент встречи его с поляками). Если они были в Домнине, вопросов нет.

Второй - действительно ли Михаил и его мать были в Домнине, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда - целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места).

Третий - где истинное место смерти - болото или само село Исупово.

Четвёртый - где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий).

Ну и, наконец, пятый вопрос - когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.

Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако, сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остаётся неоспоримым. Даже если подвиг был совершён осенью 1612 года, когда Михаил Романов ещё не был избран царём, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин всё равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни.

Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками.

Поляков увели от Домнина - факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнина и в стороне от направления Домнино-Кострома - факт.

Сусанин был зверски убит - факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.

Да и сама грамота, мало того, что подтверждала жертвенную гибель Ивана Сусанина, освобождала от податей его зятя и всех потомков, что также было большой редкостью для того времени.

В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского.

Существует еще одна версия подвига Сусанина (которая выглядит вполне реальной и не делает поляков идиотами). Именно на ней воспитывали всех Романовых, передавая ее из уст в уста.

"В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы.

Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол.

Будущий царь с матерью и (возможно с небольшой охраной), узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал их хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.

Поляки вычислили где обрываются следы, вышли на дом Сусанина, все обыскали, но никого не нашли и принялись пытать старика. Сусанин своего царя не выдал. Найти его с собакам не удалось, т.к. головешки перебивали человеческий запах. Озверевшие враги изрубили Сусанина и ускакали в лес на поиски в направлении опасного болота. А Михаил выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь."

Так или иначе, но подвиг Сусанина был, хотя, конечно, спасение государя и одновременное утопление поляков выглядит более патриотично и полезно для Руси.

Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино.

Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги - часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом - знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.

А в советское время у нас был ледокол, названный в его честь)))))) настоящий креатив. Он до сих пор в сторою -

Минуло 405 лет, а память о подвиге народного героя жива

О личности Ивана Сусанина мало что известно. Точнее, не известно почти ничего. Смутное было время, лихолетье. Безвластие, неразбериха. Враги терзали Отечество. Лилась кровь, стонала несчастная Русь...

Мы не знаем ни года его рождения, ни родителей. Был не молод – таким, во всяком случае, его изображали на портретах – жил в селе Домнино в верстах семидесяти от Костромы. Был Ивана Осипович Сусанин вроде не простым крестьянином, а старостой вотчины. Женат? Была у него замужняя дочь Антонина с детьми, его внуками.

Как в точности было дело, не ведомо. Осталась только легенда...

Ранней весной 1613 года польско-литовский отряд рыскал близ Домнина. Захватчики знали, что поблизости – или в том самом Домнине – таится царь Михаил Романов – родоначальник династии и его мать, инокиня Марфа. Далее легенда распадается на две версии. Согласно первой, Сусанин, который повстречал ляхов, согласился показать врагам укромное место. Однако схитрил и завел их темной и холодной ночью в дремучий бор. Там обман выяснился, и староста принял от разъяренных басурманов мучительную смерть. Случилось это на Исуповском (Чистом) болоте.

Согласно другой версии, Сусанин с самого начала воспротивился замыслам неприятелей. За что и подвергся изощренным и жестоким пыткам и был изрублен «в мелкие куски».

Так Сусанин стал спасителем царя Михаила. Его зятю, Богдану Собинину, была дарована царская грамота и половина деревни с «обелением» (освобождением) от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение...» Эта грамота – кстати говоря, документальное подтверждение подвига. И позже на родственников Сусанина сыпались царские милости.

Шло время, стали появляться и литературные памятники. Поэт Кондратий Рылеев написал поэму, где были такие строки: «Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! - / Сусанину с сердцем вскричали враги... / Куда ты завел нас?» – Лях старый вскричал. / – «Туда, куда нужно!» – Сусанин сказал. / – «Убейте! замучьте! - моя здесь могила! / Но знайте, и рвитесь: – я спас Михаила! / Предателя, мнили, во мне вы нашли: / Их нет и не будет на Русской земли! / В ней каждый отчизну с младенчества любит, / И душу изменой свою не погубит...»

Это был настоящий манифест героя, клятва патриота. Простой человек не пожалел жизни за царя!

Поэт живописал, как над храбрецом засвистели сабли разъяренных врагов, и «твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила...»

Суровый бородатый старик с острым взором становится персонажем исторических словарей и учебников. Его подвиг воспел композитор Михаил Глинка в известной опере «Жизнь за царя». Сергей Глинка – писатель – в статье «Крестьянин Иван Сусанин» сделал костромского крестьянина символом доблести и самопожертвования.

В 1835 году центральная площадь Костромы по царскому указу была названа Сусанинской. Спустя полтора с лишним десятка лет в городе был торжественно открыт памятник по проекту скульптора Василия Демут-Малиновского, на котором Сусанин был изображен вместе с Михаилом Романовым.

Впрочем, официальную версию приняли на веру не все. В числе сомневающихся был известный историк Николай Костомаров, который заключал: «... в истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одною из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по России в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находился новоизбранный царь Михаил Федорович, - это остается под сомнением...»

Костомаров писал, что схожая история случилось позже - в 1648 году в Малороссии. Там крестьянин Микита Галаган из войска Богдана Хмельницкого «взялся быть вожатым польского войска, умышленно завел его в болота и лесные трущобы и дал возможность козакам разбить врагов своих».

Другой историк – Сергей Соловьев считал, что «Сусанина замучили не поляки и не литовцы, а козаки или вообще свои, русские разбойники...». Корень его сомнений в том, что поляков изгнали из Москвы еще в ноябре 1612 года, и они ушли на запад. Откуда же тогда в костромской глуши взялся литовско-польский отряд?

Можно, конечно, предположить, что это была некая диверсионная группа, «коммандос XVII века», заброшенная для того, чтобы, убив первого царя Романова, перевернуть всю русскую историю и повергнуть страну в пучину безвластия...

Но дело не в «деталях», а в самой сути подвига человека из Народа. В русской истории случился не один «Сусанин».

4 апреля 1866 года Александр II завершал свою прогулку по петербургскому Летнему саду. Желая посмотреть на царя, там собралась небольшая толпа. Когда монарх приблизился, ему навстречу устремился длинноволосый молодой человек с горящим взором. Он выхватил из кармана своего старенького пальто револьвер и стал целить. Беззащитный император замедлил шаги, сопровождавшие его жандармы, замерли...

И случиться бы беде, если бы рядом не оказался невзрачный, бедно одетый, белобрысый мужчина. Он толкнул молодого человека под руку. Грянул выстрел, но пуля не причинила царю не малейшего вреда. И тут пришедшие в себя жандармы накинулись на длинноволосого и повязали его.

Покушавшимся оказался участник тайного общества, бывший студент Дмитрий Каракозов. Ну а спасителем царя стал 25-летний Осип Комиссаров, скромный петербургский шапочный мастер. Интересно, что был он родом из Костромской области, земляком легендарного Ивана Сусанина.

Жизнь Комиссарова круто переменилась. Причем в тот же день! Уже вечером он удостоился встречи с императором в Зимнем дворце и горячей его благодарности. Спаситель был награжден Владимирским крестом IV степени и возведен в потомственные дворяне с присвоением фамилии Комиссаров-Костромской.

На него буквально обрушился поток поздравлений, почестей и подарков. Н.А. Некрасов сочинил стихотворение, в котором шапочник был назван «охранителем жизни державной». Более того, он был наречен негласным званием «второго Сусанина»!

Из столицы в Кострому на имя председателя губернской земской управы полетела телеграмма: «Поздравляем костромичей с подвигом бывшего крестьянина Буйского уезда, села Молвитина, Осипа Иванова Комиссарова, ныне дворянина, спасшего жизнь Царя». Ответ был таков: «Внезапная весть об угрожавшей опасности Царю-Освободителю глубоко поразила нас; весть же о спасении породила радостное чувство и подкрепила убеждение, что дух Сусанина живет в сердцах костромичей...»

Прошло несколько лет, и имя «второго Сусанина» стало забываться... Настоящий же Иван Сусанин оставался главным героем земли Костромской и патриотом России. Так было до Октябрьской революции.

При Советской власти герой был в прямом смысле низвержен. Но не сразу. Сначала появился «третий Сусанин». Им стал 53-летний житель Алтая Федор Гуляев, который в 1919 году завел большой белогвардейский отряд в непроходимое болото. Сам же он сумел скрыться.

Гуляева не только наградили орденом Красного Знамени, но и присвоили фамилию... Сусанин. Герой приезжал в Москву, встречался с Лениным. И бережно хранил фотографию Клары Цеткин с надписью «На добрую память товарищу Сусанину».

Ленинский план монументальной пропаганды предусматривал разрушение памятников, «воздвигнутых в честь царей и их слуг». И посему монумент снесли.

Церковка на родине героя в Домнине превратилась склад зерна, а Сусанинскую площадь в Костроме переименовали в площадь Революции (историческое название возвратили в 1992 году). Никто уже не писал о герое, да и оперу Глинки перестали исполнять. У нового времени появились свои герои...

Впрочем, в конце 30-х годов ХХ века легендарного крестьянина реабилитировали. Однако – своеобразно: Сусанин потерял прежний облик, скинув старую политическую «одежду». По новой версии он совершил свой подвиг не во имя царя, а для спасения Москвы.

В 1939 году знаменитый музыкальный спектакль М.И. Глинки был поставлен в новой редакции в Большом театре. Его содержание и оформление корректировал и утверждал сам Сталин. Опера под названием «Иван Сусанин» стала более красочной, помпезной. Сцену заливали потоки света, грохотала ликующая музыка победы «Славься!» В финальной сцене народ в ярких одеждах шел мимо храма Василия Блаженного встречать Минина и Пожарского, выезжающих из ворот Кремля. Вскоре опера пошла на сценах театров Ленинграда, Харькова, Горького, Одессы, Киева, Харькова, Саратова, Куйбышева и других городов СССР.

Вспоминали и не раз имя Сусанина во время Великой Отечественной войны. Он был возведен в разряд национальных героев вместе с Александром Невским, Дмитрием Донским, Михаилом Кутузовым, Мининым и Пожарским.

Подвиг Сусанина повторил житель деревни Куракино в Псковской области, 83-летний Матвей Кузьмин. Когда немцы потребовали скрытно провести их к позициям Красной армии, старик для вида согласился. Сам же послал своего внука Васю предупредить наших бойцов. Те устроили засаду на пути следования немецкой колонны. Кузьмину выйти из-под обстрела не удалось...

О его подвиге впервые рассказал в «Правде» писатель Борис Полевой – тот самый, что поведал миру о доблести летчика Александра Маресьева. Кузьмину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза.

В наши дни о Сусанине стали позабывать. Разве что напоминает о нем памятник в Костроме (на фото) напротив спуска к Волге – этот монумент был установлен в 1967 году. Туристы, которые окажутся в тех краях, могут принять участие в экскурсии по историческим местам. Сопровождает их величественный бородач - сам «Сусанин». Посреди леса – часовенка из красного кирпича. И – синяя табличка с надписью: «Место подвига И. Сусанина». Будто доподлинно известно, что именно здесь случилась трагедия...

До 90-х годов прошлого столетия бороздил российские водные просторы трехпалубный теплоход «Иван Сусанин». Потом корабль долго отдыхал, затем его переоборудовали и дали новое название: «Петр Первый». Кому-то видно показалось, что прежние слова на борту транспортного средства таили двусмысленность: вдруг белоснежная громада приплывет не туда, куда надо, а то и впрямь занесет ее в непроходимые топи. А что, если на лайнере окажутся польские и литовские путешественники?

Сусанин – давно уже не просто фамилия, а имя нарицательное.

Подпишитесь на нас

Вверх