К чему приводили насильственные русификации. К чему приводили насильственные русификации Русификация украинского населения 1730 1750 гг

Как известно, подавление восстания Калиновского в 1864 году привело не только к отмене термина «Белоруссия» и введению взамен его безличного «Северно-Западный край», но и к отмене названия Польши! Удар пришелся даже по вполне нейтральной в том восстании Финляндии. Все эти страны решено было обратить в русские края, стереть их автономии. Каким образом?

Медаль по случаю присоединения Финляндии

ПОПЫТКА РУСИФИКАЦИЯ ПОЛЬШИ

Впрочем, если у Беларуси и до восстания не было никакой административной автономии, то с автономией «Польского Царства», введенной Александром I в 1815 году, решено было покончить окончательно. Польшу, субъект Российской империи, решено было стереть как этнос и слить с Россией вслед за Беларусью, полностью русифицировав.

Поскольку основу польской оппозиции составляла шляхта, первым шагом правительства стало резкое сокращение доли представителей шляхты в местных органах власти. В западных губерниях Российской империи под руководством вешателя М.Н. Муравьёва, губернатора Северо-Западного края, стала проводиться программа интенсивной русификации и для беларусов, и для поляков. Полякам было запрещено использование польского языка в школах, администрации, коммерческой переписке и общественных местах, запрещались церковные книги на польском языке, поляки были вытеснены из государственных учреждений. Одновременно поощрялось распространение православия и ущемлялась католическая церковь, в частности католикам было запрещено занимать государственные должности. Широко известна фраза Муравьёва относительно как польского, так и беларуского языков: «Что не доделал русский штык - доделает русский чиновник, русская школа и русский поп». Но как окажется позже, Муравьев сильно преувеличивал роль штыка, чиновника и попов в борьбе с европейскими народами.

Игра с терминами «Беларусь» и «Литва» была очень выгодна царскому режиму

Правда, в Польше русификация была более осторожной, чем в Беларуси. Однако даже для поляков сочинялись странные народные псевдомифы, призванные сблизить русских и поляков. Так, в текст Карамзина фальсификаторы от российского официоза вписали, что Кий построил Киев на Днепре в земле мирных полян. И хотя на Днепре никогда никаких полян в пятом веке не было и в помине, царские мифотворцы решили этим сказать полякам, что их предки – это тоже Киевская Русь, а их завоевание – это не завоевание вовсе, а возвращение домой. Царство Польское как автономная государственная единица фактически перестало существовать, превратившись в «Привислинский край».

В конце 1860-х годах русификация со сферы администрирования распространилась и на сферу образования Польши. В 1869 году была закрыта Главная Варшавская школа, на базе которой был учреждён Императорский Варшавский университет, где преподавание велось на русском языке. Преподавание во всех других вузах Польши также было переведено на русский язык. Лишь в начальной школе сохранялось обучение на польском. Одновременно шло наступление на католицизм: запрещалось преподавание католического вероучения в школах, в 1875 году была ликвидирована греко-католическая церковь, униатов принуждали к переходу в православие. Это обернулось новыми кровавыми событиями. Так, в селе Пратулино, что на украинской Холмщине, крестьяне выразили резкий протест переходу их униатской церкви под РПЦ. 24 января 1874 года по собравшейся толпе у церкви царские солдаты открыли огонь. Погибло 13 человек. Католическая церковь канонизировала их в Пратулинских мучеников.

Что дало той же России такое вот насилие над народом Польши? Лишь мощную подпольную волну борьбы с царской Россией и дополнительного врага России в годы Первой мировой войны! Ничего более. Будущий лидер Польши Юзеф Пилсудский и его сторонники в годы Первой мировой войны выступили на стороне Германии и начали формирование Польских легионов, которые позднее воевали против русской армии. Это и был печальный итог грубой и силовой русификации.

Для борьбы против русификации в конце 1880-х годов стали создаваться тайные учебные заведения, в которых велось преподавание польского языка, истории и культуры. Историческая трилогия польского писателя Генрика Сенкевича, вышедшая в 1884–1888 годах, предназначалась главным образом для того, чтобы дать новый импульс польскому патриотизму – бороться. Сеть тайных школ быстро покрыла всю Польшу, был даже создан тайный «Летучий университет» в Варшаве, постоянно меняющий место проведения занятий, в котором ведущие польские учёные преподавали историю, естественные науки, философию, филологию и другие дисциплины. Усиливалось влияние тайных групп и организаций, как молодёжного движения «Зет», которые помимо просветительской работы и печати подпольной литературы занимались подготовкой вооружённого восстания. В 1894 году после массовой демонстрации в Варшаве была проведена крупная полицейская акция, в результате которой многие члены тайных обществ были арестованы, однако уже в 1898 году «Зет» был восстановлен во главе с Романом Дмовским.

Генрик Сенкевич — беларус по происхождению, поляк по убеждениям, лауреат Нобелевской премии литературы.

Правда, тупиковость политики насильственной русификации Польши, как и Беларуси, в России все же многие видели. Некоторые круги в российском правительстве в 1910 году стали сознавать необходимость либерализации административной системы в Польше и смягчения русификации. Министр иностранных дел России Сазонов выступил с предложением реформирования системы управления в Привислинском крае и расширения местного самоуправления.

Политикой либерализации сполна воспользовались и беларусы. Им было предложено самим выбрать название своего «Северо-западного края». Причем старый термин «Литва» возвращать было уже запрещено, ибо название «Литва» как бы закрепилось за Жемойтией (Жмудью, Самогитией, Ковенской губернией). Беларуская интеллигенция, подискутировав по поводу Кривии и Беларуси, остановилась на последней. Вацлав Ластовский в 1910 году выпустил в Вильне свою знаменитую «Краткую историю Беларуси».

ПОПЫТКА РУСИФИКАЦИИ ФИНЛЯНДИИ

В 1900 году в Финляндии вышел манифест, объявивший русский язык третьим официальным языком Финляндии после шведского и финского. Затем в следующем году вышел закон о призыве в армию, ликвидировавший финские вооружённые силы и включивший их в состав армии Российской империи. А это уже означало, что Великое княжество Финляндское начинало превращаться в этот самый «край», в который уже переименовали и Беларусь, и Польшу. Закон 1910 года резко ограничивал права финского сейма. Но в итоге данная политика потерпела крах, и сейчас распространение русского языка в Финляндии практически сведено к нулю.

И с Польшей, и с Финляндией, и со странами Балтии, с Беларусью и с Украиной Россия лишь нажила себе врагов на долгие годы. Винить в этом поляков или финнов никак нельзя, но только лишь недалекую царскую политику русификации культурных европейских народов – народов, имеющих куда как более древнюю историю, чем сама Россия.

Естественно, что русификация Беларуси получилась куда удачнее. Но беларуский язык рано или поздно будет возвращать свои позиции. И чем больше вата будет писать комментариев наподобие: «не понимаю вашего собачьего лая, что за исковерканное наречие, о мой Бог…», тем больше наш народ стимулируют к переходу на родную мову. Да и государство без нации и языка обречено на исчезновение. Поэтому — у нас нет другого выхода, как вдохнуть в беларуский язык свежие силы. БУДЗЬМА!

Вконтакте

Михаил ГОЛДЕНКОВ

«Аналитическая газета «Секретные исследования», №1, 2015

Как известно, подавление восстания Калиновского в 1864 году привело не только к отмене термина «Белоруссия» и введению взамен его безличного «Северно-Западный край», но и к отмене названия Польши! Удар пришелся даже по вполне нейтральной в том восстании Финляндии. Все эти страны решено было обратить в русские края, стереть их автономии. Каким образом?

Впрочем, если у Беларуси и до восстания не было никакой административной автономии, то с автономией «Польского Царства», введенной Александром I в 1815 году, решено было покончить окончательно. Польшу, субъект Российской империи, решено было стереть как этнос и слить с Россией вслед за Беларусью, полностью русифицировав.

Поскольку основу польской оппозиции составляла шляхта, первым шагом правительства стало резкое сокращение доли представителей шляхты в местных органах власти. В западных губерниях Российской империи под руководством вешателя М.Н. Муравьёва, губернатора Северо-Западного края, стала проводиться программа интенсивной русификации и для беларусов, и для поляков. Полякам было запрещено использование польского языка в школах, администрации, коммерческой переписке и общественных местах, запрещались церковные книги на польском языке, поляки были вытеснены из государственных учреждений. Одновременно поощрялось распространение православия и ущемлялась католическая церковь, в частности католикам было запрещено занимать государственные должности. Широко известна фраза Муравьёва относительно как польского, так и беларуского языков: «Что не доделал русский штык - доделает русский чиновник, русская школа и русский поп». Но как окажется позже, Муравьев сильно преувеличивал роль штыка, чиновника и попов в борьбе с европейскими народами.

Правда, в Польше русификация была более осторожной, чем в Беларуси. Однако даже для поляков сочинялись странные народные псевдомифы, призванные сблизить русских и поляков. Так, в текст Карамзина фальсификаторы от российского официоза вписали, что Кий построил Киев на Днепре в земле мирных полян. И хотя на Днепре никогда никаких полян в пятом веке не было и в помине, царские мифотворцы решили этим сказать полякам, что их предки – это тоже Киевская Русь, а их завоевание – это не завоевание вовсе, а возвращение домой. Царство Польское как автономная государственная единица фактически перестало существовать, превратившись в «Привислинский край».

В конце 1860-х годах русификация со сферы администрирования распространилась и на сферу образования Польши. В 1869 году была закрыта Главная Варшавская школа, на базе которой был учреждён Императорский Варшавский университет, где преподавание велось на русском языке. Преподавание во всех других вузах Польши также было переведено на русский язык. Лишь в начальной школе сохранялось обучение на польском. Одновременно шло наступление на католицизм: запрещалось преподавание католического вероучения в школах, в 1875 году была ликвидирована греко-католическая церковь, униатов принуждали к переходу в православие. Это обернулось новыми кровавыми событиями. Так, в селе Пратулино, что на украинской Холмщине, крестьяне выразили резкий протест переходу их униатской церкви под РПЦ. 24 января 1874 года по собравшейся толпе у церкви царские солдаты открыли огонь. Погибло 13 человек. Католическая церковь канонизировала их в Пратулинских мучеников.

Странно, но русская версия Википедии к насильственной русификации Польши относится в лучшем случае нейтрально, либо где-то даже положительно. Википедия сообщает: «Политика русификации в Польше в краткосрочном плане принесла определённые успехи: радикальная оппозиция была разгромлена, большинство польского общества пришло к осознанию невозможности в ближайшем времени обретения независимости и необходимости сотрудничества с российскими властями»…

Успехи… Радикалы… Сотрудничество… Наверно, так и про политику Гитлера в Германии 1930-х годов тоже можно аналогично написать: достиг успехов, разгромил радикалов, народ пришел к осознанию сотрудничества…

ПРОВАЛ РУСИФИКАЦИИ В ПОЛЬШЕ

Что дало той же России такое вот насилие над народом Польши? Лишь мощную подпольную волну борьбы с царской Россией и дополнительного врага России в годы Первой мировой войны! Ничего более. Будущий лидер Польши Юзеф Пилсудский и его сторонники в годы Первой мировой войны выступили на стороне Германии и начали формирование Польских легионов, которые позднее воевали против русской армии. Это и был печальный итог грубой и силовой русификации.

Для борьбы против русификации в конце 1880-х годов стали создаваться тайные учебные заведения, в которых велось преподавание польского языка, истории и культуры. Историческая трилогия польского писателя Генрика Сенкевича, вышедшая в 1884–1888 годах, предназначалась главным образом для того, чтобы дать новый импульс польскому патриотизму – бороться. Сеть тайных школ быстро покрыла всю Польшу, был даже создан тайный «Летучий университет» в Варшаве, постоянно меняющий место проведения занятий, в котором ведущие польские учёные преподавали историю, естественные науки, философию, филологию и другие дисциплины. Усиливалось влияние тайных групп и организаций, как молодёжного движения «Зет», которые помимо просветительской работы и печати подпольной литературы занимались подготовкой вооружённого восстания. В 1894 году после массовой демонстрации в Варшаве была проведена крупная полицейская акция, в результате которой многие члены тайных обществ были арестованы, однако уже в 1898 году «Зет» был восстановлен во главе с Романом Дмовским.

Правда, тупиковость политики насильственной русификации Польши, как и Беларуси, в России все же многие видели. Некоторые круги в российском правительстве в 1910 году стали сознавать необходимость либерализации административной системы в Польше и смягчения русификации. Министр иностранных дел России Сазонов выступил с предложением реформирования системы управления в Привислинском крае и расширения местного самоуправления.

Политикой либерализации сполна воспользовались и беларусы. Им было предложено самим выбрать название своего «Северо-западного края». Причем старый термин «Литва» возвращать было уже запрещено, ибо название «Литва» как бы закрепилось за Жемойтией (Жмудью, Самогитией, Ковенской губернией). Беларуская интеллигенция, подискутировав по поводу Кривии и Беларуси, остановилась на последней. Вацлав Ластовский в 1910 году выпустил в Вильне свою знаменитую «Краткую историю Беларуси».

ПОПЫТКА РУСИФИКАЦИИ ФИНЛЯНДИИ

Ну, а финны тут при чем? Оказывается, после поражения восстания Калиновского взоры русификаторов обратились и на тихое северное Великое княжество Финляндское, где, впрочем, тоже часто раздавались голоса в пользу суверенитета страны. Суоми отошла к России в 1809 году, но русской так и не стала. Сейчас это кажется идиотизмом, но царское правительство решило обратить в русских и северных финнов. Мол, если их собратья мордвины, эрзяне, карелы и пермь русифицируются, то и финны тоже никуда не денутся.

Википедия пишет: «Русификация Польши в целом проходила успешнее русификации Финляндии, что отчасти объяснялось близким родством русского и польского народов, а также близостью и понятностью русской культуры». Смех! Поляки от русских столь же далеки по культуре, как и от финнов. Финнам должно бы быть с русскими даже проще – половина финских народов уже стала русскими. Но обрусевшие финно-угры столетиями прожили под царским сапогом, а финны Финляндии выросли в нацию под крышей Шведского королевства и были так же далеки от собственных обрусевших собратьев культурно и ментально, как Марс далек от Земли.

И вот правительство царской России начало русифицировать страну Суоми. Наверное, даже и новое название заготовило, что-то типа Озерно-лесной край. Или Прикарельский край.

В 1900 году в Финляндии вышел манифест, объявивший русский язык третьим официальным языком Финляндии после шведского и финского. Затем в следующем году вышел закон о призыве в армию, ликвидировавший финские вооружённые силы и включивший их в состав армии Российской империи. А это уже означало, что Великое княжество Финляндское начинало превращаться в этот самый «край», в который уже переименовали и Беларусь, и Польшу. Закон 1910 года резко ограничивал права финского сейма.

В это же время, в 1905 году, бывшая финская метрополия Швеция даровала независимость Норвегии. После окончания войн с Наполеоном Норвегию отторгли от Дании, бывшей союзницы Наполеона, и отдали в виде компенсации за утерянную Финляндию Швеции, тем более что шведы входили в антинаполеоновскую коалицию с самого начала. Но в 1905 году норвежцы громко заговорили о независимости. Шведскому королю это не понравилось. Однако норвежцы настаивали, они говорили, что предоставление суверенитета Норвегии лишь улучшит отношения норвежцев к Швеции. Но король упорствовал. Настроения накалялись. И вот тогда шведы мудро рассудили, что Норвегии в самом деле лучше дать независимость, чтобы не доводить дело до вражды или даже гражданской войны. И с 1905 года Норвегия за многие сотни лет наконец-то стала независимой страной. Хороший пример для подражания, но Россия не была бы Россией, если бы не начала делать всё наоборот со своими нерусскими странами. Каким образом царь представлял стирание и ассимиляцию в «Русский мир» таких культурных народов, как поляки и финны, – уму не постижимо!

Показательно, как все эти репрессии против финского парламента и окончательный его роспуск в 1914 году освещаются в Википедии: «Роспуск парламента и репрессии в отношении финских сепаратистов в 1910-1914 гг.» Слово «сепаратисты» здесь более чем странно звучит, как если бы сейчас и не существовало бы никакой Финляндии, а был бы все еще «Прикарельский край».

Ну и чего ожидал царь от финнов после всего этого? Правильно, бурной революционной деятельности! Когда Ленин приехал в опечатанном немцами вагоне в Петроград, чтобы делать революцию на благо Германии, Финляндии, Польши и всем прочим «краям» «тюрьмы народов», то его охраняли, по воспоминаниям очевидцев, рослые молчаливые матросы. Эти матросы были переодетые финские солдаты, не знавшие русского языка вопреки законам царя-батюшки. Русский язык даже во времена наиболее интенсивной русификации финнов так и не смог потеснить шведский, распространившийся в Финляндии ещё с XII-XIII веков.

Википедия по поводу русификации Финляндии выдает перлы: «Политика русификации способствовала подъёму финского национального движения, в период Первой мировой войны переросшее в борьбу за независимость Финляндии».

Что эта туманная фраза значит? То есть, русификация очень помогла финнам, так что ли? А с кем боролась-то за независимость Финляндия? Так с Россией и боролась! В 1918 году так называемая «внутренняя война» Финляндии, а точнее белых финнов с красными, была, по единодушному мнению всех финских историков, войной против маленькой кучки финских большевиков и армии русских «добровольцев», диверсантов, присланных Лениным завоевать Финляндию (ничего не напоминает?) или в худшем случае разжечь и там пожар мировой революции. Не получилось. Не получилось завоевать Финляндию и у Сталина.

И с Польшей, и с Финляндией, и со странами Балтии, с Беларусью и с Украиной Россия лишь нажила себе врагов на долгие годы. Винить в этом поляков или финнов никак нельзя, но только лишь недалекую царскую политику русификации культурных европейских народов – народов, имеющих куда как более древнюю историю, чем сама Россия.

План
Введение
1 Русификация в Российской империи
2 Русификация в УССР
3 Источники

Введение

Русификация Украины - совокупность действий, предпринимаемых властями Российской империи, а затем СССР, направленных на укрепление русского/российского национально-политического и языкового преимущества на Украине.

1. Русификация в Российской империи

Екатерина II в секретнейшем наставлении генерал-прокурору сената князю А.А. Вяземскому дала следующие установки:

9) Малая Pocciя, Лифляндiя и Финляндiя суть провинцiи, которыя правятся конфирмованными имъ привиллегiями, нарушить оныя отрѣшенiемъ всѣхъ вдругъ весьма непристойно бъ было, однакожъ и называть ихъ чужестранными и обходиться съ ними на такомъ же основанiи есть больше, нежели ошибка, а можно назвать съ достовѣрностiю глупостiю. Ciи провинцiи, также и смоленскую, надлежитъ легчайшими способами привести къ тому, чтобъ oнѣ обрусѣли и перестали бы глядѣть какъ волей къ лѣсу. Къ тому приступъ весьма легкiй, естьли разумные люди избраны будуть начальниками въ тѣхъ провинцiяхъ; когда же въ Малороссiи гетмана не будетъ, то должно стараться, чтобъ вѣкъ и имя гетмановъ изчезло, не токмо бъ персона какая была произведена въ оное достоинство.

По мнению Владимира Вернадского,

в XVII и XVIII в. российско-украинские отношения уже сводились к постепенному поглощению и перевариванию Россией Украины как чужеродного политического тела, причем попутно ликвидировались основы местной культурной жизни (школа, свобода книгопечатания) и преследовались даже этнографические отличия

В 1863 году российский министр внутренних дел Пётр Валуев разослал тайный циркуляр, в котором заявил, что никакого особенного малороссийского языка нет, не было и быть не может.

В 1876 году царь Александр II издал Эмский указ, которым частично запрещалось издание книг на малорусском наречии и украинском языке. Однако уже спустя 8 лет, в 1884 году в Харькове было издано 4-хтомное собрание сочинений украинского драматурга М.Л. Кропивницкого. Указ утратил силу в 1905 году.

Известный российский писатель и публицист И. С. Аксаков издавал газету «День», на страницах которой печатались материалы, подобные следующим:

сочиняемый хохломанами малоросийский язык есть только пустой предлог, а подлинная цель - особое малороссийское государство, «малороссийский язык останется таким каким он был прежде, но он не может быть ни языком правительственным, ни языком учебным, ни даже языком общежития образованного общества», «…наш нынешний литературный язык выработан совместными силами великорусских и малорусских писателей - поэтому малороссы не нуждаются в создании нового ученого и учебного языка» .

2. Русификация в УССР

В первые годы советской власти продолжалась политика господства русского языка. На русском языке велось делопроизводство партийных и государственных, учреждений; на нём же печатались большинство официальных печатных органов, декретов, воззваний и тому подобное. Книжная продукция 1919-1923 была преимущественно русскоязычной. Начатая на основании постановления XII Съезда РКП(б) 1923 декретом Совета Народных Комиссаров УССР от 27 июля 1923 украинизация школьных и культурно-образовательных учреждений, распространенная постановлением ВУЦВК и СНК УССР от 1 августа 1923 на государственный аппарат, велась со значительными трудностями, при сопротивлении со стороны россиян или обрусевших элементов.

Но вскоре темп украинизации был достаточно ослаблен. В последующие годы, в частности с 1930, в партийных кругах усилилось активное сопротивление украинизации, в сочетании с тенденцией пересмотреть постановление XII съезда РКП(б) и признать его неактуальным. Многие культурные, государственные или и партийные деятели, которые осуществляли украинизацию, были арестованы, сосланы или расстреляны, а один из главных инициаторов украинизации, нарком образования УССР в 1927-1933 Н. Скрипник - покончил жизнь самоубийством.

После войны, правительство УССР своими распоряжениями фактически ставило учителей русского языка и учителей русских школ в привилегированное положение: поднимало зарплату учителям, которые преподавали на русском, что ставило в неравное положение украиноязычных учителей; кроме того родителям учеников было разрешено выбирать, какие языки будут изучать их дети, в результате многие родители отказались от изучения детьми украинского языка как неперспективного и ненужного в жизни.

3. Источники

1. Сборник русского исторического общества. - 1871. - Выпуск 7. - С. 348.

2. Украинский вопрос и русское общество

3. Бандурка О. М. 350 років мого життя. Харків, 2001 р.

4. Іван ОГІЄНКО. ІСТОРІЯ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРНОЇ МОВИ. КИЇВ - 2001 (Перьше выдання Вінніпег - 1949) XVI. УКРАЙИНСЬКА ЛІТЕРАТУРНА МУВА ПІД СОВЬЄТАМИ: «…скажемо, за рік 1927 в СССР видано 36680 назв книжок, а в Україні - 2921, цебто 7 %, тоді як українців в СССР 20 %.»

5. Історія України. Орест Субтельний. Київ. Либідь 1991 р. Ст. 337-340 (Част. 5. Україна у XX ст. Українізація) та Ст. 340-342 (Част. 5. Україна у XX ст. Національный комунізм)

· Скляр Володимир Миколайович. Етнічний склад населення України 1959-1989 рр.: етномовні наслідки російщення: [монографія]. - К. : Просвіта, 2008. - 391с. - ISBN 978-966-2133*-19-6.

· Как проходила насильственная русификация Украины

· А.И. Миллер «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в.)

· В. ВернадскийУКРАИНСКИЙ ВОПРОС И РУССКОЕ ОБЩЕСТВО

· Машкевич C. Язык до Киева доведет. А в Киеве?

· Романцов В. Как население Украины пользовалось родным языком

· ПІВТОРАК Г. П. Походження українців, росіян, білорусів та їхніх мов

· Рябчук М. Яка двомовність нам потрібна?

· Рябчук М. Західний досвід і українська специфіка

· ОБМОСКОВЛЕННЯ УКРАЇНСЬКОЇ ЦЕРКВИ

Русификация

С точки зрения Кремля национальный вопрос в СССР был угнетающе сложной проблемой. В обществе, охватывающем около 100 различных наций и народностей и представлявшем собой весьма пеструю картину исторических, культурных и социальных ценностей и экономических интересов, советские лидеры должны были найти способ выработать какие-то общие для всех идеалы и цели. Выполняя эту сверхзадачу, советские идеологи послесталинского периода создали целый блок концепций, долженствующих затушевать национальные особенности народов СССР и, наоборот, подчеркнуть общее, сближающее их. В этом идеологическом багаже особое значение имели такие основополагающие моменты: идея расцвета наций, согласно которой все народы СССР переживали при советской власти невиданный прогресс; идея сближения, утверждавшая, что благодаря созданию общих политических, экономических и культурных условий развития наций они становятся ближе друг к другу; идея слияния - в соответствии с ней все народы СССР постепенно сливаются в одно целое; и, наконец, идея возникновения новой исторической общности - советского народа.

Весь этот идеологический «новояз», подразумевавший, что нации могут «расцветать», теряя свою самобытность, маскировал одно-единственное явление, которое всегда стояло на повестке дня, а при Брежневе вновь стало набирать силу: русификацию. Поскольку русские составляли большинство, поскольку они создали большевистскую партию и советскую систему, поскольку они занимали все ключевые позиции и поскольку их язык считался средством межнационального общения в СССР, именно они должны были играть роль цемента, скрепляющего Советский Союз. И советское руководство полагало, что чем больше народы СССР будут уподобляться русскому, тем сильнее будет чувство солидарности между ними. Однако многие западные исследователи и нерусские диссиденты в СССР считали «сближение», «слияние» и «советский народ» не более чем кодовыми обозначениями русификации нерусских народов.

Как мы успели убедиться, русификация была главным поводом для недовольства украинских диссидентов. Они отказывались принимать утверждение о том, что превалирование русского языка и культуры является неизбежным привеском к прогрессивной и вдохновляющей задаче создания нового типа «социальной и интернациональной общности - советского народа». По их мнению, акцент на особой роли русского языка был всего лишь старой песней на новый лад. В своей работе «Інтернаціоналізм чи русифікація?» Дзюба достаточно убедительно показал, что за новой русификацией стоят старый русский шовинизм и колониализм, упакованные в псевдомарксистскую идеологию. «Колониализм,- писал он,- может выступать не только в форме открытой дискриминации, но также и в форме «братства», что весьма характерно именно для русского колониализма». Широко цитируя Ленина, он пытался доказать, что в марксистско-ленинской идеологии нет положений, обосновывающих особое предпочтение, отдаваемое Кремлем русским.

В Украине пресс ассимиляции был особенно тяжелым во многом из-за языковой и культурной близости к русским; оттого-то украинцы и представлялись весьма удобным объектом русификации. К этому же обязывала экономическая важность Украины для СССР, не допускавшая возможности развития «сепаратистских» тенденций. Будучи относительно многочисленными, украинцы, помимо всего прочего, обладали потенциальным «решающим голосом» в межнациональных отношениях: если они держали сторону русских, этническая политика в СССР скорее всего сохраняла стабильность; если бы они вдруг приняли сторону нерусских народов, это могло подорвать господство русских и вызвать радикальные перемены в советской политической системе.

Русскоязычное население советской Украины (1979 г»)

Языковая проблема. В борьбе между советским руководством, стремившимся к созданию «советского народа», и украинцами, пытавшимися сохранить свою национальную самобытность, основная «линия фронта» проходила через вопрос о языках. При Брежневе Кремль вел систематическую весьма изощренную кампанию, направленную на расширение сферы использования русского языка и ограничение украинского, Преследуя эти цели, советское руководство могло рассчитывать на поддержку 10 млн русских, живших в Украине, и миллионов «малороссов» - украинцев по происхождению, но русских по языку и культуре. Оно к тому же располагало убедительными аргументами: русский был языком наиболее многочисленного и важного народа в СССР, он был единственным средством общения между народами, наконец, он являлся языком науки и международных отношений.

Власти имели в своем распоряжении целый набор средств прямого и косвенного давления на людей с целью заставить их пользоваться русским языком. Быстро росло применение его в учебных заведениях, и успехи в получении образования напрямую зависели от владения русским. Это относилось и к возможности сделать карьеру. Наиболее интересные и важные периодические издания в Украине выходили на русском языке, в то время как менее популярные печатались на украинском. Когда тиражи последних соответственно падали, власти имели прекрасное оправдание для их закрытия. Так, с 1969 по 1980 г. удельный вес журналов, издаваемых на украинском, снизился с 46 до 19 %; с 1958 по 1980 г. доля книг, публикуемых на украинском языке, уменьшилась с 60 до 24 %.

В городах социальный прессинг, понуждавший говорить по-русски, был особенно силен, украинский же оставался предметом пренебрежительным - как язык «селюков». Режим сознательно вырабатывал в украинцах комплекс неполноценности в отношении к родному языку и культуре. Это нашло отражение в том факте, что украинцы часто требовали для своих детей обучения на русском языке. «Какой толк в украинском? Чтобы добиться успеха, моим детям нужно хорошо владеть русским»,- часто можно было услышать от бывших крестьян, пытавшихся найти себе место в русифицированных городах. Некоторые представители украинской интеллигенции полушутя говорили, что если сегодня вводить украинизацию, евреи украинизируются за год, русские - за три, а для того чтобы убедить стремящегося к карьере честолюбивого «хохла» пользоваться родным языком, потребуется по крайней мере лет десять.

Человек, настойчиво пользовавшийся украинским языком, мог попасть под подозрение в политической неблагонадежности. Например, советские следственные органы с большим доверием и пониманием восприняли такое заявление одного из свидетелей в адрес поэта-диссидента Василя Стуса: «Я сразу понял, что Стус - националист, потому что он всегда говорил по-украински».

Насколько действенной оказалась языковая русификация? В Украине с 1959 по 1979 г. удельный вес украинцев, назвавших украинский язык родным, снизился с 93,4 до 89,1 %. Еще совсем недавно свыше 2 млн украинцев считали русский родным языком. В то же время только один русский из трех, живущих в Украине, учил украинский язык. Означало ли это, что гибель украинской культуры является только вопросом времени? Дальнейшее развитие подобных тенденций представляло бы будущность украинского языка весьма печальной. Пессимисты предсказывали исчезновение украинского языка в течение столетия.

Оптимисты же указывали, что если постоянные гонения на украинский язык до сих пор не уничтожили его, то он не отомрет и в дальнейшем. Они считали, что положение еґо не так уж плохо, как это кажется. Действительно, на определенных территориях, таких, как Донецкий промышленный район, Харьковская область, Черноморское побережье, украинский язык почти не используется. Однако благодаря постоянному притоку украинцев из сельской местности в Киев в последние годы, использование украинского языка постепенно расширяется в столице Украины. А в Западной Украине «мова» распространена намного больше, чем перед второй мировой войной. Таким образом, языковая проблема, всегда имевшая в Украине важнейшее значение, еще далека от своего окончательного разрешения.

Русские в Украине. Одним из главных методов русификации Украины заюиочался в поощрении миграции сюда русских и эмиграции в другие районы СССР украинцев. В общем плане эта политика проводилась под вывеской «плодотворного обмена кадрами» между республиками. Итак, если в Украину прибывало огромное количество русских с целью обогатить ее своими дарованиями, то из Украины в другие районы СССР в неменьших количествах выезжали на работу квалифицированные украинцы (которые впоследствии, как правило, русифицировались). Эти масштабные демографические перетасовки осуществлялись с целью перемешивания народов СССР и создания благоприятных условий для выработки у них чувства общности. Вообще следует заметить, что русские имели отличительную склонность выезжать за пределы своей республики. Эксперты объясняют эту особенность относительной бедностью русского села и распространенным мнением, что в Советском Союзе русские получают лучшие рабочие места в нерусских районах. Украина была для них особенно предпочтительной: здесь хорошие климатические условия, сравнительно высокий уровень социально-экономического и культурного развития; кроме того, ее культура и язык ближе всего именно русским,

Понятно, что эти миграционные процессы привели к резкому росту численности русских, живущих в Украине. В 1926 г. здесь насчитывалось 3 млн русских, в 1959 г. их количество возросло до 7 млн, а в 1979 г.- до 10 млн. Как всегда, русские в Украине имели тенденцию концентрироваться в основном в городах, особенно в Донбассе и на Юге. К концу 1980-х годов они составляли более 21 % населения, а их влияние намного превышало удельный вес в составе жителей.

Стремительный рост численности русских в Украине, конечно, не является результатом только миграционной политики. Такие национальные меньшинства в Украине, как евреи, греки, болгары, ассимилировались в русскую национальность. Как мы уже отмечали, подобное явление наблюдалось и среди украинцев. Этот процесс усилился благодаря высокому проценту межнациональных браков между русскими и украинцами. В 1970 г. около 20 % браков (30 % в городах и 8 % в селах) были этнически смешанными. Для сравнения можно вспомнить, что в начале столетия, когда большинство украинцев жили в относительно изолированных селах, только 3 % браков в Украине были смешанными.

С точки зрения быстрого роста русского присутствия в республике можно, вслед за Романом Шпорлюком, говорить о двух Украинах: «русской» и «украинской». В географических понятиях первая охватывает индустриальный Донбасс и города на Юге - территории, никогда не бывшие частью исторической Украины. В то же время в таких районах, как Правобережье, часть Левобережья, Западная Украина, всегда заселенных преимущественно украинцами, доминируют украинский язык и культура, особенно на селе. Впрочем, линию между «русским» и «украинским» можно провести и на ином уровне. Мир больших городов - политической, экономической и научной элиты, мир модернизации в целом - в основном русскоязычный. Мир села - колхозов и народных обычаев - в основном украиноязычный. Таким было положение во времена царизма. С помощью более изощренных методов эту ситуацию советское руководство сохраняло и до недавних лет.

Однако несмотря на то, что политика русификации была хитрой и всепроникающей, как никогда раньше, она не смогла остановить процесс формирования украинской нации. Всего лишь два поколения тому назад большинство восточных украинцев называли себя «малороссами», «хохлами» или «местными»; одно поколение назад многие западные украинцы обозначали себя регионально-культурническими терминами - лемки, гуцулы или русины. Сейчас их дети и внуки считают себя украинцами. Они уже не являются той разношерстной этнической массой, какой были в начале столетия. Даже представители других национальностей становятся украинцами. Например, тенденцию к ассимиляции выявляют поляки, живущие в Украине. Чувство регионального патриотизма выработалось и у русских, поколениями живущих здесь.

Даже урбанизацию уже нельзя и дальше рассматривать как путь к денационализации. Украинский исследователь В. В. Покшишевский считает, что город не только погружает неофитов в ассимиляторскую (русифицирующую) атмосферу, но и стимулирует «обострение этнического самосознания». Указывая на увеличение численности украинцев в Киеве, он полагает, что это - результат привлекательности Киева для украинцев вообще и, кроме того,- следствие «дальнейшей консолидации украинской нации и укрепления этнического самосознания». Покшишевский также отмечает: «Можно предположить, что часть киевлян после некоторых колебаний - считать ли себя украинцами - именно так и сделали абсолютно убежденно; все больше детей от смешанных браков также называли себя украинцами». Таким образом, как и в случае с языковой проблемой, успехи Кремля в области гомогенизации Украины никак нельзя было считать окончательными.

IV. Колонизация и русификация как рычаги денационализации Цари посылали на завоеванные ими национальные окраины не колонистов, а армию и бюрократию. Поэтому русское население составляло там еще в 1926 году только 5 %. Большевики, помимо армии и бюрократии, взяли курс еще на

Из книги История имперских отношений. Беларусы и русские. 1772-1991 гг. автора Тарас Анатолий Ефимович

Глава 6. Русификация беларуского языка в БССР (Станислав Станкевич, доктор филологии) 1. ВведениеСогласно советской коммунистической теории, процесс слияния народов Советского Союза, превращение их в так называемую советскую, социалистическую (или, как стали говорить

Из книги Россия: народ и империя, 1552–1917 автора Хоскинг Джеффри

Глава 3 Русификация Политика Александра II, заключавшаяся в попытке теснее связать режим и элиту созданием гражданского общества, провалилась или, в лучшем случае, имела лишь частичный успех, однако породила новые опасности для внутреннего порядка. Очевидной

Преамбула
На Украине в очередной раз готовится языковой и культурный карантин против русских

Украинские СМИ вынуждены признать, что ополченцев поддерживает большинство населения ДНР и ЛНР. Мало того, Донбасс, за который так упорно сражаются украинские силовики, представляется провластным киевским журналистам рассадником «русофильской заразы ». Так, в частности, обозреватель еженедельника «Фокус» предлагает устроить на несколько лет карантин Донбассу, чтобы тамошние настроения не перекинулись на остальную часть Украины.

отрывок речи Сталина на Десятом съезде коммунистической партии

Украинская власть боится возросшего положительного имиджа русских

«Пропаганда сделала свое дело: большинство жителей той территории поддерживают террористов», – пишет издание.

Не совсем понятно, что имеется в виду под пропагандой. Поскольку до апреля прошлого года, когда начались первые бои под Славянском, пропаганда в Донбассе была только украинской. Но и она не сумела убедить население Донбасса , что надо срочно переходить «на мову», и обвинять во всех своих бедах соседнюю Россию.

Важнее другое. Согласно вторым Минским соглашениям, ДНР и ЛНР должны стать некоей туманной автономией в составе Украины.

Настроения в нынешней политической элите, как видно, в том числе из предложения журнала «Фокус» таковы, что русским на Украине больше не хотят позволять оставаться русскими. Неизбежна ли украинизация для всего населения этой страны?

Русским на Украине больше не хотят позволять оставаться русскими

Многие украинцы под воздействием СМИ достаточно искренне полагают, что жители Крыма и Донбасса зомбированы российской пропагандой или запуганы ополченцами , - говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. – Это говорит о неадекватности представлений большинства украинцев о том, что происходит в зоне так называемой АТО.

Но можно посмотреть на эту проблему и с другой стороны. Россия своим безразличием к русскому вопросу на Украине в течение почти четверти века невольно способствовала тому, что теперь в этой стране идёт гражданская война. Ещё в начале 90-х годов примерно две трети украинских граждан были настроены пророссийски , ориентировались на тесное сотрудничество с Россией. Все эти люди говорили по-русски. И до сих пор, несмотря на насильственную украинизацию в последние десятилетия, по-русски говорит большая часть страны. Посмотрите, кто сейчас воюет в Донбассе? В основном – люди, говорящие на русском языке. Галичан не так много. По большому счёту «русские украинцы» воюют друг с другом.

Российская власть виновата в диффамации всего русского

При всей нелепости таких предложений, как языковой и культурный карантин для Донбасса, они являются закономерным следствием той политики, которую украинские власти вели весь период «незалежности». Ещё бы лет 10 или даже меньше, и население Донбасса стало бы враждебно по отношению к России, так же, как сейчас, к примеру, значительная часть жителей Днепропетровска .

Но вот как раз война перечеркнула все усилия «дерусификаторов» Донбасса. Многие из тех жителей Донецка и Луганска, кто прежде был настроен на сохранение Донбасса в составе Украины , теперь, после обстрелов, гибели близких и знакомых, категорически против существования в таком государстве.

Война на Украине остановила дерусификацию Донбасса

Война оттолкнула Донбасс от Украины , в Киеве этого не хотят понимать.

«СП»: - Как воспринимают упорную борьбу населения Донбасса с украинской армией рядовые украинцы?

Думаю, что, несмотря на пропаганду СМИ, многие украинцы задумываются о том, почему в Донбассе население продолжает поддерживать ополченцев. Таких ещё меньшинство, но процесс отрезвления народа идёт . Люди всё более ясно видят, что надежды, из-за которых большинство выходило на Майдан, не оправдались. Олигархи получили куда больше власти, чем это было год назад.

Однако, чтобы состоялось отрезвление большей части населения, Украине надо пройти через большие испытания . Примерно такие же, через которые прошли жители Донбасса. Например, испытание голодом, который вполне реален для Украины, учитывая экономическое положение страны. А также то, что гражданская война назревает уже за пределами ЛНР и ДНР.

«СП»: - Украинские политики понимают, что большинство населения Донбасса, мягко говоря, не рвётся назад в Украину. Предположим, что Донбасс станет снова частью Украины. Что тогда ждёт его жителей?

Чтобы ответить этот на этот вопрос, достаточно вспомнить, что происходило на Украине в отношении русского населения в последние два десятилетия. Дерусификация будет продолжаться, только ещё более жёсткими методами, чем прежде. Никакой возможности заявлять о своих правах русскому населению Донбасса и всего Юго-Востока Украины не оставят. Если даже во времена президентства Виктора Ющенко была возможность создать оппозиционную партию, ориентированную хотя бы отчасти на интересы русского населения Украины, то теперь такой партии создать не дадут.

Дерусификация Украины обязательно продолжится за пределами Новороссии

И в регионах, которые кормят Украину, установится нечто вроде нацистского оккупационного режима. Цель его будет состоять в том, чтобы русские Донбасса стали считать себя украинцами и врагами России. При этом все несогласные будут преследоваться и уничтожаться. «Недоукраинцам» будет внушаться мысль , что их обязанность кормить Украину и не забывать о своей «неполноценности».

Боюсь, что украинские политики ничему не научились за почти уже год гражданской войны.

Большей части жителей Центральной и Западной Украины под влиянием пропаганды не приходит в головы простая мысль, что люди могут тяготеть к России и не ощущать своей принадлежности к украинской культуре без всякой пропаганды , - говорит политолог, главный редактор журнала «Россия и новые государства Евразии» Николай Работяжев. – Насильственная украинизация, которая наиболее активно проводилась президентом Виктором Ющенко, вызывала отторжение значительной части населения Юго-Востока.

Русские окончательно поняли, какую судьбу им готовят на Украине

Ну а после того, как национальная гвардия Украины показала, как она умеет «перевоспитывать» русских в Донбассе, русские окончательно поняли, какую судьбу им готовят на Украине. Выборы в Верховную Раду в октябре прошлого года в юго-восточных областях Украины показали, что значительная часть населения не считает киевскую власть своей. Поскольку явка там была крайне низкая.

«СП»: - Если Донбасс будет украинским, останутся ли у русских там шансы не потерять своей идентичности?

Верховная Рада – это лакмусовая бумажка тех настроений, которые культивируются сейчас на Украине. Кто с умеренных позиций, кто с радикальных, но практически все легальные политические силы предлагают украинизировать русских.

Все политики Украины предлагают украинизировать русских

«СП»: - Может ли что-то произойти на Украине, после чего её гражданам перестанут внушать мысль, что «в русофобии счастье»?

После двух десятилетий антирусской пропаганды ничего сразу произойти не может. Нужно, наверно, столько же лет потратить на то, чтобы украинцы не воспринимали Россию настороженно или даже враждебно. Однако пока я не вижу, отчего может измениться «курс на русофобию» . Скорей, всё будет продолжаться в том же направлении. К тому же нельзя забывать, что те этнические русские, которые жили в Крыму, теперь граждане России. Будущее Донбасса очень неопределённо. Поэтому на русское население Юго-Востока, да и других регионов Украины давление будет только усиливаться.

Давление на русских Украины будет только усиливаться

«СП»: - Получается, что партия войны в Киеве хочет вернуть земли и предприятия Донбасса, а «неправильные недоукраинцы» им не нужны?

В этом плане в Верховной Раде настроения неоднородные. Правые радикалы готовы всё русское население украинизировать или выслать в Россию. Но есть и те, кто по-прежнему, уверен, что надо победить «террористов», а «заблудшее население» довольно быстро осознает свою неправоту.

Вверх