Сокращений и быстрой записи текстов. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: Учебно-методическое пособие Стенография в России

Стенография

(от греч. στενός «узкий», γράφω «пишу») – применение особых упрощенных знаков для быстрой записи человеческой речи. Стенографические приемы записи слов в Древнем Египте (т.н. демотика) Автором древнеримской стенографии считается Тирон (1 в. до н. э.) одно из изобретений которого – титло – продержалось в кириллице до 18 в. Т.н. «тироновых нот» насчитывалось несколько тысяч.

В нашей стране в 1820 вышла одна из первых книг по стенографии на русском языке «Графодромия, или искусство скорописи» М.А. Корфа. Первая современная система стенографии была введена англичанином Дж. Уиллисом в 1602, который разработал т.н. геометрический принцип стенографии:

Этот принцип подходит для односложных слов и аналитических конструкций, поэтому он распространен в основном в Англии и Франции. Другое направление в стенографии – курсивное предложил немец Габельсбергер в 1834. Последнего принципа придерживается большинство стран Европы, включая и Россию (модификация Соколова), где государственные языки принадлежат флективному строю. Примеры:

Следует разграничить понятие стенография на три составные части:

б. Сокращение слов (См. ) отбрасыванием начала, конца слова (при помощи точки или ), его середины (посредством дефиса или , либо при помощи особых знаков). Например, «структура» – стр-ра, .ктура, стр., стрктра (консонантный принцип); «бог» – БГ, «параграф» – §, «годы» – гг. (идеографический принцип) «светотень» – с/т.

в. Плотность письма (См. ) вызывает позиционное варьирование знаков (одинаковые знаки в разных позициях считаются разными) и вместе с тем стенография приобретает частично слоговой характер: и т.д.

Стенография (особенно «геометрическая» ее разновидность) оказала заметное влияние на создание письменностей для аборигенов Северной Америки (алгонкины, атапаски, эскимосы) и племен Южного Китая (мяо, лису).

Самую раннюю систему стенографии изобрел греческий раб Марк Туллий Тирон в 63 до н.э. для записи речей Цицерона, хотя известно, что еще в 4 в. до н.э. историк Ксенофонт использовал скоропись для записи воспоминаний о Сократе. Сохранился из этой системы один знак (&), часто называемым тироновым знаком, или амперсандом.


Грамматологический словарь . 2011 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стенография" в других словарях:

    стенография - стенография … Орфографический словарь-справочник

    СТЕНОГРАФИЯ - (греч., от stenos узкий, и grapho пишу). Искусство писать условными знаками, поспевая за речью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТЕНОГРАФИЯ греч., от stenos, узкий, и grapho, пишу. Искусство писать… … Словарь иностранных слов русского языка

    Стенография - Стенография. Курсивные стенографические знаки. СТЕНОГРАФИЯ (от греческого stenos узкий, тесный и...графия), скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков, сокращений слов и словосочетаний, позволяющих вести синхронную… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    СТЕНОГРАФИЯ - (от греч. stenos узкий тесный и...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4 7 раз), основана на применении специальных систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись устной речи.… … Большой Энциклопедический словарь

    стенография - тахиграфия Словарь русских синонимов. стенография сущ., кол во синонимов: 9 борзописание (9) … Словарь синонимов

    стенография - (не рекомендуется стенография) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    СТЕНОГРАФИЯ Толковый словарь Ушакова

    СТЕНОГРАФИЯ - СТЕНОГРАФИЯ, стенографии, мн. нет, жен. (от греч. stenos узкий и grapho пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро записывать устную речь. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    СТЕНОГРАФИЯ - СТЕНОГРАФИЯ, и, жен. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. | прил. стенографический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    СТЕНОГРАФИЯ - жен., греч. скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами. фическое письмо, скорописное. Стенограф, скорописчик, писец. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    стенография - и, ж. sténographie f. <гр. stenos узкий, тесный + grapho пишу. Скоростное письмо, основанное на применении специальной системы знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее вести синхронную запись речи и рационализировать технику… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Итак, вы приготовились слушать лекцию. Ваша рука по привычке потянулась к ручке и бумаге. И правильно! Потому что, слушая, вы делаете записи - различные пометки, отчеркивания, подчеркивания, выносите на поля ключевые слова, символы, вопросы, возникшие к лектору, которые нужно уточнить после лекции.

Все это уже вошло в привычку многих из вас. И, действительно, если бы вы не делали записей, ваша работа на лекции как слушателей была бы менее эффективна. Отсюда всем известное правило эффективного слушания лекции, обязательно записывать ее содержание, выделяя в ней главное!

Конечно, необходимость писать возникает не только на лекции. Необходимость записывания - это правило любого слушания информации. И человек записывает со времен возникновения письменности. Еще Д. И. Менделеев говорил, что найденная, но не записанная мысль - это найденный и потерянный клад.

Появившиеся средства звукозаписи не избавили человека от необходимости писать. И сегодня пишут все! Пишут школьники; конспектируют студенты; груды бумаг исписывают следователи и адвокаты; наготове держит ручку и блокнот помощник руководителя. Даже домашняя хозяйка и та спешит записать услышанные по радио и телевидению рецепты приготовления блюд. Все пишут! Но,- увы, не успевают! Выигрывает здесь тот, кто владеет приемами скорописи! Необходимо, овладев приемами скорописи, научиться записывать живую речь, так сказать, брать ее на кончик пера! Как можно достичь этой цели?

Прежде всего, мы будем говорить, конечно, о том, как записывать лекции. Но навыки быстрой записи вам пригодятся везде.

К сожалению, часто во время лекции можно услышать: "Пожалуйста, говорите помедленней. Я не успеваю записывать". И такие слова слышит почти каждый преподаватель. Студенты не успевают записывать! Некоторые лекторы нашли выход - превратили лекцию в диктант! Но это не самый лучший выход. Потому что диктант - это чтение заготовленного текста - это мертвая, не одухотворенная мыслью речь, во время которой работает только язык, а мозг отключается и отдыхает. А чтобы мозг не отключался, язык и мозг должны работать в одном темпе. Конечно, лекция не может и не должна полностью исключать элементы диктанта. Но диктовать надо только основные положения - выводы, определения понятий и правил. Короче говоря, лекция должна быть живой. Кстати, все самое интересное никогда не говорится под диктовку. Оно произносится только в живой речи. Поэтому выход из ситуации, нужно искать не в том, чтобы превращать лекцию в диктант, а в том, чтобы овладеть приемами скорописи, научиться записывать живую речь. В конце концов, жизнь - это не лекция. И когда вы станете специалистами, никто не будет разговаривать с вами в темпе диктанта, ожидая, когда вы законспектируете сказанное. Нужно избавляться от школьной привычки - записывать речи под диктовку. Надо научиться записывать живую речь! И учиться этому надо сейчас, во время лекций и на лекциях.

Итак, проблема заключается в том, чтобы научиться приемам скорописи, выработать у себя умение брать информацию на кончик пера живьем! А сделать это сегодня очень не просто. Все вокруг нас движется все быстрее и быстрее. Объемы информации огромные. Соответственно, и наш мозг адаптируется, и все быстрее поглощает информацию, быстрее делает выводы. А за мозгом должна поспевать и наша речь. А за нашей речью и пишущая рука слушателя. Да, все это не легко! Посудите сами. Сюжет в теле новостях сегодня очень редко продолжается более трех минут. Понаблюдайте, и вы увидите. На все сообщения, которые в течение дня поступили со всего мира, хватает 30 минут (включая и рекламу). И человеческий мозг мгновенно поглощает всю эту информацию без каких-либо проблем. Но как записать-то все то, что успевает схватить наш мозг? Ведь мысли не записанные - "это найденный и потерянный клад"!

По последним данным, наш мозг успевает схватывать смысл воспринимаемой информации со скоростью 480 слов в минуту! И это не предел. Есть мнения, что скорость эта много выше отмеченной. Вслед за мозгом все быстрее становится наша речь. И сегодня, чтобы удержать внимание слушателя, надо говорить быстро. Американские психологи открыли, что, оказывается, внимание среднего американца может удерживаться на одном и том же не более 6 минут. Затем мозг просто переключается или отключается. Необходимо колоссальное терпение, чтобы слушать медленную речь. Ведь наш мозг привык к скорости. Медленно говорящий оратор способен довести слушателей до исступления. Слушать его речь, это то же самое, что ждать, когда схватится цемент. Поэтому, современные специалисты по риторике советуют выступать в таком же темпе, в каком работают наши мозги.

Однако скорость человеческой речи пока существенно ниже скорости работы мозга. Люди разговаривают сегодня в среднем со скоростью 120 слов в минуту. Ведущие телевизионных программ новостей говорят со скоростью от 165 до 195 слов в минуту. (Попробуйте, сами проверьте сказанное, - засеките время и подсчитайте количество слов произнесенных в течение определенного количества времени). Большинство ораторов говорит значительно медленнее - около 100 слов в минуту. Что же получается? Думаем мы со скоростью 460 слов в минуту, говорим со скоростью 120 слов в минуту. А с какой скоростью мы пишем? Можем мы записать хотя бы 120 слов в минуту (я уж не говорю о том, чтобы записывать 460 слов в минуту)? Просто удивительно, как мы в наше время можем обходиться без скорописи! А между тем она появилась еще на заре возникновения письменности. Древние параллельно с развитием письменности разрабатывали различные варианты быстрого письма, над которыми ученые до сих пор ломают головы. Первые системы скорописи возникли в Древней Греции и в Древнем Риме. Благодаря этому, до нас дошли речи знаменитых греческих и римских ораторов, записанные их слушателями. Сегодня в рамках каждого языка существуют такие системы. Однако у нас в наше время гораздо больше людей, которые овладели приемами скорочтения, нежели приемами скорописи. Специалисты объясняют это устаревшей громоздкой системой стенографии. Сейчас разрабатываются ее новые варианты.

Стенография - способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. Какие это способы? Прежде всего, это сокращение слов и словосочетаний за счет некоторых изменений начертания алфавитных знаков и их соединений. Такие стенографические начертания букв позволяют увеличить скорость письма в десятки раз по сравнению с обычным. Но здесь необходимо долго упражняться. Желающие должны вооружиться терпением и специальными учебниками, и в течение некоторого времени практиковаться в написании этих начертаний, тренировать в себе соответствующий навык.

Но я вовсе не призываю вас заняться стенографией. К счастью, необходимость записывать речь слово в слово, т.е. со скоростью 120 слов в минуту, бывает крайне редко. Как правило, стенографическая запись используется лишь при документализации официальных разговоров. Но если вы все-таки хотите записывать лекцию и другие виды устной речи слово в слово, т.е. от 100 до 120 слов в минуту, то тогда, конечно, можете обратиться на курсы стенографии или к указанной ниже литературе. И в течение пары месяцев, быть может, вы овладеете ее приемами. На практике же бывает достаточно составления конспектов речи и разработки собственной системы значков, символов для обозначения, сокращения и быстрой записи устной речи. Но при этом полезно изучить и использовать различные сокращения, принятые в современной системе стенографии. Тогда не нужно будет что-то выдумывать, изобретать. Хотя, конечно, можно и нужно вводить и свои собственные значки, символы, обозначения. Какие, например, можно использовать приемы сокращения, принятые в стенографии?

  • Как и в обычном письме в стенографии применяются сокращения для часто употребляемых слов, но только в еще большем объеме. Это, например, сокращения за счет обозначения часто употребляемых слов какими-либо символами: аплодисменты - (); если - ?, а также - ?, аэро - ?, важный - ? и т.д.
  • Часто используются общезначимые символы. Так, уже в школе при изучении математики, никто не пишет словами такие понятия, как треугольник, угол, параллельно, перпендикулярно, что и требуется доказать и т.д. Их записывают символами: ?, L, ¦, + ч.т.д. и т.д. Легко догадаться, что все перечисленные символы могут быть использованы в записях, сокращая их, а иногда делая и более образными и выразительными.
  • Часто используются в стенографическом письме общепринятые сокращения, которые содержатся в различных словарях, например, в - век; вв. - века; г - год; гг. - года; п. - пункт; пп. - пункты; т - товарищ; тт. - товарищи; инж - инженер; ж.д. - железная дорога; д-р - доктор; М - Москва. Поэтому изучайте их и используйте.

Но общий словарь сокращений не может отразить потребности всех. Ведь много слов связано с различными областями знаний, профессиями, интересами. Поэтому важно знать основные принципы построения сокращений, чтобы создавать свои.

  • Самые короткие сокращения создаются из одного алфавитного знака: Б - быть; Г - год; ГГ. - года; Д - должен и т.д. На основе этого принципа складываются и временные сокращения. Например, на лекции о Толстом его фамилию пишут Т. На лекции о стенографии вместо этого слова пишут букву С. Если сегодня на лекции мы часто употребляем слово, скажем, лекция, то вместо него можно писать букву Л.
  • Большая группа сокращений образуется началом слова, двумя-тремя знаками: ОБ - общество; НАР - народ; БИБ - библиотека; ДР. - другой; ЯЗ - язык; рев - революция.
  • Иногда к началу слов приписывают окончание, т.е. пишутся только те алфавитные знаки, которые начинают и завершают слово: семр - семинар; ун-т - университет; сестр - семестр; к-рый - который; нек-рый; пр-п - принцип; о-во - общество; сп-б - способ; рб-ть - работать; прав-во - правительство; пр-во - производство; рук-во - руководство; закон-ство - законодательство.
  • Иногда пишется лишь корневая часть слова, а приставка и окончание опускаются.
  • Часто сокращения образуется с помощью аккордных знаков (в слове опускаются все согласные, кроме первых): УНВР - университет; НРД - народ; ББЛ - библиотека; ЛКЦ - лекция.
  • В устойчивых словосочетаниях очень удобно использовать сокращения одним концом слова: Проф-зация - профсоюзная организация; Вер-суд - верховный суд.
  • Сокращаются и часто употребляемые многословные выражения: НЕМБ - не может быть; КАКИНБ - как бы то ни было; ДОЛБ - должен быть.
  • Способы сокращения чисел. Самый рациональный способ - обозначение чисел цифрами. К порядковым числительным справа приписывается Й: 1-й; 2-й и т.д. Большие числа - миллион, миллиард и т.д. пишутся аккордными знаками - млн.; млрд. Дробные числа пишутся безотрывно: числитель - малая цифра на линии, знаменатель через линию: ?, ?, ?. Слова - половина, треть, четверть пишутся как знаменатели: /2, /3, /4.
  • Помимо текста устной речи, например, лекции вам необходимо также успевать записывать и свои пометки к нему, свои мысли, сомнения, вопросы, соображения, отражающие ваше отношение к нему. Для их сокращения тоже существуют специальные обозначения и символы.

    Вот, например, некоторые обозначения, которые часто используются разными людьми и их смысловое значение:

    !!! Важно, очень важно, обратить внимание.
    ? Сомнение, вопрос.
    = Равенство, итого, сумма.
    >< Более, менее.
    Сумма, итог.
    SS Общий итог.
    ?? Стиль, сомнительность или неясность.
    VS Вставка, дополнение.
    Z Красная строка.
    NB Хорошо заметить.
    :> Повтор, противоречие в рассуждениях и пр.
    VV Наоборот.
    PS Приписка, написанное после.
  • Существует также целая группа знаков для сокращения слов и их сочетаний во время последующей работы с текстом записи, т.е. после того как она уже написана. Это различные так называемые корректурные знаки, позволяющие вносить в текст записи различные изменения: вставки дополнительного текста, удаления существующих частей текста, замена старого текста новым. Корректурные знаки - это система графических знаков, служащих для указания места и характера исправления ошибок. Они подразделяются на следующие группы:

    • знаки перестановки частей текста;
    • знаки замены, выкидки и вставки;
    • знаки изменения пробелов;
    • знаки абзацного отступа, красной строки;
    • знаки исправления технических дефектов набора.

Используя все эти сокращения, следует иметь в виду, что всякое их применение оправдано только тогда, когда они прочно усвоены. Конечно, это совсем не обозначает, что вы должны засесть и сразу выучить все сокращения. Это дело времени и практики. По мере создания такой системы постепенно все обозначения будут усвоены.

Необходимо, чтобы все сокращения и принятые вами символы имели свой постоянный смысл. Это должна быть система значков, символов и сокращений, которой вы будете пользоваться, быть может, всю свою жизнь. И сейчас на лекциях вы должны начать отрабатывать эту систему, тренировать и вырабатывать эти навыки.

Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые (соответственно получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий). Иной раз может быть принята явно временная символика (полезная для какой-то определенной работы, и которой вам, может быть, больше не придется заниматься). В этом случае нужно где-то, может быть на полях, записать о своем нововведении, чтобы в последствии не запутаться.

И вот, что еще очень важно! Нужно не только помнить о значении того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время, - и смысл значка будет не ясен. Представьте себе, например, такой случай. Один фотолюбитель отметил вопросительным знаком, записанный им в беседе рецепт фото проявителя:

Амидоловый проявитель

Возвратившись к своей записи спустя какое-то время, он долго не мог вспомнить значения своей пометки - "?". Боялся использовать рецепт. А между тем этот значок появился для обозначения возникшего ранее сомнения, потому, что в рецепте не было указано, какой использовать сульфит - безводный или кристаллический. В этом случае добавление к значку "?" слов "Какой сульфит" или постановка знака сомнения в точном по смыслу месте (т.е. непосредственно после слов "Сульфит натрия") избавило бы от недоразумения. Тогда знак вопроса относился бы не ко всему рецепту, вызывая сомнения в его правильности, а лишь к сульфиту.

Подобные случаи отмечают и опытные литераторы. "Кому из редакторов не приходилось ломать голову, бесплодно размышляя над таинственным значением вопросительных знаков, начертанных их же собственной рукой" .

Очень важно иметь способы, надолго закрепляющие значение символических пометок. Одним из таких способов являются, например, отдельные вкладные листки или (если пометок мало) один листок ко всей тетради в целом, на котором поясняются принятые условные обозначения. В качестве такого образца можете посмотреть, например, книги Павла Таранова из серии "Звезды мировой философии": Золотая философия; Философия 45 поколений; Энциклопедия высокого ума; Мудрость трех тысячелетий. В каждой книге на седьмой странице даны условные обозначения, принятые автором в данной книге. Конечно, это предназначено для читателя. А вкладной лист можно прикладывать к любой странице текста записи и уточнять немного позабытые некогда использованные обозначения.

Не забывайте выносить свои сокращения на поля или вкладной лист с принятыми обозначениями, символами, сокращениями. И еще, просматривайте свои записи, как только появится возможность, чтобы уточнить содержание ваших сокращений и обозначений. Особенно в первое время, пока вы еще не запомнили их значение.

Есть и другой способ быстрой записи речи - это использование аудио и видео техники. Средства звукозаписи стали настолько совершенны, что не представляет проблем записать любое выступление. Но, к сожалению, техника имеет привычку часто выходит из строя, а, кроме того, в самые необходимые моменты ее как всегда и нет под рукой. А ручка и клочок бумаги найдутся всегда и везде.

Кроме перечисленных правил важную роль играет умение ОФОРМЛЯТЬ ТЕКСТ ЗАПИСЕЙ, пользоваться системой всевозможных выделений, подзаголовков. Недаром говорят: порядок в записи - порядок в голове.

Форма записи текста влияет на:

  • Логику изложения и содержание текста речи (порой неумелая запись до того изменит первоначальный смысл сказанного, что и вовсе не узнаешь его).
  • Удобство пользования записью.
  • Скорость записи.

Все это, в конечном счете, отражается на уровне ваших знаний.

В этом деле есть свои ПРАВИЛА:

  1. Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость: глаз сразу "схватит" больше строк текста.
  2. Нужно вести запись текста лекции, (или какого-либо конспекта) только с одной стороны листка тетради (например, с внешней). Тогда внутреннюю сторону листка тетради, оставшуюся чистой, можно использовать для личных пометок в ходе лекции для выражения своего отношения к обсуждаемому материалу и вопросов к преподавателю, которые следует выяснить или уточнить после лекции, а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
  3. Записи полезно датировать.
  4. Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять разными средствами. Рациональная неоднородность записей важное их достоинство.

Отсутствие выделений, расчленения и разграничения в тексте ведет в последствии к трудной обозреваемости записи, а при ее чтении - к небыстрому улавливанию логических связей. Может быть, во время лекции и написания ее конспекта они еще осознаются, но в последствии при неверном оформлении записи они могут "ускользнуть" от вас. Тогда ваши записи превратятся в ненужный мертвый капитал.

Подчеркивая, отчеркивая и выделяя текст рамками, вехами и т.п., можно пользоваться не одним цветом, а разными. Можно, например, цветом отделить главное в записи от второстепенного в ней.

Однако здесь есть еще одно правило. В процессе первой записи, т.е. во время конспектирования, записывания живой речи в большинстве случаев все выделения следует делать теми же чернилами, которыми пишется весь текст. Потому что это влияет на скорость записывания. Выделения цветом - это последующий этап проработки записи.

Необходимо, чтобы все выделения, разграничения, сокращения имели свой постоянный смысл. Для этого необходимо, чтобы со временем вы выработали и взяли на вооружение собственную неизменную систему выделений, сокращений, обозначений.

Какие же существуют ПРИЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЙ и РАЗГРАНИЧЕНИЙ ТЕКСТА, кроме использования заголовков, подзаголовков и пунктов плана? Они хорошо знакомы, хотя часто о них забывают. Это - абзацные отступы, пробельные строки между отрывками текста, нумерация основных положений текста; это - подчеркивания и отчеркивания, ключевые слова, вехи, рамки.

  • Абзацные отступы - красная строка, отступ в начале строки. Они сигнализируют о переходе к новой микро теме.
  • Пробельные строки - промежуток между строками текста, расчленяющий его и повышающий его удобочитаемость.
  • Номера - порядковые числа, присвоенные тезисам, формулам, основным положениям в ряду других элементов текста.
  • Подчеркивания, отчеркивания. Первые употребляются в тексте, вторые - на полях сбоку текста (вертикальной чертой, фигурной скобкой и т. п.). Правильно подчеркнуть - значит найти в тексте главное, нужное, полезное. Это умение не приходит само собой, без длительной тренировки. Подчеркивают лишь то, что действительно требует выделения. Иначе может получиться так, что подчеркнутым окажется весь текст, все его строки. Это равносильно отсутствию, какого бы то ни было подчеркивания.
  • Подчеркивать и отчеркивать текст можно, например, следующим образом:

    • одна жирная черта обозначает трудное место;
    • две - важное, ценное;
    • волнистая - сомнительность или неясность.
  • Ключевые слова - это слова, которые содержат разгадку смысла, понимания текста, овладения им. Необходимо сразу, как только сделана выписка, выделять в ней ключевые слова. Их выносят на поля, сверху или сбоку, или подчеркивают цветом отличным от того, которым написан основной текст, привлекая этим к ним внимание. Впоследствии эти ключевые слова определят те рубрики, в которые попадет данный материал.

    Вехи - горизонтальные черточки, проставляемые на полях, разделяющие части текста по смыслу.

    Рамки. В них обычно заключают символические выражения, формулы, зависимости, реже - правила, законы, определения.

Очевидно, что все перечисленные способы расчленения текста могут применяться совместно, комбинированно. Любое из выделений в каждом отдельном случае можно усилить другим. Например, заголовок написать прописными буквами и подчеркнуть, формулы заключить в цветные рамки и пронумеровать. Но использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания! От записи не должно рябить в глазах.

  1. И еще одно очень важное правило. Иногда можно слышать, как один студент спрашивает у другого конспект лекции, которым пользовались его товарищи не один год как творческим наследием своих предшественников. Но вы должны знать: чужой конспект лекции не работает! Почему? Потому что каждый конспект носит индивидуальный характер, отражает черты личности его автора. Один считает важным отметить и записать одно, другой - иное. Сильный студент не придаст значения ряду положений лекции, уже хорошо знакомых ему, поэтому в его конспекте не появятся нужные для других записи и заметки. Напрашивается вывод: слушать и записывать лекцию нужно самому! Важнее получить не готовые уже сделанные кем-то выводы, а прийти к ним самостоятельно с помощью лектора.

Все эти правила нужно использовать не только при записи содержания живой речи - лекции, при деловом общении, на совещании и пр., но и также выписок из книг, журналов и газет, о которых мы будем говорить позже.

Памятка: как записывать лекцию

  • Слушать и записывать лекцию нужно самому. Каждый конспект лекции имеет индивидуальный характер. Поэтому чужой конспект "не работает".
  • Не старайтесь записывать лекцию слово в слово. Ваша запись - конспект, а не стенограмма лекции.
  • Пишите разборчиво. Неряшливая запись "не работает".
  • Оставляйте в тетрадях широкие поля для дополнительных заметок.
  • Ведите запись текста лекции только с одной стороны листа тетради. Оставшуюся чистую сторону листа используйте для личных пометок, отражающих ваше отношение к тому, что и как говорится преподавателем, вопросов, которые следует уточнить или выяснить, символов и т.п., а также при самостоятельной последующей работе с лекционным материалом.
  • Желательно ввести некую систему условных знаков и обозначений, которые сокращали бы текст записываемой лекции и пометок к ней.
  • Записи должны быть убористыми, компактными, т.е. на странице нужно размещать как можно больше текста. Это улучшит его обозреваемость.
  • Запись (ее части и связи между ними) полезно расчленять, разграничивать и выделять разными средствами. Рациональная неоднородность записей - их важное достоинство.
  • Интервалы между строками надо выдерживать достаточными для вписывания новых строк (например, исправления ошибок и надписывания сверху правильного).
  • Текст надо записывать только ручкой. Карандашами пользуются лишь для отметок, выделений при последующей работе.
  • Записи полезно датировать.
  • Использовать любые выделения, особенно цветные, надо разумно, не превращая записи в пестрые картинки. Рамки, краски, стрелки не должны отвлекать внимания. От записи не должно рябить в глазах.
  • Необходимо, чтобы все выделения, разграничения и сокращения имели свой постоянный смысл. Поэтому желательно выработать некую систему условных значков, которые могли быть использованы для выделения, разграничения и сокращения текста записываемой лекции.
  • Арсенал значков следует постоянно пополнять, вводя новые, соответствующие получению новых знаний и узнаванию новых слов и понятий.
  • Важно не только помнить значение того или иного значка, но и знать, где и как его поставить. Иначе пройдет время - и смысл значка, поставленного в тексте, будет не ясен.
  • Одним из способов, надолго закрепляющих значение символических пометок, являются специальные отдельные вкладные листы или (если пометок мало) один листок ко всей тетради (книге, статье, разделу) в целом. В них автор записи поясняет принятые им условные обозначения и сокращения.

СТЕНОГРАФИЯ

стеногр`афия, -и

Орфографический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТЕНОГРАФИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СТЕНОГРАФИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. stenos - узкий тесный и...графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), основана на применении специальных …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. stenos - узкий, тесный и...графия) , скоростное письмо, основанное на применении специальных систем знаков и сокращений …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (тахиграфия и много других названий — греч. скоропись) — искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как говорят; …
  • СТЕНОГРАФИЯ
    [греческое stenos, тесный + пишу] способ письма посредством особых знаков и целого ряда сокращений, дающий возможность быстро записывать устную …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, мн. нет, ж. Способ записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. Стенографист - специалист по …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. Способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно записывать устную речь. II прил. стенографический, -ая, …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТЕНОГР́АФИЯ (от греч. stenos - узкий, тесный и... графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), осн. …
  • СТЕНОГРАФИЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (тахиграфия и много других названий? греч. скоропись) ? искусство, с помощью которого можно писать так же скоро, как …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    стеногра"фия, стеногра"фии, стеногра"фии, стеногра"фий, стеногра"фии, стеногра"фиям, стеногра"фию, стеногра"фии, стеногра"фией, стеногра"фиею, стеногра"фиями, стеногра"фии, …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. stenos узкий, тесный + ...графия) скоростное письмо, основанное на применении спец. систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. stenos узкий, тесный + ...графия] скоростное письмо, основанное на применении спец. систем знаков и сокращений слов и словосочетаний, позволяющее …
  • СТЕНОГРАФИЯ в словаре Синонимов русского языка.
  • СТЕНОГРАФИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • СТЕНОГРАФИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    стенография, …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    способ скоростной записи особыми знаками, дающий возможность быстро и точно зап исывать устную …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Словаре Даля:
    жен. , греч. скоропись, сокращенное письмо, поспевающее за речами. -фическое письмо, скорописное. Стенограф, скорописчик, -писец …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. stenos - узкий, тесный и …графия), скоростное письмо (превосходит скорость обычного в 4-7 раз), основана на применении специальных …
  • СТЕНОГРАФИЯ
    стенографии, мн. нет, ж. (от греч. stenos-узкий и grapho-пишу). Способ письма посредством особых знаков и сократительных приемов, дающий возможность быстро …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    стенографии, мн. нет, ж. (от греч. steganos-скрытый и grapho-пишу). Тайнопись, письмо условными, шифрованными …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Толковом словаре Ефремовой:
    стенография ж. Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    ж. Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных …
  • СТЕНОГРАФИЯ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ж. Способ быстрой записи устной речи с помощью системы особых условных …
  • СТЕНОГРАФИЯ;"НАТАН БЕРИН"
    В декабре 1922г. во время тестов, проходивших в Нью-Йорке, Натан Берин достиг рекордной скорости 300 слов в минуту (безошибочность 99,64%) …
  • СТЕНОГРАФИЯ;"АРНОЛЬД БРЭДЛИ" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    АрнольдБрэдли достиг скорости 309 слов в минуту без ошибок, воспользовавшисьсистемой Слоуна - Данлойяна. Во время соревнований, проходивших в Уолсолле, гр. …

Глава I. АЛФАВИТ И СЛИТНЫЕ ЗНАКИ
§6. Сокращённое обозначение слов.
Сокращенная запись слова его началом

В стенографии часто используют прием сокращенной записи слов их началом - первым слогом с добавлением последующей согласной (если слог оканчивается на гласную). Например: машина - маш, народ - нар, магазин - маг и т.д. Иногда сокращение пишут немного длиннее, если надо отличить одно сокращение от другого, сходного с ним, например: кандидат - кан, канцелярия - канц и т.д.

Местоимение НАШ с последующим сокращенным словом пишут безотрывно, образуя фразеограмму:

Производные слова:

Упражнение 13. Застенографируйте, добейтесь беглого чтения стенограммы, подчеркните сокращения, несколько раз напишите упражнение под диктовку.

1. Здесь наш второй машинный парк. 2. Нам так важна на строительстве дамбы каждая работающая машина, каждый автомобиль. 3. Сначала мы пошли к начальнику шахты. 4. Как вас снабжали с января по март? 5. Мы прошли практику на строительстве магазина «Ткани». 6. Где администрация нашей фабрики? 7. У начальника строительства автомобиль другой марки. 8. Брату дали другую работу. 9. В нашей школе начата четвертая партия шахматного матча. 10. Вам дали знать, что наши машины прошли на базу в третьем часу дня? 11. Там такое же вещество? 12. Да, вещество там такое же. 13. Здесь капитальное строительство.

Упражнение 14. Бегло прочитайте стенограмму и несколько раз ее перепишите.

Упражнение 15 (графическое). Каждый пример, а затем все упражнение напишите несколько раз.

Стенография (узкопись, теснопись) – это разновидность письма посредством набора знаков, сокращений, позволяющих быстро фиксировать устную . Скоропись, зародившаяся в Древнем Египте, обрела настоящее название и нынешний алфавит благодаря Джону Уиллису в начале семнадцатого века.

Стенография – совокупность знаков, оформленных согласно геометрическим или курсивным принципам. В основе геометрической систем лежат геометрические фигуры (круг, сектор, эллипс, горизонтальные, вертикальные или диагональные линии).

Геометрическая система предназначена для записи односложных слов и сочетаний, обозначающих действие в будущем времени. Курсивная система распространена в европейских странах, а также России.

Особенность состоит в подъеме при написании гласных и опускании при написании согласных букв. По типу скорописи выделяют морфологические и фонетические системы. В первой графемы обозначают морфемы (приставка, корень, суффикс, окончание), во второй записывают звуки – фонемы.

Известные системы

Исаак Питман – создатель фонетической системы, которую в сороковых годах девятнадцатого столетия представили в виде труда под названием «Фонография». Согласно данному принципу слова записывались соответственно их звучанию.

Так по Питману согласные представлены в виде геометрических линий, а гласные на письме обозначаются точками, штрихами. По толщине штрихов определяется звонкость и глухость звуков. Система Питмана официально применяется для записи в английском парламенте.

Система Дюплюайе основана на различном наклоне знаков. Многие графемы напоминают иероглифы, имеют причудливые очертания. Этот вид скорописи пропагандировался миссионерами в Новом Свете.

Стенография Грегга представлена минимумом символов. Так гласные обозначены значком, расположенным над графемой, ниже графемы или пересекает ее. В этой системе имеет место прямое и обратное написание символов. Суть принципа сводится к применению округлых графем с наклоном. Последнее сделало систему второй по распространенности в мире.

Кому пригодится этот навык

Владеющий данной техникой, не останется незамеченным, все, заглядывающие в его записи, невольно зададут вопросы об эффективности метода, о сроках овладения скорописью.

Способность быстро фиксировать тексты на бумажном носителе пригодится сотрудникам крупных компаний, где поток информации постоянно обновляется, а успеть нужно многое. Ведение записей избавляет стенографирующего от опасений, что посторонние проникнут в его мысли, идеи, планы.

Конспектирование методом скорописи предостережет от попыток любопытных коллег или знакомых проникнуть в личную информацию. Электронные и звуковые носители – не гарантия защиты данных и тем более удобства работы с текстом. Так при необходимости проанализировать определенный момент разговора необходимо заниматься перемоткой или прослушивать запись целиком.

Напротив, при ведении записей или конспектов посредством метода стенографии зафиксировать главную мысль можно сразу, попутно внося собственные заметки на полях. Такой подход облегчает работу с текстом в дальнейшем и способствует лучшему восприятию информации.

Запись речи рутинным способом – сокращение слов при написании получается не у каждого. В подобной ситуации овладение навыками стенографии пойдет на пользу и позволит своевременно записывать устную речь. Стенография – , которой подойдет:

  • секретарям;
  • журналистам;
  • студентам;
  • врачам;
  • юристам.

В журналистике скоропись позволит фиксировать информацию различного объема в короткие сроки, да и диктофон не всегда может оказаться под рукой (кто знает, когда встретится интересное интервью или гениальная мысль).

Студентам, особенно медицинских вузов и колледжей, этот навык будет не лишним. Постоянная тренировка памяти, запись большого потока текстов, многие из которых не раз пригодятся при подготовке к очередному экзамену.

Изучение стенографии: алфавит и последующие шаги

Стенографии – алфавит, символы которого включают элементы традиционных букв. Сокращение приставок, окончаний позволяет записывать сложные слова несколькими движениями кисти.

Научиться стенографировать может каждый

Приступить к скорописи может каждый желающий, достаточно запастись терпением, тетрадью или блокнотом, парой ручек. Не требуется особой подготовки, данный метод доступен абсолютно каждому, а необходимые вложения минимальны.

Стенографический алфавит включает элементы рукописных букв, что облегчает запоминание. Для успешного освоения метода требуется регулярность, знание определенных правил, что избавит от необходимости запоминать тысячи сокращений.

Для упрощения запоминания графем сравните их с элементами соответствующих букв. Это позволит, увидев сходства, легче запомнить алфавит. Первое время записи лучше вести в тетрадях в косую линию — это приучит к аккуратности и поможет сделать почерк разборчивым.

На начальных стадиях пишите медленно, но точно воспроизводя очертания знаков – необходимое условие, которое поможет разбираться в собственных записях. Графемы, обозначающие согласные, в большинстве одномерные (лишь шесть принадлежат к малым – меньшего размера) и пишутся с наклоном:

  • например, буква «Б». При написании учитывайте, что узкий овал начинается от основной линии тетради, идет вверх, далее влево, заканчиваясь в первоначальной точке.
  • «В» напоминает загнутый вверх рыболовный крючок, нижняя часть которого равна трети расстояния между основной и контрольной линией.
  • «Г» строчная рукописная.
  • «Д» хвостик рукописной буквы и длинная спинка.
  • «Ж» первая треть рукописной буквы (похожа на перевернутую графему буквы В).
  • «З» напоминает восьмерку с открытой влево верхней половиной.
  • «К» прямая с небольшим наклоном влево.
  • «Л» точка чуть вытянутая влево.
  • «М» последняя треть строчной м.
  • «Н» знак тильда.
  • «П» наклонная с крючком, направленным вправо.
  • «Р» пишется как Б, но меньшего размера.
  • «С» нижняя половина строчной с.
  • «Т» подкова открытая книзу.
  • «Ф» напоминает восьмерку.
  • «Х» подобна печатной р. 4
  • «Ц» петля, похожая на конечную часть (хвостик) рукописной буквы Ц.
  • «Ч» похожа на графему буквы М, но более выпуклая.
  • «Ш» Одномерный S — образный знак.
  • Малый S — образный знак, конечная часть буквы «Щ».

Так к малым знакам принадлежат знаки л, н, р, с, т, щ. Гласные – это соединительные линии разной длины и наклона, от чего зависит положение следующего знака согласной.

Компьютерная скоропись включает овладение слепой десятипальцевой печатью. Это позволяет считывать , одновременно вбивая его на клавиатуре. При этом каждый палец занимает четко определенную позицию. Приступать к методу следует после освоения основных навыков работы с компьютером.

Овладение данной методикой требует определенного положения пальцев. Так большие установлены на кнопке пробел, указательные на буквах а и о (найти последние вслепую просто, так как они обозначены точками или штрихами). Остальные пальцы располагаются во втором ряду справа и слева от больших.

Работа за компьютером требует от сидящего прямой осанки, локти должны лежать на столе, образовав прямой угол. Цель обучения на ранних стадиях – приучить пальцы к определенному положению, соответствующему определенной букве.

При нажиме работающего пальца остальные сохраняют свои позиции. Последнее достигается многократным выполнением однотипных упражнений, следя за кратностью и ритмичностью контакта с клавиатурой. Главное запомнить клавиатуру тактильно, а не зрительно. С этой целью можно закрыть рабочее поле листом бумаги, затем выполнять упражнения.

Компьютерная стенография оптимизируется, создается ряд программ для быстрой записи, наделенных следующими свойствами:

  1. Для ввода достаточно переместить курсор с изображением буквы основного текста в рабочее окно.
  2. Локализация букв выполнена соответственно их фонетике, а каждой букве соответствует набор букв, объединенных по звучанию.
  3. При наведении на букву курсором открывается окно с возможными вариантами звучания последней.
  4. При введении двух-трех букв слова автоматически отыскиваются в словаре, затем достаточно лишь движения курсора и слово выводится в поле целиком. Таким образом, алфавитная информация может вводиться без кликов, что увеличивает скорость создания текстов на компьютере.

Стенография, как и любое занятие, требует регулярных тренировок, каждодневной практики. Овладеть скорописью может каждый, для этого следует руководствоваться определенными правилами, упорно упражняться в написании и чтении текстов.

Так, расшифровка текстов направлена на развитие памяти. Последнее позволяет запоминать большие отрывки текстов и ускоряет скорость их воспроизведения. Важно тренировать чтение и запись одновременно, достаточно не только записывать, но и расшифровывать тексты, стремясь точно воспроизводить графемы, и передавать смысл изложенного.

За какое время можно обучиться скорописи

Освоение навыка происходит медленно на ранних порах. Приступая к обучению, переписывайте готовые тексты, в точности воссоздавая все элементы. Далее приступайте к записи текста под медленную диктовку, возможно будут ошибки или затруднения при воспроизведении букв, однако – это нормальная практика.

Помните, что закрепление навыка происходит лишь на практике. Для начала тренировок подойдут простые слова, написание которых следует повторить несколько раз. Постепенно ускоряйте темп, достигнув стадии написания 60 слов в минуту, приступайте к освоению написания цельных текстов.

Совершенствуя навык, переходите к фиксации основных моментов текста в виде конспекта. Конспектирование поможет сосредоточиться на четком воспроизведении графем. Обращайте внимание на соединения, правильность последних – залог успешной передачи смысла информации.

Соблюдение правил написания – необходимое условие стенографии. Отрабатывайте навык ежедневно, придерживаясь условий скорописи, и результат не заставит себя ждать. Освоение письма начального уровня занимает до трех месяцев, однако все зависит от усидчивости, поэтому сроки могут варьировать для разных лиц.

Помните, занятия стенографией требуют соблюдения определенных принципов:

  1. Внимательно ознакомьтесь с правилами написания графем, сокращения элементов и их соединений.
  2. Помимо теоретических аспектов, требуется постоянное совершенствование навыков на практике.
  3. Обучение скорописи должно быть регулярным.
  4. При формировании навыка начинайте с медленного, но точного создания текста.
  5. Набор знаков должен подкрепляться прочтением написанного с исправлением ошибок.

Нет ни волшебной клавиатуры, ни волшебной авторучки, способной помочь в этой ситуации. Надо просто воспользоваться особыми значками, позволяющими и писать и печатать очень быстро, связно.

В одном сокращении кроется целое предложение. Без «выбросов» при записи и без последующей расшифровки при чтении. Писать сокращенными знаками так же просто, как и буквами — только графика выглядит компактнее.

Многократные повторения одинаковых текстов – необходимая работа над ошибками. Приучайте себя к аккуратному ведению записей, стенография не терпит небрежности, будьте терпеливы при овладении стенографией.

Этот вид фиксации информации поможет как студентам, так и работникам крупных компаний. Стенография тренирует , внимание, концентрацию – это тренировка для ума. В целом скоропись подобна освоению нового языка, а все новое способствует развитию новых нейронных связей.

В этом видео вы увидите лекцию по стенографии:

Вверх