Перфоманс - что это? Попробуем разобраться. Что такое performance marketing Перфоманс современного искусства примеры доброты

Текст: Мария Михантьева

СООБЩЕНИЯ О ДЕРЗКИХ, СКАНДАЛЬНЫХ И ПРОСТО НЕПОНЯТНЫХ АКЦИЯХ и перформансах стали частью повседневности: пока полиция арестовывает Петра Павленского и Катрин Ненашеву (а в более продвинутой Европе - вечно обнажённую ), Шайа Лабаф , а живой классик Марина Абрамович участвует в коммерческих проектах и . Мир сошёл с ума - так и задумано, или мы чего-то не понимаем? Чтобы понять, почему странные выходки отдельно взятых безумцев считаются искусством, мы подготовили гид по перформативным практикам - разбираемся, что такое перформанс, акция, хэппенинг, из чего они состоят и по каким законам существуют.

Истоки

Отрывок из фильма о Джексоне Поллоке «51», (1951)

Историю перформанса принято вести от футуристов (с оговоркой, что в ранних футуристических перформансах было больше эпатажа, чем искусства как такового) или от дадаистов с их Cabaret Voltaire. Первые боролись с обывательской косностью и всячески провоцировали почтенную публику, приходившую на футуристские вечера (основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти предлагал, например, продавать билетов больше, чем может вместить зал, обмазывать сиденья клеем и пересыпать их порошком, вызывающим зуд и чихание).

Вторые выступали против войны - шла Первая мировая - и, не желая пользоваться традиционными выразительными средствами (ибо одни просто не способны описать весь ужас происходящего, а другие перешли на службу милитаристской пропаганды), устраивали в маленьком кабаре в нейтральной Швейцарии представления с декламацией «бессмысленных» стихов, постановкой непристойных пьес и исполнением шумовой музыки. В 1920-е эстафету подхватили сюрреалисты с фантасмагорическими спектаклями (тут стоит упомянуть Жана Кокто, Альфреда Жарри, Антонена Арто) и участники «Баухауза», исследовавшие механику балета, - но всё же по большей части их эксперименты касались театра.

Первым перформансом в современном смысле слова нередко называют исполнение пьесы Джона Кейджа «4"33"» (1952) - важно, что её именно исполняли: выходил пианист, садился перед инструментом, ставил на пюпитр ноты, зрители замирали в ожидании первого аккорда. В живописи тогда набирала обороты action painting - Джексон Поллок, Виллем де Кунинг и другие художники превращали в представление процесс создания абстрактных полотен. А в Европе Ив Кляйн экспериментировал с «антропометриями» - работами, созданными при участии человеческих тел. Тогда же - в 1955 году - британский философ языка Джон Лэнгшо Остин придумал и ввёл в употребление слово «перформативный» для описания высказываний, которые ничего не сообщают, но создают новую реальность.

Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна,
ведь одно из свойств искусства -
иллюзорность границ

К 1960-х западное искусство созрело для «перформативного поворота» - повсеместного стирания границ между различными видами искусства и их обращения к форме спектакля. Отчасти это было связано с распространением левых идей (критики капитализма ценили перформанс за то, что его, в отличие от картины или скульптуры, невозможно продать), отчасти - с тем, что искусство первой половины XX в. последовательно избавлялось от необходимости что-либо изображать и обозначать, так что теперь художники могли работать с субъективными переживаниями и коммуникацией, помещая зрителей в специально создаваемые особые ситуации. 1960-е - время перформансов движения Fluxus, Венского акционизма и первых хэппенингов Аллана Капроу, то есть всего того, что сейчас считается «классикой жанра».

Разница между акцией, хэппенингом и перформансом довольно условна, ведь одно из свойств искусства - иллюзорность границ, которые постоянно подвергаются нарушениям и пересмотру (а значит, любое определение существует до тех пор, пока не будет оспорено). Но, чтобы от чего-то отталкиваться, можно договориться, что акция - это в первую очередь жест: дерзкий, радикальный, взрывающий повседневность, меняющий восприятие, выводящий искусство из музейно-галерейного гетто. Перформанс - более камерный, интимный, требующий от зрителей проживания некоего события, нередко связанного с испытанием возможностей человеческого тела и духовным опытом. Акцию можно сравнить с лозунгом, перформанс - со спектаклем или ритуалом. Хэппенинг же похож на игру: это создание абсолютно случайной ситуации без какого-либо чёткого плана по принципу «А что, если...».

Акция

Акция «Баррикада» на Большой Никитской улице в Москве, (1998)

Спутанность терминов хорошо видна на примере Венского акционизма: акциями участники движения называли сложные постановочные ритуалы с элементами религиозных мистерий. Если же считать акцию действием, носящим скорее «плакатный» характер, то в качестве яркого примера можно привести несколько работ российских художников, сделанных в эстетике политического выступления. Например, группа «Гнездо» во время акции «Демонстрация. Искусство в массы» (1978) прошлась по улице с красно-белым транспарантом, на котором вместо лозунга был изображён фрагмент абстрактной композиции художника Франца Клайна «Accent Grave». «Неприятности у них потом были, - вспоминает критик Екатерина Дёготь, - но всё же акция оказалась, по сути дела, ненаказуемой. А это значит, что была решена главная концептуальная художественная задача - ускользнуть от однозначной интерпретации и поставить все смыслы под вопрос».

Во время акции «Баррикада» (1998) несколько десятков художников и примкнувшие к ним сочувствующие (всего около 300 человек) перекрыли картонными коробками Большую Никитскую улицу в Москве, развернули лозунги французского «Красного мая» (на французском!), дополнив их русскоязычными «Денег нет - и не надо!», «Мне это безразлично», «Свободу попугаям!» и прочей бессмыслицей (перепуганная милиция оцепила район, на место выехал префект Центрального округа, семеро самых активных участников были позднее оштрафованы). «Демонстрации» общества «Радек» (2002) проходили на пешеходных переходах: как только загорался зелёный свет, участники поднимали над головами прохожих красные полотнища с частично закрашенными антиглобалистскими лозунгами, превращая спешащих по своим делам людей в участников спонтанного шествия.

Группа «Свои» заранее получила разрешение на участие в первомайской демонстрации, но превратила его в «Первомайскую стрит-пати» (1999) с транспарантами из цветастого ситца и музыкой оркестра «Пакава Ить». Так же начинались новосибирские «Монстрации»: участники внедрялись в организованные первомайские колонны КПРФ с лозунгами вроде «Ы-ы-ыть!» и «Закрыто». Примечательно, что, хотя лозунги в перечисленных выше акциях были принципиально бессмысленными, сам жест - выход на улицу с плакатом - зрителями считывался как протестный, отчего у участников нередко возникали проблемы со стражами порядка.

Хэппенинг

Аллан Капроу «18 хэппенингов в шести частях», (1959)

Галерея оказалась чердаком. Пластмассовые перегородки делили его на три комнаты, в двух из них были зеркала от пола до потолка и определённым образом расставленные стулья, в третьей находилась «диспетчерская». Гости расселись, раздался сигнал к началу. По коридорам между комнатами начали маршировать актёры, в одной комнате в течение десяти секунд неподвижно стояла женщина, в другой показывали слайды; кто-то декламировал, кто-то рисовал на негрунтованном холсте; звучали музыкальные инструменты.

По прошествии полутора часов два звонка возвестили об окончании «18 хэппенингов в шести частях» художника Аллана Капроу (1959), который заранее предупредил своих гостей: «В глазах художника эти действия будут лишены смысла, легко поддающегося формулировке». Впрочем, некоторый смысл в хэппенинге всё же есть: преодоление границ между художником и зрителями через совместное проживание ситуации, которая никем полностью не контролируется. Обычно добавляют - «и не имеет продуманного сценария», но, справедливости ради, стоит признать: описанная выше классическая работа была не просто заранее сочинена, но и тщательно отрепетирована.

Перформанс

Марина Абрамович «Уста Святого Фомы», (1976)

Суть перформанса прекрасно передаёт сам термин (performance): это такая форма искусства, в которой произведением является исполнение; действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Перформанс похож на театральное представление; от акции его отличает меньшая лаконичность и большая приближенность к зрителю, от хэппенинга - наличие сценария и доминирование исполнителя (или исполнителей).

В перформансе многое вариативно. Он может пройти точно так, как задумал автор, - а может быть изменён или прерван, как, например, «Уста Святого Фомы» Марины Абрамович (1976), свидетели которого, не в силах вынести самоистязаний художницы, вмешались и прервали её. Зрителям может быть отведена роль безучастных наблюдателей или активных участников. Действие может занять пару минут или продолжаться сутками, проходить в галерее или в отдалённом месте, куда ещё надо добраться. Исполнять его может сам художник или нанятые актёры.

Неизменно одно: перформанс создаёт новую реальность, которая существует в пространстве и времени и совместно переживается исполнителем и зрителями. Он не может быть сохранён и в точности воспроизведён (какие бы иллюзии ни создавали на этот счёт документации и реперформансы), поскольку именно это совместное переживание и составляет его суть.

Искусство
«социального поворота»

Йозеф Бойс «7000 дубов», (1982)

В 1982 году художник Йозеф Бойс начал свою самую масштабную акцию: в течение нескольких лет он планировал высадить в Касселе 7 тысяч дубов, сопроводив каждый каменной стелой. Эту акцию можно рассматривать как ответ на стремительную урбанизацию, как способ повлиять на государство через искусство (художнику пришлось столкнуться с противодействием политиков), как «несение красоты в массы», наконец, как способ создания новых отношений между людьми (режиссёр Георг Жено вспоминал, что замысел Бойса помог помирить двух соседей, многие годы не разговаривавших друг с другом - они присоединились к акции в качестве волонтёров и вместе посадили дуб).

Создание таких ситуаций, которые не просто предлагают зрителю пройти через некое переживание, но формируют новые отношения, получило название «диалогического искусства» или «искусства социального поворота». Пафос тут в преодолении отчуждённости, которая стала особенно остро ощущаться в 1990-е после краха коммунистического проекта. Пример тому - выставка Риркрита Тиравании «Завтра - это вопрос?» (2015), приуроченная к открытию музея «Гараж», где художник расставил столы для пинг-понга и угощал посетителей пельменями.

Иногда, правда, созданная художником ситуация становится этически неоднозначной - особенно если автор самоустраняется и занимает позицию стороннего наблюдателя. Таким, например, стал проект Артура Жмиевского «Они» (2007). Художник организовал группы рисования для католиков, евреев, польских националистов и социалистов, предложил каждой группе создать рисунки, изображающие важнейшие ценности, а затем разрешил им внести правки в работы других групп. В результате совместное творчество превратилось в войну и закончилось поджогом студии.

Реэнактмент

Отрывок из реэнактмента Джереми Деллер «Битва при Оргриве», (2002)

Пушечный залп раздался в полной темноте. Толпа из нескольких тысяч человек, повинуясь сигналу, двинулась к Зимнему дворцу. Из-под арки Главного штаба катятся броневики и пулемёты, мимо Александровской колонны проносятся грузовики с вооружёнными рабочими. После короткой стычки с юнкерами и женским батальоном дворец взят, над ним развевается революционное красное знамя. На календаре - 1920 год: это не настоящий Октябрьский переворот, а постановка режиссёра Николая Евреинова, участие в которой приняли 8 тысяч человек.

Это первый известный пример реэнактмента - массовой инсценировки исторических событий с участием непрофессиональных актёров. Помимо включения обычных людей в творческий процесс, реэнактмент выполняет определённую социальную функцию, создавая возможность коллективного анализа важных, зачастую травматичных событий прошлого.

Например, в 1999 году режиссёр Питер Уоткинс предложил 220 жителям Парижа снять фильм, посвящённый событиям Парижской коммуны 1871 года. Примечательно, что над документальной драмой о неудачном опыте городского самоуправления участники проекта работали самостоятельно и коллективно - весь процесс, от написания сценария до собственно съёмок, проходил в духе коммуны. В 2002 году художник Джереми Деллер поставил «Битву при Оргриве», инсценировку столкновений полиции с шахтёрами, протестовавшими против действий правительства Маргарет Тэтчер во время кризиса 1984 года. В постановке приняли участие бывшие шахтёры и полицейские - те самые, которые когда-то по-настоящему бились за уголь у Оргривского коксохимического завода.

Документация и реперформанс

Tajiks-Art «Балканское барокко», (2009)

Как сохранить перформанс? В полной мере - никак, хотя можно попытаться задокументировать его в фото, видео и описаниях. Попытки воспроизведения противоречат самой сути перформанса, поэтому многие художники категорически отказываются повторять свои работы. Так, в 2005 году Крис Бурден не разрешил Марине Абрамович «переигрывать» его работу 1974 года, заявив, что это уже будет театр, в котором один художник играет роль другого.

Однако, вопреки опасениям Бурдена, новое действо может создавать новые смыслы и новые переживания. В 2009 году группа Tajiks-Art воспроизвела в московском клубе «Солянка» перформанс Абрамович «Балканское барокко» (1997), во время которого художница перемывала гору окровавленных говяжьих костей (работа была посвящена гражданской войне в Югославии). Tajiks-Art нанимали нелегалов для воспроизведения известных произведений современной искусства; сначала научили таджикских маляров рисовать картины Марка Ротко и Джексона Поллока, затем занялись перформансами и дебютировали как раз с «Балканским барокко» (причём руководство клуба не разрешило проносить дурно пахнущие кровавые кости внутрь, так что отмыть их пришлось заранее). В роли Абрамович выступила некая украинская девушка, приехавшая в Россию на заработки, нанятая и обученная кураторами.

Действо было больше похоже на пародию, но присутствовавшая в клубе художница и исследователь перформанса Лиза Морозова обратила внимание: «Для украинской девушки это был настоящий перформанс. Много круче, чем для Абрамович, поскольку та была ко времени Венецианской биеннале уже прожжённой и озвездевшей и просто отыгрывала тему, иллюстрировала её. Юная перформансистка же держала каждую кость как младенца - трепетно, как будто баюкая, медитативно водя по ней щёткой - абсолютно абсурдное, а не функциональное, как задумывалось, действие. Думаю, в этом она была ближе к прекрасным героиням Пины Бауш, находящимся перманентно в состоянии экзистенциального надрыва: любви, отчаяния и надежды одновременно... Но чтобы воспринять [это], увидеть, надо было... сидеть в двух метрах и неотрывно следить за происходящим. Следить за искренним, возвышенным и чистым выражением лица девушки (думаю, такого выражения у Абрамович не было и в детстве)».

Место

Екатерина Васильева и Ганна Зубкова «Революционная ось», (2014)

И перформанс, и акция, и хэппенинг требуют физического соприсутствия художника и зрителей - а значит, всегда происходят где-то. Но «где-то» - понятие растяжимое: это может быть галерея или музей, а может быть станция Фирсановка Октябрьской железной дороги в Московской области - как в случае с акцией «Лозунг-1977» группы «Коллективные действия». Представители московского концептуализма в 1970-е вообще часто отправлялись в подмосковные поля (упомянутые выше «Коллективные действия», пожалуй, самый известный пример). Во время одной из таких поездок участники группы «Мухомор» выложили своими телами на белом снегу слово «***» (пенис. - Прим. ред.).

Через 12 лет то же самое проделала группа «Э.Т.И.», только уже на Красной площади, причём на обвинения во вторичности участник акции «Э.Т.Их» Анатолий Осмоловский безапелляционно отвечал: «Тот факт, что группа „Мухомор“ когда-то уже делала нечто подобное, на мой взгляд, не только не отменяет её [акции] значимости, а, наоборот, придаёт большую символичность - что-то, когда-то произведённое на снегу тремя людьми в лесу, проявилось в публичном месте и вызвало политический скандал. Этим жестом было манифестировано стандартное постмодернистское правило: главной ценностью актуального искусства являются точно найденные место и время, а не формальная новизна».

Соавторами акций Павленского, как правило, становятся представители власти, а длительность каждой акции зависит от того, как скоро они придумают,
что делать с художником

Если для представителей московского концептуализма город был враждебной средой, то участники группы ЗАИБИ («За анонимное и бесплатное искусство», также известны под названием ДвУРАК - «Движение Ультрарадикальных Анархо-Краеведов») двигались через город буквально напролом: брали карту, проводили между двумя точками прямую и шли по ней, невзирая на ограды и заборы - через промзоны, режимные объекты, свалки и прочие препятствия. А в 2014 году художницы Екатерина Васильева и Ганна Зубкова пересекли Москву (неся на плечах железную трубу) от самой северной точки МКАД до самой южной по оси, перпендикулярной проекции траектории движения солнца. Таким образом они движением собственных тел материализовали условные географические обозначения, в каждый момент действа перемещаясь в новую точку пространства. Перформанс назывался «Революционная ось»: в момент нахождения солнца в зените художницы должны были оказаться в центре города на площади Революции.

Время

Рагнар Кьяртанссон «Тоска сильнее счастья», (2014)

Солнечным днём в июне 1996 года художницы Глюкля (Наталия Першина-Якиманская) и Цапля (Ольга Егорова), одетые в белые платья, взошли на мостик через Зимнюю канавку в Петербурге, взялись за руки и прыгнули в воду. Кое-как добарахтались до сходней и выбрались на сушу. Это был перформанс «Памяти Бедной Лизы» - столь же эффектный, сколь и скоротечный. 18 октября 2014 года в Музыкальной гостиной Витебского вокзала (также в Петербурге) выступал исландский художник Рагнар Кьяртанссон. Он исполнял на русском языке сочинённую им песню «Тоска сильнее счастья»; выступление продолжалось без малого семь часов.

Перформанс может иметь начало и конец, отстоящие друг от друга во времени, а может продолжаться непрерывно, подобно закольцованной видеоинсталляции. Таковы, например, работы Тино Сегала, которые он принципиально не называет перформансами, предпочитая термин «ситуации». Они разыгрываются в часы работы музея или галереи, постоянно присутствуя в выставочном пространстве и тем самым приобретая сходство с картинами, скульптурами и инсталляциями. Таким образом художник нарушает правило, появившееся вследствие нарушения правил: если когда-то перформанс был попыткой ухода от традиционных форм «потребления» искусства (пришёл на выставку, посмотрел на экспонаты), то теперь он возвращается к ним в обновлённом виде.

Иначе обстоит дело с акциями: бывает трудно заранее предугадать, как долго продлится то или иное действо. Так, Пётр Павленский неоднократно признавался в интервью, что, начиная акцию, вынужден быть готовым к сколь угодно долгому процессу - так как соавторами Павленского, как правило, становятся представители власти, длительность каждой акции зависит от того, как скоро полицейские или врачи придумают, что делать с художником.

Тело

Ив Кляйн «Антропометрии голубого периода» и «Огненная живопись», (1960)

Перформативный акт - это всегда телесное действие. Тело является одновременно и инструментом, и материалом; оно само создаёт ситуацию, которая осуществляет над ним своего рода насилие (необязательно физическое, хотя, бывает, доходит и до телесных повреждений). Тело может быть одетым или обнажённым, сексуализированным или нет, целым или повреждённым, активным или пассивным, сильным или слабым, с акцентом на физиологии или на функциональных возможностях. Тело может быть центральным объектом произведения, но, даже когда перформанс или акции посвящены далёким от телесности темам, тело всё равно присутствует и влияет на зрительское восприятие.

Первыми это поняли Ив Кляйн и Пьеро Мандзони. Кляйн ещё в конце 50-х делал работы из отпечатков человеческих тел на холсте (отпечатки, разумеется, были выполнены «Международным синим Кляйна»); Мандзони в присутствии зрителей ставил на телах обнажённых натурщиц свою подпись, превращая их в живые скульптуры, и предлагал всем желающим стать произведениями искусства, постояв на «магическом постаменте».

Интересную особенность отмечает искусствовед Саша Обухова, один из авторов исследования и выставки «Перформанс в России. Картография истории» («Гараж», 2010): «В русском искусстве много текста, особенно идеологического, и очень мало тела. Художники всё время пытаются тело скрыть, в том смысле, что даже обнажённое тело асексуально, оно отсутствует, выполняя функцию текста... И не заметить этого нельзя».

Исполнители

Таня Бругера «Шёпот Татлина № 5», (2008)

Некоторые художники привлекают для исполнения перформансов волонтёров или специально нанятых артистов (необязательно профессиональных). Иногда это просто массовка - как, например, в перформансе Елены Ковылиной «Равенство» (2008), во время которого статисты разного роста вставали на заранее подготовленные табуретки разной же высоты, в результате чего их лица оказывались на одном уровне (музыковед Наталья Быстрова отмечает любопытную деталь: перформанс исполнялся с участием русских и французских статистов, и «Равенство» французов оказалось ровнее). Но порой присутствие тех или иных участников становится самой сутью перформанса - критик и теоретик искусства Клэр Бишоп называет такие перформансы делегированными и разделяет их на три типа.

В первом «разыгрывается» какой-либо аспект идентичности исполнителей, причём в то время, как художник делегирует им роли, они делегируют художнику гарантию подлинности. Примером могут служить работы Сантьяго Сьерры, который в 1999 году начал использовать в своих работах маргиналов, готовых за небольшую плату стать экспонатами и выполнять различные задания (зачастую бессмысленные и даже унизительные - таким образом Сьерра привлекал внимание к проблемам социального расслоения, экономического неравенства и незащищённости маргиналов).

Во втором художник привлекает сторонних профессионалов - так, Нам Джун Пайк приглашал для своих перформансов виолончелистку Шарлотту Мурман; кубинская художница Таня Бругера для перформанса «Шёпот Татлина № 5» (2008) - конных полицейских, которые демонстрировали на зрителях приёмы разгона уличных акций. В третьем художник ставит социальный эксперимент (Бишоп приводит в качестве примера упомянутый выше проект «Они» Артура Жмиевского), приглашая в качестве участников обычных людей.

Зрители

Йоко Оно «Отрежь кусок», (1965)

«В перформансе есть ощущение, что ты здесь и сейчас разделяешь свои действия со зрителем. Этого ощущения ни в каком другом виде искусства нет», - заметила в одном из интервью художница Глюкля (группа «Фабрика найденных одежд»). Зрители - обязательная часть перформанса или акции, если не в момент проведения, то как минимум впоследствии (правда, тогда им достаётся только документация - впрочем, в этом случае художники подходят к документированию особенно ответственно).

Зрители могут быть полноправными участниками действа - например, знаменитый перформанс Йоко Оно «Cut Piece» (1965) состоял в том, что присутствующие по очереди подходили к художнице и отрезали кусочки от её платья (чем дальше - тем всё бóльшие). Они могут вмешаться в его ход - как, например, это случилось с Йозефом Бойсом во время акции «Kukei, akopee - Nein!, Braunkreuz, Fettecken, Modellfettecken» (1964), когда кто-то разбил художнику нос на почве политических разногласий.

Впрочем, даже оставаясь безучастными наблюдателями, зрители составляют особое сообщество - оно существует недолго, только пока длится перформанс, но всё это время в нём действуют особые отношения, основанные на совместно переживаемом опыте.

Реальность

Елена Ковылина «Вальс», (2001)

То, что происходит во время перформанса, - по-настоящему или понарошку? Вопрос не так прост, как кажется. Когда Елена Ковылина напивается до беспамятства («Вальс», 2001), дерётся со зрителями («Бокс», 2005) и поджигает скатерть во время застолья («Не хотите ли чашечку кофе, или Сожги мир буржуазии», 2009), это не спецэффекты - боль от ударов, головокружение и жар от пламени настоящие. Настоящая и она сама, поскольку перформансист никогда не играет чью-то роль, всегда оставаясь собой. В то же время происходящее во время перформанса существует в несколько иной реальности, нежели повседневность: в обычной жизни, встретившись с героиней Ковылиной, мы вызвали бы полицию, скорую или пожарных.

Перформанс невозможно описать с точки зрения отношений субъектов (автора и зрителя) и объекта (произведения), поскольку в ходе перформанса могут возникать ситуации неожиданной смены этих ролей. Невозможно говорить о нём в терминах означающего и означаемого: всё, из чего состоит перформанс - действия в их последовательном исполнении, выбранное место и время, используемый реквизит, - можно интерпретировать, но даже бесконечное количество интерпретаций не исчерпывает возникшего в результате перформанса события. Оно создаёт новую реальность, познаваемую в большей степени чувственно и зачастую не поддающуюся логическому анализу. Рефлексия, осмысление и интерпретация уступают место непосредственному воздействию и трансгрессивному опыту, позволяющему выйти за пределы повседневного опыта.

ФОТОГРАФИИ: Getty Images

Обычно определяют так: перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет; акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.

Но, как всегда, есть нюансы.

Например, первые исполнители перформансов не знали термина «перформанс». Они выступали в кабаре, придумывали «синтетический театр» и снимали экспериментальное кино, намеренно смешивая разные жанры – так что провести между ними границу бывает трудно. К тому же в английском языке performance – это любое «исполнение», от постановки спектакля до тактико-технических характеристик оружия, поэтому некоторые критики-искусствоведы-кураторы, чтобы избежать двусмысленности, предпочитают употреблять термин «художественная акция» – но тогда стирается разница между перформансом и акцией, описанная выше.

Художники, опять же, вносят путаницу. Если художник превращает создание картины в публичное представление, то что является произведением искусства – процесс или результат? Если он выдаёт зрителям цветные наклейки, которые надо в случайном порядке лепить на заранее подготовленную инсталляцию – то это инсталляция или уже хэппенинг? Если он делает акцию про политику, то где грань между художественным произведением с политическим месседжем и гражданским активизмом? (Скажем, когда возникла дискуссия о том, были ли акции Pussy Riot искусством или политическим действием, сами участницы группы высказывали противоположные точки зрения.)

А есть ещё искусство «социального поворота» («искусство социальных отношений», «коллаборативное искусство», «социально ангажированное искусство», «диалогическое искусство») – когда художник реализует с участием зрителей некий исследовательский проект или создаёт для них некое общественное пространство. С одной стороны, это что-то похожее на художественный акционизм, с другой – нечто совсем иное и не без своих собственных внутренних противоречий.

В общем, всё сложно.

Что читать: можно начать с книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг, статей в «Художественном журнале», каталога выставки «Перформанс в России. Картография истории», записей лекций на YouTube (точно не подведут каналы «Теорий и практик», музея «Гараж», Андрея Великанова). Но наверняка забыла что-то суперважное (

Как и во всех случаях, когда речь идет о словах и понятиях с близким значением, единственного, правильного ответа на вопрос о различиях между перформансом и акционизмом быть не может. Но критерии разграничения задать важно и полезно.

Я бы предложила рассматривать акционизм в непосредственной связи с художественными практиками авангарда, в основе которых лежат антибуржуазные жесты провокации и шокирования публики. В связи с этим эстетика акционизма носит подчеркнуто плакатный, риторический, политический характер: некое индивидуальное или коллективное действие направлено на конкретного адресата и совершается ради достижения очень конкретного результата: призвать, обратить внимание, громко заявить, дискредитировать, вскрыть стереотипы восприятия. Хрестоматийный пример акционизма – театрализованные акции Кристофа Шлингензифа: в 1998 году он основал партию «Шанс-2000» и участвовал с ней на выборах в бундестаг, устраивая уличные перформансы с участием немецких безработных перед резиденцией канцлера Гельмута Коля; он же придумал проект «Вагнер-гонки», когда в течение нескольких дней по шоссе Рурской области носились автомобили с внешними динамиками, из которых доносилась музыка Вагнера.

Практики перформанса носят более закрытый и интимный характер и ориентированы на проверку границ человеческого существования в его физическом, психологическом, духовном измерениях и в целом носят проблематизирующий, вопрошающий характер. Не случайно перформанс всегда имеет ярко выраженное телесное измерение и содержательно представляет собой испытание границ и возможностей человеческого тела. Классический пример здесь – перформансы Марины Абрамович, которые строятся на столкновении переживаний боли, крови и физических пределов тела. Зритель в перформансе оказывается очень близко к перформеру, их роли и чувственные переживания оказываются предельно сближены. В большинстве случаев позиция зрителя в ее традиционном значении в ситуации перформанса оказывается невозможной и трансформируется в поступок как результат сознательного и в любом случае неизбежного выбора.

Лучшая книга обо всем этом – «Эстетика перформативности» Эрики Фишер-Лихте.

Ответить

Мы выпустили новую книгу «Контент-маркетинг в социальных сетях: Как засесть в голову подписчиков и влюбить их в свой бренд».

Основной принцип перфоманс маркетинга можно объяснить на следующем примере. Представьте, что вы захотели купить дом. Для этого вы связываетесь с риэлтором и договариваетесь, что его комиссия будет оплачена только в том случае, если вы приобретете предложенный вариант. Вознаграждение будет рассчитано в размере фиксированного процента от стоимости недвижимости – то есть вы будете в состоянии оценить расходы. И оплату вы совершаете только за результат – покупку, вне зависимости от общего количества просмотров предложенных вариантов.

Перфоманс маркетинг: что это

  • имиджевая кампания;
  • performance marketing.

Задача первой – охват как можно большего количества пользователей с целью увеличения узнаваемости бренда.

А приоритетами перфоманс маркетинга являются увеличение продаж и определение конкретного и измеримого эффекта вложений в продвижение. Этот метод продвижения нацелен на количественный результат, который можно оценить.

  • коды купонов;
  • реферальные ссылки;
  • индивидуальные телефонные номера.

Применение этого метода подразумевает под собой достаточно большое количество тестирования и настройки. В итоге это окупается гораздо большим показателем ROI (return on investment – возврат инвестиций) и простотой определения является ли запущенная кампания успешной. Большое количество бизнесменов отдают предпочтение этому виду рекламы, так как его продуктивность легко измерить.

От чего зависят затраты на рекламу

Перфоманс маркетинг отличается от других моделей еще тем, что оплата идет, только в случае, если было совершено целевое действие (переход по ссылке, звонок, заполнение формы, оформление заказа), а не за показы объявления. Это называется ( – цена за действие) подходом.

Два основных используемых вида CPA:

  • : cost per sale – стоимость продажи.
  • CPL: cost per lead – затраты на лид.

CPS подразумевает начисление комиссии за рекламу только при приобретении товара или услуги; и является одним из наиболее популярных методов среди рекламодателей. Есть два варианта оплаты – в процентном соотношении от совершенной пользователем покупки либо фиксированная сумма в денежном эквиваленте. В идеале продажи влияют на расходы на рекламу.

CPL-метод также часто применяется. Он основан на количестве привлеченных лидов (потенциально заинтересованных посетителях), которые заполнили регистрационную форму со своими контактными данными на сайте или лендинге компании.

Наименее популярным приемом оценки и оплаты является CPC (cost per click – цена за клик) так как фактически клик может не привести к изменению показателей продажи и качество самого клика очень сложно оценить.

Основные каналы перфоманс маркетинга

Основные каналы, используемые в performance marketing это:

  • поисковые системы (реклама в поисковых сетях, контекстная);
  • социальные сети (таргетированное продвижение);
  • партнерские программы;
  • мобильная реклама;
  • e-mail маркетинг;
  • маркетплейсы.

Основной инструмент перфоманс маркетинга – анализ трафика. Главным фактором, влияющим на успех кампании, является точное определение и поиск конкретной целевой аудитории.

В большинстве случаев показ определяется аукционом цены. Компании определяют ставки для показа рекламы пользователям с определенными характеристиками (пол, возраст, семейное положение и другими) в выбранном регионе. Более того, сообщение доносится не до абстрактной аудитории, а до конкретного потребителя. Для анализа эффективности каналов должны быть учтены все шаги от клика по баннеру до совершения покупки. С этой задачей хорошо справляются Google Analytics и Яндекс.Метрика.

  • только то, в чем пользователь заинтересован;
  • именно в тот момент, когда ему это необходимо;
  • там, где ему удобно.

Ключевые достоинства перфоманс маркетинга для заказчика – это оплата за конкретное целевое действие, а не за количество и время показа рекламы; возможность контролировать бюджет и устанавливать максимально допустимую стоимость конверсии, а также наглядное отображение потраченных и полученных средств.

ПЕРФОРМАНС

ПЕРФОРМАНС

(performance - англ.: исполнение)

публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”) ; худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринет-ти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913 , концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью) , дадаизм, хэппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.) , то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская

Культурология. XX век. Энциклопедия . 1998 .

Перформанс

(англ. performance - исполнение) Публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органические свойства П. Его эстетической спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творческого акта как такового (по аналогии с «искусством для искусства» за П. закрепилась характеристика «акт ради искусства»); художественной сверхзадачей - утверждение идентичности творца. П. как один из ключевых феноменов искусства постмодернизма возник в 70-е гг. XX в. К его художественно-эстетическим предшественникам принадлежат русский и итальянский футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте «Мюзик-холл» 1913 г. концепция «театра неожиданности», профанирующего классическое искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), дадаизм, хзппенинг, боди-арт, концептуальное искусство, фонетическая поэзия К.Швиттерса, театр жестокости А.Арто, а также Творческий опыт движения «Флюксус» и японской группы Гутай. Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, рискованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - «концептуальное шаманство» Й.Бойса, «живая скульптура» Гилберта и Джорджа. П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобразный «театр памяти», то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит.: Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978;

Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984;

Labelle-Rojoux A. L"Acte pour l"art. P., 1988;

Groupes, mouvements, tendances de l"art contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. . В.В.Бычков . 2003 .

Перформанс

performance - англ. : исполнение, представление.

публичное создание Артефакт а по принципу синтеза искусства и не-искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина - жест. Эпатаж, провокационность - органич. свойства П. Его эстетич. спецификой является акцент на первичности и самодостаточности творч. акта как такового (по аналогии с “искусством для искусства” за П. закрепилась характеристика “акт ради искусства”); худож. сверхзадачей - утверждение идентичности творца.

П. как один из ключевых феноменов искусства Постмодернизм а возник в 70-е гг. К его художественно-эстетич. предшественникам принадлежат рус. и итал. Футуризм (особую роль сыграла выдвинутая Маринетти в манифесте “Мюзик-холл”, 1913, концепция “театра неожиданности”, профанирующего классич. искусство своей эфемерной мюзик-холльностью), Дадаизм , Хэппенинг , Боди-арт , концептуальное искусство (см. Концептуализм), фонетич. поэзия К. Швиттерса, театр жестокости А. Арто, а также творч. опыт движения “Флюксус” и япон. группы Гутай.

Если в США П. достаточно профессионализирован и близок к исполнительскому искусству (танец, музыка, пение и т.д.), то в Европе и Канаде он сохранил свой радикальный характер, раскованность, яркое личностное начало. Свидетельства тому - “концептуальное шаманство” И. Бейса, “живая скульптура” Гилберта и Джорджа.

П. - искусство мгновения, балансирующее на грани бытия и небытия. И если культура постмодернизма - своеобр. “театр памяти”, то П. входит в ее состав как символ забвения.

Лит. : Inga-Pin L. Performances. Happening, Actions, Events, Activities, Installations. Padoue, 1978; Battcock G., Nickas R. The Art of Performance. A Critical Anthology. N.Y., 1984; Labelle-Rojoux A. L"Acte pour 1"art. P., 1988; Groupes, mouvements, tendances de 1"art contemporain depuis 1945. P., 1989.

Н.Б. Маньковская.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии. . Кононенко Б.И. . 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРФОРМАНС" в других словарях:

    - (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия

    перформанс - а, м. ст. фр. performance f.,> англ. Бурный успех. Сл. конца 19 в. Эрудит 1995. Перформанс, или перформэнс арт, .. объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, танец. музыку, видео. поэзию и кино. Действие разыгрывается не в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (перфоманс) (англ. performance букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изо искусства и театра. Ему предшествовали живые картины, но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности… … Большой Энциклопедический словарь

    - (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь

    - [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Перформанс (англ. performance исполнение, представление, выступление) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу… … Википедия

    - (англ. performance – исполнение), вид художественного творчества, объединяющий возможности изобразительного искусства и театра. Прообразом перформансов были представления «живых картин». Художник и (или) подготовленные им участники представляют… … Художественная энциклопедия

    перформанс - перф орманс, а … Русский орфографический словарь

Перформанс (англ. performance — исполнение, представление, выступление) — простыми словами: вид современного искусства, где произведением являются действия самого художника-исполнителя или группы художников. Если в других формах искусства объектом выступает картина, скульптура, движущийся объект (кинетическое искусство), то в перформансе сам автор является произведением.

Перформанс — это авангардное и концептуальное искусство. Изредка перформансом называют даже танец, театр, балет. В каком-то смысле это так и есть, однако под самим термином «перформанс» подразумевается нечто другое — то, что имеет отношение именно к узкоспециализированному жанру, или когда выступление создаётся именно как перформанс и ничто другое.

Впервые слово «перформанс» употребил композитор Дж.Кейдж в 1952году,когда исполнил на сцене произведение «4’33″» (4 минуты 33 секунды тишины). Как действующее направление в искусстве появилось только в 1960-е годы. Самыми яркими представителями этого направления в те годы были: Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бурден, Йоко Оно, Йозеф Бойс, Олег Кулик, Олег Мавроматти, Елена Ковылина и другие.

Перформанс по своей сути является не только ярким стилем авангарда, который пытается противопоставить себя классическим видам искусства и сделать нечто революционное, но и философия особого рода. Посредством особых концептуальных действий автор пытается передать осмысление той или иной стороны жизни. Передать свои ощущения он пытается не через картину, скульптуру или что-то другое, а через живое взаимодействие со зрителем. Зачастую такие выступления очень необычны и неожиданны. Неподготовленный зритель может вообще не понять, что происходит. Здесь цениться, как мнение и отклик опытного зрителя, который понимает в перформансах толк, так и случайного прохожего, который встретился с проявлением такого искусства случайно. По этой причине перформансы проводятся не только в специальных местах, но и на улицах, в общественных местах и т.д.

Живые картины, которые предполагают активное участие не только автора-художника, но и зрителя, представляют из себя акцию по разрушению стереотипов и взгляда на мир под необычным углом. Творческая составляющая здесь претерпевает кардинальные изменения. Если люди привыкли видеть привычное творчество в своём обычном проявлении, то даже абстракционизм или кубизм для человека, не разбирающегося в искусстве, может стать более понятным, чем тот же самый перформанс. Однако некоторые из видов перформанса стали нам давно привычны и понятны. Такие стилистические решения, как , Флэшмоб, тот же планкинг, гарлем шейк и даже скандально-известный панк-молебен Pussy Riot также являются формами перформанса.

Видео: John Cage: 4’33» for piano (1952). Первый в мире перформанс:

Перформанс русского художника Олега Кулика — Reservoir Dog:

Вверх