Недолет «Адмирала Кузнецова» в Сирии. «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии. Что дальше

Первыми сирийский регион покинут авианосец «Адмирал Кузнецов» и Крейсер «Петр Великий». В ходе исполнения решения о сокращении контингента российских войск в зоне конфликта. Об этом заявил начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Валерий Герасимов.

«В соответствии с решением верховного главнокомандующего ВС РФ Владимира Путина Минобороны России приступает к сокращению группировки Вооруженных сил в Сирии», - заявил он.

Как полагает военный эксперт Борис Подопригор а, участие российского авианосца в боевых действиях в Сирии, помимо боевых задач, имело еще и демонстрационные цели. «Я могу лишь предположить о роли «Адмирала Кузнецова» в миссии российских войск в Сирии, поскольку не отношусь к числу людей, которые принимают решения. Но, на мой взгляд, оно было продиктовано желанием показать возможности наших военных в этом конфликте, что и было сделано. Мы продемонстрировали, что у России есть серьезный флот, что являемся, в полном смысле этого слова, морской державой.

Сейчас острота конфликта в Сирии уже не та, что была несколько месяцев назад, Алеппо взят, боевики, очевидно, надолго утратили инициативу, хотя до полной победы еще далеко. В любом случае, держать авианосец у сирийских берегов без конкретной цели, просто так, ради демонстрации флагов, это просто было бы нелепо. Мы не настолько богаты, использование авианосца должно быть стратегически оправдано, это удовольствие не из дешевых», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня».

Миссию «Адмирала Кузнецова» в Сирии можно считать успешной. В этом уверен Андрей Кошкин, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова. Как отмечает эксперт, системы ПВО судов российской авианосной группы осуществляли полное прикрытие не только самих кораблей, но и всей нашей группировки в Сирии.

«Адмирал Кузнецов» обеспечивал прикрытие всей российской группировки в Сирии

Известно, что в ходе кампании было потеряно два самолета авианосной группы «Адмирала Кузнецова». Один самолет был потерян во время тренировочных полетов, а второй - в процессе посадки на авианосец. Впрочем, как утверждает Андрей Кошкин, эти потери вполне в рамках «рабочего процесса».

«Это нельзя назвать нормальным явлением, хотя те же авианосцы США теряют самолеты постоянно, но надо понимать, что при эксплуатации такой сложной военной техники, как боевой самолет корабельного базирования, существует очень много различных технических сложностей», — заключает он.

Напомним, что в ходе операции в Сирии успешно опробовано более 160 образцов новейшего и перспективного оружия российского производства. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу в предновогодней речи 27 декабря на селекторном совещании в Минобороны.

Повышение интереса зарубежных партнеров к российскому оружию после демонстрации его возможностей в Сирии отметил президент России Владимир Путин . Использование техники в Сирии открывает совершенно новые возможности в сфере военно-технического сотрудничества. Этим, по мнению президента, необходимо пользоваться по максимуму.

Президент России Владимир Путин завтра 23 февраля в День защитника Отечества встретится с моряками тяжелого авианесущего ракетного крейсера(ТАРК) «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» только что вернулся из Сирии

Напомним, что этот корабль, который обычно называют единственным российским авианосцем, совсем недавно завершил свой длительный поход в составе нашей авианосной группы к берегам Сирии.

Примечательно, что это был не просто поход, а первое боевое применение авиации морского базирования российскими вооруженными силами.

На сегодня уже можно говорить о том, что поход этого военного корабля к берегам Сирии закончился успехом, несмотря на два потерянных из-за технических неисправностей боевых самолета, а также тот факт, что по своей структуре «Адмирал Кузнецов» – это не корабль для классических экспедиционных миссий.

Поход «Адмирала Кузнецова» критикуют голословно

Кстати говоря, этот момент забывают почти все эксперты, когда критикуют действия нашей авианосной группировки в Сирии.

ТАРК “Адмирал Кузнецов”

Ведь главное вооружение ТАРК «Адмирал Кузнецов» – это противокорабельные ракеты типа «Гранит», а не его стационарная авиагруппа, которая должна решать задачи прикрытия континентального берега и флотских соединений ВМФ на дальних подступах, а не непосредственно ударные функции, как это приходилось делать в Сирии.

Именно поэтому советские конструкторы не оснастили корабли проекта 1143.5 «Кречет» , а поставили туда тепловые двигатели, которые проще в использовании и с экономической точки зрения гораздо эффективней.

По этой причине обильное выделение пара «Адмиралом Кузнецовым» во время своего перехода не является основанием для сравнения этого корабля с дредноутами столетней давности, как это, в свою очередь, постоянно пыталась делать желтая пресса стран Запада.

Впрочем, западная критика миссии «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии только этим не ограничивалась и носила многогранный характер – от высмеивания нашего корабля до панических истерик, что российская авианосная группировка самим своим присутствием смертельно угрожает государствам, входящим в состав НАТО.


Российская авианосная группа в походном марше

Западная истерия по поводу «Адмирала Кузнецова»

Все эти моменты во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии доступно и доходчиво объяснял официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков .

Тем более, во время четырехмесячного похода нашей авианосной группы произошло немало инцидентов информационного характера, что также вполне объяснимо.

Дело в том, что это событие совпало с операцией по освобождению города Алеппо сирийской правительственной армией президента Башара аль-Асада , когда истерия западных СМИ в адрес России приобрела неадекватный характер, а любое событие, связанное с российскими вооруженными силами, целенаправленно выставлялось в вычурном и гротескно абсурдном виде.

Естественно, переход «Адмирала Кузнецова» и применение его авианосной группы в Сирии стали для Запада в этом плане буквально красной тряпкой для быка.


Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков

Просто подсознательно во всей этой «критике» всегда имелось в виду, что эта акция российского ВМФ нарушила монополию США на применение ударных авианосных групп по всему миру, а это ведь, по сути своей, главный символ американского глобального доминирования.

На Западе чутко относятся к таким моментам, и это обстоятельство также послужило причиной нездорового ажиотажа вокруг похода российской авианосной группы к берегам Сирии.

Конашенков постоянно отвечал на нападки западных СМИ

Наиболее показательной здесь были январские заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона , когда британский министр назвал «Адмирал Кузнецов» кораблем позора и отдал приказ королевским ВМС по его военному сопровождению во время прохода нашей авианосной группы возле европейских берегов.

Тогда Конашенков на этот счет заявил, что российский ВМФ не нуждается в бессмысленных эскорт-услугах, а также порекомендовал Фэллону больше внимания уделить проблемам ВМС Великобритании.


Миссия авианосной группы «Адмирала Кузнецова» совпала с операцией по освобождению Алеппо

По мнению Конашенкова, цель таких заявлений и действий со стороны официального Лондона заключается в отвлечении внимания от состояния дел в британском военно-морском флоте.

Впрочем, «Адмирал Кузнецов» обнажил и военные проблемы НАТО, поскольку нашу авианосную группу постоянно сопровождали порядка 10 кораблей ВМС стран альянса, а суммарное их число совершенно точно переварило за 50 военных судов.

«Адмирал Кузнецов» задел Пентагон за живое

Политолог Леонид Крутаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта истерия западных СМИ была связана не только с задачей оказать политическое давление на Россию, но и теми опасениями, которые вызывает у США и НАТО возросшая мощь Российской армии и военно-морского флота.


Политолог Леонид Крутаков

«Американцы просто забыли, что у них есть конкуренция, они думали, что после распада СССР им можно все, и никто не в состоянии составить им конкуренцию на военном поприще. Первый звоночек прозвучал во время событий в Крыму, когда натовские структуры поняли, что они не смогут что-либо сделать против подобных действий со стороны России. При этом, после ввода наших ВКС в Сирию, на Западе началась полномасштабная паника», - заключает Крутаков.

Как считает эксперт, не надо забывать про то, что Средиземное море является вотчиной 6 флота США, поэтому американцы восприняли военное использование российской авианосной группы в этой акватории, как прямой удар по своему самолюбию.

Таким образом, не стоит удивляться, почему генерал-майору Конашенкову приходилось бороться с информационными поползновениями Запада на протяжении всех четырех месяцев похода «Адмирала Кузнецова», но надо признать, что делал он это очень успешно и в высшей степени профессионально.

Авианосная группа Северного флота РФ, в которую входят крейсеры "Адмирал Кузнецов" и "Петр Великий", подошла к берегам Сирии. Корабли маневрируют в восточной части Средиземного моря, сообщил в субботу, 12 ноября, в эфире телеканала "Россия 1" командир "Адмирала Кузнецова" Сергей Артамонов.

"Корабли корабельной авианосной группы заняли назначенный район... в восточной части Средиземного моря", - заявил он. Авианосная группа отправилась из Североморска 15 октября. "Адмирал Кузнецов" - крупнейший корабль ВМФ России. Его длина составляет 306 метров. На судне постоянно возникают технические проблемы. В последний раз оно находилось на ремонте в 2015 году, а по возвращении из Средиземного моря снова уйдет на ремонт с модернизацией.

Контекст

Ранее сообщалось, что палубная авиация крейсера "Адмирал Кузнецов" уже принимает участие в в окрестностях Алеппо.

Успехи армии Асада в Алеппо

Сирийская армия восстановила контроль над несколькими районами на западе Алеппо, которые повстанцам удалось отбить за последние две недели в ходе попыток . Об этом 12 ноября сообщили в базирующейся в Лондоне организации "Сирийский наблюдательный совет по правам человека" (SOHR).

Смотрите также:

  • Дети Алеппо

    Внимание мировой общественности по-прежнему приковано к Алеппо: разрушенный город стал символом ужасов войны в Сирии. Людям в осажденной восточной части города не хватает воды, продовольствия, медикаментов. Многие остались без крыши над головой. По оценкам ООН, сейчас там находится около 100 000 детей.

  • Гуманитарная катастрофа в Сирии

    600 000 человек в осажденных городах

    Помимо Алеппо, еще 18 городов - как, например, Мадая (на фото) - и регионов остаются отрезанными от остального мира. По данным ООН, на этих территориях сейчас находятся почти 600 000 человек. При этом блокаду чаще всего осуществляют войска Башара Асада. Поставку гуманитарной помощи в конкретные районы нужно согласовывать с сирийским правительством, которое продолжает этому препятствовать.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Последний оплот оппозиции

    В 2011 году город Дарайя входил в число тех населенных пунктов, где начинались первые демонстрации протеста против режима Асада. Несколько лет Дарайя находилась под контролем повстанцев: правительственные войска, окружившие город, не пропускали туда автоколонны с гуманитарной помощью. В августе 2016 года войска Асада наконец вошли в город, что стало одним из крупнейших поражений оппозиции.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Чрезвычайное положение в больницах

    Доктора в сирийских больницах больше не в состоянии лечить пациентов. "У нас не осталось ни бинтов, ни медикаментов. Мы даже не можем сделать операцию по удалению аппендицита или кесарево сечение", - жалуется глава немецкого отделения гуманитарной организации "Врачи без границ" Фолькер Вестербарки (Volker Westerbarkey).

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Там нигде не безопасно"

    По словам Вестербарки, за последние пять месяцев все восемь больниц и пунктов оказания медицинской помощи, расположенные в осажденной восточной части города Алеппо, были повреждены или разрушены. Отдельные сирийские врачи все еще продолжают ухаживать за пациентами, рискуя жизнью. "Там нигде не безопасно", - констатирует активист.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Разделенный город

    В особо тяжелом положении находятся 300 000 жителей восточной части Алеппо, которую контролируют повстанцы. В результате почти каждодневных бомбардировок российской и сирийской авиации здесь разрушены тысячи домов. И только за прошедшие выходные погибли около ста человек.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Не хватает самого необходимого

    Помимо прочего, в Алеппо не хватает питьевой воды, продовольствия и электричества: это также относится и к западной части города, находящейся под контролем правительственных сил. Запечатлеть страдания местных жителей, однако, не представляется возможным: журналистов сюда допускают крайне редко.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    Пустые улицы

    Опасаясь попасть под бомбежку, жители Алеппо почти перестали выходить на улицы, рассказывает Джуд аль-Хатаиб, репортер местного оппозиционного радио Hara FM. Большая часть магазинов закрыта. Нормальной жизни здесь больше нет, говорит журналист. Бывший двухмиллионный мегаполис сейчас считается одним из самых опасных городов мира.

    Гуманитарная катастрофа в Сирии

    "Как в большой тюрьме"

    Вступившее в силу перемирие дало сирийцам кратковременную передышку. В то же время многие жители осажденных городов по-прежнему остаются отрезанными от мира и гуманитарной помощи. Священник францисканского ордена Фирас Луфти, который занимается поставкой в Сирию воды и продовольствия, констатирует: "Люди живут здесь как в большой тюрьме".


Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы кораблей достиг восточной части Средиземного моря. Авианосец может участвовать в сирийской операции, но важнее - политический эффект, считают эксперты

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы из шести кораблей в пятницу, 4 ноября, достиг восточной части Средиземного моря. О составе группы ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Северного флота России.

Кроме авианесущего крейсера в группу вошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Сопровождают военные корабли, по данным BBC, буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения также подтверждают данные сервиса MarineTraffic, отслеживающего перемещение судов в мировом океане.

По данным британской газеты The Times, российская группа больше: в нее также входят три подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Газета приводит данные Королевского военно-морского флота Великобритании, который запеленговал две подводные лодки проекта «Щука-Б» (в классификации НАТО — Akula-class) и одну — проекта «Палтус» (Kilo-class). Минобороны России эти данные официально не комментировало. Подлодки обоих проектов могут нести на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

Место назначения

Крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморск. О том, что корабль присоединится к корабельной группе у берегов Сирии, в июле 2016 года сообщал источник ТАСС . В пресс-службе Северного флота, куда входит авианесущий крейсер, агентству «Интерфакс» сообщили, что корабль направляется в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Неделю спустя, 21 октября, группа кораблей в пролив Ла-Манш. По словам официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, планировалось , что 26 октября в испанский порт Сеута, расположенный на африканском берегу Гибралтарского пролива, зайдут несколько кораблей обеспечения. Однако Испания отказала российской стороне. В понедельник, 31 октября, крейсер подошел к берегам Алжира. Тогда же «Интерфакс» сообщил, что в середине недели, 3 ноября, корабельная группа планирует провести учения в Средиземном море недалеко от итальянского острова Сардиния. Во вторник, 1 ноября, на авианесущем крейсере прошли испытательные взлеты палубной авиации. Самолеты МиГ-29 и Су-33 выполнили взлет и посадку с палубы крейсера без боевой нагрузки.

В конце октября западные СМИ выпустили несколько публикаций, посвященных передвижению крейсера «Адмирал Кузнецов» в Атлантике. Британское издание The Telegraph обратило внимание на черный дым из труб корабля, что сразу же вызвало вопросы о его технической исправности. Иностранные военные эксперты и моряки, которые ранее посещали крейсер, рассказали The New York Times о неработающих туалетах и многочисленных поломках, которые преследовали крейсер.

Официальная реакция западных стран была сдержанной. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в конце октября выразил обеспокоенность возможным использованием направляющейся в восточное Средиземноморье российской авианосной группы для обстрелов Сирии. В ответ директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин нелепыми опасения НАТО. «Оснований подозревать в чем-то нет, нет никаких оснований для высказывания Столтенберга», — заявил Келин. Он напомнил, что российские ВКС не проводят операций в районе Алеппо: авиаудары наносить еще 18 октября.

Дым коромыслом

Проход крейсера «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш сопровождался появлением в СМИ фотографий дымного следа, который оставляет за собой крейсер. По словам бывшего командующего Северным флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, дымовая «шапка» над кораблем появляется из-за того, что «Адмирал Кузнецов» использует в качестве топлива мазут. «Это не связано с плохим состоянием энергетической установки или котлов корабля. Это обычное, нормальное состояние крейсера», — считает Попов. По его словам, «Адмирал Кузнецов» всегда дымил в походе.

«Этот корабль прошел все необходимые ремонтные работы и находится в состоянии боеготовности», — резюмирует отставной адмирал.

Сложно дать оценку состояния корабля по дыму, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тем не менее, по словам эксперта, очевидно, что турбинная установка крейсера, работающая на мазуте, не может выпускать бесцветный дым. «Черный дым может означать, что корабль идет на форсаже, подается дополнительное топливо», — предполагает Фролов. Эксперт не отрицает, что возможны неполадки в аппаратуре корабля, из-за чего топливо не полностью прогорает.

«Адмирал Кузнецов» оснащен четырьмя паротурбинами мощностью 50 тыс. л.с. каждая. Турбины разгоняют четыре пятилопастных винта, что позволяет крейсеру развивать максимальную скорость до 29 узлов (54 км/ч). Скорость боевого экономического хода у крейсера ниже — 18 узлов (33 км/ч). Остальные корабли группы развивают сопоставимую скорость. Атомный крейсер «Петр Великий», например, может идти со скоростью до 32 узлов, а большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» на форсаже движутся со скоростью 29,5 узлов.

Издание The Telegraph сообщало ранее, что на плохое техническое состояние корабля указывает наличие в группе спасательного буксира «Николай Чикер». Однако, по словам Попова, наличие буксира в сопроводительной группе — обычная практика. «Когда отряд кораблей идет в поход, его всегда сопровождают спасательные средства, в том числе спасательный буксир», — указывает бывший командующий Северным флотом.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный действующий авианесущий крейсер в составе российского военно-морского флота. Он был заложен в сентябре 1982 года. Спустя восемь лет корабль был зачислен в состав Северного флота России. Первые четыре года крейсер активно участвовал в учениях, проводились тесты вооружения и оснащения корабля. Впервые «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море в 1995 году. В походе энергетическая установка была повреждена, корабль едва не затонул в условиях шторма. В 1996 году американские моряки были вынуждены помочь экипажу «Адмирала Кузнецова», который столкнулся с нехваткой пресной воды из-за поломок одной из систем, рассказывала The New York Times.

Новый поход в Средиземное море был запланирован на 2000 год, однако из-за трагедии подводного крейсера «Курск» выход был отменен. Вместо плавания «Адмирал Кузнецов» снова вернулся в ремонтные доки. Корабль находился на плановом ремонте с 2001 по 2004 год. После ремонта крейсер участвовал в походе в Северную Атлантику, нес боевую службу и несколько раз в год выходил в море. В 2007 году состоялся второй поход в Средиземное море, который продлился два месяца. В 2008 году корабль ожидал очередной ремонт. В ходе семимесячных работ была обновлена главная энергетическая установка, отремонтированы котельное оборудование, система кондиционирования воздуха и механизм для подъема самолетов на летную палубу.

После ремонта авианесущий крейсер в 2011 году впервые отправился к берегам Сирии. «Адмирал Кузнецов» достиг пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в январе 2012 года. В 2014 году был совершен еще один дальний поход корабля в Средиземное море. После этого тяжелый авианесущий крейсер встал на ремонт в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково (Мурманская область). В ремонтный док корабль должен вернуться уже в 2017 году, рассказывал в июле заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук.

Вооружение

Согласно официальным данным Минобороны, на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» согласно тактико-техническим характеристикам могут находиться до 12 самолетов Су-33 и до 24 вертолетов Ка-27. Однако авиационная группа мобильна, за счет меньшего количества вертолетов корабль может нести на борту до 26 самолетов МиГ-29К и Су-33. Кроме Ка-27 с палубы корабля могут взлетать, например, Ка-29 и новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Благодаря авиагруппе боевой радиус крейсера составляет до 1,5 тыс. км.

В нынешнем походе помимо Су-33 находятся МиГ-29. Наличие МиГ подтверждают видеозаписи , сделанные телеканалом «Звезда» на борту корабля во время учений 1 ноября. По информации Фролова, в нынешнем походе самолетов Миг-29 на крейсере — восемь.

Авиационное крыло корабля может обеспечивать безопасность как корабельной группировки, так и объектов на земле. Кроме того, Су-33 и МиГ-29 могут сопровождать самолеты российской группы ВКС, базирующиеся в Хмеймиме. «На корабле есть вертолеты радиолокационной разведки, они могут передавать данные, проводить разведку и намечать цели ударов», — объясняет Андрей Фролов. Эксперт указывает, что Су-33 не смогут действовать в максимальном боевом радиусе (до 1 тыс. км) из-за ограничений взлетной полосы авианесущего крейсера. «Крейсер изначально не имеет паровых катапульт, взлеты осуществляются с помощью трамплина, из-за чего самолеты вынуждены вылетать с меньшим запасом топлива и боекомплектом», — резюмирует эксперт. Поэтому боевой радиус используемой авиации может достигать нескольких сотен километров. Повысить мобильность авиационного крыла могут МиГ-29, которые способны дозаправлять другие самолеты в воздухе, считает Фролов.

Крейсер располагает собственной системой противоракетной обороны. Самое мощное ударное оружие «Адмирала Кузнецова» — 12 пусковых установок для тяжелых ракет «Гранит». Дальность поражения семитонной ракеты — от 500 до 700 км. «Эти ракеты созданы для борьбы с кораблями противника, однако последние модификации позволяют «Граниту» наносить удары по береговым сооружениям», — объясняет отставной адмирал Попов. Он не уточнил, имеются ли на борту крейсера новые версии ракет.

Помимо этого на борту крейсера расположены восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик», шесть корабельных артиллерийских установок АК-630 и четыре зенитно-ракетных комплекса морского базирования «Кинжал». Это позволяет «Адмиралу Кузнецову» контролировать воздушное пространство над группой кораблей и береговыми сооружениями. Крейсер оснащен 60 реактивными глубинными бомбами комплекса «Удав-1» для защиты от торпед.


Задачи

Официально задачи корабельной группировки и авианесущего крейсера не комментировались. По пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, все данные о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совершенно секретно».

Помимо боевых задач поход «Адмирала Кузнецова» позволит отработать в боевых условиях взаимодействие с другими кораблями группы, считает военный эксперт Виктор Литовкин. «Безусловно, это опыт. И для летчиков палубной авиации тоже», — считает эксперт. Эксперт подчеркивает, что в первую очередь перед кораблем стоят боевые задачи. «Корабль идет в Средиземное море для поддержки авиагруппы на аэродроме в Хмеймиме, для укрепления морской базы, которая будет расположена на месте пункта обеспечения в Тартусе», — рассказывает эксперт.

Несмотря на широкий спектр задач, «Адмирал Кузнецов» не станет поворотным моментом в сирийской кампании или осаде Алеппо, считает программный директор Валдайского клуба и руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. «Это проверка для корабля, его возможностей в боевых условиях. Та же ситуация, что и с ракетами «Калибр», — объясняет Сушенцов. По его мнению, поход крейсера направлен на то, чтобы продемонстрировать США политическую независимость российского правительства. «Эта демонстрация силы достигла своих целей гораздо лучше, чем все устные послания последних лет», — резюмирует эксперт.

При участии Александра Ратникова

Вверх