Имена собственные пишутся с большой буквы. Собственные и нарицательные имена существительные. Что такое имена собственные в русском языке

Дата проведения: 03.03.2016г.

СОШ №34, г.Бийск

Учитель начальных классов Кузнецова И.Б.

Тема:

Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных.

Цель урока:

Подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.

2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах.

3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Предполагаемые результаты:

1. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося.

2. Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

3. Дети проводят обобщение частных понятий «имен собственных». На практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях.

Оборудование:

    проектор

    доска

    иллюстративный материал

    книги, задания для групп, карта

    символы для оценки

Учитель

Учащиеся

Формируемые УУД

Организационный момент

а.Приветствие.

Добрый день гости и ребята.

На улице весна. Солнышко с каждым днём светит всё ярче. Вот-вот зажурчат весёлые ручейки, прилетят из тёплых стран птицы. Давайте мы тоже зажжём в своих ладошках солнышко, улыбнёмся ему. Подарите солнышко соседу по парте, нашим гостям. И я вам дарю своё солнышко.

У нас урок русского языка. Мы будем учиться красиво и грамотно писать.

б.Подготовка руки к письму.

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.

Внимание, ребята!

Приготовьте ваши ручки!

Разомните пальчики!

«Замочек»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили,

По замочку постучали,

Постучали и открыли.

Дети приветствуют гостей.

На доску вывешивается солнышко.

Дети делают разминку для рук.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: самоконтроль.

Минутка чистописания.

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, -

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки. (ручка)

Открываем тетради, записываем число. (Какое сегодня число?)

Волшебная ручка покажет нам красиво и правильно написать букву

Вспомни букву по описанию (назвать элементы буквы “Ш”).

Для шипенья хороша

В алфавите буква...

Буква рассыпалась, но остались элементы, назвать элементы буквы “Ш”. Давайте попробуем собрать букву.

Какие правила связаны с “Ш”? (придумай слова на это правило). ЖИ – ШИ.

Запишем букву Ш (комментированное письмо).

В какую букву превратится Ш, лишь элемент в средине не напишешь? (И) , рассматривание элементов.

Самостоятельно себе диктуем под счет пишем букву «И».

Дети разгадывают загадку.

Дети записывают число в тетради.

1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.

Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую наклейку и оценивают работу.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий, участие в учебном диалоге.

Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна.

Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел?

Тогда разгадайте ребус

Запишите это слово в тетради. Шарик, шарик.

Кто хочет написать это слово на доске?

Почему у вас появились разные варианты?

Как правильно написать это слово?

- Что обозначает слово Шарик? шарик?

На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака).

Для чего нужна прописная (заглавная) буква? (фамилия, имена, клички, географические названия).

Как вы думаете чем мы будем заниматься на уроке?

Дети разгадывают ребус

Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.

Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика.

Познавательные: анализ и обобщение материала.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения, выражать свои мысли, сотрудничество со сверстниками.

Физкультминутка.

Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то приседаете.

Москва, цветок, Матросова, Бия, город, Барнаул, море, Марина, Пушок, Звездочка.

Почему вы по-разному выполняли движения?

Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последние слово?

Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет?

Дети выполняют необходимые движения.

Дети отвечают на вопрос учителя.

Правило, использовать слово в речи и проверить.

Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Поиск решения проблемы.

Работа в группах (парах).

    Написание географических названий.

Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.

Названия городов, рек, морей пишутся с………..

Вывешиваем табличку ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ

    Написание имен и фамилий.

Посмотрите, как подписана ваша тетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.

Имена и фамилии пишутся с………………..

Вывешиваем табличку ИМЕНА, ФАМИЛИИ, ОТЧЕСТВА

    Написание кличек животных.

Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.

Кошка - Маришка,

Котенок - Тишка.

Щенок - Дружок,

Цыпленок – Пушок.

Все клички до одной

Пишем с буквы…………………

Вывешиваем табличку КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ

Как можно по-другому назвать все эти слова? (имена собственные).

Составляется до конца схема-кластер.

    Клички животных -

    Географические названия – ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

    Имена, фамилия, отчества людей -

Вывод: К именам собственным относятся - фамилии, имена, отчества, географические названия, клички животных. Имена собственные пишутся с большой буквы!!!

Дети работают в малых группах.

Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе.

Личностные: осознание ответственности за общее дело.

Личностные: следование в поведении этическим требованиям.

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества в поиске и сборе информации, учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.

Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.

Обобщение знаний.

Давайте вернемся к нашим предположениям в начале урока. Какие из наших предположений оказались верными?

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв – подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Дети читают вопрос, приводят примеры.

Дети читают предположения и определяют, что было определено, верно.

Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.

Коммуникативные: использование речи для активизации действий.

Физкультминутка

Игра «Море волнуется раз, море волнуется, два» (изображение фигур-букв).

Применение знаний на практике.

Работа с проектором.

Выполнение практических заданий.

Выписать из текста все имена собственные.

Читаем 1, 2, 3, 4 предложение, выписываем.

Проверка в парах, оценивание – смайл.

Сравнивание с доской.

Покажите сколько у нас получилось смайликов с улыбкой.

Урок наш заканчивается давайте подведем итоги:

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.

Познавательные: выбор основания для отбора объектов.

Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний

Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.

Рефлексия. Итог урока.

Завершите фразы.

Сегодня на уроке:

    Я узнал…

    Я понял…

    Мне понравилось…

    Мне было трудно…

В самом начале урока мы с вами зажгли солнышко, поделились им друг с другом.

Давайте теперь оценим своё настроение в конце урока.

при помощи изображения солнышка.

У вас на столе солнышки:

Желтое, улыбается – все понял, все знаю, хорошее настроение.

С облачком - маленько грустно, не все понял.

Поместим наши солнышки к большому и посмотрим, с каким настроением мы заканчиваем урок.

Дети помещают солнышко на доске и садятся на место.

Ну вот мы с радостным настроением уходим отдыхать на переменку. Урок окончен. Спасибо.

Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.

Анализируют свою познавательную активность и успешность

Помещают солнышки на доске.

Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).

Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.

Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА:

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).

    О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.

    «Физкультминутка! 100 стишат для малышат» Елена Субботина, под ред.: Бахметова Ю., Издательство: Феникс, 2015 г. серия: Мир вашего ребенка.

4. Л. Пчелина «Русский язык: Нестандартные уроки в начальной школе», Издательство: Учитель, 2004 г.


Еще со школьной скамьи все усвоили простое правило, что слово, начинающее предложение, всегда пишется с большой буквы. Но не только в этом случае использование прописных букв становится уместным.

Есть и другие случаи, в которых необходимо писать слово с большой буквы.

1. Безусловно, каждое новое предложение следует начинать с прописной (заглавной) буквы , но есть и некоторые исключения.

Примечание 1. В поэтических произведениях каждый стих начинается с большой буквы, независимо от того знака препинания, которым закончилась предыдущая строка:

Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит! (Д. Хармс, «Удивительная кошка»)

Примечание 2. Если в предложении используется многоточие, указывающее на прерывистость в речи, то после него следует писать слова с маленькой буквы:

  • А у меня на этой неделе… того…. сын помер. (А. Чехов)

Примечание 3. Прописная буква не используется и в том случае, если после прямой речи, заканчивающейся любым знаком препинания, кроме точки, следуют слова автора:

  • — Тихо! Не кричи! – сказал он мне.
  • — Мейстер Крессен, к нам пришли, - произнес Пилос мягко, словно не желая вторгаться в мрачные думы старика. (Джордж Мартин, «Битва королей»)

2. Если в начале предложения стоит восклицание или междометие с восклицательным знаком, то после них предложение пишется с большой буквы.

Однако, если междометие с восклицательным знаком употреблено в середине предложения, тогда следующее за ним слово пишется со строчной буквы. Например:

  • Ах! Какая славная нынче погода!
  • Я хотела передвинуть вазу, а она ах! и упала!

3. После двоеточия следует заглавная буква только в тех случаях, если:

Задумавшись на минуту, брат ответил: «Нет»;

Примечание. Однако если цитата вводится в предложение как его продолжение, в таком случае она начинается со строчной буквы.

4. С заглавной буквы всегда пишутся все имена собственные , включая прозвища, названия географических объектов, городов, стран, рек, сел, республик, государств и т.д. также с большой буквы пишутся абсолютно все названия произведений, периодических изданий, передач, предприятий, магазинов, клубов, заведений разного рода и т.д. Однако, в отличие от первой группы имен собственных, вторые названия всегда заключаются в кавычки. Например:

  • Леонид Петрович, Никитина, Новосибирск, Обь, Плановый поселок, Шарик (кличка собаки), Плакса (прозвище человека), Мурка, Российская Федерация, Байкал, Телецкое озеро, республика Алтай, Альпы, Америка и т.д.;
  • газета «Труд», клуб «Отдых», передача «Пока все дома», фильм «Начало», картина «Девочка с персиками», магазин «Пятерочка», кафе «Райский сад» и т.д.

Примечание 1. Имена людей, ранее бывшие индивидуальными, но в данном контексте употребляемые с оттенком презрения в качестве родового понятия, пишутся с маленькой буквы, например: иуды современного мира.

Примечание 2. Названия предметов или явлений, которые произошли от имен собственных, пишутся со строчной буквы.

Примечание 3. Титулы, звания, должности, — все это пишется с маленькой буквы: академик Королев, генерал Иванов, граф Нулин.

Примечание 4. Однако наименования высших почетных должностей пишутся с заглавных букв: Председатель Президиума Верховного Совета, Председатель Совета Министров СССР, Герой Социалистического Труда, Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза.

5. С большой буквы пишутся следующие группы имен прилагательных:

а) Являющиеся именами притяжательными и обозначающие принадлежность конкретной вещи конкретному лицу:

  • Ванина сумка, Далев словарь.

б) Равные по смыслу выражению «памяти такого-то», «в честь такого-то», «имени такого-то»:

  • Пушкинские чтения.

Примечание 1. Со строчной буквы пишутся:

а) притяжательные прилагательные, не имеющее полноценного значения принадлежности:

  • лермонтовский стиль, суворовская тактика, рентгеновский кабинет и т.д.

б) притяжательные прилагательные, обозначающие полноценную принадлежность. Но имеющие в своем составе суффиксы «-овск-», «-евск-», «-инск-»:

  • толстовская усадьба, тургеневские «Отцы и дети» и т.д.

Примечание 2. Наречия, образованные от имен собственных людей, всегда пишутся с большой буквы.

6. С большой буквы пишутся прилагательные, входящие в состав индивидуальных названий географических объектов , в следующих случаях:

а) Если они входят в состав сложных географических наименований: Новосибирская область;

б) Если они присоединяются к имени человека в качестве прозвища: Дмитрий Донской, Александр Невский.

7. Название исторических эпох и периодов, событий и явлений, документов и бумаг, произведений искусства и иных материальных памятников культуры пишутся с большой буквы.

Сюда относятся следующие группы:

а) Существительные, ставшие именами собственными: Октябрь, Возрождение, Ренессанс, Депрессия,

б) Сочетания имени прилагательного с существительным: Петрова реформа, Николаев указ, Версальский мир, Лаврентьевская летопись.

в) Любые иные сочетания имен существительных и прилагательных.

8. С заглавной буквы пишутся названия государственных праздников и знаменательных дат. Однако, названия религиозных праздников и постов всех религий пишутся со строчной буквы.

9. Все слова в названиях верховных организаций и учреждений СССР пишутся с большой буквы , кроме служебных слов и слова «партия». Например:

  • Коммунистическая партия Советского Союза.
  • Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза.
  • Президиум ЦК КПСС.
  • Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи.
  • Верховный Совет СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Совет Союза.
  • Совет Национальностей.
  • Совет Министров СССР (РСФСР, УССР и других республик).
  • Верховный Суд СССР.
  • Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов.

Примечание. С заглавной буквы также пишутся все слова в названиях международных организаций: Всемирный Совет Мира, Организация Объединенных Наций и т.д.

10. В названиях министерств и главных государственных аппаратов управления с большой буквы пишутся только первое слово и входящие в их состав имена собственные. Это же правило касается и культурных организаций крупного масштаба:

  • Министерство иностранных дел.
  • Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике.
  • Академия наук СССР.
  • Главное издательское управление Министерства культуры СССР. В полных официальных названиях советских учреждений местного значения, высших учебных заведений, зрелищных предприятий, промышленных и торговых организаций и т. п. с заглавной буквы пишется первое слово и входящие в состав названия имена собственные, например:
  • Совет депутатов трудящихся.
  • Ярославский областной исполнительный комитет Советов депутатов трудящихся.
  • Московский государственный педагогический институт имени В. И. Ленина.
  • Куйбышевский государственный театр оперы и балета.
  • Русский народный хор имени Пятницкого.

Эти же правила касаются и названий зарубежных организаций и объединений подобного значения и масштаба.

11. Официальные названия партий пишутся с большой буквы в том случае, если не начинаются на слово «партия»:

12. В особенном стилистическом контексте, в агитационных призывах и текстах , в текстах с патриотическим содержанием такие слова как «родина», «человек», «свобода», «совесть», «равенство», «братство» и т.д. могут писаться с прописной буквы.

  • Имена существительные нарицательные - это слова, которые являются названием большой группы однородных предметов (одушевл енных или неодушевл енных). Например: словом писатели называют большую группу людей, которые создают книги.
  • Имена существительные собственные - это слова, которые представляют названия единичных предметов. Например: Александр Сергеевич Пушкин - имя, отчество и фамилия одного из писателей.

Все дело в том, что имена существительные из разряда нарицательного очень легко может перейти в разряд собственных и наоборот. Вот пример: мы знаем такие нарицательные существительные как вера, надежда и любовь, но со временем они превратились в имена собственные Вера, Надежда и Любовь.

Итак, рассмотрим основные правила определения имен существительных: нарицательных и собственных.

Существительное: собственное или нарицательное

  • Имена существительные собственные

К собственным именам существительным относятся: имена, фамилии и отчества людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек, морей и океанов. Имена собственные всегда пишутся с прописной (заглавной) буквы. А названия организаций, литературных произведений также заключаются в кавычки.

Например: Очень дружно жили кот Пушок и собака Дружок.

В этом предложении словаПушок и Дружок - клички животных, поэтому записываем с заглавной буквы - это имена существительные собственные.

Еще примеры собственных имен существительных:

  • Самуил Маршак, Григорий Распутин, Наталья Петровна Сахаорова (имена людей);
  • Брянск, Тула, Владивосток (названия городов);
  • Большое Мурашкино, Сибирское, Криуши, Польцо, Курдома (названия деревень и сел);
  • Килиманджаро, Эверест, Урал (названия гор);
  • Байкал, Альпзее, Мичиган (названия озер);
  • Россия, Чехия, Узбекистан, Абхазия (названия стран);
  • "Росбизнесконсалтинг", "Газпром", "ВАЗ" (названия организаций - пишутся не только с заглавной буквы, но и в кавычках").
  • Имена существительные нарицательные

Все остальные существительные - нарицательные. Они пишутся с прописк

Например, само слово город, названия животных собака и кошка, типы водоемов: река, море и озеро - нарицательные существительные.

То есть Москва - имя существительное собственное (название города), а город или столица - нарицательные.

Бурёнка - имя существительное собственное (кличка животного), а само корова или животное - нарицательные.

Как определить нарицательное или собственное существительное?

Определение имени существительного, является ли оно собственным или нарицательным, зачастую вызывает затруднение, особенно у ребят начальных классов. Попробуем разобраться.

Во-первых, именем собственным или нарицательным может быть только существительное. На какие вопросы отвечает существительное? Кто? Что?

Далее постарайтесь определить, объединяет ли данное существительное в себе группу слов? Что это: предмет, явление, класс однородных предметов (город, человек, улица, собака) или название организации, улицы, дома, имя?

Здравствуйте, объясните, пожалуйста, почему прилагательные "жюль-верновский" пишется через дефис, а "донжуа нский" -слитно. Спасибо.

Дело в том, что существует существительное донжуа н , которое пишется слитно.

Орфографический словарь

До н Жуа н , -а (лит . персонаж) и донжуа н , -а (искатель любовных приключений)

донжуа ни зм , -а

донжуа нский

донжуа нство , -а

донжуа нствовать , -твую, -твует

Вопрос № 288225

Как правильно – с прописной буквы или со строчной – писать фамилии, если они используются не как указание на конкретного человека, а как указание на какой-то характерный набор качеств? Например, есть российский футболист по фамилии Пуцко. Он стал образцом молодого, неопытного, не уверенного в своих действиях защитника. И вот в этом смысле мы используем его образ в предложении: «Допустив ошибку, уругвайский защитник, наверное, расстроился – переживать в таких случаях свойственно Пуцко разных стран, а не только российским». С прописной или со строчной?

Ответ справочной службы русского языка

Имена собственные могут употребляться обобщенно (переносно) как названия людей с определенными чертами характера и поведения, с определенными качествами. Но для того чтобы они начали писаться строчными, должна сложиться многолетняя (и даже многовековая) традиция такого употребления. Ср.: робинзон, донжуа н, меценат, иуда, ловелас. В приведенном Вами примере, конечно, надо сохранить прописную букву в имени собственном.

Вопрос № 270095
Здравствуйте! В печатных изданиях встречается употребление имен собственных в значении нарицательных, например, "Белгородский Брейвик", "Тамбовский Мавроди". Как же все-таки правильно должно оформляться такое написание? Нужны ли кавычки и что писать с большой буквы. Заранее спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Нет сомнений, что имена собственные Брейвик, Мавроди , употребляясь в переносном значении, сохраняют прописную букву (они всё же отличаются от ставших нарицательными донжуа н, робинзон, меценат и др.). Для написания с прописной прилагательных оснований нет. А вот кавычки на месте: они указывают и на условность, и на целостность именования. Поэтому корректно: «московский Брейвик», «белгородский Брейвик», «тамбовский Мавроди».

Вопрос № 246820
"На сцене появились какие-то маленькие шаляпины". Правильно ли, что в этом предложении имя собственное стало именем нарицательным и написано с маленькой буквы?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно с прописной: маленькие Шаляпины. Только некоторые собственные имена лиц, литературных или мифологических персонажей, употребляясь обобщенно (переносно), пишутся со строчной буквы; написание таких слов определяется в словарном порядке: иуда, робинзон, меценат, донжуа н и др. В большинстве случаев употребление собственных имен в нарицательном смысле не требует замены прописной буквы на строчную, ср.: мы все глядим в Наполеоны (Пушкин).

Вопрос № 205862
Пожалуйста! Это срочно(сегодня сдаем номер). С прописной или строчной буквы пишутся имена собственные, употребленные в множественном числе? Конкретно интересует данный случай: "Помнится, в начале 90-х вся страна, затаив дыхание, следила за любовными перепетиями, происходившими со всякими Мариями, Хуанитами и Луис-Альбертами." "...Лусий и Диего заменили Маши и Пети". мне кажется, что с заглавной буквы написано верно, т.к. всплывает в голове следующее правило: если имя собственное стало нарицательным(донжуа н(ы), меценат(ы), папарацци), то оно пишется со строчной буквы, но если оно только употреблено с значении нарицательного, то - с прописной. Вот я не могу толком разобраться: в указанном случае имена собственные употреблены в значении нарицательных или обозначают несколько лиц с одним именем? Или же вообще они стали нарицателньыми уже? В общем - с какой буквы все-таки писать? Спасибо! Очень жду ответа!

Ответ справочной службы русского языка

рекомендуем писать с прописной (большой) буквы все имена в этом примере.

Имена существительные делятся на собственные и нарицательные по их значению. Сами определения этой части речи имеют старославянские корни.

Термин «нарицательное» происходит от «нарицание», «нарекание», и используются для общего названия однородных, похожих предметов и явлений, а «собственное» означает «особенность», индивидуальное лицо или единичный предмет. Такое называние отличает его от других однотипных предметов.

Например, нарицательным словом «река» определяются все реки, но Днепр, Енисей – названия собственные. Это постоянные грамматические признаки существительных.

Что такое имена собственные в русском языке

Имя собственное — это исключительное наименование предмета, явления, лица, отличного от других, выделяющегося из иных множественных понятий.

Это имена и прозвища людей, названия стран, городов, рек, морей, астрономических объектов, исторических событий, праздников, книг и журналов, клички животных.

Также свои имена могут иметь корабли, предприятия, различные учреждения, бренды изделий и многое другое, требующее особого наименования. Могут состоять из одного или нескольких слов.

Правописание определено следующим правилом: все имена собственные пишутся с большой буквы. Например: Ваня, Морозко, Москва, Волга, Кремль, Россия, Русь, Рождество, Куликовская битва .

Названия, имеющие условное или символическое значение, заключаются в кавычки. Это названия книг и различных изданий, организаций, фирм, мероприятий и др.

Сравните: Большой театр, но театр «Современник», река Дон и роман «Тихий Дон», пьеса «Гроза», газета «Правда», теплоход «Адмирал Нахимов», стадион «Локомотив», фабрика «Большевичка», музей-заповедник «Михайловское».

Обратите внимание: одни и те же слова, в зависимости от контекста, бывают нарицательными или собственными и пишутся согласно правилам. Сравните: яркое солнце и звезда Солнце, родная земля и планета Земля.

Имена собственные, состоящие из нескольких слов и обозначающие единое понятие, подчеркиваются как один член предложения.

Рассмотрим на примере: Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение, которое сделало его знаменитым. Значит, в этом предложении подлежащим будут три слова (имя, отчество и фамилия).

Типы и примеры собственных существительных

Имена собственные изучает лингвистическая наука ономастика. Этот термин образован от древнегреческого слова и означает «искусство давать имена»

Эта область лингвистики занимается исследованием информации о наименовании конкретного, индивидуального объекта и выделяет несколько типов наименований.

Антропонимами называют собственные имена и фамилии исторических личностей, фольклорных или литературных персонажей, известных и простых людей, их прозвища или псевдонимы. Например: Абрам Петрович Ганнибал, Иван Грозный, Ленин, Левша, Иудушка, Кощей Бессмертный.

Топонимы изучают появление географических наименований, названий городов, улиц, в которых могут отражаться специфика ландшафта, исторические события, религиозные мотивы, лексические особенности коренного населения, экономические признаки. Например: Ростов-на-Дону, Куликово поле, Сергиев Посад, Магнитогорск, Магелланов пролив, Ярославль, Черное море, Волхонка, Красная площадь и др.

Астронимы и космонимы анализируют появление наименований небесных тел, созвездий, галактик. Примеры: Земля, Марс, Венера, комета Галлея, Стожары, Большая Медведица, Млечный путь .

Есть в ономастике другие разделы, изучающие имена божеств и мифологических героев, наименования народностей, клички животных и пр., помогающие понять их происхождение.

Имя нарицательное — что это такое

Эти существительные называют любое понятие из множества подобных. Они имеют лексическое значение, то есть информативность, в отличие от имен собственных, которые таким свойством не обладают и только называют, но не выражают понятие, не раскрывают его свойств.

Нам ничего не говорит имя Саша , оно лишь идентифицирует конкретного человека. В словосочетании девочка Саша , мы узнаем возраст и пол.

Примеры нарицательных существительных

Нарицательными именами названы все реалии окружающего нас мира. Это слова, выражающие конкретные понятия: людей, животных, явления природы, предметы и др.

Примеры: врач, студент, собака, воробей, гроза, дерево, автобус, кактус .

Могут обозначать абстрактные сущности, качества, состояния или характеристику: смелость, понимание, страх, опасность, мир, могущество.

Как определить собственное или нарицательное имя существительное

Имя нарицательное можно отличить по значению, т. к. оно называет предмет или явление, относящиеся к однородным, и грамматическому признаку, потому что оно может изменяться по числам (год — годы, человек — люди, кошка – кошки ).

Но многие существительные (собирательные, отвлеченные, вещественные) не имеют формы множественного числа (детство, темнота, нефть, вдохновение ) или единственного (заморозки, будни, потемки ). Пишутся нарицательные существительные с маленькой буквы.

Собственные имена существительные являются отличительным наименованием единичных предметов. Они могут употребляться только в единственном или множественном числе (Москва, Черемушки, Байкал, Екатерина II ).

Но если называют разные лица или предметы, могут употребляться во множественном числе (семья Ивановых, обе Америки ). Пишутся с заглавной буквы, при необходимости в кавычках.

Стоит отметить: между собственными и нарицательными именами постоянно происходит обмен, им свойственно переходить в противоположный разряд. Нарицательные слова вера, надежда, любовь стали в русском языке собственными именами.

Многие заимствованные имена первоначально тоже были нарицательными. Например, Петр – «камень» (греч.), Виктор — «победитель» (лат.), София – «мудрость» (греч.).

Часто в истории имена собственные становятся нарицательными: хулиган (английская семья Хулихэн с дурной репутацией), вольт (физик Алессандро Вольта), кольт (изобретатель Сэмюэл Кольт). Литературные персонажи могут приобретать нарицательность: донкихот, иудушка, плюшкин.

Топонимы дали название многим предметам. Например: ткань кашемир (Кашмирская долина Индостана), коньяк (провинция во Франции). При этом одушевленное имя собственное становится неодушевленным нарицательным.

И наоборот, бывает, что родовые понятия становятся ненарицательными: Левша, кот Пушок, синьор Помидор.

Вверх