Интересные экологические игры для школьников. "экологические игры и упражнения для детей дошкольного возраста". Дидактическая игра "Найди в букете такой же листок"

Одним из существенных слагаемых процесса экологического воспитания является игра. Игра не только развлечение и забава, а еще и особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность. Экологическая игра ежегодно проводимая в летнем пришкольном лагере, носит комплексный характер. Она требует от участников не только знаний по основам экологии, биологии и природоведению, но и умения ориентироваться в разнообразном мире лекарственных и ядовитых растений, оказывать первую медицинскую помощь и действовать по сигналам тревоги.

Цель игры: научить детей бережно относится к природе, развивать фантазию детей, показать, что каждый человек может и должен быть причастен к охране природы.

Распределить участников на 5 команд. Команды получают маршрутные листы.

СТАНЦИЯ 1: ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

Примеры экологических “кричалок”

1. Экология, друзья, наука очень нужная,
Без нее ты ни за грош в этой жизни пропадешь.

2. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

3. Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

4. Береги природу, друг,
И красиво будет все вокруг!

5. Ты люби природу, лес,
Вырастет он до небес!

СТАНЦИЯ 2: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

Участники получают вопросы на карточках:

1. Зачем зайцу большие уши?

Варианты ответов:
а) чтобы лучше слышать;
б) для торможения на повороте;
в) чтобы не перегреться (в жару уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ).

2. Зачем страус голову в песок прячет?

3. Почему у дятла мозги целы, хотя он постоянно стучит клювом о дерево?

Варианты ответов:
а) мозги маленькие;
б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);
в) череп очень крепкий.

4. Почему дрожит мышка?

Варианты ответов:
а) боится кошки;
б) проветривает шкурку;
в) греется (при дрожании биохимические реакции выделения тепла резко ускоряются);

5. Зачем белке хвост?

Варианты ответов:
а) чтобы греться;
б) для красоты;
в) для музыкальных упражнений (хвост может воспроизвести любой звук от фортепьянного концерта до крика зайца).

СТАНЦИЯ 3: ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

Задание – отгадайте слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ:

  1. Любитель зимнего плавания. (Морж.)
  2. Промежуточная опора моста. (Бык.)
  3. Пешеходный переход. (Зебра.)
  4. Устройство ввода информации в компьютер. (Мышь.)
  5. Автобусный безбилетник. (Заяц.)
  6. Длинный рычаг у колодца. (Журавль.)
  7. Заменитель колес у трактора и танка. (Гусеница.)
  8. Любитель очень рано вставать. (Жаворонок.)
  9. Любитель очень поздно ложиться. (Сова.)
  10. Небольшой выступ на передней части ствола стрелкового оружия, служащий для прицеливания. (Мушка.)
  11. Сторона монеты, противоположная решке. (Орел.)
  12. Шахматная фигура, которая ходит буквой Г. (Конь.)
  13. Детская игрушка в виде кружка или шарика на вращающейся оси. (Волчок.)
  14. Детская игрушка на ниточке, запускаемая в небо. (Змей.)
  15. Пупырышки на коже от холода или озноба. (Мурашки – муравьи.)

СТАНЦИЯ 4: КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

Задание – вспомните, как “разговаривают” следующие птицы и звери и покажите пантомиму. (Каждая команда по очереди вытягивает по 3 карточки и 3 минуты готовится к пантомиме.)

– голубь… (воркует);
– утка… (крякает);
– филин… (ухает);
– гусь… (гогочет);
– воробей… (чирикает);
– ворона… (каркает);
– медведь… (ревет);
– коза… (блеет);
– конь… (ржет);
– свинья… (хрюкает);
– слон… (трубит);
– комар… (пищит, крыльями);
– пчела… (жужжит, гудит).

СТАНЦИЯ 5: ЗАГАДКИ

(Каждой команде по очереди загадывают загадки, на которые сходу отвечают)

1. Не корень, а в земле,
Не хлеб, а на столе.
И к пище приправа,
И на микробов управа. (Лук )

2. Он похож на огурец
И такой же молодец!
Греет солнцем свой бочок
Сочный, вкусный... (Кабачок )

3. В огороде вырастаю
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор )

4. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
Не одну нашли, а десять!
Как ее название дети? (Картофель )

6. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редиска )

7. Летом – в огороде, свежие, зеленые,
А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы )

8. С королевой овощей
Подружитесь поскорей!
На столе не будет пусто,
Если вырастишь... (Капуста )

9. В огороде перед нами
Куст усыпан колпачками.
Если красный, пламя прячет –
Тот, кто съест его, заплачет.
Если сочным славен тельцем,
То зовется сладким... (Перец )

10. Ты кругла, вкусна, красива!
Ты сочна, ну просто диво!
Борщ, свекольник, винегрет...
Без тебя уж не обед!
Цвет у блюд совсем не блеклый.
И зовем тебя мы... (Свекла )

СТАНЦИЯ 6: УГАДАЙ-КА

Узнайте по имени литературных персонажей животных, птиц, насекомых:

Гена (крокодил )
Рикки-Тикки-Тави (мангуст )
Каа (удав )
Людвиг 14 (лисенок )
Матроскин (кот )
Серая шейка (утка )
Шушара (крыса )
Торила (черепаха )
Балу (медведь )
Шарик (пес )
Мурка (корова )

СТАНЦИЯ 7: РЫБНАЯ

Буквы рассыпались. Из этих букв нужно составить название рыб. Кто больше?

тапвол (плотва ); балакам (камбала );
ёгмас (сёмга ); дукса (судак );
торёс (осётр ); арьсак (карась );
щел (лещ ); щаук (щука );
ганава (навага ); секрат (треска );
шкарюко (корюшка ); куала (акула ).

СТАНЦИЯ 8: ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

Расшифруй кроссворд, назови известные тебе овощи и узнаешь, что нужно летом делать на грядках в огороде, чтобы получить хороший урожай. (ПРОПОЛКА). Команды получают лист с рисунками-подсказками.

СТАНЦИЯ 9: ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ (команды получают листочки с задачами)

  1. Тополь называют рекордсменом по росту среди деревьев. Если весной посадить в землю черенок длиной 30 см, то к осени вырастает метровое деревце. На сколько см вырастает саженец тополя за лето?
  2. 100 – 30 = 70 см

  3. Известно, что только в 8 случаях из 100 лесные пожары возникают без помощи человека, от молнии или от перегрева торфа. В скольких случаях причиной пожара является человек?
  4. 100 – 8 = 92 случая

  5. Один автомобиль ежедневно выбрасывает 3 кг выхлопных газов. Сколько кг вредных веществ этот автомобиль выбрасывает в атмосферу в месяц (за 30 дней)?
  6. Сбор макулатуры сохраняет лес. 60 кг макулатуры спасает дерево. Ученики школы собрали 300 кг макулатуры. Сколько деревьев они спасли?
  7. 300 / 60 = 5 деревьев

  8. За лето одна мышь уничтожает 1 кг зерна, а одна сова за этот период уничтожает 1000 мышей. Сколько тонн зерна спасает одна сова?
  9. 1000 * 1 = 1000кг = 1 т зерна

СТАНЦИЯ 10. ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

  1. У кого есть язык (язычок), но нет рта? (У колокола, у ботинка, у пламени.)
  2. У кого есть зубы, но нет языка, рта? (У пилы, у расчески, у шестеренки.)
  3. У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки.)
  4. У кого есть кисти, но нет рук? (У винограда, у рябины.)
  5. У кого есть спинка, но нет животика? (У стула, у дивана, у кресла.)
  6. У кого есть ножки, но нет ручек и головы? (У стола, у табуреток, у дивана.)
  7. У кого есть ручки, но нет ножек? (У дверей, у окон, у чашек и кружек.)
  8. У кого есть нос (носик), но нет лица? (У корабля, у чайника.)
  9. У кого есть головка, но нет волос, ручек и ножек? (У спички, у булавки, у луковицы.)
  10. У кого есть почки, но нет желудка и печени? (У дерева, у кустарника.)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ Название команды ____________________________

№ станции

Название станции

Количество баллов

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЧАЛКИ

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА

ДВОЙНАЯ ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ

КТО КАК РАЗГОВАРИВАЕТ

УГАДАЙ-КА

ОВОЩНОЙ КРОССВОРД

ПОРЕШАЕМ – ПОДУМАЕМ

ЗАБАВНАЯ АНАТОМИЯ

Вступление (слово учителя):

Есть просто храм, есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь.
(С. Смирнов)

«По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем. Мы ведём себя словно малолетние дети, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно, превращаем его в бесплодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия. Вполне возможно, что за последние недели с лица земли исчезла ещё одна рептилия, ещё одно растение. Я надеюсь, что это не так, но я точно знаю, что чьи-то дни уже сочтены». Эти горькие слова, к которым нельзя не прислушаться, написаны английским натуралистом Д. Дарреллом.

К несчастью до сих пор живёт в людях понятие: человек – царь природы, завоеватель, покоритель. Взять у природы как можно больше – вот главная задача. А зачем? Нужно ли воевать с природой, покорять её.

Не все люди, которые осваивают те или иные природные ресурсы, умеют правильно экологически мыслить. Нередко сиюминутная выгода в глазах хозяйственников заслоняет не такие уж далёкие последствия.

От нас с вами зависит то, какой будет наша планета через пятьдесят или триста лет. Станет ли она знойной пустыней, оденется ли в бетонную рубашку, или же человек научится жить с природой в полном согласии, осторожно пользуясь благами, которые она даёт, но в то же время и чутко реагируя на её нужды.

Итак, каждый из нас может любить, беречь, ценить природу. Но невозможна любовь без знания. Именно с этой целью мы проводим нашу встречу. В ходе сегодняшней весёлой игры на серьёзные темы мы вспомним основные экологические понятия, закрепим полученные на уроках экологические знания. А потом вы смело можете делать для себя открытия, общаясь с природой, подкреплять знания в конкретных естественных условиях.

1. «Экологический бумеранг»

Учитель: называет примеры влияния человека на природу.

  • В городском парке осенью сжигают опавшие листья…
  • Массовая вырубка тропических лесов…
  • В окрестностях города создали полигон для захоронения радиоактивных отходов…
  • На крупном животноводческом комплексе осуществляется бесподстилочный способ содержания животных…
  • Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов…
  • Использование в севообороте занятого пара…

Команды: выявляют экологические последствия указанных действий.

2. «Экомячик» (конкурс капитанов): передают друг другу мяч:

«Ты катись наш экомячик,
Долго-долго по рукам,
У кого остался мячик,
Тот сейчас расскажет нам…».

Тот, у кого остался мячик, отвечает на вопросы.

1. В городе (крупном промышленном центре) удалили все зелёные насаждения. К чему это может привести?

2. Потерпело аварию судно, которое везло нефть. Она вылилась в море, растеклась по его поверхности, покрыла берега. Какие экологические последствия может повлечь за собой эта авария?

3. Гнус (мелкие комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждают человеку. Что произойдёт с природной средой, если полностью уничтожить этих насекомых с помощью ядохимикатов?

4. Долгое время у нас в стране поощрялась охота на волков, и за каждого убитого зверя выдавали премию. Затем охоту полностью запретили. В настоящее время в ряде районов этот запрет вновь снят и часть волков разрешено отстреливать. Как Вы думаете, чем можно объяснить такую «непоследовательность» в распоряжениях природоохранительных органов?

5. В водоём (не большой по размерам) с окружающих его полей с дождями и талым снегом смываются удобрения, ядохимикаты. Сделайте экологический прогноз возможных последствий этого явления.

6. В Чёрном море за последние 15 лет в 31 раз возросла интенсивность «цветения воды». Каковы причины этого явления? Почему в местах сильного «цветения» наблюдается массовая гибель рыбы?

3. «Слушай, не зевай»

а. Прослушав стихотворение, найти описание всех цепей питания.

«Свирепый волк с кормящею волчат
Волчицею – гроза невинных стад;
Орёл, стремясь из-под небес стрелою,
Грозит голубке смертью злою;
Голубка ж, как овца, должна,
Кормясь, губить ростки и семена.
Охотнице-сове, средь ночи тёмной,
Не жаль певца любви и неги томной,
А соловей съедает светляка,
Не посмотрев на прелесть огонька.
Светляк же, ночи светоч оживлённый,
Вползая вверх, цветок съедает сонный».
Э. Дарвин

б. Прослушав стихотворение, определить тип взаимоотношений между организмами.

«Злой овод в теле лошади, быка,
Оленя поселяет червяка;
Червь роется, грызёт под тёмной кожей
И, выросши, на свет выходит божий.
Наездник окрылённый, чтоб запас
Питательный потомству предоставить,
Спешит, вонзая жало много раз,
Им гусениц побольше пробуравить;
Найдя в приёмной матери приют,
Личинки плоть её живую жрут».
Э. Дарвин

в. Прослушав стихотворение, определить, о чём в нём идёт речь.

«Для книги, иногда, объём
Других всех признаков важнее.
У этой книги – каждый том,
Чем будет тоньше, тем ценнее.
Я б этой книге пожелал
Быть в толщину одной страницы.
Тогда бы с радостью узнал,
Что вместо зверя, рыбы, птицы
Исчез в природе лишь «зверюга»
По кличке «браконьер-хапуга».
В. Антохин

4. «Исправь ошибки»

Прочитав текст, найти ошибки, допущенные детьми на прогулке и обосновать свои ответы.

Поездка в лес

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников.

«Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к берёзовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав в руках тёплые голубоватые яйца, положили их на место в гнездо. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ёжика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.

В лесу мы встретили много муравейников. Саша решил показать нам, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

5. «Фото-факт»

Рассмотрев рисунок-схему, найти источники экологического загрязнения природной среды. (Приложение 1).

6. «Есть проблема»

Из предложенных вариантов выбрать одно правильное решение экологической ситуации или несколько, дополняющих друг друга. (Приложение 2).

7. «Экологический светофор»

Экологический светофор установлен для того, чтобы охранять природу и помогать детям соблюдению правил разумных взаимоотношений с природой.

  • Чёрный цвет
– стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Красный цвет
  • – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Синий цвет
  • – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для неё! Продолжай помогать природе!

    Показать кружки чёрного, красного, синего цвета, в зависимости от того решения, которое принимается.

    1. Ребята наблюдают за муравьями. (с)
    2. Дети оставили костёр в лесу. (ч)
    3. Ребята огородили муравейник. (с)
    4. Мальчики взяли в лес весной собаку. (ч)
    5. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (с)
    6. Ребята срезают грибы ножиком. (к)
    7. Ученики очищают парк от мусора. (с)
    8. Ребята увидели гнездо в траве. (к)
    9. Ребята бросают мусор на дорогу. (ч)
    10. Дети сильно шумят в лесу. (ч)
    11. Мальчик гуляет с собакой по газонам. (ч)
    12. Девочка рвёт цветы на клумбе. (ч)
    13. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (с)
    14. Мальчик полез в кусты за мячом. (к)
    15. Ребята поймали снегиря и посадили в клетку. (ч)
    16. Дети вешают кормушку. (с)
    17. Дети ловят в пруду головастиков. (ч)
    18. Мальчики рассматривают жука. (к)
    19. Дети развешивают скворечники в парке. (с)
    20. Подростки моют мотоцикл в реке. (ч)
    21. Ученики высаживают возле школы деревья. (с)
    22. Дети заготавливают в лесу берёзовый сок. (ч)
    23. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (ч)
    24. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (ч)
    25. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (ч)
    26. Старшеклассники выступили перед учениками младших классов с сообщениями на экологическую тему. (с)
    27. Ученица принесла в школу на урок гербарий из редких и исчезающих растений, занесённых в Красную книгу своего края. (ч)
    28. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (с)
    29. Дети на прогулке по лесу убивали насекомых ради смеха. (ч)
    30. Девочки собирали цветы в лесу, которых много и которые не охраняются законом. (к)
    31. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (ч)
    32. Девочка полощет бельё в реке. (ч)
    33. Дети собирали в лесу чернику с помощью комбайна. (ч)
    34. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (с)
    35. Ученики украсили свой класс комнатными растениями. (с)
    36. В походе ребята разорили птичье гнездо. (ч)
    37. На берегу реки ребята устроили соревнование, кто дальше кинет камень в воду. (к)
    38. Дети приехали на озеро и громко включили музыку. (к)
    39. Ребята решили искупаться в незнакомом месте. (к)
    40. Мальчик хочет помыть грязное ведро в ручейке. (к, ч)

    8. «Экологическое лото»

    Сопоставить биологические термины с их определениями. (Приложение 3)

    Заключение

    «Человек совершил огромную ошибку, когда возомнил, что может отделить себя от природы и не считаться с её законами. Разрыв между человеком и окружающей его естественной средой существует очень давно. Старый договор, связывающий первобытного человека с его местообитанием, был расторгнут одной из сторон – человеком, как только он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы признавать впредь лишь законы, созданные им самим. Эту позицию нужно полностью пересмотреть и подписать новый договор с природой, дающий человеку возможность жить с ней в полном согласии», – предлагает Ж. Дорст.

    «Берегите Землю!
    Берегите жаворонка в голубом зените,
    Бабочку на стебле повилики,
    На тропинке солнечные блики,
    На камнях играющего краба,
    Над пустыней тень от баобаба,
    Ястреба, парящего над полем,
    Ясный месяц над речным покоем,
    Ласточку, мелькающую в жите.
    Берегите Землю, берегите!

    Берегите чудо песен, городов и весей,
    Мрак глубин и волю поднебесий,
    Откровение Земли и неба –
    Сладость жизни, молока и хлеба.
    Берегите молодые всходы
    На зелёном празднике природы,
    Небо в звёздах, океан и сушу
    И в бессмертье верящую душу, -
    Всех судеб связующие нити.
    Берегите Землю, берегите!»
    М. Дудин

    «Берегите эти земли, эти воды,
    Даже малую былиночку любя.
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!»
    Е. Евтушенко

    Несколько добрых советов:

    • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
    • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
    • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
    • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
    • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
    • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
    • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
    • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

    Использованная литература

    1. Куришкина Л.А. Экологический букварь. – Смоленск: СОИИУ, 1994.
    2. Козлова Т.А., Мягкова А.Н., Сонин Н.И. Экология России. Дидактические материалы. – М.: АО МДС, 1996.

    Игры-викторины, игры на развитие творческого воображения, игры-соревнования на тему «Экология»

    Выбери ответ!

    Подготовьте карточки. Договоритесь заранее, сколько карточек должен взять каждый участник игры. Все карточки сложите в конверт. Затем участники берут из конверта карточку-вопрос и отвечают.

    Порядок игры: I тур — все ребята берут по одной карточке;

    II тур — играют победители первого тура; III тур — играют победители второго тура; IV тур — суперигра (для победителей

    III тура). Карточки можно копировать, дополнять.

    Зачем кузнечику сабля?

    Для сражения

    Для откладки яиц

    Для красоты

    Для чего дятел по дереву барабанит?

    Чистит клюв

    Кому-то что-то сообщает

    Музыкой увлекается

    У кого когти самые сильные?

    У медведя

    У муравья

    Почему тюлененок растет как «на дрожжах»?

    Много спит

    Много ест

    Мало двигается

    Зачем зайцу большие уши?

    Чтобы лучше слышать

    Чтобы не перегреться

    Для торможения на поворотах

    Зачем страус голову в песок прячет?

    От страха

    Ищет пищу

    Зачем звери зализывают раны?

    Чтобы быстрее заживали

    Просто от боли

    С гигиенической целью

    Копытные

    Кошачьи

    Собачьи

    Как обезьяна рисуют?

    До определенного возраста неплохо

    Совсем не рисуют

    Какая змея самая ядовитая?

    Гремучая змея

    Как ходит сороконожка?

    На полусогнутых ногах

    Нога за ногу

    Не касаясь земли ногами

    Отчего дрожит мышка?

    Потому, что боится кошку

    Чтобы согреться

    Чтобы проветрить шкурку

    Почему у журавля один птенец?

    Откладывается только одно яйцо

    Сильный убивает слабого

    Вылупившийся птенец выбрасывает другие яйца

    Когда спят кенгуру?

    Вечером

    Кто чаще всех обедает?

    Птенцы ласточки

    Птенцы пеструшки

    Птенцы горихвостки

    Самая большая птица на земле.

    Журавль

    Самый крупный из всех медведей.

    Гималайский

    Самый сильный хищный зверь.

    Белый медведь

    Ответы

    1. Саблю имеет только самка. Она втыкают ее в песок или землю и по ней откладывает яйца.

    2. Не долбит, а именно барабанит. Так он призывает самок.

    3. Ни у кого нет таких когтей, как у гигантского броненосца, что живет в Южной Америке. Они длиной и шириной с ладонь.

    4. Много ест.

    5. Заяц ими потеет.

    7. Чтобы быстрее заживали.

    8. Всех «перепрыгала» обыкновенная лошадка, ее рекорд — 2 м 47 см в высоту и 22 м 16 см в длину.

    9. Как выяснилось, обезьяны с детства могут научиться рисовать* Они, как и дети, начинают рисовать с каракулей, а затем осваивают прямую линию, позднее — круг. На этом их способности иссякают.

    11. Сороконожка переставляет ноги след в след.

    12. Мышки дрожат не только от холода, но и для того, чтобы согреться.

    13. Журавли откладывают по два яйца, но птенец остается один. Вылупившиеся птенцы начинают жестокую драку, пока один не убьет другого.

    15. Птенцы пеструшки — более 500 раз в сутки.

    16. Страус.

    18. Белый медведь.

    МЫ - АРТИСТЫ!

    Игра на развитие творческого воображения. Карточки, которые вытягивают игроки, представляют собой творческие задания самого различного плана.

    1 карточка

    Представьте, что все звери вдруг решили стать вежливыми и здороваться друг с другом. Изобразите, как бы это сделали крокодилы, жирафы, обезьяны.

    2 карточка

    Изобразите мимикой и походкой встревоженного кролика, хмурого ястреба, восторженного поросенка.

    3 карточка

    Расскажите стихотворение А. Барто «Идет бычок, качается», изобразите ситуации, в которых вы: испугались собаки, хвастаетесь перед ребятами, немой.

    4 карточка

    Зоологические прыжки: попробуйте попрыгать так, как это делают воробьи, кенгуру, зайцы, лягушки, кузнечики.

    5 карточка

    Сочините историю про собаку, жившую в холодильнике; щуку, играющую на гитаре; ворону, которая любит кататься на велосипеде (на выбор).

    6 карточка

    Представьте, что вы — кошка, которая любит музыку. Исполните нам на кошачьем языке какую-нибудь песенку, а ребята попробуют ее угадать

    7 карточка

    Вы все знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков.

    8 карточка

    Представьте, что в зоопарке состоится концерт вокально-инструменталь- ных ансамблей, дуэтов и др. Подберите «артистов» для исполнения любой знакомой песни или мелодии так, как это могли бы сделать ансамбль в составе... (это ваш выбор).

    9 карточка

    На балу у Мухи-Цокотухи веселились и плясали только насекомые. Изобразите этих насекомых и станцуйте так, как могли бы танцевать тараканы, бабочки, кузнечики, стрекозы, майские жуки (на выбор).

    10 карточка

    Сочините текст песен про носорогов, или баранов, или волков, или белок (на выбор) аналогично «Песне про зайцев», которую исполняет Ю. Никулин в комедии «Бриллиантовая рука».

    11 карточка

    Придумайте автобиографию сказочных героев: Кота в сапогах, Медведя (на ваш выбор). Не забудьте сообщить: где и когда родился, кто родители, какую школу окончил, есть ли среднее или высшее образование, где и в качестве кого работал, в каких войсках служил, наличие наград.

    12 карточка

    Составьте хвалебную речь, где главным содержанием будут похвалы в адрес уважаемых лиц. В качестве героев будут персонажи басен И. А. Крылова (на ваш выбор). Выразите восторг и восхищение Моське — «за смелость в критике вышестоящих инстанций»; Лебедю, Раку и Щуке — «за принципиальность в отстаивании жизненных убеждений»; Муравью — «за последовательную борьбу с тунеядством».

    КТО КАК «РАЗГОВАРИВАЕТ»?

    Увеличьте до нужного размера и скопируйте игровые карточки на бумагу разного цвета, размножьте в зависимости от количества участников или команд и разрежьте.

    Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

    Ответы: 1 — А; 2 — Б; 3 — В.; 4 — Б; 5 — А; 6 — В.

    КРЕСС-КРОСС «МИР ЖИВОТНЫХ»

    Если в игре принимают участие несколько ребят или команд, можно увеличить и вывесить кресс-кросс (см. игровые карточки) или размножить для каждого участника.

    Для расшифровки необходимо разгадать загадки, найти ответы в головоломке и обвести (см. пример). Время на выполнение задания -— 3-5 минут.

    Загадки

    1. Стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова)

    2. Заплелись густые травы, закудрявились луга.

    Да и сам я весь кудрявый, даже завитком рога. (Баран)

    3. По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца)

    4. С бородой родился, никто не дивился. (Козел)

    5. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (Петух)

    6. Явился в желтой шубке — прощайте две скорлупки! (Цыпленок)

    7. В воде купался и сух остался. (Гусь)

    8. Серовато, зубовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк)

    9. Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой. (Медведь)

    10. У маленькой скотинки сто серебряных монет на спинке. (Сом)

    11. Под землей обитает, длинные норы копает. (Крот)

    Л
    Ь
    К
    Р

    Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

    Действующие лица: ведущий – 1 человек, помощник ведущего – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

    Оборудование: проектор, экран, сигнальные карточки с цифрами (1, 2, 3), регистрационная и итоговая ведомость, иллюстрации с изображением растений и животных: глухарь, рябчик, тетерев, кедровка, клест, поползень, бурундук, белка, лось, соболь, медведь, рысь, сосна, ель, лиственница, осина, береза, кедр, черемуха, багульник, полынь, прострел (сон-трава), кувшинка белая, рододендрон Даурский, полынь, амурский тигр, калан. (Иллюстрации см. в Презентации (Приложение )

    Ход игры

    Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена природе родного края, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ №№__________. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 6 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

    Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

    Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

    Первый тур “ Наши пернатые”

    Ведущий: первый тур нашей игры посвящен птицам, которые обитают в наших сибирских лесах. Каждой команде предстоит ответить на один вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

    Задания и ответы первого тура

    Крупная, сильная птица, держится глухих мест и болотистых массивов, питается ягодами, семенами растений, почками, сережками, хвоей. Суровые зимние ночи проводит под снегом. (Глухарь) Фотография или рисунок выводится на экран после ответа.

    Красивая серого цвета птица, напоминает небольшую курочку, водится в глухих зарослях леса. Питается ягодами, семенами растений, почками и сережками деревьев. Скрытая птица. Вылетает с шумом и летит в гущу леса. (Рябчик)

    Птица серого цвета, обитающая в лесах и по окраинам березовых колок. Питается ягодами, почками деревьев, вылетает на поля за зерновыми культурами. Весной собирается на ток, представляющий удивительное зрелище. (Тетерев)

    Птица с галку, шумливая и хорошо заметная, обитатель хвойных лесов. Окраска темная, каштаново-бурая, с частыми белыми пятнышками. Питается семенами и орехами хвойных деревьев. (Кедровка)

    Птицы держатся стаями в хвойных лесах. Во время кормежки подвешиваются к шишкам. Окраска самца оранжево-красная. Самки зеленовато-желтые. Верхняя и нижняя половинки клюва перекрещиваются на конце. (Клест)

    Небольшая подвижная короткохвостая птичка. Клюв прямой, довольно длинный. Верхняя половина тела голубовато-серая. От клюва через глаз проходит черная полоса. Нижняя сторона тела белая. Часто перемещается вниз головой. (Поползень)

    Второй тур “ Животные”

    Ведущий: Начинаем второй тур нашей игры, который посвящён животным нашего края. Каждой команде предстоит по очереди ответить на вопрос. Время на обдумывание – 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает один балл. В случае, если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

    Задания и ответы второго тура

    1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

    3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

    4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

    5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

    6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

    Третий тур “Что ты знаешь о них?”

    Ведущий: Мир растений полон тайн и загадок. Давайте попробуем проникнуть в эти тайны и попытаемся разгадать некоторые из них. Задание третьего тура, которое вам предстоит сейчас выполнить, связано с хвойными деревьями нашего края. Каждой команде в течение одной минуты предстоит ответить на один вопрос. В случае правильного ответа вы зарабатываете 1 балл. Если команда, которой задан вопрос, не дала правильного ответа, право ответить имеет команда, первой поднявшая сигнальную карту.

    Задания и ответы третьего тура

    1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему? (Сосна – светолюбивое дерево, и поэтому её ветки тянутся к свету. Нижние ветки, которым не хватает света, отмирают. Ель – теневыносливое дерево, поэтому оно сохраняет и нижние ветки.)

    2. Буря выворачивает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, поэтому никакому ветру не справится с ней, легче сломать ствол. У елей поверхностная корневая система, поэтому буря может легко выкорчевывать эти растения.)

    3. Какое дерево нельзя сплавлять по реке и почему? (Лиственницу нельзя сплавлять по реке, потому что она тонет, так как древесина ее тяжелая.)

    4. Почему ветки ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветки ели имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

    5. Хвойные деревья называют вечнозелеными. Меняется ли у них хвоя? Если да, то каким образом это происходит? (Только лиственница сбрасывает хвою на зиму. Остальные хвойные деревья сбрасывают или обновляют хвою постепенно, приблизительно 1/7 часть хвоинок они меняют ежегодно. Таким образом, получается, что хвойные деревья обновляют хвою один раз в семь лет. В городе из – за загрязненного воздуха это происходит чаще – 1 раз в 3–4 года.)

    6. Почему шишки у ели бывают только на верху кроны? (Для образования шишек нужно хорошее освещение. А также это объясняется тем, что семена ели распространяются ветром.)

    Четвертый тур “Зеленые друзья”

    Ведущий: Пятый тур нашей игры мы посвящаем деревьям, кустарникам и травам. В этом туре каждая команда имеет возможность набрать максимальное количество баллов – 6. Сейчас вы будете работать карточками с цифрами: 1,2,3, которые находятся у вас на столе. Я буду зачитывать вопрос, и давать три варианта ответов, задача команд – выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    Вопросы четвертого тура

    1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве ветра. Это дерево считают самым беспокойным, самым шумливым.

    1. Осина .
    2. Ольха.

    2. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, укрепляли здоровье, кора и древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали жилище зимой.

    1. Клен.
    2. Береза .
    3. Рябина.

    3. Это хвойное дерево гордость сибирской тайги. Похоже на сосну, только в пучке у него не по две хвоинки, как у сосны, а по пять.

    1. Акция.
    2. Лиственница.
    3. Кедр

    4. Это очень веселое деревцо. Оно всегда улыбается, а весной, когда покрыто пушистыми белыми цветками, – даже смеется. Если у него раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.

    1. Черемуха .
    2. Липа.
    3. Калина.

    5. Этот сильно пахнущий кустарник широко распространен на болотах, в заболоченных хвойных лесах. Нередко образует обширные заросли. Веточками или листьями этого растения перекладывают одежду для предохранения от моли. Обладает лечебными свойствами.

    1. Смородина.
    2. Багульник .
    3. Шиповник.

    6. Лекарственные свойства этого растения известны с давних пор. Если его лист пожевать, то во рту долго будет ощущение, как будто чем – то опалило. Запах этого растения не любят насекомые, поэтому его кладут в конуру собак для борьбы с блохами, а старушки в деревнях используют веники, которыми метут пол.

    1. Полынь .
    2. Крапива.
    3. Пижма.

    Пятый тур “Экологический”

    Каждой команде задается по одному вопросу, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

    1 команда. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

    2 команда. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

    3 команда. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

    4 команда. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

    5 команда. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

    6 команда. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

    Шестой тур “По страницам Красной книги”

    Ведущий: Этот тур посвящен редким животным и растениям. Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за минуту обсуждения должны определить, о каком растении или животном идет речь. В этом туре можно заработать дополнительный балл. Если команда, которой задавался вопрос, ответила неверно, то право ответа переходит команде, первой поднявшей сигнальную карточку. За правильный ответ команда получает один балл.

    Описание животных и растений, ответы:

    1. В начале цветения в мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только мохнатый венчик фиолетового цвета. Существует поверье, что это растение обладает усыпляющим действием. (Прострел, сон-трава.)

    2. Этому растению приписывали чудодейственную силу, его называли одолень–травой. Свое название растение получило в честь мифологических нимф. Растет в стоячих водоемах, а сорванный цветок, быстро закрывается и вянет. (Кувшинка белая.)

    3. Сильно пахнущий кустарник до 2 метров высоты. Цветет до распускания листьев. Цветы розовые. Высокодекоративное растение, в массе обламывается на букеты. (Рододендрон даурский, Багульник.)

    4. В отличие от других хищников – настоящий морской зверь, редко выходящий на сушу. Всю свою жизнь он проводит во льдах арктических морей, бродя в поисках тюленей и другой пищи. Это самый крупный из наземных хищников. (Белый медведь.)

    5. Дикая кошка. Обитает на Дальнем Востоке. Численность зверей приближается к 150. (Амурский тигр.)

    6. Весит до 40 кг, а длина его вместе с хвостом бывает до 1,5 метра. Питается он морскими ежами, моллюсками, крабами, доставая их со дна, и поэтому держится вблизи берегов. Одно из немногих животных, умеющих пользоваться орудиями. Достав со дна морского ежа, он ложится на воде на спину, и ловко орудуя передними лапами, извлекает его из панциря с помощью камня. (Калан.)

    Седьмой тур “Гонка за лидером”

    (Проводится в том случае, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов.)

    Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

    Вопросы для 1-й команды

    1. Нос птицы. (Клюв .)
    2. Птичий домик. (Гнездо .)
    3. Ночная птица. (Сова .)
    4. Насекомое, дающее мед. (Пчела .)
    5. Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

    Вопросы 2-й команде

    1. Мелкая зимующая птица. (Воробей )
    2. Ребенок курицы. (Цыпленок )
    3. Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)
    4. Домашний сторож. (Собака .)
    5. Плод дуба. (Желудь .)

    Вопросы 3-й команде

    1. Зимнее логово медведя. (Берлога .)
    2. Самое длинноногое животное. (Жираф .)
    3. В каком слове 40 “А”. (Сорока .)
    4. Из какого дерева делают спички. (Осина .)
    5. Земноводное, живущее в воде. (Лягушка .)

    Вопросы 4-й команде

    1. Самое большое животное. (Кит .)
    2. Птица, которая не боится мороза. (Пингвин .)
    3. Кошка, с кисточками на ушах. (Рысь .)
    4. Какую ягоду не едят. (Волчью .)
    5. Дом скворца. (Скворечник .)

    Вопросы 5-й команде

    1. Колобок, обросший иглами. (Еж .)
    2. Самый высокий зверь. (Жираф .)
    3. Самая страшная рыба. (Акула .)
    4. Какого цвета ландыш. (Белого .)
    5. Какую птицу называют лесным доктором. (Дятла .)

    Вопросы 6-й команде

    1. Где живут пингвины. (На южном полюсе .)
    2. Домашний сторож. (Собака .)
    3. Корова в детстве. (Теленок .)
    4. Что снесла курица. (Яйцо .)
    5. Где живут зебры. (В Африке .)

    Ведущий: Наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри подведет итоги и сообщит результаты каждой команды. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Предоставляем слово нашему жюри.

    Награждение: команды, занявшие призовые места награждаются грамотами, остальные – благодарностями.

    Практическая часть материала

    В результате проведения игры “Знатоки природы” у школьников расширяются знания о животном и растительном мире родного края, появляется стремление узнать о нем больше, формируется умение работать в группе.

    Экологическую игру “Знатоки природы” можно проводить как массовое мероприятие для учащихся 5-6 классов в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования. Состав животных и растений можно подобрать с учетом региональной особенности региона.

    Список литературы

    1. Аксенова М., Исмаилова С. Энциклопедия для детей, т2 Биология, “Аванта +”, 1995. – 673с.
    2. Бояркин В.М. География Иркутской области: Учебное пособие для средних школ. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство. 1885. – 176с.
    3. Кельбас Р.В., Емельянова Т.В. Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры // Дополнительное образование, 2004. №5. с 48–53.

    Итоговая ведомость

    Интеллектуальная экологическая игра “Знатоки природы”

    Члены жюри :1.Ф.И.О Подпись Число, год.


    ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

      1. Экологическая игра «Тайны живой природы».

    Цель: развитие познавательного интереса учащихся к изучению живой природы, организация содержательного досуга детей.

    Задачи:

      закрепление и углубление знаний о богатстве и многообразии живой природы;

      развитие интеллектуальной сферы;

      формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, умения работать сообща .

    Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация игры, карточки с заданиями, объекты живой природы (например, шишки ольхи, лиственницы, раковины моллюсков и др.)

    Ход мероприятия.

    Учащиеся делятся на две команды. Перед ними на экране игровое поле, которые представлено пятью группами вопросов о живой природе (рыбы, птицы, звери, насекомые, деревья). Каждая группа распределена по цветам (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый). В каждом вопросе имеется 3 подсказки. Задача каждой команды ответить на вопрос, используя наименьшее количество подсказок. За правильный ответ с первой подсказки команда получает 3 балла, если команда отвечает правильно со второй подсказки – 2 балла, если с третьей – 1 балл. В игре побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

    Участники команд поочередно выбирают категорию вопроса, совещаются в течение 30-50 секунд и стараются правильно ответить на вопрос с первой подсказки. Если команда использовала все три подсказки и не дала правильного ответа, на этот вопрос может ответить команда соперников, сохраняя за собой право очередного выбора вопроса.

    При выборе отельных категорий необходимо выполнить задание. В этом случае участвуют обе команды и зарабатывают баллы по усмотрению ведущего.

    Для избегания конфликтной ситуации при ответах детей имеет смысл выбрать капитанов команд и принимать в качестве правильного ответа команды тот ответ, который озвучит капитан.

    Вопросы игры

    Подсказки

    Ответ

    Рыбы

      Масса этой рыбы может достигать 300 килограмм.

      Обитает в омутах, на большой глубине.

      Имеет усы. Глаза этой рыбы очень маленькие.

    Сом

    Рыбы

      Аквариумная рыбка.

      Имеет длинный хвостовой плавник.

      Умеет «исполнять желания».

    Золотая рыбка

    Рыбы

      Крупная хищная рыба.

      Живет в море.

      Может напасть на человека в воде и съесть его.

    Акула

    Рыбы

      Мелкая речная рыба.

      Имеет колючий спинной плавник.

      Уха из этой рыбы считается особо наваристой.

    Ёрш

    Птицы

      Крупная птица.

      Перьями этой птицы украшали шляпы.

      Не умеет летать.

    Страус

    Птицы

      Эти птицы часто дерутся между собой.

      Масса может достигать 5 и более килограмм.

      Кричит КУ-КА-РЕ-КУ

    Петух

    Птицы

      Питается насекомыми.

      Остается зимовать в городе.

      Грудка желтого цвета.

    Синица

    Птицы

      Лесная птица.

      Питается семенами сосны и ели.

      Эту птицу называют лесным доктором

    Дятел

    Звери

      Живет в лесу.

      Хищник.

      Всю зиму спит в берлоге.

    Медведь

    Звери

      Небольшой зверек, грызун.

      Делает запасы на зиму.

      Корм переносит в защечных мешках.

    Хомяк

    Звери

      Хищная кошка.

      Живут небольшими группами (прайдами).

      Это животное называют царем зверей.

    Лев

    Звери

      Питается растительной пищей.

      Имеет пушистый хвост.

      Живет в лесу на деревьях.

    Белка

    Насекомые

      Прыгающее насекомое.

      Питается растительной пищей.

      Имеет зеленую окраску тела.

    Кузнечик

    Насекомые

      Хищное насекомое.

      Живут большой семьей.

      Строят жилища до полутора метров в высоту.

    Муравей

    Насекомые

      Мелкое летающее насекомое.

      Имеет два крыла.

      Кровью питаются только самки.

    Комар

    Насекомые

      Опыляет растения.

      Может больно ужалить.

      Один из продуктов его жизнедеятельности - мед.

    Пчела

    Насекомые

      Хищник.

      Имеет огромные глаза.

      Личинка развивается в воде.

    Стрекоза

    Деревья

      Цветет одновременно с распусканием листьев.

      Очень прочная древесина.

      Плод этого дерева – желудь.

    Дуб

    Деревья

      Теневыносливое дерево.

      Хвойное дерево.

      Украшают новогодними игрушками.

    Ель

    Деревья

      Используется в озеленении улиц города.

      Об этом дереве сложено много песен и стихов.

      Ствол белый.

    Берёза

    Деревья

      Дерево особенно красиво осенью.

      Имеет большие рассеченные литья.

      Лист – символ Канады.

    Клён

    Задание №1. «Изобрази живой предмет»

    От каждой команды выходят по 2 – 3 человека. Ведущий раздает им карточки, на которых изображены (написаны) различные живые объекты. Каждому участнику необходимо молча с помощью жестов, мимики изобразить это животное (например, одуванчик, ель, пингвин, лиса, бабочка, кузнечик, кошка, цапля и т.д.). Оставшиеся участники команд пытаются определить, что было изображено. Ведущий оценивает качество выполнения заданий и степень участия обеих команд.

    Задание №2. Игра «Рыба, птица, зверь».

    Все участники обоих команд встают и запоминают движения. Рыба – рукой необходимо показать, как плывет рыбка (волнообразные движения). Птица – подпрыгивание на обеих ногах на одном месте. Зверь – все участники должны присесть на корточки. Насекомое – похлопать в ладоши. Дерево – поднять руки вверх. Ведущий называет животных и деревья. Например, заяц – участники команд должны присесть, потому что заяц- это зверь. Например, бабочка – участники команд должны похлопать в ладоши, потому что бабочка - насекомое. Например, щука – участники команд должны рукой показать волнообразные движения, потому что щука – рыба. Например, тополь – участники команд должны поднять руки вверх, потому что тополь – дерево. Ведущий называет животных и деревьев по своему усмотрению и следит, как выполняют задания участники команд. Те ребята, которые ошиблись при выполнении задания – переходят на противоположную строну напротив своей команды, и продолжают выполнять следующие задания вместе с оставшимися участниками команды. По своему усмотрению ведущий прекращает игру и смотрит, сколько игроков из каждой команды перешло на противоположную сторону. Большее количество баллов набирает та команда, участники которой меньше допустили ошибок. Ведущий оценивает выполнение задания. Например, первая команда - 3 балла, вторая команда – 2 балла.

    Задание № 3. Игра «Передай предмет».

    Одному из участников каждой команды передается предмет живой природы, например, плод каштана, шишка сосны и т.д. Под музыку участники обоих команд передают этот предмет по цепочке, так, чтобы он побывал в руках у каждого участника своей команды. Когда музыка останавливается, участники команд, в руках которых остался предмет, выходят в середину зала. Предмет снова возвращается в команду, и игра продолжается до тех пор, пока в середину зала не выйдут по 2-3 участника из каждой команды. Затем ведущий убирает предметы живой природы и тем участникам, которые вышли из команды задает вопросы, связанные с данным предметом, (например, как называется предмет живой природы, или в какое время цветет дерево, плод которого вы передавали?). Очень интересно использовать мелкие или хрупкие предметы живой природы, например засушенные листья деревьев, сережки березы, плоды липы и др.

    Большее количество баллов получает та команда, которая точнее ответит на вопросы.

      1. Экологическая игра « Планета животных».

    Цель: развитие познават ельного интереса к миру природы, организация содержательного досуга детей.

    Задачи:

      з акрепление и углубление знаний о многообразии животного мира»;

      расширение кругозора учащихся;

      развитее логического мышления.

    Оборудование: мультимедийная установка, презентация игры, карточки с ответами, бумага, ручка.

    Ход мероприятия.

    Перед каждым участником мероприятия на столе разложены карточки с названиями животных (слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра), ручка и бумага для подсчета баллов.

    Ведущий задает вопрос о животных (вопрос появляется на экране) , учащиеся некоторое время думают, затем поднимают карточку или несколько карточек с названиями тех животных, которые, по их мнению, соответствуют правильному ответу . За каждую правильно поднятую карточку участники игры записывают один балл, за каждую неправильно поднятую карточку – один штрафной балл. Правильных ответов на вопрос может быть разное количество: один правильный ответ, несколько правильных ответов, правильных ответов может не быть.

    Если при ответе на вопрос были подняты не все карточки, штрафные баллы не ставятся, а ставится только то количество баллов, сколько поднято карточек с правильными ответами. В конце игры каждый участник подводит итоги: находит разницу между количеством баллов за правильные ответы и количеством штрафных баллов.

    Вопросы игры:

    Вопросы

    Ответы

    Максимальное кол-во баллов

    Это животное умеет летать.

    Стрекоза, серый сорокопут, репейница.

    Это животное живет в воде.

    Синий кит, щука, выхухоль

    Это животное хищник.

    Стрекоза, кобра, щука, панда, серый сорокопут.

    Это животное занесено в Красную Книгу Ульяновской области.

    Серый сорокопут, выхухоль.

    Это животное улетает зимовать в теплые страны.

    Репейница.

    У этого животного есть сердце.

    Слон, панда, выхухоль, серый сорокопут, репейница, стрекоза, щука, синий кит, морская свинка, кобра.

    У этого животного есть чешуя.

    Репейница, кобра, щука.

    Это животное самое крупное на Земле.

    Синий кит

    У этого животного нет позвоночника

    Репейница, стрекоза

    Это животное ядовитое.

    Кобра.

    У этого животного есть особый орган чувств – боковая линия.

    Щука.

    У этого животного 2 крыла.

    Серый сорокопут.

    Это животное может ужалить.

    У этого животного нет усов.

    Серый сорокопут, слон, щука, кобра.

    У этого животного есть когти.

    Серый сорокопут, морская свинка, панда, выхухоль.

    Детеныши этого животного питаются молоком матери.

    Морская свинка, слон, панда, выхухоль, синий кит.

    У этого животного очень слабое зрение. Выберите двух животных, у которых по вашему мнению зрение хуже, чем у остальных .

    Выхухоль, кобра.

    У этого животного хорошо развиты резцы.

    Морская свинка, слон.

    У этого животного нет хвоста.

    Стрекоза, репейница, морская свинка.

    Детеныши этого животного рождаются опушенными, зрячими, вполне готовыми к самостоятельной жизни .

    Морская свинка.

    У этого животного есть хобот.

    Слон, выхухоль, репейница.

    Это животное изображено на эмблеме М еждународного союза охраны природы.

    Панда.

    Данную игру можно использовать в качестве диагностики знаний учащихся по теме «Многообразие животного мира». Результаты диагностики приведены ниже.

    Высокий уровень: от 41 балла и выше;

    Уровень выше среднего: от 31 до 40 баллов;

    Средний уровень: от 21 до 30 баллов;

    Уровень ниже среднего: от 11 до 20;

    Низкий уровень: до 10 баллов.

      1. Экологическая викторина « Люблю тебя, мой край родной!»

    Данное мероприятие может быть использовано как контрольное занятие по теме «Природа родного края». Перед проведением экологической викторины целесообразно организовать экскурсию в природу для того, чтобы обучающиеся могли обобщить и закрепить свои знания о растительном и животном мире.

    Цели и задачи:

      контроль знаний обучающихся о природе родного края;

      пропаганда экологических знаний;

      развитие познавательного интереса к изучению родной природы;

      воспитание экологической культуры детей.

    Оборудование: мультимедийная установка, компьютерная презентация викторины, бланки для ответов, ручки.

    Ход мероприятия.

    Каждому участнику мероприятия необходимо письменно ответить на вопросы. В целях экономии времени целесообразно подготовить бланки для ответов, в которых пронумерованы вопросы и задания.

    Вопросы и задания викторины.

      «Деревья и кустарники родного края». По внешнему виду необходимо определить название растительного объекта:

      Дуб

      Клен

      Липа

      Вяз

      Рябина

      Осина

      Лиственница

      Тополь

      Ива

      Сосна

      Каштан

      Ясень

      Береза

      Лещина (орешник)

      Ель

    Время для выполнения задания – не более 15 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

      «Следы животных». По внешнему виду следов необходимо определить млекопитающих Ульяновской области:

      Лось

      Белка

      Медведь

      Лиса

      Волк

      Заяц

      «Звуки природы». Прослушав аудиозаписи голосов животных, необходимо определить вид животного:

      Соловей

      Сорока

      Ворона

      Курица

      Кузнечик

    Время для выполнения задания – не более 5 минут. За каждый правильный ответ - 1 балл.

      «Природный символ Ульяновской области». Чередуя буквы в определенной закономерности необходимо составить название животного, который является природным символом Ульяновской области: Солнечный орёл.

    Время для выполнения задания – не более 3 минут. Правильный ответ - 3 балла.

      «Правила поведения в природе». Используя подсказки (знаки), необходимо составить правила поведения в природе. Чем больше и точнее будет составлено правил поведения в природе, тем больше количество балов могут заработать участники викторины. Время для выполнения задания – не более 10 минут.

    Вверх