III. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания. Excel – помощник учителя во внеурочное время Опросник личностный рост для младших школьников


Гуманистические ценности Объекты отношения Ценностное отношение (признаки личностного роста) Антиценностное отношение (признаки личностного регресса) Семья Уважение семейных традиций, гордость за свой род Игнорирование ответственности за продолжение жизни Отечество Гражданственность, патриотизмОбывательство, иждивенчество Земля Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам Потребительское отношение Мир Миротворчество, пацифизмМилитаризм Труд Трудолюбие, творчествоЛень Культура ИнтеллигентностьБескультурье, хамство и вандализм Знания ЛюбознательностьНевежество


Другие люди (такие же, как Я сам) Гуманность, милосердие Жестокость Иные люди (не такие, как Я) ТолерантностьНационализм, расизм Я - телесноеЗабота о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни Пристрастие к вредным привычкам и постепенное разрушение организма Я - душевноеСамопринятие и душевное здоровье Комплекс неполноценности Я - духовноеСвобода, включающая самостоятельность, самоопределение, самореализацию человека Превращение личности в «социальную пешку»




Типы отношений: 1.Ситуативные отношения (изменчивость и детерминированность конкретной жизненной ситуацией). 2.Устойчивые отношения (осознанные, отрефлексированные отношения фиксируются в позиции). 3.Незыблемые отношения (постоянство, характерное для фанатиков или подвижников).


Диагностика личностного роста Опросный лист для учащихся 9 – 11 классов Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»): «+4» - несомненно, да (очень сильное согласие); «+3» - да, конечно (сильное согласие); «+2» - в общем, да (среднее согласие); «+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие); «0» - ни да, ни нет; «–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие); «–2» - в общем, нет (среднее несогласие); «–3» - нет, конечно (сильное несогласие); «–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие). Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!


Бланк для ответов Фамилия, имя (Вы можете указать по желанию)_________________


Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение: твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)? твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)? твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы? твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)? книги, журналы, телевизор, интернет? что-то еще (укажи, что именно)? Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.


Принципы диагностического опросника: - содержащиеся в опроснике утверждения должны побуждать подростка демонстрировать свое отношение к миру, к другим людям, к самому себе; - формулировки высказываний должны быть понятными для школьников и восприниматься ими однозначно; - текст опросника должен быть составлен таким образом, чтобы избежать возможного конформного поведения школьников, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису. Для этого подросткам необходимо предоставить право анонимного заполнения анкеты; - тезисы опросника должны быть сформулированы так, чтобы тот или иной ответ не выглядел в глазах школьника заведомо общественно одобряемым.


Принципы проведения диагностики: Проводится в условиях стабильности Доверие к проводящему диагностику Возможность выбора анонимности Ограниченное время на ответ (30 мин.) Вопросы-перевертыши Показатель диагностики – не есть результат только деятельности классного руководителя Нельзя проводить часто (дважды в год)


Что делать с результатами диагностики? Обработать и систематизировать Таблица 8. Характер отношений школьников к иным людям устойчиво-негативное0% школьников ситуативно-негативное35% школьников ситуативно-позитивное58% школьников устойчиво-позитивное7% школьников


Что дают результаты диагностики? Результаты как минимум двух опросов дадут представление о динамике личностного роста, об успешности реализуемой вами деятельности Представление о наиболее проблемных аспектах воспитанности школьников (анализ - цель - планирование) Масштабы той или иной проблемы (% соотношение) Последний вопрос может дать представление о влиянии именно школы на личностное развитие школьников.


Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин) Образное описание стадий развития коллектива. 1 ступень. «Песчаная россыпь» 2 ступень. «Мягкая глина» 3 ступень. «Мерцающий маяк» 4 ступень. «Алый парус» 5 ступень. «Горящий факел» Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей.


Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе Опросный лист Анкета, которую мы предлагаем тебе заполнить, поможет улучшить отношения между школьниками в вашем коллективе, сделать его дружнее и сплоченнее. Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: их всего три. 1.Представь, что ваш класс отправляется в самостоятельное и нелегкое путешествие. Кого бы ты хотел видеть командиром вашей группы? Если бы вашему классу пришлось участвовать в школьной олимпиаде по учебным предметам, кого бы ты хотел видеть капитаном этой команды? Кого из класса ты бы пригласил к себе на вечеринку, день рождения или просто в гости? После каждого вопроса напиши по три фамилии тех своих одноклассников, которые соответствуют твоему выбору. Обязательно подпиши свою анкету. Спасибо!


Обработка полученных результатов Кого выбирают Кто выбирает А.....Б.....В.....Г.....Д.....Е.....Ж....З..... А Х1,1,11,1 11 Б,1,1Х11,11 В,1Х1,1,1 1 Г,11,1,1Х111,1 Д,1,11,1Х11 Е,11,1,1 Х1 Ж,1,1 1,1Х З,1,1 Х Общее число выборов (рейтинг)


Интерпретация полученных результатов Полученные рейтинги покажут вам в наиболее общем виде картину межличностных отношений в коллективе. Анализируя их можно сделать вывод о наличии в нем: лидеров – авторитетных школьников, имеющих заметно более высокие рейтинги (в нашем случае это школьники Б и Г); рядовых членов коллектива, которые поддерживают в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива – они имеют средние рейтинги (в нашем случае это школьники А, Е и Ж); одиночек, то есть тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом своих одноклассников или только друг с другом – они имеют невысокие рейтинги (в нашем случае это школьники В, Д и З); отверженных, то есть тех, кто не принят в коллективе – они, как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1-2 балла. Если проанализировать взаимные выборы членов коллектива и выявить совпадения выборов друг друга теми или иными школьниками, то можно получить представление о дружеских отношениях и личных взаимных симпатиях в коллективе. Например, в нашем случае такой вывод можно сделать о школьниках А и Б, Б и Г, В и Д – они всегда называли фамилии друг друга в ответах на все предложенные им вопросы.


Экспертная оценка использования воспитательного потенциала совместной деятельности школьников и педагогов Рекомендации: источники информации (наблюдение за деятельностью педагогов, собеседование, анализ планов или программ организации воспитательного процесса); каков воспитательный аспект проводимых дел. Действительно ли они воспитывающие или направлены только на то, чтобы научить чему-то, выполнить работу, победить, заполнить досуг и т.д.? Тенденция сводить воспитательный процесс в основном к классным часам. степень участия и самостоятельности школьников в планировании, подготовке, проведении и анализе тех или иных дел (детское самоуправление).


Другие предметы мониторинга процесса воспитания 3.Профессиональная позиция педагога 4.Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания: Материально-техническое оснащение Укомплектованность квалифицированными кадрами Предметно-эстетическая среда Деятельность детских объединений и органов самоуправления Программное обеспечение процесса воспитания

Личностный рост - это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост - это путь к счастью и успеху.

Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности учащихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей учащихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба и творческие достижения; ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать зачастую дремлющие в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса нашей гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» учителя начальных классов обратились к такой актуальной форме оценивания личных результатов как портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого ученика преобладает тот или иной вид мотивации. Потрфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.

Любая работа детей - большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают.

Наполнение портфолио не стало для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников.

Личностный рост - своеобразный выход за рамки уже достигнутого. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность. Задачи для учителя:

1.Создавать оптимальные условия.

2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.

3.Формировать самостоятельность.

4.Быть эмоционально гибким.

Особо отметим, что оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:

— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;

— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");

— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Цели формирования портфолио:

Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио - коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.

Основным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.

Для успешного формирования УУД учащихся начальной школы необходимо вести мониторинг, делать необходимую корректировку, планировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся. С этой целью собирают учителя начальных классов в гимназии № 73 «Ломоносовская гимназия» такие материалы, как:

1) мониторинг сформированности УУД класса в целом;

2) карты наблюдений за учеником, которые имеют следующие страницы:

· анкетирование родителей;

· изучение особенностей развития дошкольника;

· его готовность к обучению в школе;

· диагностика первичной адаптации ребенка в школе;

· диагностика сформированности УУД.

Наиболее подробно мы остановимся на диагностике личностных УУД

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся:

Знание моральных норм;

Умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами;

Умение выделить нравственный аспект поведения.

Основные характеристики личностного развития учащихся начальной школы:

1) самоопределении

2) смыслообразование

3) нравственно-этическая ориентация

Для диагностики педагогами начальных классов нашей гимназии были выбраны следующие методы и методики:

Анкетирование,

Метод наблюдения.

Рассмотрим более подробно специфику проведения методики анкетирования.

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения.

Оцениваемые УУД:

Действия, направленные на определение своего отношения к школе

Действия, устанавливающие смысл учения

Метод оценивания: индивидуальная беседа.

Опираясь на критерии, оцениваем уровень сформированности самоопределения и смыслообразования.

Критерии оценивания:

1.Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

2. Проявление особого интереса к новому, школьному содержанию заданий.

3. Предпочтение классных занятий индивидуальным занятиям дома, социального способа оценки знаний (отметки)

Уровни оценивания:

0. Отрицательное отношение к школе.

1. Положительное отношение к школе, но и сохранение дошкольной ориентации.

2. Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности.

3. Сочетание ориентации на социальные и собственные аспекты школьной жизни.

Результаты диагностики заносятся в общую таблицу по классу и отдельно в карту развития каждого ученика. Следующая диагностика в конце учебного года (см. приложение № 1-4).

В течение года ведется большая промежуточная работа по формированию УУД.

Отвечая требованиям ФГОС, каждый учитель планирует результаты по формированию УУД, анализирует результаты и составляет план работы на следующий год.

Естественно, что при проведении того или иного опроса, анкетирования могут возникнуть некоторые трудности. Встретились с ними и наши педагоги:

1.Результаты диагностики не всегда являлись точными и объективными, т.к. на них влияет много факторов: настроение, самочувствие ребенка, желание его сотрудничать в данный момент, чисто индивидуальные особенности каждого.

2.Одному педагогу очень сложно бывает провести индивидуальную беседу с каждым из 30 учеников, уложившись во временные рамки урока.

А теперь перейдем к методу наблюдения, как к наиболее доступному и распространенному методу изучения учащихся в педагогической практике.

Цель: выявление личностных особенностей детей в процессе учебно-воспитательной деятельности.

Оцениваемые УУД:

· внутренняя позиция школьника;

· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

· осознание ответственности человека за общее благополучие;

· развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метод оценивания: наблюдение согласно заданной карте наблюдения (см. приложение № 5, 6, 10).

Критерии оценивания:

1. Отношение к школе и мотивация учения.

2. Оценка собственной деятельности и уровень сформированности сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

3. Отношение к общему делу, способ общения в коллективе.

4. Нравственно-эстетическое отношение к своему труду и к деятельности других.

Уровни оценивания:

1.Отрицательное отношение к школе, к результатам общего дела и т.д.

2.В основном равнодушное отношение, но иногда проявляет интерес к общему делу.

3.В половине случаев проявляет интерес к общему делу, положительное отношение к школе, в половине - отрицательное отношение, без интереса к общему делу.

4.В основном положительное отношение к школе, к общему делу, только иногда проявляется негативное отношение.

5.Во всех случаях только положительное отношение к школе, интерес к общему делу.

Результаты наблюдения заносятся в карту наблюдения, итог подводится три раза в течение учебного года: в ноябре, феврале и мае. Затем по результатам оценивания личностных УУД, полученных в ходе анкетирования, наблюдения, самооценивания, подводится итог уровня сформированности личностных УУД.

К достоинствам наблюдения мы относим:

· Предоставляется возможность судить о многих деталях «живого» педагогического процесса в их динамике.

· Позволяет фиксировать события и проявления непосредственно в момент их протекания.

· Получаем фактические сведения, а не мнения других.

Недостатками этого метода является:

· Наличие элементов субъективизма в анализе и оценке фактов со стороны наблюдателя.

· Недоступность некоторых сторон деятельности - мотивов, эмоционального состояния.

· Наблюдение за малым количеством детей, чтобы получить качественные результаты.

Поэтому, чтобы восполнить данные, которые невозможно получить в ходе наблюдения, мы дополнили их диагностикой мотивации учения и диагностикой самооценки учащегося после выполнения работы (см. приложение № 7,8,9).

Таким образом, за счет наблюдения в процессе учебно-воспитательной деятельности и использования параллельно с ним анкетирования родителей и учащихся мы получаем максимально приближенную к реальности картину личностных УУД каждого ребенка.

Предлагаем вашему вниманию систему оценивания личностных УУД, которые были подробно описаны выше, представленные последовательно в ряде приложений № 1-10.

I. Цель мониторинга

II. Предмет мониторинга

Личность самого воспитанника – главный показатель эффективности процесса воспитания.

Детский коллектив – одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Профессиональная позиция педагога – еще одно из важнейших условий развития личности ребенка.

Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Экспертиза

III. Изучение личности школьника как главного показателя эффективности процесса воспитания

1.Диагностика личностного роста школьников

Что же такое этот личностный рост?

В чем же суть диагностики личностного роста?

Опросный лист для учащихся 6 – 8-х классов

Опросный лист для учащихся 9 – 11-х классов

Обработка результатов

Интерпретация результатов

2. Индивидуальное диагностическое собеседование

Ситуация 1.

Ситуация 2.

Ситуация 3.

Ситуация 4.

Ситуация 5.

Ситуация 6.

Ситуация 7.

Ситуация 8.

Ситуация 9.

Ситуация 10.

IV. Изучение детского коллектива как условия развития личности школьника

1.Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив»

Ход выполнения

Образное описание стадий развития коллектива

Обработка полученных данных

2.Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе

Опросный лист

Обработка полученных результатов

Пример социометрической таблицы

Интерпретация полученных результатов

V. Изучение профессиональной позиции педагога как условия развития личности школьника

1. Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя

Как осуществляется диагностика

Опросный лист №1

Опросный лист №2

Обработка результатов.

Интерпретация результатов.

2.Методика изучения профессиональных ориентиров педагогического коллектива в сфере воспитания

Опросный лист

Обработка и интерпретация результатов

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания

Детские объединения

Органы ученического самоуправления

Школьная концепция воспитания

Школьные программы воспитания

План воспитательной работы классного руководителя

Литература

В книге представлена разработанная на основе современных научных достижений система мониторинга школьного воспитания; содержатся конкретные методические рекомендации к проведению такого мониторинга; а также приводятся полные описания специально разработанных диагностических процедур, позволяющих выявить эффективность процесса воспитания в школе. Данное методическое пособие написано с позиций гуманистической педагогики, ставящей человека превыше всевозможных концепций, программ, технологий воспитания и строящейся на базовом принципе «не навреди».

Адресована школьным педагогам, администрации образовательных учреждений, методистам ИПК и ИУУ, работникам управлений образованием.

В последние годы система образования в России претерпела значительные перемены, и как полагается весь этот процесс шел поэтапно. Стартовой площадкой для внедрения ФГОС второго поколения стала начальная школа. Но сегодня с уверенностью можно сказать, что ФГОС начального общего образования дает качественно новое представление о содержании начального образования. В профессиональную жизнь педагога вошло понятие «универсальные учебные действия» - как ключевой термин для понимания современных требований к результативности образовательного процесса. Именно эти требования и становятся объектом целенаправленной работы педагога по формированию личности учащегося и, как следствие, объектом измерения и оценки его достижений.

В современной системе образования отчетливо прослеживаются сдвиги от получения определенного набора знаний к формированию самостоятельной, творческой, гибкой личности, способной действовать в соответствии с изменяющимися условиями; совершенствоваться и самообучаться.

Таким образом, развитие личности учащегося, раскрытие его потенциала, талантов, становление самосознания, самореализации переходит из разряда одного из возможных подходов к обучению, в разряд основных требований к результатам обучения детей в школе.

Современный стандарт предъявляет новые требования и к системе оценивания предметных результатов освоения программного материала. Метапредметные и предметные результаты подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Личностные же результаты ученика не подлежат итоговой оценке.

Можно ли все вышеперечисленное отследить и измерить привычными способами контроля и оценки? Частично - да. А как измерить метапредметные результаты или личностные достижения учащихся?

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития личности ученика является мониторинг, который позволит своевременно сделать необходимую корректировку, спланировать дальнейшую работу по развитию действий учащихся.

С этой целью нами была разработана «Карта личностного роста», которая отражает динамику роста личности ученика по следующим критериям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь» и «Психологические аспекты» на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении. В них нашла свое отражение и оценка творческой деятельности учащегося. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Безусловная ценность «Карт личностного роста» заключается в том, что она способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку и родителям, что ведение «Карт личностного роста» - это не гонка за количеством дипломов и всевозможных грамот! Таким образом, первичным становится сам процесс участия в учебной деятельности или в творческой работе, а вторичным - его результат.

«Карты личностного роста» - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период его обучения с 1-го по 9-й классы.

«Карты личностного роста» дополняют традиционные контрольно-измерительные средства и позволяют учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

В отличие от Портфолио, которое является лишь коллекцией работ и результатов учащегося, уникальность и инновационность «Карты личностного роста» заключается в том, что:

  • в них фиксируются результаты мониторинга конкретного ученика на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении;
  • в возможности увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом (в динамике);
  • в сборе, систематизировании и фиксировании индивидуальных результатов развития конкретного ученика по формированию метапредметных УУД;
  • в диагностике возможностей и особенностей развития конкретного ребенка;
  • в выявлении динамики индивидуальных образовательных достижений конкретного ребенка на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении;
  • в построении индивидуальной траектории развития конкретного ребенка;
  • в простоте работы с «Картой личностного роста» - доступность и наглядность;
  • в необходимости организации тесного сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления «плюсов» и ликвидации «минусов » в образовательных, воспитательных и коммуникативных достижениях конкретного ребенка;

Таким образом, «Карты личностного роста» позволяет скорректировать отношения к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его деятельности, но и наглядно демонстрирует пробелы в компетенциях различного вида. В «Карте личностного роста» отражается значимая информация для определения стратегий индивидуальной работы с конкретным учащимся, что позволит классному руководителю наметить план действий по преодолению имеющихся трудностей либо дальнейшему развитию учащегося.

Следует подробнее остановиться на критериях мониторинга, который осуществляется по трем направлениям: «Диагностика успеха», «Социальная жизнь», «Психологические аспекты».

  1. «Диагностика успеха» ребенка включает в себя следующие параметры:
  • «Мои учебные достижения» - что является по своей сути мониторингом УУД ученика. Динамика этого параметра позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Проводить его следует раз в год (за исключением первого года обучения) по единой стандартной процедуре. Началом системной диагностической работы учителя является педагогическая диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе, которую мы осуществляем благодаря ……. «Школьный старт». Диагностика «Школьный старт» - стартовая готовность - это совокупность умений (т.е. владение способами действия, мышления, общения), которые позволяют ребенку успешно осваивать учебный материал и включаться в образовательные ситуации, которые создает для него педагог. Психологическая и стартовая готовность взаимно дополняют друг друга и дают общее видение перспектив обучения и развития ребенка в конкретной образовательной среде. При совместном применении и взаимосвязанном анализе результатов диагностики психологической и стартовой готовности у нас, у взрослых, обучающих и сопровождающих развитие ребенка, появляется возможность максимально настроить образовательный процесс на каждого конкретного ученика, усилить положительное влияние той или иной образовательной системы. Следует еще раз упомянуть о том, что вышеуказанная диагностика «Школьный старт» проводится один раз - в начале первого класса. Именно поэтому в диаграмме «Карты личностного роста» имеются две кривые за первый год обучения, что является определенной особенностью ежегодной диагностики. Далее осуществляется ежегодное отслеживание процесса формирования УУД на основе единой «линейки» показателей. Эти диагностические срезы проводятся в конце учебного года (апрель - май) и начальная школа использует УМК «Учимся учиться и действовать» (авторы: Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая, М.Р. Битянова, Т.В. Беглова). Этот комплекс помогает провести мониторинг метапредметных универсальных учебных действий. Для повышения мотивации учащихся и целостного восприятия материала все задания объединены игровым сюжетом.
  • «Участие в олимпиадах» - данный критерий является необходимым показателей успешности ученика на протяжении всего процесса обучения в школе. Именно этот критерий наглядно демонстрирует предметные достижения учащегося, а именно, освоенный учащимися в ходе учебного предмета опыт деятельности в процессе изучаемого предмета по получению нового знания и его применения.
  • «Участие в конкурсах» - этот немаловажный показатель является демонстрацией уровня активности ученика, его участия в конкурсах различного уровня. Мониторинг по данному критерию проводится в течение учебного года.
  • «Мое творчество» - данный критерий позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет не только лучшие результаты его творческой деятельности. Любая работа детей - большой труд, и цену ее результата в виде оценки в «Карте личностного роста» ученики хорошо знают. Количественный показатель творческих работ не является для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Таким образом, личностный рост - своеобразный выход за рамки уже достигнутого и есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.

2. «Социальная жизнь» - меняющаяся социальная и политическая среда оказывает влияние на формирование личности ребенка. В условиях современной жизни нашего общества актуальной проблемой становится способность учащихся решать социально-значимые проблемы, формирование активной гражданской позиции, патриотических убеждений, приверженность демократическим ценностям, позитивная социализация. Важным направлением в нашей деятельности является развитие социально активной личности, формирование социально-значимых компетенций. Естественно, что в образовательной среде эти компетенции могут формироваться через социализацию ребенка в классном и школьном коллективе, через выполнение своих должностных функций и единовременных поручений. Указанный критерий отслеживает следующие параметры:

  • «Моя школа»
  • «Мой класс»

3. «Психологические аспекты» - Этот аспект диагностирует и обрабатывает педагог-психолог, используя различные методики, позволяющие отследить следующие параметры:

  • «Самооценка»
  • «Я - глазами одноклассников»
  • «Агрессия»
  • «Мотивация»
  • «Тревожность»

Все критерии переводятся в уровни: низкий, средний, высокий, и только затем, показатели вносятся в таблицу и наносятся на график. Цвет графика за каждый год имеет свой определенный цвет. Через два-три года по графику можно четко видеть картину развития ребенка, его положительную или отрицательную динамику по тому или иному показателю, а следовательно можно скорректировать работу с этим учеником.

Особо стоит отметить, что оценивая результаты через категорию личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности, то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду, а не соответствие ее какому-либо эталону, стандарту или норме. Такой подход позволяет оценить усилия ребенка, причисленного к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

И в заключении хотелось бы добавить, что «Карты личностного роста» в нашем образовательном учреждении стали своего рода «преемственным документом», при переходе учащихся в среднюю школу, который является огромным подспорьем в работе классного руководителя как с учащимися так и с их родителями.

Приложение 1

Карта личностного роста (бланк)

Карта личностного роста учащегося МБОУ СОШ №99

Ф.И.О.___________________________________________________

Разделы

Классы

Диагностика успеха

Социальная жизнь

Психологические

аспекты

Мои учебные достижения

Участия в конкурсах, олимпиадах и др.

Моя школьная жизнь

Мои друзья

Я познаю мир

Самооценка

Агрессия

Мотивация

Тревожность

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Валуйская городская станция юных техников»

Белгородской области

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА

В ТВОРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ВГСЮТ

для педагогов дополнительного образования)

ПОДГОТОВИЛА:

Буторина С.В.,

заместитель директора по УВР

Валуйки, 2008

    Предмет мониторинга.

    Методика определения результатов образовательной деятельности.

    Мониторинг личностного развития обучающихся.

    Заключение

    Приложение.

Предмет мониторинга

Мониторинг - слово, вошедшее в педагогический лексикон относительно недавно. Современный словарь иностранных слов определяет это понятие как постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Мониторинг необходим для отслеживания эффективности образовательной и воспитательной деятельности педагога.

Цель мониторинга одна - выяснить, насколько организованный в творческом объединении процесс обучения и воспитания способствует позитивным изменениям в личности ребенка. Выяснить, в первую очередь, для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса обучения и воспитания, чтобы анализировать, обобщать и делать выводы о результате работы педагога.

Предметом мониторинга (что изучается) в творческом объединении можно выделить три направления:

    Обученность воспитанников по дополнительной образовательной программе. Эффективность приемов и методов обучения, применяемых педагогом. Для диагностики обученности используется наблюдение, тестирование, контрольные опросы и задания, собеседования, исследовательские работы.

    Личность воспитанника - как показатель эффективности процесса воспитания.В каком направлении происходит развитие личности ребенка? На какие ценности он ориентируется? Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания? Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника, можно охарактеризовать таким интегральным понятием, как личностный рост. Личностный рост (в отличие, скажем, от личностного регресса) выражается в развитии гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе.

    Детский коллектив творческого объединения. Влияние коллектива на ребенка многоаспектно: за счет одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, ее усреднения; за счет других - развивать индивидуальность человека, его творческий потенциал.

Методика определения результатов образовательной деятельности.

Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат. Поэтому, чтобы проследить качество обученности воспитанников по образовательной программе, необходимо организовать систему заданий направленных на выявление степени обученности по различным параметрам программы. Для мониторинга результатов обучения по дополнительной образовательной программе можно использовать методику Кленовой Н.В., Буйловой Л.Н., которые предлагают воспользоваться двумя таблицами (Приложение 1). Они позволяют представить:

    набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения конкретной образовательной программы;

    систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками;

    определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.

Таблица 1 демонстрирует технологию определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это, по сути, те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы. Содержание показателей могут составить те ожидаемые результаты, которые заложены педагогом в программу. Как справедливо отмечает З.А. Каргина, ожидаемые результаты как раз «и могут стать для нас неким «стандартом» в выявлении реальных достижений воспитанников детского объединения по итогам учебного года»*.

Причем эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана (развернутый вариант), либо по итогам каждого учебного года (обобщенный вариант). Ввести эти показатели в таблицу - задача педагога, хорошо знающего цели, задачи, особенности содержания своей программы. Изложенные в систематизированном виде, они помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп:

    теоретическая подготовка ребенка;

    практическая подготовка ребенка;

    общеучебные умения и навыки ребенка.

Графа «Критерии» (критерий = мерило) содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей (явлений, качеств) и устанавливается степень соответствия реальных знаний, умений, навыков ребенка тем требованиям, которые заданы программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоения ребенком программного материала и общеучебных умений и навыков - от минимального до максимального. При этом в таблице дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Для удобства выделенные уровни можно обозначать соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Воз можное количество баллов», которая должна быть тщательно продумана и заполнена самим педагогом перед началом отслеживания результатов. Для этого напротив каждого уровня необходимо проставить тот балл, который, по мнению педагога, в наибольшей мере соответствует той или иной степени выраженности измеряемого качества (например: минимальному уровню может соответствовать 1 балл, среднему - 5 баллов, максимальному- 10 баллов). Процесс «восхождения» от одного уровня к другому можно отразить, добавляя за конкретные достижения в освоении программы определенное количество баллов. К примеру, чтобы «продвинуться» от среднего уровня к максимальному и получить заветные 10 баллов, ребенку необходимо пройти несколько промежуточных ступенек, каждая из которых также может быть обозначена в баллах от 6 до 9 (вполне понятно, что в таблице эти ступеньки не выделены, поскольку их может определить только сам педагог).

При определении уровня освоения ребенком программы можно пользоваться и другими шкалами (единственная рекомендация - не использовать в дополнительном образовании традиционную 5-балльную систему, принятую в общеобразовательной школе). Например, можно присваивать детям «творческие звания»: инструктор, умелец, мастер и т.д. либо по итогам обучения вручать специальные знаки, свидетельства, медали.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого из оцениваемых показателей целесообразно записать тот способ, с помощью которого педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям. В числе таких методов можно использовать: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы учащегося и др.). Данный перечень методов далеко не исчерпывает всего возможного диапазона диагностических средств, он может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

Суммарный итог, определяемый подсчетом тестового балла, дает возможность определить уровень измеряемого качества у конкретного обучающегося и отследить реальную степень соответствия того, что ребенок усвоил, а также внести соответствующие коррективы в процесс его последующего обучения.

Мониторинг личностного развития обучающихся.

Для мониторинга личностного развития воспитанников можно использовать Таблицу 2. В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Работа по предложенной технологии позволяет содействовать личностному росту ребенка, выявлять то, каким он пришел, чему научился, каким стал через некоторое время.

В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Для разъяснения сделаю пояснения в отношении некоторых из перечисленных в таблице личностных качеств.

I группа показателей - организационно-волевые качества

Терпение хотя и дано ребенку в значительной мере от природы, поддается направленному формированию и изменению, его можно развивать у детей уже с 1,5-2-х лет. При оценивании его уровня у конкретного ребенка наивысший балл присваивается за своего рода осознанную выдержку: если у ребенка хватает силы выполнять задания в течение всего занятия, без внешних дополнительных побуждений.

Волю также возможно целенаправленно формировать с ран него возраста. Вместе с тем заметна зависимость степени развития волевой сферы личности от уровня физической и психической активности - если последняя снижена, то, как правило, слаба и воля. Оптимальным для развития воли является средний уровень психофизической активности ребенка. Высшим баллом рекомендуется оценивать способность ребенка выполнять определенную деятельность за счет собственных волевых усилий, без побуждений извне со стороны педагога или родителей. Развитость у ребенка таких качеств, как терпение и воля, является важнейшим условием его управляемости, а значит, и самоорганизации.

Терпение и воля вырабатываются, как известно, только методом постоянного контроля ребенка за собственным поведением. Однако для этого необходима соответствующая мотивация. Она может быть связана с желанием школьника показать более высокую степень взрослости, самостоятельности и тем самым добиться самоутверждения среди окружающих его людей. Поэтому развитие терпения и воли должно идти одновременно с формированием у ребенка высокой самооценки (более подробно об этом будет сказано ниже).

Еще одним условием воспитания обсуждаемых качеств является выработка у учащихся веры в свои силы, избавление их от страха перед неудачей. Также большое значение имеет поощрение ребенка за самые незначительные успехи в проявлении терпения и воли.

Завершает первый блок личностных качеств самоконтроль. Эта характеристика позволяет выявить степень самоорганизации дети; она показывает, способен ли ребенок подчиняться требованием, адресованным ему; исполнять собственную волю; достигать намеченных результатов.

Формы самоконтроля могут быть самыми разными: контроль за собственным вниманием, за своей памятью, за собственными действиями и т.д.

Таким образом, самоконтроль - это интегративная характеристика, свидетельствующая об умении ребенка регулировать свою природную данность и приобретенные навыки.

В таблице 2 различаются три уровня развитости самоконтроля: низкий - когда ребенка практически постоянно контролируют извне; средний - когда ему самому периодически удается контролировать свои намерения и поступки; высокий - когда ребенок способен постоянно контролировать себя сам. Для осуществления деятельности по интересам оптимальным является последний из названных вариантов, он и дает высший балл.

Несколько слов о том, как педагогу побудить ребенка к самоорганизации, если семья не сформировала у него необходимых навыков для этого (а именно с этим чаще всего и сталкиваются школьные учителя и педагоги дополнительного образования).

1.Прежде всего, детям необходимо показать смысл тех личностных свойств, которые им предстоит развить у себя. Каждому ребенку надо объяснить, какие качества даны ему от природы, а какие он может сформировать сам. Детей важно убедить (лучше на конкретных примерах) в том, что развитие человеческих качеств (терпения, воли, самоорганизованности, доброжелательности в отношениях с другими людьми и т.д.) приведет к более полному проявлению данных от природы способностей и улучшению результатов обучения.

2.Другим побуждающим к самоорганизации стимулом может стать публичное подведение итогов после каждого занятия, включая проявление организационных, волевых и других качеств. Однако, выделяя отличившихся, не следует называть тех, кто еще не сумел продемонстрировать эти качества; умолчание будет воспринято, как предоставление этим детям шанса сравняться с другими.

3.Еще одним фактором, закрепляющим навыки самоорганизации у детей, может стать достаточно строгий контроль за выполнением учащимися, как предписаний педагога, так и данных ему обещаний. Здесь крайне важна последовательность и настойчивость самого педагога.

4.Не последнюю роль в приучении детей к самоконтролю могут сыграть родители. Семья должна быть той средой, которая способна побудить детей к осознанному формированию личностных качеств. Однако для родителей первоочередную ценность, как правило, представляют либо оценки их детей, если речь идет о школе, либо уровень практических навыков, получаемых в учреждениях дополнительного образования (умение петь, танцевать, конструировать, лепить из глины и т.п.). К сожалению, менее всего взрослые ориентированы на развитие у детей собственно человеческих качеств - доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться и т.д., позволяющих формировать универсальную систему приспособления ребенка. Поэтому педагог, желающий привлечь родителей к процессу личностного роста их детей, должен провести предварительную работу с родителями по разъяснению значимости развития человеческих качеств как для адаптации ребенка в целом, так и для большей результативности основного и дополнительного образования - в частности.

II группа показателей - ориентационные качества

Самооценка - это представление ребенка о своих достоинствах и недостатках и одновременно характеристика уровня его притязаний. Значение этого феномена состоит в том, что самооценка как бы запускает или тормозит механизм саморазвития личности; самооценка - это ключ к пониманию темпов развития ребенка. От взрослых во многом зависит то, какой уровень самооценки сформируется у ребенка: заниженный, нормально развитый, или завышенный.

Заниженная самооценка означает неразвитость положительного представления о самом себе, неверие в свои силы, а значит, отсутствие внутреннего стимула к развитию, поскольку ребенок не видит своих достоинств, на основе которых можно совершенствоваться. Такие дети требуют к себе особого внимания, постоянной похвалы за самые минимальные достижения.

Нормальная самооценка означает, что у ребенка сформировано адекватное представление о своих достоинствах и недостатках, соединяющее положительные представления личности о себе с достаточной мерой самокритичности. Именно этот ее уровень является действенным стимулом саморазвития личности.

Завышенная самооценка может появиться как в результате неумеренных похвал ребенка, так и вследствие неадекватной оценки им собственной одаренности, которую он воспринимает как превосходство над другими. Этот тип самооценки - самый сложный сточки зрения развития личности, так как он либо лишает ребенка стимула к развитию (ибо создает в его сознании иллюзию достижения положительного предела), либо порождает у него стремление добиться лидерства в группе любой ценой, в том числе за счет других детей. Такие дети, как правило, трудно управляемы, нередко агрессивны, почти не способны к работе над собой. Роль внешнего стимула к их саморазвитию может сыграть наличие в группе достойного конкурента.

Педагогу очень важно выявить учащихся с тем или иным уровнем самооценки, поскольку это составляет основу для индивидуально ориентированной работы в группе.

Интерес к занятиям. Хорошо известно, что дети начинают заниматься в кружке, секции, студии, как правило, под влиянием родителей и не всегда заинтересованы в этом сами. Поэтому вполне естественно было выделить в таблице три уровня интереса к занятиям у детей:

    интерес навязан извне;

    интерес периодически стимулируется извне;

    интерес поддерживается самостоятельно.

Такая дифференциация означает, что в процессе занятий ребенку предоставляются возможности развить собственный интерес к выбранному делу. Легче это сделать при наличии природных задатков к конкретному виду деятельности. Но даже в том случае, если таковые у ребенка отсутствуют, то с помощью воли, терпения и достижения определенных результатов (успехов) интерес можно сформировать и развивать далее. Наивысший балл ставится в том случае, когда интерес поддерживается ребенком самостоятельно.

Какова же методика работы педагога в этом направлении?

Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретному делу - его природными склонностями, установкой, идущий от родителей и т.п., вначале он имеет общий, а не конкретный характер (например, ребенок хочет хорошо говорить по-французски или красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат).

Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, из студий и секций отсеиваются, с факультативов уходят); других детей - наоборот - к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.

Здесь желательно учитывать два момента. Во-первых, целесообразно отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинство детей нуждается в подкреплении своих усилий в виде положительной оценки на каждом занятии, возникает необходимость планирования темпов и предполагаемых результатов деятельности ребенка (это могут быть и микрогруппы из двух-трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог должен поставить перед разными детьми соответствующие задачи на следующий урок: что именно важно освоить тому или иному ребенку к следующему разу.

Поэтапное планирование ожидаемого результата - своего рода «лесенка» - и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки, отработки навыка до автоматизма будет усилен «подключением» сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно, от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию

Ill группа показателей - поведенческие качества

Здесь выделяются: отношение ребенка к конфликтам в группе и тип сотрудничества. Эти характеристики являются плодом воспитания и весьма незначительно обусловлены природным фактором. Они фиксируют авторитетность ребенка в группе, его коммуникативную компетентность, степень его управляемости и дисциплинированности.

Проблемы общения со сверстниками включены в таблицу потому, что всякое индивидуальное развитие - это в некотором роде соревнование. В сверстниках дети ощущают равных себе по природе и именно с ними соотносят свои успехи в работе над собой. Особенно значима эта ориентация в подростковом возрасте. Иначе говоря, общение со сверстниками выступает как дополнительный социальный стимул включения механизма саморазвития ребенка.

Характер общения во многом зависит от типа самоутверждения личности, производного, в свою очередь, от уровня самооценки, присущей ребенку. Завышенная самооценка нередко ведет к самоутверждению через стремление подчинить себе других детей, господствовать над ними. Заниженная сама является препятствием для нормального общения, ибо такие дети часто испытывают в окружении сверстников чувство неуверенности в себе, скованность, тревожность.

Выделенные в таблице критерии данного блока могут быть дифференцированы по степени управляемости со стороны самого ребенка и выражаться соответствующими оценками в баллах.

Суть работы педагога в этом случае состоит в том, чтобы снизить до минимума возможность конфликтов в группе и максимально развить желание и умение детей участвовать в совместной деятельности.

В случае возникновения конфликта в группе педагогу необходимо соблюдать несколько правил, следование которым поможет в разрешении конфликта.

    Нельзя загонять конфликт вглубь (не обращать на него внимания, ограничиваться чтением нотаций конфликтующим сторонам, сразу становиться на сторону одного ребенка).

    При поиске причины конфликта стараться быть объективным и непредвзятым, не искать изначально виноватого.

    Помнить что при всем разнообразии причин конфликта его «организатором» (источником) является тот, кто претендует на превосходство над другими. Непосредственно же спровоцировать конфликт и в итоге окажется его жертвой может совершенно другой ребенок.

    Преодоление конфликта - это, прежде всего, преодоление стремления отдельных детей подчинить себе других, в каких бы формах это ни проявлялось.

    Профилактика конфликтов состоит в том, чтобы выявлять детей, ориентированных на власть, и ограничивать их попытки подчинять себе других.

Сотрудничество - это способность ребенка принимать участие в общем деле. Совместная деятельность связана с распределением функций между ее участниками, а следовательно, предполагает определенное умение ребенка как подчиняться обстоятельствам, считаться с мнением других, в чем-то ограничивать себя, так и проявлять инициативу, совершенствовать общее дело. Соответственно этому, в таблице выделены несколько уровней сотрудничества - от стремления избежать включения в совместную деятельность до творческого отношения к ней.

Первоначальное определение у учащихся того или иного уровня сотрудничества можно осуществить с помощью общих зада­ний, нацеленных на осуществление определенного вида деятельности. Уже в процессе этого общего дела будет достаточно четко видна дифференциация его участников по их способности к сотрудничеству. Дальнейшая работа преподавателя в этом плане должна быть связана с выяснением индивидуальных причин, обусловивших соответствующий уровень сотрудничества (у одних это элементарная лень, у других - страх показаться неумелым, неловким и т.д.). Понимание причин облегчит педагогу поиск конкретных путей формирования ориентации на сотрудничество у разных детей.

Описанная технология мониторинга личностного развития ребенка, как и в случае с отслеживанием предметных результатов обуче­ния, требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка.

Этой цели может служить Индивидуальная карточка учета динамики личностного развития ребенка (Таблица 5).

Заполнение карты осуществляет педагог с периодичностью 2 раза в год- в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще - до 3-4 раз в году; с этой целью можно ввести дополнительные графы.

Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на проблемах, выявленных с помощью таблицы 5 и настоящей карточки К оценке перечисленных в карточке качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями, которые существуют о нем у окружающих людей; во- вторых, наглядно показать ребенку, какие у нею есть резервы для самосовершенствования.

Заключение.

Значение предлагаемой технологии состоит в том, что она позволяет сделать воспитательную работу педагога измеряемой, а также включить учащегося в сознательно управляемый им самим процесс развития собственной личности.

Таким образом, разумно организованная система контроля и оценки образовательных результатов детей в системе дополнительного образования дает возможность не только определить степень освоения каждым ребенком программы и выявить наиболее способных и одаренных учащихся, но и проследить развитие личностных качеств учащихся, оказать им своевременную помощь и поддержку.

При этом важно различать оценку результатов подготовки отдельного ребенка и оценку общего уровня подготовки всех воспитанников того или иного детского объединения. Из этих двух аспектов и складывается общая оценка результата работы детского объединения (кружка, клуба, студии и т.д.).

Подводя общие итоги, т.е. оценивая результативность совместной творческой деятельности учащихся того или иного детского объединения, педагог должен определить следующее:

    какова степень выполнения детьми образовательной программы, т.е. сколько детей выполнили программу полностью, сколько - частично, сколько - не освоили совсем;

    сколько детей стали за текущий учебный год призерами конкурсов, фестивалей, соревнований, олимпиад;

сколько детей желают продолжить обучение по данной образовательной программе;

Каково количество воспитанников, переведенных на следующий этап обучения;

    каков уровень организованности, самодисциплины, ответственности детей, занимающихся в группе;

    каков характер взаимоотношений в группе (уровень конфликтности, тип сотрудничества).

Приложение

Таблица 1.

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной

образовательной программе

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности Оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностик

I . Теоретическая подготовка ребенка:

1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

2. Владение специ альной терминоло гией

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность исполь зования специальной терминологии

минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 объема знаний, предусмотренных программой);

средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1/2);

максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование

II . Практическая под готовка ребенка:

1.Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана про граммы)

2.Владение специ альным оборудо ванием и оснаще нием

3.Творческие навыки

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального обору дования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

    минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

    средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

    максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

    минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

    средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

    максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

    начальный (элементарный) у ровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

    репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

    творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества)

Контрольные задания

Контрольные задания

Контрольные задания

III . Общеучебные умения и навыки ребенка:

1. Учебно-интел лектуальные уме ния:

1.1 Умение подби рать и анализиро вать специальную литературу

1.2. Умение пользо ваться компьютер ными источниками информации

1.3. Умение осуществлять учебно-иследовательскую работу (писать рефе раты, проводить самостоятельные у чебные исследова ния)

2. Учебно-коммуни кативные умения:

    Умение слу шать и слышать педагога

    Умение выступать перед аудито рией

2.3. Умение вести полемику, участво вать в дискуссии

3. Учебно-орга низационные уме ния и навыки:

3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3. Умение акку ратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Самостоятельность в пользовании компью терными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследово тельской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей)

максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни - по аналогии с п. 3.1.1

    минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

    средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более 1/2);

    максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период)

удовл.-хорошо-отлично

Анализ исследовательской работы

Наблюдение

Наблюдение

(Таблица 2)

Мониторинг личности развития ребенка в процессе освоения дополнительной образовательной программы

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

    Организационно-волевые качества:

1 Терпение

2.Воля

3. Само-

контроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим дейст виям

Умение контролиро-

вать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает на все занятие;

Волевые усилия ребенка побуждаются извне;

Иногда - самим ребенком;

Всегда - самим ребенком

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

Периодически контролирует себя сам;

Постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II . Ориентационные ка чества:

1. Самооцен ка

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной про граммы

Завышенная;

Заниженная;

Нормальная

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

Интерес периодически поддерживается самим ребенком;

Интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

1Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №12 и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся . Учебно-творческая, исследовательская и проектная деятельность обучающихся ...

Вверх