Информационные технологии в современном мире. Компьютерные технологии в современном обществе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ И БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по дисциплине Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью

Роль информационных технологий в современном обществе

Выполнила студентка 44 группы

Васяткина Алиса Сергеевна

Проверила: Доктор пед. наук,

Редькина Наталья Степановна

Новосибирск 2015

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Виды информации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

В истории общества дозволено выделить несколько этапов, которые человеческий социум ступенчато проходил в своем становлении. Эти этапы различаются основным методом обеспечения обществом своего существования и видом источников, применяющимся человеком и играющим ведущую роль при реализации данного метода. К таким этапам относятся: этапы собирательства и охоты, аграрный и промышленный. В наше время особенно развитые страны мира находятся на завершающей стадии промышленного этапа становления социума. В них осуществляется переход к дальнейшему этапу, тот, что назван "информационным". В данном обществе определяющая роль принадлежит информации. Инфраструктуру социума формируют методы и средства сбора, обработки, хранения и разделения информации. Информация становится тактическим источником.

Следственно со 2-й половины ХХ столетия в цивилизованном мире основным, определяющим фактором общественно-экономического становления социума становится переход от "экономики пророческой" к "экономике познаний", происходит значительное увеличение значения и роли информации в решении фактически всех задач мирового сообщества.

Это является убедительным доказательством того, что научно-техническая революция потихоньку превращается в интеллектуально-информационную, информация становится не только предметом общения, но и прибыльным товаром, абсолютным и результативным современным средством организации и управления социальным производством, наукой, культурой, образованием и общественно-экономическим становлением социума в совокупности.

Таким образом, информатизация это совокупный процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума на базе современных информационных специальных технологий и соответствующих технических средств.

И следственно информатизации социума стала приоритетной, и значение ее в обществе непрерывно возрастает.

Цель -- изучить роль информационных технологий в современном обществе.

Рассмотреть понятие информационных технологий;

Изучить виды информации;

Проанализировать роль информационных технологий в современном обществе.

1. РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

информатизация общество социум автоматизированный

1.1 Понятие информационных технологий

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.

Цель функционирования этой цепочки, т.е. информационной технологии, - это снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышение их надежности и оперативности.

Эффективность информационной технологии определяется, в конечном счете, квалификацией субъектов процессов информатизации. При этом технологии должны быть максимально доступны потребителям.

Можно классифицировать информационные технологии с различных точек зрения. Например:

Информационные технологии можно различать по типу обрабатываемой информации. Разделение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. Например, в текстовых процессорах возможна и несложная расчетная деятельность, а табличные процессоры обрабатывают не только цифровую информацию, но и могут генерировать графики. Однако каждая из видов технологии в основном ориентированна на работу с информацией определенного вида. Модификация элементов, составляющих информационные технологии, дает возможность образования новых технологий в различных компьютерных средах .

Информационные технологии можно разделить на обеспечивающие (ОИТ) и функциональные (ФИТ).

Обеспечивающие технологии - это технологии обработки информации, которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областях. При этом они могут обеспечивать решение задать разного плана и разной степени сложности. ОИТ могут быть разделены по классам задач, в зависимости от класса ОИТ используют разные виды компонентов и программных средств. При объединении ОИТ по предметному признаку возникает проблема системной интеграции, т.е. приведение различных технологий к единому стандартному интерфейсу.

Функциональные информационные технологии (ФИТ) - это модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология. Предметные технологии и информационная технология влияют друг на друга. Например, появление пластиковых карточек как носителей финансовой информации принципиально изменила предметную технологию. При этом пришлось создавать совершенно новую информационную технологию. Но, в свою очередь, возможности, представленные новой ИТ, повлияли на предметную технологию пластиковых носителей (в области их защиты, например).

1.2 Виды информации

Информацию можно подразделить на следующие виды:

Научная информация. Данная закономерная информация, правильно отображающая непредвзятые обоснованности природы социума мышления.

Научную информацию разделяют по областям приобретения или внедрения (технический бой политическая и так далее); по назначению: групповая и специальная; по видам носителя: на бумаге - документальная, на магнитной ленте, в памяти ЭВМ.

Техническая информация. Она применяется и бывает замеченной при решении новейших задач (конструирование, научно-технические процессы и так далее).

Научно - техническая информация - сообщество первых двух.

Научно-техническая информация - она циркулирует в области материально - технического производства.

Планово-финансовая информация имеет интегральные эти о ходе производств, финансовых признаках.

Верхним ярусом информаций считаются познания. Мастерства возникают как итог теоретической и практической работы. Информация повторяющий вид умений выделяется высочайшей ступенью структурированности. По мере развития социума информация как общность технологических знаний преобразуется в базу информационного сервиса социума во всех обликах его работы .

Вровень с энергией, пригодными ископаемыми и т.п. информация является источником социума. По мере перемещения научно-технического прогресса информационный информатор делается необыкновенно основным государственным источником. Результативность индустриальной эксплуатации информационных источников описывает финансовую сила державы.

Научно-техническую базу образования и эксплуатации информационных источников делает промышленность ЭВМ. Однако перекачивание трудовых источников из сфер физического производства в информационную ведет к эре "информационного коллапса".

Сейчас количества информаций, поступающее в индустрию, управление, науку доходит до беспокойных ценностей. Такое может привести к "информационному взрыву", другими словами очень быстро прекратится настолько полоумный подъем. Позволительно продемонстрировать приближения к коллапсу:

Время удвоения размера информаций, подобранных научных умений - 2-3 года.

Физические расходы на сбережение, передачу и переработку информаций выше затраты на энергетику.

Ярус радиоизлучений на отдельных участках территории приближается к ярусу радиоизлучения солнца.

В этом информационном состоянии социума дюже ценна результативная использование информационных источников. 3 водящих ветки, отвечают за использование информационных источников: вычислительная техника индустриальная электроника и взаимосвязь играют для развитых государств такую же роль, собственно до этого игралась нелегкая индустрия .

Активные информационные информаторы - есть та часть государственных информационных источников, коя в том или ином облике доступна юзерам на торговой основе. Отношение размера активных информационных источников к повальному размеру государственных информационных источников - данное 1 из существенных финансовых характеристик состояния державы.

2. РОЛЬ И МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1 Информатизация общества и свойства информационных технологий

Информатизация общества - это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании техноструктуры, в повышении роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе. В истории человечества было, по крайней мере, две революции по улучшению качества и расширению доступности образования. Две предыдущие революции одновременно расширили возможности образования как системы, добавив новые средства и изменив ее структуру .

Именно специалисты социальной сферы должны первыми реагировать на данные изменения в обществе. Социальные педагоги и социальные работники как специалисты различных социальных служб дополняют и развивают многоплановую деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, общественных организаций, взаимодействуют с ними, выполняя интегративную функцию во взаимосвязи государственно-общественных структур с семьей, личностью. Появление таких специальностей как «социальная педагогика» и «социальная работа» позволяет решить несколько взаимосвязанных задач: формирование мировоззрения, адекватного данному этапу социального и экономического развития нашей страны и мира в целом, осознание каждым человеком своего места в жизни, включая профессиональное самоопределение; осуществление социальной адаптации, основанной на способности к принятию решений в условиях неопределенности; выработку коммуникативных навыков и умений строить свои отношения с различными социальными структурами. Социальному педагогу приходится работать с самыми разнообразными категориями населения: детьми, инвалидами, пожилыми людьми, что предъявляет к его профессиональной подготовке высокие требования. Существенную помощь при этом могут оказать современные информационные технологии, без которых ему сегодня просто не обойтись. И чем раньше «подружатся» социальный педагог и компьютер, тем эффективнее будет его педагогическая деятельность .

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функционирование и развитие социальной сферы невозможно без обмена информацией. Внедрение современных компьютерных информационных технологий в социальную сферу определяется усложнением социально-экономических процессов в обществе, все большей их зависимостью от информации и организованных информационных потоков, невозможностью в современных условиях решать социальные, экономические, управленческие и иные задачи при обработке информации вручную. Автоматизированная обработка, хранение и распространение социальной информации с использованием современных компьютерных и телекоммуникационных средств позволяет повысить качество социальной информации, ее точность, объективность, оперативность и, как следствие этого, возможность принятия эффективных и своевременных управленческих решений.

Появление, развитие и функционирование информационных технологий сопровождается процессом информатизации, который представляет собой «организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Анализируя роль и значение информационных технологий для современного этапа развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гриневич Н.Д. "Информатика и информационные технологии", БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003 г.

2. Емельянов С.В., "Информационные технологии и вычислительные системы", Едиториал УРСС, 2004 г.

3. Левин В.И., "История информационных технологий" БИНОМ. Лаборатория знаний, Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2007

4. Федорова Н., "Информационные системы" Academia, 2010 г.

5. Ядов Г.Б. Информация и общество// Вокруг света. - 2004. - № 2.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума. Этапы возникновения и развития информационной технологии. Развитие индустрии информационных служб, компьютеризации, специальных технологий в области телекоммуникаций.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2015

    Информатизация как совокупный процесс информационного обеспечения общественно-экономического становления социума на базе цифровых технологий и технических средств. Микроминиатюризация устройств вычислительной электроники. Создание компьютерной сети.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Понятия "информация", "информационная технология". Процесс информатизации общества и его становления. Основные понятия информатики. Виды и принципы информационных технологий (ИТ), факторы, влияющие на их организацию. Ценность ИТ с точки зрения бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2013

    Понятия, определения и терминология информационных технологий. Роль и значение ИТ для современного этапа развития общества и их значение для экономики стран. Методы обработки информации в управленческих решениях. Классификация информационных технологий.

    реферат , добавлен 28.02.2012

    Понятие информационных технологий, этапы их развития, составляющие и основные виды. Особенности информационных технологий обработки данных и экспертных систем. Методология использования информационной технологии. Преимущества компьютерных технологий.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Понятие информационных технологий, их роль и значение в обществе на современном этапе. Компьютеры как базовая техническая составляющая процесса информатизации общества. Возможности интернета для образования, бизнеса и распространения информации.

    презентация , добавлен 04.03.2012

    Понятие информационного процесса и информационных технологий. Сущность, роль и значение процесса информатизации в общественном развитии. Цели, задачи и тенденции развития российского образования. Дидактические возможности коммуникационных технологий.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Основные свойства информационных технологий в экономике. Классификация, главные компоненты и структурная схема информационных технологий. Системные и инструментальные средства. Особенности взаимодействие информационных технологий с внешней средой.

    презентация , добавлен 22.01.2011

    Определение сущности, функций, задач и видов информационных технологий. Характеристика информационных технологий обработки данных, управления, автоматизированного офиса и поддержки принятия решений. Анализ современных видов информационного обслуживания.

    презентация , добавлен 30.11.2014

    Понятие информационных технологий; роль и место информатизации в обществе. Ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностям учебного процесса конкретно взятого предприятия. Расчет параметров локальной образовательной среды.

История появления концепции

Основные идеи

Россия

Белоруссия

Страны СНГ

Информацио́нные техноло́гии – процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных (ГОСТ 34.003-90);

ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации (ISO/IEC 38500:2008).

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывают все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень, как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

История

Начало развития – с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы, Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Технологии

Информационные технологии охватывают все ресурсы, необходимые для управления информацией, особенно компьютеры, программное обеспечение и сети, необходимые для создания, хранения, управления, передачи и поиска информации. Информационные технологии могут быть сгруппированы следующим образом:

Терминалы

Инфоромационные системы (понятие информационной системы. Автоматизированная информационная система (АИС). Предметная область автоматизированной информационной системы. Структура АИС. Классификация АИС. Категории пользователей АИС. Основные направления использования информационных систем в юридической деятельности)

Информационная система (сокр. ИС) – система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию (ISO/IEC 2382-1:1993).

Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области, при этом результатом функционирования информационных систем является информационная продукция – документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.

Понятие информационной системы интерпретируют по-разному, в зависимости от контекста.

Достаточно широкое трактование понятия «информационная система» подразумевает, что неотъемлемыми компонентами ИС являются данные, техническое ипрограммное обеспечение

А также персонал и организационные мероприятия. Широко трактует понятие «информационной системы» федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», подразумевая под информационной системой

совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий и технических средств.

Среди российских ученых в области информатики, наиболее широкое определение ИС дает М. Р. Когаловский, по мнению которого в понятие информационной системы помимо данных, программ, аппаратного обеспечения и людских ресурсов следует также включать коммуникационное оборудование, лингвистические средства и информационные ресурсы, которые в совокупности образуют систему, обеспечивающую «поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей».

Более узкое понимание информационной системы ограничивает её состав данными, программами и аппаратным обеспечением. Интеграция этих компонентов позволяет автоматизировать процессы управления информацией и целенаправленной деятельности конечных пользователей, направленной на получение, модификацию и хранение информации. Так, российский стандарт ГОСТ РВ 51987 подразумевает под

ИС «автоматизированную систему, результатом функционирования которой является представление выходной информации для последующего использования».

ГОСТ Р 53622-2009 использует термин информационно-вычислительная система для обозначения совокупности данных (или баз данных), систем управления базами данных и прикладных программ, функционирующих на вычислительных средствах как единое целое для решения определенных задач.

В деятельности организации информационная система рассматривается как программное обеспечение, реализующее деловую стратегию организации. При этом хорошей практикой является создание и развертывание единой корпоративной информационной системы, удовлетворяющей информационные потребности всех сотрудников, служб и подразделений организации. Однако на практике создание такой всеобъемлющей информационной системы слишком затруднено или даже невозможно, вследствие чего на предприятии обычно функционируют несколько различных систем, решающих отдельные группы задач: управление производством, финансово-хозяйственная деятельность, электронный документооборот и т. д. Часть задач бывает «покрыта» одновременно несколькими информационными системами, часть задач – вовсе не автоматизирована. Такая ситуация получила название «лоскутной автоматизации» и является довольно типичной для многих предприятий.

Информационные технологии и их роль в современном обществе

Понятие и особенности информационного общества (представление об информационном обществе. Роль информатизации в развитии общества. Основные задачи информатизации. Информация и ее виды. Свойства информации. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Информационный рынок и его сектора. Правовое регулирование на информационном рынке).

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы – знаний.

Для этой стадии развития общества и экономики характерно:

– увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

Возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

Нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

Создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

Эффективное информационное взаимодействие людей;

Их доступ к мировым информационным ресурсам;

Удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.

История появления концепции

Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году во время беседы между Кисё Курокава и Тадао Умесао (англ.). Позже этот термин был использован в появившихся практически одновременно – в Японии и США. Теория «информационного общества» была развита такими известными авторами, как М. Порат, Й. Масуда, Т. Стоуньер, Р. Карц и др.

В той или иной мере она получила поддержку со стороны тех исследователей, которые акцентировали внимание не столько на прогрессе собственно информационных технологий, сколько на становлении технологического или технетронного (technetronic – от греч. techne) общества, или же обозначали современный социум, отталкиваясь от возросшей или возрастающей роли знаний как «the knowledgeable society», «knowledge society» или «knowledge-value society». Сегодня существуют десятки понятий, предложенных для обозначения отдельных признаков современного общества.

Начиная с 1992 года термин стали употреблять и западные страны, например, понятие «национальная глобальная информационная инфраструктура» ввели в США после известной конференции Национального научного фонда и знаменитого доклада Б. Клинтона и А. Гора. Понятие «информационное общество» появилось в работах Экспертной группы Европейской комиссии по программам информационного общества под руководством Мартина Бангеманна, одного из наиболее уважаемых в Европе экспертов по информационному обществу; информационные магистрали и супермагистрали – в канадских, британских и американских публикациях.

В конце XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации, позволяющих на платформе гражданского общества (или, по крайней мере, декларированных его принципов) осуществить новый эволюционный скачок и достойно войти в следующий, 21-й век уже в качестве информационного общества или его начального этапа.

27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.

Основные идеи

Учитывая глубину и размах технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации различных сфер общественной жизни и экономической деятельности, их нередко называют компьютерной или информационной революцией. Более того, западная общественно-политическая мысль выдвинула различные варианты так называемой концепции «информационного общества», имеющей своей целью объяснение новейших явлений, порожденных новым этапом научно-технического прогресса, компьютерной и информационной революцией. О значимости и растущей популярности этой концепции на Западе свидетельствует все более нарастающий поток публикаций на эту тему. В настоящее время в западной общественно-политической мысли она постепенно выдвигается на то место, которое в 70-х годах занимала теория постиндустриального общества.

Д. Белл, сформулировавший теорию постиндустриального общества, в настоящее время выступает в качестве сторонников концепции информационного общества. Для самого Белла концепция информационного общества стала своеобразным новым этапом развития теории постиндустриального общества. Как констатировал Белл, «революция в организации и обработке информации и знания, в которой центральную роль играет компьютер, развивается в контексте того, что я назвал постиндустриальным обществом».

Как считает У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах – в Японии, США и Западной Европе, – в которых в 60-х – 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.

У. Мартин предпринял попытку выделить и сформулировать основные характеристики информационного общества по следующим критериям.

Технологический: ключевой фактор – информационные технологии, которые широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту.

Социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.

Экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости.

Политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который характеризуется растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения.

Культурный: признание культурной ценности информации посредством содействия утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.

При этом Мартин особо подчеркивает мысль о том, что коммуникация представляет собой «ключевой элемент информационного общества».

Мартин отмечает, что, говоря об информационном обществе, его следует принимать не в буквальном смысле, а рассматривать как ориентир, тенденцию изменений в современном западном обществе. По его словам, в целом эта модель ориентирована на будущее, но в развитых капиталистических странах уже сейчас можно назвать целый ряд вызванных информационными технологиями изменений, которые подтверждают концепцию информационного общества.

Среди этих изменений Мартин перечисляет следующие:

Структурные изменения в экономике, особенно в сфере распределения рабочей силы; возросшее осознание важности информации и информационных технологий;

Растущее осознание необходимости компьютерной грамотности;

Широкое распространение компьютеров и информационной технологии;

Развитие компьютеризации и информатизации общества и образования;

Поддержка правительством развития компьютерной микроэлектронной технологии и телекоммуникаций.

Широкое распространение компьютерных вирусов и вредоносных программ по всему миру.

В свете этих изменений, как считает Мартин, «информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни, так же как перспективы социальных изменений и экономического развития, в возрастающей степени зависят от информации и её эксплуатации. В таком обществе стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и рынок находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания».

В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества (с учетом того, что в неё почти в полном объёме включается разработанная им в конце 60-х – начале 70-х годов теория постиндустриального общества) предлагает Д. Белл. Как утверждает Белл, «в наступающем столетии решающее значение для экономической и социальной жизни, для способов производства знания, а также для характера трудовой деятельности человека приобретает становление нового уклада, основывающегося на телекоммуникациях. Революция в организации и обработке информации и знаний, в которой центральную роль играет компьютер, развертывается одновременно со становлением постиндустриального общества». Причем, считает Белл, для понимания этой революции особенно важны три аспекта постиндустриального общества. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Качественно новым моментом стала возможность управления большими комплексами организаций и производством систем, требующим координации деятельности сотен тысяч и даже миллионов людей. Шло и продолжает идти бурное развитие новых научных направлений, таких как информационная теория, информатика, кибернетика, теория принятия решений, теория игр и т. д., то есть направлений, связанных именно с проблемами организационных множеств.

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом устойчивости. Из-за возрастания роли информации малые группы могут оказывать существенное влияние на всех людей. Такое влияние, например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ. Современный терроризм – это одно из следствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Россия

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991–1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994–1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, – этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002–2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г.

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 ; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

Белоруссия

В 2010 году Совет министров Республики Беларусь утвердил Стратегию развития информационного общества в Беларуси до 2015 года и план первоочередных мер по её реализации на 2010 год (развитие информационного общества – один из национальных приоритетов, является общенациональной задачей). Формирование основ информационного общества завершено, правовая основа информатизации заложена. В период до 2015 года в Республике Беларусь, согласно Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь до 2015 года должны быть завершены работы по созданию и развитию базовых компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры для развития государственной системы оказания электронных услуг (электронное правительство). Она будет включать общегосударственную информационную систему, интегрирующую государственные информационные ресурсы с целью предоставления электронных услуг; единую защищенную среду информационного взаимодействия; государственную систему управления открытыми ключами; систему идентификации физических и юридических лиц, а также платежный шлюз в интеграции с единым расчетным информационным пространством, посредством которого будут осуществляться платежные транзакции. По плану информатизации Республике Беларусь на период до 2015 года можно предположить, что к 2015 году, каждый вуз будет иметь широкополосный доступ к сети Интернет. Стратегией развития информационного общества в стране предусмотрен рост к 2015 году широкополосных портов доступа в Интернет до 3 миллионов (около 530 тыс. сегодня), число пользователей мобильного доступа в Интернет достигнет 7 миллионов (около 1,6 млн сегодня). Сегодня более 87 % белорусских школ имеют некоторые формы доступа к Интернету, а более 21 % имеют широкополосный доступ.

Страны СНГ

В странах СНГ информационное общество реализуется на базе межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров (сеть ИМЦ), которая является проектом, аналогичным «Цифровой повестке дня для Европы до 2020 года» (Digital Agenda for Europe), представленной Еврокомиссией в качестве стратегии обеспечения роста экономики Евросоюза в цифровую эпоху и распространения цифровых технологий среди всех слоев общества.

Информационные технологии (понятие информационной технологии. Этапы развития информационных технологий (ИТ). Классификация ИТ. Тенденции развития ИТ. Роль и место информационных технологий в правовой сфере).

Информационные технологии и их роль в развитии общества

Новые информационные технологии – наиболее современная форма знаний в общественном производстве . ИТ позволяют оптимизировать разнообразные информационные процессы, начиная от подготовки и издания печатной продукции и кончая информационным моделированием и прогнозированием глобальных процессов развития природы и общества.

Информационная технология – представленное в проектной форме (т. е. в формализованном виде, пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс. При этом достигается экономия затрат труда, энергии людских и материальных ресурсов, необходимых для реализации данного процесса .

Информационные технологии широко используются в самых различных сферах деятельности современного общества и, конечно, в первую очередь, – в информационной сфере. Они позволяют оптимизировать разнообразные информационные процессы, начиная от подготовки и издания печатной продукции и кончая информационным моделированием и прогнозированием глобальных процессов развития природы и общества.

В данном случае понятие «информационные процессы » означает процессы, в результате которых осуществляется передача и приём (обмен), преобразование и использование, в т.ч. хранение информации .

Рассмотрим наиболее важные исторические вехи появления и становления информационных технологий.

Несколько миллионов лет назад вместе с первыми приёмами общения (нечленораздельными звуками, мимикой, жестами, прикосновениями) возник обмен информацией. Затем, около 100 тысяч лет назад, появление устной речи способствовало возникновению возможности накопления информации, первоначально индивидуальной в памяти человека.

Возникновение письменности 5–6 тысячелетий назад дало человечеству возможность формировать коллективную память, фиксировать информацию на материальных носителях. С этого момента информация начинает реализовываться в полной мере, то есть в рамках выполнения процессов сбора, приема и передачи, переработки, хранения и доведения до пользователей.

Важным аспектом развития информационных технологий явилось изобретение в середине XV века в Германии книгопечатания, послужившего началом массового выпуска книг, журналов, газет, географических карт, энциклопедий и других изданий. Энциклопедии создавались на алфавитной основе и явились предвестниками информационно-поисковых систем.

Следующий этап развития информационных технологий обусловлен бурным развитием научно-технической революции с 30-х годов XIX века: возникновение фотографии (1839 г.), изобретение электрического телеграфа (1832 г.), телефона (1876 г.), радио (1895 г.), кинематографа (1895 г.), беспроводной передачи изображений на расстояние (1907 г.) и промышленного телевидения (с конца 1920-х гг.). Начало XX века характеризуется формированием систем сосредоточения, хранения и быстрой передачи информации в наиболее удобной для пользователей форме. С середины 1960-х годов начинается широкое использование электронных средств вычислительной техники. Появление телекоммуникаций, использующих различные виды связи, особенно беспроводной, приблизило информационных технологии к широким слоям общества, сделало информацию доступной любому индивиду на нашей планете.

С конца XX века информация становится движущей силой технического, социального и экономического прогресса. Превращение информационных технологий в важный фактор развития социума, в интеллектуальную индустрию характеризует современный этап их развития.

В числе отличительных свойств информационных технологий, имеющих стратегическое значение для развития общества, представляется целесообразным выделить следующие семь наиболее важных.

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития. Опыт показывает, что активизация, распространение и эффективное использование информационных ресурсов (научных знаний, открытий, изобретений, технологий, передового опыта) позволяет получить существенную экономию других видов ресурсов – сырья, энергии, полезных ископаемых, материалов и оборудования, людских ресурсов, социального времени.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества. Общеизвестно, что развитие цивилизации происходит в направлении становления информационного общества, в котором объектами и результатами труда большинства занятого населения становятся уже не материальные ценности, а главным образом информация и научные знания. Уже в настоящее время в развитых странах большая часть занятого населения в той или иной мере связана с процессами подготовки, хранения, обработки и передачи информации и поэтому вынуждена осваивать и практически использовать соответствующие этим процессам информационные технологии.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов. Поэтому очень часто информационные технологии выступают в качестве компонентов соответствующих производственных или социальных технологий. При этом они, как правило, реализуют наиболее важные, «интеллектуальные» функции этих технологий. Характерными примерами являются системы автоматизированного проектирования промышленных изделий, гибкие автоматизированные и роботизированные производства, автоматизированные системы управления технологическими процессами и т.п.

4. Информационные технологии сегодня играют исключительно важную роль в обеспечении информационного взаимодействия между людьми, а также в системах подготовки и распространения массовой информации. В дополнение к ставшим уже традиционными средствам связи (таким, как телефон, телеграф, радио и телевидение) в социальной сфере все более широко используются системы электронных телекоммуникаций. Характерными примерами здесь могут служить электронная почта, факсимильная передача информации и другие виды телематической связи. Эти средства быстро ассимилируются культурой нашего общества, так как они не только создают людям большие удобства, но и снимают многие производственные, социальные и бытовые проблемы, вызываемые процессами глобализации и интеграции мирового сообщества, расширением внутренних и международных экономических и культурных связей, миграцией населения и его все более динамичным перемещением по планете.

5. Информационные технологии занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации общества, развития его системы образования и культуры. Использование обучающих информационных технологий оказалось эффективным методом для систем образования, а также для систем повышения квалификации и переподготовки кадров.

Информационным технологиям в образовании (ИТО) специалисты определяют роль: катализатора эволюционных изменений средств и способов деятельности; совершенствования методов и организационных форм обучения; повышения качества за счёт усиления мотивационно-ориентировочного, операционального, контрольно-оценочного аспектов обучения, объёмности, разномодальности познания; средства автоматизации учебной, внеучебной, методической, управленческой, научной деятельности и т.д.

6. Информационные технологии играют в настоящее время ключевую роль также и в процессах получения и накопления новых знаний. При этом на смену, традиционным методам информационной поддержки научных исследований путем накопления, классификации и распространения научно-технической информации приходят новые методы, основанные на использовании вновь открывающихся возможностей информационной продержки фундаментальной и прикладной науки, которые предоставляют современные информационные технологии. В первую очередь здесь необходимо отметить методы информационного моделирования исследуемых наукой процессов и явлений, позволяющие ученому проводить своего рода «вычислительный эксперимент». При этом условия эксперимента могут быть выбраны такими, которые часто не могут быть практически осуществлены в условиях натурного эксперимента из-за их большой сложности, высокой стоимости или же опасности для экспериментатора.

Второе перспективное направление представляют собой методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и с нечеткими исходными данными. При этом логика автоматизированного поиска решений описанного выше класса задач начинает приближаться к тем метапроцедурам, которые используются человеческим мозгом. Третье перспективное направление представляют собой методы когнитивной компьютерной графики.

7. Принципиально важное для современного этапа развития общества значение развития информационных технологий заключается в том, что их использование может оказать существенное содействие в решении глобальных проблем человечества и прежде всего проблем, связанных с необходимостью преодоления переживаемого мировым сообществом глобального кризиса цивилизации. Ведь именно методы информационного моделирования глобальных процессов, особенно в сочетании с методами космического информационного мониторинга, могут обеспечить уже сегодня возможность прогнозирования многих кризисных ситуаций в регионах повышенной социальной и политической напряженности, а также в районах экологического бедствия, в местах природных катастроф и крупных технологических аварий, представляющих повышенную опасность для общества.

Рассмотрим терминологические аспекты данной проблемы.

Технология как некоторый процесс всегда присутствует в любой предметной области, особенности которой, в свою очередь, оказывают существенное влияние на функции соответствующих технологий.

Информационная технология направлена на обработку и (или) переработку «сырья» (в качестве которого выступают данные, информация, знания) путём использования соответствующих «машин», «механизмов» и «организационно-технологических приемов» (в качестве которых выступают аппаратные, программные и организационно-методические средства).

Следует отметить, что информационные технологии, в отличие от производственных, обладают рядом функций, отражающих их информационную сущность: сбор, регистрация, хранение, поиск, накопление, генерация, анализ, передача и распространение данных, информации и знаний. Эти свойства отражаются в толковании, данном И.В. Роберт: «Информационная технология – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов» . В простейшем случае можно считать, что «информационная технология » – комплекс средств, устойчиво приводящих к заданному результату.

Как видно из определения, данного И.В. Роберт, она относит информационные технологии к «практической части научной области информатики».

Существуют и другие определения. Согласно мнению Н.В. Макаровой «информационная технология » представляет процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления . Более кратко это определение звучит следующим образом: Информационная технология – совокупность методов и средств целенаправленного изменения каких-либо свойств информации.

Специалисты предлагают и такую формулировку данного понятия – методы решения задач в различных предметных областях на основе использования информационных процессов и компьютерных программно-технических средств.

Приведенные выше определения, отражая различные аспекты процессов обработки информации, в целом не являются противоречивыми. Обобщая их в контексте автоматизированной обработки, примем в качестве рабочего определения следующую формулировку: информационные технологии – система методов, способов и средств сбора, регистрации, хранения, поиска, накопления, обработки, генерации, анализа, передачи и распространения данных, информации и знаний на основе применения средств вычислительной техники и телекоммуникаций.

Основной целью информационной технологии является производство информации для последующего её анализа, решений по выполнению каких-либо действий, например, распространения и т.п. Информационная технология (ИТ) является предметом изучения информатики и представляет совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединяемых для сбора, обработки, хранения, распространения или отображения информации с целью эффективного и комфортного использования информационных ресурсов, повышения надёжности и оперативности выполнения информационных процессов. ИТ, как и большинство иных технологий, подразумевают использование программно-технических средств. Эти, как и любые другие, средства появляются, участвуют в операциях и процессах в результате применения различных технологий, но сами не являются какой-либо технологией. Таким образом, можно констатировать, что они являются инструментарием информационных технологий.

Используемые ныне словосочетания «новые информационные технологии» или «современные информационные технологии» подчёркивают их эволюционный характер. В этой связи рассмотрим исторические аспекты информационных технологий.

План.

1. Информационное общество и роль ИТ.

2. Информационные технологии и их роль в обществе.

3. Компьютерная этика.

1. Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций , когда кардинальные изменения в сфере обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений, приобретению человеческим обществом нового качества.

Усилились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития общества.

В эти годы и была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспективразвития экономики страны. В представленном отчёте, информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной, что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".

В те же годы анализ тенденций научно-технического прогресса и бурного развития новых технологий в США привёл к зарождению двух идеологий– информационного общества и постиндустриализма . Идея постиндустриального общества была выдвинута американским социологом Д. Беллом в его книге "Наступление постиндустриального общества. Опыт социального прогноза", изданной в 1973 г., в которой он разделил историю человеческого общества на три стадии – аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Развивая идеи Белла, другой американский философ, Э.Тоффлер (книга "Третья волна", 1980 г.)рассматривает историю человеческой цивилизации в виде следующих друг за другом волн. Первая волна – "сельскохозяйственная цивилизация" и её символ "мотыга", сменяется "цивилизацией индустриальной", символом которой является конвейер, а на смену ей приходит третья волна – "информационная цивилизация", символ которой –компьютер. Движущая сила первой волны - продукция сельского хозяйства и минеральные ресурсы, конвейер обеспечивает дешёвый труд и массовое производство, а движущаясила третьей волны – создание и эксплуатация знаний.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество – общество, в которомбольшинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силойразвития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Информатизация – организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

2. Информационная технология (ИТ) – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

Информационные процессы – процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями .

Телекоммуникации – дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий.

Отметим наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.

Расширение применения сети Интернет . С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины).Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

3. Первый кодекс компьютерной этики был разработан и принят в Институте инженеров электроники и электротехники (IEEE ) в 1979 г. Принятие кодекса было продиктовано пониманием того, что инженеры, учёные и технологи результатами своей деятельности определяюткачество и условияжизни всех людей в информационном обществе. Поэтому в преамбуле кодекса подчёркивается жизненно важная необходимость соблюдения всех норм этики при разработке и эксплуатации средств информационных технологий.

Позднее были разработаны и приняты кодексы этики Ассоциацией разработчиков компьютерных технологий (АСМ), Ассоциацией менеджеров информационных технологий (ДРМА), Ассоциацией пользователей информационных технологий в США (ITAA ), Ассоциацией сертифицированных компьютерных профессионалов (ICCP ). В 1987 г. был разработан и принят кодекс компьютерной этики для преподавателей высшей и средней школ. Кодексы послужили основой для создания специальных курсов, которые сейчас преподаются во всех школах и большинстве университетов.

На основе этических стандартов, используемых в перечисленных кодексах,Международная федерация по информационным технологиям (IFIP ) рекомендовала принять кодексы компьютерной этики национальным организациям других стран с учётом местных культурных и этических традиций.

Основой всех кодексов служат десять заповедей (подобно библейской нагорной заповеди Иисуса Христа, в которой также содержится десять моральных постулатов).

1. Вы не будете использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Вы не будете создавать помехи и вмешиваться в работудругих пользователейкомпьютерных сетей.

3. Вы не будете совать нос в файлы, не предназначенные для свободного использования.

4. Вы не будетеиспользовать компьютер для воровства.

5. Вы не будетеиспользовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Вы не будете использовать ворованноепрограммное обеспечение.

7. Вы не будете использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

8. Вы не будетеприсваивать чужую интеллектуальную собственность.

9. Вы будетедумать о возможныхобщественных последствиях программ, которые Вы пишите или систем, которые Вы разрабатываете.

10. Вы будете использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают Вашу предупредительность и уважение к другим людям.

Во всех кодексах наряду с перечисленными заповедями и общечеловеческими моральными нормами (честное исполнение своих обязанностей, профессиональная и социальная ответственность, повышение квалификации, расовое равноправие и т.п.) содержатся нормы, основанные на соблюдении четырёх главных моральных принципов: privacy (тайна частной жизни), accuracy «акьераси»(точность), property «пропети»(частная собственность) и accessibility «аксессибилати» (доступность). Модель компьютерной этики, основанная на этих принципах получила название РАРА по первым буквам слов, составляющих сущность модели.

privacy

Принцип "прайвеси" несёт важную смысловую нагрузку. Он выражает право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в неё органов власти и других людей. Соблюдение этого принципа особенно важно в связи с созданием многочисленных автоматизированных банков данных, содержащих различные сведения о личности. Поэтому одной из главных моральных норм создателей и пользователей информационных систем должно быть обязательство по соблюдению конфиденциальности доверенной информации.

accuracy «акьераси»

Точное соблюдение инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честное и социально-ответственное отношение к своим обязанностям предполагают нормы, основанные на принципе " accuracy ".

property «пропети»

Принцип " property " означает неприкосновенность частной собственности и является основой имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственностина информацию инорм авторского права.

accessibility «аксессибилати»

Принцип "доступности" к информации, один из главных принципов информационного общества, определяет право граждан на информацию и предполагает доступность каждого субъекта общества к информационным технологиям и к любой, необходимой для него информации, разрешённой для доступа, в любое время и в любом месте.

Перечисленные принципы нашли отражение и в "Национальном кодексе деятельности в области информатики и телекоммуникаций", разработанном Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Кодекс распространяется на все виды деятельности – производство, продажу, пользование средствами информатики и телекоммуникаций. Кодекс определяет, что эта деятельность должна быть законной, пристойной, честной и правдивой.

Юридические и физические лица, действующие в области информатики и телекоммуникаций, добровольно принимают на себя следующие бессрочные обязательства.

1. Не производить, не копировать и не использовать программные и технические средства не приобретённые на законных основаниях.

2. Не нарушать признанные нормы авторского права.

3. Не нарушать тайны передачи сообщений, не практиковать вскрытие информационных систем и сетей передачи данных.

4. Не извлекать прибыль от использования товарного знака, принадлежащего другой фирме или продукции.

Кодекс включает и другие моральные нормы и открыт для добровольного присоединения любого физического или юридического лица, действующего в области информатики или телекоммуникаций. Кодекс хранится в депозитарии Торгово-промышленной палаты.

Информационные технологии в современном мире.

І.1. Информационные технологии в образовании.

В настоящее время перед образованием стоит множество задач и важнейшая из них - подготовка подрастающего поколения к жизни в информационном обществе.

Информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в значительной мере за счет интеллектуальной деятельности, повышения технологического уровня производства и распространения современных информационных и коммуникационных технологий.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства. Международный опыт показывает, что высокие технологии, в том числе информационные и коммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран мира, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

В настоящее время информация, информационные процессы и технологии являются важнейшими составляющими жизни человека, что определяет становление информационного общества. Формируется новый информационный образ жизни, где практически все ее стороны в значительной степени пронизываются информационной деятельностью человека, базирующейся на современных информационных технологиях, а значит, изменяется и сам человек - его потребности, интересы, взгляды, ценностные установки.

Информация (лат. informatio - разъяснение, изложение, осведомленность) - одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.

Коммуникация -

    путь сообщения (напр., воздушная к., водная к.);

    форма связи (напр., телеграф, радио, телефон);

    акт общения, связь между двумя или более индивидуумами, основанные на взаимопонимании; сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц;

    массовая к. - процесс сообщения информации с помощью технических средств… численно большим, рассредоточенным аудиториям.

Технология (от греч. tchne - искусство, мастерство, умение и греч. logos - изучение) - совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; метод преобразования данного в необходимое; способ производства.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

Как отмечают Е.И. Виштынецкий и А.О. Кривошеев, использование применяемых в сфере образования ИКТ должно ставить своей целью реализацию следующих задач, таких как:

    поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

    поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;

    реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности.

Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду параметров:

1. По решаемым педагогическим задачам:

    средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);

    средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);

    вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);

    комплексные средства (дистанционные учебные курсы).

2. По функциям в организации образовательного процесса:

    информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);

    интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);

    поисковые (каталоги, поисковые системы).

3. По формам применения в образовательном процессе:

  • внеурочные

4 . По типу информации:

    электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программные и учебно-методические материалы);

    электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии; статистические и динамические модели, интерактивные модели; символьные объекты: схемы, диаграммы);

    электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (звукозаписи стихотворений, дидактического речевого материала, музыкальных произведений, звуков живой и неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);

I .2.Использование информационных технологий как средства повышения познавательной активности учащихся на уроках в школе.

Бурное развитие новых информационных технологий наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально "заглатывают" все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д.Поэтому необходимопостоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся.

При внедрении информационных технологий на уроке следует придерживаться следующих методических правил:

1. информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

2. новейшие информационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему образованияс учетом педагогической целесообразности и в сочетании с различными педагогическими технологиями;

Формирование творческой личности, одна из главных задач образования. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка.

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

    игровая деятельность;

    создание положительных эмоциональных ситуаций;

    работа в парах;

    проблемное обучение.

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер.

Использование мультимедийных презентаций на уроке в начальных классах сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.

Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации.

Мультимедийная презентация- это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагментов и анимацию, трехмерную графику. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определённым образом изменяться и реагировать на действия пользователя. Следовательно, мультимедиа технологии представляют информацию в максимально эффективном виде.

Мультимедиа технологии позволяют управлять потоком информации, т.е. могут быть интерактивны.

Мультимедиа презентации дают прямой доступ к информации. Пользователь может сразу видеть все содержание и переходить к тому, что его заинтересовало.

Перед современной школой стоит проблема повышения эффективности обучения. Для осуществления этого надо искать, выбирать методы, технологии обучения, опираясь на требования государственного стандарта к качеству современного образования.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

    активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

    достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

    развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

    снижению дидактических затруднений у учащихся;

    повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

І.3. Мультимедийная презентация. Классификация.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. По данным Центра прикладных исследований Вортоновской Школы (Wharton School) Университета штата Миннесота человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это УРОК, а значит составляет план урока исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН

При проектировании урока учитель может использовать различные программные продукты:

1. Возможно при подготовке и проведении урока использование готовых программных продуктов (энциклопедий, обучающих программ и т.п.).

2 . Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint.

3 . Система баз данных предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, но в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний.

4 . Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал.

5 . Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint зрелищны и эффективны в работе над информацией.

Преимущества мультимедийной презентации:

    она позволяет уменьшить непроизводительные затраты живого труда учителя, который в этом случае превращается в технолога современного учебного процесса, в котором ведущая роль отводится не столько и не только обучающей деятельности педагога, сколько учению самих учащихся

    дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного, образования отсюда, изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны

    повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения

    гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель – ученик»

    способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциации темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.)

    повышает мотивацию учения

    способствует развитию у учащихся продуктивных, творческих функций мышления, росту интеллектуальных способностей, формированию операционного стиля мышления. Презентация позволяет повысить успешность занятий с использованием демонстрационных средств

    способствует повышению мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем.

Для учителя:

    изображение с экрана позволяет дать визуальный ряд и не терять времени, отвлекаясь на разборчивое написание текста на доске;

    по мере появления новых материалов корректировать не весь курс, а конкретные слайды по определенным темам;

    для создания видеоматериалов с помощью Microsoft PowerPoint не обязательно быть художником, шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата

Классификация мультимедийных презентаций

Классификация презентаций по интерактивности:

Линейная презентация

    Слайды презентации сменяют друг друга последовательно.

    Пользователь пассивен, его участие в управлении презентацией незначительно.

    Внимание пользователя акцентируется на просматриваемом слайде, содержание просмотренных слайдов быстро забывается.

    Требования пользователя к качеству потребляемой информации невысоки.

Презентации со сценарием

    Являются совершенным средством представления информации для учебной аудитории.

    Материал в такой презентации, как правило, хорошо организован, ее можно отрепетировать заранее, чтобы обеспечить безупречную презентацию.

    Презентация, в ходе которой преподаватель руководит подачей материала, - это идеальный способ организовать процесс представления информации на уроке в школе.

    Эту методику можно применять в любой сфере обучения.

Обучающие презентации

    Обучающие презентации предназначены для помощи преподавателю и обучаемому и позволяют удобно и наглядно представить материал.

    Применение даже самых простых графических средств является чрезвычайно эффективным.

Самовыполняющиеся

    Законченные информационные продукты.

    Можно адресовать самовыполняющуюся презентацию аудитории, если поместить ее на сайт, дискету, компакт - или видеокассету и использовать для самостоятельного изучения школьником в ходе урока или дома.

Интерактивная презентация

    В таких презентациях реализована возможность выбирать, как способ изучения учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

    С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные "экскурсии"" по учебному материалу, которые позволяют пользователю самостоятельно ознакомиться с информацией о предмете.

    Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действий пользователя.

    Пользователь активен и в значительной степени управляет ходом презентации.

    Пользователь держит в памяти значительную часть презентации, рассматривая каждый слайд как продолжение предыдущих.

    Требования пользователя к качеству потребляемой информации высоки – он ожидает адекватной реакции на производимый выбор

І.4. Здоровьесбережение детей при работе с интерактивной доской и компьютером.

Сегодня все большее количество школ оснащается интерактивными досками. Отношение к ним у учителей-предметников складывается достаточно противоречивое: кто-то считает использование последних достижений образовательных технологий единственно верным решением, кто-то предпочитает оставаться верным традиционным методикам преподавания.

Интерактивные доски на практике оказываются значительно эффективнее традиционных школьных досок или проекторов. За счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие с учениками, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается качество образования.

Однако, применение интерактивных досок должно обязательно сочетаться с использованием традиционного наглядного материала, что позволит периодически переключать внимание учеников. Дело в том, что зрение ребенка чрезвычайно чувствительно к повышенным нагрузкам, неизбежно возникающим при работе с такой доской. Чтобы уменьшить нагрузку на глаза, следует внимательно подходить к выбору учебного материала. К примеру, недопустимо использовать слишком мелкий шрифт и перегружать рабочее поле посторонними элементами. Правильным образом следует выбирать и цветовое оформление, т.е. шрифт должен максимально контрастировать с фоном, а количество ярких элементов на экране должно быть минимальным.

При непосредственной работе ученика с интерактивной доской преподаватель должен внимательно следить за тем, чтобы ребенок случайно не повернулся лицом в сторону проектора, т.к. его чрезмерно яркий свет повреждает сетчатку глаза.

В целом, применение интерактивных досок в школе совершенно оправдано, т.к. они улучшают восприятие учебного материала, позволяют наладить тесный контакт учителя и класса, а также способствует прочному закреплению полученных знаний. Однако, такая методика преподавания требует более осмотрительного отношения преподавателя к здоровью учеников.

Говоря об использовании компьютера детьми встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о "засиживании" за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени - 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования!

Вверх