Развитие творческой самостоятельности студентов. Формирование творческой самостоятельности студентов как фактор развития субъектов образования Творческой самостоятельности

УДК 373.1
ББК 85.7


Заглавие

Творческая самостоятельность детей младшего школьного возраста

Creative self-dependency in the primary school age
Аннотация

С.Н. Булгаков

На сегодняшний день в педагогической и социально‐психологической литературе нет единого точного определения понятия самостоятельности. Известные психологи (Л.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) определяют самостоятельность как волевое свойство личности, как способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без посторонней помощи.

Самостоятельность – сложный и многоаспектный феномен. Его можно толковать и воспринимать по-разному: как свойство или качество личности, как показатель активности человека или как критерий его взрослости.

Человек как личность, пишет Л.И. Анциферова, «всегда сам самостоятельно прокладывает свой уникальный путь» . Эту мысль продолжает Э. Ильенков, который говорит, что человек может «самостоятельно определять путь своей жизни, свое место в ней, свое дело, интересное и важное для всех, в том числе и для него самого».

Самостоятельность не является врожденной чертой человека, она формируется и развивается на каждом возрастном этапе и имеет свои особенности. По мере взросления ребенка формируются самостоятельные действия и умения (сначала сидеть, стоять, ходить), а затем, они постепенно усложняются в игре, на занятиях, в восприятии окружающего мира и в общении с другими людьми.

Назвать самостоятельным можно того ребенка, который способен сам ставить перед собой цели и достигать их, решать свои проблемы без помощи посторонних, в соответствии со своим возрастом. В 3 года самостоятельный ребенок сам завязывает себе шнурки, в 7 лет может сам организовать себе завтрак или постирать мелкие вещи, а в 8 лет он может качественно выполнять домашнее задание.

Педагог при любом взаимодействии с детьми (урок, беседа, игра…) должен давать ребенку возможность проявить свою самостоятельность, создавая ситуации, когда:


  • самостоятельность возможна и по силам ребенку;

  • самостоятельность, постановка цели и ее достижение является престижным и привлекательным для ребенка, и, безусловно, заслуживает поощрения;

  • проявление самостоятельности необходимо для выполнения какой-либо задачи.
Самостоятельность в переводе с английского языка (self-dependence) обозначает собственную независимость, которая склонна полагаться скорее на себя, чем на других, и не искать поддержки у других.

Ученые, определяя понятие «самостоятельность», основываются на различных ее признаках: виды деятельности учащихся, их мотивы, степень самостоятельности выполнения заданий, самооценка, творческая активность и другие.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы знаний, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой самостоятельности учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческой самостоятельности.

В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».

Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.

Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.

Творчество предполагает наличие у человека определенных способностей. Творческая самостоятельность не развивается стихийно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания, пересмотра содержания учебных программ, создания педагогических условий для самовыражения в творческой деятельности.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности школьников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер учебного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков. Развитие творческой самостоятельности школьников не может происходить без постановки и решения самых разнообразных задач.

Развивать творческую самостоятельность? Что это значит?

- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.

- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций , позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

При развитии потребностей и интересов в творчестве мы используем различные формы учебной и внеурочной работы, стремясь учить ребенка целенаправленно, целеустремленно, многократно закреплять полученные знания и навыки. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. При этом уроки должны отличаться разнообразием деятельности, изучаемого материала, способов работы. Это побуждает детей к творческой активности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов предлагаются следующие задания:

    классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

    рассматривать систему в развитии;

    делать предположения прогнозного характера;

    выделять противоположные признаки объекта;

    выявлять и формировать противоречия;

    разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

    представлять пространственные объекты.

Большое значение я придаю выполнению творческих заданий на различных уроках:

    выполнить задание по аналогии;

    выполнить задание при частичной подсказке учителя;

    доказать правильность принятия решения;

    выполнить нестандартное задание;

    самостоятельно составить творческое задание;

    выполнить диагностическую (тестовую) работу.

Творчество – это созидание нового и прекрасного, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень тонкая и деликатная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.

Развить в детях творческую самостоятельность учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию.

А творческий учитель тот, кто:

Преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;

- свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

- уважает личность ученика;

- дифференцирует объем и сложность заданий;

Побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет одновременно держать в поле зрения всех учащихся класса;

Развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

Педагог содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческой самостоятельности младших школьников и их творчество должно проходить и в учебной и во внеурочной деятельности, причем деятельность эта должна координироваться.

ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРА

Даськова Юлия Викторовна 1 , Даськова Кристина Эдуардовна 2
1 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, преподаватель кафедры "Дизайн и ХПИ"
2 Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студентка группы ДС-41


Аннотация
Статья рассматривает творческую самостоятельность студента-дизайнера, как важный фактор социальной, профессиональной и личной самореализации. На основе анализа научных исследований понятия "творческая самостоятельность" выявлены существенные признаки и характеристики. С учетом особенности будущей профессии для дизайнеров были выделены структурные компоненты, на развитие которых необходимо сделать акцент в процессе профессиональной подготовки студентов.

CONCEPT OF CREATIVE INDEPENDENCE OF A CONTEXT OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE DESIGNER

Daskova Yulia Viktorovna 1 , Daskova Christina Eduardovna 2
1 Penza state University of architecture and construction, Teacher of the chair of design and art design of interior
2 Penza state University of architecture and construction, student gr. DS-41


Abstract
Article considers creative independence of the student"s designer as an important factor of social, professional and personal self-realization. On the basis of the analysis of scientific researches of the concept "creative independence is shown" essential signs and features. In view of feature of future profession for designers structural components on which development it is necessary to place emphasis during a vocational education of students, were assigned.

Библиографическая ссылка на статью:
Даськова Ю.В., Даськова К.Э. Понятие творческой самостоятельности в контексте профессиональной деятельности дизайнера // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Современный этап развития дизайнерского образования в России связан с кардинальными изменениями в общественной и экономической жизни как следствие этих изменений с социальным заказом на подготовку специалистов в области дизайна. Утверждается приоритет творческой личности дизайнера, способной к поиску новаторских подходов в решении проектных проблем и критической оценке деятельности, обладающей инициативой и самостоятельностью, умеющей гибко применять знания и опыт. В связи с этим особое значение в подготовке дизайнеров является формирования и развитие творческой самостоятельности. Творческая самостоятельность в процессе профессиональной подготовки и профессиональной деятельности дизайнера рассматривается нами как одно из ведущих профессионально важных качеств. Цель данного исследования заключается в рассмотрении творческой самостоятельности студентов-дизайнеров в учебном процессе вуза как важного фактора, позволяющего им в дальнейшем стать социальным, профессиональным и лично самореализованным человеком. Основные задачи исследования – определить понятие и структуру творческой самостоятельности.

Проблема творческой самостоятельности является одним из самых актуальных вопросов изучения. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты по проблеме формирования творческой самостоятельности студентов (Б.М. Теплов, В. В. Сериков, С. Медник, И. Я. Лернер, М. Н. Бажин и др.), структура и компонентный состав творческой самостоятельности (П. И. Пидкасистый, В. Б. Бондаревского, Н. В. Бордовской, М. Г. Гарунова, П. Кравчука, В. И. Орлова и др.); проблема критериев и показателей сформированности самостоятельной творческой профессиональной направленности (В.Я. Виленский, А.М.Новиков, В.Д. Чепик и др.); процесс формирования творческой самостоятельности (В. И. Андреева, В. А. Горский, Я. А. Пономарев и др.).

Исследования формирования и развития творческой деятельности дают определение творчества с учетом единства интеллектуальных и специальных способностей и подчеркивают, что творчество тесно связано без активности и самостоятельности человека в деятельности.

Существует ряд подходов к определению понятия «творческая самостоятельность». Приведем некоторые из них.

Творческая самостоятельность:

Не только владение определенной системой знаний, умений и навыков, но и способность самостоятельно мыслить, находить нестандартные решения творческих задач, умение предвидеть конечные результаты своей деятельности .

Умение самостоятельно осуществлять ближний и дальний, внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новую ситуацию, видение новой функции объекта в отличие от традиционной, построение принципиально нового способа решения, отличного от известных субъекту и т.д. .

Интегральное качество личности, характеризующегося способностью самостоятельно ставить цель учебно-профессиональной деятельности и прогнозировать ее творческое решение, актуализировать необходимые знания и способы ее достижения, планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью .

Созидающую деятельность, включающую в себя как результаты деятельности (конкретные продукты, идеи), так и сам процесс, в котором активизируется специфический стиль деятельности (Дрозина В.В., Качалов А.В. и др.) .

Творчество рассматривается как стиль деятельности учащегося, совпадающей с его способностями к данному предмету, нацеленных на экстраполяцию и саморазвитие способностей к творчеству, а не только на ее приобретение. Формирование и развитие творческой самостоятельности подразумевает – формирование и развитие творчества в регулярной деятельности обучающихся, рассматривающее становление созидающей творческой деятельности . Структура и компонентный состав творческой самостоятельности разработывали П.И.Пидкасистый, В.Б.Бондаревский, М.Г.Гарунов, В.В. Дрозина и др. В составе творческой самостоятельности ими выделяются следующие элементы: целеполагание, определение предмета деятельности, выбор средств деятельности, исполнение намеченных действий, проведение самоконтроля и самоанализа результатов . Если в процессе самостоятельной деятельности хотя бы одни из элементов отсутствует (т.е. не является самостоятельным), то это говорит о том, что деятельность студентов не обладает творческим самостоятельным характером. Карнаухова И.Б. в своем диссертационном исследовании формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуально-рефлексивный, мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности . Существенными признаками творческой самостоятельности являются: потребность в новых знаниях, желание овладеть методами и средствами их добывания; критический подход к самостоятельной деятельности и деятельности и суждениям других людей; возможность высказывать собственную точку зрения; умение самостоятельно мыслить; умение самостоятельно добывать новые знания и использовать их для дальнейшего саморазвития и практической деятельности.

В.В. Дрозина, И.П. Калошина, М.Г. Гарунов, А.В. Качалов и др. выделяют следующие структурные компоненты творческой самостоятельности: научные знания, познавательно-самостоятельное творчество, творческое мышление, творческая самостоятельная деятельность.

Н.Ю. Ермилова трактует творческую самостоятельность как целостною систему его личностных и профессиональных качеств, проявляемых им в ходе профессионального самостановления (самотворчества). Л.Ю. Круглова формулирует творческую самостоятельность как интегральное качество личности, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личностно-ориентированной, социально-преобразующей деятельности .

Основываясь на анализе выше приведенных определений понятия «творческая самостоятельность», мы считает, что творческую самостоятельность необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, как созидающую творческую деятельность; во-вторых, как свойство личности, характеризующееся качеством творческого мышления, наличием сформированных профессиональных знаний, стремлением и мотивацией отклоняться от традиционных способов решения проектной задачи. В этой связи становится необходимым, расширить понятие «творческая самостоятельность», обосновать ее содержание в контексте деятельности дизайнера .

Дизайн выделился в самостоятельный вид художественной деятельности в период становления промышленного производства предметов, до того являвшихся делом кустарных ремесленных производств (посуда, мебель, ковроткачество, ювелирное дело, внешняя и внутренняя отделка помещений и т.д.). Пионерами дизайна стали архитекторы и художники, пришедшие в индустриальное производство. Современный дизайн, будучи влиятельным видом проектного и художественного творчества, ориентированного на новейшие технологии и материалы, не только создает комфортную и привлекательную среду для человека, но и изменяет ее, существующие коммуникации, внутренний мир человека, воспитывая эстетический вкус .

Е.А. Климов предложил психологическую классификацию профессий. Им выделено пять классов отношений: 1) «человек- живая природа»; 2) «человек – техника и неживая природа»; 3) «человек – человек»; 4) «человек – знаковая система»; 5) «человек – художественный образ» . Дизайнер – это человек, погруженный в мир художественных образов. Деятельность дизайнера представляет собой сложный синтез труда изобретателя, ученого и художника, где очень важную роль играет мышление. Она направлена на разработку и проектирование предметно-пространственной среды, окружающей человека. Направленность деятельности дизайнера позволила нам, отнести его профессию в соответствии с вышеизложенной классификацией Е.А. Климова типу «человек – художественный образ». Необходимым условием успешной профессиональной деятельности дизайнера является способность представить и запомнить в уме образ, отвечающий первоначально поставленной задаче, а также умения представить его доступным способом для других членов профессиональной команды так, чтобы его можно было обсуждать и разрабатывать дальше. Дизайнер как специалист взаимодействует с огромной системой окружающего мира, начиная от средовой организации этого мира до выстраивания психологических и коммуникативных отношений внутри человеческого общества. Он не только взаимодействует, но и является центральным звеном в системе отношений с окружающим миром . Творческая деятельность дизайнера лежит в области проектирования и предполагает прохождение ряда последовательных стадий: накопление информации, поиск идеи-замысла, выбор проблемы и разработка проекта. Процесс проектирования в дизайне предполагает прохождение следующих этапов: формирование мыслительного образа, осмысление будущей композиции, предшествующее непосредственной работе по ее воплощению в материале . Творческая самостоятельность дизайнера представляет собой сквозную составляющую профессиональной деятельности, т.е. имеет место на всех этапах проектирования, отражает в себе функции и задачи этих этапов. Дизайнер не просто проектирует вещь (или процесс), отталкиваясь от функции или формы будущего изделия, а видит при этом проблему целиком с различных сторон, видит связи между ее частями, способен выявить техническое противоречие и осознанно изначально ориентировать мысль на идеальное решение, когда главная функция объекта выполняется как бы сама собой, без затрат энергии и средств, способен осознанно форсировать творческое воображение и преодолевать стереотипы .

Таким образом, дизайнеру предоставляется большое поле свободы для творчества, но дизайнерское творчество – это методически организованный процесс, имеющий определенное содержание и последовательность действий. Творческая природа дизайнерского проектирования заключается в характере ее содержания, в котором есть цель, есть средства, есть технология проектной деятельности, а результат каждого проекта неожидан и непредсказуем. Результат каждый раз формируется из комплекса исходных условий, как авторская концепция. В основе дизайнерского проектирования лежат научно-исследовательские и художественно творческие методы. Профессиональное творчество дизайнера опирается на его профессионально-нормативный опыт – соответствующие знания, умения и навыки . Исходя из этого, творческая самостоятельность является специфической характеристикой проектной деятельности дизайнера и характеризуется наличием творческого мышления, способностью студента-дизайнера планировать, организовывать и координировать проектную деятельность, критически анализировать, перерабатывать и использовать полученную информацию, в постоянно изменяющихся профессиональных условиях. В соответствии с этапами проектной деятельности, в составе творческой самостоятельности студентов-дизайнеров можно выделить следующие умения: умения входить в проблему (добывать, анализировать информацию), умений решать проблему (прогнозировать, организовывать, критически оценивать деятельность, находить новые способы решения), умения презентовать конечный результат (стремление к оригинальности, новизне, способность к выявлению рациональных способов решения проблемы) . Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров выступает одним из важных условий становления профессионального специалиста в области дизайна. Овладение творческой профессией дизайнера происходит не только при обучении в вузе, но и продолжается в процессе дальнейшей практической работы. Дизайн-подготовка в вузе, прежде всего, направлена на развитие личности студента, навыков комбинированного мышления и умения генерировать множество творческих идей.

  • Зиновьев С.И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. – 316 с.
  • Григорович Л.А., Марциковская Т.Д. Педагогика и психология: учеб.пособие, – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.
  • Комский Д.М. Основы теории творчества – Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т., 1993. – 77с.
  • Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?/ Новое в жизни, науке, технике/ серия «Педагогика и психология»/ издательство «Знание». - №1, 1978. – 48 с.
  • Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся и ее активизация при обучении математике: Учебное пособие. Омск, 1993, 156 с
  • Кришталь Н.М. Структура и содержание ключевых компетенций дизайнеров/ Обучение – № 7/78- 2010 г.
  • Арефиева О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике. – автореферат диссертации на соискание ученой степени канн. Пед. Наук. – Магнитогорск, 2007 – 21 с.
  • Новиков, А.М. Методология учебной деятельности/ А.М. Новиков. – М., 1981. – 324 с
  • Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Деловая игра “Жизненная стратегия творческой личности”. – Рига, Изд. ЦК ЛКСМ, Латвия, 1987
  • Полтавская М.Д. Формирование профессионально-значимых качеств будущих дизайнеров в процессе обучения в вузе: Дис. … канд.пед.наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2007. – 181 с.
  • Даськова Ю.В. Роль методов активного обучения в процессе формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Современные научные исследования и инновации. – Март 2014. – № 3 [Электронный ресурс]. URL:
  • Даськова Ю.В. К вопросу творческой самостоятельности как значимого компонента в содержании профессиональных компетенций выпускника по направлению “Дизайн”// Перспективы науки и образования сетевой научно-практический журнал. – 2014. № 1 (7). С. 165-168
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    1. Введение

    8. Список литературы

    Приложение № 1

    Приложение № 2

    Приложение № 3

    Приложение № 4

    (в приложениях конспекты уроков )

    1. Введение

    В современных социокультурных условиях образование предполагает развитие исторически нового типа личности XXI в.; личности, обладающей ценностным сознанием, духовной, нравственной и интеллектуальной культурой, нестандартным мышлением, устойчивой системой ценностных ориентаций на познание и самопознание, творческую самореализацию, саморазвитие, творческий диалог.

    В связи с этим актуализируется проблема воспитания творческой самостоятельности личности. По словам Л. С. Рубинштейна она проявляется в «выборе направления собственной деятельности через самостоятельную постановку целей и самостоятельный поиск средств деятельности».

    Необходимость воспитания творческой самостоятельности ставит перед педагогом задачу - формировать деятельностные и мотивационные компоненты его личности в активном гуманистическом отношении к действительности. Ведь человечеству не безразлично, на что будет направлена деятельность людей: на созидание или разрушение. Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагогов - выполнить этот социальный заказ. В этих условиях изменяется роль школы и учителя, от которых в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.

    Период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для воспитания творческой самостоятельности. Внеситуативная активность, творческое воображение, совершенствование произвольности, рефлексивные действия выступают резервами формирования творческой самостоятельности младшего школьника (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Петровский, В. И. Слободчиков). Обладание творческой самостоятельностью позволит младшему школьнику создавать качественно новые продукты учебной деятельности, принимать ответственные решения в образовательном процессе, развиваться как субъекту творческой самостоятельности.

    Цель работы : показать результативность работы учителя начальных классов по формированию творческой самостоятельности младших школьников.

    Задачи:

    1. Уточнение понятие «творческая самостоятельность» младшего школьника, используя педагогическую и методическую литературу.

    2. Определение научных подходов и принципов организации учебно-воспитательного процесса по формированию творческой самостоятельности младших школьников.

    3. Создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования творческой самостоятельности в начальной школе.

    4. Внедрение современных образовательных технологий для формирования творческой самостоятельности младших школьников.

    5. Демонстрация результативности некоторых форм взаимодействия педагога и младшего школьника по формированию творческой самостоятельности в учебно-воспитательном процессе.

    2. Понятие «творческая самостоятельность» в педагогической и методической литературе

    Основополагающее значение для нашего исследования имеют труды, в которых раскрыта сущность понятия «творческая самостоятельность».

    В философии творческую самостоятельность как сущностное свойство человека рассматривали М. М. Бахтин, Н. Бердяев, Вл. Соловьев, и др.

    В психологии проблема творческой самостоятельности анализируется в работах А. Г. Асмолова, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейна, и др.

    В педагогической науке проблема творческого самовыражения личности освещалась В. И. Андреевым, В. А. Сластениным, В. А. Сухомлинским, А. П. Тряпицыной.

    Выделены четыре направления исследования творческой самостоятельности: как способности мышления (А. В. Брушлинский, А. З. Рахимов); как способности к действию в новых условиях (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов); как совокупности творческих процедур учебно-познавательной деятельности (В. И. Андреев, И. Я. Лернер, В. С. Шубинский); как условия для проявления субъектной позиции (С. Л. Рубинштейн, А. П. Тряпицына).

    Развитие творческой самостоятельности в образовательном процессе рассматривали В. В. Давыдов, А. И. Савенков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.

    Особенностям творческой самостоятельности в младшем школьном возрасте посвящены работы В. Т. Кудрявцева, Б. Х. Пикалова, Г. А. Цукерман, Е. Л. Яковлевой.

    Творческую самостоятельность понимают как личностное образование, выражающееся в способности человека:

    Проявлять инициативу в постановке целей деятельности и выборе средств для их достижения (С. И. Гессен, С. Л. Рубинштейн),

    Действовать в новых условиях на основе приобретенных знаний и навыков (А. Г. Асмолов, А. Б. Ительсон, К. К. Платонов);

    Как способ бытия человека в качестве самостоятельного субъекта деятельности, проявляющего творческую активность (А. П. Тряпицына);

    Как качество мыслительного процесса, обобщенно отражающего действительность с опорой на чувственное познание и практическую деятельность (А. В. Брушлинский).

    Выявлено, что творческая самостоятельность младшего школьника первоначально проявляется в социально-коммуникативной области и ее содержанием выступают способности и умения выстроить учебное сотрудничество с педагогом, одноклассниками. Во внешне реализуемом поведении творческая самостоятельность выражается в единстве действий младшего школьника. Обнаружено, что, встречаясь с учебно-познавательной проблемой, творчески самостоятельный младший школьник не обращается сразу за помощью к педагогу, а без принуждения, применяя перенос или комбинирование известных способов действия, прибегая к дополнительным источникам информации, используя умения учебного сотрудничества с одноклассниками, стремится разрешить проблему. Самостоятельный контроль и самооценка отражают уровень развития рефлексивных действий. Самостоятельный поиск средств и определение целей учебно-познавательной деятельности способствуют реализации творческих возможностей младшего школьника.

    Мы рассматриваем творческую самостоятельность младшего школьника как обобщенное личностное свойство, выраженное единством творческой мотивации, саморегуляции познавательных процессов, рефлексивной способности и проявляющееся в поиске способов познавательной деятельности на основе собственных представлений о средствах ее исполнения и контроля . Творческая самостоятельность детей – более высокий уровень деятельности, а значит и развития младших школьников, т. к. они выступают исполнителем практических задач и заданий, поставленных учителем.

    3. Научные подходы и принципы организации учебно-воспитательного процесса по формированию творческой самостоятельности

    Образовательный процесс, реализуемый педагогом, основывается на методологическую основу включающую:

    Культурологический подход - это видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку. Компонентами культурологического подхода в образовании выступают:

    • отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурному саморазвитию и самоизменению;
    • отношение к педагогу как посреднику между ребенком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку детской личности в ее индивидуальном самоопределении в мире культурных ценностей;
    • отношение к образованию как культурному процессу, движущими силами которого являются личные смыслы, диалог и сотрудничество его участников в достижении целей их культурного саморазвития;
    • отношение к школе как целостной культурно-образовательной среде, где живут и воссоздаются культурные образцы жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры.

    Личностно-ориентированный подход состоит в рассмотрении образования как среды, растящей и питающей развитие личности. Ребенок выступает как субъект образования. Механизмом его развития выступает персонализация.
    В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами в образовательно-воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности образования, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем его эффективности.

    Личностные качества, обнаруживаются и развиваются в деятельности, именно деятельность стоит между обучением и личностным развитием, поэтому мы опираемся на деятельностный подход . Деятельность - наиболее эффективное средство саморазвития, средство убеждения. Чтобы она была личностно-развивающей, деятельность должна быть разнообразной, охватывающей умственную, практическую, эстетическую, эмоциональную и физическую сферы, дающие возможность самовыражению личности. Следовательно, развитие личности как процесс представляет собой усвоение обобщенно смысловых структур деятельности.

    Реализация целей и задач возможна, если ориентирами, направляющими образовательную деятельность, станут принципы:

    Принцип природосообразности образования означает отношение к ребенку как к части природы, осуществление образования в соответствии с законами развития детского организма, учитывая особенности физического развития, состояние здоровья ребенка, создавая условия для удовлетворения его доминантных потребностей: в движении, игре, познании, общении с людьми и природой, творчестве, обеспечивая адекватную преемственность этапов детского развития.

    Принцип культуросообразности определяет отношение между образованием и культурой как средой, растящей и питающей личность (П. Флоренский). Он означает, что культурное ядро содержания образования должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяться, исходя из его понимания как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации.

    Принцип ценностно-смысловой направленности образования ориентирован на создание условий для обретения каждым учащимся смысла своего учения и жизни.

    Принцип гуманизма провозглашает приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности в образовательном процессе.

    Принцип активности личности требует рассматривать личность не как объект воздействия, а как субъект познания и преобразования окружающего мира, стремящегося к саморазвитию и самореализации.
    Личностная направленность принципов образовательного процесса определяющим образом влияет на его ценности, в качестве которых выступают:

    • не знания, а личностные смыслы учения и жизни ребенка;
    • не отдельные умения и навыки, а индивидуальные способности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
    • не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учителя и ученика;
    • не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие, личностный рост ученика.

    4. Создание ситуации успеха в учебной деятельности для формирования творческой самостоятельности младших школьников

    Первое условие, обеспечивающее формирование творческой самостоятельности младшего школьника развитие положительной мотивации, так как мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность деятельности.

    Обычно в школу ребенок приходит положительно мотивированным. Чтобы у него не угасло положительное отношение к школе, усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны, и развитие учебных интересов-с другой.
    Надо иметь в виду, что “интерес” – это синоним учебной мотивации (по И. Герберту). Познавательный интерес - сильный внутренний мотив и как мотив учения носит бескорыстный характер. Для формирования познавательного интереса учителю необходимо создавать ситуацию успеха.

    Создание ситуации успеха

    Рис. 1 Схема ситуации успеха

    Основа создания ситуации успеха «три кита» учебной мотивации:

    1. Ощущение самостоятельности поиска: «Мы это поняли, узнали, придумали сами!»

    Техника «Проблемные вопросы»: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

    2. Ощущение свободы выбора: «Мы можем выбирать»

    Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны…» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», - тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности - тем лучше. Решайте сами, на каком материале, в чем предоставлять ученику право выбора - темы для сочинения, презентации, доклада, стихотворения для заучивания, а можно дать возможность самим придумать тему сочинения по изучаемому произведению, способ сдачи пройденных тем, наконец, на какой парте и с кем сидеть…

    3. Ощущение компетентности: «У меня это получается, я понял, я умею!» Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться. Обучая детей планировать свою деятельность и отслеживая трудность решаемых ими задач, можно способствовать тому, чтобы они успешно справлялись с ними и ощущали себя по-настоящему компетентными.

    • Авансирование успешного результата . Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получиться..», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
    • Словесные подкрепления, оценки, характеризующие учебную деятельность ученика- необходимы.
    • Персональная исключительность . Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
    • Высокая оценка детали . Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

    Каждый учитель должен уметь формировать у учащихся положительную "Я-концепцию". Для этого необходимо:

    Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).

    Создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".

    Исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").

    Предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").

    Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль эмоций и эмпатии.

    5. Современные образовательные технологии для формирования творческой самостоятельности в начальной школе

    Развивающая личностно-ориентированная система обучения «Перспективная начальная школа». Предпосылками для ее создания стали: основные положения Л.В. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Основная идея учебно-методического комплекса (УМК) «Перспективная начальная школа» – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности. УМК «Перспективная начальная школа» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

    Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

    Проблемный диалог – технология Образовательной системы «Школа 2100». Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Проблемный урок, считает М.И.Махмутов обеспечивает тройной эффект:

    Обеспечивая творческое усвоение знаний, ученик проходит четыре звена научного творчества:

    Постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний;

    Выражение решения и реализация продукта – на этапе воспроизведения, т.е. проговаривание знаний.

    При этом, в отличие от научного творчества, ученик формирует исключительно учебную проблему и открывает новое знание, лишь для него самого, а не для всего человечества, выражая его в простых формах.

    Проблемно-диалогическая технология в обучении включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик в учебном процессе совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний о действительности. Модель организации учебного процесса называют "ОБУЧЕНИЕ через ОТКРЫТИЕ".

    Технологические приемы организации учебного процесса.

    а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию,

    б) наполнить проблемную ситуацию противоречивостью в состоянии исследуемого объекта и создать условия для осознания этого противоречия учеником как проблемы;

    в) сформулировать задачу продуктивного (или творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

    Результативность можно оценить с помощью критериев:

    а) наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации: "Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...»;

    б) наличие у учащихся положительных изменений в эмоционально-волевой сфере: " Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание...";

    в) переживание учащимися субъективного открытия: "Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я? вывел закон...";

    г) осознание учеником усвоения нового как личностной ценности: "Лично мне это нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, мне будут эти знания нужны...";

    д) овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности. (Приложение № 1)

    Образовательная технология «ИнтеллекТ» является инструментом развивающего образования и представляет собой научную систему конкретных педагогических способов повышения эффективности учебной деятельности через предметно-ориентированное развитие интеллектуальных способностей.

    Образовательная технология «ИнтеллекТ» учитывает проблемы развития интеллектуальных способностей и ставит своими целями:

    • снижение утомляемости обучающихся на уроках за счет здоровьесберегающей организации учебной деятельности;
    • повышение мотивации обучающихся к предмету и учебе в целом за счет оптимизации учебного процесса и осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению;
    • повышение эффективности учебного процесса за счет развития предметных интеллектуальных способностей.

    На различных этапах уроках применяются специальные упражнения, которые развивают у учеников память, внимание, мышление и воображение. А также упражнения, направленные на развитие чтения, говорения, слушания, письма. То есть именно те свойства психики, достаточный уровень развития которых необходим и для успешного обучения и для личностного развития. Все упражнения выполнены в нетрадиционной форме, но только на материале школьной программы конкретного класса, многие задания носят игровой характер. (Приложение № 2)

    Технология Г.С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). К числу базисных идей ТРИЗ относятся следующие: теория - катализатор творческого решения проблемы; знания - инструмент творческой работы, творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все); творчеству, как и любой деятельности, можно научиться. Особое место в обучении занимает курс Развития Творческого Воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления, выработки умения работать с нетривиальными идеями. Основные черты технологии являются:

    • идея развивающего обучения и развивающего образования;
    • деятельностный подход в обучении;
    • направленность на формирование теоретических обобщений;
    • диалогическая форма общения учителя и ученика;
    • использование в обучении проблемных задач;

    ТРИЗ - исследование предполагает вторичную обработку информации, причем сама информация зачастую общеизвестна и широко доступна, новизна достигается за счет выбора оснований классификации и новых подходов к обработке фонда. ТРИЗ-подход к обработке информации реализуется через использование ряда моделей, реализующих системный и диалектический взгляд на изучаемый объект.

    Большое место в тризовском обучении занимает самостоятельная творческая деятельность учащихся, направленная на получение нового результата. Продуктивная деятельность учащихся младших классов не столько направлена на решение технических учебных задач, сколько на решение и изобретение того, что реальнее и ближе к ним: изобрести загадку, высказать оригинальную гипотезу, сочинить сказку, метафору, пословицу, «да-нетку»; изобрести подвижную игру, придумать новое свойство объекта и его практическое применение, предложить вариант устранения возникшей проблемы в классе, придумать и изготовить новую игрушку и т.д.

    Использование в школе методики ТРИЗ организует мышление, делает его системным, учит находить и разрешать противоречия. На этой основе достигается более глубокое усвоение фактических знаний, а главное - формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение снимать закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач - что и требуется сегодня в школе для подготовки к завтрашней жизни. (Приложение № 3 )

    Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерная техника применяется на различных этапах урока в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля. На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволяет проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению.

    Интернет – технологии - уникальные экспериментальные ресурсы, расположенные порой на другом конце земного шара: наблюдения звездного неба на настоящем телескопе, использование для перевода учебного текста онлайнового словаря, проведение виртуального опыта.

    6. Формы взаимодействия педагога и младшего школьника по формированию творческой самостоятельности

    Обучение является разновидностью человеческой деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых (одного или коллектива), протекающее в определенных условиях (учебно-материальных, морально-психологических и эстетических). Общение в процессе обучения оказывает исключительно сильное влияние на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных морально-психологических условий для активного учения. Умелое общение значительно повышает воспитательный эффект обучения.

    Диалог на уроке - это форма общения между учителем и учащимися. Диалог является важным средством формирования диалектического мышления учащихся. Эта форма общения позволяет ученику быть не просто потребителем знаний, но и активным соучастником их добывания. Неоспоримым достоинством диалога является и то, что он побуждает учащихся отстаивать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, приучает их к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.

    Диалог задевает эмоциональную сферу ученика. Он переживает, негодует, когда его убеждают в неправоте, в несостоятельности его позиции в споре, и, наоборот, радуется, когда прав. Знания, усваиваемые в аналоговом взаимодействии, бывают украшены особым эмоциональным оттенком. Поэтому эмоциональное отношение к содержанию диалога и к его участникам является важным условием выработки оценочных суждений и эмоционального воспитания учащихся.

    Диалог можно осуществлять на всех видах учебных занятий. Для возникновения диалога важен характер вопросов учителя. Вопросы воспроизводящего характера, как правило, не способствуют возникновению содержательного общения. Вопросы должны требовать от учащихся не просто воспроизведения ранее усвоенных знаний, а раскрытия сути обсуждаемой проблемы. Они позволяют учителю создавать на уроке проблемные ситуации и активизировать мыслительную деятельность учащихся. Многие такие задания используются для установления интегрированных связей.

    Для организации содержательного диалога необходимо в момент подготовки к уроку планировать и точно определить его цель, место, логику построения, предусмотрев заранее возможные варианты ответов учащихся. Тогда эффективность урока будет гораздо выше, поскольку на нем будут созданы условия для развития ума и речи учащихся. Так же возникает диалог в ходе ответа того или иного учащегося. Но эффективная организация общения между учителем и учащимися в форме диалога требует соблюдения определенных психолого- педагогических условий.

    Первое условие – равенство учителя и учащихся в диалоговом взаимодействии. Равенство учителя и учащихся в учебно- воспитательном процессе, как известно, основа сотрудничества между ними.

    Второе условие диалогизации учебного процесса – уважительное отношение к чужому мнению. Диалог должен допускать право ученика высказать любую точку зрения по обсуждаемой проблеме, какой бы вздорной учителю она ни показалась.

    Третье условие. Эффективность диалогового общения на уроке возможна, если сходятся две позиции, сталкиваются две точки зрения на обсуждаемую проблему.

    Диалог изначально допускает различные позиции в общении. Только так он и возможен. Для возникновения диалога его предметное содержание должно быть таким, чтобы оно допускало либо неоднозначное толкование, либо учителем он должен быть подготовлен так, чтобы вызывал столкновение двух и более позиций. Наиболее удачными формами для организации диалогового общения являются групповая работа, работа в парах, нетрадиционные уроки, поэтому удельный вес этих форм обучения в системе работы учителя должен быть увеличен. (Приложение № 4 )

    7. Результаты работы по формированию творческой самостоятельности младших школьников

    Для определения уровня творческого потенциала обучающихся учителем была проведена исходная и заключительная диагностика с применением теста «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева, тесты Поля Торренса для определения творческих способностей «Незавершенные фигуры», субтесты 4,5.

    Показатели сформированности основных показателей творческой самостоятельности (в %)

    Основные показатели

    1 класс

    2 класс

    Динамика

    Диагностический инструментарий

    Познавательная самостоятельность

    (44%)

    17 (68%)

    субтесты 4,5

    Поля Торренса

    Творческая активность

    (48%)

    16 (64%)

    Тест Поля Торренса «Незавершенные фигуры»

    Развитость творческой самостоятельности

    (40%)

    15 (60%)

    Тест «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева

    Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике отслеживаемых показателей. Из 25 обучающихся 2-го класса уровень сформированности творческой самостоятельности обучающихся на 20% выше, чем в 1 классе. Умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения показали 68% обучающихся. Высокий уровень готовности к принятию самостоятельного решения, вступать в диалог и отстаивать свою точку зрения наблюдается у 64% обучающихся 2-го класса. Доля обучающихся, которые научились самостоятельно составлять творческий текст выросла на 20%.

    О сформированности творческой самостоятельности обучающихся свидетельствуют результаты их участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.

    Результаты участия обучающихся в конференциях и творческих конкурсах

    Приложение № 5

    ФИО уч-ся

    Год

    Название

    Результат

    Василенко Виктория

    2012

    (русский язык)

    Диплом III степени

    Барышников Даниил

    2012

    Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-

    Экспресс»

    (математика)

    Диплом III степени

    Ивлев Андрей

    Диплом III степени

    Буракинский Илья

    Диплом III степени

    Василенко Виктория

    Диплом II степени

    Платонова Елизавета

    Диплом I степени

    Князева Елизавета

    2013

    Всероссийский Чемпионат начальной школы

    Лауреат

    Сидорова Полина

    2013

    Международный конкурс-игра по окружающему миру «Светлячок»

    Диплом III степени

    Масальский Марк

    2013

    Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»

    (русский язык)

    Диплом II степени

    Буракинский Илья

    Диплом II степени

    Платонова Елизавета

    2013

    Всероссийский заочный конкурс «Интеллект-Экспресс»

    (математика)

    Диплом III степени

    Барышников Даниил

    Диплом III степени

    Буракинский Илья

    Диплом III степени

    Сайбель Андрей

    2013

    Областной фестиваль театрального искусства «Легенды Жигулей»

    Капров Александр

    Диплом и медаль за лучшую роль в спектакле

    Команда мальчиков «Олимпийский дух» (6 чел.)

    2013

    Международная Интернет-олимпиада «Эрудиты планеты»

    5 место в Высшей Лиге

    Жирнов Александр

    2013

    Всероссийский конкурс «КИТ»

    Диплом за I место в регионе

    Масальский Марк

    2013

    Международная эвристическая олимпиада младших школьников «Совенок»

    Призер 1 этапа

    Василенко Виктория

    Призер 1 этапа

    Ивлев Андрей

    Лауреат 1 этапа

    Развитие творческой самостоятельности младших школьников проходит на занятиях в театральной студии «Надежда». Это часы внеурочной деятельности по программе «Театр», подготовка декораций к спектаклям и проектам, репетиций, придумывания костюмов. Занятия в театральной студии раскрывают творческих потенциал младших школьников.

    Умение пользоваться информацией является важнейшей составляющей общего культурного развития личности. Информированный человек всегда успешен, ориентирован на саморазвитие. Поэтому участие младших школьников в создании школьной газеты, обучение основам детской журналистики является актуальной. Педагогическая целесообразность этой работы заключается в том, что она способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, которые не всегда в полной мере удаётся «рассмотреть» на уроке (Приложение № 6).

    Опыт учителю по формированию творческой самостоятельности представлен в статьях методических сборников, в выступлениях на семинарах и педагогических советах. Разработки уроков, методические материалы находятся в свободном доступе на личном сайте учителя.

    Воспитание творца - это социальный заказ общества сегодня, и задача педагога - выполнить этот социальный заказ. Данная система работы учителя показывает, как меняется в этих условиях роль учителя, от которого в первую очередь зависит вероятность полноценного раскрытия творческого потенциала.

    8. Список литературы

    1. Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры / В.С. Библер. – М.: Директ-Медиа, 2007. – 926 с.
    2. Курганов, С. Ю. Психологические проблемы учебного диалога// Вопросы психологии. 1988. № 2.
    3. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.1977.
    4. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения // Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации. – Вып.3.- М.: Баласс, 1999.
    5. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл.ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1999.
    6. Синельникова В., Кудрявцева В. Методика разновозрастного сотрудничества для развития творческой самостоятельности учащихся // Педагогический вестник Республики Алтай. – № 10. - 2009. – С. 74-75.
    7. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. – Л., 1989
    8. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе [Текст].- М.: Сентябрь, 2000.-162с.

    1

    Охарактеризованы основные дидактические принципы при выборе методик формирования творческой самостоятельности; проектная методика – это педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования учащихся. Выявлено, что основные принципы проектной методики образуют тесные взаимопроникающие связи с принципами контекстного обучения. На основе четырех структурных компонентов творческой самостоятельности был выделен ряд соответствующих им критериев, позволяющих судить об уровнях их сформированности у студентов – будущих художников-стилистов. В процессе учебной деятельности проведения эксперимента использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной деятельности: технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

    творческая самостоятельность

    проектная методика

    художник-стилист

    профессиональная деятельность

    1. Битюк В.Л. Проектная методика как способ реализации принципов контекстного обучения // Вестник АГТУ. – 2009. – № 1 (48). – С. 173–175.

    2. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 192 с.

    3. Новые подходы к организации и обеспечению самостоятельной работы студентов / В.Р. Имакаев, С.В. Русаков, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер // Актуальные проблемы реализации образовательных стандартов нового поколения в условиях университетского комплекса: материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Оренбург: ОГУ, 2011. – С. 1557–1566.

    4. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 576 с.

    5. Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.А. Батышева. – М.: Профессиональное образование, 1999. – Т. 2. – 383 с.

    Современная парадигма профессионального образования ориентирована на формирование нового типа компетентного специалиста, для которого потребности в творчестве, саморазвитии и самореализации в профессиональной сфере приобретают доминирующий характер.

    Цель данного исследования - выявление эффективных способов формирования творческой самостоятельности. Для этого необходимо решить ряд задач: выявить основные дидактические принципы и специфику содержания выбранных методик; охарактеризовать методы и формы организации занятий, способствующих интеграции знаний и умений по всем составляющим подготовки к художественно-проектной деятельности.

    Достижение новых образовательных целей образования требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов, и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни с поиском путей решения возникающих проблем. При отборе содержания образования необходимо учитывать формы, методы и педагогические технологии передачи материала, уровни его усвоения и смысловую обусловленность действий.

    Под методами обучения понимаются «приемы и способы работы педагога (преподавателя, мастера) и учащихся, при помощи которых достигается прочное овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного и высокопроизводительного выполнения учащимися работ по профессии, формирования их мировоззрения, развития способностей к самостоятельному приобретению и творческому применению знаний» .

    Технология обучения выступает как «определенный задачами логически структурированный дидактический процесс, инвариантно протекающий под влиянием определенных педагогических условий и обеспечивающий прогнозируемый результат, либо как целостная система концептуально и практически значимых идей, принципов, методов, средств обучения, гарантирующая достаточно высокий уровень эффективности и качества обучения при ее последующем воспроизведении и тиражировании» .

    Выбор методики формирования творческой самостоятельности будущего художника-стилиста определен основными принципами дидактики. К ним относятся: доступность в обучении и воспитании; научность; коллективный характер воспитания и обучения в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности; принцип культуросообразности; принцип природосообразности; принцип сотрудничества; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания и обучения; систематичность и последовательность, связь теории с практикой, сознательность, активность и самодеятельность; единство конкретного и абстрактного; наглядность.

    Специфическим особенностям художественного образования соответствуют принципы проектной методики, поскольку теоретические и практические аудиторные занятия воспринимаются как рутина, а проектные формы работы - как креативная деятельность .

    Процесс профессиональной подготовки специалистов по художественному проектированию костюма состоит из двух этапов: пропедевтический курс, включающий в себя базовое художественное образование, т.е. классическую подготовку по художественным дисциплинам; узкая специализация по направлению художественного проектирования костюма, формирующая восприимчивость к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры.

    Поиск эффективных способов реализации принципов контекстного обучения в ходе формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов объясняет выбор из многочисленных форм, методов и средств обучения проектную методику, как технологию, обладающую мощным образовательным, воспитательным и развивающим потенциалом.

    Специфику содержания проектной методики как способа реализации принципов контекстного обучения определяет сущность проектирования. Н.П. Сибирская представляет проектирование как деятельность по созданию образа будущего предполагаемого явления. Оно является одним из аспектов творчества человека и основано на планировании, прогнозировании, принятии решений, разработке, научном исследовании .

    В самой этимологии слова «проект» явно обозначается активный творческий подход, стремление к социальному действию. Под проектной методикой понимается совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

    Таким образом, проектная методика - это педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний путем самоорганизации и самообразования учащихся.

    В.Л. Битюк выделяет четыре основных принципа проектной методики: коммуникативности, проблемности; автономности; ситуативной обусловленности . Если соотнести их с принципами контекстного обучения, то можно с уверенностью утверждать, что основные принципы проектной методики образуют тесные взаимопроникающие связи с принципами контекстного обучения. Например, проектная методика предполагает наличие личностно-значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, что определяет реализацию личностного потенциала учащегося в процессе художественно-проектной деятельности. Проблемное содержание обучения задает субъектно-субъектные отношения с консультационно-координирующей функцией преподавателя. Личностный компонент реализуется и в процессе творческого создания конкретного продукта, и в процессе активной познавательной деятельности. Следовательно, проектную методику можно считать одним из способов реализации контекстного обучения.

    Целью контекстного обучения является создание условий, которые способствуют развитию творческого мышления, закреплению умения действовать в ситуациях, адекватных ситуациям будущей профессиональной деятельности. Основной единицей содержания контекстного обучения выступает проблемная педагогическая ситуация. В качестве идеального примера педагогической ситуации может быть назван конкурс студенческих работ, например, конкурс молодых модельеров и дизайнеров одежды. В системе подготовки будущего художника-стилиста конкурс как форма организации обучения выполняет адаптивную, целевую, обучающую, воспитательную и рефлексивную функции.

    Достижение целей образования при подготовке учащихся к участию в конкурсе невозможно без использования нетрадиционных активных и интерактивных методов обучения. Интерактивные и активные методы имеют много общего. Для них характерны следующие признаки: высокая степень включенности студентов в процесс обучения; их активность в процессе разных видов учебной деятельности, совпадение познавательных интересов преподавателя и студентов; интенсификация процесса обучения, коллективное форсирование усилий; наличие обратных связей в обучении; мотивация обучения не только личностно, но и социально значимая; возможность моделирования целостного содержания будущей профессиональной деятельности благодаря формам обучения; повышенная эмоциональность студентов. В отличие от активных методов интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

    В образовательном процессе подготовка студентов к конкурсам и участие в них представляет собой инновационную форму организации обучения - форму организации самостоятельной работы для студентов, успешно справляющихся с программой дисциплины за более короткие сроки (разновидность ускоренного обучения), чем это предусмотрено рабочим учебным планом. Это обеспечивает формирование индивидуальной образовательной траектории каждого студента, развитие у него готовности к самостоятельной деятельности, проявляющейся в продуктивном вхождении в профессиональную среду, эффективном решении творческих профессиональных задач, творческом саморазвитии обучающегося.

    В процессе формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов могут эффективно быть применены методы проблемного обучения, но лишь после того, как у студентов в ходе освоения ряда учебных дисциплин сформируются определенные знания, умения и навыки. В таком случае деятельность педагога в ходе организации внеаудиторной профессионально ориентированной самостоятельной работы заключается в постановке проблемной ситуации перед студентами.

    Теоретической основой для реализации задач проблемного обучения послужило положение о том, что деятельность художника-стилиста или дизайнера костюма по самой своей природе носит творческий характер. Этим специалистам ежедневно приходится решать множество не только типовых, но и оригинальных задач, которые требуют анализа творческой ситуации; прогнозирования результатов в соответствии с имеющимися исходными данными; учета средств, используемых для достижения цели; оценки полученных данных и определение новых задач.

    Важнейшим компонентом дизайнерского мышления являются умения видеть творческую проблему в решении обычных повседневных задач, формулировать гипотезу, расширять рамки обычной информации, отбирать новые факты и явления, выбирать наиболее целесообразный путь поиска решения задачи, делать обобщенные выводы, отказываясь от неправильных положений и обосновывая дальнейший путь решения проблемы. В связи с этим особое значение в организации и осуществлении учебно-познавательной деятельности приобретает использование проблемно-поисковых методов. Именно осознание проблемы детерминирует ход мыслительных операций, определяет последовательность ступеней и придает процессу усвоения целенаправленный характер. Тогда знания, приобретаемые в самостоятельной познавательной деятельности, существенно отличаются от знаний, получаемых в готовом виде: они значительно глубже и полнее, могут быстро перестраиваться и становиться орудием осуществления практической деятельности студента, сознательно переходить в убеждения и в целом способствовать решению задач формирования творческой личности.

    Основой проблемно-поискового метода служат проблемные ситуации, дающие «толчок» мышлению. Проблемные ситуации вскрывают трудность познавательного материала и пробуждают «исследовательскую активность» обучающихся. Трудность, таким образом, выступает и как основной элемент, и как критерий выявления проблемной ситуации.

    В учебном процессе при усвоении пропедевтических курсов «Основы композиции» и «Архитектоника» определяются общие базовые композиционные принципы гармонизации костюма. Практические задания этих дисциплин имеют эвристический характер и задают исследовательскую активность. На завершающем этапе обучения студент проектирует авторскую коллекцию моделей одежды для участия в конкурсе модельеров с учетом межпредметных связей между разными дисциплинами: «Рисунок», «Живопись», «Цвет в костюме», «Пластическая анатомия», «Художественное проектирование костюма», «Выполнение проекта в материале», «История стилей в костюме» и др. Это позволяет целенаправленно строить учебный процесс, обеспечивать тесную взаимосвязь теории и практики, учитывать индивидуальные возможности студентов.

    Одним из основных показателей учебно-творческой активности обучаемых является внеаудиторная профессионально ориентированная самостоятельная работа, которая более продуктивно используется в условиях ограниченности учебного времени. Вся самостоятельная работа предполагает планируемый характер, учитывает индивидуальные возможности каждого студента.

    На основе мотивационно-ценностного, когнитивного, креативно-деятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов в структуре творческой самостоятельности будущего специалиста был выделен ряд соответствующих им критериев, позволяющих судить об эффективности процесса формирования данного качества личности, степени (уровня) его сформированности у студентов.

    Измерение образовательного результата осуществлено по четырем критериям сформированности творческой самостоятельности как интегративного качества личности будущего художника-стилиста:

    1) личностно-профессиональные мотивы и потребности;

    2) системное владение общенаучными и профессиональными знаниями;

    3) творческий метод;

    4) профессиональное самосознание.

    Показателями первого критерия являются: устойчивый интерес к профессиональной художественно-проектной деятельности; потребность в наиболее полном и глубоком освоении знаний, в стремлении разностороннего владения дизайнерским мастерством; потребность в саморазвитии и творческой самореализации.

    Для второго критерия выделены следующие показатели: знание закономерностей дизайнерского проектирования; умение формулировать и решать художественно-проектные задачи; умение пользоваться средствами художественной выразительности.

    Показатели третьего критерия: эффективное использование традиционных и новых методов художественного проектирования; разработка художественных проектов изделий с учетом конструктивно-технологических, эстетических, стилистических, экономических параметров.

    Показателями четвертого критерия являются: представление о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу.

    С целью получения достоверных результатов об эффективности использования педагогической технологии формирования творческой самостоятельности будущего художника-стилиста в вузе был проведен эксперимент, в ходе которого разработаны оптимальные методики, формы и средства учебно-познавательной индивидуальной и коллективной деятельности студентов, построено оптимальное взаимодействие студентов и преподавателей, определены процедуры контроля и измерение результата формирования творческой самостоятельности будущих художников-стилистов в рамках внеаудиторной самостоятельной работы студентов в Студенческом доме моделей Южно-российского государственного университета экономики и сервиса. В процессе учебной деятельности проведения эксперимента использовались следующие методы: проблемная лекция, проблемный семинар, тренинг, дискуссия, проектный метод, технология проблемного обучения. В квазипрофессиональной (то есть «профессиональноподобной») деятельности использовалась технология контекстного обучения, сущность которой состоит в моделировании предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности.

    Таким образом, данное исследование позволяет сделать следующие выводы:

    1. Творческая самостоятельность студентов - будущих художников-стилистов представляет собой сложное интегративное качество личности, сущность которого проявляется в единстве двух аспектов. В учебно-познавательном аспекте - как активное освоение общенаучных и профессиональных знаний, умений и навыков и их творческое применение при решении новых учебных задач; в личностном плане - как стремление реализовать свой профессионально-личностный творческий потенциал с учетом собственных потребностей, возможностей и способностей. Сформированное в ходе процесса обучения в вузе, это качество обеспечивает дальнейшую творческую самореализацию специалиста в профессиональной деятельности.

    2. Применение педагогических технологий в процессе формирования творческой самостоятельности в условиях моделирования предметного и социального содержания реальной профессиональной деятельности в рамках контекстного подхода определяют процесс движения деятельности студента от учебной академического типа через квазипрофессиональную и учебно-профессиональную к собственно профессиональной деятельности.

    3. Использование проектной методики, методов активного и интерактивного обучения, технологии проблемного обучения и других способов в комплексе представляют собой педагогическую технологию, поскольку гарантируют результат, прогнозируемый при планировании учебного процесса и подтвержденный в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

    Рецензенты:

    Шемет О.В., д.п.н., доцент кафедры «Информатика» Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты;

    Алиева Н.З., д.филос.н., доцент Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «Донской государственный технический университет», г. Шахты.

    Работа поступила в редакцию 03.09.2013.

    Библиографическая ссылка

    Кулешова А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖНИКА-СТИЛИСТА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-4. – С. 865-869;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32418 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    Вверх