Компоненты структуры творческих способностей. Компоненты творческих способностей. Текст научной работы на тему «Технология развития творческих способностей»

1

Проведен теоретический анализ работ, посвященных проблеме структуры творческих способностей. Отмечено, что многими исследователями в структуре творческих способностей выделены мотивационный, личностный и когнитивный компоненты. Подчеркнута важность рассмотрения процессуальной стороны творчества, характер которой влияет на результативность творческой деятельности. В связи с этим выделены компоненты, непосредственно связанные с этой стороной творческой деятельности: деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату); рефлексивный компонент (способность к глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию). Таким образом, структура творческих способностей младших школьников имеет следующие компоненты: когнитивно-эмоциональный, личностно-креативный, мотивационно-ценностный, деятельностно-процессуальный, рефлексивный.

творчество

креативность

творческие способности

структура творческих способностей

компоненты творческих способностей

творческие способности младших школьников

1. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С.54-63.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 c.

3. Гетманская Е.В. Личность: креативные характеристики // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С 15-20.

4. Гончарова Е.В. Развитие креативности старших дошкольников в процессе ознакомления природы // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 6-12.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

6. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 434 с.

7.Карпова Л.Г. Развитие творческих способностей младших школьников во внеучебной деятельности: дис. … канд. психол. наук. – Омск, 2002. – 215 с.

8. Кондратьева Н. В. Сущность понятия «творческие способности» // Концепт. – 2015. – № 09 (сентябрь). – ART 15320. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15320.htm. (дата обращения: 11.09.2015)

9. Кудрявцев В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования / В.Т. Кудрявцев. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 144 с.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 c.

11. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности // «Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования». Серия «Экология творчества» / под ред. Н.В. Маркиной, О.В. Верещинской. – Челябинск: Паритет-Профит, 2002. – № 2. – С. 42-58.

12. Малахова И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект: монография / И.А. Малахова. – Минск: БГУ культуры и искусств, 2006. – 327 с.

13. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. – М.: Педагогика, 1991. – 160 с.

14.Моляко В.А. Концепция творческой одаренности // Первые международные научные Ломоносовские чтения. – М.,1991. – С. 102–104.

15. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности / В.А. Петровский. – М.: ТОО Горбунок, 1992. – 224 с.

16. Шульга Е.П. Структура и развитие креативных способностей младших школьников: дис. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 233 с.

17. Guilford J.P., Demos G.D., Torrance E.P. Factors That Aid and Hinder Creativity // Creativity Its Educational Implications. John Wiley and Sons, Inc. N.Y., 1967. – 336 р.

18. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Р.Л. Солсо /пер. с англ. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.

19.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л. Хьелл, Д. Зиглер /пер. с англ. – СПб.: Изд-во «Питер Пресс», 1997. – 402 с.

В центре внимания современной педагогической науки и практики находится проблема воспитания свободной, критически мыслящей, творческой личности. Именно поэтому проблема развития творческих способностей остается актуальной уже достаточно долгое время. ФГОС НОО второго поколения ставит перед учителем задачу воспитания любознательного, активно познающего и творчески созидающего ученика. Понимание структуры творческих способностей есть необходимое знание для современного учителя, стремящегося решить проблему организации работы по развитию творческих способностей в современных образовательных учреждениях.

Под творческими способностями мы понимаем синтез индивидуально-психофизиологических особенностей личности и новых качественных состояний (изменений в мышлении, восприятии, опыте жизнедеятельности, мотивационной сфере), возникающих в процессе новой для индивида деятельности (в процессе решения новых проблем, задач), что ведет к успешному её выполнению или появлению субъективно/объективно нового продукта (идеи, предмета, художественного произведения и т.д.) . Творческие способности присущи каждому, они формируются и развиваются в деятельности. Продукт, получаемый в результате творческой деятельности, несет на себе отпечаток индивидуальных особенностей личности. Качество продукта (его проработанность, законченность, выразительность, степень оригинальности) зависит от особенностей процессов мышления, восприятия и мотивационной составляющей (заинтересованности в деле, потребности в творческом самовыражении) индивида. Но какова структура творческих способностей?

Под структурой творческих способностей мы будем понимать сумму компонентов (ряд частных способностей), составляющих единство психологических и личностных элементов, ведущих к успешному выполнению деятельности или появлению субъективно/объективно нового.

Для выделения структурных компонентов творческих способностей для нашего исследования мы обратились к анализу научной литературы, результатам исследований по данной теме.

В работах зарубежных исследователей нет такого понятия, как «творческие способности». Есть понятие «креативность», которая определяется по-разному, в зависимости от подхода: 1) как составляющая общей умственной одаренности; 2) как универсальная познавательная способность; 3) как устойчивое свойство личности. Представители когнитивного подхода (Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг, Е. Торренс, Л. Кропли и др.) не выделяют креативность как самостоятельную специфическую форму психической активности. С их точки зрения, креативность - способ применения интеллекта, характеризующийся гибкой и разносторонней обработкой информации. По Р. Стернбергу, структуру креативности составляют «три специальные интеллектуальные способности: 1) синтетическая - видеть проблемы в новом свете и избегать привычного способа мышления; 2) аналитическая - оценить, стоят ли идеи дальнейшей разработки; 3) практически-контекстуальная - убедить других в ценности идеи» .

Другие исследователи (Л. Терстоун, Дж. Гилфорд и др.) придерживаются иной точки зрения - креативность как самостоятельный процесс. Дж. Гилфорд определил креативность как «универсальную познавательную творческую способность», в основе которой лежит дивергентное мышление (ориентируемое на поиск нескольких вариантов решения проблемы). Им были выделены следующие интеллектуальные способности, входящие в структуру креативности. Среди них: беглость мысли (способность к порождению большого числа идей); гибкость мысли (способность использовать разные стратегии решения); оригинальность (способность избегать очевидных, банальных ответов); любознательность (чувствительность к проблемам); разработанность (способность детализации идей) .

Дальнейшие исследования в области креативности разрабатывались на основе личностного подхода - креативность стала пониматься как свойство личности. Здесь большую роль исследователи отвели эмоциональной и мотивационной сферам. Ими (С. Спрингер, Г. Дейч, Ж. Годфруа, Л.С. Кьюби, Ф. Бэррон) были выделены следующие личностные черты, присущие людям, успешным в творчестве: непризнавание социальных ограничений, чувствительность, ярко выраженное эстетическое начало, двойственность натуры, самонадеянность, уверенность в себе, независимость, эксцентричность, агрессивность, самодовольство, независимость суждений, ранимость, неконформность, любознательность, острый ум, открытость новому, предпочтение сложности, высокая увлеченность задачей, большая сила духа, стойкость к помехам окружающей среды, к разного рода конфликтам, чувство юмора . Что касается мотивационной сферы, то здесь две точки зрения. Креативным людям присуща: 1) тенденция к самовыражению, достижению «соответствия своим возможностям»; 2) тенденция к риску, желание достичь и проверить свои предельные возможности. Выделяются и другие мотивы: например, игровые, инструментальные, экспрессивные, внутренние. Последним исследователи (М. Васадур, П. Хаусдорф и др.) уделяют большое внимание . Именно от внутренней позиции личности, ее направленности, ценностных ориентиров зависит результат любой деятельности, а тем более деятельности творческой.

Дальнейшее развитие проблема креативности, структуры творческих способностей получила в нашей стране. Возникло новое направление - психология творчества. Креативность понимается как специфическая способность, не сводящаяся лишь только к интеллекту. Однако во многих исследованиях структура творческих способностей опирается на когнитивную их сторону - так называемое творческое мышление (мышление , направленное на принципиально новое решение проблемной ситуации, приводящее к новым идеям и открытиям). Так, А. Н. Лук, основываясь на исследованиях Дж. Гилфорда, расширил количество показателей креативности, включив в них помимо когнитивного компонента особенности восприятия, темперамента и мотивации .

С. Медник рассматривает креативность в качестве ассоциативного процесса. Творческие способности в его понимании есть синтез развитых конвергентного мышления и дивергентного. Именно поэтому в структуре творческих способностей автор выделяет следующие единицы: способность к быстрой генерации гипотез; ассоциативная беглость; нахождение сходства между отдельными элементами (идеями); опосредование одних идей другими; интуитивная прозорливость . Я. А. Пономарев также подчеркивает важность интуиции и отмечает ее одной из важных составляющих творчества.

Дальнейшее изучение творческих способностей привело к отражению и закреплению в структуре творческих способностей личностных и поведенческих аспектов (когнитивно-аффективный компонент).

Е. Туник выделяет следующие структурные компоненты творческих способностей: любознательность; воображение; сложность и склонность к риску .

А. М. Матюшкин, изучавший творческую одаренность, обосновал следующую ее синтетическую структуру: высокий уровень познавательной мотивации; высокий уровень исследовательской творческой активности; гибкость мышления; беглость мышления; способность к прогнозированию и предвосхищению; способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки .

В. А. Моляко выделил составляющие творческого потенциала, включив в них: задатки и склонности индивида; силу проявления интеллекта; особенности темперамента; особенности характера; интересы и мотивацию; интуитивизм; особенности организации своей деятельности .

В исследованиях Д. Б. Богоявленской когнитивная и аффективная подсистемы личности находят свой выход в так называемой «интеллектуальной активности» - нестимулированной продуктивной деятельности, познавательной самодеятельности. Интеллектуальная активность - «способность к развитию деятельности по инициативе самого субъекта». Эта активность есть та сила, которая движет творческим процессом. Структура творческих способностей выглядит «как взаимоотношение «целого» (интеллектуальной активности) и «части» (общие умствен-ные способности, мотивы)» . Мы подчеркивает главное в таком подходе - творчество рассматривается как активность личности, заключающаяся в возможности выхода за пределы заданного.

В. Н. Дружинин видит структуру творческих способностей следующим образом: интеллект; обучаемость; креативность (преобразование знаний). Он подчеркивает важность индивидуальных особенностей личности, которые приводят к доминированию либо активности надситуативной (творческой), либо адаптивной (нетворческой), что позволяет делить людей на более и менее творческих .

Само понятие надситуативной активности было введено В. А. Петровским . Это выход за пределы заданного, внешних условий и собственных потребностей; это стремление к самоактуализации и созиданию; это выбор неизвестности; постановка избыточных, с точки зрения исходной задачи, целей. Творчество есть форма надситуативной активности.

Взгляды В. А. Петровского получили развитие в работах С. В. Максимовой, разработавшей концепцию дуальности неадаптивных и адаптивных проявлений в творчестве . Cогласно этой концепции творческий процесс составляют активность неадаптивная, порождающая новые идеи, цели и т.д. и активность адаптивная, необходимая для их реализации.

Сейчас остается актуальной тенденция рассматривать структуру творческих способностей в единстве когнитивных и личностных переменных.

И. А. Малахова предлагает следующую структуру творческих способностей: мышление (конвергентное, дивергентное); качественные показатели мыслительной деятельности (широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность); воображение; творческое самочувствие; интеллектуальная инициатива (творческая активность, чувствительность к проблеме) .

В. Т. Кудрявцев, рассматривая структуру творческого потенциала, указал на воображение и инициативность .

Е. В. Гетманская выделяет три взаимосвязанных структурных компонента: познавательная мотивация; творческое мышление; творческие качества личности .

Т. А. Барышева наряду с мотивацией и дивергентностью включает в структуру творческих способностей и эстетический компонент (формотворчество, перфекционизм) .

Е. В. Гончарова включила в познавательно-креативный компонент воображение и эмоциональную развитость, в познавательно-интеллектуальный - вербальный интеллект, творческое мышление, познавательную активность, а в творческий - творческое восприятие и творческий продукт .

Младший школьный возраст рассматривается нами как наиболее удачный период для развития творческих способностей. Поскольку именно в этом возрасте при сохранении детской непосредственности, любознательности, впечатлительности и стремления к познанию происходит развитие всех когнитивных процессов, воображения, мотивационной сферы, индивидуальности. Ребенок ищет себя в учебной деятельности, общении, он открыт новому опыту и верит в себя.

Работ по проблеме структуры творческих способностей младших школьников немного.

Л. Г. Карпова обосновала в структуре творческих способностей младших школьников существование когнитивного, эмоционального и мотивационного компонентов .

У Е. П. Шульги есть эмоциональный и деятельностный компоненты. Мотивация и личностные особенности объединены исследователем в мотивационно-личностный компонент. Креативность, творческое мышление и воображение входят в когнитивно-креативный . Здесь мы наблюдаем в структуре все те компоненты, с которыми уже встречались в работах разных исследователей, представленных нами выше.

С точки зрения Г. В. Тереховой развитие творческих способностей есть результат обучения младших школьников творческой деятельности. Поэтому исследователь выделяет в структуре творческих способностей следующие компоненты: творческое мышление, творческое воображение, применение методов организации творческой деятельности .

Итак, в научной литературе не существует единого мнения по вопросу структуры творческих способностей. Однако мотивационный, личностный и когнитивный компоненты нашли отражение во многих работах по данной проблеме. Многие исследователи этими компонентами и ограничиваются. Мы же отмечаем недостаточное внимание исследователей к процессуальной стороне творческой деятельности (анализ проблемы, поиск противоречий, разработка решения, обоснование и т.д.), и, как следствие, отсутствие в структуре творческих способностей составляющих, ответственных за результативность творческого процесса. Именно поэтому мы выделяем деятельностно-процессуальный компонент, включающий творческую самостоятельность и способность оптимизации своего поведения (выбор такой стратегии поведения, которая приведет к положительному результату). Развитие творческих способностей невозможно без глубокой рефлексии, стремления к эстетическому обогащению, самообразованию и саморазвитию. Поэтому нами был выделен еще один самостоятельный компонент - рефлексивный.

Структура творческих способностей младших школьников в нашем понимании выглядит следующим образом:

1) когнитивно-эмоциональный компонент (дивергентное мышление, особенности темперамента, экспрессивность, эмоциональная чувствительность);

2) личностно-креативный компонент (творческий потенциал, воображение, критичность, независимость, склонность к риску, интеллектуальная активность);

3) мотивационно-ценностный компонент (потребность в творческой деятельности, общественно-значимые мотивы деятельности, признание ценности творчества);

4) деятельностно-процессуальный компонент (творческая самостоятельность, способность оптимизации своего поведения);

5) рефлексивный компонент (самооценка творческой деятельности, стремление личности к самообразованию, саморазвитию).

Выделенные нами компоненты указывают на направления деятельности учителя по диагностике и развитию творческих способностей учащихся и могут найти своё отражение в методических разработках.

Рецензенты:

Харитонов М.Г., д.п.н., профессор, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары;

Кузнецова Л.В., д.п.н., профессор, директор научно-исследовательского института этнопедагогики имени академика РАО Г.Н. Волкова ФГБОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я. Яковлева», г. Чебоксары.

Библиографическая ссылка

Кондратьева Н.В., Ковалев В.П. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21736 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Педагогическая наука во всем мире переживает период переосмысления философских оснований образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества. Градационная система образования, ориентированная на парадигму “учитель – учебник (в широком понимании) – ученик, в которой акцент делался на деятельность преподавателя, учитель выступая в роли основного и наиболее авторитетного источника информации. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: “ ученик – учебник (информационно-предметная среда) – учитель, где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Что же мы понимаем под таким понятием как “творческий потенциал”, “творчество”? На наш взгляд можно рассматривать творческий потенциал как динамическое интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность к творческой самореализации и саморазвитию.

В чем же состоят особенности формирования творческого потенциала учащихся? При всей своей индивидуальности и неповторимости процесс развития творческого потенциала учащихся – это регулируемый, управляемый процесс, успешность которого зависит от ряда педагогических условий, которыми на наш взгляд являются:

  • Учет возрастных способностей учащихся;
  • Трансляция творческого потенциала учителя.

Но при этом необходимо выполнять основные требования к построению методик:

– стандартизация, то есть установление единообразие процедуры проведения и оценки результатов, надежность, понимания как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых;
– валидность – пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.

Выделим несколько этапов в формировании творческого потенциала учащихся.

I этап – диагностический На этом этапе деятельность направлена на выявление одаренных детей, чьи интеллектуальные способности превышают средний уровень развития, креативность проявляется в нестандартных способах решений, мотивация направлена на глубокие знания и эрудицию. Составляющими этого этапа являются первичная и психологическая диагностики. Первичная диагностика строится на традиционных методах педагогических исследований, к которым относится наблюдение, изучение ученического творчества, беседы, дискуссии и др. Психологическая диагностика помогает оценить интеллект, креативность, мотивацию личности при помощи специальных тестов. Она важна и необходима, т.к. одаренность может быть скрытой и не являться очевидной для окружающих.

Рассматривая особенности формирования творческого потенциала учащихся, возникает необходимость использования и реализации различных педагогических инновационных технологий для “распознания” одаренных и талантливых детей. Именно эта часть системы обучения отвечает на традиционный вопрос “как учить” с одним существенным дополнением “как учить результативно”.

В нашей школе обучение детей с выраженными способностями к определенным видам деятельности организуется на III ступени обучения путем дифференциации на профильные и общеобразовательные классы. Таким образом создается достаточная мотивация и хорошие условия для реализации инновационных технологий, таких как: технология развития критического мышления, педагогическая технология “Дебаты”, учебная дискуссия и конечно информационные технологии. Одной из форм применения ИКТ является урок– презентация. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности: создать слайды для демонстрации исторических явлений, рисунки, схемы, фотографии, тексты, видео– и звуковые записи. Большое внимание мы уделяем вкладу обучающихся в создание презентации, поэтому стараемся превратить эту работу в творческий процесс с элементами проектной деятельности. Школьник создают презентации как проект, используя различные источники информации (текст учебника, дополнительная литература, Интернет, электронные учебники и учебные пособия), как иллюстрацию к докладу, сообщению, реферату. Для развития творческого потенциала обучающихся используем на уроках интерактивные творческие задания. Это может быть составление обучающимися исторических задача, решение творческих задач, написание рефератов, докладов, составление кроссвордов по теме, создание и выполнение проектов. Исходя из этого в нашей школе так же разработана и внедрена комплексная целевая программа “Интеллект”.

Далее мы выделяем II этап в развитии творческого потенциала учащихся – проектировочный. Здесь используем метод обогащения для более быстрого продвижения одаренных детей к высшим познавательным уровням в области выбранного предмета. Обогащение учащихся знаниями – это организация спецкурсов по истории, где привлекаются преподаватели вузов, индивидуальная, групповая работа и др. Учащиеся получают материал к дополнительным курсам, имеют больше возможностей для развития мышления, проявление креативности, умения работать самостоятельно, для навыков исследовательской работы. Таким образом создаются достаточная мотивация и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.

III этап – организационно-коррекционный. В нашем образовательном учреждении отдается предпочтение организации работы учащихся в малых группах. Именно при осуществлении работы в малых группах у педагога появляется возможность увидеть затруднения и препятствия, которые мешают ребенку развиваться дальше. На этапе практической деятельности особое место уделяется формированию навыков работы с документами, историческими картами, с информацией, а также формированию навыков установления причинно-следственных связей, умений анализировать и формулировать выводы по результатам анализа, осуществлению смысловой группировки материала, презентации и защите проектов. Очень важно на данном этапе, так это научить ребенка работать самостоятельно.

IV этап – оценочный. Это этап проверки приобретенных знаний обучающихся, обобщения и систематизации ошибок, пробелов с учетом полученных результатов. Функции учителя на данном этапе – контрольные, оценочные и корректирующие. Приобретенные знания проверяются участием обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня: участие в работе городской научно-практической конференции “Интеллектуал”, участие в Национальной Образовательной Программе “Интеллектуально – Творческий Потенциал России”, успешное участие в олимпиадах по истории (призовые места в городе, области). С 2000 года проводятся Всероссийские олимпиады по истории. Из двенадцати проведенных олимпиад наши учащиеся участвовали в восьми, в 2000, 2006, 2007, 2008 годах становились призерами. В 2009, 2010, 2011, 2012 год ученики нашей школы становились победителями и призерами Региональных межвузовских олимпиад по истории. Также в 2009 г. ученик нашей школы при выполнении ЕГЭ по истории получил 100 баллов.

Есть великая формула “дедушки” космонавтики К.Э Циолкосвского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творчества: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные”.

Видимо это и есть путь становления творческих способностей, путь развития исследовательского таланта. И нам, педагогам, важно выявить творческий потенциал каждого обучающегося, чтобы помочь ему в дальнейшем развитии.

Творчески активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере ученика. Практика убеждает, что для формирования богатого внутреннего мира учащихся надо выбирать такие приемы и способы побуждения к активной творческой деятельности, которые раскрывают перед ним заманчивую перспективу преодоления трудностей, развитие творческого мышления.

1.Одно из первых педагогических требований состоит в том, чтобы ни в коем случае не подавлять индивидуальность ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащиеся, высказав догадку или предположение, не могут их логически обосновать. Тем не менее, их необходимо поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

2.Для того чтобы у учеников развивались творческие способности, необходимо формировать у них уверенность в своих силах, веру в способность решать творческие задачи. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной.

3.Необходимо также всемерно стимулировать стремление учащихся к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения. Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятое решение, теряет способность к творческой деятельности.

4.Следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному решению задач.

5.Развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения.

6.Шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью педагога открытие нового знания, усиливают веру учащегося в свою способность к таким открытиям..

7.Важнейшим условием развития творчества учащихся является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь тогда, когда решается задача, ответ на которую не знает ни учащийся, ни преподаватель

Средства информационных технологий,направленные на развитие творческого потенциала учащихся на уроке музыки и во внеклассной работе по предмету

1.Обучающие компьютерные программы - как средство обучения стали использоваться в начале 70-х годов в период появления персональных компьютеров.

Основные функции, которые они выполняют в учебном процессе:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществление контроля с диагностикой ошибок и с обратной связью; осуществление самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

визуализация учебной информации моделирование и имитирование изучаемых процессов или явлений;


формирование умения принимать оптимальное решение в различных ситуациях; развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

усиление мотивации обучения (например, за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);

формирование культуры познавательной деятельности и другие.

2.Мультимедийные энциклопедии - справочный материал на компьютерных CD и DVD дисках предназначен для детей разного возраста. Он позволяет быстро найти нужную и полезную информацию, прослушать музыкальные фрагменты, структурированные по темам, композиторам, жанрам, направлениям в искусстве; просмотреть видео или анимационные фрагменты; познакомиться с фотоархивом по множеству тем; поработать с различными словарями и так далее. С помощью энциклопедий можно не только подготовить качественную и интересную презентацию, но и работать самостоятельно на уроках или дома. Привлекательность данного продукта для участников образовательного процесса в том, что для их эффективного освоения не требуется многолетней дополнительной подготовки.

3.Интернет-ресурсы. Часто даже самые замкнутые дети раскрепощаются во время работы на компьютере, застенчивые ученики легко общаются в Интернете, у них повышается самооценка, статус среди сверстников. Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы.

4.Мультимедийные презентации. Такая работа может осуществляться на разных этапах урока: как форма проверки домашнего задания; как способ создания проблемной ситуации; как способ объяснения нового материала; как форма закрепления изученного; как способ проверки знаний в процессе урока.

5. Уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок-научная конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции.

6. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер).

7.ЦОР (цифровые образовательные ресурсы). Современные информационные технологии обусловливают необходимость в создании медиатеки. Большое количество материала по предмету «Музыка» в цифровом формате - фонохрестоматии, произведения классической русской и зарубежной музыки; видеофрагменты из опер, балетов, фильмов; коллекции репродукций художников, иллюстраций - всё это является неотъемлемой частью каждого урока и нуждается в упорядоченной систематизации. Единая цифровая образовательная коллекция.

8.Программы-редакторы - средства для создания мультимедийных приложений. Это профессиональные звуковые редакторы, средства для создания и редактирования звуковой информации, которые дают возможность сделать необходимые изменения в музыкальных файлах: транспонирование в песнях караоке, улучшение качества звучания музыки, преобразование видео- и аудио- файлов для последующего их использования в презентациях или для записи на аудио диски, которые можно будет использовать на уроках при прослушивании на обычном музыкальном центре.

Технологии организации работы классного руководителя . Классный руководитель входит в структуру управления школой, является организатором воспитательной работы в первичных школьных коллективах (классах), взаимодействует с другими субъектами управления школой и воспитанием учащихся.

Деятельность классных руководителей в общеобразовательных школах разных типов в Республике Беларусь регламентируется ^ Положением о классном руководителе (1999). Классный руководитель назначается приказом директора образовательного учреждения из числа штатных учителей. В соответствии с вышеназванным Положением определяются права, задачи и должностные обязанности классного руководителя.

Задачи и должностные обязанности классного руководителя .1 Формирование личности; духовное, умственное и физическое развитие каждого ученика, его становление как гражданина.2Формирование у учащихся класса общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры отношений к себе и окружающим людям.3Воспитание национального самосознания, патриотизма; содействие усвоению учащимися общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию активной гражданской позиции. 4Развитие традиций образовательного учреждения; содействие усвоению правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей учащихся в классной группе, развитию органов ученического самоуправления. 5Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию, профессиональной ориентации учащихся класса на основе всестороннего изучения их индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей, ценностных ориентации, организации свободного времени.6 Взаимодействие с семьей, социальным педагогом и педагогом-психологом в целях достижения единства требований и согласования действий образовательного учреждения и семьи в отношении учащихся; создание в классе доброжелательных, дружеских отношений; воспитание уважения к окружающим людям.7 Забота о создании условий для успешной учебной деятельности учащихся, сохранении контингента класса; внесение предложений об организации компенсирующего обучения.8Забота о безопасной жизнедеятельности, моральной и социальной, защите учащихся; формирование здорового образа жизни, профилактика вредных привычек и СПИДа, содействие организации питания и медицинского обслуживания учащихся; профилактика противоправного поведения учащейся молодежи.9Планирование организации воспитательного процесса, общественно полезной деятельности, труда, отдыха и оздоровления учащихся класса во внеурочное и каникулярное время.10Ведение установленной в образовательном учреждении документации класса (журнала, личных дел учащихся, дневника классного руководителя и др.) 11Совершенствование своего профессионального и методического уровня, повышение квалификации на курсах, семинарах, практикумах, конференциях, участие в работе методического объединения классных руководителей и т д.

Ключевые слова

ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / CREATIVITY / KNOWLEDGE / SUPERCONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / NEEDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания » (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество . С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании, автор научной работы - Дащинская Т. Н., Дащинский В. Е.

  • Пространственная картина распределения ритмов электроэнцефалограммы у студентов-правшей во время экзамена

    2014 / Трушина Д.А., Ведясова О.А., Парамонова М.А.
  • 2018 / Турбасова Наталья Вячеславовна, Карпов Николай Владимирович, Елифанов Андрей Васильевич
  • Пространственно-временные ЭЭГ-маркеры опознания слуховых образов в норме и при психопатологии

    2016 / Бельская Ксения Алексеевна, Суровицкая Юлия Владимировна, Лытаев Сергей Александрович
  • Состояние внутрии межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии

    2013 / Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна
  • Патогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста

    2015 / Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна, Довганюк Мария Васильевна
  • Особенности нейроанатомии активного движения руки у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой (анализ данных функциональной магнитно-резонансной томографии)

    2017 / Мухина Т.С., Шарова Елена Васильевна, Болдырева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Смирнов А.С., Куликов М.А., Александрова Е.В., Челяпина М.В., Машеров Е.Л., Пронин И.Н.
  • Ээг-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10-12 лет

    2015 / Горев А. С.
  • 2010 / Стёпочкина С. П., Черапкина Л. П., Тристан В. Г.
  • Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования

    2016 / Морозова Людмила Владимировна
  • Дневная динамика межполушарной асимметрии электроэнцефалограммы при эндогенных депрессиях

    2011 / Мельникова Т. С., Краснов В. Н., Андрушкявичус С. И.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes "cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad breath, movement and a sound with the direct studentteacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity . Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Текст научной работы на тему «Технология развития творческих способностей»

УДК 316.3 + 612.82 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е.

Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады - дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.

Ключевые слова: творчество, познание, креативность, сверхсознание, технология, потребности.

TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES

Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E.

The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes -"cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad - breath, movement and a sound with the direct student- teacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.

Keywords: creativity, knowledge, creativity, superconsciousness, technology,

ВВЕДЕНИЕ

Проблема инноваций в настоящее время стала актуальной во всех сферах

В науке и технике, в искусстве и образовании, в производстве и потреблении. Ее решение лимитируется уровнем профессионализма человека и его способностью находить нестандартные оригинальные идеи и решения, позволяющие получать новое знание и открывать перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что решению данных проблем будут способствовать исследования нейро- и психофизиологических закономерностей творческого процесса и разработки на их основе технологий (психотехник), предназначенных не только для раскрытия и полноценного развития природного таланта творческой личности, но в большей степени - для формирования устойчивой потребности к любому творчеству и в том числе к усвоению и созданию новых знаний. Данные технологии должны быть рассчитаны на применение не только под руководством педагога, но и самостоятельно самим обучающимся. Гарантией эффективности и психосоматической безвредности таких психотехник будет обоснованное использование в ней достоверных научных данных по зависимости механизма мыслительного и творческого акта от генетических, физиологических, психофизических и социокультурных факторов.

В настоящей работе с целью разработки и апробации комплексной технологии, развивающей творческие способности и потребность в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность, проанализировали известные данные по нейрофизиологии и психофизике творческого состояния мозга, а также характерные психосоматические особенности людей, обладающих тем или иным талантом. При этом учитывали зависимость генезиса творческой личности от социокультурных и физических биогенных факторов.

1. ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

Объективной характеристикой ценности творческого интеллектуального или художественного продукта в вербальной или невербальной форме является степень его новизны, с которой напрямую связана мера полезности творческой деятельности. Эти количественные, по сути, характеристики одинаково применимы в двух качественно различных сферах творческой деятельности человека, относящихся к познанию и преобразованию мира. С ними связывают два типа мышления - вербально-логическое и невербально-интуитивное и, соответственно, две сферы творчества - интеллектуальная и художественная . На физиологическом уровне данному раздвоению творческих способностей соответствует морфофункциональная асимметрия полушарий мозга - правое полушарие у правшей считается доминантным в художественном творчестве, тогда как функции левого полушария (к примеру, речевая и аналитическая) доминируют в интеллектуально-рациональном творчестве. Конечно, такая дифференциация специализации полушарий мозга условна и на деле доминирование одного из типов мышления и соответствующей ему творческой способности, как правило, сопряжено с наличием незаурядных способностей, относящихся к специализации контралатерального полушария. К примеру, одаренные физики и математики хорошо разбираются в музыке (А. Пуанкаре,

A.Эйнштейн, Р.Фейнман, Г.Перельман). Многие выдающиеся художники преуспевали в эпистолярном жанре (А.Дюрер, Ван Гог, Э. Делакруа, А.Бенуа,

B.Васнецов, В.Верещагин) и наоборот - большинство поэтов умели достаточно выразительно рисовать (А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, Ф.Гарсия Лорка).

Эти примеры указывают на то, что нейро- и психофизиология творчества имеет выраженную асимметрию на уровне полушарий мозга, кроме того высокая активность доминантного полушария является мотивирующим фактором развития творческих способностей, свойственных контралатеральному полушарию. В основе этого синергетического эффекта,

очевидно, лежит механизм нейропластичности мозга, который обеспечивает действенность различных развивающих психотехник.

1.1. Концепция сверхсознания

Впервые термин «сверхсознание» был использован К.С.Станиславским в психотехнике обучения актеров сценическому мастерству . При этом умение «технически в совершенстве владеть своим сверхсознанием» расценивалось как ключевой и необходимый компонент творчества. Согласно представлениям П.В.Симонова , психофизика творчества включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, к подсознанию относятся автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты, те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. Сверхсознание интерпретируется как не контролируемый осознанным волевым усилием механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации и оригинального продукта . Симонов подчеркивает, что творчество в его наивысшем проявлении (талантливость и гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности. П.М.Ершов психофизику «вдохновения» связал с активацией сверхсознания, подразумевая при этом включение механизма интуиции и достижение специфического психического состояния - озарения. Он подчеркивает, что «сверхсознанием (интуицией, вдохновением) осуществляется развитие самого сознания и совершенствуется сама диалектическая логика. Такова творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы». В основе нейрофизиологии сверхсознания лежат процессы трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта . В процессы рекомбинации сверхсознание вовлекает психофизику сознания и подсознания, хранящего не только бессознательные рефлексы, но и социокультурные архетипы и

мифологемы .

В работе отмечено, что онтогенез сверхсознания при наличии генетических задатков осуществляется в процессе социализации человека, параллельно с генезисом фрейдистского Сверх-Я, ответственного за нравственное сознание, самонаблюдение и идеалы. Главным отличием сверхсознания от Сверх-Я является его креативная доминанта, которая объединяет подсознательные механизмы озарения, интуиции и памяти с механизмом осознания новизны и полезности нового смысла.

Исследования нейрофизиологии креативных состояний показали , что творческий процесс в сложной последовательности сочетает в себе нейронную активность обоих полушарий мозга с обязательным участием перекрестных осей пространственных синхронизаций биопотенциалов лобных отделов правого и задних левого полушария, а также лобных отделов левого и задних правого полушария. Креативные состояния, отвечающие этим двум осям условно определили как оси сверхсознания и когнитивная .

1.2. Факторы функциональной активности мозга

Включение в психотехники факторов избирательно активирующих правое или левое полушарие существенно увеличивает их эффективность. Речь, прежде всего, идет о моторных и сенсорных асимметриях. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная и связанная с ней тактильная. Важны также зрительная, слуховая и обонятельная сенсорные асимметрии. Сочетание асимметрии слуховой системы и голосового аппарата позволяют включать в психотехники фонетические и музыкальные факторы. Установлено , что в зависимости от внешних физических условий в процессе ночного сна у человека может генерироваться ресурс функциональной асимметрии, который проявляется через асимметрию биомеханики опорно-двигательного аппарата и может быть активирован «включением» речевой функции мозга.

Важнейшую роль в развитии психофизической асимметрии играет доминирование рефлекторных связей правого полушария с висцеральными

органами , нейрофизиология которых составляет основу бессознательного фрейдистского Оно. Необходимо также учитывать асимметрию эмоционального фактора творчества. Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями показана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными . Считают, что филогенетически положительные эмоции более молодые, чем отрицательные, то есть новые, молодые функции первоначально формируются в левом полушарии мозга, а позднее в той или иной мере передаются правому. Поскольку в онтогенезе воспроизводятся закономерности филогенеза, то их необходимо учитывать при разработке развивающих психотехник.

Правое полушарие участвует в мышлении и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне . Жестовая речь глухонемых находится в ведении правого полушария, так же, как и любая форма общения с помощью понятийных знаков, включая пиктографическую и иероглифическую письменность. Эти способности у правшей не нарушаются даже при поражениях левого полушария, о чем свидетельствуют рисунки художницы перенесшей серьезную травму лобно-височных отделов левого полушария . Работа правого полушария осуществляется в основном рефлекторно, а левое произвольно управляет психическими процессами. Левое полушарие берет на себя анализ и осмысление рациональных знаковых систем. Из-за преобладания тактильных рецепторов на кистях правых рук у зрячих и, тем более, у слепых людей оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи . До того, как И. Соколянским был разработан этот способ

коммуникации со слепоглухими от рождения детьми, они практически не становились людьми, то есть их интеллект оставался на уровне животных. Метод же Соколянского дает возможность слепоглухим детям достигать высокого интеллектуального развития - они приобретали высшее образование, становились учеными и защищали кандидатские степени .

Последний пример наглядно иллюстрирует важность и необходимость включения в развивающие психотехники непосредственных сенсорных контактов ученика с учителем и социумом. Очевидно, в данном случае работает универсальный адаптационный механизм, который свойственен от рождения всем живым системам. К примеру, умение петь у молодого соловья развивается в процессе подражания зрелым соловьям, точно также попугай после длительного звукового общения с человеком может воспроизводить слова и элементы человеческой речи. Соответственно психотехника, развивающая у человека потребность к обучению и творчеству обязательно должна включать элементы психофизики чувствительные к действиям социокультурных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является речь и востребованность социумом творческой деятельности. Развитие голосового аппарата и речи является ключевым эндогенным фактором фило- и онтогенеза мыслительной способности, а степенью осознания творцом востребованности плодов его творчества определяется мотивационная и эмоциональная составляющие творческого процесса.

Если, такие характеристики творческого потенциала, как оригинальность и гениальность детерминированы в основном генетикой, то потребность в его развитии и полноценной реализации формируется исключительно в процессе социальной адаптации, под воздействием экзогенных социально-культурных факторов: «потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически. В качестве априорно заданной может рассматриваться только необходимость и возможность формирования тех или иных потребностей. Первая определяется, в конечном счете, направленностью развития

человечества как родовой общности, вторая - взаимным соответствием, «стыковкой» человека и мира, их потенциальной взаимодополнительностью»

1.3. Практическая психология в творчестве

При разработке психотехник развивающих творческие способности можно использовать известные психофизические и физиологические упражнения, применяемые в оперном пении, различных обрядах и ритуалах, дыхательных гимнастиках и практической психологии.

К ним в первую очередь можно отнести ритуальные движения, звуки и песнопения, которые использовали и используют в различных культовых обрядах. Такие движения и акустические воздействия являются одним из способов одновременной активизации подсознания и сверхсознания, что дает хороший положительный эффект на физическом и психическом уровнях. Эффект, очевидно, обусловлен восстановлением и активизацией механизмов пространственно-временной организации мозга, включающих межполушарное взаимодействие, кортико-висцеральные отношения и функции подкорковых структур . В основе механизма стимуляции звуками и песнопением кооперативных процессов в различных отделах мозга может лежать возбуждение резонансных колебаний в локальных однородных жидкостноклеточных системах мозга на частотах гармоник колебаний воздушных сред в слуховом аппарате, в лицевых и лобных пазухах, а также столба воздуха в трахее. Варьируя способ пения (гортанно-носовое или грудное) и, соответственно, частотный диапазон звучания (гласные буквы - высокие частоты, согласные букву - низкие частоты) можно произвольно менять области активизации мозга. В первом случае будут предпочтительно стимулироваться колебания структур в лобно-височных отделах мозга, а во втором - в затылочном и мозжечковом.

Таким образом, при согласовании определенного ритма движения и специального способа песнопения может достигаться коррекция и

переформатирование энергоинформационного состояния мозга, которое закрепляется на уровне подсознания и способствует процессу активизации сверхсознания.

Дыхательные гимнастики помимо позитивного соматического эффекта развивают эндогенное дыхание и укрепляют систему кровоснабжения мозга. Особое значение в психотехнике приобретают упражнения с рассматриванием графических и живописных изображений, в которых содержатся либо гармоничные орнаменты или специально подобранное сочетание красок . Психологические опыты показывают, что такие упражнения способствуют к «переводу» мозга к состоянию «безмыслия», в котором происходит переключение активности мозга с левого на правое полушарие и усиление интуитивной составляющей творчества . Поскольку за живописное творчество ответственно в основном правое полушарие, то в работе отмечается, что профессиональное и учебное рисование и особенно в состоянии «безмыслия» способствует развитию творческих способностей человека.

2. ТЕХНОЛОГИЯ «СВЕРХСОЗНАНИЯ»

Руководствуясь перечисленными выше данными и опираясь на полифункциональные методики обучения мастерству актера , мы разработали технологию формирования-активизации творческой интуиции (сверхсознания), как основу комплексной психотехники, развивающей творческие способности вместе с потребностью в духовно-интеллектуальном самосовершенствовании. Технология с условным названием «сверхсознания» прошла длительную апробацию и внедрена в учебный процесс в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова с целью развития у студентов-актеров и у лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования, способностей к созидательной (инновационной) деятельности.

3. 1. Ключевые практические приемы технологии «сверхсознания»

В качестве физиологических параметров, усиливающих активность областей головного мозга, участвующих в формировании осей - когнитивной и

сверхсознания, а также височных зон правого и левого полушарий были выбраны: дыхание; ритмическое движение; звук и слово. Согласованность и гармоничность действия триады - дыхания, движения и звука, переходящего в слово, затем в речь на начальном этапе обучения достигались путем установления чувственно-психологического (энергоинформационного) контакта между учеником и учителем. Это особенно актуально для талантливых подростков, творческие задатки которых предполагают наличие повышенной чувствительности к мотивировочным духовно-физическим факторам социокультурной среды.

Ключевые практические приемы психотехники включали следующие комплексы.

2.1.1. Дыхательно-динамический комплекс.

Учитель опускает свои руки свободно вдоль тела и дает команду ученику дышать по схеме: спокойный вдох через нос и длинный полный выдох через рот (выдох длиннее спокойного вдоха в 3 - 4 раза). Учитель дышит в таком же режиме. Учитель становится сзади ученика и кладет кисти своих рук на его плечи и так управляет чередующимися движениями ученика - наклонами вперед-назад, поворотами налево-направо. Наклоны и повороты совершаются на максимально возможный угол и повторяются 3 - 4 раза. Во время наклонов и поворотов ноги ученика должны оставаться неподвижными с сомкнутыми стопами.

После этого ученик в течение и 3-5 мин совершает свободные движения на месте с закрытыми-открытыми глазами, стараясь работать мягко, без напряжения, достигая состояния подобно «безмыслия». Затем учитель, правой рукой подталкивая ученика в области седьмого-восьмого грудных его позвонков, направляет его движение по кругу диаметром 3-7 м. Начиная со второго круга ученик «отрывается» от учителя и пробегает трусцой по кругу 34 раза. После завершения бега трусцой учитель задает рукам ученика импровизационные вращательно-маховые движения в такт дыхания, которые

длятся не менее 5 мин. Затем, не прекращая движений руками, ученик под контролем рук учителя, лежащих на его пояснице, начинает совершать боковые наклоны туловища вправо-влево в такт движения рук и с нарастающей амплитудой до максимально возможного угла. С увеличением амплитуды наклонов постепенно и естественным образом включаются в импровизационное движение и ноги ученика, поочередно отрываясь от пола. После четырех-пяти наклонов учитель кладет свою правую руку ладонью на затылок ученика и легким плавным движением задает движения головы в противофазе движению туловища. При движении туловища ученика влево его голова должна пойти вправо и наоборот. Ученик продолжает импровизационные движения всем телом в течение примерно 5 мин.

Для выявления нейрофизиологических эффектов технологии сверхсознания использовали компьютерную методику анализа электрической активности мозга «Синхро-ЭЭГ», разработанную Н.Е.Свидерской . Исследования показали, что комплекс дыхательно-динамических упражнений активизирует работу височных зон обоих полушарий и повышает активность затылочной области правого полушария головного мозга обучаемого.

2.1.2. Вокально-динамический комплекс

Учитель дает команду замедлить импровизационные движения, не уменьшая их амплитуды, и закрыть глаза. Затем учитель дает команду начать петь сомкнутыми губами буквы «м» и/или «н». Пение должно начинаться с минимальной громкости, без напряжения, на длинном полном выдохе через нос. При этом ритмы импровизационного движения, дыхания и пения должны совпадать. С окончанием выдоха движения всего тела ученика не прекращаются. При переходе одного импровизационного движения в другое меняется тональность пения. Изменение тональности с высокой на низкую определяется величиной амплитуды комплексных движений тела обучаемого. Пение с минимальной громкостью должно длиться не менее 2 мин. Затем по команде учителя ученик, сохраняя эти условия пения поет произвольные звуки

и их произвольные сочетания в течении 2 мин, после чего учитель дает команду постепенно увеличить до максимума громкость пения и амплитуду импровизационных движений. В процессе пения ученик может открыть-закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

По команде учителя ученик, окончив импровизационные движения, сгибает на спокойном вдохе через нос свои руки так, чтобы их раскрытые ладони находились на уровне его груди и были обращены вверх. Затем ученик по команде учителя начинает повторять за ним произвольные бессмысленные фразы, копируя его движения. Примером, диктуемых учителем фраз являются, например, следующие: «матэро фа», «моски мива хан», «лятэ фарэсто хува» и т. п. При этом ученик должен акцентировать ударения в произносимых произвольных фразах. Постепенно учитель, а по его примеру и ученик, сводят движения до жестикуляции. Совместное произнесение учителем и учеником произвольных фраз с одновременной жестикуляцией должно длиться 2 мин, после чего учитель прекращает говорить и жестикулировать, а ученик продолжает делать это самостоятельно еще не менее 5 мин. Это необходимо для того, чтобы у ученика доминанта движения перешла в субдоминанту и была замещена доминантой речи, не имеющей смыслового содержания. В процессе самостоятельного произнесения учеником произвольных фраз одновременно с жестикуляцией наступает состояние синхронистичности дыхания, движения и речи обучаемого.

Нейрофизиологический контроль показал, что комплекс 3.1.2. активизирует моторный центр речи (центр Брока) левого полушария и повышает активность лобно-височной области правого полушария и затылочные области обоих полушарий мозга ученика, что дает ему возможность коррелировать последовательность и сочетание артикуляций звуко-речевых синтагм с движениями тела, мимикой и жестикуляцией. Принцип корреляции словесных и телесных выразительных средств активно используется в актерском и ораторском искусстве. Отметим, что лобная

область правого полушария и затылочная область левого полушария головного мозга являются фокусами оси сверхсознания.

2.1.3. Логико-смысловой комплекс

Учитель дает команду повторить за ним вслух программу-запрос, например: «Я хочу познать, что есть прямая». Ученик начинает осознавать новую информацию, сочетая когнитивную активность левого полушария с активностью правого полушария мозга, и интерпретируя ее движениями рук, и/или звуками, и/или речью. Формы интерпретации этой информации могут быть различными: рисунок, стихотворение, проза, музыкальный этюд,

пластическое движение, пение, речь, научно-техническая информация и т.п., включая их комбинации. Конкретную форму воспроизведения задает ученику учитель. Во время воспроизведения новой информации ученик может открыть или закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.

В процессе осознания и воспроизведения информации через произвольные формы у ученика активизируется лобно-височная доля левого полушария и сохраняется достигнутое в п. 3.1.2 состояние синхронистичности дыхания, движения и речи. Усиление фокуса в передних отделах левого полушария может быть свидетельством условий повышения контролирующей функции сознания. Активность височной доли левого полушария свидетельствует о включении в работу сенсорного центра речи (центр Вернике), отвечающий за понимание смысла получаемой информации. Момент постижения учеником смысла принятой информации, представляющего собой ответ на программу-запрос, является моментом наступления озарения. Активизация оси сверхсознания и когнитивной оси в данный момент является необходимым условием для достижения состояния творческого озарения. В акте озарения контролирующая функция сознания сохраняется, ослабляясь и уступая место другим слоям психики - и подсознанию, и сверхсознанию.

2.2. Результаты апробации технологии сверхсознания

Нейрофизиологический, психологический и медицинский контроль психосоматического состояния студентов, обучающихся с применением технологии сверхсознания показал не только ее безопасность для здоровья, но и позволил выявить ощутимый оздоровительный эффект применения технологии у лиц, имевших проблемы с интеллектуальным и психическим развитием. Непрерывный мониторинг успеваемости учеников и студентов и оценки специалистов уровня творческих способностей студентов в художественных сферах (живопись, литература, музыка, танец, театр) свидетельствуют о том, что студенты, освоившие технологию сверхсознания, приобрели и развили следующие способности и качества:

Ускоренно овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и успешно их применяют на практике;

Без особых затруднений достигают состояния творческого озарения, благодаря чему легко усваивают новые знания, художественные и технологические способы решения учебных и творческих задач;

Увлеченно занимаются творческо-экспериментальной, научноисследовательской и инновационной деятельностью;

Усваивают навыки научного и комбинаторного мышления, художественной изобретательности и новаторства;

При создании художественного продукта гармонично сочетают реализм и условность;

Авторские работы изобилуют нестандартным решением и наполнены философским содержанием, в донесении смыслов используют различные выразительные средства, при этом посредством символа, знака, метафоры создают свой «язык» художественного самовыражения (Рис 1-4);

Потребность в творческой деятельности как в средстве самосовершенствования становится духовным стержнем личности, определяющим ее мировоззрение и социальное поведение;

Студенты, прошедшие обучение с применением технологии сверхсознания в последствие могли ее использовать самостоятельно, а также исполнять роль наставника обучающего технологии других учеников.

Рис. 1. Рисунки обучающихся разного возраста: 1 - Полет Духа (Саша, 8 лет); 2 - Ветер Судеб (Настя, 11 лет); 3 - Источник вдохновения (Светлана, 22 года); 4 - Сила разума

(Александр 41 год)

Рис. 2. Работы Александры, 2-й курс, актёрский ф-т: 1 - Единение пространства и времени; 2 - Рождение мысли; 3 - Карьерная лестница; 4 - Причуды отражения;

5 - Единство и борьба противоположностей.

Рис. 3. Работы студентов 1 курса актерский ф-т. Виталия: 1 - Комедия; 2 - Трагедия;

и Екатерины: 4 - Смерть Антигоны

Рис. 4. Работы Натальи, 3-й курс, актёрский ф-т: 1 - Ромашки; 2 - Вечность, нежность и пустота; 3 - Созидатели; 4 - Произрастание

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных результатов можно заключить, что технология сверхсознания, формируя потребность в познании, повышает творческий и духовно-интеллектуальный потенциал обучающегося и ведет к сокращению времени его профессиональной подготовки без потери качества. Из этого следует, что для подготовки квалифицированных кадров, способных эвристически мыслить, генерировать продуктивные идеи и создавать оригинальный продукт, необходимо использовать педагогические приемы и технологии, которые способствуют активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания и сверхсознания).

Список литературы

1. Дащинская Т.Н. Сверхсознание как продукт социокультурной среды // Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». М.: 2008; Способ школы «Валашвеш» // Патент № 2157707, от 01.06.1999.

2. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества // Проблемы науки и образования. №3. 2012.

3. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. - Дубна: Феникс+, 2009.

4. Зденек М. Развитие правого полушария // http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-12.

6. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. №11, 2008. http://elementy.ru/lib/430728

7. Свидерская Н.Е., Антонов А.Г. Влияние индивидуальнопсихологических характеристик на пространственную организацию ЭЭГ при невербально-дивергентном мышлении // Физиология человека. 2008. 34(5): 1-

8. Свидерская Н.Е., Дащинская Т.Н., Таратынова Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т.51(3). С. 393-404.

9. Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В., Кожедуб Р.Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55(5). С. 626-632.

10. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо... М.: «Молодая гвардия», 1984.

11. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, - 2001.

12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., Наука, 1993.

13. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: 1994.

14. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: 1957, 550 с.

15. Холманский А.С. Дащинская Т.Н. Ресурс функциональной асимметрии мозга // Доклады конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности». - М.: 2008.

16. Neyman К. Правое и левое полушария и их функции в творчестве // http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Интуитивное рисование. Образы чувств // http://izotika.ru/intuit-ris/

1. Dashinskaya T.N. Tesis dokladov IV Vserossiiskoii nauchnoii konpherencii “Sorokinskie chteniya”. M.: 2008; Sposob schkoli “Valashvesh”. Patent №2157707 ot 01.06.1999

2. Dashinskaya T.N. Dashinskii V.E. Kholmanskii A.S Sociokulturnie I psihophisicheskie osonaniya hudozhestvennogo tvorchestva . Problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2012).

3. Erschov P.M. Skritaya logika strastei, cyuvstv i postupkov . Dubna: 2009.

4. Zdenek M. Razvitie pravogo polusharia . http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791

5. Leontiev D. A. Zhiznennii mir cheloveka i problem potrebnostei . Psihologicheskii zhurnal 13, no. 2 (1992): 107-120.

contradictions of a creative brain]. Khimiya i zhizn, no. 11 (2008).

http://elementy.ru/lib/430728

7. Sviderskaya N.E. , Antonov A.G. Vliyanie individualno-psihologicheskih harakteristik na prostranstvennuyu organizaciyu EEG-korrelayati neverbalno-divergentnom myshlenii . Phiziologiya cheloveka 34, no. 5 (2008): 1-11.

8. Sviderskaya N.E., Dashinskaya T.N., Taratynova G.V. Prostranstvennaya organizaciya EEG-korrelayati aktivizacii tvorcheskih processov . Zhurnal vysshaya nervnaya deyatelnost 51, no. 3 (2001): 393-404.

9. Sviderskaya N.E., Taratynova G.V., EEG-korrelayati izmenenuya strategii pererabotki informacii pri zritelnom voobragenii . Zhurnal vysshaya nervnaya

deyatelnost 55, no. 5 (2005): 626-632.

10. Sergeev F.B. Um horosho... . M.: Molodaya Gvardiya, 1984.

11. Simonov P.V. Lekcii o rabote golovnoga mozga . M.: Nauka, 2001.

12. Simonov P.V. Sozidayushii mozg . M., Nauka, 1993.

13. Simonov P.V. O dvuh raznovidnostyah neosoznovaemogo psihicheskogo: pod- i sverhsoznanii . Bessoznatelnoe. Mnogoorasie videniya. Novochekassk, 1994.

14. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad rolyu . M.: 1957. 550 p.

15. Kholmanskii A.S., Dashinskaya T.N. Resurs funkcionalnoi assimetrii mozga . Doklady ronferencii “Aktualnie voprosy funcionalnoi mezhpolusharnoi assimetrii i neiroplastichnosti”. M., 2008.

16. Neyman K. Pravoe i levoe polushariya i ih funkcii v vorchestve . http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Intuitivnoe resovanie. Obrazy chuvstv // http://izotika.ru/intuit-ris/

Дащинская Тамара Николаевна, Ректор Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Дащинский Виталий Евгеньевич, старший преподаватель Кафедры мастерства актера

Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Россия, 111401, г. Москва, Новогиреевская ул., д.14-А artershov@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Dashchinskaya Tamara Nikolaevna, Rector of Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Dashchinskiy Vitaliy Evgen’evich, Senior teacher of Chair of skill of the actor

Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova

Russia, 111401, Moscow, St. Novogireevskaya., 14-A

artershov@mail. ru

Рецензент:

Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М.Ершова

Юлия Гусева
Применение современных технологий в развитии художественно-творческих способностей детей

Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, т. к. именно творческий человек определяет прогресс человечества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте.

С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей , потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям новые знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для развития будущей творческой личности. Поэтому, необходимо вовремя развивать и совершенствовать уникальные способности детей .

Безусловно, особое место в столь сложной и необычайно важной работе занимает такая продуктивная деятельность как изобразительное творчество. Рисование – одно из самых любимых занятий детей . Начиная уже с младшего возраста, у ребёнка возникает естественное желание передать в рисунке свои впечатления от увиденного и прочитанного. Он берёт в руки карандаши, кисти, краски, бумагу, и начинается процесс творчества. Но порой образы тускнеют, краски растекаются, карандаши не слушаются, и юный художник испытывает неудовлетворённость и разочарование. Недоразвитие мелкой моторики рук , и, как следствие, несформированность графических навыков и умений, мешают ребёнку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия.

В своей практике я столкнулась с тем, что порой дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Я считаю, что главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызываютразочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребёнка была успешной – это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

В своей работе мною были определены следующие цели :

- развивать у детей интерес к изобразительной деятельности

Формировать познавательную и исследовательскую активность

Воспитывать у детей веру в свои силы и в свои творческие способности

-развивать художественные и творческие способности , художественный вкус

Для достижения этих целей я стала использовать на занятиях по рисованию с детьми младшего возраста нетрадиционные художественно - графические техники , т. к. именно они позволяют ребёнку без особых усилий быстро достичь желаемого результата. Дети с удовольствием выполняли задания по изобразительной деятельности, ведь эти задания им по силам, и результат своей работы они видят сразу. Ребятам было интересно и увлекательно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Единственный страх, который остался у детей – страх испачкать руки – исчез после первого же занятия. С тех пор, как я начала использовать на занятиях по рисованию нетрадиционные техники , я часто стала слышать от детей вопрос : «Что мы сегодня будем рисовать?»

Следует отметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности. Поэтому, на своих занятиях я стараюсь активизировать внимание детей при помощи таких стимулов, как :

Игра, которая является основным видом деятельности детей

Сюрпризный момент (любимый герой сказки приходит в гости)

Просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми

Для формирования творчества в рисовании большое значение имеет взаимосвязь художественного слова , музыки, изобразительного искусства. Благодаря этому создаётся эмоциональный настрой, вызывается желание самостоятельно передать образ в своей работе. Поэтому на своих занятиях я использую отрывки из произведений художественной литературы , музыкальных произведений. Беседы на занятиях сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов. Чтобы предупредить утомляемость у детей , внести разнообразие, доставить радость и удовольствие, я подбирала к занятиям соответствующие пальчиковые игры, физкультминутки, игры малой подвижности.

Результат детского творчества обязательно должен иметь практическое значение в глазах самих детей , на мой взгляд, это способствует большей заинтересованности детей самим процессом труда. Поэтому работы, нарисованные детьми, участвуют в выставках, в качестве подарков дарятся мама, папам, используются для украшения группы.

детей развитие развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества. На занятиях по изобразительной деятельности я стараюсь :

Вызывать у детей интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними

Побуждать детей изображать доступными для них средствами выразительности то, что для них интересно и эмоционально значимо

Помогать детям осваивать цветовую палитру, учить смешивать краски для получения светлых, тёмных и новых цветов и оттенков

Сохраняя непосредственность и живость детского восприятия, помогать детям в создании выразительных образов, деликатно и тактично способствовать развитию содержания , формы, композиции, обогащению рисунков по цвету

Постепенно, с учётом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам, не делая их предметом специальных учебных заданий.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что моя работа нацелена не на приобретение дошкольникам определённых знаний, умений и навыков, а на естественное и непринуждённое приобщение маленьких детей к миру изобразительного искусства, на развитие их активного интереса к рисованию, на развитие творческого потенциала ребёнка, основанного на принципах сотрудничества и сотворчества.

Публикации по теме:

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья Екатерина Ивановна Исрафилова Воспитатель группы компенсирующего вида (ТНР, ОНР) ГБДОУ № 15 Московского района г. Санкт-Петербурга «ПРИМЕНЕНИЕ.

Спортивно-музыкальные развлечения в ДОУ с применением здорово-сберегающих технологий. Веселая пора лето! У многих начались каникулы,.

Вверх